Условия покаяния

Содержание (в виде ссылок)
Языковое и шариатское определение термина «ат-тауба»
Важность и обязательность покаяния

Условия покаяния
Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом
Прекращение совершения греха
Сожаление (раскаяние) за совершенный грех
Мольба о прощении
Решимость больше никогда не совершать этот грех
Загладить свою вину перед тем, с кем человек поступил несправедливо
Покаяние принимаются только до предсмертного хрипа и восхода солнца со стороны запада
О необходимости быстрого покаяния после совершения греха
Тот, кто открыто совершал грехи или открыто призывал и совершал нововведения, обязан покаяться открыто

Важные вопросы, связанные с покаянием
Покаяние любимо Аллаху и является одним из величайших видов приближения к Нему
О желательности совершения благодеяния вслед за грехом
Намаз-покаяния
Наилучшая мольба покаяния
О том, когда обращение к Аллаху с просьбой о прощении само нуждается в покаянии
Делает ли повторное совершение греха после покаяния, недействительным предыдущее покаяние?
Есть ли покаяние для вероотступника?
О покаянии приверженцев нововведений
О запрещении рассказывать про свои грехи
Прекрасное наставление саляфов

Сравнение участи двух ослушавшихся Аллаха созданий

بسم الله الرحمن الرحيم

Языковое и шариатское определение термина «ат-тауба» (Покаяние)

Ибн Фарис говорил, что в языковом значении слово «ат-тауба» (араб. التوبة) означает: “Возвращение”. См. “Му’джам аль-макъаис” 1/357.

А Ибн Манзур сказал, что слова: تاب إلى الله – “Таба иля-Ллах (Он вернулся к Аллаху)”, означают: “Отстранился от своих грехов и обратился к повиновению Аллаху”. См. “Лисан аль-‘араб” 1/223.

В Шариате же “покаяние” означает: Отстранение от греха из страха перед Аллахом; ощущение мерзости греха; сожаление того, что произошло ослушание Аллаха; решимость впредь никогда не возвращаться к подобному и принятие для этого всех мер предосторожности.

Имам Ибн Муфлих сказал: “Ат-Тауба – это сожаление за совершенные прошлые грехи и ослушания, твердое решение оставления этого навсегда и только ради Аллаха Всевышнего, а не ради мирской выгоды или же предотвращения вреда, и оставления грехов по собственному выбору, а не из-за принуждения”. См. “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/84.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Значение «ат-тауба» в шариате – это оставление греха по причине его мерзости, раскаяние за его совершение, решимость впредь никогда не совершать его, вернуть притесненному его право, если таковое имело место или же попросить его о прощении”. См. “Фатх аль-Бари” 11/103.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Покаяние бывает двух видов: обязательное и желательное. Обязательное покаяние – это покаяние за оставление обязанностей и совершение запрещенного. Этот вид покаяния обязателен для каждого совершеннолетнего, как велено это Аллахом и Его Посланником (мир ему и благословение Аллаха). А желательное покаяние – это покаяние за оставление желательных деяний и совершение нежелательных поступков”. См. “Рисаля фи-ттауба” 21.

Вернуться к содержанию

Важность и обязательность покаяния

Всевышний Аллах сказал: «О рабы Мои, преступившие предел во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный! С раскаянием обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему» (аз-Зумар 39: 53-54).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Этот благой аят является призывом для покаяния ко всем грешникам из числа неверных и прочих людей. Этот аят извещает о том, что Аллах прощает все грехи тому, кто отказался от их совершения и принес покаяние за это, какими бы они ни были и даже если они по количеству подобны пене морской”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/345.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет такого правоверного раба Аллаха, чтобы у него не было греха, который он совершал бы время от времени». ат-Табарани в “аль-Аусат”. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5735.

Этот и подобные ему хадисы указывают на то, что у каждого верующего есть грехи и недостатки, однако, люди отличаются друг от друга тем, в какой мере им присущи грехи и насколько искренне они каются перед Аллахом.

Сообщается от Анаса, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все сыны Адама ошибаются, а лучшими из ошибающихся, являются кающиеся». ат-Тирмизи 2499, Ибн Маджах 4251. Имам аль-Хаким, имам Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Всевышний Аллах сказал: «И кайтесь перед Аллахом все, о вы, кто уверовал! Быть может, вы преуспеете» (ан-Нур 24: 31).

Всевышний Аллах также сказал: «А кто не кается, те – несправедливые!» (аль-Худжурат 49: 11).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О люди, приносите покаяние Аллаху и просите Его о прощении, ибо я, приношу Ему свое покаяние по сто раз в день». Муслим 2702.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Община мусульман единогласна в том, что покаяние – обязанность всех правоверных”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 5/90.

Вернуться к содержанию

 

Условия покаяния

 

Искреннее раскаяние перед Всевышним Аллахом

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него!» ан-Насаи 3140. Хафиз аль-Мунзири, имам аль-‘Иракъи, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Вернуться к содержанию

Прекращение совершения греха

Всевышний Аллах сказал: «Скажи неверным, что если они прекратят, то им будет прощено то, что было в прошлом» (аль-Анфаль 8: 38).

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Истинное покаяние – это раскаяние за совершенные грехи, мгновенное прекращение его совершения, и твердая решимость не совершать этого впредь!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/191.

А что касается покаяния того, кто просит прощение у Аллаха и в то же самое время продолжает совершать свой грех, то оно не является действительным, и саляфы относительно этого высказывались очень строго! Ибн ‘Аббас говорил: “Раскаявшийся в грехе подобен тому, кто вовсе не совершал его, а просящий прощения за грех, но продолжающий грешить, подобен издевающемуся над своим Господом”. Ибн Аби ад-Дунья в “ат-Тауба” 85, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 10/154.

Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд сказал: “Мольба о прощении без отказа от грехов, есть покаяние лжецов!” См. “аль-Азкар” 492.

Вернуться к содержанию

Сожаление (раскаяние) за совершенный грех

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Сожаление о грехе – это покаяние». Ибн Маджах 4252. Имамы Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Хаджар, аль-Бусыри, аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Если человек не сожалеет о том скверном, что он совершил, то это указывает на то, что данный человек довольствуется этим грехом и упорствует в его совершении!” См. “Мадариджу-ссаликин” 1/182.

Имам ас-Синди сказал: “Сожаление должно быть вызвано именно по причине совершения греха! Если же человек проявит сожаление по иной причине, как например, он стал сожалеть, что пил вино из-за траты на него денег, то такое сожаление не имеет к покаянию никакого отношения!” См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 4/492.

Вернуться к содержанию

Мольба о прощении

Несмотря на то, что сожаления является самым важным условием покаяния, также для искреннего раскаяния необходимо и просить прощения у Всевышнего своими устами, как повелел это Аллах, сказав: «Просите прощения у Господа вашего и кайтесь перед Ним» (Худ 11: 3).

И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний говорит: “О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прощения, то Я прощу тебя!”» ат-Тирмизи 3540. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, имам аль-Музани и шейх аль-Альбани.

И прося прощения у Аллаха, следует проявлять настойчивость, не говоря: “О Аллах, прости меня, если пожелаешь” и т.п. От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: “О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь”, но проявляет решительность, ибо никто не сможет принудить Аллаха к чему бы то ни было». аль-Бухари 6339, Муслим 4/206.

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз в своих обращениях к мусульманам писал: “Говорите так, как говорил ваш праотец Адам (мир ему): «Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не помилуешь нас, то мы непременно окажемся одними из потерпевших урон» (аль-А’раф 7: 23).

И говорите так, как говорил Нух (мир ему): «И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь среди потерпевших убыток» (Худ 11: 47).

И говорите так, как говорил Ибрахим (мир ему): «Который, я надеюсь, простит грех мой в День воздаяния» (аш-Шу’ара 26: 82).

И говорите так, как говорил Муса (мир ему): «Господь мой! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!» (аль-Къисас 28: 16).

И говорите так, как говорил Зу-Ннун (Юнус) (мир ему): «Нет божества, кроме Тебя! Свят Ты! Воистину, я был из числа несправедливых!» (аль-Анбия 21: 87)”. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 387.

Вернуться к содержанию

Решимость больше никогда не совершать этот грех

Всевышний Аллах сказал: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно. Как же прекрасно воздаяние трудящихся!» (Али ‘Имран 3: 135-136).

Ан-Ну’ман ибн Башир рассказывал: “Я спросил ‘Умара ибн аль-Хаттаба о значении аята: «Кайтесь перед Аллахом искренним покаянием» (ат-Тахрим 66: 8), и он сказал: «Это раскаяние за допущенный грех и не возвращение к нему впредь, либо не иметь желания возвращаться к нему»”. Ибн Аби Шейба 901, аль-Хаким 2/495. Хафиз Ибн Хаджар и хафиз аль-Бусыри назвали иснад достоверным.

Вернуться к содержанию

Загладить свою вину перед тем, с кем человек поступил несправедливо

Если мусульманин своровал или причинил какой-либо материальный или физический вред другому, то упомянутых условий покаяний будет недостаточно до тех пор, пока он не загладит свою вину перед пострадавшим, либо вернув ему причитающееся ему по праву, либо попросив у него прощения.

Со слов Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть тот, кто поступил несправедливо по отношению к своему брату, в отношении его чести или чего-либо еще, освободится от этого сегодня, прежде чем исчезнут динары и дирхамы! Ведь если будут у него благие дела, их заберут у него (в Судный день) в соответствии с нанесенной им обидой, а если добрых дел у него не окажется, будет взято что-нибудь из дурных дел обиженного и возложено на него». аль-Бухари 2449.

Вернуться к содержанию

Покаяние принимаются только до предсмертного хрипа и восхода солнца со стороны запада

Всевышний Аллаха сказал: «И не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное (всю жизнь), а когда приходит к нему смерть, говорит: “Поистине, теперь я раскаялся!”» (ан-Ниса 4: 17-18).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всемогущий и Великий будет принимать покаяние раба до тех пор, пока он не начнет издавать предсмертные хрипы». ат-Тирмизи 2537. Имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Сообщается от Абу Мусы, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах Всевышний протягивает Свою руку ночью, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное днем, и протягивает Свою руку днем, чтобы покаялся совершивший что-нибудь дурное ночью. (И так будет) до тех пор, пока солнце не взойдет оттуда, куда оно заходит». Муслим 2759.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не настанет Час Судный, пока не взойдет солнце с запада, а когда оно взойдет оттуда и люди увидят его, все они уверуют, но произойдет это в такое время, когда не принесет человеку пользы его вера», – после чего он прочитал следующий аят: «В тот День, когда явятся некоторые из знамений Господа твоего, не принесет человеку пользы его вера, если не уверовал он раньше и не обрел блага в вере своей» (аль-Ан’ам 6: 158). аль-Бухари 4635, Муслим 157.

Вернуться к содержанию

О необходимости быстрого покаяния после совершения греха

Каяться за совершенный грех необходимо сразу, ибо, чем больше времени человек не кается после совершенного им греха, тем глубже он пускает корни в его душу. Всевышний сказал: «Поистине, Аллах принимает покаяние тех, кто по неведению совершает дурное, после чего сразу же раскаивается» (ан-Ниса 4: 17).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, обладатель левого свитка (ангел записывающий плохие дела) держит поднятым свое перо над свитком согрешившего раба-мусульманина в течение шести часов. Если он покаялся и попросил прощения у Аллаха (за совершенный грех), то он (ангел) отбрасывает этот грех. В противном случае он записывает его как одно плохое деяние». ат-Табарани в “аль-Кабир” 2/25, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2/349. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 2097.

Вернуться к содержанию

Тот, кто открыто совершал грехи или открыто призывал и совершал нововведения, обязан покаяться открыто

Каждый, кто совершал грехи или нововведения открыто или заявлял, что эти грехи дозволены или же вводил в заблуждение других людей путем нововведения, обязан раскаяться открыто и разъяснить то, что совершенное им было заблуждением и грехом! Доводом этому служат слова Всевышнего Аллаха, сказавшего: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие, за исключением тех, которые раскаялись, исправили содеянное и стали разъяснять истину. Я приму их покаяния, ибо Я – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Бакъара 2: 159-160).

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Тот, кто совершил грех тайно, пусть покается тайно, и он не должен говорить открыто о своем грехе. Если же раб Аллаха совершил грех явно, то он обязан принести покаяние явно!” См. “Маджму’уль-фатауа” 15/302.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из числа условий покаяния того, кто призывал к нововведению – это разъяснение этого заблуждения и нововведения, и указание прямого пути!” См. «‘Уддату-ссабирин» 93.

Хасан ибн Шакыкъ рассказывал: “Однажды мы были с Ибн аль-Мубараком и к нему пришел один человек. Ибн аль-Мубарак сказал ему: «Ты тот самый джахмит?!» Тот ответил: «Да». Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Уходи от меня и никогда не возвращайся!» Тот сказал: «Но я покаялся!» На это Ибн аль-Мубарак сказал: «Нет, до тех пор пока твое покаяние не будет столь же явным, каким было явным твое нововведение!»” Ибн Батта в “аль-Ибана ас-сугъра” 154.

И если все упомянутые условия покаяния раб Аллаха выполнил таким образом, как установил это шариат, то пусть обрадуется обещанию Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» (Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хасан).

Вернуться к содержанию

 

Важные вопросы, связанные с покаянием

 

Покаяние любимо Аллаху и является одним из величайших видов приближения к Нему

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа, если бы вы не грешили, то Аллах уничтожил бы вас и создал других, которые бы грешили, а затем просили Аллаха о прощении и Он прощал бы им» (Муслим 2749).

Разъясняя смысл этого хадиса шейх ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз сказал: “Смысл этого хадиса в том, что Аллах – Свят Он и Велик – заранее знал, что непременно будут совершаться грехи, и это для того, чтобы проявилось Его Прощение и Милость. Из имен Аллаха: ат-Таууаб (Принимающий покаяние), аль-Гъафур (Всепрощающий), аль-‘Афуу (Прощающий) и если бы не было греха, то не было бы смысла в этих именах. И Всезнающий Аллах знал, что джины и люди будут совершать грехи, и что Он будет прощать тех из них, кто покаялся, и будет прощать Аллах, кого пожелает, и стирать грехи кого пожелает. И смысл хадиса не в том, что Аллах дозволил грехи, нет, Аллах запретил их, однако Он знал, что они будут и Он будет стирать их с кого пожелает и прощать кого пожелает, когда они будут приносить покаяние. В хадисе также содержится указание на то, что грех неизбежен и пусть не отчаивается верующий, и пусть знает, что это должно было случиться и пусть он приносит свое покаяние Аллаху и пусть торопится с покаянием, ведь Аллах принимает покаяние кающихся. И не является предопределение (знание Аллаха о грехе) оправданием ни для кого, однако это для того, чтобы ты не терял надежду и чтобы не отчаивался и принес покаяние Аллаху. Ведь это то, что предписал Аллах и тебе и другим, а потому не отчаивайся, а спеши с покаянием, ведь Аллах прощает кающихся, Свят Он и Велик. Он знал, что грех будет иметь место среди джинов и людей, и что Он будет прощать тем, кто кается и принимать покаяние обратившихся к Нему и стирать грехи настойчиво и упорно просящих Его, что будет великодушием от Него и милостью, дабы проявились следы Его прекрасных имен, как ат-Таууаб, ар-Рахим, аль-‘Афуу, аль-Гъафур»” (ссылка: https://binbaz.org.sa/fatwas)

https://binbaz.org.sa/fatwas/10924

السؤال:

المستمع فواز محمد زايد من مدينة مهد الذهب متوسطة ابن القيم بالمهد بعث يسأل ويقول: قال الرسول ﷺ: والذي نفسي بيده لو لم تذنبوا؛ لذهب الله بكم، ولجاء بقوم غيركم يذنبون، فيستغفرون الله؛ فيغفر لهم اشرحوا لنا هذا الحديث؟ جزاكم الله خيرًا.

الجواب:

معنى الحديث أن الله قضى في سابق علمه أنه لابد من وقوع الذنوب حتى تظهر آثار مغفرته ورحمته سبحانه، واسمه التواب الغفور والعفو؛ لأنه -جل وعلا- لو لم يكن هناك ذنوب؛ لم يكن لمعنى العفو والغفور والتواب معنى، فهو سبق بقضائه وعلمه أن الجن والإنس يذنبون؛ فيتوب الله على من تاب، ويغفر الله لمن شاء، ويعفو عمن شاء .

وليس معناها الترخيص في الذنوب لا، الله نهى عنها وحرمها، لكن سبق في علمه أنها توجد، وأنه سبحانه يعفو عمن يشاء، ويغفر لمن يشاء إذا تاب إليه، فهذا فيه دلالة على أن هذا لابد منه؛ فلا يقنط المؤمن، لا يقنط، ولا ييئس، ويعلم أن الله كتب ذلك عليه، فليتب إلى الله، ولا ييئس، ولا يقنط، وليبادر بالتوبة، والله يتوب على التائبين.

فليس القدر حجة، ولكن عليك أن لا تقنط، وأن لا تيئس، وأن تتوب إلى الله سبحانه، وتعلم أن هذا شيء قضاه الله عليك، وعلى غيرك.

فلا تيئس، ولا تقنط، وبادر بالتوبة، والله يتوب على التائبين وقد سبق في علمه أنها تقع الذنوب من الجن والإنس، وأنه يتوب على من تاب، ويعفو عمن رجع إليه، ويعفو عمن يشاء ممن أصر فضلًا منه، وإحسانًا -جل وعلا- حتى تظهر آثار أسمائه الحسنى التواب الرحيم العفو الغفور. نعم.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто ехал по пустыне на своей верблюдице, которая вырвалась и убежала от него с его припасами и водой. А он отчаялся найти ее, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени, уже не надеясь ее найти. И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял ее за повод и сказал: “О Аллах, Ты – раб мой, а я – Твой Господь!”, – допустив ошибку из-за охватившего его сильного ликования». (Муслим 2747).

Также со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды она спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи Предопределения, что мне следует говорить?” Он сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Ты любишь прощать, так прости же меня!”» (Ахмад 6/171, ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджах 3850. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4423).

اللَّهمَّ إنَّكَ عَفوٌّ تُحِبُّ العَفوَ فاعْفُ عَنِّي
/Аллахумма иннака ‘афуун, тухиббуль-‘афуа фа‘фу‘анни/.

О желательности совершения благодеяния вслед за грехом

Совершение благого деяния вслед за грехом, стирают грех, как об этом говорится в Коране и Сунне. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, добрые деяния удаляют дурные!» (Худ 11: 114).

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, совершающий плохие дела, а затем благие, подобен человеку, на которого надета кольчуга, сдавливающая его. Он совершает одно благое деяние, и расслабляется одно кольцо кольчуги, затем другое, и расслабляется второе, пока она не спадет на землю». Ахмад 4/145, ат-Табарани в “аль-Кабир”. Достоверность подтвердили Хафиз аль-Мунзири, аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.

Вернуться к содержанию

Намаз-покаяния

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из рабов Аллаха совершит грех, после чего совершит омовение должным образом, потом совершит молитву в два рак’ата и попросит Аллаха о прощении, Аллах обязательно простит его». Затем он прочитал следующий аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха? – и тем, которые сознательно не упорствуют в том, что они совершили, воздаянием будут прощение от их Господа и Райские сады» (Али ‘Имран 3: 135). Абу Дауд 1521, ат-Тирмизи 406, Ибн Маджах 1395. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Касир, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Вернуться к содержанию

Наилучшая мольба покаяния

От Шаддада ибн Ауса передается, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Господином мольбы о прощении, являются такие слова: “О Аллах, Ты – Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя; Ты создал меня, а я – Твой раб, и я буду верен обещанному Тебе, пока у меня хватит сил. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал, признаю милости, оказанные Тобой мне, и признаю грех свой. Прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!” – Тот, кто произнесет эти слова днем, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет в тот же день до наступления вечера, окажется среди обитателей Рая. И тот, кто произнесет их ночью, будучи убежденным в том, что он говорит, и умрет до наступления утра, окажется среди обитателей Рая». аль-Бухари 6306.

اللَّهُمَّ أنْتَ رَبِّي لا إلَهَ إلَّا أنْتَ، خَلَقْتَنِي وأنا عَبْدُكَ، وأنا علَى عَهْدِكَ ووَعْدِكَ ما اسْتَطَعْتُ، أعُوذُ بكَ مِن شَرِّ ما صَنَعْتُ، أبُوءُ لكَ بنِعْمَتِكَ عَلَيَّ، وأَبُوءُ لكَ بذَنْبِي فاغْفِرْ لِي؛ فإنَّه لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إلَّا أنْتَ

/Аллахумма, Анта Рабби, ля иляха илля Анта, халякътани уа ана ‘абдук, уа ана ‘аля ‘ахдика уа уа’дика мастата’т. А’узу би-ка мин шарри ма сана’т, абу-у ля-ка би-ни’матика ‘аляйа, уа абу-у ляка бизанби. Фагъфирли, фа иннаху ля ягъфиру зунуба илля Ант/.

Вернуться к содержанию

О том, когда обращение к Аллаху с просьбой о прощении само нуждается в покаянии

Всевышний Аллах сказал: «О вы, которые уверовали! Обратитесь к Аллаху с ИСКРЕННИМ покаянием!» (66: 8).

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри говорил: “Наша просьба у Аллаха о прощении нуждается в покаянии!” См. “ат-Тазкира” (1/214).

Хафиз аль-Къуртуби, процитировал его слова, и сказал: “Это он сказал в их время, а что тогда сказать о нашем времени, в которое можно видеть, как человек погряз в несправедливости и упорствует в нём, при этом не выпуская из рук чётки и заявляя о том, что он просит Аллаха о прощении за грехи (произнося слова «Астагъфиру-Ллах»). Подобное является издевательством и пренебрежением с его стороны, и такой человек из числа тех, кто считает знамения Аллаха шуткой”. См. “ат-Тазкира” (1/215).

Свят Аллах! Ведь аль-Хасан аль-Басри жил 1300 лет назад, а аль-Къуртуби жил 800 лет назад, и что же сказал бы аль-Къуртуби, увидев наше время?!

Шейх Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Просьба к Аллаху с прощением, которое является покаянием лжецов – это просьба о прощении лишь языком без участия в этом сердца. Это подобно тому, когда человек по привычки и будучи рассеянным говорит: «Прошу у Аллаха о прощении» (Астагъфиру-Ллах). И он также подобен тому, кто услышав аяты Корана об Аде, говорит: «Прибегаем к Аллаху за защитой от Ада», а при этом эти аяты в действительности не оказали никакого воздействия на его сердце. Подобное имеет отношение лишь к деятельности шевеления языка, в которой нет пользы”. См. “Мау’иза аль-муъминин” (стр. 278).

Просим Всевышнего Аллаха сделать нас в числе искренне кающихся мусульман, как языком, так и сердцем, и прочими органами тела!

Вернуться к содержанию

Делает ли повторное совершение греха после покаяния, недействительным предыдущее покаяние?

Некоторые ученые говорили, что если человек раскаялся за грех, а затем снова совершил именно этот грех, то его предыдущее покаяние недействительно. Однако правильным мнением является мнение большинства ученых, что искреннее покаяние с его условиями, включая и твердое намерение не повторять этот грех никогда, стирает данный грех, словно его и не было, даже если после этого он вновь его совершил! И доводом этому служит хадис: «Покаявшийся в грехе подобен тому, кто не совершил греха!» Ибн Маджах 4250. ат-Табарани 1028. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.

Имам ан-Науауи сказал: “Если человек покаялся в грехе, а затем вновь его совершил, то его предыдущее покаяние за этот грех не становится недействительным. И также если он кается в одном виде греха, пребывая при этом в другом виде греха, то его покаяние действительно!” См. “Шарх Сахих Муслим” 1/235.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один из рабов Аллаха совершил грех, он сказал: “О Аллах, прости мне мой грех!”, – Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех”. Потом (после покаяния), он снова совершил грех и сказал: “О господь мой, прости мне грех мой!”, – и Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех”. Потом он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, – и тогда Всевышний и Благословенный Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!”» аль-Бухари 7507, Муслим 2758.

Имам ан-Науауи и хафиз Ибн Раджаб сказали, что смысл этого хадиса в том, что пока раб Аллаха будет поступать таким образом, т.е. совершив грех, каяться искренне за него, Аллах будет его прощать! ‘Укъба ибн ‘Амир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришел один человек и сказал: “О Посланник Аллаха! Что будет, если кто-нибудь из нас совершит грех?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он ему запишется». Тот сказал: “А если он попросит за это прощения?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему это простится, и он за это будет вознагражден». Он спросил: “А если он снова совершит грех?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему он будет записан». Тот спросил: “А если он попросит за него прощения и покается?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ему будет это прощено и запишется за это награда, и Аллах не устанет, пока вы сами не устанете». аль-Хаким 1/59, ат-Табарани 17/287. Хафиз аль-Хайсами назвал иснад хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” 10/200.

Таким образом, Всевышний и Всемилостивый Аллах не перестанет прощать Своих рабов, пока они сами не перестанут каяться.

Вернуться к содержанию

Есть ли покаяние для вероотступника?

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверными, затем опять уверовали, затем опять стали неверными, а затем приумножили свое неверие!» (ан-Ниса 4: 137).

В данном аяте речь идет о том случае, если вероотступник не вернется вновь в Ислам до своей смерти, так как Аллах за его неверие после его смерти не простит ему никогда! Ибн ‘Аббас в толковании этого аята, в отношении слов: «а затем приумножили свое неверие» сказал: “Пребывали в своем неверии до самой смерти!” См. “Тафсир Ибн Аби Хатим” № 6114.

Также говорил и хафиз Ибн Касир. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/117.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, от тех, которые стали неверными после того, как уверовали, а потом приумножили свое неверие, не будет принято их покаяние. Они и есть заблудшие» (Али ‘Имран 3: 90).

Также обстоит с пониманием и этого аята. Смысл его в том, что Всевышний Аллах не примет от вероотступника покаяние именно за совершенные им грехи, ибо деяния неверного становятся тщетными, а вероотступник и есть неверный. То же самое обстоит с христианами и иудеями, которые также каются за свои грехи, но их покаяние не принимается, поскольку покаянием неверия является только истинная вера, т.е. принятие Ислама. Что же касается вероотступника, если он вновь примет Ислам и искренне покается за свое вероотступничество, то Аллах примет его покаяние, как это разъяснил имам Ибн Джарир ат-Табари. См. “Тафсир ат-Табари” 6/579.

И довод этому слова Всевышнего Аллаха: «Как же Аллах наставит на прямой путь людей, которые стали неверующими после того, как уверовали и засвидетельствовали правдивость Посланника, и после того, как к ним явились ясные знамения? Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей. Их воздаянием является проклятие Аллаха, ангелов и всех людей. Они пребудут в нем вечно! Их мучения не будут облегчены, и они не получат отсрочки, кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран 3: 86-89).

Имам Ибн Къудама говорил, что разногласие относительно покаяния вероотступника касается только принятия его покаяния в мире этом среди мусульман, а что касается того, что Аллах его простит, если он искренне покаялся, то относительно этого нет разногласия! См. “аль-Мугъни” 12/271.

Вернуться к содержанию

О покаянии приверженцев нововведений

Нововведения в убеждении являются причиной того, что Всевышний Аллах не принимает покаяние Своего раба! От Анаса сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах не принимает покаяние от приверженца нововведений, пока он не оставит эти нововведения». ат-Табарани 4360, Абу аш-Шейх 259, Ибн Аби ‘Асым 37. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Суфьян ас-Саури говорил: “Нововведения более любимы для Иблиса, чем грехи, поскольку за грех можно раскаяться, а за нововведение нет!” аль-Лялькаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” 238.

Таким образом, условием для покаяния какого-либо приверженца нововведения, является оставление религиозного нововведения, ибо оно и есть величайшее из грехов после неверия, за которое следует каяться в первую очередь.

Вернуться к содержанию

О запрещении рассказывать про свои грехи

Нельзя рассказывать о своих грехах, поскольку Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Все члены моей общины будут помилованы, за исключением заявляющих во всеуслышание (о своих грехах). К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а на утро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) после того, как Ма’иза аль-Аслями подвергли бичевания камнями за прелюбодеяние, сказал: «Остерегайтесь этой мерзости (прелюбодеяния), которую запретил Аллах! Если же кто-либо совершит нечто из этого, то пусть скроет это, как покрыл его Аллах и покается перед Ним. А что касается того, чей грех станет для нас явным, то мы применим в отношении него наказание в соответствии с Книгой Аллаха Всевышнего!» аль-Хаким 4/425, аль-Байхакъи 8/330. Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн ас-Сакан, Ибн аль-Муляккъин и аль-Альбани.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Тот, кто рассказывает о своих пошлостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

Имам Ибн Батталь сказал: “Обнародование грехов является пренебрежением правами Аллаха, Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и правоверных, а также формой противодействия им. А в сокрытии грехов – спасение от неуважительного отношения людей к тебе, ибо грехи обрекают грешника на унижение. Скрыв своей грех, человек также избежит предусмотренных шариатом телесных наказаний, если за его поступок полагается такое наказание, а если не полагается, то он избежит и наказания, назначаемого шариатским судьей в качестве назидания. Если нарушается только право Аллаха, то ведь Он Великодушнейший из великодушных, и Его всеобъемлющая милость опережает Его справедливый гнев. Поэтому скрыв грехи человека в этом мире, Аллах не станет позорить его в Последней жизни. Ну а тот, кто раскрывает свои грехи, лишается всего этого”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 9/263.

От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир” 3/323.

Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фатхуль-Бари” 10/586.

Вернуться к содержанию

Прекрасное наставление саляфов

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Грех невелик, если просить за него прощение, но и не мал, если упорно его совершать”. ат-Табари 5/41, Ибн Аби Хатим 3/943. Иснад достоверный.

Хасан аль-Басри говорил: “О сын Адама, поистине, легче оставить грех, чем совершить потом покаяние!” См. “аз-Зауаджир” 1/45.

Имам аль-Ауза’и рассказывал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

Вернуться к содержанию

 

Сравнение участи двух ослушавшихся Аллаха созданий

 

Первый из них – это Иблис, да убережёт нас Аллах от его козней. В своём ослушании и неподчинении Аллаху он обвинил Самого Всевышнего Аллаха и сказал, как об этом передаётся в Коране:

رَبِّ بِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الْأَرْضِ وَلَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ

«Господи! За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов». (Коран, 15: 39).

Также в другом месте в Коране говорится:

قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ

«Иблис сказал: “За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоём прямом пути”» (Коран, 7: 16).

И как же часто люди следуют за ним сами того не подозревая и обвиняют других в своих грехах, а порой обвиняют и Самого Аллаха, ссылаясь на предопределение! Многие из тех, кто сумел избежать этого не избежали того, чтобы не искать себе оправданий для грехов и ослушания. А ведь первым шагом на пути к покаянию является признание вины и только потом идёт сожаление и мольбы о прощении.

Задумывались ли они о том, по чьим стопам следуют и какая участь их ждёт, если они продолжат искать оправдания своим грехам и ошибкам, вместо того, чтобы обратиться к покаянию и исправлению?

 

Другим ослушавшимися Аллаха был Адам (мир ему), и после своего ослушания он вместе со своей супругой обратились к Аллаху со словами:

رَبَّنَا ظَلَمْنَا أَنْفُسَنَا وَإِنْ لَمْ تَغْفِرْ لَنَا وَتَرْحَمْنَا لَنَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ

«Господь наш! Мы поступили несправедливо по отношению к себе, и если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, то мы непременно окажемся в числе потерпевших убыток». (Коран, 7: 23).

Шейх ас-Са‘ди в толковании этого аята говорит: «Аллах смилостивился над Адамом и Хаŷŷой, позволил им принести покаяние и принял его. Они признали своё прегрешение, попросили Аллаха о прощении и сказали: “Господь наш! Мы совершили греховный поступок, совершать который нам было запрещено, и причинили вред самим себе. Мы совершили грех, который может повлечь за собой великий убыток, если Ты не простишь нас. Смой же наше прегрешение, избавь нас от наказания, прими наше покаяние и убереги нас от подобных поступков”.

Аллах простил их, как об этом говорится в другом аяте:

وَعَصَى آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَى

«Адам ослушался своего Господа и впал в заблуждение. Потом Господь избрал его, принял его покаяние и наставил на прямой путь» (Коран, 20: 122).

Что же касается Иблиса, то он не перестал грешить и творить беззаконие.

Из этого следует, что если люди последуют примеру Адама и будут признавать свои ошибки и прегрешения, просить прощения за них, сожалеть о содеянном и перестанут ослушаться своего Господа, то Аллах сделает их своими избранниками и будет наставлять на прямой путь. Но если они уподобляются Иблису, совершая грехи и продолжая приумножать собственное нечестие, то Аллах отдалит их от Себя».

 

Только представьте себе какова бы была участь Адама (мир ему), если бы вместо покаяния он начал обвинять Аллаха в том, что это Он заблудил его, оставив в Раю запретное дерево или позволив Сатане обмануть его? Ну или хотя бы если бы начал оправдывать своё ослушание благими намерениями, тем, что он не хотел ничего, кроме блага. Он мог привести десятки оправданий для своего ослушания, подобно тому, как делают это его потомки, лишь бы не признать свою вину, лишь бы оправдать своё ослушание и грех, лишь бы не раскаяться и не обратиться с искренним покаянием к Всевышнему Аллаху Господу миров, Прощающему и Милующему. И как же часто вместо покаяния люди прибегают к оправданиям! И как же часто вместо покаяния люди прибегают к обвинениям!

 

Для чего же Аллах рассказывает нам эти истории в Коране? Разве не для того, чтобы мы извлекали для себя уроки из того, как Аллах, поступает с теми, кто возгордился и заупрямился, кто упорствует в грехе и оправдывает своё ослушание, а также то, как Аллах поступает и что дарует тем, кто признаёт свою вину и раскаивается, кто обращается к Аллаху с покаянием и исправляется, жаждая милости Аллаха и испытывая страх перед Его гневом?

 

И да исправит Аллах наши сердца и наши поступки и приведёт к покаянию и исправлению до того Дня, когда покаяние не принесёт покаявшемуся никакой пользы!

Вернуться к содержанию

И в завершение, хвала Всевышнему Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду,
членам его семьи, сподвижникам и всем тем,
кто искренне последовал по их пути!

Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1185


 

Поделиться: