С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Перевод лекции шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина (да смилуется над ним Аллах)
Вся хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем тем, кто последовал за ним вплоть до Судного Дня.
Прослушав лекцию шейха ‘Усеймина «Хитрость во взаимоотношениях» и найдя ее полезной и востребованной в первую очередь для себя, а затем и для своих братьев и сестер по вере, я решил перевести ее. Надеюсь, что она научит нас всех быть искренними по отношению к Аллаху в выполнении Его предписаний и отдалении от Его запретов. И я прошу Аллаха, чтобы эта небольшая статья оказалась на весах моих благодеяний. Я также прошу, чтобы Аллах помиловал автора этой лекции шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина, простил его грехи, увеличил его благодеяния, возвеличил его и даровал ему степень в Раю вместе с Пророками и праведниками. Амин.
Дозволенная хитрость
Восхвалив Аллаха и призвав благословение на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин сделал прекрасное наставление, указывая на достоинство знания и достоинство тех, кто занимается его приобретением. Затем он перешел непосредственно к самой теме, где разъяснил разницу между дозволенной хитростью и запретными ухищрениями.
Он сказал: “Данная встреча посвящена хитрости во взаимоотношениях. И хитрость, как известно, проявляется как во взаимоотношениях с Аллахом, так и во взаимоотношениях с рабами Аллаха.
Что же относится к взаимоотношениям с Аллахом? А это, не что иное, как поклонение Ему, ведь между тобой и твоим Господом нет иных взаимоотношений ни по части торговли, ни в чем бы то ни было ином. Значит суть взаимоотношений между тобой и твоим Господом – это дела поклонения.
Поговорим в начале о самой хитрости. Что такое хитрость? Хитрость – это достижение человеком желаемого более легким для него способом или путем. Хитрость может проявляться как в делах, так и в словах. Что касается хитрости в словах, то это иносказательные речи, когда человек произнося какие-либо слова, подразумевает под ними иной смысл. При этом преследуемая им цель является либо законной шариатской целью, либо же запретной и греховной. Если причина, побуждающая к применению хитрости, узаконена шариатом, то ее использование также является узаконенной, и даже порой требуемой от человека, ради достижения шариатской цели.
Приведем пример. Во времена Дауда и Сулеймана, да пребудет над ними мир, произошел случай, когда две женщины претендовали на одного и того же ребенка, и обе утверждали, что это ее ребенок. А случилось это так: когда они отвлеклись по каким-то своим делам, волк унес младенца одной из них. Они начали препираться и спорить относительно оставшегося в живых ребенка. И сказала старшая из них, что это ее ребенок, и сказала младшая, что это ее ребенок. Дело дошло до Дауда, мир ему, и он присудил ребенка старшей, так как молодая может родить еще, что же касается старшей, то, может она более и не сможет родить и это ее последний ребенок. А также, он присудил ребенка старшей потому, что более взрослые обычно более близки к истине в своих речах. Они вышли от Дауда, мир ему, и проходили мимо Сулеймана, мир ему, а Сулейману Аллах дал особое понимание, как это сказал Аллах: «Помяни также Дауда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть и знание» (21: 78,79).
И Сулейман, увидев этих двух женщин, как будто заметил то, что указало ему на истину. Он спросил: «Что у вас за дело?». Они рассказали о случившемся, о том, что они поспорили в отношении этого оставшегося ребенка, и что Дауд, мир ему, присудил его старшей. Тогда Сулейман сказал, что рассудит между ними по справедливости и велел принести нож, говоря, что разделит ребенка между ними поровну. Старшая согласилась на это, а младшая воспротивилась и сказала: «О Пророк Аллаха, пусть он останется ей!»
Свят Аллах! Разве это не хитрость со стороны Сулеймана? Хитрость. Затем он присудил ребенка младшей. Так как любовь и жалость к своему ребенку взяли верх над ней, и она отказалась от своих прав на него, лишь бы он остался в живых. А что касается старшей, то она согласилась на это деление, так как ее ребенок погиб, так пусть же и этот умрет вместе с ним.
Это хитрость. Разрешена ли такая хитрость или запрещена? Она дозволена, и в этом нет сомнений, поскольку она служит для выявления неясности, и поэтому в ней нет никаких проблем.
Был и другой случай, похожий на этот: когда братья Юсуфа по отцу явились к нему, и Юсуф захотел, чтобы его брат (по отцу и матери) остался с ним. Что же он сделал? Вложил чашу царя во вьюки своего брата. Затем глашатай объявил о том, что украдена чаша царя. Они согласились на то, что тот, в чьем вьюке найдется чаша, станет рабом царя . И начали искать чашу и начали с вьюков других, прежде вьюка его брата, чтобы люди не сказали, что он изначально знал о ней. Так они нашли чашу во вьюке его брата. И Аллах сказал в Коране: «Мы научили Юсуфа этой хитрости, ибо по законам царя он не мог задержать своего брата, если бы того не захотел Аллах» (12: 76)
Подобная хитрость дозволена или же нет? Нет в такой хитрости проблем, так как она служит для достижения дозволенной цели.
(Юсуф знал, что по шариату его отца Якъуба, мир им обоим, наказанием вора является то, что он становится рабом того, у кого он украл. В Египте же был другой закон и другое наказание для вора. По этой причине Юсуф обратился к ним с вопросом, как поступить с тем, у кого найдется чаша. Тогда они сказали то, что знали с шариата своего отца, и именно это и надо было Юсуфу, мир ему, как про это говорит Аллах в Коране: «Их спросили: “Каким же будет возмездие ему, если вы лжете?” Они сказали: “Тот, в чьем вьюке она будет найдена, будет задержан в наказание. Так мы воздаем беззаконникам”» (12: 74,75))
Ухищрения в делах поклонения
Далее рассмотрим проявление хитрости непосредственно в делах поклонения.
Допустим, что человек надел носки только для того, чтобы не мыть ноги, а протирать их при взятии омовения. И нет у него иной цели помимо этой. Тогда, в данном случае эта хитрость направлена на то, чтобы с него спала обязанность мытья ног, так как если ноги не скрыты носками, является обязательным их мытье при омовении. Мы спросим, можно так поступать или нет? Нет сомнения в том, что если на ноги одеты носки, то их протирание является узаконенным шариатом. Когда Мугира ибн Шу‘ба, да будет доволен им Аллах, хотел снять ноговицы с Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он сказал: «Оставь их, я одел их на чистые ноги», – после чего протер их» (аль-Бухари 206, Муслим 274).
Мы говорим, если он надел их для того, чтобы воспользоваться этим облегчением, данным ему Аллахом, то это узаконенная шариатская цель и нет в этом никаких проблем. Однако если он надел их только для того, чтобы с него спала обязанность мытья ног, то это из раздела нежелательного или же запретного, в чем есть разногласие среди ученых.
(То есть, это та ситуация, когда человек не нуждался в носках изначально. К примеру, сидел дома летом в жару без носков, и когда захотел испортить омовение, взял и надел носки, затем совершил омовение протерев носки, а после этого сразу же снял их, потому как в них ему жарко и направился для совершения молитвы. То есть, это та ситуация, когда у него нет никакой нужды не в протирании, ни в самих носках изначально)
Если какой-то человек отправляется в путь в месяц Рамадан, то можно ли ему не поститься? Что сказал Аллах в отношении этого? «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (2: 184). Это пришло в Коране и является дозволенным. Однако если кто-то из людей отправляется в путь только для того, чтобы не поститься? И его целью не является ни совершение ‘умры, ни поддержание родственных связей, ни посещение больного, ни торговля. Что вы скажите в отношении этого путешествия? Это тоже является хитростью, однако хитростью, направленной на то, чтобы с него спала обязанность. Такая хитрость не дозволена и является запретной. И по этой причине ученые говорят, что если человек отправляется в путь, чтобы с него спала обязанность поста, то запретным для него становится и путешествие, и прием пищи. Почему? Потому что это является хитростью, направленной на невыполнение обязательного предписания, поэтому подобная хитрость является запретной!
Приведем еще один пример. Человек, у которого тысячи риалов, обязан ли он выплачивать с них закят или же нет? Обязан, если эти деньги пролежали у него один год. И вот остается до окончания года, к примеру, десять дней, по истечении которых он будет обязан выплатить с этой суммы закят. Тогда он берет и дарит эти деньги своему сыну, вследствие чего они уже не являются его имуществом, а становятся имуществом его сына. Заканчивается год. Затем этот человек забирает у своего сына эти деньги. Так как отец имеет право забрать то, что он подарил сыну. А он подарил это с той лишь целью, чтобы деньги не пролежали у него год, и чтобы для него не стало обязательным выплачивать закят с этих денег. Что вы скажите в отношении этого? Спадает ли с него обязанность закята или нет? Эта хитрость направлена на избавление от обязательного предписания, поэтому подобная хитрость является запретной и не снимает обязанность выплаты закята.
Отсюда берем правило: тот, кто пытается избавиться от обязательных видов поклонения путем хитрости, тот совершает запретное.
Хитрость во взаимоотношениях с людьми
Ухищрения в торговле
Во взаимоотношениях с людьми бывает много различных уловок и хитростей. Например, к ним относятся всевозможные способы, к которым прибегают некоторые люди, пытаясь, тем самым, скрыть ростовщичество. Если я дам кому-либо 10 тысяч риалов и скажу: «Верни мне через год 12 тысяч». Дозволено ли это или нет? Верно, это запрещено (харам), так как это, вне всяких сомнений, является явным ростовщичеством. Теперь некто, видя, что это явное ростовщичество, прибегает к следующей уловке: берет свою машину и предлагает другому купить ее за 12 тысяч риалов в рассрочку в течение года. Тот соглашается на это и покупает эту машину в рассрочку. Все, покупка произошла. В подобной сделке нет и намека на ростовщичество. Однако затем продавец покупает эту же машину у покупателя, но уже за 10 тысяч и расплачивается тут же, на месте (т.е. не в рассрочку, а сразу). Дозволено ли это или нет? Нет, не дозволено! Это то, что именуется как «аль-‘Ина», о которой Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если вы будете использовать в торговле аль-‘Ина, удовлетворитесь посевами, ухватитесь за хвосты коров и оставите джихад, Аллах пошлет на вас унижение, которое не снимет с вас до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии». Подобная торговля (аль-‘Ина) не дозволена, так как, в сущности, это продажа дирхамов за дирхамы, то есть, ростовщичество. Однако они внесли в него куплю-продажу машины, дабы скрыть свои истинные цели. Люди, которые посмотрят на такую сделку, скажут, что это дозволенный вид торговли, а на самом деле такая сделка запретна. Теперь вы понимаете, что человек, продавший машину в рассрочку, а затем купивший ее за меньшую цену, сразу же расплатившись, совершает запретное. Такая торговля запретна (харам) и называется в Шариате «аль-‘Ина». Почему же это запрещено? Потому что это является уловкой для сокрытия того, что человек дает 10 тысяч в долг, а получит по истечении года 12 тысяч. И, безусловно, такая хитрость направлена на сокрытие ростовщичества.
К точно таким же уловкам можно отнести то, что сегодня совершают люди, когда человек приходит к коммерсанту и говорит, что нуждается в машине, однако у него нет денег на ее приобретение. А тот отвечает: «Иди на выставку автомобилей и выбери для себя одну, а я куплю ее и продам тебе в рассрочку, но уже дороже, чем купил». И я свидетельствую вот с этого места, что эта сделка подобна предыдущей! И пусть это мое свидетельство, по воле Аллаха, укажет вам на мою полную убежденность в этом!
Разве разумный человек будет сомневаться, что это уловка? Они говорят эти слова вместо слов: «Возьми цену машины сразу наличными, однако вернуть ты должен уже столько-то (т.е. большую сумму), но уже в рассрочку». Нет абсолютно никакой разницы, между тем и этим.
Конечно, если бы автомобиль принадлежал коммерсанту, и он захотел бы продать его тебе по более высокой цене, то это другое дело. Это не похоже на первый случай, так как в первом случае у коммерсанта нет автомобиля, и он и не думал о его приобретении, и не купил его, чтобы помочь тебе. Разве есть какая-либо разница между этим и тем, когда он говорит: «Возьми эти 50 тысяч необходимые для машины, иди и купи ее. Однако вместо 50 тысяч ты вернешь мне 60 тысяч». Нет разницы между этими двумя видами!
Братья мои, шариат не смотрит на внешний вид вопросов, однако смотрит на суть, на смысл, на намерение. Каждый из нас понимает, что коммерсант желает покупкой машины увеличение и рост прибыли. И все мы понимаем, что он купил ее не для того, чтобы помочь человеку и не для того, чтобы угодить ему, сделать приятное. Поистине, он приобрел ее только для того, чтобы получить с пятидесяти тысяч прибыль в десять тысяч, то есть, чтобы получить 60 тысяч.
И является обязательным, брат мой, разумно смотреть на шариатские положения, а не поверхностно. Чтобы человек не говорил: «Что же здесь такого? Ведь нет никаких проблем, коммерсант купил машину и продал ее тебе». Однако разве он купил ее изначально, в своей основе? Он купил ее только после того, как ты дал ему гарантию и пообещал вернуть ему больше, чем она стоит. Поэтому это просто уловка.
Когда человек не потакает своим страстям, жадности и алчности, то ему ясно, что нет никакой разницы между «аль-‘Ина», которая запрещена пророческим хадисом, и между этим видом торговых взаимоотношений.
Ухищрения в бракоразводных отношениях
Также, из хитростей во взаимоотношениях между людьми – это ухищрения применяемые в бракоразводных взаимоотношениях. И проявляется она, когда разведенная женщина заключает временный брак с другим мужчиной с целью развода, чтобы снова выйти замуж за первого мужа. А это происходит тогда, когда муж дает своей жене развод три раза. К примеру, в первый год – один раз, во второй год – второй раз, и в третий год – третий раз. После чего она становится для него запретной. До каких пор? Пока не выйдет замуж за другого человека, а потом, если он разведется с ней или же умрет, она может заключить повторный брак со своим первым мужем, выждав период ‘идды (времени, в течение которого разведенная или же вдова не могут выйти замуж). И только после этого ей дозволено выйти замуж за своего первого мужа.
Некоторые люди прибегают к хитрости после того, как уже дали своей жене три развода. И возможно, что у них есть совместные дети и он ее любит, однако в один из дней разгорается между супругами ссора, в результате чего муж дает жене третий и последний развод. Впоследствии он начинает сожалеть о содеянном. Затем он находит человека, объясняет ему ситуацию, что дал своей жене последний развод, что не может жить без нее…
Они договариваются, тот женится на ней, вступает с ней в половые отношения , а затем разводит, чтобы та, выждав срок ‘идды, снова могла выйти замуж за своего первого мужа. Как вы думаете, дозволено ли это? Нет, это не дозволено, потому как этот никях заключается только для того, чтобы дозволить первому мужу вернуть себе бывшую жену. Эта ситуация такая же, как и ранее разобранный нами вопрос с машиной, где коммерсант купил автомобиль только для того, чтобы завуалировать ростовщичество и сделать для себя запретное дозволенным. И нет никакой разницы между тем и этим.
Смотрите, женщина выходит замуж за другого для того, чтобы вернуться к первому мужу, вступает в половые отношения, получает развод и хочет выйти замуж за первого мужа посредством нового никяха. Мы скажем им: «Это харам, так делать нельзя!» Это не дозволено им, потому что это игра с религией Аллаха.
Аллах, Свят Он и Велик, говорит: «Пока она не выйдет замуж за другого мужа (супруга)» (2: 230). Обратите внимание на слово «муж». Аллах не сказал «Пока не выйдет замуж за другого мужчину», однако сказал: «Пока не выйдет замуж за другого мужа (супруга)». А супружество подразумевает под собой желание совместной жизни. А мухаллиль (Человек, вступающий в брак с разведенной женщиной с чтобы развестись с ней и она смогла снова выйти замуж за первого мужа) не имеет такого намерения. Поистине он – как это пришло в хадисе – заимствованный козёл. (См. “Сахих аль-джами” 2596). А это козёл, самец, которого человек заимствует на одну или две ночи для осеменения своего стада, а затем возвращает обратно хозяину. И в хадисе мухаллиль назван заимствованным козлом. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял его, и того, для кого он это делает.
Данная хитрость не принесет им пользы (перед Аллахом), так как эта хитрость направлена на дозволение того, что шариат запретил бывшему мужу, так как второй никях (бракосочетание) был совершен без соответствующего намерения. Хорошо, теперь мы поняли, что хитрость и уловки могут зайти даже в вопросы бракосочетания.
Ухищрения, связанные с выплатой закята
Подобных хитростей много, и боюсь, нам не хватит времени для приведения их, поэтому поговорим о том, дозволена ли хитрость или же запретна?
Вначале мы упоминали, что хитрость во взаимоотношениях бывает двух видов.
Первая – это дозволенная хитрость, которая может стать даже обязательной.
Второй вид – запретная хитрость, связанная с уходом от обязательного или совершением запретного. Однако то, что связано с совершением обязательного, или отстранением от запретного, или же связано с всеобщей пользой, дозволено, и это знают все люди.
Также хитрость может зайти в вопросы пожертвования. Вы все знаете, что если у богатого человека есть бедный брат и нет у бедняка наследников, помимо его богатого брата, то он обязан обеспечивать своего бедного брата пожертвованиями из своего имущества.
Однако этот богач решает прибегнуть к хитрости и выплачивает свой обязательный закят своему бедному брату, чтобы с него спала обязанность содержать его. Может ли он выплатить ему закят или же нет? Нет, не может. Так как содержать брата является его обязанностью, и если он заменит содержание своего брата выплатой ему обязательного закята, не снимет с себя обязанности выплаты закята, и это не будет тем закятом, которым он может приблизиться к Аллаху, однако это будет закятом, посредством которого пытаются избавиться от своей обязанности. А хитрость в попытке уйти от обязанности не приносит пользы (перед Аллахом).
И это именно то, во что погрязли многие, когда кто-то, видя, что его брат, у которого нет наследников, кроме его самого, выплачивает свой обязательный закят ему. Это не дозволено (харам) и не освобождает его от обязательной выплаты закята. И является для него (для богатого брата) обязательным содержать своего брата, как это сказал Аллах: «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву» (30: 38).
Однако если у бедного брата будут дети и богатый брат отдаст ему закят, дозволено ли это или нет? В этом случае это дозволенно, потому что в этом случае богатый брат не является его наследником. В таком положении он уже не обязан содержать его, поэтому выплаченный ему и его детям закят будет считаться действительным. Но вместе с тем, мы говорим, что будет лучше, если он возьмет на содержание своего брата и его детей, а закят выплатит другим нуждающимся. Так как в поддержании родственных связей есть великое достоинство.
Ухищрения иудеев
Знай же, мой брат мусульманин, что хитрость не принесет тебе пользы, даже если внешне она выглядит приемлемой. Наоборот, она только увеличивает грех человека, да убережет нас Аллах от этого. И поэтому Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал хитрость и говорил: «Не совершайте грех иудеев, которые путем нижайшей хитрости дозволили то, что запретил Аллах».
И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал: «Да погубит Аллах иудеев! Когда им был запрещен животный жир, они стали перетапливать его и продавать, проедая (полученные) за него деньги». (аль-Бухари, 2236) Обратите внимание на эту историю и сравните между ней и действиями многих людей на сегодняшний день. Что же они сделали, когда им был запрещен жир? «…они стали перетапливать его и продавать, проедая полученные за него деньги». И при этом они говорили: «Мы не едим жир», однако они прибегли к хитрости, чтобы поедать таким образом жир, тогда как если какая-либо вещь является запрещенной, то запрещенным является и назначение цены за нее. И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, призвал на них погибель, говоря «Да погубит Аллах иудеев!».
Послушай историю, приводимую в Коране. Аллах запретил иудеям ловлю рыбы в субботу и испытал их этим. И именно в субботу у берега кишело рыбой, а в другие дни рыбы не было. Иудеи же, как вы это знаете, рабы своей алчности и жадности.
Затем они подумали, что же можно предпринять? Рыба приплывает к берегу в субботу, ее много, а ее запрещено ловить. В другие же дни ее нет. Тогда они прибегли к следующей хитрости: стали расставлять сети в пятницу, рыба, приплывшая в субботу, попадала в сети, а в воскресенье они приходили и вытаскивали всю рыбу.
Тот, кто посмотрит на это действие чисто внешне, скажет, что нет в этом никаких проблем. Ведь они вытаскивают рыбу в воскресенье, в субботу же ничего не предпринимают. Однако что сделал с ними Аллах? Аллах говорит: «Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу…», т.е. нарушили запрет работать в субботу, хотя в саму субботу они не делали ничего, они это делали до ее наступления. Но, несмотря на это Аллах говорит: «Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: “Будьте обезьянами презренными!”». (2: 65)
Да убережет нас Аллах от этого. Он превратил их в обезьян, униженных обезьян. Почему же? Да потому, что они путем ухищрений дозволили себе запретное.
Итак, перед нами два случая ухищрений иудеев:
1. Когда им был запрещен жир, они стали перетапливать его и продавать, проедая его стоимость, т.е. деньги, вырученные за его продажу.
2. Когда им было запрещено ловить рыбу в субботу, они пошли на хитрость и нарушили запрет.
Ученые по этому поводу сказали, что Аллах обратил их именно в обезьян, а не в собак или волков, к примеру, потому что это животное (обезьяна) наиболее близко внешностью к внешности человека. Ведь точно так же действие самих иудеев было близко или же похоже на дозволенное действие. И постигло их наказание из области самого греха.
Отсюда мы понимаем, что ухищрения для дозволения запретного не делают запретное деяние дозволенным и не снимают обязанности от совершения обязательного. И является обязательным для человека быть искренним по отношению к Аллаху и не прибегать к ухищрениям в отношении Его запретов. Это очень великий и важный вопрос!
Тебе не навредят поступки людей, совершаемые не имея под собой шариатской основы и доводов. Это ничто, ведь Аллах сказал: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (23: 71).
И не обольщайся поступками людей, ведь Всевышний Аллах сказал: «В тот день Он воззовет к ним и скажет: “Что вы ответили посланникам?”» (28: 65).
Ибн Мас‘уд говорил: «Не будь попугаем, повторяющим за людьми все, что бы они ни говорили».
Мы же говорим, не будь попугаем, повторяющим за людьми все, что бы они ни делали.” (Из лекции “аль-Хияль фи му’амалят” шейха Ибн аль-‘Усеймина).
Ибн Батта, да проявит Аллах ему Свою милость, сказал: “Основа всех ухищрений в исламском шариате это обман, а обман – лицемерие. Лицемерие же перед Аллахом хуже, чем явное неверие. Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые говорят: “Мы уверовали в Аллаха и в Последний день”, – однако они суть неверующие. Они пытаются обмануть Аллаха и верующих, но обманывают только самих себя и не осознают этого» (2: 8-9) Он также сказал: «Воистину, лицемеры пытаются обхитрить Аллаха, но Он обхитрит их. Когда они встают на намаз, то встают неохотно, показывая себя перед людьми и поминая Аллаха лишь немного» (4: 142).
И разве ты не видишь, как лицемеры прибегли к хитрости, внешне показав, что они приняли положения Ислама и обязали себя их соблюдением, стараясь тем самым обмануть Аллаха Всевышнего, Его Посланника, мир ему и благословения Аллаха и Его верующих рабов, да проявит Аллах милость к ним? Тем самым они желали получить место в мольбах верующих и защитить свое имущество. Своим притворством они получили то, чего хотели. Однако Аллах выявил их ложь и обратил их козни и обман против них самих по причине того, что они скрыли и утаили из ложных убеждений, желаний, отличных от того, что повелел Аллах, а также за их использование инструментов имана не в соответствии с тем, что желал Всевышний Аллах из искренней веры и чистого единобожия.
Лицемерие является одним из проявлений хитрости. Более того, оно – самое худшее и скверное из его проявлений. Любые ухищрения похожи на лицемерие, относятся к нему и ответвляются от него” (См. «Ибталь аль-хияль» 43)
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=33&t=1051