بســـــــم الله الرحمن الرحيـــــــم
Имам, мухаддис, последователь вероубеждения саляфов – Абу Хафс ‘Умар ибн Ахмад ибн ‘Усман, известный как Ибн Шахин (297-385 г.х.).
Семья Ибн Шахина
Он рос в семье учёных и мухаддисов. Его дедушка по матери – Абу ‘Абдуллах аш-Шейбани был мухаддисом, как и его отец – Абу ат-Тайиб Ахмад ибн ‘Усман. Также и дети Ибн Шахина были учёными после него. А его сын – ‘Убайдуллах Абу-ль-Къасим был учителем хафиза аль-Хатыба аль-Багъдади.
Ибн Шахин увлекался религиозными знаниями с ранних лет, и стал записывать пророческие хадисы с одиннадцати лет. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (13/132).
Его учителя и ученики
В поисках знания он посетил множество стран и городов, включая Ирак, Египет, Шам, Басру.
Он был учеником таких признанных имамов, как Ибн Аби Дауд, Мухаммад аль-Багъунди, Абу-ль-Къасим аль-Багъауи, Ибн Са’ид, Ибн ‘Укъда, и др.
Был учителем таких имамов, как Абу Мухаммад аль-Халляль, Абу Ну’айм аль-Асбахани, аль-Буркъани, Абу-ль-Къасим ат-Танухи, аль-Джаухари, и др.
Труды Ибн Шахина
Ибн Шахин написал множество прекрасных и признанных трудов, среди которых:
– «Шарх мазахиб ахль ас-Сунна», известный труд, посвящённый вероубеждениям приверженцев Сунны и опровержению различных сект.
– «ат-Тафсир аль-кабир», тафсир, который хвалил имам аз-Захаби, говоря, что он состоял из более двадцати томов, в котором Ибн Шахин приводил все сообщения с иснадами.
– «аль-Муснад аль-кабир», сборник хадисов, состоявший из 500 частей, из которого до наших дней дошли лишь отдельные небольшие части.
– «Тарих асма ас-сикъат», посвящённый надёжным передатчикам.
– «ад-Ду’афа», посвящённый слабым передатчикам.
– «аль-Ахадис аль-афрад».
– «аль-Амали».
– «ат-Таргъиб фи фадаиль аль-а’маль», объёмный труд, посвящённый достоинству различных благодеяний. И, кстати, Ибн Шахин был первым, кто посвятил этой теме отдельный труд, ещё до известной книги «ат-Таргъиб уа-ттархиб» хафиза аль-Мунзири, не считая имама Ибн Занджауейха, который опередил его в этом. Однако труд Ибн Занджауейха был утерян, а Ибн Шахина дошёл до наших дней и был издан в двух томах.
– «Фадаиль шахр Рамадан».
– «Фадаиль Фатыма».
– «Насих аль-хадис уа мансухих», известная его работа, посвящённая отменённым или противоречивым хадисам, их объединению и пониманию.
– «Китаб ас-саля».
– «Китаб ад-ду’а».
– «Китаб аль-джанаиз».
– «ат-Тарих».
– «аз-Зухд», и прочие труды, большинство из которых, к сожалению, были утеряны.
Слова обладателей знания про Ибн Шахина:
Ибн Аби аль-Фауарис сказал: “Ибн Шахин был надёжным и заслуживающим доверия. Он собрал и написал такие труды, которые никто не написал”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (13/133).
Ибн Макуля сказал: “Он написал множество трудов; слышал от учёных в Ираке, Египте, Шаме, Басре, Фарисе; составлял труды по различным темам и биографиям”. См. “аль-Икмаль” (3/391).
Ибн аль-Джаузи сказал: “Ибн Шахин был большим имамом, надёжным, известным, у которого были полезные труды, посвящённые Сунне и другим вопросам”. См. “Гъая ан-нихая” (1/588).
Аз-Захаби про Ибн Шахина сказал: “Хафиз, имам, мухаддис Ирака, автор множества трудов”. См. “Тазкира аль-хуффаз” (3/987).
