С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Обращаться на суд к тагъуту в своей основе строго настрого запрещено!
К этому относятся любые законы, помимо Закона Аллаха, и нет разницы между законами того или иного правого государства или уличными понятиями или законом блатных или обычаев тех или иных народов – все они равны между собой и все они не имеют отношения к Закону Аллаха.
Однако в виде исключения учёные дозволяли обращаться к суду существующей власти, когда в этом есть необходимость и отсутствует любая другая возможность восстановить свои права, вернуть причитающееся по праву, или отвратить от себя несправедливость. При условии, что человек знает полагающееся ему по Шариату и не возьмёт больше этого.
По той причине, что непонимание этого вопроса часто вызывает неурядицу среди мусульман, хотелось бы процитировать слова великих и признанных учёных по данному вопросу.
Спросили учёных Постоянного комитета: «Каково постановление вопроса обращения на суд к судье в Америке, относительно спорных вопросов среди мусульман, как положения развода, торговли и тому подобных вещей?»
Они ответили: “Не дозволено мусульманину обращаться за судом к выдуманным законам, кроме как при необходимости, когда нет шариатского суда. Но если в его пользу будет вынесено неправильное решение (неверным судом), то нельзя ему это присваивать!” (См. “Фатауа аль-Ляджна” 23/502).
Под этим ответом подписались следующие члены Постоянного комитета: ‘Абдуль-‘Азиз ибн Баз, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан и Бакр Абу Зейд.
Спросили шейха Ибн База: «Каково положение обращения на суд к тем, кто судит по вымышленным законам, если все суды в его городе судят по ним? В противном случае человек не может получить свои права, кроме как обратившись к ним на суд. Становится ли в таком случае человек неверным?»
Шейх Ибн Баз ответил: “Если он вынужден обратиться к такому суду, то не становится из-за этого неверным. Однако он не должен обращаться к ним на суд, кроме как если будет вынужден сделать это и не будет другого метода отстоять свои права. Также он не должен брать то, что было присуждено ему, если это противоречит пречистому Шариату”. (См. “Фатауа Ибн Баз” 23/214).
Спросили шейха аль-Альбани: «О шейх, можно ли обращаться в суд, который судит по вымышленным законам, если я являюсь притеснённым в каком-то положении?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Нельзя, кроме как тому, кто является вынужденным. И он может требовать только то, что позволил ему Шариат. Не дозволено обращаться в такой суд по причине известного положения, о котором ты упомянул (что эти суды руководствуются выдуманными законами), кроме как если человек будет вынужден. При этом нельзя злоупотреблять этим и через выдуманные законы претендовать на то, на что человек не имеет права. Основа в том, что это запрещено, а исключением является то, что я упомянул при наличии этих условий”. (Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 337).
Спросили также шейха аль-Альбани: «Если между двумя людьми сложилась спорная ситуация, разрешено ли одному из них обратиться в суд, который из числа судебных учреждений неверных, чтобы восстановить свои права, которые невозможно восстановить, кроме как этим путём?»
Шейх аль-Альбани ответил: “Если он убеждён в том, что решение суда по тому вопросу, с которым он обращается, не противоречит решению Шариата, то ему это разрешено. А если нет, то нет”. (Сл. “Сильсилятуль-худа уан-нур” № 624).
Спросили шейха ‘Абду-Рраззакъа ‘Афифи: «Каково постановление на счёт обращения к судам, которые судят по выдуманным законам?»
Шейх ‘Афифи ответил: “По мере возможностей ему не следует обращаться к ним, однако если невозможно взять своё право, кроме как через этот путь, то нет в этом проблем”. (См. “Фатауа ‘Абд ар-Раззакъ ‘Афифи” 1/166).
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “В действительности этот вопрос является очень важным, т.е. например, дозволено ли нам обратиться на суд к тем, кто судит по выдуманным законам, если мы правы, или же следует утратить свои права (не обращаясь к ним на суд)? Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, упомянул в начале книги «ат-Турукъ аль-хукмийя», что среди фкъихов есть такие, кто сказал: «Не обращаешься к ним на суд, даже если будут потеряны все твои права». И он сказал, что подобным подходом дела людей не придут в порядок. Особенно учитывая многочисленность тех, кто судит не согласно тому, что ниспослал Аллах. Ты можешь обращаться к ним на суд, однако если в твою пользу будет вынесено решение, не основанное на том, что ниспослал Аллах, ты должен отвергнуть это. А что касается того, чтобы мы утратили права людей, а речь может идти о большом имуществе, о многочисленных наследниках, то неужели мы всё это потеряем по той причине, что такой-то судит по выдуманным законам?! Мы обратимся к нему за судом, и если он вынесет решение согласно истине, то истина принимается от любого человека”. (Сл. «Шарх Задиль-мустакъни’/Китаб аль-бую’» № 37А).
Спросили мусульмане Америки шейха Мукъбиля ибн Хади: «Каково положение человека, который обращается в американский суд, если он вынужден сделать это?»
Шейх Мукъбиль ответил: “Если вы вынуждены сделать это, чтобы получить своё имущество, и у вас нет иного варианта на это, кроме как обратившись к ним, то в этом нет проблем. А если вы желаете обращаться на суд к ним, и не желаете обращаться на суд к учёным Ислама, то это считается неверием. Всевышний Аллах сказал: «Разве ты не видел тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и в ниспосланное до тебя, но желают обращаться на суд к тагъуту, хотя им приказано не веровать в него? Шайтан желает ввести их в глубокое заблуждение» (4: 60).
Слово «желают» указывает на желание этого в их намерении.
Если ты стремишься получить свои права, и не можешь сделать этого, кроме как через этот выдуманный суд, то ты можешь обратиться к ним. А если ты желаешь обращаться за судом к выдуманным законам, а не к учёным Ислама, то в этом для тебя есть опасение неверия”. (Сл. “Асъиля Амрика”).
Спросили шейха ‘Абдур-Рахмана аль-Баррака: «Если у мусульманина есть тяжба в стране неверных или подобной им, может ли он обратиться на суд к выдуманным законам?»
Шейх аль-Баррак ответил: “Если на мусульманина покушаются в стране неверных, будь то на его жизнь, его имущество или его свободу, то он может обратиться со своей проблемой к тому, кто может избавить его от притеснения или защитить от несправедливости. Поистине, притеснённый человек может обратиться за помощью к тому, кто окажет ему помощь, но без того, чтобы самому переходить границы в отношении несправедливого. Если человек знает, что комитет, к которому он обратился для решения проблемы, покусится на притеснителя сверх того, что он заслуживает, возлагая на него штрафы, превышающие то, чем он обязан, то притесняемому не дозволяется брать больше причитающегося ему.
Подобное не расценивается, как обращение на суд к тагъуту, ибо обращающиеся на суд к тагъуту – это те, которые предпочитают этот суд над Шариатом Аллаха, проявляя довольство им и принимая его постановления, зная, что это противоречит Шариату Аллаха. Всё, что противоречит закону Аллаха из постановлений тех, кто судит по выдуманным законам, является злом, будь они из числа неверных, как иудеи и христиане, или же из числа причисляющих себя к Исламу.
К примеру, мусульманке запрещается обращаться на суд к выдуманным законам против своего мужа, если она знает, что этот суд обяжет мужа свыше того, чем обязал его Шариат. Как и запрещено мусульманке обращаться в суд, чтобы требовать половину наследства, зная о том, что этот закон уровнял мужчин и женщин в доле наследства! И нельзя ей брать свыше того, что предписал ей из доли наследства Аллах.
Не скрыт тот факт, что обращения в подобные судебные инстанции и учреждения являются вынужденной мерой, ибо, если для проживающих в таких странах мусульман будет обязательным отказ от обращения в их суды в случае притеснения, то их постигнет великий вред по этой причине. И преступники станут покушаться на мусульман, если узнают, что им не оказывается помощь!
Исходя из сказанного, следует, что обращение в подобные судебные инстанции в упомянутых случаях относится к вынужденности. И это не противоречит обязательному проявлению неверия в тагъута, противоречащему Шариату Аллаха, который Он ниспослал в Своей Книге и Сунне Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. (См. “Фатауа аль-Баррак” № 12848).
Итак, по данному вопросу были упомянуты фетвы признанных учёных, среди которых Ибн Баз, аль-Альбани, ‘Абдур-Раззакъ ‘Афифи, Ибн ‘Усаймин, Мукъбиль ибн Хади, ‘Абдуль-‘Азиз Али аш-Шейх, Салих аль-Фаузан, Бакр Абу Зейд, ‘Абдур-Рахман аль-Баррак, и прежде, чем прислушиваться к кому-то, кто считает обращение на суд к тагъуту в упомянутых случаях запретным, более того, неверием, он обязан предоставить нам слова учёных, которые по своему знанию и признанию были бы такого же уровня, как вышеперечисленные учёные, чтобы хотя бы можно было сказать о том, что в данном вопросе есть разногласие среди учёных.
Однако следует отметить, если какая-либо тяжба произошла между мусульманами, которые проживают в странах, где нет шариатских судов, то они не должны сразу же обращаться на суд тагъута. Напротив, им следует обратиться к обладателям знания их местности из числа праведных мусульман, чтобы они разрешили их конфликт согласно Шариату Аллаха, на правомочность чего указывают Коран и Сунна. Так, Всевышний Аллах, говоря о путях разрешения конфликта между супругами, сказал: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (4: 35).
Шурейх ибн Хани рассказывал: “Когда мой отец – Хани прибыл с делегацией к Посланнику Аллаха ﷺ, он услышал, как соплеменники Хани именуют его Абу аль-Хакам (наилучший судья). Тогда Посланник Аллаха ﷺ подозвал его и сказал: «Воистину, истинным судьёй является Аллах, и только Ему принадлежит власть! Так почему же тебя именуют Абу аль-Хакам?» Он ответил: “Когда среди моих соплеменников возникает конфликт, они приходят ко мне, чтобы я рассудил между ними, после чего обе стороны остаются довольны”. Пророк ﷺ сказал: «Что может быть прекраснее этого!» (Абу Дауд 4955, ан-Насаи 5387. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль” 2615).
Как мы видим из этого хадиса, Пророк ﷺ назвал его действия в виде разрешения конфликтов людей, прекрасным деянием. Однако то, что было действительно порицаемым, а это именование его Абу аль-Хакамом, Пророк ﷺ порицал и запретил, объяснив причину. Подобное разрешение конфликтов узаконено в Шариате и именуется, как «ат-тахким». (См. “Джами’ ли-ахкам аль-Къуран” 5/179).
А всё знание принадлежит лишь Всевышнему Аллаху и Ему ведомо лучше обо всём этом.
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=2562