С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Общеизвестно, что путник (мусафир) сокращается молитвы, совершая их по два рак’ата, не считая вечернюю (магъриб) и утреннюю (фаджр) молитвы, которые остаются неизменны.
Но часто мусульмане задают вопросы о том, как совершать молитву путнику за имамом, который не является путником? И наоборот, как совершать молитву за имамом–путником тому, кто не является путником? И как быть в случае, когда путник застал имама с опозданием?
Следует отметить, что если не путник (мукъим) совершает молитву за путником (мусафир), то после совершения двух рак’атов молитвы путником, мукъим должен встать и доделать ещё два рак’ата, чтобы его молитва стала четырёх рак’атной.
Со слов Ибн ‘Умара сообщается, что когда ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен ими Аллах) приезжал в Мекку, он совершал молитву в два рака’ата, и говорил после неё: “О жители Мекки, дополните вашу молитву, поистине, мы – путники”. Малик 195, Ибн Аби Шайба 1/419. Достоверность подтвердили хафиз ан-Науауи, шейхуль-Ислям Ибн Таймия и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. «аль-Маджму’» 8/92, «Маджму’уль-фатауа» 24/125, «Тахридж Джами’ аль-усуль» 5/708.
Если же путник совершает молитву за тем, кто не является путником, то он делает четыре рака’ата подобно имаму.
Муса ибн Саляма рассказывал: “Я спросил Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах): “Как мне совершать молитву, если я буду в Мекке, но буду совершать молитву не за имамом?” Он ответил: “В два рака’ата, что является Сунной Абу-ль-Къасима (мир ему и благословение Аллаха)”. Муслим 688.
В другой версии сообщения говорится, что Муса ибн Саляма сказал: “Мы были в Мекке с Ибн ‘Аббасом и я сказал: «Когда мы (мусафиры) молимся с вами (местными), то мы совершаем четыре рака’ата, а когда возвращаемся к месту, в котором остановились (молясь в одиночку), то совершаем молитву по два рака’ата?” Ибн ‘Аббас сказал: “Такова Сунна Абу-ль-Къасима (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад 1/216, Ибн Хузайма 952.
А если путник присоединился к молитве имама не путника, опоздав на первые два рак’ата и сделав с имамом только два рак’ата, то следует ли ему после салама имама встать и доделать ещё два рак’ата? Ведь он сделал свои два ракa’ата, и не застал имама с самого начала, чтобы делать четыре рак’ата, как и он.
Ответ: Ему следует доделать ещё два ракa’ата после того, как имам отдаст салам.
Доводом этому является то, что передал Абу Миджляз, сказавший: “Я спросил Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Если путник застал два рака’ата молитвы с не путниками, ему достаточны эти два рак’ата или же ему следует сделать их молитву (в 4 рака’ата)?» Ибн ‘Умар засмеялся и сказал: «Он совершает их молитву (в 4 рака’ата)»”. аль-Байхакъи 3/157. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/22.
Если же путник застал за имамом в молитве меньше одного рака’ата, скажем, после выпрямления из поясного поклона последнего рак’ата или же присоединился к ним, когда имам уже сидел на последнем ташаххуде, то, сколько рак’атов ему совершать после салама имама: четыре или же два?
Саляфы разногласили в этом вопросе. Большинство имамов считало, что путнику в любом случае следует доделать после салама имама четыре рак’ата.
Однако аль-Хасан аль-Басри, аз-Зухри, Ибрахим ан-Наха’и, Къатада, Малик, Исхакъ ибн Рахауайх, Ибн Таймия, и др. считали, что если путник застал за имамом не путником меньше, чем один рак’ат, то ему следует после салама имама сделать два рак’ата, так как он не застал молитву за имамом. См. «Масаиль аль-Каусадж» 1/482, «аль-Маджму’» 4/240, «аль-Мугъни» 2/284, «Маджму’уль-фатауа» 23/333, «Сахих фикъх ас-Сунна» 1/489.
В качестве аргумента они опирались на то, что молитва считается застигнутой в том случае, если был застигнут хотя бы один рак’ат:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кто застал один рак’ат молитвы, тот застал саму молитву». аль-Бухари 580, Муслим 607.
Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто застал один рак’ат пятничной молитвы, тот застал эту молитву, так пусть добавит к нему и второй рак’ат». ад-Даракъутни 1608, ат-Табарани в “аль-Аусат” 4200. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 3/88.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Если ты застал один рак’ат пятничной молитвы, то добавь к нему второй рак’ат. Если же ты упустил поясной поклон (второго рак’ата), то тогда соверши эту молитву в четыре рак’ата (как обеденную)”. Ибн Аби Шейба 1/126, аль-Байхакъи 3/204. Хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/192, “Ируа аль-гъалиль” 3/81.
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Если путник застал за имамом не путником один рак’ата и более, то он совершает молитву полноценно (в 4 рак’ата). Если же он застал с имамом меньше, чем один рак’ат, тогда он делает молитву сокращённо (в 2 рак’ата). И на это также указывал имам Ахмад в одном из двух своих мнений на этот счёт. Дело в том, что заставший с имамом не путником один рак’ат застал с этим имамом саму молитву, поэтому он обязан совершить её полноценно. А если он не застал с ним даже одного рак’ата, то его молитва подобна тому, кто молится в одиночку, а поэтому он совершает её сокращённо”. См. “Маджму’уль-фатауа” 23/333.
А Аллаху всё ведомо лучше.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21037