Также аз-Захаби сказал про него: “Правдивый, хафиз, учёный, шейх Ирака, автор объёмного тафсира”. См. “ас-Сияр” (16/431).
Ибн ‘Имад аль-Ханбали сказал: “Абу Хафс Ибн Шахин – проповедник, толкователь Корана, хафиз, автор различных трудов, собравший в себе знания”. См. “Шазурат аз-захаб” (3/117).
О словах, что Ибн Шахин не разбирался в фикъхе
Имам Ибн Шахин о себе говорил: “По мазхабу я – Мухаммадит”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (13/133), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (43/537).
Из-за этих его слов, некоторые ошибочно посчитали, что он не разбирался в фикъхе.
Мухаммад ибн ‘Умар ад-Дауди сказал: “Ибн Шахин был надёжным шейхом, похожим на других шейхов. Но он не разбирался в фикъхе, ни мало, ни много. И когда ему упоминали о мазхабах факъихов, как аш-Шафи’и и другие, он говорил: «По мазхабу я – Мухаммадит»”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (13/133), Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” (43/537).
Шейх ‘Амр ‘Абдуль-Мун’им Салим об этих словах про Ибн Шахина сказал: “Некоторые люди полагали, что по причине его слов (По мазхабу я – Мухаммадит) у него не было знания в фикъхе. Однако он был из числа имамов хадисоведения, а фикъх имамов хадисоведения напрямую извлекается из Корана и Сунны, как это известно из их манхаджа. И является далёким то, что Ибн Шахин мог быть несведущим в вопросах фикъха, несмотря на его обширную передачу, его труды по вероубеждениям ахлю-Ссунна, его труды по тафсиру Корана. Однако этими словами Ибн Шахин имел в виду, что не причисляет себя к какому-то определённому мазхабу, а причисляет себя именно к пророческой Сунне”. См. “аль-Манхадж ас-саляфи” (стр. 256).
Поэтому Сабт Ибн Джаузи в биографии Ибн Шахина об этом сказал: “Когда перед ним упоминали о факъихах, как аш-Шафи’и и другие, он говорил: «По мазхабу я – Мухаммадит», имея в виду, что он не делает такълида ни за кем (из факъихов)”. См. “Миръат аз-заман” (18/87).
Кстати, в подобном ответе Ибн Шахина опередил Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Как-то Му’ауия, да будет доволен им Аллах, спросил меня: «Ты следуешь пути ‘Али ибн Аби Талиба?» Я ответил: «Я не следую ни пути ‘Али, ни пути ‘Усмана, ни твоему пути. Я следую пути Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1194), Ибн Батта в “аль-Ибана” (238), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (133). Сообщение достоверное. См. “Тахридж Маталиб аль-‘алия” (12/427).
А ведь подобные слова для мазхабистов наших дней являются большим преступлением! Даже если подобное скажет человек из числа обладателей знания, они сразу же обзовут его «безмазхабником» и «отрицателем правовых школ», тогда как говорящий подобное не отвергает мазхабы, напротив, признаёт все мазхабы, но лишь отказывается слепо следовать одному из них всю свою жизнь!
Комментируя упомянутый асар Ибн ‘Аббаса, шейх ‘Абдуль-‘Азиз ар-Раджихи сказал: “Т.е. несмотря на то, что ‘Али и ‘Усман (да будет доволен ими Аллах) следовали истине, в некоторых вопросах они могли допустить ошибки, ибо у них был личный иджтихад, следовательно, я не следую за ними во всём. Но, поистине, я следую религии Посланника (мир ему и благословение Аллаха). А тот, кто не является посланником, может ошибаться и быть правым. По этой причине я следую по пути Посланника (мир ему и благословение Аллаха), ибо это и есть истина, это и есть свет. Каждый человек обязан следовать Сунне, а не следовать за иными людьми. Воистину, религия Аллаха – это обязательность следования за ним, а что касается прочих мужей, то они могут быть правыми и ошибаться, даже если они из числа сподвижников”. Сл. “Шарх аль-Ибана”.
И если такое говорится о сподвижниках – самых знающих и великих людей общины мусульман, то что можно сказать о тех, кто был после них, какими великими имамами они ни были?
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23648