Раздел №1 – О месяце Рамадан
1. О достоинствах месяца Рамадан и поста в нем
2. Духовная сторона поста и поведение постящегося
3. Ценности поста | Ибн аль-Къаййим
4. Приумножаются ли в месяц Рамадан благие поступки и дурные деяния?
5. Поздравление c наступлением месяца Рамадан

Раздел №2 – Условия и столпы обязательного поста
6. Исповедание Ислама
7. Воздержание
8. Время поста
9. Намерение
10. Наличие способности поститься
11. О недопустимости оставления поста Рамадана без причины

 

1. О достоинствах месяца Рамадан и поста в нем

Сообщается со слов Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: “Когда наступает Рамадан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, и шайтанов заковывают в цепи“. аль-Бухари 1899, Муслим 1079.

Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. Ученые говорили: “Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан”“. См. “аль-Лятаиф” 279.

Также сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: “Когда наступает первая ночь месяца Рамадан, шайтаны маариды из числа джинов заковываются в оковы; и закрываются все без исключения врата Ада; и открываются все без исключения врата Рая, и призовет тогда глашатай: “О тот, кто стремится к благу, начинай (творить благое)! О тот, кто стремится ко злу – прекрати!” И есть у Аллаха в этот месяц люди, которые будут освобождены от наказания в Аду, и это освобождение будет происходить каждую ночь Рамадана“. ат-Тирмизи 682, Ибн Маджах 1642, аль-Хаким 1/421. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Маариды – это шайтаны из числа джинов, обладающие сверхсилой.

В этом хадисе указание на то, что заковываются в цепи в Рамадан не все шайтаны, а лишь маариды из их числа, как на это указал имам Ибн Хузайма в своем “Сахихе” 3/188.

Сообщается со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: “Умра совершенная в Рамадане равнозначна Хаджу“. аль-Бухари 1863, Муслим 1256.

В хадисе речь идет о том, что награда за Умру совершенную в Рамадане равнозначна Хаджу, но это не означает, что Умра в Рамадане может заменить собой совершение полноценного Хаджа. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 4/438 имама Ибн Батталя, и “Шарх Сахих Муслим” 9/285, имама ан-Науауи.

От Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, у Аллаха Всевышнего есть люди, которых Он освобождает от Огня каждый день и ночь Рамадана. И поистине, каждый мусульманин и в ночь, и в день Рамадана получает ответ на свою мольбу!“. аль-Баззар. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1002.

Посланник Аллаха также сказал: “Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи“. аль-Бухари 38, Муслим 760.

Посланник Аллаха также сказал: “Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану, искупают грехи, совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов“. Муслим 233.

Большие грехи прощаются только при искреннем покаянии.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха говорил: “Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного. Аллах Всевышний говорит: “За исключением поста, ибо поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!” Постящегося ждут две радости: одна при разговении его, а другая – при встрече с его Господом. И поистине, запах изо рта постящегося приятнее для Аллаха, чем благоухание мускуса!“. Муслим 1151.

Всевышний Аллах выделил пост из всех благодеяний по той причине, что в отличие от намаза, милостыни, хаджа и джихада, в посте меньше всего присутствует показуха. См. “Фатхуль-Бари” 4/107.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Достаточно слов Всевышнего: Пост для меня“, чтобы указать на достоинство поста и его преимущества над прочими поклонениями!“. См. “Маджалису шахри Рамадан” 15.

Сообщается со слов Сахля, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, есть в Раю врата, называемые “ар-Райян”, через которые в День воскрешенья будут входить постящиеся, и не войдет через эти врата никто, кроме них. Будет сказано: “Где соблюдавшие пост?” – и они выйдут вперед, и кроме них не пройдет через эти врата никто. Когда же они войдут, эти врата будут закрыты, и больше никто через них не войдет“. аль-Бухари 1896, Муслим 1152.

Посланник Аллаха сказал: “Пост – это щит, с помощью которого раб Аллаха уберегается от Огня“. ат-Табарани в “Кабире”. Хадис хороший. См. “Сахих аль-джами'” 3867.

Посланник Аллаха также сказал: “Тот, кто умер соблюдая пост, войдет в Рай“. аль-Баззар. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. См. “Сахих аль-джами'” 6224.

Посланник Аллаха также сказал: “Пост и Коран заступаются за раба Аллаха в Судный день. Пост говорит: “Господь мой! Я лишил его пищи и питья в светлую часть, так позволь же мне заступиться за него!” А Коран говорит: “Господь мой! Я лишил его сна ночью, так позволь же мне заступиться за него!” – и их заступничества удовлетворяется“. Ахмад 2/174. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, шейх Ахмад Шакир и аль-Альбани. См. “Сахих ат-таргъиб” 973.

_______________

2. Духовная сторона поста и поведение постящегося

Всевышний Аллах повелел поститься общине Мухаммада , сказав: “О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас – быть может, вы станете богобоязненными“. (аль-Бакъара 2: 183).

Всемогущий и Премудрый Аллах когда повелевает или предписывает Своим рабам, какое-либо законоположение, то обычно только упоминает повеление, не разъясняя его мудрость, потому что общая мудрость Аллаха в том что, возлагая обязанность на Своих рабов, Он испытывает их, и выявляет тех, кто будет повиноваться Ему и тех, кто не будет повиноваться Ему. Однако в этом аяте Аллах упоминает нечто, не часто встречаемое в благородном Коране, которое заключается в том, что Он разъясняет причину повеления поститься, сказав: “быть может, вы станете богобоязненными“.

Что же такое “богобоязненность” (ат-такъуа)? Талькъ ибн Хабиб сказал: “Когда возникает смута (фитна), гасят ее с помощью богобоязненности“. Его спросили: “А что такое богобоязненность?” Он ответил: “Богобоязненность – это покорность Аллаху, на основании света исходящего от Аллаха, в надежде на награду от Аллаха. Богобоязненность – это оставление непокорности Аллаху, на основе света от Аллаха, и из страха перед наказанием Аллаха“. Ибн аль-Мубарак 1343, Ибн Аби Шайба 30356.

Са’ид ибн Джубайр говорил: “Поистине, страх перед Аллахом – это то, что становится между тобой и грехами, это и есть истинный страх. Поминание Аллаха (зикр) является повиновением Аллаху, и тот, кто повинуется Аллаху, тот поминает Аллаха. Что же касается того, кто не повинуется Аллаху, тот не является поминающим Аллаха, даже если он часто прославляет Его и много читает Коран!“. Абу Ну’айм в “аль-Хилия” 4/276.

Наш Пророк разъяснил божественную мудрость в предписании поста, сказав: “Аллах не нуждается в том, чтобы тот, кто не прекратил лгать и поступать по лжи, оставил свою еду и питье“. аль-Бухари 1903.

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Тот, кто совершил то, что сказано в этом хадисе, не будет вознагражден за свой пост!“. См. “Фатхуль-Бари” 4/117.

Из этого хадиса следует, что если постящийся не перестает совершать грехи, лгать и сквернословить, то Аллах не обращает внимания на отказ человека от еды, питья и близости с женой. Что же касается нужды Аллаха в прямом смысле слова, то Аллах Богат и абсолютно ни в чем не нуждается. См. “Итхафуль-Кирам” 187.

Мудрость в повелении поститься не только в том, что бы верующие отстранялись от приятных, дозволенных и благих вещей, хотя это обязательно для постящегося человека, но это не единственная требуемая вещь, которая заложена в посте. Всевышний Аллах завершает Свое повеление поститься, высказыванием: “быть может, вы станете богобоязненными“. Это означает, что мудрость предписания поста в том, что мусульманин должен увеличить поклонение Аллаху Всевышнему, во время поста, стать более покорным, чем был до этого и оставить все дурное.

Человек, соблюдающий пост и не оставивший все дурное в месяц Рамадан, подобен тому, кто строит дворец, разрушая город. Посланник Аллаха говорил: “Может случиться так, что постящемуся ничего не достанется от его поста, кроме голода“. Ибн Маджах 1690. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Это означает, что Аллах не подразумевал, возложив обязанность поститься, которая заключается в отказе в течение определенного времени, известного всем, что люди должны только воздерживаться от еды и питья и супружеской близости. Они должны также воздерживаться от того, что Аллах, Всемогущий и Славный, запретил из грехов и деяний непокорности Ему, и среди этого – ложь в словах и делах.

Таким образом, нам становится ясно, что пост – это не только воздержание от пищи и питья, но также и отказ от таких запретных дел, как: злословие, сплетни, лжесвидетельство, ложь и другие запретные вещи, которые всем известны. От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Пост – это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия!“. Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 1082.

Каждый мусульманин обязан знать, что деяния, нарушающие пост – это не только физические действия, известные всем, как принятие пищи, питья и совокупление. Пост состоит не только в том, что бы воздерживаться от этого. Поэтому некоторые из ученых разделяют вещи, которые нарушают пост на две категории. Многие проповедники, увещевающие людей во время Рамадана, говоря о вещах, нарушающих пост, упоминают только о правовых нормах, как еда, питье и половой акт. Но они должны уделять основное внимание также и второй категории вещей, нарушающих пост.

Что касается того, кто ограничивает свой пост только воздержанием от еды, питья и половой близости, продолжая упорствовать в дурном поведении, которое было присуще ему до Рамадана, то это – не пост, который требуется в соответствии с мудрым смыслом законоположения этого благородного месяца, на который наш Всемогущий Господь указывает в Своем высказывании: “быть может, вы станете богобоязненными“.

Поэтому мы советуем и напоминаем нашим братьям, мусульманам, чтобы они помнили о другой категории вещей, нематериальных, которые обесценивают пост, и это – то, о чем редко говорят проповедники и люди, стремящиеся направить людей к правильному пути. Не говоря уже о простых людях, которые даже не знают об этой категории вещей, нарушающих пост.

Каждому мусульманину следует помнить многочисленные наставления Пророка касающиеся бед языка, и лучше молчать, чем произносить то, в чем заключается вред или нет пользы и необходимости, тем более в этот великий месяц. Со слов Му’аза ибн Джабаля передается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, ты не перестанешь находиться в благополучии, пока будешь молчать. Если же ты начнешь говорить, то это будет за тебя или против тебя“. ат-Табарни в “аль-Кабир” 2/73. Хадис достоверный.

Постящемуся в этот славный месяц следует проявлять больше усердия в поклонении и послушании Аллаху; сносить обиды, чинимые людьми, не ссориться и не повышать голос. Если постящегося обругают, ему следует проявить максимум выдержки и сказать: “Я соблюдаю пост“, как сказано об этом в хадисе: “Пусть никто из вас не сквернословит и не повышает голос в день поста, а если кто-либо будет ругать его или затевать с ним ссору, пусть скажет: “Поистине, я пощусь“. аль-Бухари 1904, Муслим 1151.

Также следует стараться отстранятся от грехов, в том числе и потуплять свой взор, не смотря на запретное. Посланник Аллаха говорил: “Глаза троих, в Судный день не увидят Огня: Глаза, плакавшие из страха перед Аллахом; глаза того, кто был стражником на пути Аллаха, и глаза, которые потуплялись при виде запрещенного Аллахом“. Ибн ‘Асакир в “ат-Тарих” 1/297. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 2673.

От Ибн Мас’уда сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, пост – это амана (отданное на хранение), так пусть же каждый из вас оберегает то, что ему доверили!“. аль-Хараиты в “Макаримуль-ахлякъ”. Хафиз аль-‘Иракъи назвал иснад хадиса хорошим. См. “Тахридж аль-Ихъя” 1/354.

3. Ценности поста | Ибн аль-Къаййим

Я приказываю вам совершать пост. Постящийся, похож на человека в толпе. С ним сверток, в котором лежит миск, его распространяющий запах нравится как ему самому, так и другим. Запах постящегося лучше перед Всевышним, чем аромат этого миска”.

Пророк сравнил постящегося с человеком в кармане, которого сверток ароматного, невидимого глазу постороннего, миска. Точно так же тот, кто держит пост, никто не видит этого дела и не чувствует. Истинный постящийся это тот, кто контролирует свои органы от совершения греха, язык – от лжи, непристойностей и чепухи, живот – от еды и питья, половые органы от совокупления. Он не говорит и не делает того, что испортить пост.

От него исходят только праведные слова и действия, которые уподоблены приятному запаху носителя свертка миска. Общающийся с постящимся получает пользу, он обезопасивший от пустословия, лжи, распутства и несправедливости. Это является постом в полном смысле этого слова, а не простое воздержание от еды и питья.

В достоверном хадисе сказано: “Если (во время поста) человек не прекратит лгать и действовать по лжи, то Аллаху не нужно, чтобы он отказывался от еды и питья“. (Ахмад 2/452, 505, Бухари 2/99, 100 и 10/394), в другом хадисе сказано, что “вполне возможно доля его от поста будет всего лишь голод и жажда“. (Ахмад 2/373. Шейх Албании привел его в своем сборнике достоверных хадисов под номером 3484).

То есть, пост для органов тела – это воздержание от совершения греха, а для живота – от питья и еды. Еда и питье прерывают и нарушают пост, а совершенные грехи уменьшают награду за него и губят его плоды, сводят на нет это дело.

Существуют разногласия ученых насчет запаха изо рта постящегося, имеется ли в виду этот дольный мир или же подразумевается будущий.

Уважаемый шейх Абу Мухаммад Изид-Дин ибн Абдес-Салам склонялся к мнению о том, что это касается только этого мира, и он написал насчет этого свое исследование. Шейх Абу Амр считал, что это касается обоих миров, и написал книгу для опровержения первого мнения. Абу Амр опирался на доказательства Абу Хатима ибн Хиббана, в “Сборнике достоверных хадисов”, которого есть глава: “Объяснение того, что запах изо рта постящегося милее для Аллаха нежели запах миска”. В ней приводится хадис от Амаша от Абу Салиха от Абу Хурайры, что Пророк, мир ему, сказал: “Все дела сына Адама (делается для) него же, кроме поста. Поистине, он ради Меня, и Я воздам за него. А неприятный запах изо рта постящегося будет милее для Аллаха, нежели аромат мускуса”.

Следующая глава называется: “Объяснение того, что запах изо рта постящегося в День Суда милее для Аллаха нежели запах миска”. В ней приведен хадис от Джурейджа от Ата от Абу Салиха аз-Зайата то, что он слышал как Пророк, мир ему: “Великий и Могучий Аллах сказал:Все дела сына Адама (делается для) него же. Кроме поста, ибо пост – для Меня, и Я вознаграждаю за него”. А неприятный запах изо рта постящегося в День Суда для Аллаха приятнее, чем аромат мускуса. И постящийся испытывает радость дважды: при разговении и при встрече со своим Господом“. (Бухари 10/310, Муслим 1151).

После этого в главе: “Объяснение того, что запах изо рта постящегося в этом мире иногда бывает лучше аромата миска” и привел хадис Шугбы от Сулеймана от Закуана от Абу Хурайры, что Пророк сказал: “Всякое (благое) дело сына Адама умножится, (а наименьшее воздаяние) за доброе дело будет десятикратным, (но может возрасти и) до семисоткратного. Аллах Всевышний сказал:За исключением поста, ибо, поистине, пост (совершается) ради Меня, и Я воздам за него, (так как человек) отказывается от еды и от питья ради Меня и Я вознагражу его! Постящегося ждут две радости: одна при разговений его, а другая – при встрече с его Господом, и, поистине, запах изо рта постящегося милее для Аллаха, чем благоухание мускуса! (Муслим 1151).

Шейх Абу Мухаммад аргументирует свое мнение хадисом, в котором приятность запаха изо рта постящегося упомянут в контексте о Судном Дне.

Мне остается добавить, что есть еще одно доказательство правильности его слов хадис, приводимый в обоих достоверных сборниках: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, любой кто получит ранение на пути Аллаха, обязательно явится в День воскресения со своей кровоточащей раной, которая будет цвета крови, а аромат (ее) будет ароматом мускуса“. (Бухари 6/15, Муслим 1876).

Ибн Аббас говорил: “Доброе дело придает лицу (человека), лучезарность, дает сердцу свет, телу – силу, увеличивает пропитание и внушает творениям любовь к нему. Плохое же дело очерняет лицо, затемняет сердце, придает телу слабость, уменьшает пропитание и вызывает ненависть творений (по отношению к человеку)”.

Усман ибн Аффан говорил: “Все что бы ни делал человек, Аллах дает ему соответствующее одеяние. Если дело благое – хорошее, если нет – то плохое”.

Общеизвестный факт, для проницательных людей и для простых, что от благочестивых богобоязненных людей исходит приятный, терпкий аромат. Благоухание духа пропитывает их тело и одежду. У людей грешных все наоборот. Духовно больной, то есть человек, у которого загрязнено сердце, ни того, ни этого не заметит. “Болезнь” помешает сделать это. Эти слова – предельно ясное изложение проблемы. Всевышний Аллах более сведущ насчет правильности этого. См. Ибн аль-Каййим “Аль-Уабиль аль-Сайиб” с. 34-36

4. Приумножаются ли в месяц Рамадан благие поступки и дурные деяния?

Да, благие и дурные деяния приумножаются ввиду достоинства времени или места их совершения. Но между приумножением благих дел и приумножением дурных дел существуют следующие отличия:

– благие дела приумножаются как в количестве (за совершенное одно благое деяние Аллах дарует от десяти и более таких добрых дел), так и в степени награды.

– когда речь идет о приумножении дурных дел, имеется в виду, увеличение степени тяжести греха, и что наказание за такой грех будет более тяжким, а что касается их количества, то каждое дурное дело записывается как одно и не умножается.

В “Маталиб ули ан-Нуха” 2/385 сказано: “Благое и дурное деяние приумножается в местах имеющих особые достоинства, такие как Мекка, Медина, Иерусалим и мечети. Также они приумножаются ввиду достоинства времени как пятничный день, запретные месяцы и Рамадан. Что касается приумножения благих дел, то в этом нет разногласий, а относительно приумножения дурных дел ученые разошлись во мнениях, и некоторые, последовав за мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн Мас’уда (да будет ими доволен Аллах) сказали, что и дурные деяния увеличиваются. Но некоторые исследователи возразили им сказав: “Они (Ибн ‘Аббас и Ибн Мас’уд) имели в виду приумножение в степени тяжести греха и в тяжести наказания за него, а не приумножение количества дурных дел“”.

Шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: “Мусульманин посредством поста достигает прощения, как малых, так и больших грехов? И приумножаются ли грехи в Рамадан?“.

Ответ: “Для мусульманина в Рамадан, также как и в любое другое время, узаконенным является борьба со своей душой, которая всегда повелевает зло. Бороться с ней пока она не станет душой умиротворенной, повелевающая благое и стремящаяся ко всякому благому. Человек должен бороться с врагом Аллаха – иблисом, чтобы уберечься от его зла и искушения. Мусульманин в этом бренном мире постоянно находится в большой борьбе со своей душой, своими страстями и шайтаном. Поэтому человек должен больше каяться перед Всевышним, и все время обращаться к Нему с мольбами о прощении. Но времена разнятся по своим достоинствам. Так, месяц Рамадан, лучший месяц в году. Это месяц прощения, милости и освобождения рабов от Огня. Если место и время являются почтенными, то совершаемые в них благие дела приумножаются, а грех за дурные дела становится еще более тяжким. А так как Рамадан имеет высокое достоинство и положение, то грех дурного деяния совершаемого в Рамадане является более тяжким, чем совершение того же деяния в иное время, также как награда за совершение угодных Аллаху дел в Рамадане, превосходит награду за совершения этих же дел в иное время. Поэтому мусульманин должен воспользоваться этим благодатным месяцем и совершать как можно больше угодных Аллаху дел и оставить дурные деяния, возможно Всемогущий и Великий Аллах окажет ему милость и примет его деяния, и поможет ему придерживаться прямоты 1. Но как уже говорилось, каждое дурное деяние всегда записывается как одно, и оно не приумножается в количестве, ни в Рамадане, ни в какое иное время. А что касается благого деяния, то за каждое одно благое дело – десять ему подобных и более этого, как об этом сказал Всемогущий и Великий Аллах (смысловой перевод):Кто придет с добрым деянием, для того – десять подобных ему, а кто придет с дурным, воздастся только подобным ему, и с ними не поступят несправедливо“. (6:160). И аятов на эту тему существует множество. То же самое и с местом, имеющим особое достоинство, как две благородных и заповедных территорий (Мекка и Медина). Благое деяние, совершенное на этих территориях приумножается как в количестве, так и в степени награды. Дурные же деяния совершенные в них не приумножаются в количестве, но увеличивается тяжесть их греха и наказание, как это ранее уже отмечалось. И поистине, один лишь Аллах оказывает содействие“. См. “Маджму’ Фатауа уа Макалят Мутанаууи’а” 15/446.

1- Имеется в виду неуклонное исполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запрещённого Им.

Шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Благое и дурное деяние приумножается ввиду достоинства времени и места его совершения. Благое дело приумножается как в количестве, так и в степени награды, а дурное приумножается лишь в степени тяжести греха и в тяжести наказания за него, и не приумножается в количестве. Ведь Всевышний Аллах сказал в суре “аль-Ан’ам”, ниспосланной в Мекке (смысловой перевод): Кто придет с добрым деянием, для того – десять подобных ему, а кто придет с дурным, воздастся только подобным ему, и с ними не поступят несправедливо“. (6:160). Он также сказал (смысловой перевод):Тем, кто склоняется в ней (Заповедной мечети) к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания“. (22:25). Аллах не сказал: мы умножим их деяния, а сказал:Мы дадим вкусить мучительные страдания“. Поэтому приумножение дурного деяния в Мекке или Медине будет лишь в тяжести греха. То есть, наказание будет более мучительным и болезненным, в соответствии словам Всевышнего (смысловой перевод):Тем, кто склоняется в ней (Заповедной мечети) к несправедливости, Мы дадим вкусить мучительные страдания“. (22:25)См. “аш-Шарх аль-Мумти'” 7/262.

5. Поздравление c наступлением месяца Рамадан

Вопрос:Тогда, когда наступает Рамадан, мы часто слышим, как люди желают друг другу барака в связи с его приходом, говоря: “мабрук ‘алайка шахру рамадан” (Пусть у тебя будет много барака в этом месяце). Есть ли на это основа в шариате?“.

Ответ шейха аль-Фаузана:Поздравлять с приходом Рамадана нет в этом проблем, так как Пророк радовал своих сподвижников приходом рамадана и побуждал их стараться совершать как можно больше благих дел. Как сказал Всевышний: Скажи: “Это – милость и милосердие Аллаха”. Пусть они возрадуются этому, ибо это лучше того, что они накапливают” (Сура Юнус, 58)

Поздравление, связанное с приходом этого месяца и радость в честь него, указывают на стремление к добру. И наши саляфы радовали друг друга приходом этого месяца, следуя в этом Пророку . Как это пришло в длинном хадисе Салмана, в котором сказал Пророк : “О, люди к вам пришел благословенный месяц“. Салих аль-Фаузан, Фетва №1744, “Поздравление c наступлением месяца Рамадан” – http://www.sahab.net/forums/showthread.php?t=370906

В добавление к ответу шейха Фаузана хадис от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха сказал: “Пришел к вам Рамадан, благословенный месяц! Вменил Всевышний и Великий Аллах пост в этот месяц! В нем открываются врата небес и закрываются врата Ада, а шайтаны заковываются в цепи! И у Аллаха есть в этом месяце одна ночь, которая лучше чем тысяча месяцев. И тот, кто лишился блага этой ночи, тот лишенный!“. ан-Насаи 2106. Хадис достоверный. См. “ат-Та’ликъ аль-гъариб” 2/69.

Хафиз Ибн Раджаб, приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха радовал своих сподвижников наступлением Рамадана. И некоторые ученые говорили: “Этот хадис является основой в дозволенности поздравления людьми друг друга с наступлением месяца Рамадан”“. См. “Лятаифуль-ма’ариф” 156.

Так же говорили шейх Ибн Баз, аш-Шанкъити и другие.

Вопрос: Можно ли говорить “рамадан карим?

Ответ шейха Ибн Усеймина, да смилуется над ним Всевышний Аллах: “Положением слов “рамадан карим” является то, что это неправильно. И должны быть только слова “Рамадан Мубарак” и подобные им, потому что рамадан не является тем, который дарует, чтобы быть щедрым. Только Всевышний Аллах – Он Тот, Который устанавливает в нем пользу и дарует ее на протяжении месяца“.

6. Исповедание Ислама
Исповедание Ислама – это важнейшее условие, которое лежит в основе принятия всех деяний. Всевышний Аллах сказал: “Деяния того, кто откажется уверовать, окажутся тщетными, а в Последней жизни он будет среди потерпевших урон“. (аль-Маида 5: 5).
Великий и Всемогущий Аллах также сказал: “Тебе (о Мухаммад) и твоим предшественникам было внушено: “Если придашь ты сотоварищей (Аллаху), то тщетными станут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”“. (аз-Зумар 39: 65).

7. Воздержание
Воздержание от всего, что нарушает пост в виде приема пищи, жидкости, совокупления, является условием поста. См. “Тухфатуль-фукъаха” 1/537.

8. Время
Речь идет о соблюдении поста от рассвета до заката солнца. Всевышний Аллах сказал: “…а затем поститесь до ночи“. (аль-Бакъара 2: 187).

9. Намерение
От ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха сказал: “Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести“. аль-Бухари 1, Муслим 1907.
Этот великий хадис указывает на то, что любое деяние, которое совершается не ради Аллаха, является не состоятельным, и что совершающий деяние не искренне, не приобретет ничего благого ни в мире этом, ни в мире ином.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова Пророка : “Поистине, дела оцениваются только по намерениям” указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или добровольным“. См. “аль-Аусат” 1/371.

10. Наличие способности поститься
Речь идет о наличии здоровья для соблюдения поста, а также очищение от месячных и послеродового кровотечения. См. “Хашия ад-Дусукъи” 1/509.

11. О недопустимости оставления поста Рамадана без причины
Тот, кто поел в светлое время дня Рамадана – ослушался Аллаха и Его Посланника , и совершил великий грех, за который ему следует принести великое покаяние.
Все ученые единогласны во мнении о том, что человек, отказывающийся от соблюдения поста в силу отрицания его обязательности, является неверным, так как в Коране и Сунне имеются прямые указания в пользу обязательности поста. Если же человек не постится по причине лени и нерадения, не имея приемлемого с точки зрения шариата оправдания, но не отрицая обязанности поста, то по общему мнению всех ученых он является нечестивцем, но не неверным, и ему следует принести великое покаяние и не совершать подобного впредь. См. “Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 72.
Абу Умама аль-Бахили рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: “Однажды во сне ко мне пришли двое, и взяв меня за плечи, привели к труднодоступной горе и сказали: “Поднимайся”. Я ответил: “Поистине я не смогу”. Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные крики. “Что это за крики?” – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили они. Затем они повели меня дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил их: “Кто эти люди?” Они ответили: “Это те, которые разговлялись раньше времени“. ан-Насаи в “Сунануль-кубра” 3273. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани.
Если такому суровому наказанию подвергаются те, кто пренебрегал постом и разговлялся раньше времени, трудно себе представить, что будет с теми, кто вообще не соблюдал пост, не имея уважительной причины!
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Тот, кто нарушил пост одного дня Рамадана без уважительной причины, не сможет возместить его (в полной мере), даже если будет поститься в течение всей жизни, пока не встретится с Аллахом, и если Он пожелает, то простит его, а если пожелает, накажет“. Ибн Абу Шайба 9784. Иснад достоверный.
Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: “У верующих принято считать, что тот, кто без уважительной причины оставил пост месяца Рамадан хуже, чем прелюбодей, сборщик налогов и пьяница. Более того, они сомневаются в его Исламе и считают его еритиком“. См. “аль-Кабаир” 78.


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=18190