С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Ибн аль-Асира аль-Джазари сказал: “Шесть известных сборников хадисов – это мать всех сборников и самые известные среди них, которые находятся в руках людей. Хадисы этих сборников приняли учёные и приводили их в довод факъихи, установили ими законоположения и столпы Ислама. Авторы этих сборников самые известные имамы по хадисам, сильнее всех были знающими ошибки и правильное, и к ним возвращаются в этом”. См. “Джами’ аль-усуль” 1/49.

 

А что касается недостоверных хадисов в 4 сборниках “ас-Сунан” то хафиз Ибн Хаджар сказал: “В общем, сборник ан-Насаи после двух сборников «ас-Сахих» (аль-Бухари и Муслима) содержит в себе меньше всего слабых хадисов и забракованных передатчиков. Затем близок к нему по положению сборник Абу Дауда и сборник ат-Тирмизи. А с другой стороны можно противопоставить ему сборник Ибн Маджах, так как он уединился в передачи хадисов от людей, которые были обвинены во лжи и краже хадисов”. См. “ан-Нукат” 1/485.

 

Что касается сборника «Сунан ан-Насаи», то никто из имамов не находил в нём ложного хадиса, включая и шейха аль-Альбани. Более того, из хадисов, которых у него больше 5700, слабых у него в сборнике всего около 500 хадисов.

Что касается сборника «Сунан Аби Дауд», то шейх аль-Альбани указал в нём только на два выдуманных сообщения: 1 пророческий хадис и 1 асар.

Что касается сборника «Сунан ат-Тирмизи», то шейх аль-Альбани указал в нём на 18 выдуманных хадисов.

А что касается сборника «Сунан Ибн Маджах», то шейх аль-Альбани указал в нём на 45 ложных хадисов и один вымышленный асар.

Что касается шейха Фуада ‘Абдуль-Бакъи, то он считал, что количество ложных хадисов у Ибн Маджах достигает 99.

А по оценке шейха аль-Альбани во всех сборниках “ас-Сунан” вымышленных хадисов 66.

 

Если кто-то скажет: “А почему в шесть сборников хадисов не включили вместо сборника Ибн Маджах сборник ад-Дарими, раз у Ибн Маджах содержится столько вымышленных хадисов, тем более хафиз Ибн Хаджар сказал: “Сборник ад-Дарими известен под названием «аль-Муснад», хотя он разбит по главам (подобно Сунанам). И шейх Саляхуддин аль-‘Аляи говорил: «Было бы более правильно, если бы этот сборник добавили к пяти сборникам, заменив им сборник Ибн Маджах»”. См. “аль-Му’джам аль-муфахрас” 41.

Ответом на это является то, что имамы предпочли «ас-Сунан» Ибн Маджах по той причине, что он ограничился приведением лишь пророческих хадисов (марфу’), тогда как ад-Дарими приводил в своём сборнике помимо хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) также множество сообщений от сподвижников (маукъуф) и таби’инов (макъту’).

 

Что же касается слов имама аль-Миззи, от которого передают: “Все хадисы, которые передал только Ибн Маджах, чего не передали остальные пятеро авторов сборников, они являются слабыми”. См. “ат-Тадриб” 1/102.

На самом деле это ошибочное заявление, как пояснил это хафиз Ибн Хаджар, который упомянув слова аль-Миззи, сказал: “Правильнее его слова отнести именно к передатчикам (от которых передал лишь Ибн Маджах), а если взять его слова в отношении хадисов (которые передал только Ибн Маджах), то это неправильно! Ведь у него есть достоверные и хорошие хадисы, которые не передали помимо него авторы других пяти сборников”. См. “ат-Тахзиб” 9/531.

Но даже если применить слова имама аль-Миззи непосредственно к передатчикам Ибн Маджах, от которых не передавали другие авторы из 6 сборников, то и это не факт, что его передатчик однозначно является слабым. Так, например, имам аз-Захаби в «ат-Тазкира аль-хуффаз», упоминая биографию Зухайра ибн Мухаммада ибн Къумайра аль-Маруази, сказал, что он надёжный. А из авторов шести сборников от него передавал только Ибн Маджах. Поэтому приведя слова имамов об этом передатчике, аз-Захаби заключил: “И в этом указание на ошибочность слов того, кто сказал, что любой передатчик, от которого передавал только Ибн Маджах, является слабым”.

 

Известный исследователь – Фуад ‘Абдуль-Бакъи в исследовании на сборник «Сунан Ибн Маджах» сделал следующее заключение (стр. 1519-1520):

Количество хадисов, которые передал только Ибн Маджах, чего не передали остальные пятеро имамов из 6 сборников, достигает 1339 хадисов. Из них достоверных 428, хороших 199, слабых 613 и ложных 99.

А шейх аль-Альбани считал, что ложных сообщений в его сборнике 46: 45 хадисов и 1 асар.

 

Какое количество хадисов приводится во всех 6 сборниках “Кутуб ас-ситта”?

Нумерация хадисов шести или девяти известных сборников или же вообще прочих сборников хадисов может отличаться в зависимости от издательства к издательству, от исследователя к исследователю. Кто-то может нумеровать каждый хадис с его версиями и каждый асар, а кто-то только пророческие хадисы без их повторения, и т.д.

Например, в сборнике “Сахих аль-Бухари” под общепринятой нумерацией Фуада ‘Абдуль-Бакъи 7563 хадисов.

Но если считать все повторяющиеся версии и хадисы с асарами, которые аль-Бухари упоминал в своём Сахихе даже в заглавиях в форме “та’ликъ”, то тогда количество всех хадисов достигает 9082.

Что касается количества хадисов в “Сахих аль-Бухари” без повторения, то Ибн ас-Салях и ан-Науауи сказали, что их количество 4000, но в действительности некоторые исследователи считают, что их количество 2761.

 

Что касается количества хадисов сборника “Сахих Муслим“, то ас-Суюты и другие обладатели знания говорили, что в общем, включая все версии и различные пути одного хадиса, их количество 12000. В этом они опирались на слова Ахмада ибн Салямы, сказавшего: “Я был с Муслимом, когда он писал свой сборник «Сахих» в течение пятнадцати лет. И в нём содержится 12000 хадисов”. См. “Тазкира аль-хуффаз” 2/589.

Но некоторые говорили, что на самом деле их количество 8000 хадисов.

А если быть точнее, то некоторые современники считали, что их количество 7581.

А что касается слов о том, что их было 12000, то имам аз-Захаби пояснил, что под хадисами речь шла о каждом иснаде, который мог быть различным у одного хадиса.

Что же касается неповторяющихся хадисов, то в Сахихе Муслима их количество достигает 4000, а под нумерацией Фуада ‘Абдуль-Бакъи их количество 3033 хадиса.

 

Количество согласованных хадисов, который приводят аль-Бухари и Муслим достигает 2514 хадисов, без повторяющихся. И кстати хадисы, которые привели согласовано аль-Бухари и Муслим считаются самые достоверными хадисами в Исламе!

 

Что касается сборника “Сунан Аби Дауд“, то количество хадисов в нём достигает 5274.

Количество хадисов, которые приводит Абу Дауд, и которых нет в двух Сахихах аль-Бухари и Муслима: 2450.

 

Что касается сборника “Сунан ат-Тирмизи“, то количество хадисов в нём достигает 3956.

А количество хадисов, в передачи которых он уединился 1350.

 

Что касается сборника “Сунан ан-Насаи“, то количество хадисов в нём достигает 5758.

А количество хадисов, в передачи которых он уединился 2400.

 

Что касается сборника “Сунан Ибн Маджах“, то количество хадисов в нём достигает 4341.

А количество хадисов, в передачи которых он уединился 1339.

 

В общей сложности количество всех хадисов “Шести сборников” примерно 34470.

Неповторяющихся же хадисов в них примерно 10100.

 

Что касается количества достоверных и неповторяющихся хадисов, то некоторые саляфы считали, что количество их 4000 или 4400 хадисов.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Абу Джа’фар Мухаммад ибн Хусайн в своей книге «ат-Тамьйиз» передал от Шу’бы, ас-Саури, Яхьи ибн Са’ида аль-Къаттана, Ибн аль-Махди, Ахмада ибн Ханбаля и других, что количество достоверных не повторяющихся хадисов от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) четыре тысячи четыреста хадисов”. См. “ан-Нукат” 992.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Передается от Абу Дауда, что он сказал: «Я посмотрел на хадисы с непрерывным иснадом и нашел, что их четыре тысячи хадисов»”. См. “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 18.

Однако не все саляфы были согласны с этим количеством и с такой конкретизацией.

Так, например, сообщается от хафиза Абу Къурайша Мухаммада аль-Къайни, что когда он был с Абу Зур’ой, пришел Муслим ибн Хаджадж (автор Сахиха). Он поздоровался с ним, посидел час другой и когда встал уходить, Абу Къурайш сказал: “Он (Муслим) собрал четыре тысячи достоверных хадисов в Сахихе”. На что Абу Зур’а сказал: “А для кого он оставил остальные хадисы?” См. “Ифтитах аль-къари” 1/336, “ас-Сияр” 12/280.

А более того, имам Абу Зур’а высказывался ещё жестче на счёт тех, кто ограничивал число достоверных хадисов лишь четырьмя тысячами. Мухаммад ибн Ахмад ибн Джами’ рассказывал: “Я слышал, как один человек сказал Абу Зур’е: «О Абу Зур’а, разве не говорят, что пророческих хадисов четыре тысячи?» На это Абу Зур’а сказал: «Кто говорит это?! Да вырвет Аллах его клыки! Это слова еретиков! Кто сосчитал все хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?! Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) скончался, оставив сто четырнадцать тысяч сподвижников, которые слышали от него и передавали от него»”. аль-Хатыб в “Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” 2/293.

 

Что касается количества достоверных хадисов, которые охватывают все законоположения религии, то достаточно из них и 500 хадисов, которые практически содержатся в каждом сборнике, даже если не с одинаковым текста, то с одинаковым смыслом.

Аль-Бууейты рассказывал: “Спросили аш-Шафи’и: «Каково количество аятов, на которых строятся законоположения?»

Он ответил: “Пятьсот”.

Его спросили: «Каково количество хадисов, на которых строятся законоположения?»

Он ответил: “Пятьсот”.

Его спросили: «А сколько из этих хадисов привёл Малик?»

Он ответил: “Все, кроме тридцати пяти хадисов”.

Его спросили: «А сколько из них было у Ибн ‘Уяйны?»

Он ответил: “Все, кроме пяти хадисов”. См. “Манакыб аш-Шафи’и” 1/503, “аль-Хауи аль-кабир” 1/28, “Табакъат аш-шафи’ийя” 1/386.

 

Аллаху а’лям.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21483


Поделиться: