• Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего АллахаЧто такое молитва затмения?
• Хадисы, относительно молитвы затмения солнца и луныКаково положение молитвы по причине затмения?
• Когда наступает и завершается время молитвы затмения?
• Следует ли совершать молитву затмения, опираясь на астрономические вычисления, если этого затмения не видно?
• Как следует призывать людей на молитву затмения?
• О коллективном совершении молитвы затмения в мечети
• О совершении женщинами молитвы по причине затмения в коллективе с мужчинами
Правила совершения молитвы затмения
• Количество рака’атов молитвы затмения
• Количество поясных поклонов в молитве затмения
• Желательность затягивания молитвы затмения
• Читается ли Коран вслух в молитве затмения?
• Проповедь (хутба) имама во время затмения
Некоторые желательные поступки во время затмения
• О раздачи садакъа во время затмения
• Обращение к Аллаху с мольбой за защитой от мучений могилы во время затмения
• О поминании Аллаха во время затмения, обращении к Нему с мольбами и покаянием
Заключение
• Использованная литература
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Многие русскоязычные мусульмане не сталкивались с таким положением, как «молитва по случаю затмения солнца или луны», и не совершали ее никогда. А некоторые даже и не слышали о такой молитве.
В связи с этим хотелось бы с дозволения Аллаха ознакомить русскоязычных мусульман с этой молитвой и положениями, связанными с ней.
Затмение солнца и луны – из числа знамений Всевышнего Аллаха
Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Мы ниспосылаем Наши знамения только для устрашения» (аль-Исра 17: 59).
Всевышний Аллах также сказал: «Он спрашивает, когда же наступит День воскресения? Когда взор будет ошеломлен, луна затмится, а солнце и луна сойдутся» (аль-Къияма 75: 6-9).
Всевышний Аллах также сказал: «Среди Его знамений – ночь и день, солнце и луна. Не падайте ниц перед солнцем и луной, а падайте ниц перед Аллахом, Который сотворил их, если Ему вы поклоняетесь» (Фуссылят 41: 37).
Аль-Мугъира ибн Шу’ба (да будет доволен им Аллах) сказал: “В день смерти Ибрахима – (малолетнего) сына посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, и люди стали говорить: “Затмение началось из-за смерти Ибрахима”. Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения не происходят ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было. Если же вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху»”. аль-Бухари 1043, Муслим 915.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды, во время солнечного затмения посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воздав хвалу Аллаху и восславив Его, сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, то взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню»”. аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Абу Бакрат (да будет доволен им Аллах) сказал: “Однажды, когда мы находились у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) началось солнечное затмение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся с места, и направился к мечети, волоча за собой свою накидку, и вошел туда. Мы также вошли в мечеть, где он совершал с нами молитву в два рака’ата до тех пор, пока солнце не появилось снова. Закончив же молиться, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнечные и лунные затмения происходят не потому, что кто-то умирает, однако посредством этого Всевышний Аллах устрашает Своих рабов. А поэтому, когда вы увидите подобное, молитесь и взывайте к Аллаху, пока затмение не закончится»”. аль-Бухари 1040.
‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды произошло затмение солнца и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву и сказал: «Мне было показано пламя Ада, и я никогда не видел более ужасного зрелища, какое видел сегодня!»” аль-Бухари 431, Муслим 907.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Это извещение от пророка (мир ему и благословение Аллаха), что затмение солнца и луны являются причиной, содержащей наказание для людей и тем, в чем содержится вред для них. Если бы эти явления не несли в себе вреда для людей, то они не были бы причиной устрашения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/259.
К примеру, современные врачи говорят, что во время солнечного затмения ни в коем случае нельзя смотреть на солнце, поскольку это может привести к серьезным проблемам со зрением и даже к слепоте. Более того, они не рекомендуют делать это даже в солнцезащитных очках.
Что же касается того, что астрономы могут вычислить о наступлении затмения солнца или луны, или указывают о причинах этого, как становление в один ряд планет солнечной системы; что во время солнечного затмения луна закрывает солнце, а во время лунного земля закрывает луну и т.п., то это не противоречит тому, о чем говорится в хадисах! Нет ничего удивительного в этом, ибо Аллах установил для каждой вещи свои причины. Хафиз Ибн Хаджар передал, что имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, который жил более 800 лет назад, говорил: “Может быть так, что кто-то полагает, что слова астрономов противоречат хадису, что Аллах устрашает этими затмениями Своих рабов. Это абсолютно не так! Ведь у Аллаха есть поступки, которые соответствуют установлениям и которые выходят за границы каких-либо Его установлений. Его власть превышает любую причину, и Он может нарушить любые условия, которые пожелает. И обладатели знания о Всевышнем по причине сильного вероубеждения знают о безграничной силе Аллаха, которая превыше естественных установлений. Аллах творит, что пожелает, и когда происходит что-то странное, то они испытывают страх по причине силы своего убеждения. И все это не препятствует тому, что для подобных явлений существуют какие-то установленные причины, которые если Аллах пожелает, может обойти. Одним словом, то, о чем говорят астрономы, даже если и является правдой, не препятствует тому, чтобы эти вещи являлись устрашением для рабов Аллаха!” См. “Фатхуль-Бари” 2/561.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “У затмения луны и солнца есть определенные периоды, подобно тому, как и у новолуния есть свой период. Что же касается знания этого на основании вычислений, как это делают астрономы, то это не имеет отношения к претензии на знание сокровенного”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/256.
Что такое молитва затмения?
Многие имамы называют молитву затмения солнца и луны «салят аль-кусуф», не делая в именовании между ними разницы, поскольку «аль-кусуф» – это исчезновение света одного из светил: солнца или луны, которое покрывается в этот момент темнотой. См. “Асна аль-маталиб” 1/385.
Также было сказано, что «аль-кусуф» – это когда свет исчезает по причине затмения полностью, а «аль-хусуф» – когда исчезает частично. См. “Фатхуль-Бари” 2/535.
Некоторые же имамы говорили, что «аль-кусуф» касается именно затмения солнца, тогда как затмение луны именуется «аль-хусуф», и это более распространено в арабском языке. См. “Лисан аль-‘араб”, “Джами’ аль-усуль” 6/164.
А некоторые имамы считали, что нет проблем говорить на молитву по причине затмения солнца, как «салят аль-кусуф», так и «салят аль-хусуф», ибо оба выражения передаются в хадисах от сподвижников.
Что касается шариатского определения, то под «салят аль-кусуф» речь идет о совершении определенной молитвы, в определенном исполнении, в момент затмения солнца или луны. См. “Мауахиб аль-джалиль” 2/199, “Нихая аль-мухтадж” 2/394.
Хадисы, относительно молитвы затмения солнца и луны
Хадисов, о совершении молитвы затмения посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижниками очень много, но с дозволения Аллаха приведем некоторые из них:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. Сначала он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил еще один долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он дважды совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака’ат, а когда солнце показалось снова, закончил молиться и обратился к людям с хутбой (проповедью). Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, то взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал: «О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О община Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!»” аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В хадисе ‘Аиши содержатся различные пользы. Так, в нем говорится о том, что во время затмения необходимо приступать к молитве как можно быстрее, и упоминается о прочих необходимых действиях. Этот хадис удерживает людей от того, чтобы они много смеялись, и побуждает их к тому, чтобы они много плакали. В нем говорится о том, что человек неизбежно придет к смерти, и указывается на необходимость принимать во внимание знамения Аллаха. Кроме того, в этом хадисе отвергаются заявления тех, кто полагает, что планеты оказывают влияние на землю, разъясняется, что следует опасаться неправильных воззрений, и упоминается о том, какое значение придавали сподвижники передаче сообщений о делах пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы им могли следовать люди”. См. “Фатхуль-Бари” 2/531.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву. Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и затмения их не случаются ни из-за смерти, ни из-за жизни кого бы то ни было из людей, а поэтому, если вы увидите подобное, поминайте Аллаха!» Люди сказали: «О посланник Аллаха, мы видели, как ты взял что-то, находясь на своем месте, а потом мы видели, как ты отошел назад». В ответ на это он сказал: «Поистине, я видел Рай и протянул руки, чтобы взять гроздь (растущих там плодов), и если бы я сумел сорвать ее то вы, несомненно, могли бы питаться (этими плодами) до скончания мира этого. Кроме того, мне было показано пламя Ада, и я не видел ничего более ужасного, чем то, что увидел сегодня, и я увидел, что большинство обитателей Ада составляют женщины». Его спросили: «О посланник Аллаха, почему же так?» Он сказал: «Потому что они неблагодарны». Его спросили: «Они неблагодарны по отношению к Аллаху?» Он сказал: «Они неблагодарны по отношению к мужьям, и не благодарят за оказываемые им благодеяния. Если ты всю жизнь станешь делать одной из таких добро, а потом она увидит от тебя что-нибудь, что ей не понравится, то скажет: “Я никогда не видела от тебя добра!»” аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.
Со слов Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал в два рака’ата молитву затмения солнца и луны, как это делаете вы”. Ибн Хиббан 2908, аль-Байхакъи 3/337. Имам Ибн Хиббан и аз-Захаби подтвердили достоверность.
Имам Ибн Хиббан сказал: “Затмение луны произошло в пятом году по хиджре, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил со своими сподвижниками молитву затмения. И это была первая молитва, совершенная по причине затмения”. См. “Китаб ас-сикъат” 1/261.
Предыдущий хадис и эти слова Ибн Хиббана опровергают слова тех, кто говорил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал молитву именно по случаю затмения луны.
А Аллаху ведомо обо всем лучше.
Каково положение молитвы по причине затмения?
Ученые разошлись касательно положения молитвы, связанной с затмением солнца и луны. Большинство имамов считало совершение этой молитвы весьма желательным, но не обязательным. См. “Фатхуль-Бари” 2/527.
Однако Абу ‘Аууана заявил, что эта молитва является обязательной. Также это было одним из мнений Абу Ханифы, а Малик сравнивал ее положение с положением пятничной молитвы. И из тех ученых, кто также склонился к обязательности молитвы по случаю затмения: аш-Шаукани, Сыддыкъ Хасан Хан и аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 2/527, “ас-Сайль аль-джарар” 1/323, “Тамамуль-минна” 261.
Эти ученые опирались на хадисы, в которых посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил своей общине о совершении молитвы по причине затмения в повелительной форме, как хадисы: «Если вы увидите затмение, то совершайте молитву».
Но большинство ученых ответило на это тем, что в хадисе, в котором содержится веление совершать молитву, связанную с затмением, также велено возвеличивать Аллаха, обращаться к Нему с мольбой и раздавать садакъа, а эти вещи по единогласному мнению являются желательным во время затмения, но не обязательным. Учёные часто говорили о том, что когда касательно какой-то вещи есть веление, но она упоминается наряду с велением добровольных вещей, то веление носит желательный характер, а не обязательный. См. “Бадаи’ аль-фауаид” 4/183.
На основании этого, мнение большинства имамов считается более правильным. См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 107.
А Аллаху ведомо обо всём лучше.
Когда наступает и завершается время молитвы затмения?
Время молитвы по случаю затмения начинается с момента затмения и длится до его завершения. Со слов аль-Мугъиры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите эти два затмения, то взывайте к Аллаху и совершайте молитву, пока не пройдет затмение». аль-Бухари 1060, Муслим 904.
Также и со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, они (затмения) являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, и поэтому если вы увидите подобное, то молитесь, пока затмение не закончится». Муслим 901.
Молитву по случаю затмения можно совершать в любое время, даже если речь идет о трех порицаемых периодах времени для совершения добровольных молитв, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел совершать эту молитву при наступлении затмения, и не делал каких-либо оговорок касательно нежелательных периодов времени. Сказал аш-Шаукани: “Нет конкретного времени для молитвы затмения, поскольку эта молитва связана с видением затмения солнца или луны, а это может произойти в любое время. И это выбрал аш-Шафи’и. Ханафиты сделали исключением порицаемые периоды времени (для добровольных молитв). И это является известным мнением в мазхабе Ахмада. А маликиты считают, что эта молитва дозволяется в период начала дозволенность добровольных молитв и до заката солнца. Однако правильным является первое мнение, ибо суть в том, что бы совершить это поклонение до завершения затмения. И ученые единогласны, что молитва затмения не возмещается после завершения затмения”. См. “Найлюль-аутар” 7/150.
Сказал ат-Тахауи: “Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершайте молитву и обращайтесь к Аллаху с мольбами» указывают на то, что завершивший молитву прежде, чем затмение пройдет, обращается с мольбами до выхода затмения”. См. “Шарх ма’ани аль-асар” 1/331.
Следует ли совершать молитву затмения, опираясь на астрономические вычисления, если этого затмения не видно?
Многие мусульмане совершают молитву затмения на основании астрономических вычислений, по заранее указанной дате и времени затмения солнца или луны, даже если в их местности этого затмения не видно вообще. На самом деле мало кто из них знает, что подобное противоречит Сунне!
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Если сообщения астрономов будут единогласны относительно наступления затмения, то вряд ли они ошибутся. Но вместе с тем, на основании их сообщений не строится шариатское знание. Поистине, молитва по случаю затмения солнца и луны не совершается, кроме как если мы сами увидим это!” См. “Маджму’уль-фатауа” 24/258.
Шейх Ибн Баз, говоря о молитве затмения, сказал: “Является обязательным для всех мусульман держаться Сунны и поступать в соответствии с ней, остерегаясь всего, что противоречит ей! И становится ясным, что те, которые совершают молитву затмения, опираясь на астрономические вычисления, допустили ошибку и пошли в противоречие Сунне. И также становится ясно, что не узаконено совершать ее жителям страны, у которых не видно этого затмения, ибо посланник (мир ему и благословение Аллаха) связал молитву с лицезрением затмения, а не с сообщением астрономов, что это произойдет, или случится в другом городе”. См. “Фатауа Ибн Баз” 13/31.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Бывает так, что объявляют о том, что будет затмение, а затмение происходит частичное, которое незаметно. А некоторые люди устремляются к совершению молитвы по этому случаю, как это произошло год или два назад. Было объявлено о затмении, однако оно было незаметным. Если будет объявлено о затмении, но оно не будет явным, то молитва по этому случаю не дозволена, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите это, то молитесь». И под «затмением» астрономы иногда имеют в виду тень, при которой свет лучей уменьшается, однако все равно заметен”. См. “аль-Баб аль-мафтух” 16/31.
Также когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Каково постановление касательно того, что солнце сокрыто облаками, но в газетах писали до этого, что с дозволения Аллаха должно произойти затмение в такое-то время? Следует ли совершать молитву затмения, даже если затмения не видно?»
Шейх ответил: “Не дозволено совершать эту молитву, опираясь на то, что пишут в газетах или говорят некоторые астрономы, если небо тучное и не видно затмения. Ведь пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал положение с видением затмения, сказав: «Если вы увидите это, то устремитесь к молитве». Возможно, Аллах сокрыл это затмение от одних людей и не сокрыл от других по причине мудрости, которую пожелал”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 16/309.
То, о чем говорят вышеупомянутые ученые, является истинной, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) связал совершение этой молитвы с наблюдением такого явления, как солнечное или лунное затмение, а не просто на основании извещения астрономов о том, когда наступит этот день, даже если мы и не заметим этого затмения.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто побуждал свою общину опираться на зрительную фиксацию в отношении солнца, луны, звезд и т.п. Так, со слов Ибн Аби Ауфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, лучшие из рабов Аллаха – это те, которые наблюдают за солнцем, луной, звездами и тенью, чтобы поминать Аллаха Всевышнего». аль-Баззар 1/186, аль-Байхакъи 1781, аль-Хаким 1/51, ат-Табарани в “ад-Ду’а” 1876. Имамы Ибн Шахин, аз-Захаби и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Натаидж аль-афкар” 1/321, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3440.
Ведь эти перечисленные вещи Аллах сделал причиной для множества видов поклонения, как обязательных, так и добровольных, среди которых: установление времени пяти обязательных молитв; наступление и завершение поста месяца Рамадан, выплата закята; затмение луны и солнца; наступление третьей части ночи, в которую мольба имеет наибольшее преимущество, и т.п.
Как следует призывать людей на молитву затмения?
При затмении луны или солнца нет для этой молитвы ни произнесения азана, ни икъама, однако можно возвестить о ней словами: «Общая молитва!» (ас-Саляту джами’а).
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, был возглашен следующий призыв: «Общая молитва!»” аль-Бухари 1045, Муслим 910.
Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “Не следует произносить слова азана для молитвы затмения по единогласному мнению ученых. А этот хадис указывает на то, что к этой молитве призывают словами: «Общая молитва!» И в этом доказательство для тех, кто считал это желательным”. См. “Шарх аль-‘Умда” 3/158.
О коллективном совершении молитвы затмения в мечети
Сунной является совершение молитвы затмения в мечетях. Имам аль-Бухари в своем Сахихе назвал главу так: “Глава: Молитва по случаю затмения в мечетях”.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло затмение солнца и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправился в мечеть. Он встал и возвеличил Аллаха, а люди выстроились в ряд за ним”. аль-Бухари 1046, Муслим 901.
Со слов Махмуда ибн Лябида (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите затмения солнца и луны, то устремитесь к мечетям!» Ахмад 5/428. Хафиз аль-Хайсами назвал всех передатчиков хадиса передатчиками «ас-Сахих», а Шу’айб аль-Арнаут назвал иснад его сильным. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/207, “Тахридж аль-Муснад” 23679.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Является достоверным то, что Сунна – это совершение молитвы затмения в мечети, а иначе пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал бы ее в пустынной местности, что облегчило бы видение завершения затмения”. См. “Фатхуль-Бари” 2/673.
Имамы Малик, аш-Шафи’и и Ахмад, а также большинство ученых считало, что совершение молитвы затмения солнца и луны в джама’ате является Сунной. Абу Юсуф и Мухаммад из числа ханафитов говорили, что совершением в джама’ате является условием. Яхья говорил, что она является условием в джама’ате именно при совершении молитвы затмения солнца. Имамы Ирака считали, что молитва, как затмения солнца, так и луны совершаются по отдельности. И от Абу Ханифы и Малика передавали, что наоборот, условием является совершение молитвы затмения в одиночку. Но от Малика передается и иное мнение. См. “аль-Мудаууана” 1/163, “аль-Умм” 2/523, “аль-Мугъни” 3/322, “аль-Бахр аз-захар” 2/71.
Приведя все эти мнения, аш-Шаукани сказал: “Сторонники первого мнения опирались на достоверные упомянутые хадисы, а те, кто склонился к иному мнению, что совершать эту молитву в одиночку является условием или желательностью, нет у них довода. А что касается тех, кто дозволил оба варианта (совершать эту молитву и в джама’ате и одному), то они говорили, что нет довода указывающего на то, что совершение в джама’ате является условием, поскольку поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) не указывает на обязательность, не говоря уже о том, чтобы это было условием. И это верное мнение, однако, это не исключает то, что правильнее совершать эту молитву в коллективе”. См. “Найлюль-аутар” 7/170.
О совершении женщинами молитвы по причине затмения в коллективе с мужчинами
Так назвал главу в своем Сахихе имам аль-Бухари, который привел под ней следующий хадис:
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я зашла к ‘Аише во время затмения, когда люди совершали молитву, и она совершала молитву, и спросила ее: “Что происходит с людьми?” В ответ она указала рукой на небо и сказала: «Субхана-Ллах!» Я спросила: «Знамение?» И она кивнула мне головой. Тогда я тоже приступила к молитве и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.
Также и ‘Аиша рассказывала: “Когда наступило затмение, я вышла вместе с женщинами (для совершения молитвы)”. Муслим 903.
Правила совершения молитвы затмения
Количество рака’атов молитвы затмения
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Совершая молитву во время затмения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран вслух. Завершив чтение, он сказал: “Аллах велик”, и склонился в поясном поклоне, а когда выпрямился, сказал: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу; Господь наш, хвала Тебе!” − после чего снова стал читать. И молитва в два рака’ата во время затмения включает в себя четыре поясных и четыре земных поклона”. аль-Бухари 1065, Муслим 901.
‘Абду-р-Рахман ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда я стрелял из лука, произошло затмение солнца. Я бросил их (стрелы) и сказал: “Я обязательно должен посмотреть, что произошло нового с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сегодня при затмении солнца!” И когда я пришел к нему, он стоял, подняв свои руки, прославлял Аллаха, восхвалял Его, произносил свидетельство (шахады) и взывал к Нему, пока не показалось солнце. И во время молитвы он прочел две суры и совершил два рака’ата”. Муслим 913.
Количество поясных поклонов в молитве затмения
Следует отметить, что в отличие от всех прочих видов молитв, в молитве затмения поясной поклон совершается не один раз, а два раза, на что указывают множество хадисов. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он совершил молитву. Сначала он долго стоял, примерно столько, что этого времени хватило бы для того, чтобы прочитать суру “аль-Бакъара”. Потом он надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего дважды склонился в земном поклоне. Потом он встал и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и долго стоял, но меньше, чем в первый раз. Потом он совершил поясной поклон, который был короче первого, потом выпрямился и дважды склонился в земном поклоне, а потом, когда уже показалось солнце, он завершил молитву”. аль-Бухари 1052, 3202, 5197, Муслим 907.
Также есть хадисы, в которых сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы затмения в каждом рака’ате совершал по три или по четыре или по пять поясных поклонов. Муслим 901, 908, Абу Дауд 1177, 1182, 1183.
По этой причине имамы разногласили касательно количеств поясных поклонов в каждом рака’ате молитвы затмения. Кто-то выбирал определенное количество, дошедшее до него в хадисах, а кто-то считал, что приемлемы любые количества из числа установленных. Однако многие признанные мухаддисы считали, что хадисы, в которых передается большее число поясных поклонов, нежели два, либо слабые, либо отклоненные по причине ошибки передатчика от достоверных версий. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Самое достоверное в этой главе то, что совершается именно два поясных поклона, а то, что противоречит этому, либо слабое, либо имеет скрытые недостатки (‘иляль)”. См. “ат-Тамхид” 5/288.
Имам Ибн аль-Къайим относительно версий, в которых передается большее количество поясных поклонов, чем два, сказал: “Однако, большие имамы не считают эти версии достоверными, как имам Ахмад, аль-Бухари, аш-Шафи’и. Они считали это ошибкой”. См. “Задуль-ма’ад” 1/453.
Шейх аль-Альбани сказал: “В итоге можно сказать, что достоверным в молитве по причине затмения является то, что совершается два поясных поклона в каждом из двух рака’атов. И это то, что передается от большой группы сподвижников, что приводится в самых достоверных сборниках через известные пути передач. А то, что передается помимо этого, является либо слабым, либо отклоненным, на что не опираются”. См. “аль-Ируа” 3/132.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Молитва по случаю затмения луны совершается так же, как и по случаю затмения солнца”. См. «аль-Икна’» 1/124.
Если кто-то опоздал на первый рака’ат молитвы затмения, однако застал имама во втором поясном поклоне, то ему этот рака’ат не засчитывается, в отличие от обычной молитвы, ибо у молитвы затмения два поясных поклона в рака’ате. Поэтому после завершения молитвы имамом ему следует встать и доделать этот рака’ат с двумя поясными поклонами. См. «Бугъятуль-мутатаууи’ фи саляти-ттатауу’» 112.
Также учёные считали, что суру «аль-Фатиха» следует читать дважды в одном поясном поклоне. См. «аль-Мугъни» 3/323, «аль-Маджму’» 5/48.
Т.е. имам читает аль-Фатиху, а затем какую-либо суру. После чего совершает поясной поклон и произносит слова поминания Аллаха, установленные для поясного поклона, после чего выпрямляется из него. Затем он не идёт в земной поклон, как это делается в обычной молитве, а вновь начитает читать суру аль-Фатиху и какую-либо суру после неё. Затем снова совершает поясной поклон, выпрямляется из него, после чего совершает земной поклон, как и в обычной молитве. И точно также он поступает во втором рака’ате.
Желательность затягивания молитвы затмения
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда произошло солнечное затмение, пророк (мир ему и благословение Аллаха) в страхе встал со своего места, опасаясь, что настал Час этот, пришел в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго”. аль-Бухари 1059, Муслим 912.
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Я приступила к молитве затмения вместе с людьми, и молилась, пока не начала терять сознание, из-за чего мне пришлось полить себе голову водой”. аль-Бухари 86, 1053, Муслим 905.
Имам аш-Шаукани сказал: “Во многих хадисах достоверно установлено удлинение поясных и земных поклонов при совершении молитвы по случаю затмения. И правомочность удлинения поясных и земных поклонов подобно удлинению стояния (къиям) выбрали Ахмад, Исхакъ и аш-Шафи’и в одном из мнений, и это утверждали обладатели знания из числа мухаддисов его мазхаба”. См. “Найлюль-аутар” 7/147.
Имам Ибн Батталь сказал: “Нет разногласия в том, что стояние и поясные поклоны в первом рака’ате должны быть более длинными, чем стояние и поясные поклоны во втором рака’ате”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/50.
Имам ан-Науауи сказал: “Совершая молитву во время солнечного затмения, желательно читать Коран долго. Так, во время первого стояния читается то, что примерно соответствует по объёму суре “аль-Бакъара”, во время второго − около ста аятов, во время третьего − около ста пятидесяти аятов, а во время четвертого − около ста. Совершая первый поясной поклон, желательно прославлять Аллаха столько времени, сколько потребуется для чтения ста аятов, во время второго, равно как и третьего поясного поклона, на прославление желательно потратить столько времени, сколько нужно для чтения семидесяти аятов, а во время четвертого − ста.
Земные поклоны должны занимать примерно столько же времени, сколько и поясные: первый земной поклон по продолжительности должен соответствовать первому поясному поклону, а второй − второму, что и следует считать правильным, хотя, как известно, единого мнения относительно этого у ученых не было. Можно не сомневаться относительно того, что я сказал относительно продолжительного совершения земного поклона, несмотря на то, что в большинстве трудов наших сторонников (шафиитов) указывается, что земной поклон совершать долго не следует. На самом деле подобное сомнение следует считать либо ошибочным, либо необоснованным, правильно же совершать его долго. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся передаваемые многими путями сообщения о посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), которые подтверждают правильность сказанного мною, а в “Шарх аль-Мухаззаб” я дал соответствующие разъяснения и привел необходимые указания и доказательства. Кроме того, в этом труде я указываю на то, о чем я говорил, чтобы ничто иное никого не вводило в заблуждение. На желательность продолжительного совершения земного поклона неоднократно указывает и аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше.
Наши сторонники также говорили, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным. В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел продолжительное время, и я ясно указываю на это в том разделе “Шарх аль-Мухаззаб”, где говорится о том, что сидеть в этом случае желательно долго. Не следует долго выпрямляться после второго поясного поклона, как не следует долго произносить слова ташаххуда и сидеть после него, а Аллах знает об этом лучше.
Однако молитва человека будет действительной и в том случае, если он не станет совершать долго все вышеупомянутые элементы молитвы и ограничится только чтением суры “аль-Фатиха”. См. “аль-Азкар” 375.
Читается ли Коран вслух в молитве затмения?
Имам ат-Тирмизи сказал: “Ученые разошлись в отношении вопроса чтения Корана в молитве затмения. Некоторые ученые считали, что если молитва совершается в дневное время, то следует читать про себя ее, а некоторые считали, что следует читать вслух, подобно молитве двух Праздников и пятничной молитве. И так говорили Малик, Ахмад и Исхакъ, считая, что лучше читать вслух. А аш-Шафи’и говорил, что не следует читать ее вслух”. См. “ас-Сунан ат-Тирмизи” 2/448.
Что касается большинства имамов, то их доводом на чтение Корана вслух были следующие хадисы:
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Совершая молитву во время затмения, пророк (мир ему и благословение Аллаха) читал Коран вслух”. аль-Бухари 1065.
Что же касается хадисов о том, что некоторые сподвижники передают, что не слышали чтения пророка (мир ему и благословение Аллаха) во время молитвы затмения, то они не являются достоверными. Но даже если они и достоверны, то вероятно до них не доходило его чтение по причине многочисленности молящихся и нахождения их в задних рядах. Имам аш-Шаукани сказал: “Вероятно, Самура не слышал чтения по причине того, что стоял далеко, тем более в одной из версий сказано: «Мы пришли, а мечеть была переполнена»”. См. “Найлюль-аутар” 7/163.
Проповедь (хутба) имама во время затмения
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произошло солнечное затмение, он стал молиться вместе с людьми. Сначала он долго стоял, потом совершил долгий поясной поклон, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а затем совершил еще один долгий поясной поклон, но более короткий, чем первый. Потом он дважды совершил долгий земной поклон, после чего таким же образом совершил второй рака’ат, а когда солнце показалось снова, закончил молиться и обратился к людям с хутбой (проповедью). Воздав хвалу Аллаху и восславив Его, он сказал: «Поистине, солнце и луна являются двумя знамениями из числа знамений Аллаха, а затмения их не происходят ни из-за смерти, ни из-за рождения кого бы то ни было из людей. И поэтому, если вы увидите подобное, взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». Затем он сказал: «О община Мухаммада! Клянусь Аллахом, при виде того, как Его раб или Его рабыня совершают прелюбодеяние, никто не испытывает большей ревности, чем Аллах! О община Мухаммада, клянусь Аллахом, если бы вы знали то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!»” аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Некоторые ханафиты и маликиты считали, что нет проповеди после молитвы затмения. См. “аль-Хидая” 1/88, “аль-Мунтакъа” 1/327.
Однако хадисы на эту тему опровергают данное мнение.
Имам ан-Науауи сказал: “После каждой молитвы затмения имаму следует произносить хутбы, внушая людям страх перед Аллахом Всевышним и побуждая их к проявлению повиновения Ему, раздаче милостыни и освобождению рабов, поскольку в известных хадисах сообщается, что так поступал и пророк (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, во время хутбы имаму следует побуждать людей благодарить Аллаха Всевышнего за Его благодеяния и предостерегать их от небрежения и самообольщения”. См. “аль-Азкар” 376.
Имам аш-Шафи’и считал, что проповедь пятничной молитвы и молитвы двух праздников аль-‘Идд, а также молитвы по случаю испрашивания дождя и по случаю затмения, являются идентичными, и что их следует разделять на две части. См. “аль-Умм” 1/272.
Но некоторые ханбалиты считали, что проповедь во время затмения одна, и не разделяется на две части, подобно пятничной. И к этому мнению склонился шейх Ибн ‘Усаймин. См. «аль-Инсаф» 2/448, «Шарх аль-Мумти’» 5/188.
Также некоторые посчитали, что под «проповедью» в упомянутом хадисе речь идёт не о полноценной проповеди, а об увещевании. Однако упомянутый хадис отвергает это понимание по той причине, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал эту хутбу так же, как начинал пятничную проповедь. Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “После завершения молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) встал, воздал хвалу Аллаху и восхвалил Его, и сказал: «А затем…», после чего стал увещевать людей. Эти поступки являются качествами полноценной хутбы”. См. «Шарх аль-Мумти’» 5/188.
Но при увещевании людей не следует затягивать хутбу, ибо подобное противоречит Сунне! Со слов ‘Аммара ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, продолжительность молитвы человека и краткость его проповеди свидетельствуют о его осведомлённости (фикъхе). Так удлиняйте же молитву и сокращайте хутбу». Муслим 869.
Направляя Зайда ибн Аби Суфьяна в Шам, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал ему: “Когда будешь произносить увещевание, то будь краток и не говори много слов, ведь поистине, множество слов становятся причиной того, что одни слова заставляют забыть другие”. Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” 35/248.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учёные порицали удлинение увещевания, что приводило к забывчивости услышанного по причине длительности увещевания. Однако они хвалили такой вид увещевания, который осознавал услышавший и усваивал это. А подобное не может произойти, кроме как при кратком увещевании”. См. “аль-Истизкар” 2/364.
Некоторые желательные поступки во время затмения
О раздачи садакъа во время затмения
Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы увидите затмение, то взывайте к Аллаху, произносите слова “Аллаху акбар”, молитесь и раздавайте милостыню». аль-Бухари 1044, Муслим 901.
Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид говорил: “В этом хадисе довод на желательность раздачи садакъа при страхе, чтобы предостеречься от опасности”. См. “аль-Ихкам” 2/144.
Со слов Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что она сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел людям освобождать рабов во время солнечного затмения”. аль-Бухари 1054.
Обращение к Аллаху с мольбой за защитой от мучений могилы во время затмения
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Однажды рано утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сел на свою верблюдицу и куда-то поехал, но через некоторое время началось солнечное затмение, и он вернулся назад еще до полудня. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прошел мимо комнат (своих жен) и встал на молитву, а люди встали позади него. Сначала он долго стоял, потом надолго склонился в поясном поклоне, потом выпрямился и снова стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил еще один долгий поясной поклон, занявший меньше времени, чем первый, после чего выпрямился и дважды совершил земной поклон. Затем он снова встал и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, а потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого. Затем он выпрямился и стоял долго, но меньше, чем в первый раз, потом совершил долгий поясной поклон, длившийся меньше первого, потом выпрямился, дважды совершил земной поклон и закончил молиться. Потом он сказал то, что было угодно Аллаху, а потом велел людям молить Аллаха о защите от мучений могилы”. аль-Бухари 1049, 1050.
О поминании Аллаха во время затмения, обращении к Нему с мольбами и покаянием
Абу Муса (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда произошло солнечное затмение, пророк (мир ему и благословение Аллаха) в страхе встал со своего места, опасаясь, что настал Час этот, пришел в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго, а потом он сказал: «Ни смерть, ни жизнь никого из людей не может служить причиной этих знамений, посылаемых Аллахом, но ими Аллах внушает страх Своим рабам, а поэтому, когда вы увидите что-нибудь подобное, начинайте поминать Его, взывать к Нему с мольбами и просить Его о прощении»”. аль-Бухари 1059, Муслим 912.
Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что согласно Сунне во время солнечных и лунных затмений положено часто поминать Всевышнего Аллаха и обращаться к Нему с мольбами. Кроме того, по единогласному мнению мусульман, во время затмений следует совершать молитву”. См. “аль-Азкар” 374.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на желательность покаяния при затмении, поскольку это является причиной отвращения беды”. См. “Фатхуль-Бари” 2/546.
Заключение
На основании изложенного следует:
– Затмение солнца и луны являются знамениями Аллаха, которыми Он устрашает Своих рабов;
– Является желательным совершать молитву по случаю затмения солнца или луны, пока не пройдет затмение;
– Не следует опираться в этом на вычисления астрономов, как и совершать эту молитву, если затмения в той или иной местности не ощутимо;
– У молитвы затмения нет азана или икъама, однако к ней можно призывать словами «Общая молитва»;
– Молитва затмения солнца и луны состоит из двух рака’атов, и в каждом из рака’атов совершается два поясных поклона и два земных;
– Молитву по случаю затмения желательно совершать в коллективе, к тому же в мечети. Если же нет мечети и нет коллектива, то можно совершать ее и в одиночку;
– Женщины также могут принять участие в совершении этой молитвы с мужчинами за имамом;
– Эту молитву следует читать имаму вслух;
– После завершения молитвы затмения следует обратиться к мусульманам с увещеванием;
– Также во время затмения является желательным совершать садакъа, поминать Аллаха и восхвалять Его, просить Его о защите от мучений могилы, каяться и обращаться к Нему с прочими мольбами.
И в завершение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Использованная литература
- «Фатхуль-Бари би шарх Сахих аль-Бухари» Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни.
- «Шарх Сахих Муслим» Яхья ибн Шараф ан-Науауи.
- «аль-Азкар» Яхья ибн Шараф ан-Науауи.
- «аль-Мухаррар филь-хадис» Мухаммад Ибн ‘Абдуль-Хади.
- «Найлюль-аутар мин асрар Мунтакъа аль-ахбар» Мухаммад аш-Шаукани.
- «Субулю-Ссалям» Мухаммад аль-Амир ас-Сан’ани.
- «Тамамуль-минна» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «Ируа аль-гъалиль» Мухаммад Насыруддин аль-Альбани.
- «Бугъятуль-мутатауи’ фи саляти-ттатауу’» Мухаммад ибн ‘Умар Базмуль.
- «аль-Уаджиз фи фикъхи-Ссунна уаль-Китабиль-‘Азиз» ‘Абдуль-‘Азым ибн Бадауи.
- «аль-Любаб фи фикъхи-с-Сунна уаль-Китаб» Мухаммад Субхи Халлякъ.
- «Сахих фикъху-Сунна» Абу Малик Камаль ибн Сайд Салим.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=17852