Можно ли оставлять огонь на ночь в Исламе
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Многие люди небрежно относятся к огню и обогревательным приборам, и часто могут оставлять на огне что-либо и пойти спать, тогда как огонь может потухнуть из-за сквозняка или пролившейся на огонь жидкости с самой посуды, а люди отравятся от газа. Или же могут возгореться предметы находящиеся рядом, вызвав пожар, да убережёт Аллах от подобного.

Мусульмане должны быть бдительны в этих вопросах, тем более, что веление относительно этого достоверно передается от самого Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха).

Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды ночью в Медине сгорел дом вместе с жившими в нем людьми, и когда посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщили о том, что с ними случилось, он сказал: «Поистине, этот огонь – враг вам, и поэтому когда будете ложиться спать, гасите его». аль-Бухари 6294, Муслим 2016.

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не оставляйте огонь в домах своих, когда будете спать». аль-Бухари 6293, Муслим 2015.

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закрывайте сосуд, и завязывайте бурдюк, и запирайте дверь и гасите светильник, ибо, поистине, шайтан не в состоянии ни развязать бурдюк, ни отворить дверь, ни открыть сосуд. И даже если кто-нибудь из вас может только положить на свой сосуд кусок дерева, помянув при этом имя Аллаха, пусть сделает это. И поистине, бывает так, что мышь поджигает дом с теми, кто в нем обитает». аль-Бухари 3280, 6295, Муслим 2012.

Т.е. мышь может опрокинуть горящий светильник, по причине чего произойдет пожар.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Смысл запрета – в опасении возгорания… Веление гасить огонь связано со сном, потому что во время сна отсутствует внимание к огню, из чего извлекается, что запрет вступает в силу и в других подобных обстоятельствах, когда отсутствует внимание к огню”. См. «Фатх аль-Бари» 11/85.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этих хадисах содержится указание на то, что если человек ночует в доме один, то он должен потушить огонь, или предпринять меры безопасности от возгорания. Если же в доме группа людей, то это предписание должен выполнить кто-нибудь из них, и станет обязательным это для того, кто ляжет спать последним. Проявляющий небрежность в этом идет в противоречие Сунне”. См. “аль-Муфхим” 5/280.

Это также касается всевозможных обогревателей, будь они газовые, на солярке и т.п., что может привести к воспламенению и пожару. Необходимо проявлять максимальную осторожность и не оставлять их горящими во время сна, или предпринять меры безопасности от возгорания, поскольку они также представляют опасность возгорания и удушения, и приводят к прочим трагическим последствиям из-за небрежного отношения к этому вопросу. См. “Ахкаму-шшита” 135.

Однако, если в доме холодно и человек включил какой-либо обогреватель, как например, современные электрические обогреватели, которые при падении имеют функцию авто отключения, то нет в их оставлении на ночь никакой проблемы. Во-первых, такие обогреватели не огонь и не газ или солярка и т.п., что может стать причиной возгорания по весьма простым причинам. И во-вторых, при включении подобных обогревателей, как обычные батареи или электрические, нет опасения пожара. Подобное говорил шейх Ибн ‘Усаймин, разъясняя хадисы этой главы. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 4/193-194.


Источник