С именем Аллаха Милостивого Милосердного
БЛАГОЧЕСТИЕ К РОДИТЕЛЯМ
Сегодня мы поговорим на тему, от которой нельзя уставать и которая не должна надоедать никому из нас. Речь пойдет о таком завете Всевышнего Аллаха, как доброе и благочестивое отношение к родителям.
Аллах сделал их [твою маму и твоего папу] причиной для твоего перехода из небытия в этот мир.
Всевышний Создатель в Коране [который является Его словом], очень часто упоминает повеления поклоняться Ему вместе с повелением благодеять и хорошо относиться к родителям.
Всевышний сочетает эти два повеления друг с другом. Мы знаем, что самой главной обязанностью человека является поклоняться единому Творцу – Всевышнему Аллаху, отказываясь от поклонения чему-либо или кому-либо наряду с Ним.
Поклонение одному лишь Аллаху – это цель, ради которой Господь создал всех людей.
Служение Творцу и благодарность Ему – есть первейшая и наиглавнейшая обязанность всех представителей рода человеческого.
Всевышний Аллах говорит:
«Благодари меня и своих родителей»
Сура 31 “Лукман”, аят 14
Упоминая самое главное повеление [самую главную обязанность], Всевышний сразу, вслед за ней, упоминает повеление хорошо относиться к родителям и почитать их.
Говорит Всевышний:
«Постановил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него»
Сура 17 “аль-Исра”, аят 23
Это указывает на то высокое положение, которое мы должны отводить родителям:
«Постановил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него и благодеять к родителям»
Сура 17 “аль-Исра”, аят 23
Говорит:
«Благодари Меня и твоих родителей»
Сура 31 “Лукман”, аят 14
Этот аят из суры «аль-Исра»:
«И постановил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него и совершали добро родителям»
Сура 17 “аль-Исра”, аят 23
Постановил!
Постановил – то есть приказал и заповедал.
Всевышний сочетает приказ и заповедь поклоняться лишь Ему одному с приказом и заповедью совершать добро родителям и хорошо относиться к ним.
Сейчас многие из нас не знают цену своим родителям.
Когда ты сможешь оценить своих родителей по-настоящему?
Когда ты узнаешь их истинную цену, их положение, их права?
Лишь тогда, когда они умрут.
Когда ты опустишь их в могилу и засыплешь прахом. Тогда они уйдут из твоей жизни и ты поймешь, сколь велика их цена.
И возникнут тогда у тебя желания: «О, если бы они были живы! О, если бы они были живы и находились среди нас для того, чтобы я мог проявить к ним благочестие, оказать им почет и уважение, заботиться о них и лелеять их, выполнить свой долг перед ними!».
Как и чем сможем мы отблагодарить их? Поистине, их права на нас – они велики и огромны!
Как отплатить им за добро? Как соблюсти их права [что сказать о них – ведь говорить о них можно бесконечно]? Какие слова подобрать?
Скажем так, как научил нас Аллах.
Скажем:
«О Господь мой, помилуй их. Ведь они взрастили меня, когда я был маленьким»
Сура 17 “аль-Исра”, аят 24
Помолимся об этих самых важных людях в нашей жизни.
Любимые братья и сестры, давайте приложим все наши усилия для того, чтобы заслужить довольство родителей; чтобы сделать их счастливыми; обеспечить им покой и радость; сделать так, что, если они уйдут из этого мира раньше нас, чтобы они ушли довольными нами, не обиженными на нас.
Давайте будем мягки с ними и добры к ним; ласково беседовать с ними; проявлять в отношении них смирение и скромность.
Давайте будем советоваться с ними относительно наших дел, спрашивать их мнение, есть и пить вместе с ними сидя за одним столом.
Давайте опекать их, прислуживать им, удовлетворять возникающие у них нужды.
Давайте обращаться к ним с мягкими, благими, красивыми, приятными словами, проявляя перед ними смирение, ведя себя с ними благопристойно и уважительно, обращаясь к ним с огромным почтением.
Давайте приложим все свои усилия на этом поприще, чтобы получить от них [отца и матери] добрую молитву.
Получить благую мольбу [ду’а] за нас, а не проклятия. Чтобы заслужить от них добрую мольбу, потому что молитва родителей не отвергается Аллахом. Аль-Байхакы, 3/345. Достоверность подтвердил шейх Аль-Альбани в «Ас-Сахиха», 1797.
Тот, кто хочет заслужить Рай, пусть сопровождает своих родителей в этом мире во благе и пусть опасается [боится, остерегается] сильнейшим образом того, чтобы ослушаться их, или огорчить их, или проявить непочтение к ним; или, не дай Аллах, разорвать с ними связь; или перестать разговаривать с ними, как делают это некоторые безумцы; передать услышать им какое-то неприятное слово, даже если это, казалось бы, самое минимальное выражение недовольства и раздражения – слово «Уф!». Даже это слово не должно слетать с наших уст в их адрес.
Всевышний говорит:
«И постановил твой Господь, чтобы не поклонялись вы никому, кроме Него и совершали добро родителям. А если один из родителей или оба достигнут при тебе старости, то не говори им «Уф!», не кричи на них и обращайся к ним почтительно, говори им слово благое, склони перед ними крыло смирения из милосердия и говори: «Господи, помилуй их. Ведь они взрастили меня, когда я был маленьким»»
Сура 17 “аль-Исра”, аяты 23-24
Также, Всевышний Аллах сказал:
«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему ничего в сотоварищи и делайте добро [ихсан] родителям»
Сура 4 “ан-Ниса”, аят 36
Всевышний повелел относиться к родителям по-доброму, даже если они неверующие.
Всевышний Господь сказал:
«А если они [то есть, родители] будут сражаться с тобой [настаивать], чтобы ты приобщил ко Мне [то есть, к Всевышнему Аллаху] сотоварищей [то есть, совершил многобожие (ширк, неверие)], о которых у тебя нет никакого знания ниспосланного от Аллаха, [то что?] – не повинуйся им [говорит Аллах], но [все равно, хоть они и неверующие (и мушрики)] сопровождай их в этом мире по-доброму»
Сура 31 “Лукман”, аят 15
У ‘Аиши [жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)] была сестра. Ее звали Асма.
Асма и ‘Аиша были дочерьми самого лучшего сподвижника и соратника Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которого звали Правдивейший [Абу Бакр].
Однажды к Асма прибыла ее мать. Ее мать была язычницей [многобожницей] и Асма пошла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и спросила его: «О Посланник Аллаха, ко мне прибыла моя мать и она хочет, чтобы я дала ей что-то из своего имущества. Нужно ли мне поддерживать с ней отношения?». То есть, она язычница [она многобожница, она неверующая].
Что ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)? Он сказал: «Да! Да, тебе надлежит [тебе следует] делать это [то есть, поддерживать с ней отношения, оказывать ей помощь]». аль-Бухари, 2620; Муслим, 1003; Ахмад, 6/345.
Аллах (Субханаху уа Та’аля) поставил благодеяния к родителям выше, даже, чем борьба на Его пути.
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел какой-то человек и попросил у него разрешения принять участие в походе [военном походе]. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «А живы ли твои родители?».
Этот человек сказал: «Да!».
Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Так отдавай же все свои силы им [совершай джихад на поприще заботы о них]». аль-Бухари, 3004; Муслим, 2549; Абу Дауд, 2530; ат-Тирмизи, 1671; ан-Насаи, 6/10.
Однажды Абдулла ибн Мас’уд обратился к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с вопросом: « О Посланник Аллаха, какое из благих богоугодных деяний самое лучшее?».
– «Это намаз, совершенный вовремя!» – ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
– «А после этого, какое?» – вновь спросил Абдулла ибн Мас’уд.
– «Благочестие [благочестивое отношение] к родителям» – ответил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). аль-Бухари, 527; Муслим, 85.
Почтительное и благочестивое отношение к родителям – это одна из важных причин, по которой люди входят в Рай.
Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес такие слова: «Да будет унижен! Да будет унижен! Да будет унижен!».
– «Кто о Посланник Аллаха?» – спросили люди, которые слышали его речь.
– «Тот, чьи родители достигли при нем старости [один или двое – отец и мать; или только отец; или только мать] и при этом он не отнесся к ним так, чтобы через свое отношение к ним заслужить Рай». Шейх аль-Албани сказал: “Достоверный хадис“. См. «Сахих аль-Джами’ ас-Сагъир», 3511; «Мишкат аль-Масабих», 4912; “Сахих ат-Таргъиб уа-т-Тархиб”, 2490. Муслим, 2551.
Однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) явился один человек и сказал: «Я хочу принять участие в одном из военных походов и пришел спросить твоего совета, о Посланник Аллаха».
– «А есть ли у тебя родители?» – спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
– «Да» – ответил человек.
– «Будь возле них, потому что Рай под их ногами» – сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). ан-Насаи, 3104. Ибн Маджах, 2781. Достоверность этого хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
Также сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе, который передала ‘Аиша [жена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)]: «Я вошел в Рай [то есть, во сне был явлен Рай Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)] и услышал там чтение. Я спросил: «Кто это читает?». Мне сказали: «Это Хариса бну Ну’ман»».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Посмотрите, какая награда за благочестивое отношение! Посмотрите какая награда за него – ведь он.. ведь он [Хариса] лучше, чем кто-либо из людей относился к своей матери [то есть: “Он лучше, чем кто-либо относится к своей матери“]». Ахмад, 6/151; Сахих уль Джами ас Сагир, 1/636, хадис 3371.
Посмотрите, какая награда за это – Рай! Превелик Аллах!
Наградой за благочестивое отношение к родителям Аллах сделал райские сады – обитель вечной радости и услад.
Аллах бывает довольным человеком, если им довольны его родители и, наоборот – если родители недовольны человеком, то и Аллах недоволен им. Именно так сказал наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). ат-Тирмизи, 1900. Передал также аль-Бухари в «Адаб аль-Муфрад», 2. Хадис хороший. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 516.
Благочестивое, доброе отношение к родителям – это причина, по которой Аллах прощает нам грехи.
Как-то раз к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха, я совершил великий грех! Как мне покаяться? Что сделать, чтобы принялось мое покаяние?».
– «Есть ли у тебя мать?» – спросил его Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
– «Нет» – ответил человек.
– «А есть ли у тебя тетя [сестра твоей мамы]?».
– «Да» – ответил человек.
– «Так вот, будь благочестив по отношению к ней». ат-Тирмизи; аль-Хаким. Хадис достоверный.
Посмотрите, почтительное отношение к родителям – это причина для прощения грехов.
Уважение к ним, забота о них – это причина для прощения грехов.
Кроме того, почтительное отношение к родителям, забота о них – избавляет человека от бед, тягот, печалей и проблем.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал такую историю: «Однажды, трое людей отправились в путь. И они остановились на ночлег в какой-то пещере. Но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень [кусок скалы] и наглухо закрыл для них выход из пещеры. Они испугались. Они сказали: «Поистине, от этого камня нас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой. С такой мольбой, в которой мы попросим Его избавить нас от этого камня за наши совершенные благие дела [то есть: “Обратимся к Аллаху с мольбой – пусть каждый упомянет благое дело, которое он совершил ради Аллаха и может быть Аллах вызволит нас из этой пещеры“]».
И первый из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители. По вечерам я никогда не поил молоком ни домочадцев, ни рабов – до тех пор, пока не приносил молока им [сначала родителям]. Однажды я искал пастбище для своего скота и эти поиски пастбища увели меня далеко от дома. Когда я вернулся они [родители] уже спали. Я надоил для них молока. Когда узнал о том, что они уже заснули не захотел будить их. И в то же время, не захотел раньше них поить молоком домочадцев и слуг. И до самого рассвета ждал я с кубком в руках их пробуждения, а потом мои родители проснулись и выпили свое вечернее питье. О Аллах! Если я сделал это стремясь к лику Твоему [ради Тебя], то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня». После этого камень сдвинулся»». аль-Бухари, 2215; Муслим, 2743.
После этого камень сдвинулся с места, открыв частично проход. А после того, как двое других спутников его, также обратились к Аллаху со своими мольбами, камень окончательно сдвинулся и выход стал свободен.
Так, таким образом, благопристойность обращения с родителями спасла человека от заточения и смерти в пещере.
Еще одна награда человеку за доброе отношение к родителям – это то, что Аллах увеличивает ему достаток, продлевает ему жизнь и дает ему хороший конец.
Об этом сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Он сказал: «Кто хочет, чтобы ему была продлена жизнь и увеличен достаток – пусть благочестиво относится к своим родителям и поддерживает родственные связи». «Сахих абу Дауд», 1486. Аль-Бухари, Муслим. “Сады праведных”, 319.
Посмотрите, сколь велики достоинства и награды этого деяния – доброго и благочестивого отношения к родителям – к людям, которые больше, чем кто-либо на Земле любят тебя и переживают за тебя!
БЛАГОЧЕСТИЕ К МАТЕРИ
Некий человек обратился к Пророку ﷺ с вопросом: “Кто из людей имеет больше прав на мое хорошее обхождение с ним?“.
– “Твоя мать“, – ответил Пророк ﷺ.
– “А затем кто?” – спросил человек.
– “Твоя мать“, – повторил Пророк ﷺ.
– “А кто затем?” – третий раз спросил человек. Пророк ﷺ вновь ответил: “Твоя мать“.
– “А кто же затем?” – спросил человек.
– “Затем твой отец“, – сказал Пророк ﷺ. аль-Бухари, 5971; Муслим, 2548.
Этот хадис указывает нам на то, что из всех людей, живущих на земле, мать имеет самое большое право на доброе и почтительное обхождение с ней. Ее право на благочестивое отношение со стороны ее детей даже больше чем право отца. Право отца на доброе отношение детей очень велико, но право матери больше этого в 3 раза. Почему? Да потому что, сделанное ею для тебя неоценимо. Ей, слабой женщине, пришлось носить тебя в своем чреве, внутри себя – с тяготой; затем ей пришлось вытерпеть все муки, связанные с родами; затем тяготы, связанные со вскармливанием.
Наш Всемилостивый Создатель говорит в Своем писании – в Коране:
“Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его,
испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года”
Сура 31 “Лукман”, аят 14
Этот благородный аят Корана сообщает нам о том, что матери приходиться проходить все эти этапы, где один из них сложнее другого. С того момента, когда в ее чрево попадает капля от мужа, начинаются ее тяготы. Ей приходиться вынести такие мучения, которые ведомы лишь Аллаху.
Ей приходиться пройти через страдания первых месяцев беременности, затем тяготы вынашивания плода на последних месяцах, после этого наступают муки складывания нош и начинаются роды. В этом состоянии мать находится между жизнью и смертью и велика вероятность того, что она умрет, рождая свое дитя. Затем наступает нелегкий этап вскармливания, который забирает у нее множество сил. После всего этого она наряду с отцом участвует в воспитании и выращивании детей.
Пресвят Аллах!
Мать делает все это для тебя, ни на минуту не задумываясь о себе самой, забывая о своих болезнях, неимоверной усталости, голоде – и при этом она не ждет ни от кого платы или вознаграждения. Она самоотверженно трудится для твоего блага, движимая тем чувством – чувством огромного сострадания и жалости к тебе, которое заложено в ее сердце Великим Аллахом.
Всю свою жизнь мать не покладая рук заботится о своих детях: ухаживает за ними, когда они больны, страдает и переживает, когда им плохо.
Она нисколько не брезговала, когда подмывала тебя и стирала выпачканную тобой одежду, не тяготилась неприятными запахами, неприглядными зрелищами.
Она не спала, чтобы спал ты; была несчастной, чтобы ты был счастлив; лишала себя удовольствия и покоя ради тебя. Все ее мысли о тебе, все ее переживания и заботы вращаются вокруг тебя. Самым долгожданным днем ее жизни был день, когда ты возмужаешь и станешь настоящим человеком. Когда плохо тебе, тогда плохо и ей. Когда ты счастлив, счастлива она.
О, материнское сердце! Разве есть подобное ему?
Оно удивительно и подобно восхищения, потому что оно никогда не лжет. Сердце матери наделено Всевышним поразительной способностью чувствовать, что происходит с ее ребенком.
Пресвят Аллах!
Если что-то случается с ее сыном или дочерью, ее сердце подсказывает ей – сердце матери не лжет.
Однажды некий человек посадил свою мать к себе на спину и стал совершать обход (тауаф) вокруг Каабы. Мы знаем, что семикратный обход Каабы – первого на земле Храма поклонения Единому Богу – является одним из видов поклонения Всевышнему Создателю и входит в число обрядов, из которого состоят хадж и умра.
Так вот, этот человек обнес свою мать вокруг Каабы 7 раз, а затем подошел к Ибн ‘Умару (да будет доволен им Аллах) и сказал: “Как ты считаешь, выполнил ли я свою обязанность в отношении моей матери? Оплатил ли ей сполна за ее добро? Скажи мне, возместил ли я права своей матери“.
Что ответил ему Ибн ‘Умар?
Ибн ‘Умар – это один из замечательных сподвижников Пророка ﷺ – это сын ‘Умара ибн аль-Хаттаба.
Итак, что же ответил Ибн ‘Умар этому человеку, спросившему его о том исполнил ли он свой долг перед матерью?
Ибн ‘Умар сказал: “Ты не уплатил ей даже за один из приступов боли испытанных ею во время родовых схваток“. аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад”, №11. Шейх аль-Албани назвал сообщение достоверным. См. “Сахих аль-Адаб аль-муфрад”, 9.
Превелик Аллах!
Правнук Пророка ﷺ, которого звали ‘Али ибн Хусейн, пользовался очень большим уважением среди мусульман. Он занимал среди них очень почетное положение.
Однажды ему сказали: “О ‘Али, ты являешься одним из самых праведных и благочестивых людей, но почему-то ты не ешь за одним столом со своей матерью, в чем дело?“.
‘Али ибн Хусейн ответил: “Я боюсь и опасаюсь, что возьму какой-то кусочек, на который упал ее взгляд – тот кусочек, который понравился ей. А я, не зная об этом, съем его и таким образом ненароком проявлю к ней непочтение“. См. “Сияр а’лям ан-нубаля”, 6/317.
Посмотрите, сколь праведны и богобоязненны были наши предшественники.
Другой из них – Хейуа ибн Шурей: это один из выдающихся имамов мусульман и крупных знатоков религии. К нему приходили люди, для того чтобы научиться у него религии, получить ответы на свои вопросы.
Бывало так, что он садился для того, чтобы преподать урок и ученики окружали его. Но в это время слышался голос его матери: “О Хейуа, встань и пойди насыпь курочкам зерна“. Этот великий имам прерывал свой урок, вставал и выполнял волю матери.
Так вели себя эти люди. Люди, знавшие и понимавшие ислам.
Превелик Аллах! Похожи ли мы на них хоть немного?
Таково положение матерей. Мы обязаны чтить их, проявлять о них всяческую заботу, не говорить и не делать ничего, что может огорчить или удручить их. Место, на которое поставил их Аллах велико.
Однако это не значит, что мы можем забывать о своих обязанностях перед нашими отцами.
Права отца на нас также огромны. Ему – отцу приходилось работать не покладая рук, переносить много тягот, напряженно трудиться для того, чтобы вырастить и воспитать тебя и твоих братьев и сестер, чтобы обеспечить вам счастье, безопасность и благополучие. Как часто он ел простую пищу, одевал грубую дешевую одежду для того, чтобы ты жил без нужды и печалей.
Как часто ему приходилось выслушивать от кого-то неприятные, грубые слова; распоряжения и приказы выполнить ту или иную работу; приходилось влезать в долги, подвергаться горькому унижению – все это ради вас, детей – вашей спокойной и счастливой жизни.
А ты даже не знал об этом. Ты спал, ел, прыгал, играл, совершенно не догадываясь о переносимых им трудностях.
Однажды Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) – знаменитый сподвижник нашего Пророка ﷺ, передавший от него множество хадисов – увидел человека, позади которого шел другой человек.
Он спросил у того, что шел впереди: “Кто этот человек, который идет позади тебя?“.
– “Это мой отец“, – ответил тот.
Тогда Абу Хурейра сказал ему: “Не обращайся к нему по имени (без уважения к нему) и не садись где-нибудь раньше него, пока не сядет он, и не иди впереди него“. Имам аль-Бухари, “аль-Адабуль-муфрад”, 44. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-Адабуль-муфрад”, 32.
Если человек идет впереди своего отца, то, тем самым, проявляет непочтение к нему. Исключением является только тот случай, когда сын хочет убрать с дороги отца какое-то препятствие – камень или ветку. Тогда он обходит отца и убирает то, что лежит у него на пути. И нельзя обращаться к отцу по имени. Нужно говорить ему “отец”, “бабá”, “папа”, “ата”, “абати” – в каждом языке есть свои уважительные обращения к отцу.
Дорогие братья и сестры!
Обижать родителей, проявлять к ним непочтение, отказываться от заботы о них – один из величайших грехов. Кто непочтителен к своим родителям обязательно будет наказан за это уже в этом мире, еще до того как вкусит наказание за это в вечном мире (после своей смерти).
Если ты плохо относишься к родителям, то обязательно поплатишься за это. Это долг, который взыщут с тебя уже в этой жизни, еще до наступления расчета в загробной жизни – еще до этого ты увидишь горькие плоды плохих слов, которые ты сказал родителям, и скверных дел, которые ты совершил в отношении них.
Да убоится и да устрашится всякий кто не относится к своим родителям как подобает. Аллах все видит и все слышит, и ни о чем не забывает.
Бойся Аллаха и не дай услышать от тебя родителям ни одного неуважительного слова – особенно, когда они достигают преклонного возраста – когда они уже не могут сами защитить себя и позаботиться о себе, когда они становятся словно дети. Не смей сказать им даже слово “уф-ф“, не говоря уже о чем-то, что хуже.
Пророк ﷺ сказал: “К величайшим грехам относится поклонение кому-то помимо Аллаха, непочтение к родителям, убийство человеческой души, ложная клятва, данная с целью завладеть чьим-то имуществом“. аль-Бухари, 6871. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир”, 1195; “Гъаятуль-марам”, 277.
Однажды посланник Аллаха ﷺ обратился к своим сподвижникам со словами: “Один из величайших грехов – это, когда человек ругает своих родителей“. Люди удивленно спросили: “А разве человек может ругать своих родителей?“.
Посмотрите, сподвижники подивились этому. Для них это было чем-то немыслимым: “Как это человек ругает своих родителей?!“.
Хотя сейчас, это уже, к сожалению, не редкость и не удивительно.
“Да“, – ответил Пророк ﷺ.
Когда они спросили “Разве человек может ругать своих родителей?“, он ответил: “Да, если он ругает отца какого-нибудь человека, а тот в ответ ругает его отца или если он ругает чью-либо мать, а в ответ ругают его мать“. Сахих аль-Бухари, 5973.
Посмотрите – он не обругал своего отца и мать напрямую, но стал причиной этого.
Если человек разрывает отношения с родителями, проявляя к ним непочтение, Аллах ускоряет его смерть. Аллах ускоряет его смерть для того, чтобы поскорее наказать его в загробном мире и, наоборот – Аллах продлевает человеку жизнь, который хорошо относится к своим родителям, чтобы этот человек успел совершить еще больше хороших поступков.
Одна из важных составляющих хорошего отношения к родителям – это содержать их, если они в этом нуждаются. И опасайся плохой молитвы со стороны родителей, потому что молитва родителей, совершенная против их детей принимается Аллахом и не отвергается.
Пророк ﷺ сказал: “Три молитвы, несомненно, принимаются Аллахом – мольба родителей против их детей, мольба путника и мольба несправедливо обиженного“. Абу Дауд, 1536; ат-Тирмизи, 2/256. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха”, 596.
Тот, кто плохо относился к своим родителям, будет наказан тем, что Аллах не взглянет на него в Судный день и не введет его в Рай.
Пророк ﷺ сказал по этому поводу: “В Судный день Аллах не взглянет на троих: того кто был непочтителен к родителям, и того, кто пил спиртное, и того, кто, дав милостыню, попрекнул за нее. И троих Аллах не введет в Рай: того, кто был непочтителен к родителям, сводника и женщину, уподобляющуюся мужчинам“. Ан-Насаи, 1-357; Ахмад, 2-134; Ибн Хузейма в “ат-Таухид”, 235; Ибн Хиббан, 56 и другие. Шейх Аль-Альбани сказал, что иснад хороший. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха”, 674.
Дорогой брат, дорогая сестра!
Пусть каждый из нас после произнесения всех этих благих слов о высоком месте родителей – этих людей, которые явились, с дозволения Аллаха, причиной нашего появления в этом мире, после слов об уважении и почтении к ним – пусть каждый из нас посмотрит на себя и задастся вопросом: “А как он сам относится к родителям? Соблюдает ли их права и обращается ли с ними ласково и заботливо или же пренебрегает своими обязанностями в отношении них?“.
Если второе, то пусть попросит у Аллаха прощения, пусть прольет слезы сожаления и раскаяния, и поспешит попросить у родителей прощения за прошлые обиды; пусть начнет делать им добро, заботиться о них, стремиться к их довольству; пусть старается осчастливить их и вызвать у них радость; пусть склонит перед ними крыло смирения, выполняет их просьбы, удовлетворяет их нужды – это, если они живы.
Если же они уже мертвы, что остается тебе? Молись за них. Проси для них у Аллаха милости, Рая и прощения, и хорошо относись к тем людям, которые были близки к ним.
Если же ты и так делаешь все это и хорошо относишься к своим родителям, то благодари Аллаха – благодари за это Аллаха и продолжай поступать таким образом. Используй наличие родителей для того, чтобы заработать Рай, пока не поздно.
Один из предшественников (из имамов) после похорон своей матери начал горько плакать.
“Почему ты так горько плачешь?“, – спросили его люди.
Он ответил: “Как же мне не плакать? Ведь передо мной закрылась одна из дверей Рая“. Ибн Асакир в “Тарих Димашкъ”, 7779.
Родители – одна из дверей Рая!
О Аллах, прости всех нас и наших родителей. Помилуй их, ведь они вырастили нас, когда мы были маленькими.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=15114