С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Искажение слов Ибн Таймии про оправдание по незнанию (‘узр биль-джахль)

Недавно на одном из арабских форумов, где собираются хаддадито-такфиристы встретил высказывание имама Ибн Таймии, из которого извлекалось, что он не делал незнание в вопросах неверия и многобожия оправданием.

Его спросили: «Что говорят почитаемые учёные – имамы религии, да будет доволен ими Аллах, относительно людей, которые возвеличивают определённых шейхов так, что начинают прибегать к ним за помощью при трудностях (истигъаса)? Они проявляют смиренность перед ними, посещают их могилы и целуют их, желая получить благодать посредством земель с этих могил (табаррук), а также зажигают там светильники на протяжении всей ночи. Они устанавливают определённые периоды времени, в которые посещают эти могилы издалека, называя этот период «ночь жизни», избирая это для себя днём ‘Ида. Они дают в этих местах обеты и молятся возле этих могил. Является ли дозволенным для этих людей совершать подобное, или же это является запретным (харам) или нежелательным (макрух)?»

Он ответил: “Тот, кто прибегает за помощью к умершему или отсутствующему, взывая к ним в случае трудностей и печали, желая от них помощи в их нужде, например, говоря: «О господин мой шейх, я в твоей власти, я под твоим покровительством», или при нападении врага говорит: «О мой господин такой-то», желая руководства и защиты от него, или же говорит подобное при своей болезни, бедности и прочих нуждах, то поистине, этот человек невежественный многобожник, ослушник Аллаха по единодушному мнению мусульман! Воистину, все мусульмане единогласны, что к умершему нельзя взывать и просить у него чего-либо, будь это пророк, шейх или кто-либо иной”. См. “Джами’ ар-расаиль” 3/145.

В таком виде цитируются эти слова. И это выдавалось не просто за мнение имама Ибн Таймии, но и как наличие единогласного мнения учёных в том, что мусульманин, впавший в многобожие не имеет оправдания и становится вероотступником, независимо от того, знал он про это положение или не знал.

Естественно, по той причине, что подобное утверждение противоречило тому, что во многих трудах говорил часто сам шейхуль-Ислям Ибн Таймия про вопрос “оправдания по незнанию”, эти слова вызвали у меня подозрение и я решил перепроверить их, поскольку по милости Аллаха обладал упомянутым трудом имама.

Так вот, вернувшись к оригиналу я обнаружил, что опирающиеся на эти слова Ибн Таймии мягко говоря, возводят на него ложь и занимаются подтасовкой, ибо они не упомянули итог ответа шейхуль-Исляма, который отвечая на этот вопрос и разъяснив его, сделал совершенно противоположное заключение.

С дозволения Всевышнего Аллаха хочу привести итог ответа шейхуль-Исляма, чтобы читатель сам сделал выводы, а на будущее был аккуратным и не доверял подобным вырванным из контекста словам учёных, не уточнив и не перепроверив.

Так вот, шейхуль-Исляма Ибн Таймию спросили: «Что говорят почитаемые учёные – имамы религии, да будет доволен ими Аллах, относительно людей, которые возвеличивают определённых шейхов так, что начинают прибегать к ним за помощью при трудностях (истигъаса)? Они проявляют смиренность перед ними, посещают их могилы и целуют их, желая получить благодать посредством земель с этих могил (табаррук), а также зажигают там светильники на протяжении всей ночи. Они устанавливают определённые периоды времени, в которые посещают эти могилы издалека, называя этот период «ночь жизни», избирая это для себя днём ‘Ида. Она дают в этих местах обеты и молятся возле этих могил. Является ли дозволенным для этих людей совершать подобное, или же это является запретным (харам) или нежелательным (макрух)?»

Да, он так сразу же и ответил: “Тот, кто прибегает за помощью к умершему или отсутствующему, взывая к ним в случае трудностей и печали, желая от них помощи в их нужде, например, говоря: «О господин мой шейх, я в твоей власти, я под твоим покровительством», или при нападении врага говорит: «О мой господин такой-то», желая руководства и защиты от него, или же говорит подобное при своей болезни, бедности и прочих нуждах, то поистине, этот человек невежественный многобожник, ослушник Аллаха по единодушному мнению мусульман! Воистину, все мусульмане единогласны, что к умершему нельзя взывать и просить у него чего-либо, будь это пророк, шейх или кто-либо иной”.

Но на этом Ибн Таймия не завершил свой ответ, ибо его ответ на этот вопрос был на девять страниц.

Сразу после этих слов он стал разъяснять, что дозволяется обращаться за помощью к живому и присутствующему человеку в том, на что он способен. После чего стал разъяснять это и приводить аргументы. Среди прочего он упомянул о том, как сподвижники прибегали за помощью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) при его жизни, как они делали тауассуль посредством его мольбы и т.п. После чего он сказал, что после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) никто из сподвижников не взывал к нему, и не посещал для этого его могилу.

Далее он указывает на то, что учёные запрещали строить мечети на могилах, будь это могилы пророков или праведников. И стал упоминать о том, как люди впали в многобожие посредством возвеличивания могил и т.п.

Затем он стал разъяснять то, что посещение могил бывает узаконенное и запретное, нововведенческое. Затем он стал приводить примеры нововведенческих вещей, совершаемых возле могил.

После этого он упомянул, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обвинял в неверии и сражался с арабскими многобожниками несмотря на то, что они признавали, что Аллах является единственным Творцом небес и земли, однако, тем не менее, они взывали к иным божествам, что являлось поклонением им.

И после всего этого он говорит: “Тот, кто следует этому пути – тот является многобожником по мере того многобожия, которое присутствует в нём. И если касательно этого многобожия человеку будет предоставлен довод, а он не прекратит, то его надлежит казнить подобному тому, как казнят прочих многобожников. И его не хоронят на кладбищах мусульман и не совершают по нему погребальную молитву. Но, если он был несведущим, до которого не дошло знание, не знал истинного положения многобожия, из-за которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сражался с многобожниками, то в таком случае не выносится суждение о его неверии. В частности по причине того, что это многобожие увеличилось среди причисляющих себя к Исламу. И кто убеждён, что подобные вещи (упомянутые в вопросе) являются приближением (к Аллаху), тот – является заблудшим по единодушному мнению мусульман, а после предоставления ему довода, он станет неверным! Для всех мусульман в общем, и для правителей мусульман в частности, является обязательным запрещать подобные вещи, устрашая за подобное и наказывая шариатским наказанием тех, кто не прекратит!” См. “Джами’ аль-масаиль” 3/145-154.

Как мы видим, эти слова шейхуль-Исляма были искажены по причине умалчивания его завершающих слов, и этот его ответ нисколько не поддерживает позицию тех, кто утверждает, что нет такого понятия, как “оправдание по незнанию”. Напротив, эти его слова против подобного мнения, и они вновь подтверждают его установленную позицию, что есть оправдание по незнанию даже в вопросах большого неверия и многобожия; и что мусульманина, который по причине незнания и невежества впадает в многобожие, не выводят сразу из Ислама, не предоставив ему довод.

Ну а кто желает убедиться сам в том, как эти слова были использованы в неправильном свете, и как была совершена подтасовка, тот может скачать этот том по следующей ссылке и прочитав весь вопрос и ответ со стр. 145 до 154:

https://ia800309.us.archive.org/23/item … 52685s.pdf



Также уместно будет в этой теме привести другое искажение слов Ибн Теймии из книги “ар-Радд ‘аля аль-мантыкъийин”, которое такфиристы приводят в таком виде: «Доведение довода посредством пророков уже состоялось наличием у людей возможности узнать о них и ознакомиться с их посланием, а потому не является условием установления над ними довода Аллаха, чтобы призываемые ознакомились с ним, однако достаточно наличия у них возможности узнать».

Они хотят сказать: “Вот смотрите, делая такфир мусульманам, мы не говорим от себя! Мы следуем за пониманием Ибн Теймии! Ибн Теймия сказал, что довод доведён самой возможностью узнать и нет оправдания за невежество!” и т.д. и т.п.

Однако такфиристы не были бы такфиристами, если бы сначала изучали вопрос и только потом брали себе убеждения. Вместо этого они сначала берут убеждения, а затем пытаются как-то подкрепить свои домыслы, вырезая слова учёных из контекста. И если в предыдущем случае ещё можно сказать, что искажение слов Ибн Теймии произошло случайно, так как надо было читать еще 9 страниц, чтобы дойти до его вывода – (оно им надо, столько читать?) – то в данном случае искажение налицо, так как слова вырываются буквально из одного абзаца. В результате чего, сказанные им слова в отношении безбожников, которые ОТКАЗЫВАЮТСЯ выслушать доводы, такфиристы взяли и бессовестным образом применили к ничего не подозревающим невежественным мусульманам, считающим, что своим ширком они поступают не просто в рамках дозволенного, а совершают богоугодное дело и приближаются тем самым к Аллаху через выражение почтения к Его приближённым.

 

А теперь, чтобы понять о чём же все таки идет речь, вставим эти слова в контекст слов самого Ибн Таймии и еще раз прочтем их, абсолютно ничего в них не меняя.

Итак, Шейх аль-Ислям опровергает явных безбожников, которые отказываются выслушать доводы и ознакомиться с тем, с чем пришли пророки, и заявляют, что довод до них не дошел. На это Шейх аль-Ислям отвечает: «Тогда слушай, как слушают другие, и у тебя появится знание. Это похоже на слова того, кто утверждая, что видение луны или чего-либо иного не утвердится, кроме как через органы чувств, при этом сам луны не видит. Такому следует сказать, чтобы он посмотрел на луну, подобно тем, кто взглянул на неё, и тогда он увидит её собственными глазами, даже если не верит говорящим ему о её существовании. Это также подобно словам некоторых: «Знание о пророческой миссии не осуществится кроме как после ознакомления с ней, но я не сделаю этого», либо же говорят: «Я не могу знать об обязательности ознакомления, пока не ознакомлюсь, но я не сделаю этого». Ответом им будет то, что доведение довода посредством пророков уже состоялось наличием у людей возможности узнать о них и ознакомиться с их посланием, а потому не является условием установления над ними довода Аллаха, чтобы призываемые ознакомились с ним, однако достаточно наличия у них возможности узнать. И поэтому отказ неверных от восприятия Корана и размышления над ним не стал препятствием для установления над ними довода Всевышнего Аллаха. И точно так же, отказ от ознакомления с тем, с чем были посланы пророки и отказ от чтения преданий от них, не препятствует установлению довода, при наличии возможности ознакомиться. И поэтому Всевышний Аллах говорит в Коране: «Когда ему читают Наши аяты, он надменно отворачивается, словно он даже не слышал их, словно он туг на ухо. Обрадуй же его вестью о мучительных страданиях» (31: 7).

Он также говорит: «Неверующие сказали: «Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения) и быть может, вы одержите верх». Мы непременно дадим неверующим вкусить тяжкие мучения и воздадим им за наихудшее из того, что они совершали» (41: 26).

А также сказал: «Посланник сказал: «О мой Господь, народ мой забросил этот Коран»» (25: 30).

А также сказал: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Он скажет: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?» Он скажет: «Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом сегодня ты сам будешь предан забвению»» (20: 123-126), и другие аяты…» (Конец цитаты). (ар-Радд ‘аля аль-мантыкъийин 99).

 

И что после этого можно сказать о подобных “шейхах” вытворяющих подобное со словами учёных и намеренно вводящих людей в заблуждение? Мало того, что слова сказанные в отношении безбожников, они применяют к мусульманам в своей основе, так ещё и разбор оправдания в мире Вечном, применяют к положениям мира этого, полностью игнорируя то, что в этом мире никто, включая и самих безбожников, не сомневается в том, что они не являются верующими. Ведь сам Ибн Теймия называет их неверными, говоря: “И поэтому отказ неверных от восприятия Корана и размышления над ним не стал препятствием для установления над ними довода Всевышнего Аллаха”.

И да наставит Аллах этих заблудших и заблуждающих других проповедников и приведёт к покаянию и убережёт мусульман от их зла!

 

Также для пользы можете ознакомиться ещё с одним искажением, которое было проделано со словами Ибн аль-Къайима:
• Вымышленный иджма’ на отсутствие оправдания в основах религии, приписанный имаму Ибн аль-Къайиму.

 

А также по теме:
• Искажение мнения имама аш-Шафи’и в вопросе оправдания по незнанию.
• Диалог шейха ‘Абду-р-Рахмана ас-Са’ди по вопросу такфира конкретного мусульманина, впавшего по незнанию в неверие и многобожие в основах религии.

 


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21216


Поделиться: