С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Имам среди учеников сподвижников – Са’ид ибн аль-Мусайиб рассказывал:
«‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) оставил людям восемнадцать высказываний, каждое из которых содержит в себе мудрость!
Он говорил:
1. Если кто-то ослушался Аллаха в отношении тебя, то ты не ослушайся Аллаха в отношении него.
2. Найди наилучшее оправдание поступку своего брата-мусульманина, пока ты не убедишься в обратном.
3. Не думай плохо о слове, высказанном мусульманином, если ты находишь для него благое основание.
4. Не ставь себя в такое положение, по причине которого о тебе будут плохо думать, а кто сделал это, пусть не обижается на тех, кто стал плохо думать о нём.
5. Способный хранить свои секреты держит своё благо в собственных руках.
6. Дружи с правдивыми мусульманами и будь под их крылом, ибо поистине, такие люди – это украшение в благоденствии и помощь в постигшем тебя испытании.
7. Тебе надлежит быть правдивым, даже если правдивость убьёт тебя.
8. Не занимайся тем, что тебя не касается.
9. Не спрашивай о том, что ещё не произошло, ибо поистине, в том, что уже произошло достаточно занятости, чтобы не задаваться о том, что ещё не произошло.
10. Не обращайся со своей нуждой к тому, кто не желает для тебя избавления от нужды.
11. Не водись с нечестивцем, чтобы не обучиться от него нечестию.
12. Не проявляй халатность к клятве Аллахом, чтобы тобой не пренебрёг Аллах.
13. Отдаляйся от своего врага.
14. Остерегайся ненадёжного друга, однако человек не будет надёжным, если не страшится Аллаха.
15. Проявляй трепет возле могил.
16. Проявляй смиренность при поклонении.
17. Когда пожелаешь совершить грех, вспомни об Аллахе.
18. Советуйся в своих делах с теми, кто страшится Аллаха, ведь Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Аллаха страшатся среди Его рабов только обладающие знанием!» (35: 28).
▪ Этот великий асар приводят имамы Ибн Хиббан в “Рауда аль-‘укъаля” 261, аль-Хатыб аль-Багъдади в “аль-Муттафикъ уаль-муфтарикъ” 141, аль-Асбахани в “ат-Таргъиб” 2/297, Абу Тахир аль-Мухаллис в “аль-Мухаллясыят” 3039, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 44/359, Ибн ан-Надджар в “Зейль ат-Тарих” 16/230, ар-Рафи’и в “ат-Тадуин” 1/217, и др.
▪ Данное сообщение является достоверным. См. “Тахкыкъ Макарим аль-ахлякъ” 4/1749, “Тахкыкъ Манакыб амир аль-муъминин ‘Умар” 175.
▪ Этот асар имеет множество путей передач, некоторые через Ибн аль-Мусайиба, а некоторые напрямую от ‘Умара. Более того, практически каждое из этих высказываний передаётся от ‘Умара по отдельности различными путями.
Несмотря на то, что в некоторых путях упомянутого асара есть неизвестные и допускавшие ошибки передатчики, а в некоторых даже отвергаемые, у этого сообщения так много путей передач, что они без сомнений усиливают друг друга. Тем более передатчики версий Ибн Хиббана, аль-Мухаллиса и аль-Хатыба аль-Багъдади являются надёжными.
А что касается разногласия имамов в вопросе: «Слышал ли Ибн аль-Мусайиб сообщения от ‘Умара или нет?», то это положение нисколько не вредит достоверности, поскольку даже если принять тот факт, что он не слышал от ‘Умара, его передачу считали достоверной от ‘Умара даже те имамы, которые утверждали, что он не слышал от него.
Когда имама Малика спросили: «Видел ли Са’ид ‘Умара?» Он ответил: “Нет, но он родился во время его правления, а когда подрос, то так тщательно изучил позиции и мнения ‘Умара, словно видел его”. Также Малик сказал: “И дошло до меня, что сам Ибн ‘Умар (сын ‘Умара) посылал к Ибн аль-Мусайибу, чтобы спросить его о некоторых постановлениях ‘Умара”. См. “Джами’ ат-тахсыль” 47, “Тахзиб аль-камаль” 11/74.
Яхья ибн Са’ид аль-Ансари сказал: “Са’ида ибн аль-Мусайиба называли «Муснад ‘Умара» поскольку он был самым знающим из людей относительно позиций и постановлений ‘Умара”. См. “Табакъат аль-кубра” 7/121.
Хотя правильным мнением является то, что Са’ид ибн аль-Мусайиб всё-таки слышал от ‘Умара.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Я обнаружил хадис с достоверным иснадом, не имеющим какого-либо изъяна, в котором ясно говорится о том, что Са’ид слышал от ‘Умара. Са’ид ибн аль-Мусайиб сказал: «Я слышал, как ‘Умар ибн аль-Хаттаб, стоя на этом минбаре говорил: «Может быть так, что после меня появятся люди, которые будут отрицать забрасывание камнями за прелюбодеяние, говоря: «Мы не находим этого в Коране». Но если бы это не стало добавкой к Книге Аллаха того, что не из неё, то я добавил бы это. Воистину, побиение камнями за прелюбодеяние является истиной, и так поступал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Абу Бакр и я»”. См. “Тахзиб ат-тахзиб” 4/87.
Также Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Я слышал, как ‘Умар стоя на минбаре говорил: «Если я узнаю, что кто-то совокуплялся с женой, а после этого не совершил полного омовения, независимо от того, было у него семяизвержение или нет, то я обязательно накажу его!»” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 5/120, Ибн аль-Мунзир 2/79. Иснад достоверный. См. “Джами’ аль-асар ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар” 210.
Абу Талиб сказал: “Я спросил Ахмада: «Передача Са’ида от ‘Умара является доводом?» Он ответил: «Это для нас довод. Он видел ‘Умара и слышал от него. И если не принимать передачу Са’ида от ‘Умара, тогда чью передачу принимать?!»” См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 4/61.
▪ Имам Ибн Хазм процитировав эти наставления ‘Умара в своей книге «Тукъ аль-хамама», был сильно восхищён ими.
Практически нет ни одной книги, составленной ранними имамами по вопросам аскетизма, благонравия и духовного воспитания, чтобы там не был приведён этот великий и всеобъемлющий асар.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=13178