С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Нет сомнения в том, что деяния вероотступника становятся тщетными, и что положение такого человек плачевное, да упасёт Аллах нас и наших детей от многобожия, неверия, вероотступничества!
В Коране ясно говорится:
وَمَنْ يَكْفُرْ بِالْإِيمَانِ فَقَدْ حَبِطَ عَمَلُهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (5: 5).
وَلَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَإِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَلَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«Тебе и тем, кто был до тебя, было дано в откровении: “Если ты придашь Аллаху сотоварищей, то тщетными станут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток”» (39: 65).
Касательно того мусульманина, который стал вероотступником, а затем покаялся и вернулся в лоно Ислама: Остаются ли все его благодеяния, совершённые им до вероотступничества тщетными или же возвращается ему их награда с покаянием и возвращением в Ислам? Касательно этого вопроса имамы со времён саляфов разногласили. Одни, опираясь на упомянутые выше аяты считали, что деяния такого человека по причине вероотступничества тщетны, и он лишается их словно никогда и не совершал их, даже если после этого покаялся и вернулся в Ислам.
Другие имамы говорили, что тщетность деяний остаётся такой именно в том случае, если вероотступник УМЕР на неверии, а если он покаялся и вернулся в Ислам, то деяния его сохраняются, и с покаянием их награда ему возвращается. И в этом они опирались на аят, в котором конкретизируется тщетность деяний смертью на неверии:
وَمَنْ يَرْتَدِدْ مِنْكُمْ عَنْ دِينِهِ فَيَمُتْ وَهُوَ كَافِرٌ فَأُولَئِكَ حَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَأُولَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ
«А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверным, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (2: 217).
Из числа тех, кто был первого мнения – это имам Малик, а из числа тех, кто был второго мнения – имам аш-Шафи’и. См. “Адауаъ аль-баян” 2/6.
В любом случае, вопрос этот весьма серьёзный и спорный, и некоторые учёные считали, что сложно однозначно сказать, какое из мнений более сильное. Поэтому каждый мусульманин должен остерегаться всего, что может сделать тщетным его благодеяние, как показуха, оставление молитвы и т.п., а в частности вероотступничество. Ведь не зря имам Ибн аль-Къайим говорил: “То, что портит и делает тщетными деяния больше, чем их можно сосчитать, а поэтому суть не в том, чтобы совершить благодеяние, но, поистине, суть в том, чтобы сохранить это благодеяние от того, что делает его тщетным!” См. “Уабиль ас-сайб” 15.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20861