Содержание (в виде ссылок):
• Доводы запрещающих брать плату за обучение Корану
• Доводы разрешающих брать плату за обучение Корану
• Объединение между запрещающими текстами и дозволяющими

بســـــــم الله الرحمن الرحيـــــــم

Доводы запрещающих брать плату за обучение Корану

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!А затем:

Ученые во все времена высказывали различные мнения относительно того, можно ли брать какую-либо плату за Коран, будь это обучение ему, его чтение, заклинание больных посредством него и т.п.

Группа имамов считала это однозначно запретным, среди которых ад-Даххак, ‘Ата, аз-Зухри, имамы из числа ханафитов и ханбалитов. В качестве довода они опирались на следующие тексты Корана и Сунны:

Всевышний Аллах сказал: «Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену!» (аль-Бакъара 2: 41).

Всевышний Аллах также сказал Своему Пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Скажи: “Я не прошу у вас вознаграждения за него. Это не что иное, как Напоминание для миров”» (аль-Ан’ам 6: 90).

Со слов ‘Абдур-Рахмана ибн Шибля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте Коран и поступайте в соответствии с ним. Но не отдаляйтесь от него, не впадайте в излишество относительно него, не питайтесь за счет него и не обогащайтесь посредством него!» Ахмад 3/428, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/142, Абу Я’ля 1518. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» № 1168.

Абу Са’ид аль-Худри рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обучайтесь Корану и просите посредством него у Аллаха Рай, пока ему не обучатся люди, которые будут просить посредством него мирское! Воистину, трое изучают Коран: тот, кто хвастается им; тот, кто ест посредством него; и тот, кто читает его ради Аллаха». Ибн Наср в “Къийям аль-лейль” 73, аль-Багъауи в “Шарху-Ссунна” 1183. Хадис хороший. См. “ас-Силсиля ас-сахиха” № 258.

аль-Хасан аль-Басри рассказывал, что однажды ‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) проходил мимо одного чтеца, который читал Коран, а затем начал просить что-то у людей. И ‘Имран (от возмущения) сказал: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся!”, после чего сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Пусть тот, кто прочитал Коран, просит посредством него Аллаха, ибо появятся люди, которые будут читать Коран и просить посредством него людей!» ат-Тирмизи 2917. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 6467.

‘Убада ибн Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то я обучил людей из числа «под навеса» Корану, после чего один из них дал мне лук. Я сказал себе: “Это не имущество, и я буду использовать его на пути Аллаха. Но лучше я пойду к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и уточню у него”. Я пришел к нему и сказал: “О Посланник Аллаха, человек из тех, кого я обучил Корану дал мне лук, но это не деньги и я буду использовать его на пути Аллаха”. На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты желаешь, чтобы тебя опоясали огненным поясом, то бери». Абу Дауд 3416, Ибн Маджах 2157.

Имамы разногласили относительно достоверности этого хадиса. Многие назвали его слабым, а шейх аль-Альбани назвал его достоверным в силу существования подобных хадисов и усиливающих его путей.

Исма’иль ибн ‘Убайдуллах рассказывал: “Однажды халиф ‘Абдуль-Малик ибн Маруан сказал мне: “О Исма’иль, обучи моего сына и я воистину вознагражу тебя!” Я сказал: “О повелитель правоверных! Как же так, ведь Умм ад-Дарда рассказала мне со слов Абу ад-Дарды (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто возьмет за обучение Корану даже лук, на того Аллах наденет в Судный день лук из Огня!» Тогда ‘Абдуль-Малик сказал: “О Исма’иль, я не собираюсь давать тебе плату за Коран, однако хочу дать тебе награду за обучение грамматике”. аль-Мухалляди в “аль-Фауаид” 1/268, аль-Байхакъи 6/126 и др.

Данный хадис является достоверным, а что касается слов аль-Байхакъи: “У этого хадиса от Абу ад-Дарды нет основы”, то имам Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъий» сказал на это: “Этот хадис привел аль-Байхакъи с хорошим иснадом, и я не знаю, какова причина для заявления о его слабости и того, что нет у этого хадиса основы!”

А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис привёл ад-Дарими с иснадом, который соответствует условиям достоверности Муслима. Однако его шейх ‘Абдур-Рахман ибн Яхья ибн Исма’иль, от него Муслим не приводил хадисов (у себя в «ас-Сахих»), но Абу Хатим сказал об этом передатчике: «Нет в нем проблем»”. См. “ат-Тальхыс” 333.

Также достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Ибн аль-Муляккъин и шейх аль-Альбани. См. “аль-Бадр аль-мунир” 8/300, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 256.

Доводы разрешающих брать плату за обучение Корану

Что же касается других ученых, и их большинство, среди которых Малик, аш-Шафи’и, а также имам Ахмад в одном из мнений, то они считали, что нет ничего запретного в том, чтобы брать плату за Коран. В качестве довода они использовали следующие хадисы:

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то группа сподвижников проходила мимо оазиса, один из жителей которого был укушен скорпионом. К ним навстречу вышел житель и сказал: “Есть ли среди вас умеющий читать заклинания? У нас есть человек, которого укусил скорпион”. Один из сподвижников отправился и прочел больному суру «аль-Фатиха» за несколько овец, после чего больной исцелился. После этого он привел овец к своим спутникам, но им это не понравилось, и они сказали: “Ты же взял плату за Книгу Аллаха!” Когда же они вернулись в Медину, они сказали: “О Посланник Аллаха! Он взял плату за Книгу Аллаха”. На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!» аль-Бухари 5737.

Сторонники этого мнения говорили, что в данном хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно и обобщенно похвалил заработок, посредством Корана, не сделав каких-либо ограничений. Когда ученых Постоянного Комитета спросили: «Дозволено ли брать плату за обучение Корану?» Они ответили: “Дозволено брать плату за обучение Корану, и это более правильное мнение из мнений ученых, согласно обобщенным словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!». Этот хадис приводит имам аль-Бухари. И тем более это дозволено, когда в этом есть нужда”. См. “Фатауа аль-Ляджна” 4/91.

Сахль ибн Са’д (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то одна женщина предложила себя в жены Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и кто-то из мужчин сказал ему: “О Посланник Аллаха (если ты не женишься на ней), выдай ее замуж за меня!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А что у тебя есть (в качестве махра)?» Он ответил: “У меня нет ничего”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ступай и постарайся найти хотя бы железное кольцо». Этот человек ушел, а потом вернулся и сказал: “Клянусь Аллахом, я не нашел ничего, даже железного кольца. Но вот мой изар, и пусть ей будет половина от него”. А у него не было даже накидки. Выслушав его, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А что ей делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, ничего не останется ей, а если его будет носить она, ничего не достанется тебе». Тогда этот человек сел, а просидев долгое время, поднялся со своего места. Это увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который подозвал его и спросил: «Что ты знаешь из Корана (наизусть)?» Он ответил: “Такую-то и такую-то суру”. И тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Мы выдаем ее за тебя замуж за то, что ты знаешь из Корана». аль-Бухари 5121, Муслим 1425.

Ученые этого мнения говорили, что данный хадис указывает на дозволенность использования обучения Корану заменой платы брачного дара, и если бы это было запрещено, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не позволил бы использовать обучение Корану для бытовой цели.

А что касается доводов ученых, запрещавших брать что-либо за Коран, то они истолковали аяты, которые они приводили в доводы, а на их хадисы сказали, что достоверность их вызывает сомнение, тогда как достоверность двух упомянутых хадисов не вызывает никаких сомнений. Имам аль-Байхакъи, упомянув хадис ‘Убады: «Если ты желаешь, чтобы тебя опоясали огненным поясом, то бери», сказал: “В отношении этого хадиса есть разногласие, как ты видишь, тогда как хадис от Ибн ‘Аббаса и Абу Са’ида («самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха») достовернее него иснадом”. См. “ас-Сунан аль-кубра” 6/125.

И хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили сказал: “Эти пути хадисов (о запрещении) не могут быть противопоставлены тому, что достоверно сообщается от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха!» См. “аль-Ахкам аль-уста” 3/283.

 

Другие же учёные говорили, как это передал имам аль-Хаттаби, что нет проблем брать плату или награду за обучение Корану, если человек не ставил условием никакой награды для этого сам. И этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин и аш-Ша’би. Или же нет проблем взять человеку, занимающемуся обучением мусульман Корану, если он берет плату с исламской казны на своё содержание.

Объединение между запрещающими текстами и дозволяющими

А группа учёных попыталась совместить все хадисы данной главы, и они сказали, что брать плату или добиваться мирского, используя Коран, является запретным, в частности брать плату за обучение Корану, тогда как брать плату за лечение Кораном можно, что является исключением. Имам Ибн аль-Къайим, приведя хадис о запрете брать плату за обучение Корану, сказал: “И это не противоречит словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Самым достойным заработком является то, что заработано Книгой Аллаха», поскольку в данной истории речь шла о лечении посредством Корана, и тот сподвижник взял плату именно за лечение, а не обучение Корану. Тогда как в другом хадисе есть запрет на то, чтобы брать плату за обучение Корану”. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 4/333.

Также заключил и имам аш-Шаукани, сказавший, что разрешается брать плату за чтение и заклинание посредством аятов, но запрещается брать плату за обучение Корану. См. “Найлюль-аутар” 5/364.

Имам аш-Шаукани сказал: “Объединить хадисы (этой главы) возможно, если слово «плата», упоминаемое в этом хадисе истолковать как «награда», о чем уже упоминалось (что такое понимание противоречит явному смыслу хадиса). Или, что смысл в дозволенности брать плату только за рукъя, на что указывает текст хадиса, и тогда это будет конкретизацией хадисов о запрете. Или же слово «плата» в этом хадисе взять в общем смысле, что будет включать в себя и рукъя, и чтение, и обучение. Но следует сделать исключение для платы именно за обучение, и остается то, что помимо этого (плата за рукъя и чтение). И это самая лучшая попытка совмещения всех хадисов и следует склоняться именно к нему”См. “Найлюль-аутар” 10/437.

Как бы то ни было, лучше не брать плату за обучение Корану, о чем говорили даже те имамы, которые считали это дозволенным, обучая Корану искренне, ради Лика Аллаха, желая получения великой награды лишь от Него, если только он не будет нуждаться в этом.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=7700


Поделиться: