بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

Вопрос максимального срока беременности весьма важен, так как мнения, гласящие, что беременность может протекать по нескольку лет — от двух до семи, о чём говорится в четырёх мазхабах — отвергали другие имамы и многие поздние исследователи, опасаясь того, что это может открыть двери к нечестию и порокам. Ведь этот вопрос связан с такими важными положениями, как установление отцовства, наследование, обвинение в прелюбодеянии, и т.д.

Представим картину, когда муж развёлся со своей женой, у неё давно уже вышел срок ‘идды, а потом она приходит к нему через два, три, четыре года с младенцем на руках и заявляет, что этот ребёнок от него, просто у неё беременность затянулась. Как он будет поступать в данной ситуации?

Или другой пример: Умирает человек, оставив жену, она выжидает срок траура четыре месяца и десять дней, а затем через четыре года приходит с ребёнком на руках к его родным и требует наследство.

Или, скажем, муж какой-то женщины отсутствовал два или четыре года, а может даже и семь лет, а по возвращении домой обнаружит, что его жена родила ребёнка. В первом случае (2 года), по мнению ханафитов, во втором случае (4 года), по мнению ханбалитов и шафиитов, и в третьем случае (7 лет), по мнению некоторых маликитов, ребёнок причисляется к нему и носит его фамилию.

Именно поэтому про эти установленные многочисленные сроки беременности хафиз аль-‘Изз ибн ‘Абду-Ссалям говорил: “Это является проблемой, учитывая распространение большого нечестия в наше время”. См. “аль-Мугъни аль-мухтадж” (3/390).

И если о большом нечестии говорил имам, живший 850 лет назад, то, что говорить нам о нашем времени?!

Именно по этому, вопрос максимального срока беременности весьма важен.

 

К сожалению, некоторые из этих мнений враги Ислама используют в качестве издевательства над мусульманами и книгами по фикъху, хотя на этот счёт нет ни одного достоверного указания, ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников! А что касается различных сообщений, в которых саляфы и ранние имамы упоминали о том, что та или иная женщина была беременной четыре, пять или семь лет, то все они, за исключением единичных сообщений, не являются достоверными. К тому же мусульманские факъихи не были единственными, кто передавал длительные сроки беременности у той или иной женщины. Напротив, об этом говорил и Западный мир. К примеру, во французском журнале академической истории упоминалась женщина, чей срок беременности составил 36 месяцев, а это ровно три года! Также в американцев журнале медицинских исследований упоминается случай, когда в 1886 году срок беременности женщины составил 16 месяцев и 20 дней. Также упоминается случай, когда в 1945 году американка Бэла Хантер родила спустя 12 месяцев, т.е. через год. Более того, совсем недавно в 2016 г. в СМИ оповещали о китаянке по имени Ван Ши, которая родила ребёнка спустя 17 месяцев! Вот вам также сравнительно недавние заявления и Западного мира. И высмеивать следует в первую очередь их, а не имамов Ислама, живших сотни лет назад!

Ученые разногласили в этом вопросе. Группа из них посчитала, что самый длительный срок беременности – два года. Это мнение передается от Аиши.

Следует отметить, что асар по данной теме от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), сказавшей: “Беременность женщины не может быть больше двух лет”, приводят Са’ид ибн Мансур (2/67), ад-Даракъутни (3/322), аль-Байхакъи (7/344), и др.

Однако это сообщение является недостоверным. И в достоверности этой передачи от ‘Аиши сомневался имам Малик, как это передавали ад-Даракъутни (3877) и аль-Байхакъи в «ас-Сунан аль-кубра» (7/344).

Проблема этого асара в том, что Ибн Джурайдж передаёт его со слов Джамили бинт Са’д в неопределённой форме (‘ан‘ана), не упоминая ясно о том, что он слышал это сообщение от неё. А Ибн Джурайдж, несмотря на то, что был надёжным, тем не менее, занимался подтасовкой. Тем более его передача от Джамили бинт Са’д является редкой и не относится к тем сообщениям, которые он передавал в неопределённой форме (‘ан‘ана) от своих шейхов, часть которых приводили в своих сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслим.

Вторая проблема – в самой Джамили бинт Са’д, ибо некоторые считали её молодой сподвижницей, которая застала Пророка (мир ему и благословение Аллаха), будучи ребёнком, а некоторые посчитали её неизвестной передатчицей. Например, Ибн Хазм, назвав сообщение от ‘Аиши слабым, сказал, что Джамиля является неизвестной. См. “аль-Мухалля” (10/132).

И в этом мнении за ним последовал имам аз-Захаби. См. “Мизан аль-и’тидаль” (4/605).

Также и имам Ибн Аби-ль-‘Изз аль-Ханафи назвал этот асар от ‘Аиши недостоверным, сказав: “А что касается максимального срока беременности, то нет ничего достоверно установленного в шариатских текстах. Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, в установлении двухгодичного срока опирался на предание от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), но оно недостоверное”. См. «аль-Иттиба’» (стр. 73).

Но даже если бы это сообщение было достоверным, то данные слова не могут быть доводом в религии Аллаха по данному вопросу, так как это не шариатское постановление от Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Это могло быть высказано на основании того, чему ‘Аиша была свидетелем или что слышала об этом от людей. К тому же ошибочное установление длительности срока беременности могло и может иметь место, как об этом говорили учёные.

 

Что же касается асаров про длительные сроки беременности:

Передается, что Аббад ибн аль-Аввам сказал: «Одна из женщин живших с нами в одном доме, родила после пяти лет беременности. Волосы рожденного ею ребенка доходили до шеи, а когда мимо него пролетала птица, он сказал ей: «Кыш».

Также от Ибн Аджляна передается то, что его жена была беременна пять лет.

Также аз-Зухри говорил, что женщина может находиться в состоянии беременности шесть или даже семь лет, и все это время ее ребенок заперт в ее животе. Он сказал: «К Саиду ибн Малику привели женщину, которая была беременна семь лет».

Следует отметить, что эти сообщения и другие подобные им собрал имам Ибн Хазм и поочерёдно указал на их недостоверность, заключив следующее: “Все эти сообщения являются ложными, которые передавали теми, кому не верят или кто является неизвестным. И не дозволено выносить постановление в религии Аллаха, опираясь на подобное!” См. “аль-Мухалля” (10/133).

 

Однако следует отметить, что одна из передач по этой теме от имама Малика является достоверной:

Когда аль-Уалид ибн Муслим спросил у имама Малика про слова, передаваемые от ‘Аиши, что максимальный срок беременности женщины составляет два года, Малик возмутился: “Свят Аллах! Кто это передаёт?! Наша соседка – жена Мухаммада ибн ‘Аджляна, которая является правдивой как и её муж, за двенадцать лет родила троих детей, вынашивая каждого по четыре года”. ад-Даракъутни (3877), аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (7/344). Иснад достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” (2107).

Однако следует отметить, что упомянув это сообщение от Малика, Ибн аль-Хумам сказал: “Женщина может допустить ошибку в установлении срока беременности. И максимум, что можно сказать об этом случае, что у этой женщины прервалось выделение крови на четыре года, после чего она родила. И в таком случае невозможно утверждать, что все четыре года она была беременной, ибо отсутствие месячных могло затянуться на два или более лет, после чего она уже забеременела. Как и вздутие живота и наличие там шевеления, даже если таковое имело место быть – не является аргументом на то, что она беременна, ибо это мог быть не зародыш”. См. “Фатх аль-Къадир” (4/362).

Одним словом, Ибн аль-Хумам имеет в виду то, что в наше время в медицине называется «ложная беременность», что означает состояние, для которого характерны признаки беременности при её фактическом отсутствии.

 

Как передал имам Ибн аль-Къайим слова имама Ибн аль-Мунзира, учёные единодушны в том, что минимальный срок беременности – это шесть месяцев. См. “Ахкам аль-Къуран” (1/202), “Раудату-тталибин” (2/36), “аль-Мугъни” (7/477).

Что же касается максимальной продолжительности беременности, то, как уже было упомянуто, это является спорным вопросом не только между факъихами, но и между врачами.

Но для пользы можно вновь вкратце, но подробнее упомянуть о мнениях четырёх мазхабов и других имамов по данному вопросу с упоминанием источников:

– Максимальный срок беременности составляет девять месяцев. Это мнение захиритов во главе с Даудом аз-Захири, и именно его отстаивал Ибн Хазм. А также это мнение передаётся от Ибн ‘Абдуль-Хакама, и к нему склонился Ибн Рушд. И именно это мнение выбрали большинство современников. См. “аль-Мухалля” (10/316), “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” (9/287), “Бидая аль-муджтахид” (2/268).

– Максимальный срок беременности составляет десять месяцев. Это мнение выбрали некоторые современники, которые в этом опирались на то, что передаётся от аль-Хасана аль-Басри.

Всевышний Аллах сказал: «Аллаху известно, что носит каждая самка (в утробе), насколько сжимается или увеличивается матка. Всякая вещь у Него имеет меру» (13: 8).

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри в толковании аята: «увеличивается матка», сказал: “Речь идёт о женщине, рожающей через десять месяцев”. См. “Тухфатуль-маудуд” (стр. 381).

– Максимальный срок беременности составляет один год. Это мнение также передавалось от Ибн ‘Абдуль-Хакама. См. “Ахкам аль-Къуран” (9/287), “Бидая аль-муджтахид” (2/268).

– Максимальный срок беременности составляет два года. Это мнение ханафитов, и одно из мнений некоторых ханбалитов. См. “аль-Мабсут” (30/51), “аль-Мугъни” (6/260).

– Максимальный срок беременности составляет три года. Это мнение передаётся от аль-Лейса ибн Са’да. См. “аль-Мугъни” (8/98).

– Максимальный срок беременности составляет четыре года. Это мнение большинства мазхабов. Оно является основным у шафиитов, а также у большинства маликитов и ханбалитов. См. “аль-Кафи” (293), “Раудату-тталибин” (8/377), “аль-Мугъни” (8/98).

– Максимальный срок беременности составляет пять лет. Это одно из мнений Малика, которое выбрал Ибн аль-Къасим. См. “аль-Мудаууана аль-кубра” (5/443).

– Максимальный срок беременности составляет шесть лет. Это одно из мнений, передаваемое от аз-Зухри. См. “Ахкам аль-Къуран” (9/286).

– Максимальный срок беременности составляет семь лет, и это максимум, что было высказано на эту тему. Это также одно из мнений Малика и второе мнение от аз-Зухри. См. “Бидая аль-муджтахид” (2/268), “Хашия ад-Дусукъи” (2/474).

– У беременности нет какого-то установленного и определённого срока, когда женщина родит, это и будет её сроком, независимо от того, сколько времени протекала её беременность. Это мнение передаётся от Абу ‘Убайда аль-Къасима ибн Саляма, также это ещё одно из мнений Малика, и его выбрал аш-Шаукани, а также такие учёные современности, как Ибн Баз и аш-Шанкыти. См. “Ахкам аль-Къуран” (9/287), “Тухфатуль-маудуд” (1/270), “Фатауа Ибн Баз” (18/110), “Адуа аль-баян” (2/227).

 

Это и есть всё, что было высказано по поводу максимального срока беременности женщин.

Исходя из всех упомянутых мнений, учёные и разошлись в отношении вопроса: «Когда ребёнок причисляется к отцу?»

Кто из учёных установил определённый максимальный срок для беременности, считал, что если разведённая женщина явится раньше этого срока с ребёнком к его отцу, он обязан его признать, а если он станет отрицать своё отцовство, то следует прибегнуть к взаимному проклятию (аль-ли’ан), как об этом говорится в Коране: «А свидетельством каждого из тех, которые обвиняют своих жён в прелюбодеянии, не имея свидетелей, кроме самих себя, должны быть четыре свидетельства Аллахом о том, что он говорит правду, и пятое о том, что проклятие Аллаха ляжет на него, если он лжёт. Наказание будет отвращено от неё, если она принесёт четыре свидетельства Аллахом о том, что он лжет, и пятое о том, что гнев Аллаха падет на неё, если он говорит правду» (24: 6-9).

Если же она явится к нему с ребёнком после установленного максимального срока беременности, или если известно, что её муж импотент или лишился полового органа и не в состоянии иметь детей, то он имеет право отвергнуть своё отцовство, даже не прибегая к взаимному проклятию. См. “аль-Хидая” (2/280), “ат-Танбих филь-фикъх аш-Шафи’и” (стр. 190).

 

Следует отметить, что ни на одно из упомянутых мнений касательно максимального срока беременности нет никакого указания ни в Коране, ни в Сунне, ни единогласного мнения. По этой причине, имам Ибн ‘Абдуль-Барр, перечислив различные мнения по данному вопросу, заключил: “Этот вопрос не имеет никакой основы (в Коране и в Сунне), кроме опоры на иджтихад. Однако в этом вопросе следует возвращаться к тому, что является общеизвестным из положений беременных женщин”. См. “аль-Истизкар” (7/170).

В известной энциклопедии по фикъху, наряду с различными мнениями по данному вопросу говорится следующее: “То, касательно чего нет текста (Корана и Сунны), следует в этом обращаться к тому, что существует”. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхийя” (18/145).

 

Если же кто-то спросит: «Почему тогда имамы упоминали такие сроки, причём вплоть до семи лет, если на это нет никаких доводов ни в Коране, ни в Сунне?»

Ответом на это будет то, что они исходили из личных наблюдений и того, что было известно в их времена среди женщин. И если бывали такие случаи, что чья-то беременность протекала более девяти месяцев, они брали максимальное, что стало им известно в этом вопросе дабы не лишить ребёнка отцовства и закрыть двери для обвинений в пороках и нечестии. А если дошедшее до них сообщение о том или ином длительном сроке беременности было недостоверным, или срок беременности был установлен ошибочно, то они имели оправдание в своём иджтихаде.

