С именем Аллаха Милостивого Милосердного
О том, что совершать добровольные молитвы лучше дома, а не в мечети, ибо это является Сунной и за это полагается большая награда
Со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О люди, совершайте ваши молитвы дома, ибо, поистине, наилучшая молитва человека – эта молитва, совершённая дома, не считая обязательной». аль-Бухари (731), Муслим (781).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Внешне данный хадис охватывает все добровольные молитвы, ибо исключением являются обязательные предписанные молитвы. Но также смысл может быть в том, что речь идёт именно о тех добровольных молитвах, коллективное совершение которых не является узаконенным. Также к этому не имеет отношение молитва, связанная с мечетью, как два рака’ата в качестве приветствия в мечети. И об этом говорили некоторые наши имамы”. См. “Фатхуль-Бари” (2/215).
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-либо из вас совершит молитву в своей мечети, то пусть оставит часть молитвы для совершения её дома, ибо, поистине, Аллах дарует его дому посредством этой молитвы благо». Муслим (778).
Хафиз аль-Мунауи сказал: “Смысл этого хадиса в том, что посредством добровольных молитв, совершаемых дома, Аллах дарует этому дому великое благо, ведь тем самым дом наполняется поминанием Аллаха, повиновением Аллаху, его начинают посещать ангелы, и члены семьи заслуживают награду и благодать. В этом хадисе содержится доказательство на то, что добровольная молитва, совершаемая дома лучше, чем её совершение в мечети, даже если речь идёт о Заповедной мечети в Мекке”. См. “Файдуль-Къадир” (1/418).
Со слов Сухайба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Добровольная молитва человека, совершенная там, где его не видят люди, превосходит молитву, совершенную им на людях, в двадцать пять раз». ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” (2/244), аль-Асбахани в “ат-Таргъиб” (67). Хафиз аль-Мунауи назвал иснад этого хадиса хорошим, а шейх аль-Альбани назвал его достоверным в силу усиливающих его свидетельств. См. «ат-Тайсир» (2/98), «Сахих аль-Джами’» (3821).
Дамра ибн Хабиб передал, что человек из числа сподвижников (да будет доволен им Аллах) сказал: “Молитва человека в его доме превосходит добровольную молитву, совершаемую перед людьми так же, как молитва человека в джама’ате, превосходит молитву одного”. ‘Абдур-Раззакъ (4835), Ибн Аби Шейба (2/256). Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” (1/171), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3149).
Имам Ибн Къудама сказал: “Добровольная молитва, совершаемая дома – лучше. Ведь молитва в доме ближе к искренности и дальше от проявления показухи. Это деяние относится к скрытым благодеяниям, тогда как совершение её в мечети имеет отношение к открытому благодеянию, а скрытое благодеяние лучше”. См. “аль-Мугъни” (1/442).
Сказанное ни в коем случае не указывает на то, что совершать добровольные молитвы в мечети является порицаемым. Однако речь идёт о том, что лучше.
Хафиз ан-Науауи сказал: “Дозволяется совершать добровольные молитвы в мечети, несмотря на то, что совершать их дома лучше”. См. «аль-Маджму’» (3/492).
И следует отметить, что если человек наверняка знает, что он не сможет совершить добровольную молитву дома, как скажем, какую-то из Сунан ар-Рауатиб или Уитр, либо по причине лени, либо по причине занятости домашними делами, и т.п., то лучше её совершить сразу же в мечети, чем вообще не сделать.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Кстати, всё сказанное касается именно мужчин, поскольку для женщины совершение любых молитв дома лучше, будь это обязательная молитва или добровольная!
‘Абдуллах ибн Сууейд аль-Ансари передал со слов своей тети Умм Хумайд (да будет доволен ими Аллах): “Однажды она пришла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О Посланник Аллаха, я люблю молиться вместе с тобой”.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной. Однако твоя молитва в твоей комнате, лучше для тебя, чем твоя молитва в твоей прихожей комнате. А твоя молитва в твоей прихожей комнате лучше для тебя, чем твоя молитва в твоём внутреннем дворе. А твоя молитва в твоём внутреннем дворе лучше для тебя, чем твоя молитва в мечети твоего племени. А твоя молитва в мечети твоего племени лучше для тебя, чем твоя молитва в моей мечети».
После этого по её велению ей устроили место для молитв в самой дальней и самой тёмной части её дома, и она совершала там молитвы, пока не встретилась с Аллахом”. Ахмад (6/371), Ибн Хузайма (1596), Ибн Хиббан (2217). Ибн Хаджар, Ахмад Шакир, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Фатхуль-Бари” (3/318), “Тахридж аль-Мухалля” (3/133), “Сахих ат-Таргъиб” (340), “Тахридж аль-Муснад” (27135).
Также со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети Аллаха. Однако молитва женщины в её доме лучше, чем её молитва в мечети». Ахмад (2/76), Абу Дауд (567), аль-Хаким (755). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, аль-‘Иракъи, аль-Альбани. См. «Сахих Ибн Хузайма» (1684), «аль-Мухтара» (13/155), «аль-Маджму’» (4/197), «аль-Икътирах» (91), «Сахих аль-Джами’» (7458).
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23232