С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Передается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Искуплением каждого конфликта являются два рак’ата”.

Достоверный хадис. См.”ас-сильсиля ас-Сахиха” (1789)

Как правильно понимается этот хадис?

Понимается так, что в случае конфликта и ссоры с мусульманином, следует совершить два рака’ата молитвы в качестве искупления этого греха. Поэтому этот хадис привёл имам Ибн Аби Шейба в главе: «Что служит искуплением грехов». См. “аль-Мусаннаф” (5/147).

А хафиз аль-Хайсами назвал главу, в которой привёл данный хадис следующим образом: “Глава о том, что молитва искупляет грехи”. См. “Маджма’у-ззауаид” (2/251).

Но это не означает, что если кто-то во время ссоры оскорбил и обматерил другого, что эти два рака’ата искупят его грех, если он не попросит прощения у оскорблённого незаслуженно.

Однако в действительности, хоть шейх аль-Альбани и назвал этот хадис хорошим (хасан), он является слабым, как на это указывали некоторые хафизы.

У данного хадиса есть две версии:

Одна передаётся со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Искуплением каждого конфликта являются два рак’ата».

Этот хадис приводит ат-Табарани в “аль-Кабир” (8/149).

В его иснаде содержится отвергаемый передатчик по имени Масляма ибн ‘Али, по этой причине данный хадис назвали слабым хафизы аль-‘Иракъи и аль-Хайсами. См. “Тахридж аль-Ихья” (1006), “Маджма’у-ззауаид” (2/251).

С точно таким же содержанием передаётся хадис и от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Искуплением каждого конфликта являются два рак’ата».

Этот хадис со слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) приводят Тамам в “аль-Фауаид” (939), Ибн аль-А’раби в “аль-Му’джам” (1811).

И это же сообщение приводит Ибн Аби Шейба в “аль-Мусаннаф” (7859), но в виде слов Абу Хурайры, а не Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Хафиз Ибн Хаджар указал на слабость хадиса со слов Абу Хурайры в биографии передатчика Махляда ибн Язида. См. “ат-Тахзиб” (10/77).

Что касается шейха аль-Альбани, то он назвал хорошими оба хадиса:

Первый от Абу Умамы шейх назвал хорошим, что является удивительным, в «Сахих аль-Джами’» (2986).

А второй от Абу Хурайры он назвал хорошим в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (1789).

Однако шейх в примечании к версии хадиса от Абу Хурайры сам писал: “Передали ат-Табарани в «аль-Кабир» (7651) и Ибн ‘Асакир (14/308) со слов Маслямы ибн ‘Али, передавшего от Халида ибн Дихкъана, передавшего от Кухайля ибн Хармали со слов Абу Умамы до Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но Масляма ибн ‘Али является отвергаемым, и по причине него ослабил этот хадис аль-Хайсами. Однако опора в данной главе – это хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (4/397).

Это указывает на то, что шейх аль-Альбани посчитал достоверным сам смысл (матн) хадиса в версии от Абу Умамы, а не его иснад, опираясь в этом на хадис от Абу Хурайры, который он посчитал хорошим.

Что же касается причины, по которой шейх аль-Альбани назвал этот хадис хорошим, то он сказал: “Иснад этого хадиса (от Абу Хурайры) является хорошим, ибо все его передатчики надёжные, однако в памяти передатчика по имени ‘Абдуль-Уахида ибн Къайса есть небольшая слабость, но его хадисы не опускаются ниже уровня хорошего, ин ша Аллах. А хафиз Ибн Хаджар сказал о нём: «Он – правдивый, но ошибался»”. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (4/397).

Но в действительности, даже если и согласиться с оценкой ‘Абдуль-Уахида ибн Къайса, что его хадисы не опускаются ниже уровня хорошего, несмотря на сильные разногласия относительно него, данный хадис является прерванным, ибо ‘Абдуль-Уахид ибн Къайс не слышал хадисов от Абу Хурайры! И на этот факт указывали многие имамы хадисоведения. Так, Ибн Аби Хатим передал, что его отец – Абу Хатим про ‘Абдуль-Уахида ибн Къайса сказал: “Он передаёт от Абу Хурайры хадисы в форме мурсаль”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” (6/439).

Салих ибн Мухаммад аль-Багъдади сказал: “Он передавал хадисы от Абу Хурайры, однако не слышал от него”. См. “Тахзиб аль-Камаль” (18/471).

Ибн Хиббан упомянул его в книге о надёжных передатчиках, но сказал: “Он тот, кто передавал хадисы от Абу Хурайры, но не видел его”. См. “ас-Сикъат” (7/123).

И об этом факте упоминали многие имамы.

По этой причине данный хадис всё же является слабым, как в форме марфу’ (от Пророка), так и в форме маукъуф (от Абу Хурайры), так как обе версии передаются от ‘Абдуль-Уахида ибн Къайса со слов Абу Хурайры.

Кстати, впоследствии шейх аль-Альбани сам указывал на недостаток в передаче ‘Абдуль-Уахида ибн Къайса от Абу Хурайры. Так, разбирая слабость одного хадиса, шейх аль-Альбани сказал: “В хадисе есть два недостатка, одним из которых является ‘Абдуль-Уахид ибн Къайс по поводу которого были разногласия. В версии от Абу Зур’и его посчитал надёжным Ибн Ма’ин, но в другой версии Ибн Ма’ин о нём говорил, что он не является надёжным. Абу Хатим сказал про него, что он не сильный. Также сказал и Салих ибн Мухаммад аль-Багъдади, но ещё добавил к этим словам следующее: “Он передавал хадисы от Абу Хурайры, однако не слышал от него”. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” (2/340).

От нужды в данном хадисе избавляют нас другие достоверные хадисы с подобным смыслом:

‘Али ибн Аби Талиб передал со слов Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто бы из рабов Аллаха ни совершил какой-нибудь грех, после чего совершает очищение должным образом, потом встает и совершает молитву в два рак’ата, а затем попросит Аллаха о прощении, то Аллах обязательно простит его». Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал аят: «Тем же, которые, совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, помянули Аллаха и попросили прощения за свои грехи, – ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?» (3: 135). Ахмад (1/2), Абу Дауд (1521), ат-Тирмизи (406), Ибн Маджах (1395). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн ‘Ади, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Хаджар, аль-Альбани.

Данный хадис является обобщённым и указывает на правомочность совершения двух рак’атов после любого греха, а не только после конфликта и ссоры.

Со слов Абу Зарра, Му’аза ибн Джабаля, Анаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бойся Аллаха, где бы ты ни был, и вслед за плохим деянием соверши благое, которое сотрёт собой дурное! И в отношениях с людьми придерживайся благонравия». Ахмад (5/153), ад-Дарими (2791), ат-Тирмизи (1987), аль-Хаким (1/54), аль-Байхакъи (8025). Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хаджар, аль-Альбани.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=22973


Поделиться: