С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Многие мусульмане часто задаются вопросом: “Могут ли ученые нашего времени заниматься уточнением достоверности хадисов и асаров из тех или иных сборников? Кто-то говорит можно, а кто-то нельзя…”

Этот вопрос впервые в исламской общине поднялся во времена имама Абу ‘Амра ибн ас-Салляха, который умер в 643 году по хиджре, поскольку был первым, кто затронул этот вопрос.

Чтобы понять ответ на него, нужно обратиться к специалистам области хадисоведения и имамам этой науке, а не к суфиям, современным аш’аритам и прочим заблудшим, которые запрещают выносить суждение относительно достоверности и слабости хадисов, чтобы выбирать хадисы на свой вкус и отвергать их по своему усмотрению!

 

Итак, у ученых в этом вопросе было два мнения:

Первое мнение заключается в том, что дверь в исследовании достоверности и слабости хадисов закрыта, и это мнение принадлежит имаму Ибн ас-Салляху. См. “Мукъаддима Ибн ас-Саллях” 9.

И неизвестно, чтобы кто-либо из имамов хадисоведения высказал такое же мнение, как он. Единственно у имама Ибн Джама’а есть некоторые слова, из которых можно сделать вывод, что он был согласен с Ибн ас-Салляхом. См. “ат-Тадриб ар-рауи” 1/143.

 

Второе мнение заключает в том, что дозволено специалистам в области хадисоведения заниматься изучением их достоверности, слабости т.п. И это мнение передается от всех имамов, которые жили как во время Ибн ас-Салляха, так и после него вплоть до наших дней. Более того, ас-Суюты, перечислив имамов его времени и тех, кто был после него, сказал: “И из них были те, кто сказал: «Нет у него (Ибн ас-Салляха) саляфа в этом мнении!»” См. “Тадриб ар-рауи” 1/153.

Таким образом, все имамы пошли в противоречие в этом мнении Ибн ас-Салляху в словах и делах. Например, хафиз Дыя аль-Макъдиси, который умер в тот же год, что и Ибн ас-Саллях. Кстати, имам ад-Дыя – это автор сборника хадисов под названием «аль-Ахадис аль-мухтара», в которой он собрал хадисы, считавшие достоверными, но которых не было в сборниках «ас-Сахих» аль-Бухари и Муслима. В этом плане его книга была подобна сборнику имама аль-Хакима «аль-Мустадрак ‘аля ас-сахихейн», но с учетом того, что его сборник был намного лучше, чем сборник аль-Хакима. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил о ад-Дыя и его сборнике: “Он выше степенью, чем аль-Хаким в уточнении достоверности хадисов. Он в вопросах суждения о достоверности хадисов ближе к ат-Тирмизи, Абу Хатиму (Ибн Хиббану) и им подобным. И ошибок грубых у него мало”. См. “ар-Радд ‘аля аль-Ахнаи” 264.

Также имаму Ибн ас-Салляху в его мнении пошел в противоречие его другой современник – хафиз Закиюддин аль-Мунзири, который в своей известной книге «ат-Таргъиб уа-ттархиб» выносил суждения о слабости и достоверности хадисов.

А также считали и такие имамы, как: ан-Науауи, ад-Думьяты, ас-Субки, аль-Миззи, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар, ас-Суюты и прочие имамы, составлявшие труды о хадисоведении. Хафиз аль-Иракъи сказал: “И на этом мнении мухаддисы! Ведь группа из числа поздних имамов выносила суждение о достоверности хадисов, относительно которых мы не нашли слов у ранних имамов”. См. “Тадриб ар-рауи” 1/143.

 

И это мнение однозначно правильное! И на это указывают множество важных причин:

Во-первых, слова о том, что последующие поколения ученых не имеют право заниматься вопросами достоверности хадисов, косвенно делает из ранних имамов непогрешимых и не ошибающихся, тогда как от ошибок был защищен только Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха)!

Во-вторых, сколько есть ранних имамов до Ибн ас-Салляха, кто выносил суждение о достоверности хадиса, тогда как этот хадис был однозначно слабым. В пример чему можно привести суждение о достоверности хадисов такими имамами, как ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Сколько же есть хадисов, суждение о достоверности которых вынес какой-то имам из числа ранних, в которых поздний нашел явный недостаток, мешающий выносить суждение о его достоверности?!” См. “Тадриб ар-рауи” 1/270.

В-третьих, поздние имамы изучали положение передатчиков хадисов из того, что до них дошло о них. И они составляли о них труды и опирались на труды и книги ранних имамов, составлявших о передатчиках целые сборники. И в этом они подобны многим ранним имамам, ведь большинство передатчиков ранние имамы также не застали в живую, а узнали о них со слов, дошедших до них от первых имамов.

В-четвертых, заниматься уточнением хадисов, исследовать их достоверность, слабость и т.п. является обязательным для обладающих знанием в этой науке! Ведь сколько есть выдуманных и слабых хадисов, на которые опираются заблудшие секты в качестве довода. И если не выносить суждение по ним, то это откроет двери к большой беде!

В-пятых, есть множество сборников хадисов и асаров, относительно которых ранние имамы не выносили суждение об их достоверности. И если оставлять все эти сборники без уточнения их достоверности, то это подразумевает оставление шариатских текстов и оставление действа по наследию Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и саляфов. См. «‘Ильм усуль аль-джарх уа-тта’диль» 94-99.

Поясняя причину того, почему имам ат-Табарани в своих сборниках приводил и недостоверные хадисы, доктор Мухаммад Ахмад Ридуан Салих сказал: “В своих трудах ат-Табарани не ставил себе целью собирать только достоверные хадисы от Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Напротив, он собирал в них и достоверные хадисы, и хорошие, и слабые и другие хадисы. И ат-Табарани не был единственным, кто так поступал. Это было обычаем авторов (сборников хадисов) и до него. Желанием этих имамов было сохранение Сунны при помощи записи всех хадисов, которые были у них на руках, из того, что было приписано Пророку (мир ему и благословение Аллаха). После чего, они оставляли вопрос разделения достоверных хадисов от слабых для тех, кто придет после них. Ведь если бы они с самого начала занимались разделением между достоверными и недостоверными хадисами, то потратили бы множество времени на это дело, что могло стать причиной упущения большого числа Сунны”. См. “аль-Хафиз ат-Табарани уа джухуду фи хидма ас-Сунна ан-набауия” 167.

 

Что же касается тех хадисов, относительно достоверности которых ранние имамы были единогласны, как хадисы двух сборников «ас-Сахих» имамов аль-Бухари и Муслима, за исключением незначительного их числа, то никто из поздних не имеет права ослаблять их достоверность.

Также и наоборот, если ранние имамы сошлись на том, что тот или иной хадис является слабым, нет нужды обращаться к суждению поздних о достоверности такого хадиса.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Если мы найдем хадис, о котором имам из числа имамов, к которым возвращаются, вынес решения на счет его недостатка (‘илля), то первичней последовать за ним в этом, так же, как если он посчитает какой-то хадис достоверным. Вот аш-Шафи’и, несмотря на его величие как имама, он делает ссылку на имамов хадисоведения в своих книгах, и говорит: «На это указывает хадис, достоверность которого не подтвердили ученые из числа знатоков хадиса»”. См. “ан-Нукат” 2/711.

Хафиз ас-Сахауи сказал: “Если мы нашли слова ранних, то отдается предпочтение их суждению, поскольку Аллах даровал им обильное знание и память. А если они разногласили, тогда следует выбирать более сильное мнение”. См. “Фатх аль-мугъис” 1/237.

 

Нет сомнения, что все сказанное относится не к каждому, а лишь к ученым и истинным мухаддисам, специалистам этой великой науки. Именно им позволено заниматься исследованиями в этих вопросах!

 

А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедливые (учёные), которые отгоняют от него искажение излишествующих, добавление заблудших и толкование невежд». аль-Байхакъи 10/209, аль-Хатыб 1/29. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ахмад, аль-Лялякаи, Ибн ‘Абдуль-Барр, аль-‘Укъайли, аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=13524


Поделиться: