Имама аль-Альбани (да смилуется над ним Аллах) спросили: “Всемогущий и Великий Аллах сообщил о Себе словами:
﴿وَمَكَرُواْ وَمَكَرَ اللّهُ وَاللّهُ خَيْرُ الْمَاكِرِينَ﴾
Некоторые люди не могут понять этот аят и принять его очевидный смысл, и если не толковать аят вопреки его очевидному смыслу, то, как понять, что Аллах Наилучший из хитрецов?”
Ответ: “Вопрос этот, по милости Аллаха, лёгок, ведь хитрость не всегда характеризуется как нечто плохое, также как не всегда характеризуется как благо. Предположим, некий неверующий хитрит, строит козни против мусульманина, а этот мусульманин, будучи проницательным, сообразительным и бдительным к козням своего врага, не остаётся в неведении и хитрит против неверного, для подавления его злых козней. Разве кто-то может сказать, что ухищрение мусульманина против этого неверующего, является неправомерным? Нет, конечно!
А легче этот вопрос понимается посредством следующих слов пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Война — это хитрость» аль–Бухари №3030, Муслим №1739. Из этого хадиса мы извлекаем, что хитрость не всегда порицаема и запретна. Так если хитрость направлена против мусульманина, то она порицаема и недозволенна, но если же она направлена против неверного, врага Аллаха и врага Его посланника, для отражения его зла и козней, то она не только дозволена, но и обязательна. И поэтому хитрость мусульманина против неверного, является справедливым возмездием и в подобном случае хитрость рассматривается как доброе дело со стороны сотворённого существа, так что же говорить о, Мудром, Всезнающем, Всемогущем Господе миров, Который делает так, что хитрости хитрецов ни к чему не приводят?! Как это было выше показано, хитрость не всегда расценивается как нечто отрицательное, иногда она порицаема, а иногда похвальна, а из слов Всевышнего (смысловой перевод): «Наилучший из хитрецов» в данном конкретном контексте, мы понимаем, что Его хитрость совершается в качестве воздаяния и поэтому она заслуживает похвалы и свидетельствуют о совершенстве Всевышнего[1]. Говоря коротко: все, что бы тебе ни пришло на ум, неподобающее величию Аллаха, знай, Аллах пречист и далек от этого. А что касается этого аята то в нем лишь похвала Великому и Могучему Аллаху, и ничего иного, чего нельзя было бы приписывать Благословенному и Великому Аллаху” См. «Кайфа йаджибу ‘алайна ан нуфассира аль-Куран» стр. 19-20.
Его также спросили о словах Всевышнего:
﴿اللّهُ يَسْتَهْزِئُ بِهِمْ﴾
﴿فَيَسْخَرُونَ مِنْهُمْ سَخِرَ اللّهُ مِنْهُمْ﴾
Ответ: “Предшественники об этих и им подобных аятах говорили: “Оставляйте их так, как они были ниспосланы”. Но они под оставлением не имели в виду обессмысливание этих аятов. Под оставлением подразумевается оставление этих аятов, так как они были ниспосланы с признанием их истинного значения и смысла, без уподобления Аллаха Его творениям (ташбих), без придания образа Аллаху (такйиф)[2], без истолкования аятов вопреки их очевидному смыслу (тауиль) без обессмысливания и отрицания их истинного значения (та’тиль). Всевышний сказал:
﴿لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ البَصِيرُ﴾
Этот аят свидетельствует об отрицании того, что у Аллаха могут быть какие либо недостатки, и сообщается о том, что Всевышний обладает такими качествами как слух и зрение. Признание того, что Аллах лишен любых пороков, изъянов и недостатков обязывает нас подтвердить и принять всё то, чем охарактеризовал Аллах Себя и чем охарактеризовал Его посланник Аллаха, так как это подобает Его величию, Возвышен он и Пречист. При этом мы не должны описывать их и говорить, Его слух подобен нашему слуху, Его зрение подобно нашему зрению. Также мы не истолковываем их вопреки их очевидному смыслу, как это делают некоторые крайние му’тазилиты, истолковывая «слух» и «зрение» как «знание». Такое толкование практически является обессмысливанием и лишением их истинного значения. О них ученые говорили так: “Кто лишает качества Аллаха их истинного смысла, тот поклоняется небытию, а кто придает Ему свойство телесности, тот поклоняется идолу”
Исходя из выше сказанного, относительно этих двух аятов мы говорим, что издевательство и глумление происходит так, как подобает величию Всемогущего и Великого Аллаха и признание этих качеств не означает уподобление Творца Его творениям, как это полагают недалекие умы” См. «Ка’ида мухимма фима захируху ат-тауиль» стр. 51.
_____________
[1] Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное. Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам. Хафиз бин Ахмад аль-Хаками «200 вопросов по вероучению Ислама» Перевод: Нирша В.
[2] Здесь будет полезно напомнить о мудрых словах Раби’а, шейх Малика, да помилует его Аллах, которые он произнес, когда его спросили о словах Всевышнего (смысловой перевод): «(Он -) Милостивый, который утвердился на троне», и попросили разъяснить то как именно Он утвердился: “Это утверждение не является чем-то неизвестным, спрашивать “как” неразумно, послание исходит от Аллаха, посланник должен довести его до сведения людей, а нам следует верить“.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=14710