بسم الله الرحمن الرحيم

 

Что касается вопроса украшения домов или мечетей при наступлении Рамадана и на протяжении всего месяца вплоть до праздника аль-‘Ид, развешивая специальные фонари/светильники (фауанис), полумесяц, различные шарики и т.п. то это то, что учёные в основном порицали, правда делая те или иные оговорки.

Обладатели знания из числа современников категорично запрещали украшать мечети, но разошлись в вопросе украшения именно домов по поводу наступления месяц Рамадан. Кто-то высказался очень жёстко, кто-то менее жестко, кто-то просто говорил, что лучше так не делать. А некоторые разделяли между непосредственно украшением домов и именно покупкой и установлением специальных фонарей/светильников (фауанис), используемых именно в месяц Рамадан, порицая сильнее непосредственно избрание фонарей и светильников, говоря, что это является порицаемым нововведением, ибо нет никакой связи между этими фонарями и Рамаданом.

 

Что касается украшения домов в связи с месяцем Рамадан, то жёстче всех из слов которые мне удалось найти, высказался шейх Сулейман ар-Рухейли. Когда его спросили о том, чтобы украшать и наряжать дома в связи с месяцем Рамадан, вешать шарики и т.п., он ответил, что это из числа внесённых нововведений, и что это нововведение берёт своё начало от секты Фатимидов и тех, кто был после них. И сказал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не делали такого, и что люди, делающие подобное совершают это в качестве поклонения, а не просто обычая и традиции:

http://www.tasfiatarbia.org/vb/showthread.php?t=23524

 

Что касается шейха Фаляха Мандакара, то когда его спросили о покупке для детей украшений в Рамадан в виде специальных фонарей/ламп (фауанис), он сказал, что если подобные украшения и лампы в виде светильников сопровождают порочное вероубеждение, тогда это харам. Поскольку у некоторых детей принято считать, что в этих фонарях живёт джин ‘Ифрит. И сказал, что в основе – это деяние является нововведением, однако некоторые люди делают это без намерения поклонения, т.е. не желают посредством этого приближаться к Аллаху. Тогда остаётся вопрос исрафа денег на эти фонари и увлечения людей занятостью тем, в чём нет для них пользы. К тому же следует учитывать тот факт, что в этом вопросе есть крайности и что сложно найти дом, который был бы без этих фонарей, которые вешают на улице и перед домами. И сказал, что лучше оставить это, поскольку в данном положении есть большое сомнение, и оно ближе к нововведению, если и не является таковым:

https://www.ajurry.com/vb/showthread.php?t=20163

 

Что касается шейха Салиха аль-Фаузана, то когда его спросили можно ли украшать дома в связи с месяцем Рамадан, отвечая на этот вопрос, шейх сказал, что у такого поступка нет основы. Что месяц Рамадан не выделяют украшением домов, однако Рамадан выделяют поклонением в виде поста, покаяния и молитвы тарауих:

https://www.youtube.com/watch?v=NM06mgJJz2A

 

Что же касается шейха Машхура, то когда его спросили о том, чтобы украшать дома внутри и снаружи и вешать рамаданские фонари, он ответил, что подобное является празднованием Рамадана людьми, увлечёнными миром этим. Он сказал: “Если ты желаешь узнать о себе, являешься ли ты из числа людей мира этого или же из людей мира иного, то обрати внимание, если ты отмечаешь Рамадан развешиванием ламп, сладостями къатаиф, едой и питьём, тогда ты из числа людей мира этого, а не мира иного. Но как отмечают Рамадан люди мира вечного?” после чего шейх стал упоминать об усердном чтении Корана, поскольку Рамадан – это месяц Корана. После чего завершил свой ответ тем, что увлечение внешними вещами, оставляя внутренние (духовные), является гибелью, и сказал, что это не есть хорошо:

http://meshhoor.com/fatwa/2963

 

Что же касается тех, кто считал, что нет проблем ни в украшении домов, ни в лампах по случаю Рамадана, то мне удалось найти только слова Са’да аль-Хасляна, ‘Абдуль-‘Азиза аль-Фаузана, Уалида Рашида ас-Са’идана, которые дозволяли подобное, если не связывать эти события с религией и поклонением, а относить к бытовым вещам, просто проявляя тем самым радость наступлением великого месяца, и если украшение домов и улиц не будет граничить с исрафом денег:

https://www.youtube.com/watch?v=GZpDsBvAMAM

https://www.youtube.com/watch?v=WBF8zTkihBg

https://www.youtube.com/watch?v=ZHRykOCgAgA

Однако следует отметить, что с таким мнением не были согласны некоторые шейхи, говоря, что когда бытовая вещь связывается с религиозным событием, то она становится частью религиозного обряда, даже если сами люди утверждают, что они не связывают подобное с религией.

 

Кстати, следует отметить, что большие учёные, как шейх Ибн Баз, шейх Ибн Джибрин, а также члены Постоянного комитета, порицали и называли нововведением так называемый «Каркиан», когда в середине месяца Рамадан дети обходят в нарядах соседей, чтобы получить от них конфеты и прочие угощения. Это не имеет никакой основы в Сунне, а некоторые арабские страны, к сожалению, переняли этот обычай от шиитов Ирана. Поэтому учёные Постоянного комитета говорили: “Празднование пятнадцатое число Рамадана или иное число по причине торжества «Каркиан», является нововведением в Исламе, у которого нет основы!” См. “Фатауа аль-Ляджна” № 15532.

 

Что касается такой сладости, как “къатаиф”, которую готовят в арабских странах именно в месяц Рамадан, то нет в этом ин ша-Аллах никакой проблемы, даже если кто-то и порицал бы это. Нет никакого порицания в том, чтобы избирать какой-то день или месяц для приготовления определённой еды, будь то Рамадан, ‘Ид, пятница и т.п., если делать это в качестве традиции.

Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Мы радовались пятничному дню. Среди нас была одна старушка, готовившая для нас мангольд, который мы сажали возле наших ручьёв. Она готовила в своём котле мангольд вместе с семенами ячменя, в котором не было мясного жира. Когда мы завершали пятничную молитву, мы посещали её, а она угощала нас этой едой. По этой причине мы радовались пятнице. И мы не завтракали и не приступали к полуденному сну, кроме как после пятничной молитвы”. аль-Бухари 2349, 5403.

В другой версии сообщается, что Сахль сказал: “И мы желали наступления пятницы из-за этой её еды”. аль-Бухари 938.

Однако если готовить определённый вид еды в тот или иной день, связывая это с религиозным обрядом, как, например, это происходит в день ‘Ашура, когда многие несведущие люди раздают определённую еду в этот день, тогда это будет порицаемым нововведением.

 

Что касается аргумента некоторых современников в пользу дозволения украшать дома лампами и прочими вещами, опираясь на асар от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что он установил светильники в месяц Рамадан в мечетях, когда собрал людей за одним имамом во время молитвы тарауих:

Абу Исхакъ аль-Хамадани и Исма’иль ибн Зияд рассказывали: “В первую ночь наступления Рамадана к людям вышел ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), и в это время в мечети светили лампы и читался Коран, и тогда он сказал: «Да осветит Аллах твою могилу, о ‘Умар ибн аль-Хаттаб, подобно тому, как ты освятил мечети Аллаха лампами и чтением Корана (в молитве тарауих)»”. Ибн Аби ад-Дунья в “Фадаиль Рамадан” 30, Ибн Батта в “аль-Ибана” 8/393-396, Ибн аль-Джаузи в “Манакыб ‘Умар” 308. Иснад хороший. См. “Тахкыкъ Манакыб ‘Умар” 308.

Они говорят, что если установить светильники сподвижники дозволили даже в мечетях, то подобное тем более дозволено в домах.

Ответом на этот аргумент служит следующее:

Во-первых, в достоверности этого асара есть разногласия.

Во-вторых, в этом асаре не сказано, что ‘Умар установил лампы в мечетях в Рамадан в качестве украшения, однако он сделал это для облегчения сбора людей для молитвы тарауих.

В-третьих, если нет нужды в таких светильниках, то их порицается устанавливать в мечетях. Хафиз ан-Науауи сказал: “Из числа порицаемого нововведения – то, что делается во многих городах в виде развешивания разожжённых больших ламп в определённые известные ночи года, как в середине месяца Ша’бан. По причине этого происходит множество порицаемых вещей, как уподобление огнепоклонникам, проявляющим заботу об огне; пустая трата денег не по назначению; увеличение по причине этого наличия множества детей и бездельников в мечетях, что сопровождается их играми, повышением голосов. Всё это является неуважением к мечетям, нарушением их почитания, их загрязнением и тому подобные порицаемые вещи, от которых является обязательным оберегать мечети”. См. «аль-Маджму’» 3/122.

Сказал ар-Рухейбани аль-Ханбали: “Является правомочным устанавливать светильники в мечетях каждую ночь, но только по мере нужды”. Затем он в качестве довода привёл следующий хадис:

Маймуна бинт Са’ид (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Как-то я сказала: “О Посланник Аллаха, разъясни нам положение Бейт аль-Макъдис (аль-Акъса)?” Он сказал: «Это – земля сбора людей и место их воскрешения. Отправляйтесь туда и совершайте молитву в этой мечети. Поистине, молитва в ней подобна тысяче молитвам в иных мечетях». Я спросила: “А если я буду не в состоянии отправиться туда?” Он сказал: «Тогда отправь туда масло, чтобы посредством него зажигали светильники в ней (ночью для освещения), ибо тот, кто сделает это, словно сам посетил её». Исхакъ ибн Рахауайх в “аль-Муснад” 2211, Ахмад 6/463, Ибн Маджах 1407, Абу Я’ля 7088. Хафизы ан-Науауи, аль-Бусыри, аль-Магълятай, а также Мукъбиль ибн Хади и Хусайн Салим Асад подтвердили достоверность этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 8/278, “Мисбах аз-зуджаджа” 2/14, “аль-И’лям” 5/1266, “ас-Сахих аль-Муснад” 2/519, “Тахридж Муснад Аби Я’ля” 12/523.

Затем ар-Рухейбани сказал: “Но если кто-то установит светильники в мечетях, что будет превышать нужду, как это делается в середине месяца Ша’бан; или в ночь завершения чтения Корана в Рамадан во время молитвы тарауих; или в ночь, именуемой как ар-рагъаиб; или в первую пятницу месяца Раджаб, расходуя на это из исламской казны, то такой будет обязан возместить эти деньги. Ведь это является нововведением и пустой тратой денег, в чём нет никакой пользы ни для мира этого, ни для мира иного. И зачастую это приводит к множеству ошибок, пустой забаве и отвлекает сердца молящихся”. См. “Маталиб ули-ннуха” 2/350-351.

А в наше время, когда есть электричество и лампы, тем более нет нужды для установления в мечетях подобных светильников.

Аллаху а’лям.

 


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=67&t=21995