Положения, связанные с поздравлениями

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Поступки людей из числа их слов и дел бывают двух видов: Поклонения (‘ибадат), подходящие для их религии, и традиции (‘адат), в которых они нуждаются для быта”. См. “Маджму’уль-фатауа” 16/29.

Общеизвестно, что в поклонении в основе всё является запретным, кроме того, что является узаконенным Шариатом, тогда как основа в бытовых вещах и традициях состоит в том, что это дозволено, пока на запрет чего-либо из этого не укажет Шариат.

Что же касается вопроса поздравлений, то в основе он имеет отношение именно к бытовым вещам и традициям (‘адат), а не вопросу поклонения (‘ибадат). А общеизвестно, что при поздравлении человека с чем-то благим, будь то: выучил Коран, закончил на отлично школу или университет, вернулся с длительной поездки и т.п., это поздравление сопровождается пожеланиями и мольбами. Ведь как было упомянуто, само понятие «поздравление» уже означает: пожелать благо, обратиться с мольбой за человека, и т.п.