بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Нет никакой разницы и различия между молитвами мужчин и молитвами женщин в своей основе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Совершайте молитву так, как вы видели меня совершающим её!» аль-Бухари 631, 6008.
Это веление относится к любой молитве, будь это обязательная или добровольные, относится ко всем членам его уммы, будь то мужчины или женщины, старики или дети.
Необходимо усвоить одно важное правило, что в основе религии Всевышнего Аллаха любое обращение Аллаха или Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) относится ко всем без исключения, если только не будет конкретизирующего доказательства. Обращение к одному, включает в себя и обращение ко всей общине, как и обращение к мужчинам включает в себя и обращение к женщинам. Это то, относительно чего нет разногласия среди учёных ахлю-Сунна.
Всевышний Аллах сказал: «А кто совершает праведные дела, будь то мужчина или женщина и тот верующий, то он войдет в Рай!» (ан-Ниса 4: 124).
‘Аиша рассказывала: “Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, который нашел выделение, но не может вспомнить о поллюции во сне. На что он ответил: «Ему следует искупаться». А когда его спросили о человеке, который видел возбуждающий сон, но не нашел выделений. Он ответил: «Он не обязан купаться». Умм Суляйм тогда спросила: “А если женщина увидит подобное во сне, обязана ли она купаться?” Он ответил: «Да. Поистине, женщины сестры мужчин!»” Абу Дауд 236, ат-Тирмизи 113. Имам Ибн аль-Къатан и шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.
В комментарии к этому хадису имам аль-Хаттаби сказал: “Из этого хадиса понимается, что если обращение идет в мужском роде, то в это входят и женщины, кроме как в определенных местах, на которые указали конкретные исключающие доказательства!” См. “Ма’алиму-Ссунан» 1/161.
То же самое цитирует и шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Адаби, автор известного комментария к сборнику хадисов имама Абу Дауда. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 1/295.
Теперь, усвоив эту важную основу, мы должны спросить тех, кто заявляет о том, что молитва мужчины и женщины различаются в том или ином положении или моменте: “Предоставьте нам доказательства на это!”
Да, есть три хадиса, в которых говорится, что в земном поклоне и сидении на ташаххуде женщина не подобна мужчинам.
Один из этих хадисов мурсаль, который приводит Абу Дауд в “аль-Марасиль” 118.
Мурсаль – это хадис, в котором пропущен передатчик между последователем сподвижников (таби‘ун) и пророком (мир ему и благословение Аллаха). См. “Нузхату-нназар” 43.
Такой хадис неприемлем в качестве аргументации, кроме как для ханафитов. Тогда как большинство мухаддисов считают такие хадсиы из категории слабых.
Что же касается двух других хадисов, то их иснад непрерывный, однако оба иснада являются слабыми, как на это указывали обладатели знания. Эти хадисы приводит имам аль-Байхакъи, который сказал: “В отношении этого (различии между намазом мужчин и женщин) передаётся два слабых хадиса, на которые нельзя опираться”. См. “Сунан аль-кубра” 2/222.
Таким образом, нет ничего достоверного, что указывало бы на отличие молитвы женщин от молитвы мужчин в её исполнении. Наоборот, от саляфов передаётся то, что подтверждает тот факт, что между их молитвами нет никакого отличия. Имам аль-Бухари передал: “Умм ад-Дарда садилась в молитве так же, как и мужчины, а она была факъихом”. См. “Сахих аль-Бухари” 1/123.
Однако среди ученых есть разногласие о том, о какой именно Умм ад-Дарде идет речь: сподвижнице или же из числа таби’инов, поскольку у Абу ад-Дарды было две жены. Хафиз Ибн Хаджар выбрал то, что в этом сообщении речь идет о младшей, тогда как сам аль-Бухари отдал предпочтение тому, что речь идет о старшей, поскольку он сам сказал, что она была факъихом, в связи с чем и привел это сообщение в своем Сахихе в качестве довода. И даже сам Ибн Хаджар, упоминая смысл названия этой главы и приведения имамом аль-Бухари в ней этого сообщения от Умм ад-Дарда, сказал, что одна из причин это то, что нет разницы в совершении молитвы между мужчиной и женщиной. См. “Фатх аль-Бари” 1/356.
Ибрахима ан-Наха’и говорил: “Женщина сидит во время молитвы так же, как и мужчина”. Ибн Аби Шайба № 2804.
Имам Малик говорил: “Женщина, как мужчина (в совершении молитвы), и она не противоречит ему после такбира ихрам ни в чем, кроме как в одежде (прикрывающей аурат) и чтении вслух”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 1/361.
Некоторые исключения в молитвах между мужчинами и женщинами:
1. Прикрытие аурата. В этом они отличаются, ибо женщине необходимо в отличие от мужчины прикрыть все тело кроме кистей рук и лица.
2. Совершая молитву позади мужчины, женщины указывают на ошибку имама хлопком, а мужчины словами “Субхана-Ллах”.
3. Если женщина совершает молитву с одним мужчиной, скажем братом или мужем и т.д. то в отличие от двух мужчин которые становятся рядом друг с другом, женщина становится позади.
4. Если женщины молятся в своем кругу джама’атом, то в отличии джама’ата мужчина, женщина-имам становится посреди них в одном ряде, как это делали Аиша и Умм Саляма.
5. В отличие от мужчин лучший ряд для женщин в коллективной молитве – это последний (подальше от мужчин), тогда как у мужчин лучшим рядом является первый.
6. Женщина не произносит для мужчин азан и икъама, однако в своем кругу они могут это делать, как это передается от Аиши.
7. Она не читает вслух при посторонних мужчинах намаз.
8. Для них не является обязательным совершение коллективного намаза в отличии от мужчин, для которых по мнению группы учёных это обязательно. См. “аль-Мугъни” 1/488, 2/258, 328, “аль-Маджму'” 3/429, 455.
Что же касается различий между самим исполнением молитвы, то в нём нет никаких различий, ни в стоянии, ни в поднятии рук, ни их складывании рук на груди, ни в поясном и земном поклонах, ни в ташаххуде. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Сидение женщины в молитве (на ташаххуде) точно такое же, как и сидение мужчины, нет между ними в этом разницы. Точно также и все остальные её поступки во время молитвы не отличаются от исполнения молитвы мужчиной, кроме как в её одежде (покрывающем тело)”. См. “аль-Кафи” 204.
Однако некоторые имамы считали желательным, чтобы женщины прижимала руки к телу и была более скованней, то нет на это разграничение ни одного достоверного сообщения, и этому условию делал опровержение Ибн Хазм, сказавший, что на это нет никаких доводов. См. “аль-Мухалля” 4/124.
А кто утверждает обратное, обязан предоставить доказательство. См. “Сахих фикъху-Сунна” 1/345-346.
А Аллаху ведомо обо всем лучше!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=455