Имам Ибн Хууейз Миндад говорил: “Минимальное или максимальное количество дней месячных, минимальный и максимальный срок беременности извлекается путём иджтихада, ибо в абсолютном познании этих положений уединился Аллах. И нельзя выносить суждения по этим положениям, кроме как на основании того, что стало очевидным и ясным для нас. И будь данное положение общепринятым среди женщин или редким, если мы обнаруживаем, что срок беременности некой женщины составил четыре или пять лет, мы выносим суждение исходя из этого”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (9/288).

 

Что касается захиритов и некоторых учёных, то у них есть косвенные аргументы на то, что беременность не длится больше девяти месяцев, и об этих доводах также упоминал имам ат-Тахауи:

Имам Ибн Хазм сказал: “Невозможно, чтобы беременность протекала больше, чем девять месяцев и была меньше шести, исходя из Слов Всевышнего Аллаха: «Беременность и кормление до отнятия его от груди составляет тридцать месяцев» (46: 15).

Также Всевышний Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года» (2: 233).

И тот, кто заявляет, что беременность и кормление грудью вместе могут быть дольше, чем тридцать месяцев, тот высказал ложь и невозможное, и явно отверг Слова Всевышнего и Всемогущего Аллаха!”

После этого Ибн Хазм перечислил различные мнения и асары от саляфов, в которых говорилось, что беременность женщин племени ‘Аджлян протекала по тридцать месяцев; что рабыня ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза была беременной три года; сообщение от Малика, как до него дошло о том, что одна женщина была беременной семь лет, и т.п., после чего Ибн Хазм сказал: “Все эти сообщения ложные, источником которых являются те, кому нельзя верить и кто не является известным. И не дозволено выносить постановление в религии Аллаха, опираясь на подобные вещи!

А что касается тех, кто сказал то же, что и мы (захириты), то это передаётся от ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), чьи слова передал ‘Абдур-Раззакъ (6/226), что ‘Умар сказал: «Любая разведённая женщина, у которой раньше были месячные, после чего они пропали, должна выжидать девять месяцев, пока её беременность не прояснится, после чего она выжидает ещё три месяца срока ‘идды».

И в этом содержится ясное указание на то, что ‘Умар не считал, что беременность может протекать больше девяти месяцев. И это также является мнением Мухаммада ибн ‘Абдуль-Хакама, Абу Сулеймана (Дауда) и наших сторонников (захиритов)”. См. “аль-Мухалля” (10/131-133).

Эти слова Ибн Хазма процитировал хафиз Ибн аль-Мулляккъин в «аль-Бадр аль-мунир» (8/226-228), соглашаясь с ним.

 

Также из числа косвенных доводов на это мнение – слова Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), сказавшего: “Если беременность протекала девять месяцев, то достаточно женщине кормить ребёнка грудью двадцать один месяц. Если же беременность протекала шесть месяцев, то достаточно ей кормить грудью двадцать четыре месяца”. После этого он прочитал аят: «Беременность и кормление до отнятия его от груди составляет тридцать месяцев» (46: 15). ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (7/291). Шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердил достоверность. См. “Тахкыкъ Мушкиль аль-асар” (7/291).

Этими словами Ибн ‘Аббас словно указал на максимальный и минимальный срок беременности.

Но с другой стороны он мог просто указать на то, что является общепринятым среди женщин.

 

Ибн Рушд аль-Малики, перечислив различные мнения по данной теме, сказал: “В этом вопросе основой, на которую необходимо опираться, является общепринятое и подтвержденное практикой. И мнение Ибн ‘Абдуль-Хакама и захиритов ближе к принятому обыкновению, а законоположение должно опираться на то, что является установленным и общепринятым, а не на какие-то редкие исключения или быть может даже на невозможные (передачи)”. См. “Бидая аль-муджтахид” (2/327).

Одним словом, если за всю историю человечества беременность миллион женщин длилась девять или максимум десять месяцев, то даже если принять во внимание то, что в виде исключения и чуда у некоторых женщин беременность длилась несколько лет, то не следует делать из этого правило и превращать это в основу.

 

Следует отметить, что если даже допустить, что в наше время срок беременности какой-то женщины будет более девяти месяцев, то каждый случай необходимо рассматривать отдельно, обращаясь к обладателям знания прежде, чем отвергать отцовство или принимать его.

 

Кстати, многие последователи четырёх мазхабов из числа поздних поколений, утверждающие о том, что истина не выходит за мнения четырёх мазхабов и что с мнением захиритов вообще не следует считаться, особенно когда оно противоречит мнениям четырёх мазхабов, сами в данном вопросе, вопреки своим же утверждениям, выбирают именно мнение захиритов, что максимальный срок беременности составляет девять месяцев.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23308


Поделиться: