Права ребёнка на родителей

Упомянув о том, что касается воспитания детей и обязанностей родителей в отношении них, необходимо также упомянуть и о том, какие права есть у детей на своих родителей. Ведь в своём наставлении ‘Абдуллаху ибн ‘Амру (да будет доволен Аллах им и его отцом), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «И у твоих детей есть право на тебя». аль-Бухари 1976, 3418, Муслим 1159.

Право ребёнка, чтобы ему выбрали праведного родителя

Воистину, воспитание и забота о ребёнке начинается ещё до его рождения, в выборе для него хорошего и достойного родителя. Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщины из племени курайшитов являются лучшими из женщин, седлавших верблюдов: они проявляют наибольшую доброту к детям и лучше всех следят за имуществом мужа». аль-Бухари 3434, 5082, Муслим 2527.
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Выбирайте (женщин) для вашего семени. Женитесь на равных и выдавайте замуж за таких». Ибн Маджах 1968, аль-Хаким 2687, аль-Къуда’и 667. Ибн Хаджар, ас-Сахауи, аз-Зуркъани и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тальхыс” 3/146, “аль-Макъасыд аль-хасана” 323, “Мухтасар аль-Макъасыд” 300, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1067.
В этом хадисе указание на то, что следует тщательно подходить к выбору жены и будущей матери своих детей. Ибн Бадран аль-Ханбали сказал: “Смысл этого хадиса: «Не вкладывайте ваше семя кроме как в чистую утробу, непричастную к скверне и нечестивости. Воистину, родство оказывает влияние, как оказывает влияние воспитание и даже грудное молоко. Не женитесь кроме как на тех женщинах, которые подобны вам в благих качествах и похвальных делах”. См. “Шарх Муснад аш-Шихаб” 422-423.
Сказал аль-Альбани: “Является обязательным для нас знать, что в этом хадисе под «равенством» речь идёт именно о религиозности и благом нраве”. См. “ас-Сахиха” 3/57.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырёх вещей: из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религиозности. Так выбирай же сторонницу религии, а иначе потерпишь убыток!» аль-Бухари 5090, Муслим 1466.
По этой причине сообщается, что Абу-ль-Асуад говорил своим сыновьям: “О дети, я проявлял к вам заботу, когда вы были маленькими, когда выросли и даже, когда вы ещё не родились”. Они спросили: «Как это?» Он ответил: “Я выбрал из женщин для вас такую мать, за которую вы никогда не заслужите упрёка!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Бахджа аль-маджалис” 1/180.
Абу Суфьян аль-Хумайри рассказывал: “Как-то ‘Абдуллах ибн аз-Зубайр стал что-то говорить в присутствии своего отца – аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама (да будет доволен им Аллах), на что аз-Зубайир сказал: «Клянусь Аллахом, я словно слышу слова Абу Бакра ас-Сыддыкъа (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Кто желает жениться, то пусть смотрит на отца и брата девушки, ибо, поистине, она будет подобна одному из них»”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-Ашраф” 277, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 28/182.
Дело в том, что аз-Зубайр был женат на дочери Абу Бакра – Асме (да будет доволен ими всеми Аллах).
Ибн Къудама сказал: “В качестве жены следует выбирать обладательницу разума и сторониться глупой, ведь брак – это совместное проживание в согласии, а с глупой женой подобное невозможно, как и не будет желанным проживание с ней. И быть может, её глупость передастся её ребёнку, ведь было сказано: «Остерегайтесь глупых женщин, ибо, поистине, ребенок, рождённый от неё, будет потерян, а проживание с ней обернётся бедой»”. См. “аль-Мугъни” 7/469.
Ведь именно женщина является основным воспитателем детей в доме, как говорится в пророческом хадисе: «Женщина является пастырем в доме своего мужа и несёт ответственность за свою паству и за его детей». аль-Бухари 5200, 7138.
Однако если человек возьмёт в жёны глупую, то она не сможет дать должного религиозного и нравственного воспитания его детям, как и не сможет поспособствовать их образованию и умственному развитию.
Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Моя мать облачала меня в одежду, завязывала на мне чалму, когда я был ещё ребёнком, и отправляла меня на урок к Раби’е ибн Аби ‘Абду-р-Рахману, говоря: «О сынок, отправляйся на собрание Раби’и и обучись его благообразию и адабу прежде чем будешь обучаться от него хадисам и фикъху»”. Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 2/5.
Всё сказанное касается и женщин, которым следует выходить замуж за достойных и разумных мусульман, выбирая для своих детей праведных отцов. Ведь со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если к вам посватаются те, чьей религией и нравом вы будете довольны, то выдавайте за них. А если вы этого не сделаете, то на земле распространятся смута и нечестие». ат-Тирмизи 1084, Ибн Маджах 1967, аль-Хаким 2/179. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1022.
Когда один человек спросил аль-Хасана аль-Басри: «К моей дочери посватались многие люди, так за кого же её выдать?» Он ответил: “Выдавай за того, кто боится Аллаха! Ведь такой человек если полюбит её, то будет почитать, а если не полюбит, то, по крайней мере, не будет её притеснять”. См. “аль-Ихья” 2/41, “Мухтасар Минхадж аль-къасидин” 81.

Право ребёнка на то, чтобы мать кормила его грудью

Всевышний Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца» (2: 233).
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Однажды во сне ко мне пришли два человека, и, взяв меня за плечи и приведя к труднодоступной горе, сказали: “Поднимайся”. Я ответил: «Поистине, я не смогу». Они сказали: “Мы облегчим тебе это”. И я стал подниматься, пока не достиг вершины горы, и вдруг я услышал сильные вопли. «Что это за крики?!» – спросил я. “Это вопли обитателей Огня”, – ответили мне.
Затем меня повели дальше, и я увидел людей, подвешенных за жилы, их щеки были разорваны и истекали кровью. Я спросил: «Кто эти люди?!» Мне ответили: “Это те, которые разговлялись раньше положенного времени”.
Затем меня повели дальше, и я увидел людей сильно раздутых, от которых веяло смрадом, внешность которых была самой отвратительной. Я спросил: «Кто эти люди?!» Мне ответили: “Это – прелюбодеи и прелюбодейки”.
Затем меня повели дальше, и я увидел женщин, чьи груди жалили змеи. Я спросил: «Что с ними произошло?!» Мне ответили: “Это те женщины, которые лишали своих детей молока”.
Затем меня повели дальше, и я оказался рядом с детьми, которые игрались между двух рек. Я спросил: «Кто они?» Мне ответили: “Это дети верующих”.
Затем меня подняли на самое высокое место, и я оказался возле трёх человек, которые пили райское (не одурманивающее) вино. Я спросил: «Кто эти люди?» Мне ответили: “Это – Ибрахим, Муса и ‘Иса (мир им), и они ожидают тебя». ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 3273, Ибн Хузайма 1987, Ибн Хиббан 7491. Достоверность хадиса подтвердили аз-Захаби, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-‘Улюу” 105, “Сахих ат-Таргъиб” 2393, “ас-Сахих аль-муснад” 483, “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” 7491.
В этом хадисе содержится угроза для женщин, которые не кормят своих детей грудью. Однако большинство учёных отнесли эти угрозы в адрес тех женщин, которые не кормили грудью своих детей без шариатской причины, ибо считали, что женщина не обязана кормить грудью, кроме как в следующих случаях:
1. Нет другой кормилицы, которая могла бы её заменить, даже за плату.
2. Есть другие кормилицы, однако ребёнок не принимает иной груди, помимо груди матери.
3. Если есть другие кормилицы, однако у опекуна ребёнка нет возможности оплачивать кормление.
И в качестве довода они опирались на следующий коранический аят: «Если они (разведённые) кормят грудью (детей) для вас, то платите им вознаграждение и советуйтесь между собой по-хорошему. Если же вы станете обременять друг друга, то кормить для него будет другая женщина» (65: 6).
Итак, срок кормления младенца составляет два года, как сказал Аллах: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца» (2: 233).
Однако в продолжении этого аята говорится: «Если же они (мать и отец) пожелают отнять ребёнка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха. И если вы пожелаете нанять кормилицу для ваших детей, то не совершите греха, если вы заплатите ей на разумных условиях» (2: 233).
В толковании этого аята Суфьян ас-Саури сказал: “О взаимном согласии на отнятие ребёнка от груди речь идёт о сроке меньше двух лет. Но если мать скажет: «Я перестану кормить его грудью раньше двух лет», а отец скажет: «Нет», то она не должна отнимать его от груди раньше двух лет. Точно так же и мать, если отец велит перестать кормить, а мать будет против, то он не имеет права запрещать ей это, пока они оба не сойдутся в этом решении. И если они сойдутся в этом решении, то могут отнять ребёнка от груди до двух лет, а если будут разногласить, то не отрывают его от груди пока не пройдёт два года”. См. “Тафсир ат-Табари” 2/507.

Можно ли кормить ребёнка грудью более двух лет?
Что касается кормления ребёнка грудью после двух лет, то в основе это не является запрещённым, если только это не вредит ребёнку или матери. Сказал аль-Къуртуби: “Кормление до двух лет или после двух лет возможно, если это не вредит ребёнку и если родители согласны на это”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 3/162.
Однако некоторые саляфы это запрещали, а некоторые считали нежелательным. Ибн Касир сказал: “Было сказано, что кормление грудью ребёнка после двух лет может навредить либо его телу, либо его разуму”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/492.
Ибн аль-Къайим говорил: “Срок ограничения кормления грудью – это пока у ребёнка не вырастут зубы, так как до этих пор его желудок является слабым, чтобы они были способны переварить пищу. Когда же у ребёнка растут зубы, то усиливается и его пищеварение и его следует кормить едой. Воистину, Всевышний Аллах по Своей мудрости, любезности и состраданию к матери задержал рост зубов ребёнка до срока, когда он будет нуждаться в твердой пище, чтобы он не кусал мать зубами за грудь”. См. “Тухфатуль-маудуд” 388.

Можно ли отдать дитя для грудного вскармливания немусульманке или нечестивой мусульманке?
На запрет этого нет никаких указаний в Коране и в Сунне. Когда учёных Постоянного комитета спросили о том, можно ли ребёнка отдать христианке для грудного вскармливания? – они ответили, что дозволено кормить грудью ребёнка, как мусульманке, так и христианке. См. “Фатауа аль-Ляджна ад-Даима” 21/61.
Однако, несмотря на дозволенность этого в основе, некоторые праведные саляфы говорили о нежелательности этого, поскольку считали, что молоко кормилицы оказывает воздействие, ведь посредством кормления грудью кормилица становится для ребёнка молочной матерью!
Сообщается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что когда он спросил одного человека о его принадлежности к какому-то племени, тот человек ответил: «Я не из них, однако, в этом племени меня кормили грудью». Тогда ‘Умар сказал: “Поистине, молоко оказывает влияние”. Са’ид ибн Мансур 997, ‘Абду-р-Раззакъ 13953.
Также передаётся, что ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Остерегайтесь грудного кормления от плохого человека, воистину, последствия этого обязательно могут проявиться”. аль-Хаттаби в “Гъариб аль-хадис” 2/120.
Ибн Къудама сказал: “Абу ‘Абдуллах Ахмад ибн Ханбаль порицал избрание в качестве кормилицы грудным молоком нечестивых женщин и многобожниц”. См. “аль-Мугъни” 11/346.

Право ребёнка на справедливое отношение родителей

Каждому родителю необходимо знать, что Шариат Всевышнего Аллаха в строгой форме предписывает родителям проявлять справедливость между детьми, не выделяя одного из них перед другими бóльшим вниманием, отдельным подарком и т.п.
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) несколько раз повторил: «Проявляйте справедливость между своими детьми! Проявляйте справедливость между своими детьми!» Ахмад 4/275, Абу Дауд 3544. Хадис достоверный. См. “Гъая аль-марам” 272.
Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, один человек сидел рядом с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришёл его сын, которого он взял, поцеловал и усадил на своё место. А когда пришла его дочка, то он взял её и усадил рядом (не поцеловав). Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты не проявил справедливости между ними!» аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 12/526. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2994.
Ибрахим ан-Наха’и говорил: “Они (сподвижники) любили проявлять равенство между детьми даже в количестве поцелуев”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” 154, Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 37.
Более того, наши праведные предшественники (саляф) настолько строго подходили к данному вопросу, что несправедливость между детьми относили к вопросу суда не на основании закона Аллаха. Сообщается, что когда Таууса спросили о предпочтении одного ребёнка перед другим, он прочитал аят: «Разве вы желаете суда времен невежества?!» (5: 50). Са’ид ибн Мансур 505, Ибн Аби Шейба 11/220.
Основным доказательством в данном вопросе является известный хадис, переданный от ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах). Он рассказывал, что, когда его отец решил подарить ему раба, его мать, ‘Амра бинт Рауаха возразила и сказала, что не согласится с этим, пока её муж не попросит Пророка (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовать это дарение. Тогда его отец привёл его к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?» Он ответил: “Да”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?» Он ответил: “Нет”. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В таком случае не проси меня засвидетельствовать это, ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости! Порадует ли тебя то, что твои дети станут одинаково почтительно относиться к тебе?» Он ответил: “Конечно!” Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям! Забери этот подарок и больше так не поступай». И ан-Ну’ман сказал: “После чего мой отец вернулся домой и забрал этот подарок назад”. аль-Бухари 2586, 2687, Муслим 1623.
Кстати, в этом хадисе содержится указание на то, что родитель имеет право забирать подарок, который даровал своему ребёнку, в отличие от других людей, у которых нельзя забирать обратно подарки, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине и поедает её». аль-Бухари 2589, 2621, Муслим 1622.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал подобное выражение для того, чтобы подчеркнуть отвратительность поступков такого рода.
Необходимо отметить, что в вопросе запретности предпочтения одних детей перед другими мать занимает такое же положение, как и отец. Ибн Къудама сказал: “Мать в запретности предпочтения между детьми подобна отцу”. См. “аль-Мугъни” 5/389.
Также запретность предпочтения одного из детей перед другими учёные аргументировали тем, что предпочтение становится причиной зависти, вражды и ненависти между детьми, а также между ними и родителями, и поэтому подобное становится запретным. В качестве примера можно привести то, как братья пророка Юсуфа (мир ему) строили козни против него, несмотря на то, что их отец был пророком! Всевышний Аллах поведал их историю, сказав: «Вот они (братья Юсуфа) сказали: “Отец любит Юсуфа и его брата больше, чем нас, хотя нас – целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении. Убейте Юсуфа или бросьте его в другой земле. Тогда лицо вашего отца целиком будет обращено к вам, а после этого вы будете праведными людьми”» (12: 8-9).
И сколько же было плачевных случаев в семьях по причине ревности одного ребёнка в отношении другого, который видел, как родители проявляют к другому бóльшую любовь и заботу. Да упасёт нас от такого Всевышний Аллах и сделает нас праведными родителями!
Ибн аль-Къайим сказал: “Даже если бы не пришёл прямой и ясный хадис, противопоставить которому нечего, то аналогия, основы Шариата и правило касательно «достижения пользы и устранения вреда» всё равно указывали бы на запрет этого (предпочтения одного ребёнка перед другим)”. См. “Игъаса аль-ляхфан” 1/540.
Таким образом, нельзя отдавать предпочтение одним детям перед другими, сыну перед дочерью или наоборот, в открытом проявлении любви, в проявлении внимания к ребёнку, в подарках и т.п.
Однако следует учитывать некоторые положения, связанные с этим вопросом. Во-первых, есть разница между подарком и обязательным расходованием и содержанием детей, где на каждого расходуется по мере его нужд.
Во-вторых, дочери в виде дара, выходящего за рамки их обеспечения, получают половину того, что даруется сыновьям. Всевышний Аллах сказал: «А мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин» (4: 176).
Спросили Ибн База: «Среди детей есть такие, которые в почтительном отношении к родителям превосходят других детей, по причине чего родители выделяют такого ребёнка каким-то подарком. Будет ли справедливо, если родители выделяют подарком ребёнка именно за его превосходство в благочестии к родителям?»
Ибн Баз ответил: “Нет сомнения, что некоторые дети лучше других, и это положение известно. Однако родитель не должен выделять такого по причине его благочестия к ним. Напротив, является обязательным для него проявлять справедливость между детьми, исходя из слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям!» Поэтому нельзя по причине этого предпочитать одних детей перед другими. Является обязательным проявлять справедливость между детьми, делать наставления всем, чтобы они были стойкими в почитании родителей, в покорности Аллаху и Его Посланнику. Но при этом не выделять кого-то подарком и не завещать кому-то больше, чем другому. Все дети равноправны в подарках и наследстве, в соответствии с тем, как разделил Шариат наследство, а именно то, что женщине полагается половина того, что причитается мужчине. И если отец дает тысячу сыновьям, то дает пятьсот дочери. Если же дети являются понимающими, если сами говорят: «Дай нашему брату столько-то», и не возражают этому вообще, и их довольство этим является явным, а не притворным, тогда нет в таком случае проблем”. См. “Фатауа Ибн Баз” 9/235.
Ибн ‘Усаймин сказал: “Человеку не разрешается предпочитать одних детей перед другими, кроме мальчика, имеющего преимущество над девочкой в том, что ему положено вдвое больше, чем девочке. А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению к своим детям!» Если человек дал одному из сыновей сто дирхамов, то ему следует оставшимся сыновьям также дать по сто дирхамов, не считая дочерей, которым он должен дать по пятьдесят, в противном случае, он должен забрать то, что дал первому сыну. Это что касается необязательного содержания. А что касается обязательного содержания, то ему следует дать каждому столько, сколько ему необходимо. Если представить, что один из сыновей нуждается в женитьбе и отец женил его и заплатил приданное, поскольку сын не в состоянии его заплатить, то в этом случае отец не обязан остальным сыновьям давать столько же, сколько дал тому, кто нуждался в женитьбе, за которого он заплатил брачный дар. А женитьба сына – относится к его обязательному содержанию”. См. “Фатауа Ислямия” 3/30.
Также Ибн ‘Усаймин сказал: “Если кто-то из сыновей нуждается в женитьбе, то отец женит его, и при этом он не дает другим сыновьям столько же, сколько потратил на женитьбу первого. Или если одна из дочерей заболела, и он потратился на её лечение и лекарства, то он не обязан тратить столько же и на других детей. Если же речь идёт о дарении, а не о содержании детей, тогда он дарит женскому полу половину того, что даровал мужскому, потому что нет справедливее деления, чем деление, которое установил Всевышний Аллах!” См. “Ликъаат Баб аль-мафтух” 13/17.

Право детей на то, чтобы отец женил сына и выдал замуж дочь

Всевышний Аллах сказал: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь» (24: 32).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если к вам посватаются те, чьей религией и нравом вы будете довольны, то выдавайте за них. А если вы этого не сделаете, то на земле распространятся смута и нечестие». ат-Тирмизи 1084, Ибн Маджах 1967, аль-Хаким 2/179. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1022.
Относительно слов: «на земле распространятся смута и нечестие», аль-Мубаракфури сказал: “Т.е. если вы будете выдавать ваших дочерей только за богатых и знатных, то многие из ваших женщин останутся без мужей, как и множество мужчин, останутся без жён. После этого увеличится искушение в виде прелюбодеяния, а это может повлечь позор для родственников, что станет причиной смуты и нечестия. Все это повлечёт сомнение касательно родословной, а также приведёт к уменьшению праведности и целомудрия”. См. “Тухфатуль-ахуази” 4/375.
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил про Усаму ибн Зейда (да будет доволен им Аллах), когда тот был мальчишкой: «Если бы Усама был девочкой, я нарядил бы её и выдал замуж». Ахмад 6/139, 6/222, Ибн Маджах 1976, Абу Я’ля 4597. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Тахридж аль-Ихья” 1885, “аз-Зауаид” 2/261, “Сахих Сунан Ибн Маджах” 1620, “Тахридж аль-Муснад” 25903.
Некоторые саляфы, в числе которых Хатим аль-Асам, говорили: “Спешка от шайтана, кроме пяти случаев, в которых спешка является Сунной:
– в угощении гостя;
– в приготовлении покойного к погребению;
– в выдаче замуж девственницы, если она достигла брачного возраста;
– в возвращении долга, чей срок уплаты подошёл.
– и в покаянии за совершённый грех”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/8, Ибн аль-Джаузи в “Ахкам ан-ниса” 304.
Къатада говорил: “Было сказано: «Если юноша достиг возраста женитьбы, а его отец не женил его, по причине чего юноша совершил мерзость, то грех ляжет и на отца»”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Ияль” 172.
Ибн ‘Усаймин сказал: “Обязан ли отец женить сына? Да, так как женитьба сына относится к его содержанию. По этой причине дозволяется выделять средства с закята человеку, если он нуждается в женитьбе, но не имеет возможности на это”. См. «Шарх аль-мумти’» 13/511.

Защита детей от плохих друзей

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и будьте с правдивыми» (9: 119).
Является весьма важным то, чтобы родители принимали участие в выборе друзей их ребёнком ещё с детства, уделяя этому вопросу должное внимание. Они не должны проявлять безразличие к тому, с кем дружит их сын или дочь, ибо друзья сильнее всех оказывают влияние, в частности на ребёнка! А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пример праведного друга и плохого, подобен продавцу мускуса и раздувающему кузнечный мех. Что касается продавца мускуса, то либо он сделает тебе подарок, либо ты купишь у него что-нибудь, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего мех, то либо он прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». аль-Бухари 5534, Муслим 2628.
Къатада сказал: “Клянусь Аллахом, мы видели, что человек пребывает только с подобными себе! Так общайтесь же с праведными рабами Аллаха, чтобы вы могли оказаться с ними или стать такими же, как они”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 2/480.
Ибрахим аль-Харби говорил: “Отдаляйте ваших детей от плохих сверстников прежде, чем они испачкают их бедствиями так же, как пачкают одежду. Ведь первое нечестие дети перенимают именно друг от друга”. Ибн аль-Джаузи в “Замм аль-хауа” 97.
Ибн Таймия говорил: “Дружба не дозволена, кроме как с людьми, повинующимися Всевышнему Аллаху, и именно так, как желает этого Сам Аллах!” См. “Маджму’уль-фатауа” 15/327.
Несмотря на важность того, чтобы дети не водили дружбу с немусульманами, с нечестивцами и грешниками, не менее важным является то, чтобы они не дружили с приверженцами религиозных нововведений! Да и как может быть иначе, если со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Достоверность хадиса подтвердили ан-Науауи, Ибн Хаджар, Ибн Муфлих, ас-Суюты и аль-Альбани.
Ибн ‘Абдуль-Барр писал: “Смысл этого хадиса, а Аллаху об этом ведомо лучше, в том, что человек привыкает к тому, что он видит от своего друга. К религии тоже можно привыкнуть, и поэтому мусульманину велено дружить только с теми, от кого он видит хорошее, так как к хорошему тоже можно привыкнуть”. См. “Бахджа аль-джалисин” 2/751.
Сказал аль-Хаттаби: “Слова «Человек исповедует ту же религию, что и его близкий друг» означают, что дружить можно только с тем, чьей религией и праведностью ты доволен. Твой друг непременно станет склонять тебя к своей религии, на свой путь, и поэтому не обольщайся своей набожностью, не подвергай себя опасности и не бери себе в друзья тех, чьей религией и чьим путем ты недоволен. Суфьян ибн ‘Уяйна сообщил, что относительно этого хадиса говорили: “Посмотрите на Фараона и на Хамана, который был рядом с ним! Посмотрите на аль-Хаджаджа и на Язида ибн Аби Муслима, который был еще хуже! И посмотрите на Сулеймана ибн ‘Абдуль-Малика и на его соратника Раджу ибн Хайю, который всегда поправлял его”. Говорят, что любовь названа словом «хиллят», оттого что любовь и симпатия проникают в сердце и укореняются в нём, и это – высшая форма братских чувств. Люди, как правило, являются чужими друг другу, и если они знакомятся и начинают дружить, то становятся близкими. Если между ними обнаруживается сходство, то они становятся любящими друзьями. Если же эта любовь крепнет, то между ними возникает то, что можно назвать словом «хиллят»”. См. “аль-‘Узля” 56.
Са’ид ибн Джубайр говорил: “Для меня любимей чтобы мой сын дружил с нечестивцем-суннитом, чем он будет дружить с усердным в поклонении приверженцем нововведений!” Ибн Батта в “аль-Ибана” № 89.
Аль-‘Аууам ибн Хаушаб относительно своего сына ‘Исы говорил: “Клянусь Аллахом, увидеть ‘Ису сидящим с музыкантом и пьяницей предпочтительнее для меня, чем увидеть его находящимся среди приверженцев нововведений!” Ибн Уаддах в «аль-Бида’» 56.
Однажды Юнус ибн ‘Убайд, увидевший своего сына, выходящим из дома приверженца нововведений, сказал ему: “О сынок, откуда ты идешь?!” Он ответил: “Из дома такого-то”. Юнус сказал: “Для меня предпочтительней увидеть тебя выходящим из дома женоподобного мужчины, чем из дома такого-то. И для меня любимее, о сынок, чтобы ты предстал перед Аллахом прелюбодеем, нечестивцем, вором и предателем, нежели ты предстанешь перед Ним с убеждением приверженцев страстей!” Ибн Батта 464, аль-Аджурри 2061.
‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Это не означает, что эти великие и губительные грехи являются незначительными. Поистине, это указывает только на величие греха нововведения. Несмотря на величие греха прелюбодеяния, воровства и прочих больших грехов, нововведение является еще большим грехом!” См. “Къам’ ад-даджаджиля” 402.
Аль-Барбахари сказал: “Разве ты не видел, как Юнус ибн ‘Убайд указал на то, что женоподобный мужчина не повредит религии его сына в такой степени как приверженец нововведений, который может ввести его в заблуждение таким образом, что он может даже стать неверным!” См. “Шарху-с-Сунна” 87.
‘Амр ибн Къайс аль-Маляъи сказал: “Если ты увидишь юношу, который в начале своего пути стал спутником приверженца Сунны и единой общины (ахлю-Сунна уаль-джама‘а), то надейся на благо для него. А если ты увидишь, что его с приверженцами нововведений, то можешь отчаяться в нём, ведь юноша остаётся на том, что познал вначале”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 518.
Ибн Шаузаб сказал: “Из милости Аллаха оказанной юноше из числа иностранцев, принявших Ислам – это дружба с приверженцем Сунны, который побуждает его к ней, ведь на иностранца влияет сильнее всего то, что он взял вначале”. Ибн Батта в “аль-Ибана” 517.

Защита детей от учителя с неправильным вероубеждением

Как уже было упомянуто, родители должны прививать детям любовь к знаниям в общем, и к исламским знаниям в частности. Суфьян ас-Саури говорил: “Необходимо, чтобы мужчина заставлял своего ребёнка изучать религиозное знание, ибо, поистине, он ответственен за него”. аль-Хатыб в “Шараф асхаб аль-хадис” 297.
Более того, прививать детям и юношам любовь к знанию следует не только их родителям, но и обладателям знаний. ‘Абдуллах ибн ‘Убайд рассказывал: “В один период возле Ка‘бы был религиозный кружок, и как-то ‘Амр ибн аль-Ас (да будет доволен им Аллах) совершал обход вокруг Ка‘бы (таууаф), а после завершения, присоединился к этому собранию и сказал: «Я вижу, что вы не подпускаете к вашему собранию юношей! Не поступайте так, напротив, оставляйте для них место, приближайте их к себе и обучайте их пониманию хадиса. Поистине, сегодня они отроки одного народа, но уже завтра станут большими людьми в другом народе»”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 4/193, аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 631.
Весьма важно, чтобы родители выбирали для своего ребёнка учителя, с правильным вероубеждением, соответствующим вероучению ахлю-Сунна уаль-джама’а, избегая различных сектантов! То же самое касается и различных исламских учебных заведений, многие из которых в наше время не соответствуют учениям праведных предшественников. Как говорил Ибн Таймия: “Шейх, учитель и воспитатель – это отец души, тогда как родитель – это отец тела”. См. “Мадаридж ас-саликин” 3/70.
Именно поэтому является важным смотреть на то, где и у кого обучается твой ребёнок. Абу Исхакъ аль-Джубнаяни аль-Малики говорил: “Не отдавайте ваших детей на обучение, кроме как человеку с правильной религиозностью! Ведь, поистине, ребёнок на религии своего учителя. Воистину, я знал одного учителя, который скрывал о своих порочных убеждениях, считая, что Коран не является Словом Аллаха, однако сотворён. Когда же его положение стало ясным, и его решили отстранить от обучения, он пришёл к детям, которых обучал и спросил их: «Что вы думаете о сотворённости Корана?» Они ответили: «Мы об этом ничего не знаем». Тогда он сказал: «Коран сотворён, и не переставайте считать так, даже если будете убиты за это!», после чего он сбежал. И дошло до меня относительно этих детей, что все они так и покинули этот мир, имея это порочное убеждение”. См. “Тартиб аль-мадарик” 2/157.
Сказал Ибн ‘Асакир: «‘Абду-Ссамад ибн ‘Абдуль-А’ля, которого обвиняли в ереси, был воспитателем правителя аль-Уалида ибн Язида, и именно он испортил аль-Уалида». См. “Тарих Димашкъ” 36/237.
По этой причине выбор учителя для ребёнка и его защита от порочного и заблудшего учителя не менее важны, чем защита ребёнка от плохих друзей.

Важность физической подготовки детей

Помимо прививания детям религиозного знания и исламского адаба, а также способствования их умственному развитию, необходимо также прививать мальчикам мужественность, храбрость и всячески способствовать их физическому развитию, не выходя в этом за рамки Шариата и дозволенного.
В отношении к спорту у многих мусульман наблюдаются две противоположные крайности: одни пытаются сделать из своих детей профессиональных спортсменов. При этом, они не обращают внимание на границы дозволенного, посылая своих детей на секции с запрещёнными видами спорта, где бьют по лицу, где носят обтягивающую форму, выделяющую или вовсе оголяющую запретные для обнажения места. Тем самым они воспитывают в ребёнке пренебрежение и халатное отношение к запретам и исламскому воспитанию. Другие же наоборот, полностью игнорируют необходимость в физической подготовке своих сыновей, в итоге они вырастают слабыми и безвольными, которые не в состоянии постоять даже за себя, не говоря уже о том, чтобы оказать помощь слабым и притесняемым людям.
Важно знать, что Ислам выделяет силу и отзывается о ней с похвалой в различных коранических аятах и пророческой Сунне. Так, например, описывая Себя, Аллах сказал: «Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим силой, Крепким» (51: 58).
А описывая ангела Джибриля (мир ему), Аллах сказал: «Это – слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного» (81: 19-20).
Также Всевышний сказал, передавая слова пророка Нуха (мир ему): «О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а затем покайтесь перед Ним. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и приумножит вашу силу» (11: 52).
Также Всевышний сказал: «Их пророк (сынов Исраиля) сказал им: “Аллах назначил вам царем Талута”. Они сказали: “Как он может стать нашим царем, если мы более достойны править, чем он, и он лишён достатка в имуществе?!” Он сказал: “Аллах предпочёл его вам и щедро одарил его знаниями и силой в теле. Аллах дарует Своё царство, кому пожелает”» (2: 247).
Также Всевышний сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах» (8: 60).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим для Него, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо». Муслим 2664.
Обладатели знания по-разному поясняли эти слова из хадиса. Некоторые считали, что в хадисе речь идёт о духовной силе и силе веры, благодаря чему верующий не полагается на второстепенные причины, веруя лишь в Аллаха и уповая только на Него как на первопричину.
Другие считали, что под сильным верующим подразумевается тот, кто выполняет свои обязанности и проявляет терпение в отношении наносимых ему обид.
Также некоторые считали, что речь идёт о верующем, который не нуждается в ком-либо, кроме Аллаха, поскольку в других хадисах говорится, что сила верующего в том, что он не нуждается в людях.
И наконец, группа учёных не стала ограничивать этот хадис и сказала, что сильный верующий, о котором идёт речь – это сильный во всём, в первую очередь верой, знаниями, а затем и физической силой.
Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “Сильный верующий телом, душой, решительностью, который способен выполнять религиозные предписания, как пост, хадж, джихад, повелевать благое и запрещать плохое, проявлять терпение в том, что постигло его, а также прочее из того, на чём основана религия и что возвеличивает слово мусульман, такой лучше и полноценнее. А что касается верующего, не являющегося сильным, то и в нём есть благо по причине наличия в нём веры, по причине выполнения пятикратной молитвы и увеличения численности мусульман”. См. “аль-Муфхим” 6/682.
Ибн аль-Къайим в отношении этого хадиса сказал: “Всевышний Аллах любит, когда верующий обладает качествами, которые присущи Ему. Аллах Сильный и Он любит сильных, Он Нечётный (Один) и любит нечётное. Он Прекрасный и любит прекрасное. Он Знающий и любит знающих, и т.д.”. См. “Шифа аль-‘алиль” 18.
Перечисляя пользы, извлекаемые из этого хадиса, Мухаммад ибн ‘Али Адам аль-Итьюби сказал: “В нём также содержится указание на достоинство и превосходство сильного верующего над слабым, поскольку сильный верующий способен принести пользу и себе и мусульманам”. См. “Шарх Сунан Ибн Маджах” 2/483.
Спросили Салиха аль-Фаузана: «О какой силе идёт речь в этом хадисе?» Он ответил: “Смысл его в том, что сильный верующий верой, сильный телом и делами лучше, чем верующий, который является слабым верой, слабый телом и делами. Ведь сильный верующий приносит пользу себе и мусульманам, которые получают пользу от его физической силы, силы веры и силы в делах”. См. “Фатауа аль-Фаузан” 5/380.
Нафи’ рассказывал со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом): “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел устроить скачки на подготовленных лошадях от местности аль-Хайфа до ас-Санийя, а также на неподготовленных – от этого же перевала до мечети Бану Зурайкъ. И сам ‘Абдуллах ибн ‘Умар также принимал участие в этих скачках”. аль-Бухари 420.
‘Ата ибн Аби Рабах рассказывал: “Я видел, как Джабир ибн ‘Абдуллах и Джабир ибн ‘Умайр (да будет доволен ими Аллах) из числа ансаров стреляли из лука. Когда же один из них утомился, другой сказал ему: “Устал? Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Любая вещь, в которой нет поминания Аллаха, является вздором или пустой забавой, а исключением являются четыре вещи: тренировка мужчины в стрельбе; обучение своей лошади; его развлечения с женой; и занятие плаванием». ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 2/74, аль-Байхакъи в “”6/116, ат-Табарани в “аль-Кабир” 1/89. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 315.
Поэтому сподвижники и после Пророка (мир ему и благословение Аллаха) уделяли немаловажное внимание физической подготовке и побуждали прививать это детям с отрочества.
Абу Умама сказал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу ‘Убайде ибн аль-Джарраху (да будет доволен ими Аллах): «Обучайте ваших мальчиков плаванию и стрельбе из лука»”. Са’ид ибн Мансур 2455, Ахмад 1/46, Абу ‘Ауана 5/456. Достоверность подтвердили Ибн аль-Джаруд, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ахмад Шакир и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 1/168, “Тахридж аль-Муснад” 323.
Также сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал жителям Шама следующее: “Обучайте ваших детей плаванию, стрельбе из лука и верховой езде”. Исхакъ аль-Къарраб в “Фадаиль ар-рамьи” 15.
Абу Шаддад рассказывал: “Я часто играл с аль-Хасаном и аль-Хусайном (внуками Пророка) в игру «аль-мадахи»”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 6/372, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/28. Иснад хороший. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 15096.
«аль-Мадахи» – множественное число от «Мидхатун» – это игра, в которую любили играть мекканские дети, когда они пытались загнать кусок дерева в форме меча в определённую дырку, сидя верхом на животном. В наше время это можно сравнить с игрой в конное поло.
Ибн Таймия говорил, что если суть этой игры в военной подготовке, в усилении и т.п., то она похвальна, а если это просто развлечение, которое вредит верховым животным и играющим, тогда это запрещается. См. “Мухтасар аль-Фатауа аль-Мисрия” 521.
Всё упомянутое указывает на то, что мальчиков следует развивать физически, осознавая при этом, что духовное и нравственное воспитание важнее, и избегая при этом тех видов спорта, в которых содержатся запретные Шариатом вещи.

Когда ребёнок становится совершеннолетним?

Что же касается совершеннолетия ребёнка, то оно достигается при появлении у него одного из следующих признаков:
1. Либо началом поллюций. Всевышний Аллах сказал: «Когда дети, находящиеся в ваших домах достигнут возраста начала поллюций, то пусть они спрашивают разрешения (для вхождения в ваши покои), как спрашивают разрешения те, кто старше них» (24: 59).
Учёные единогласны в том, что начало поллюций – это признак совершеннолетия. См. «аль-Икъна’ фи масаиль аль-иджма’» 1/351.

2. Либо появлением жёстких волос вокруг полового органа. Мухаммад ибн Яхья сказал: “Как-то один юноша из нашего племени в своём стихе обвинил одну женщину в прелюбодеянии. Когда на него пожаловались ‘Умару (да будет доволен им Аллах), он велел проверить его лобок, заглянув под его изар. Когда это сделали, волос не обнаружили, и тогда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Если бы у тебя уже проявились волосы, то я подверг бы тебя наказанию!»” ‘Абду-р-Раззакъ 18734, Ибн Аби Шейба 6/471, Ибн аль-Мунзир 2319.
Сказал ат-Тирмизи: “Некоторые обладатели знания считали появление волос на половых органах признаком совершеннолетия, если неизвестно о наличии поллюций или об исполнении пятнадцати лет”. См. “ас-Сунан” 4/145.
Сказал Ибн Къудама: “Речь идёт о жёстких волосах вокруг полового органа мужчины и женщины, требующих использование бритвы. А что касается слабого волосяного покрова в виде пушка, то ему не придают значения”. См. “аль-Мугъни” 4/345.

3. Признак, касающийся только девочек – появление месячных. Ибн аль-Мунзир сказал: “Обладатели знания единогласны в том, что появление месячных у девочки делают обязательным для неё исполнение возложенных на неё законоположений”. См. “аль-Аусат” 4/451.

4. Либо по достижении пятнадцати лет, если до этого не проявились вышеупомянутые признаки. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день битвы при Ухуде, когда мне было четырнадцать лет, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проводивший смотр своего войска, увидел меня, и не разрешил принять участие в бою. А во время битвы у Рва, когда мне уже исполнилось пятнадцать, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) так же произвёл смотр и на этот раз позволил мне участвовать в сражении”. аль-Бухари 2664, 4097, Муслим 1868.
В другой версии говорится, что Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Мне тогда было четырнадцать лет, и он не посчитал меня совершеннолетним”. Ибн Хиббан 4728.
Когда Нафи’ передал этот хадис ‘Умару ибн ‘Абдуль-‘Азизу, он сказал: “Поистине, в этом указание на возрастное разграничение между детьми и взрослыми”. аль-Бухари 2664.
Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “На это опирались обладатели знания, как Суфьян ас-Саури, Ибн аль-Мубарак, аш-Шафи’и, Ахмад, Исхакъ. Они говорили, что если юноше исполнилось пятнадцать лет, то он уже стал по положению мужчиной. Однако если поллюции у него появились раньше пятнадцати лет, тогда он также становится мужчиной”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/642.
Ибн аль-Мунзир сказал: “Абу Ханифа говорил, что совершеннолетие юноши с восемнадцати лет, а девушки – с семнадцати. Но это мнение противоречит тому, что уже было упомянуто из достоверной Сунны и слов упомянутых обладателей знания. И мы не знаем никого, кто опередил бы Абу Ханифу в этом мнении, и у него нет приемлемой аргументации на это”. См. “аль-Аусат” 4/452.
Также Ибн аль-Мунзир сказал: “Поллюции, появление жёстких волос вокруг полового органа, а также достижение пятнадцатилетнего возраста, являются признаками совершеннолетия. И в случае появления одного из этих признаков у юноши или девушки, исполнения обязанностей и применение к ним наказаний становится обязательным”. См. “аль-Аусат” 4/450-451.
Что же касается иных признаков, как изменение голоса во время переходного возраста, наличие волос подмышками, щетина, усы, и т.п., то всё это не относится к признакам совершеннолетия. См. “аль-Мугъни” 4/297, “аль-Хауи” 6/343, “Маталиб ули ан-нуха” 3/404.



Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?p=98010#p98010