Автор статьи: Абу Яхья Крымский
Изображение

Многие из нас утверждают, что верят в единого создателя – во Всевышнего Господа, одним из величайших и прекраснейших имен которого является “Аллах”, что означает – Единственный Истинный Бог, Кто заслуживает поклонение Ему и служение Ему с предельной любовью и предельным возвеличиванием. Но эти заявления нуждаются в доказательстве.

И этим доказательством являются деяния человека. И одним из очень важных доказательств является садака – трата имущества ради Всевышнего в виде вручения его бедным, обездоленным, нуждающимся, а также в виде расходования его на различные благие и богоугодные цели. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Садака – это непреложное доказательство“. Муслим, 223.

То есть, садака (пожертвованное тобой имущество) является важным доводом указывающим на истинную веру человека. Почему? Потому что людские души устроены так, что любят имущество и деньги. Всевышний Аллах, описывая в Коране свойства человеческой натуры, сказал:

И поистине он (человек) любит материальные блага

Сура “аль-Адийат”, 100:8

Человек бывает готов расстаться с тем, что ему любимо лишь ради того, что ему любимо еще более. Если человек способен отдать имущество, которое так любимо его душе, ради Аллаха, значит он любит Аллаха сильнее; значит он, в самом деле, верит в Аллаха и в вечную жизнь. Вот почему Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал садаку непреложным доказательством.

Более того, само название этого великого и богоугодного деяния – садака – указывает на то, о чем сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Слово “садака” происходит от слова “сыдк“, что означает “правдивость” – потому что, садака доказывает правдивость веры того, кто ее подает.

Однажды, когда мусульмане очень остро нуждались в имуществе, в материальной поддержке, самый лучший сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Абу Бакр пожертвовал ради Аллаха все свое имущество. Ахмад, 2/253; Ибн Маджах, 94. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Муснад Ахмада”, 13/183; “Сахих Сунан Ибн Маджах”, 77.

Он сделал это от того, что обладал самой правдивой верой. Поэтому он неслучайно прославился в веках и народах как “ас-Сыддыкъ”, то есть, “Правдивейший”. Обратите внимание, “сыддык” и “садака” происходят от одного и того же корня.

Садака занимает огромное место в Исламе. В Коране мы находим большое число аятов, а в Сунне огромное число хадисов, побуждающих и повелевающих тратить ради Всевышнего часть того имущества, которым Он нас одарил. Послушайте, что сказал Всевышний Аллах:

И расходуйте ради Аллаха из того имущества, которым мы (Аллах) вас наделили прежде, чем придет к вам смерть,

и вы скажете: “О Господь мой! О если бы Ты отсрочил мне ненадолго, и я стал бы давал садаку, и стал бы праведным”.

Но Аллах никогда не отсрочивает душе, когда приходит ее срок. Аллах ведает обо всём что вы совершаете”

Сура “аль-Мунафикъун”, 63:10-11

О рабы Аллаха! Жертвуйте из того, что дал вам Аллах, ибо всем нам предстоит вернуться к Тому, Кто нас создал – для расчёта за то, что мы делали на этой Земле. Будет праведный Суд! Будет день, когда Тот, Кто создал нас впервые поднимет нас из наших могил нагими, босыми и необрезанными. Восстанут из могил все дети Адама и Евы – миллионы, миллиарды, несметные толпы – для того, чтобы предстать перед Создателем и ответить за всё.

Это будет тяжкий день, он будет долог, он будет нестерпимо жарок, ибо солнце приблизится и встанет над головами совсем близко; стесненность и толкотня; море, обливающихся пóтом, страдающих от жажды, в ужасе и оцепенении ожидающих своей участи людей – заложников своих поступков, которые они совершили в земной жизни. И установят в тот день Весы справедливости, и явится Господь Бог – Царь людей – для расчёта и воздаяния; явится, чтобы воздать тем, кто творил зло – за их зло, и воздать тем, кто творил добро – за их добро.

И в этот час невообразимо страшного потрясения тебе поможет твоя садака – то, что ты отдал ради горячо любимого тобой Создателя. В этот час ты поймёшь значение садаки, ибо садака станет тенью, которая укроет тебя от нестерпимого зноя.

Однажды сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по имени ‘Укъба ибн ‘Амир рассказал человеку по имени Абуль Хъейр о том, что слышал от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) такие слова: “Каждый человек в Судный день будет находиться под тенью своей садаки, пока не завершится суд над людьми“. Ахмад, 16882. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Джами'”, 4510.

И Абуль Хъейр, услышавший этот хадис и передавший его нам – он не упускал ни одного дня не дав в качестве милостыни хоть что-нибудь, будь то даже кусочек пирога или луковицу.

Более того, человек жертвующий дарованные ему Аллахом средства на неимущих и нуждающихся, и делающий это скрытно так, что его его левая рука не знает о том, что дала правая – в тот грозный день будет укрыт в тени престола Всевышнего.

О рабы Аллаха! Жертвуйте из того, чем наделил вас Аллах, ибо милостыня – лучший вклад, который Аллах сохранит для вас. Аллах сохранит его для вас у Себя, взрастит, и приумножит многократно. Всё, что вы имеете уйдёт бесследно! Всё канет в небытие, кроме того, что вы сделали ради Аллаха. То, что есть у вас – иссякнет, а то, что есть у Аллаха – вечно и неиссякаемо.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто подаст милостыню равную одному финику из своего приобретенного благим путем имущества, а Аллах принимает только благое, у того Аллах примет ее Своей правой рукой, после чего станет растить эту милостыню для подавшего ее, подобно тому, как некоторые из вас растят своего жеребенка, пока она не станет величиной с гору“. Ахмад, 2/268, 331, 404, 418, 538, 541; аль-Бухари, 1410; Муслим, 1014; ат-Тирмизи, 661-662; ан-Насаи, 2525; Ибн Маджах, 1842; Ибн Хузайма, 2231. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 6152; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб”, 856.

Аллах не нуждается в наших пожертвованиях, совершенных ради Него. Но Он милостиво принимает их от нас и засчитывает их как заем, который обещает вернуть увеличив во много раз. Аллах говорит:

Поистине, мужчинам и женщина, раздающим милостыню, и, тем самым, одалживающим Аллаху

прекрасный заем, Он будет увеличен многократно и им уготована щедрая награда”

Сура “аль-Хадид” 57:18

Аллах принимает от нас поданное нами ради Него и от чистого сердца, затем возвращает взамен во много раз больше. И то, во сколько раз Он увеличит для нас поданную нами садаку, зависит от степени нашей искренности, веры, готовности расстаться ради Аллаха от любимого душе имущества, а также зависит от того, какую пользу принесло это пожертвование, и как точно оно попало по назначению.

Садака – это причина, по которой Аллах прощает нам наши грехи и даёт великую награду. Про тех верующих, которые раздают милостыню, в Коране сказано:

Аллах уготовил для них прощение и великую награду

Сура “аль-Ахзаб”, 33:35

Разве у нас мало грехов?! Разве у нас с вами мало тех слов и действий, о которых стыдно вспомнить, и с которыми страшно предстать перед Аллахом?!

О рабы Аллаха! Не забывайте о садаке, ибо, когда человек жертвует садаку, то очищается его душа и очищается его имущество. Садака просветляет внутренний облик и нравственность, очищает душу от разных мерзких качеств, таких как скупость, алчность и черствость. И, напротив, садака взращивает в сердцах благородные свойства, такие как щедрость, великодушие, доброта, милосердие и благодарность. Тот, кто любит раздавать садаку и помогать нуждающимся, тот проявляет одну из лучших форм благодарности Аллаху. А кто благодарит Аллаха за его милости, тому, как известно, Аллах приумножает свои дары и милости.

Также садака очищает имущество – то есть, делает его благословенным и благодатным, на имущество человека нисходит божественная благодать (барака), оно становится благословенным, приносит много пользы и бывает потрачено на полезное.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поклялся в том, что садака не уменьшает имущество человека. Ахмад, 4/231; ат-Тирмизи, 2325, который сказал: “Хороший достоверный хадис“.

По причине садаки Аллах хранит имущество человека от бедствий и увеличивает его достаток. Всевышний говорит:

Что бы вы не израсходовали ради Аллаха, Он сполна возместит это.

Он – наилучший из дарующих удел”

Сура “Саба”, 34:39

И в хадисе сообщается о том, что каждый день, когда рабы Всевышнего просыпаются утром, обязательно спускаются два ангела, и один из них говорит: “О Аллах! Возмести тому, кто расходует свои средства на благие дела“. А другой говорит: “О Аллах! Пошли скупящемуся гибель” – то есть, гибель ему самому или его имуществу. аль-Бухари, 1442; Муслим, 1010. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 5797.

Сказанное в хадисе подтверждается тем, что мы наблюдаем в нашей жизни. Практически всегда, когда верующий выплачивает закят, дает садаку, и расходует свои средства в целях угодных Аллаху, Аллах непременно низводит благодать на его имущество и облегчает ему зарабатывание средств к существованию.

Позвольте рассказать вам такую историю, которая приводится в сборнике достоверных хадисов имама Муслима. Однажды некий человек шел по равнине (по пустыне), и вдруг услышал голос исходивший из облака: “Напои водой сад такого-то человека“, – после этого облако двинулось в иную сторону и пролилось дождем на каменистую почву, и вся пролившаяся вода превратилась в один поток. Путник пошел по направлению этого потока и вскоре увидел человека, который стоял в своём саду и направлял лопатой эту воду.

– “О раб Аллаха! Как тебя зовут?” – спросил его путник. Человек назвал свое имя, и оказалось, что именно это имя прозвучало из облака.

– “О раб Аллаха, а почему ты спрашиваешь о моем имени?“, – спросил человек.

Путник ответил: “Я услышал голос в облаке, из которого пролился этот дождь, и этот голос приказал облаку напоить сад такого-то, и он назвал именно твое имя. Объясни мне, что ты делаешь, чтобы удостоиться такого?“.

Человек сказал: “Раз уж ты спрашиваешь, я отвечу тебе. Дело в том, что каждый раз я оцениваю полученный мною из этого сада урожай и раздаю треть его в качестве милостыни (садаки), расходуя ее на бедняков, просящих и путников. Вторую треть я трачу на себя и свою семью, а еще одну треть возвращаю обратно в землю“, – то есть, использую для ухода за садом. Муслим, 2984; Ибн Хиббан, 3355; Абу Ну’айм в “Хильятуль-аулияъ”, 3/315. См. “Сахих аль-Джами’ ас-сагъир”, 2864; “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 1197.

Вот как заботится Всевышний Аллах о человеке, который расходует часть своего имущества на садака – облакам было приказано плыть и поливать землю этого человека. Есть ли сегодня такие люди?

Владельцы заводов, фабрик, магазинов и фирм, которые поступали бы как этот человек, то есть, получая, например 300 тыс. дохода, то отдавали бы 100 тыс. нуждающимся, 100 тыс. использовали бы на себя и свою семью, а третью сотню на развитие производства и торговли. Если посмотреть сегодня на положение многих состоятельных людей, они не только не поступают таким образом, но даже не выплачивают со своего имущества обязательную милостыню – закят!

Садака снимает с человека, который ее подает, печаль, она радует его душу. Садака отводит по милости Аллаха многие несчастья, беды и болезни. Она способствует установлению в обществе любви и дружбы, и удаляет вражду и ненависть. Сколько молитв за себя удостаивается человек, помогающий нуждающимся от правдивых и благодарных сердец.

О рабы Аллаха! Расходуйте свое имущество на помощь нуждающимся, на другие благие цели, потому что садака тушит гнев Всевышнего. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Садака, поданная скрытно, тушит гнев Господа, поддержание родственных связей продлевает жизнь, а совершение добра защищает от несчастных случаев“. “Шу’аб аль-иман”, 3442; “Сахих аль-джами'”, 3760.

О рабы Аллаха! Давайте садаку, ибо садака гасит прегрешения человека. Однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к своему сподвижнику по имени Му’аз, сказал: “Садака гасит грехи, подобно тому, как вода гасит огонь“. Ахмад, 5/237; ат-Тирмизи, 2616; ан-Насаи в “Сунан аль-Кубра”, 11394; Ибн Маджах, 3973. ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис“. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 5136; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб”, 2866; “Мишкат аль-масабих”, 29; “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 1122; “Ируауль-гъалиль”, 2/138.

О рабы Аллаха! Давайте садака, ибо садака гасит и тот огонь, посредством которого человек может подвергаться мукам в могиле. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, садака гасит, для тех кто ее подавал, жар могилы“. ат-Табарани в “аль-Кабир”, 17/286; аль-Байхакъи в “аш-Шу’аб”, 3347. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 3484.

Садака защищает человека от Ада. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Нет среди вас никого, с кем не будет говорить Аллах в Судный день так, что между ним и Аллахом не будет переводчика. И посмотрит человек направо и не увидит ничего, кроме совершённых им в прошлом деяний, и посмотрит налево и не увидит ничего, кроме совершённых им в прошлом деяний, и посмотрит впереди себя и не увидит ничего, кроме Адского огня. Так защитите же себя от огня хотя бы половинкой финика“. Ахмад, 4/258, 259, 377; аль-Бухари, 1417, 3595, 6023, 6539, 6540, 6563 и 7512; Муслим, 1016; ан-Насаи, 5/74; Ибн Хиббан, 473, 666, 2804; Абу Ну’айм в “Хильятуль-аулияъ”, 7/146, 195, 196. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 114.

Давайте садака, даже если вы не столь богаты. Пусть это будет немного, пусть это будет всего лишь один финик, или половина финика – даже малая милостыня, поданная от чистого сердца, способна принести человеку много блага и защитить его от большого зла.

 

Изображение

Мы выше поговорили о прекрасном и приближающем нас к Аллаху деянии – садаке, то есть, расходовании средств для оказания помощи нуждающимся и для других благочестивых целей. Садака делится на два вида:

обязательная садака, которая называется “закят” и являющаяся одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам;

добровольная садака, которая, хоть и не обязательна, но весьма и весьма желательна, приносящая человеку, подавшему ее, огромную пользу, и отводящая от него много зла как в этой жизни, так и после смерти.

Давайте поговорим о том, как нужно выдавать садака, ибо это очень важно – от этого зависит то, будет ли она засчитана, и то, как она будет вознаграждена Аллахом.

Во-первых, человек должен давать садаку искренне – ради одного лишь Аллаха, стремясь к Его довольству, а не желая людской похвалы и славы. Тот, кто жертвует своим имуществом ради людского одобрения, тот не только не получит за свои траты никакой награды, но и будет опозорен и наказан. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил что в День суда, когда Всевышний снизойдет к творениям для того, чтобы вершить над ними свой Суд и все народы будут стоять коленопреклоненными, одним из первых, кого Он призовет для спроса, будет человек, у которого было много денег. Его выведут, и Всевышний скажет ему: “Разве я не одарил тебя щедро имуществом, сделав тебя не нуждающимся ни в ком из людей?“.

Он ответит: “Да, ты одарил меня, о мой Господь“.

– “Как же ты поступил с тем, что я тебе даровал?” – спросит Аллах. Тот ответит: “Я поддерживал родственные связи, раздавал милостыню (садака)”.

Тогда Аллах скажет ему: “Ты лжешь!“. И скажут ему ангелы: “Ты лжешь!“. И затем Аллах объявит ему: “Ты хотел, чтобы люди говорили про тебя: “Такой-то щедрый человек”, – и они сказали про тебя то, чего ты хотел“. ат-Тирмизи, 2382; Ибн Хузайма, 2482; Ибн Хиббан, 408; аль-Хаким, 1/418-419, который назвал иснад хадиса достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Имам аль-Мунзири назвал иснад хадиса достоверным или хорошим или близким к этим. См. “ат-Таргъиб”, 1/47. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 1713; “Сахих ат-таргъиб уа-т-тархиб” 22, 1335; “Сахих аль-мауарид”, 2119; “Сахих Ибн Хузайма”, 2482.

То есть, ты уже получил свою жалкую награду в виде этой людской похвалы, и с тебя довольно. А затем Аллах прикажет ангелам бросить этого человека в огонь Ада одним из первых, и он будет в числе тех, кем разгорится Адское пламя.

Во-вторых, человеку нужно стараться жертвовать в качестве милостыни из того имущества, которое является наилучшим, наилюбимым для него, и полученным наиболее благим путем, потому что Аллах сказал:

Вы не достигнете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вам любимо

Сура “аль-Имран”, 3:92

Многие отдают беднякам лишь самое негодное из своего имущества – то, от чего хотят отделаться; то, что самим не нужно; то, что завалялось или залежалось в холодильнике. Аллах порицает за это, говоря:

О вы, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретенных

вами благ и того, что мы взрастили для вам из земли, но не стремитесь раздать в

качестве пожертвования плохое – то, чего вы сами не взяли бы, иначе как зажмурив глаза,

и знайте, что Аллах – Богатый, Достохвальный”

Сура “аль-Бакара” 2:267

В-третьих, лучше, если садака подается скрытно, как сказано в хадисе: “… так, что левая рука не знает о том, что дает правая“. Малик, 1709; Ахмад, 2/439; аль-Бухари, 660; Муслим, 1031; ат-Тирмизи, 2391; ан-Насаи, 8/222; Ибн Хузайма, 358; Ибн Хиббан, 4486.

Чем тщательнее человек скрывает от окружающих поданную им милостыню, тем больше награды получает за нее от Всевышнего. Скрытая милостыня лучше по трем причинам:

а) давая садаку скрытно, ты, тем самым, защищаешь себя от неискренности, от стремления к показухе – от одной из форм многобожия (ширка);

б) садака, поданная скрытно не выглядит как некое прилюдно сделанное тобой одолжение тому человеку, которому ты ее даёшь;

в) ты не ставишь человека, которому помогаешь, в нелегкое и неприятное положение, потому что для многих получить садаку прилюдно – унизительно и стыдно.

Но! Иногда дать садаку открыто и прилюдно лучше – тогда, когда от этого есть явная религиозная польза. А именно, когда ты надеешься своим поступком побудить окружающих к такому и стать для них примером. Например, если ты видишь, что люди медлят с оказанием помощи нуждающемуся и хочешь расшевелить их, чтобы они последовали твоему примеру и тоже начали жертвовать свои средства. Или другой пример – есть остро нуждающийся человек, однако, вследствие своей скромности, этот человек никому не говорит о своей нужде. Никто кроме тебя не знает о его тяжёлом положении. У тебя нет возможности дать ему столько, сколько необходимо ему для решения его проблемы. Давая, в данном случае, садаку прилюдно, ты, тем самым, уведомляешь других о том, что этот мужчина (или эта женщина) нуждается в помощи.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришли люди, на которых не было одежды. Вместо неё на них были куски полосатой шерстяной ткани, в которую они завернулись, проделав в них дыры для своих голов. И все они были из племени Мудар. Увидев в какой нужде оказались эти люди, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) изменился в лице. Затем он обратился к людям с проповедью и сказал:

О люди! Бойтесь вашего Господа, который создал вас из одного человека и создал из него же ему пару,

и взрастил от них двоих по земле множество мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга,

и бойтесь разрыва родственных связей, ведь, поистине, Аллах – наблюдающий за вами”

Сура “ан-Ниса”, 4:1

А затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочел еще один аят:

О те которые уверовали! Бойтесь Аллаха и пусть посмотрит душа,

что из благих поступков она приготовила на завтра”

Сура “аль-Хашр”, 59:18

И потом Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес: “Да пожертвует человек чем-либо из своих динаров, или дирхемов, или одежды, или са’ пшеницы, или са’ фиников …“, – и он продолжал перечислять, пока не сказал: “… пусть пожертвует хотя бы половинку финика“. После этого, один человек из числа ансаров пошёл и принес кошель с серебром – настолько тяжелый, что едва мог держать его в своей руке. И вслед за ним люди, один за другим, стали так же приносить свои пожертвования. И, в конце концов, на земле образовались две кучи: одна куча из еды, а вторая – из одежды.

Тогда лицо Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засияло словно покрытое золотом, и он произнес: “Тот, кто покажет в Исламе хороший пример, получит награду за свое деяние и за тех людей, которые последуют его примеру после него, однако это ничуть не уменьшит их награду“. Мухтасар Сахих Муслим. Хадис №538.

Таким образом, дать садаку скрыто, как правило, предпочтительней и угодней Аллаху, но в некоторых случаях, когда есть польза в виде побуждения других, открытость лучше. Вот почему Всевышний сказал:

Если вы дадите садаку открыто, то она прекрасна, но если дадите

ее нуждающимся скрытно, то это лучше для вас”

Сура “аль-Бакара” 2:271

В-четвертых, тот, кто оказал помощь нуждающемуся, никогда не должен напоминать ему об этом и попрекать его этим! Аллах хвалит тех, кто делает добро и жертвует из своих средств, а после этого не попрекает своими пожертвованиями ни того человека который получил, ни других.

Аллах сказал:

Тем, которые расходуют свое имущество на пути Аллаха, а потом не провожают

свои пожертвования упреками и оскорблениями, тем уготована награда у их Господа,

не испытают они страха и не будут опечалены”

Сура “аль-Бакара” 2:262

Попреки и напоминания делают садаку недействительной и лишают человека награды за нее. Всевышний сказал:

О вы которые уверовали! Не делайте ваши пожертвования бесплодными

своими попреками и оскорблениями”

Сура “аль-Бакара” 2:264

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не войдут в Рай: тот, кто не почтителен к родителям, и тот, кто попрекает за свои подаяния, и тот, кто пристращен к хмельному“. ан-Насаи, 1/357; Ахмад, 2/134; Ибн Хузайма в “ат-Таухид”, 235; Ибн Хиббан, 56. Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим. См. “Сильсилятуль-ахадис ас-сахиха”, 674.

Некоторые делают пожертвования, а потом считают людей обязанными и требуют от них благодарности и признательности, рассчитывают на особое уважение и почет, а если не получают того, чего ожидают, то напоминают людям о сделанном добре и ставят им это в укор. Тот, кто дает свою садаку искренне ради Аллаха должен ждать награду только от Аллаха, а это самая лучшая из наград. Он должен забыть о благодарности людей. Аллах, описывая в Коране своих благочестивых рабов, которые войдут в Рай, говорит:

Они кормят едой бедняков, сирот и пленников, несмотря на то, что любят ее сами, и говорят:

“Мы кормим вам лишь ради лика Аллаха, и не хотим от вас ни награды, ни благодарности. Мы боимся от Господа нашего

Дня мрачного тяжёлого”. И Аллах защитит их от зла того дня, и одарит их сиянием на лицах и радостью”

Сура “аль-Инсан”, 76:8-11

Обратите внимание на эти слова – “… мы не хотим от вас ни награды, ни благодарности“.

Супруга нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) – благочестивая ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, когда посылала свою служанку передать кому-то из нуждающихся пожертвование (подаяние), наставляла ее, и говорила: “Внимательно послушай как они будут за нас молиться, и запомни их слова, а потом мы помолимся за них таким же образом, и, тем самым, будем с ними в расчёте, чтобы награда наша была только за Аллахом, чтобы получили мы воздаяние за свою милостыню только от Аллаха“.

В-пятых, нужно стараться вручить свои подаяния тому, кто наиболее заслуживает их, тому кто наиболее в них нуждается. Особо желательно помогать садакой нуждающимся родственникам, если только те не имеют право на содержание. Если родственник имеет право на свое попечение, то в случае его нужды, ты обязан содержать его на свои средства. Это уже не называется садака, это уже не будет закят. Это называется постоянное содержание (нафакъа).

Например, состоятельный человек не имеет права давать милостыню своим нуждающимся родителям, потому что он и так обязан содержать их, но если речь идет, например, о дядях или тете по материнской линии, двоюродных братьях и сестрах со стороны матери, родной сестре, у которой есть муж и дети и так далее, если эти люди испытывают нужду, то дать садаку им лучше, чем посторонним, потому что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Милостыня отданная неимущему – это милостыня, а если она отдана родственнику, то это сразу две вещи – милостыня и поддержание родственных связей“. ан-Насаи, 2582; ат-Тирмизи, 658; Ибн Маджа, 1844. Шейх аль-Альбани в “Сахих ан-Насаи” сказал, что хадис достоверный.

Следующее важное замечание – садака, которую человек подает тогда, когда он здоров и у него всё в порядке, когда мирские блага любимы и желанны ему, когда его душа испытывает жадность к деньгам и боится обеднеть, когда его манят и прельщают богатства, такая садака лучше, чем садака, которую он дает, когда болен и слаб, когда ничто из материальных благ его уже не радует и не прельщает, или когда он понимает, что уже не жилец, что уже не сможет воспользоваться деньгами.

Однажды к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл человек и спросил: “О Посланник Аллаха, за какую милостыню Аллах дает наибольшую награду?“. И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Наибольшая награда дается за ту садаку, которую ты подаешь будучи здоровым и скупым, боясь бедности и надеясь еще пожить, и не откладывай подаяние до тех пор, когда душа твоя подойдет к твоему горлу и ты начнешь говорить: “Пусть такому-то будет пожертвовано из моего имущества то, а такому-то это”, – когда это уже и так скоро будет принадлежать такому-то“. Ахмад, 2/231, 250, 415, 447; аль-Бухари, 1419; Муслим, 1032; Абу Дауд, 2865; ан-Насаи, 5/68, 6/237 со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 1111; “Ируауль-гъалиль”, 1602.

Здоровый человек еще надеется пожить и поэтому он привязан к деньгам, боится обеднеть, и смерть видится ему ещё чем-то далеким, ему приходится противостоять своей душе, которая приказывает ему скупость, и он ради Аллаха преодолевает это препятствие, он получает гораздо бóльшую награду, потому что расставаться с деньгами ему гораздо сложнее, чем больному и умирающему, для которого деньги уже потеряли смысл. Умирающий понимает, что уже покидает этот мир, начинает раздавать свое имущество другим, а оно уже и так почти-что принадлежит другим, то есть его наследникам, ведь после его смерти, оно сразу же перейдет к ним, и он уже не будет владеть ни одним его грошом.

Также необходимо отметить, что давать садаку следует из того имущества, которое превышает насущные потребности самого человека и его семьи. Иначе говоря, не следует отдавать в качестве садаки то, без чего не может обойтись он сам и те люди, которых он обязан содержать.

Если он будет давать садаку и лишать своих подопечных: жену, детей, родителей, которые находятся у него на содержании, будет лишать их необходимых средств существования, насущного хлеба, то на нем будет грех. Потому что, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Начинай расходование средств с тех, кого ты обязан содержать, а лучшей милостыней является та, что подается из избытков“. Ахмад, 2/402, 476, 480, 524, 527; аль-Бухари, 1427; Абу Дауд, 1676; ат-Тирмизи, 2463; ан-Насаи, 5/62, 69; аль-Байхакъи, 4/180. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 8196; “Ируауль-гъалиль”, 834.

При этом, человек не обязательно должен быть богатым – он может быть бедным, но иметь те или иные излишки, то есть имущество, превышающее насущные потребности тех, кого он должен содержать. Именно из этих излишков он подает садаку.

Кто-то может возразить и сказать: “А как же Абу Бакр, который пожертвовал все свое имущество на пути Аллаха? А как же ансары, которые отказывались от имущества в пользу мухаджиров, хотя сами испытывали в нём нужду?“.

Послушайте ответ:

во-первых, они имели такое упование (тауаккуль), которого нет у бóльшей части людей;

во-вторых, они делали это не постоянно, а лишь время от времени;

в-третьих, они поступали так, зная, что смогут проявлять терпение сами, и что их семьи также способны и готовы проявлять терпение. Тот, кто знает, что не сможет терпеть, или не смогут терпеть его домочадцы, не должен поступать таким образом;

в-четвертых, сподвижники имели веское основание предполагать, что если испытают кратковременную нужду, то очень скоро смогут восстановить свое благосостояние и обеспечить себя и свои семьи необходимым.

В конце, хотелось бы отметить, что мусульманин – верующий – изо всех сил должен стараться не стать обузой для людей, обходиться своими силами, и не обращаться за помощью ни к кому, кроме Аллаха. Он должен трудиться и стараться обеспечивать себя и свою семью сам. Не протягивай руку, прося подаяние, если только не крайняя нужда. Паразитировать, быть нахлебником, просителем, иждивенцем, постоянно рассчитывающим на чью-то помощь – это, мягко говоря, не самое хорошее качество для единобожника.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Рука, которая сверху (то есть, рука дающая) лучше, чем рука, которая снизу (то есть, рука берущая)”. И сказал: “Кто будет стремиться обходиться своими силами, того Аллах избавит от необходимости обращаться к другим“. Ахмад, 2/402, 476, 480, 524, 527; аль-Бухари, 1427; Абу Дауд, 1676; ат-Тирмизи, 2463; ан-Насаи, 5/62, 69; аль-Байхакъи, 4/180. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 8196; “Ируауль-гъалиль”, 834.

Пусть Аллах внушит всем нам благодарность за его щедроты, позволит совершать угодные ему поступки и введёт нас в число праведных и благочестивых рабов.