بســــــم الله الرحمن الرحيــــــم
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا﴾
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир!”» (25:63).
Часто можно наблюдать, как в споре, некоторые пытаясь задеть своего оппонента или охарактеризовать его качеством невежества, цитируют слова Всевышнего (смысловой перевод): «…когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир!”», а также другие Его слова (смысловой перевод): «Мир вам! Мы не желаем невежд», не зная, что тем самым поступают вопреки смыслу этих благородных аятов.
На самом деле, в аяте восхваляется мусульманин, благородный и сильный, который имея силу и возможность ответить тем же, воздерживается от этого и прощает, в обращении со своим обидчиком остается мягким и учтивым, отвечая ему добрыми словами. Их смысл вовсе не в том, чтобы при желании обругать кого-то цитировать их, такой поступок – противоположность тому, к чему призывают эти благородные аяты.
Толкование:
“«Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам!», то есть оставлять в покое. Это подобно другим словам Всевышнего (смысловой перевод): «когда невежды обращаются к ним, они говорят: “Мир!”», то есть: у нас своя религия, а у вас своя. «Мир вам!», то есть: вы обезопашены от нас, мы не воюем с вами, и не ругаем вас. Слова «Мир вам!» не имеют никакого отношения к приветствию. «Мы не желаем невежд», то есть: мы не желаем встречи с ними для спора, полемики или ругани” См. «Тафсир аль-Куртуби» 13/299.
“«Услышав праздные речи» – ругань и обидные слова исходящие от неверных, «они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам!”» «Мир» – оставление в покое, то есть: вы находитесь в безопасности от того, чтобы услышать от нас ругань и прочие недостойные слова. «Мы не желаем невежд» – мы не пребываем в их обществе” См. «Тафсир аль-Джалялейн» стр. 392.
“«Мир вам» – это не слова приветствия, подразумевается не вступать в столкновение, поэтому их смысл таков: вы обезопашены от нас, ибо мы не отвечаем вам руганью и бранью. «Мы не желаем невежд» – мы не желаем религию невежд, то есть: мы не любим вашу религию, которую вы исповедуете. В толковании этих слов также было сказано, что имеется в виду: мы не желаем быть из числа невежд и глупцов” См. «Тафсир аль-Багауий» (6/215).
“«Мир вам», то есть: Вы не услышите от нас недоброго слова, потому что мы не станем уподобляться вам и говорить с вами на вашем языке. Быть может, вы довольствуетесь этим скверным уделом, но мы не желаем иметь ничего общего с невежеством и всеми силами пытаемся уберечься от него” «Тафсир ас-Саʹади» (1/620)
Заключение: когда благородный мусульманин слышит от невежд грубые и недостойные слова, он все равно отвечает им самым достойным образом, не уподобляется невеждам и избегает греховных речей. Терпение, кротость, выдержка, благоразумие, умение прощать обидчика и отвечать добром на зло – этим прекрасным качествам обучают эти благородные аяты.
بســــم الله الرحمن الرحيــــم
Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху — Господу миров. Его одного мы восхваляем и взываем к Нему о помощи и прощении. Лишь у него одного мы ищем защиты от зла наших душ и дурных дел. Кого Аллах ведёт по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставит, того никто не выведет на прямой путь. Свидетельствую, что нет истинного божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — раб Аллаха и посланник Его.
Всевышний Аллах сказал:
﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا ﴾ [الفرقان: 63]
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они отвечают благими словами» (25:63).
Под «джахилями» которые упоминаются в аяте, имеются в виду как невежды, так и невежи. То есть невежество (джахль) может быть противопоставлено как знанию, так и благоразумию, мягкости, кротости и уравновешенности.
И если ты столкнулся с грубостью грубияна, невоспитанностью невежи, наглостью хама, оскорблениями и поношениями низкого бессовестного и безнравственного человека, то не опускайся на его уровень. Не злись, не выходи из себя и постарайся сохранять спокойствие, проявляя терпение, мягкость и благоразумие.
Да, конечно же, у тебя есть право ответить ему тем же: грубостью на грубость и оскорблением на оскорбление. Ведь о том, когда человеку было причинено зло Всевышний Аллах говорит:
﴿وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِثْلُهَا﴾
«А воздаянием за злодеяние является зло равное».
Однако в этом же аяте Аллах говорит:
﴿فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ﴾
«А кто простит и исправит, то его награда у Аллаха» (42:40).
Здесь в этом аяте упоминается степень справедливости (‘адль) и степень великодушия (фадль). Однако при условии, что прощение и снисходительность будут исправлением, а не усугублением, то есть благом, а не попустительством в отношении распространении и увеличении зла.
И если даже в том случае, когда человеку реально причинены зло и несправедливость, Аллах побуждает прощать и ожидать за это награду у Него, тогда что можно сказать о том, когда тебе не причиняют вреда, однако лишь задевают твою честь и достоинство, ведут себя неподобающим образом (как ты полагаешь)?! И отвечая бранью на брань, грубостью на грубость, останешься ли ты после этого тем истинным рабом Милостивого, о котором Всевышний Аллах говорит:
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они отвечают благими словами» (25:63).
И здесь слова: قَالُوا سَلَامًا не означают, что надо говорить слово «Салям» (Слово «Мир»), как полагают некоторые. Однако надо говорить им слова, в которых не содержится вреда, злобы, ненависти и вражды.
Слова, посредством которых ты избежишь вреда, который может исходить от невежи.
Слова, которыми ты поможешь себе и ему не преступать границы дозволенного и не совершить греха.
Слова, которые не будут провоцировать его на ещё более скверное поведение.
И даже помню случай, когда один бородатый брат в къамисе начал ссориться с кем-то, поднялись голоса, затем последовали крики, и, поняв, что это тот самый предел, дальше которого ему переступать уже никак нельзя. Ведь бить и наказывать рукой того, над кем у него нет власти, ему запрещает его религия. Поэтому, видимо осознав свою ошибку и желая отступить, он громко несколько раз сказал «Саляман», чем вызвал ещё большую ярость в том невежественном и невоспитанном человеке.
Поэтому говорить нужно не само слово «Саляма», а благие слова, посредством которых человек надеется минимизировать последствия столкновения с подобными джахилями и невежами.
И, конечно же, примером в этом для нас был сам Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), про которого было сказано:
من لا يزيدُه شدَّةُ الجهلِ عليه إلَّا حِلْمًا
То есть, он тот, кому грубость грубияна, проявленная к нему, не добавляла ничего, кроме кротости, мягкости и благоразумия. И чем сильнее была эта грубость и наглость, тем сильнее проявлялась его кротость и мягкость.
И все вы знаете хадис, приводимый в сборнике имама аль-Бухари, в котором со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды, когда он шёл вместе с Пророком (мир ему и благословения Аллаха), на котором была накидка с грубым воротником, их догнал бедуин и так сильно и резко потянул за ворот этой накидки, что Анас затем видел след, оставленный на его шее. Затем этот бедуин сказал: «Вели дать мне из имущества Аллаха, которое есть у тебя!» И тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) посмотрел на него, широко улыбнулся и велел дать ему из имущества.
А как же может быть иначе, если Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), говорил:
إنَّما بُعِثْتُ لأُتممَ صالحَ الأخلاقِ
«Поистине, я был послан только для того, чтобы довести до полноты и совершенства благие нравы».
И поверьте, сам я нуждаюсь в побуждении к благим нравам не меньше тех, кто слышит это наставление. Поэтому призываю в первую очередь себя, а затем вас, не торопиться отвечать джахилям, отвечать невеждам и невежам грубостью на грубость, наглостью на наглость, оскорблением на оскорбление. И вместо этого постараться говорить благие слова, сохраняя своё достоинство. А награда подчиняющих себя Аллаху у их Господа. Награда этого мира и мира Вечного. Ведь даже в этом мире, великодушное отношение к людям даёт свои замечательные плоды.
Всевышний Аллах, Который создал людей и лучше кого бы то ни было знает их сущность, сказал:
﴿وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ ﴾ [فصلت: 34]
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41: 34).
И это — становится следствием такого поведения в этом мире, а что уготовано человеку из благ мира вечного не знает никто кроме Самого Аллаха.
Такими были и сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословения Аллаха), которые во всём брали с него пример, да будет доволен ими Аллах.
Так, например, передаётся, что некто сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах): «Я покрою тебя такой бранью, такими словами, которые войдут с тобой в могилу», — на что Абу Бакр спокойно ответил: «В могилу они войдут с тобой, а не со мной».
Сообщается, что однажды один человек оскорбил другого, на что он ответил:
لست أدخل في حرب الغالب فيه شر من المغلوب
«Я не собираюсь вступать в сражение, в котором победивший окажется хуже побеждённого».
Братья мои, каждый раз как мы пытаемся одолеть джахилей их же методами, словами и поведением, мы тем самым опускаемся на их уровень. И когда одолеваем их таким способом, разве не становимся мы хуже них? Разве не заслуживаем мы порицания даже обычных людей, не говоря уже о порицании обладателей знания и достоинства, обладателей высоких нравственных качеств?
И всё это меркнет по сравнению с тем, что мы лишаем себя того, чтобы относиться к истинным рабам Милостивого!
Помните о словах Всевышнего, Который сказал:
﴿وَعِبَادُ الرَّحْمَنِ الَّذِينَ يَمْشُونَ عَلَى الْأَرْضِ هَوْنًا وَإِذَا خَاطَبَهُمُ الْجَاهِلُونَ قَالُوا سَلَامًا ﴾ [الفرقان: 63]
«А рабами Милостивого являются те, которые ступают по земле смиренно, а когда невежды обращаются к ним, они отвечают благими словами» (25:63).
И да приведёт нас всех Аллах к благим высоким нравственным качествам, и да упокоит Он нас мусульманами!
Аудио: