بســــــم الله الرحمن الرحيــــــم
Вера в мучение могилы является вероубеждением ахлю-Ссунна
Вера в мучение могилы является обязательной и это то, что разделяет между убеждением сторонников Сунны и приверженцев нововведений.Абу-ль-Хасан аль-Аш’ари сказал: “Хариджиты не признавали мучение могилы, и они не считали, что кто-либо будет подвергаться в могиле мучениям”. См. “Макъалят аль-ислямиин” (1/206).
Ибн Хазм сказал: “Дидар ибн ‘Амр аль-Гъатафани – из числа шейхов му’тазилитов отрицал мучение в могиле, и это было мнением хариджитов, которых мы встречали”. См. “аль-Фисаль” (4/66).
Следует знать, что приверженцы нововведений с давних пор отрицали и не верили в мучение могилы, опираясь в этом либо на логику, либо утверждая о том, что об этом нет прямых аятов в Коране, а хадисы об этом передаются единичными путями, которые не пригодны для того, чтобы строить на них вероубеждение.
И этому заблудшему мнению также следуют некоторые современники, подвергнутые философским учениям му’тазилитов.
Всё это ложные измышления заблудших сект!
‘Абдуллах ар-Руми рассказывал: “Однажды к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах) пришёл один человек и сказал: “О Абу Хамза, я встретил людей, которые отрицают заступничество в Судный день и мучение могилы”. На что Анас сказал: “Эти люди – лжецы! Не сиди с ними”. аль-Аджурри в “аш-Шари’а” (2/116), Ибн Батта в “аль-Ибана” (408), аль-Лялякаи в “Шарх усуль аль-и’тикъад” (6/1198). Иснад достоверный. См. “Тахкыкъ аль-Маталиб аль-‘алия” (18/481).
Имам аш-Шафи’и сказал: “Вера в мучение могилы, в райский водоём, в заступничество, в выход Дадджаля, в Мункара и Накира, является истиной. Верить во всё это является обязательным, а кто оставит что-то из этого, тот противоречит тем самым Книге Аллаха и Сунне Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “И’тикъад аш-Шафи’и” (стр. 18).
Имам Ахмад сказал: “Мучение в могиле – истина, и никто не будет отрицать этого, кроме заблудшего и вводящего в заблуждение!” См. “аль-Масаиль уа-ррасаиль” (2/177).
‘Абдуллах ибн Ахмад сказал: “Я слышал, как мой отец (Ахмад ибн Ханбаль) говорил: «Могилы грешников из числа приверженцев Сунны – это сады из числа садов Рая, а могилы усердно поклоняющихся приверженцев нововведения – это ямы из числа ям Ада»”. См. “аль-Лятаиф мин дакаикъ аль-ма’ариф” (406).
Имам Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Сообщения, указывающие на мучение и блаженство могилы, передаются множеством путей (мутауатир), и ахлю-Ссунна уаль-джама’а верит в это. И не отрицает этого никто, кроме приверженцев нововведений”. См. “ат-Тамхид” (22/247).
О мучении в могиле не говорится прямо в Коране, по причине чего некоторые секты и отрицали такое положение. Однако о том, что в Коране в тех или иных аятах речь идёт именно о мучении в могиле подтверждается толкованием Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сподвижников и саляфов!
Всевышний Аллах сказал: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскрешения Мы воскресим его слепым» (20: 124).
Со слов Абу Хурайры и Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) относительно слов: «тяжкая жизнь», сказал: «Это – мучение могилы». Ибн Хиббан (3119), аль-Хаким (1/381). Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” (5/324), “Сахих Мауарид аз-замъан” (1467).
Всевышний Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (14: 27).
Со слов аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Этот аят был ниспослан относительно мучения в могиле». аль-Бухари (1369, 4699), Муслим (2871).
Всевышний Аллах сказал: «Также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды» (9: 101).
Аль-Хасан аль-Басри в отношении этого аята сказал: “Речь идёт о наказании в мире этом и наказании в могиле”. ‘Абдур-Раззакъ в “ат-Тафсир” (1121).
А Къатада сказал: “Речь идёт о наказании в могиле и наказании в Аду”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (10304).
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Воистину, на мучение в могиле Коран указывает в некоторых местах”. См. “Ахуаль аль-къубур” (стр. 44).
Асма бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), вставший со своего места и обратившийся к людям с проповедью, упомянул об испытаниях, которым подвергается человек в могиле, и когда он упомянул об этом мусульмане стали громко кричать (от страха)”. аль-Бухари (1373).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды ко мне зашли две иудейки из числа иудеев Медины, и они сказали мне: “Поистине, обитатели могил подвергаются мучениям в своих могилах!” Но я не поверила им, но и не сказала им, что верю им, после чего они ушли. Затем ко мне зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и я сказала ему: “О Посланник Аллаха, поистине, две старушки пришли ко мне…”, и я рассказала ему о том, что они говорили, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Они сказали правду! Поистине, они подвергаются таким мучениям, которое слышат все животные»”. аль-Бухари (6366), Муслим (586).
Свят Аллах, даже проклятые иудеи верили в мучения могилы, а некоторые так называемые мусульмане отрицают это!
Хани аль-Барбари рассказывал: “Когда ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах) становился над могилой, он плакал так сильно, что промокала его борода. Однажды его спросили: “Когда мы говорим о Рае или об Аде ты не плачешь, так почему же ты плачешь из-за этого?” Он сказал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, могилы – это первое жилье мира иного, и если человек спасется от неё, то всё последующее будет легче. А если он не спасётся от неё, то всё последующее будет намного тяжелее». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Не приходилось мне видеть зрелища более ужасного, чем могила»”. ат-Тирмизи (2308), Ибн Маджах (4267). Хафиз ад-Дыя аль-Макъдиси, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Мухтара” (1/523), “аль-Футухат ар-Раббанийя” (4/192), “Сахих ат-Таргъиб” (3550), “Тахридж аль-Муснад” (454).
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Сообщили мне некоторые из числа сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которых я не обвиняю во лжи: «Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Биляль шли по кладбищу Бакы’, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «О Биляль, ты слышишь то, что слышу я?» Он сказал: “Нет, клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, я не слышу”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Разве ты не слышишь, как подвергают наказанию обитателей этих могил?!» Т.е. могилы времён джахилии”. Ахмад (3/259). Хадис достоверный. См. “Тахридж аль-Муснад” (13745).
Аль-Бара ибн ‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды мы отправились вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) хоронить одного из мусульман Медины. Мы подошли к могиле, когда её ещё рыли. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сел лицом к Мекке, и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и ковырял ею землю. Затем он вдруг посмотрел на небо, затем на землю. Трижды он поднимал и опускал взор, а затем сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» – он повторил это два или три раза, после чего продолжил: «Когда правоверный раб расстаётся с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы со светлыми, точно солнце, лицами. Они приносят с собой саван и благовония из Рая, и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: “О умиротворённая душа, выходи навстречу прощению и благосклонности Аллаха”. Душа правоверного покидает его тело, подобно тому, как капля вытекает из горлышка сосуда, и тогда все ангелы, находящиеся между небесами и землей, а также находящиеся на небесах, благословляют её. Пред ней открываются все врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них. Ангел смерти прибирает душу, и не проходит и мгновения ока, как другие ангелы принимают её и облекают в саван с благовониями. Об этом Всевышний Аллах сказал: «Упокоят его Наши посланцы, – а они ни в чём не делают упущений» (6: 61).
После этого душа начинает благоухать, словно испуская самый прекрасный аромат мускуса, который только можно найти на земле. Затем ангелы возносят душу на Небеса. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это прекрасная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют правоверного раба Аллаха самыми красивыми именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, и врата отворяются. Ангелы каждого неба провожают душу до следующего неба, пока она не достигнет седьмого неба. Тогда Великий и Могучий Аллах говорит: “Впишите весть о Моем рабе в верховьях Рая в ‘иллийюн”. Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочёл аяты Корана: «И откуда тебе знать, что такое ‘иллийюн? Это – книга начертанная. Свидетельствуют про неё (ангелы) приближенные» (83: 19-21).
Затем Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжил: «Тогда ангелы вписывают весть о нем в ‘иллийюн, и им велят: “Верните его на Землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их изведу ещё раз”. Ангелы возвращают душу правоверного на землю, так, что она возвращается в тело и слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к верующему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его: «Кто твой Господь?»
Он отвечает:
– Мой Господь – Аллах.
– Какова твоя религия?
– Моя религия – Ислам.
– Что за человек был послан к вам?
– Это был Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
– Как же ты поступал?
– Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был верен этому.
Они пробуждают его и спрашивают: «Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой Пророк?» Это последнее искушение, которое постигает правоверного. О нём сказал Великий и Могучий Аллах: «Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и жизни будущей» (14: 27).
Благодаря этому, верующий отвечает, что его Господь – Аллах, его религия – Ислам, и его Пророк – Мухаммад. Тогда голос с Небес возвещает: «Правдив Мой раб. Расстелите для него райские красоты, оденьте его в райские наряды, откройте для него врата в Рай». Ему приносят райские милости и благоухания, и его могила расширяется до просторов, которые только может объять его взор. Пред ним предстает мужчина с прекрасным ликом, в восхитительном одеянии, благоухающий приятным ароматом и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что осчастливит тебя. Возрадуйся благосклонности Аллаха и райским садам с вечными прелестями. Этот день был обещан тебе». Правоверный вопрошает: «Кто же ты, да облагодетельствует тебя Аллах? Твой лик несет добро, кто ты?» Он отвечает: «Я – твои благодеяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты спешишь быть покорным Аллаху и избегаешь Его ослушания. И вот, Аллах воздал тебе добром». Затем для правоверного открываются врата в Рай и врата в Ад. Ему говорят: «Он был бы твоей обителью, если бы ты ослушался Аллаха, но Аллах заменил тебе его этим». Когда же он узреет то, что есть в Раю, то скажет: «Господь мой, ускорь наступление Часа, чтобы я смог вернуться к моей семье и вновь обрести своё богатство!» Тогда ему скажут: «Будь спокоен!»
Когда же неверный раб/или грешник расстаётся с мирской жизнью и находится на пороге жизни будущей, к нему спускаются с неба ангелы с грубыми чёрными лицами. Они приносят с собой дерюгу из Ада и садятся неподалеку от него. Затем к нему подходит ангел смерти и усаживается у его головы и говорит: “О скверная душа! Выходи навстречу гневу и негодованию Аллаха”. В этот миг душа неверного расползается по его телу, и ангел смерти вырывает ее, разрывая при этом сосуды и нервы, подобно тому как вертел, на котором много зубцов, вырывают из мокрой шерсти. Все ангелы, находящиеся между небесами и землей, и на небесах, проклинают её. Для неё закрываются врата небес, и все хранители небесных врат молят Аллаха о том, чтобы эта душа не проходила мимо них. Ангел смерти прибирает её, и не проходит даже мгновения ока, как ангелы облекают её в дерюгу. Душа неверного начинает извергать самое скверное зловоние, которое только можно встретить на земле. Затем ангелы уносят её в небо. Когда они минуют сонмы ангелов, те вопрошают: «Чья это скверная душа?» Им отвечают: «Такого-то, сына такого-то». Они называют неверного самыми позорными именами, которыми его звали при жизни. Наконец они добираются до первого неба и просят открыть врата, но они не отворяются».
Затем Посланник Аллах (мир ему и благословение Аллаха) прочёл аят Корана: «Поистине, не откроются врата небесные пред ними, и они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко» (7: 40).
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжил: «Тогда Великий и Всемогущий Аллах скажет: «Впишите весть о нём в сидджин, что находится в земле низшей». Затем ангелам велят: «Верните Моего раба на землю, ибо Я обещал им, что из неё создал их, в неё же их возвращу и из неё их выведу ещё раз». Ангелы швыряют душу неверного на землю, так, что она попадает в его тело».
Тут Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочёл аят Корана: «Тот, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, словно упал с неба, и птицы подхватили его или же ветер занес его на край света» (22: 31) – и сказал: «Его душа возвращается в тело, так, что слышит шаги удаляющихся от неё людей. Затем к нему приходят два ангела, которые грубо пробуждают его. Они садятся и спрашивают его:
– Кто твой Господь? Он бормочет:
– М-мм… Я не знаю…
– Какова твоя религия?
– М-мм… Я не знаю…
– Что ты знаешь о человеке, который был послан к вам?
Но он не может назвать имени, и тогда ангелы восклицают: «Это Мухаммад!» Он же лишь бормочет: «М-мм… Я не знаю. Я лишь слышал, что люди говорили так». Ангелы скажут: «Ты не знал и не последовал за ним». Тогда глас с Небес возвещает: “Он лжет! Расстелите для него огненные ложа, откройте для него врата в Ад”. К нему подступают Адский жар и огненный ветер Самум, и его могила сужается настолько, что его ребра переплетутся друг с другом. Тут перед ним предстает мужчина с отвратительным ликом, в омерзительном одеянии, от которого исходит гнилой запах, и говорит: «Я сообщу тебе нечто, что огорчит тебя. Этот день был обещан тебе». Он спрашивает его: «Да обратит Аллах против тебя зло, кто же ты? Кто ты? О, зло несет лик твой!» Он скажет: «Я – твои скверные деяния. Клянусь Аллахом, я всегда видел, как ты не торопишься быть покорным Аллаху и спешишь ослушаться Его. И вот, Аллах воздал тебе злом». Затем к нему посылают слепого, глухого и немого палача, держащего в руках кувалду. Если он ударит ею по горе, то она рассыплется в прах. Но он бьёт ею грешника, и тот превращается в прах, и Аллах вновь воссоздает его таким же, каким он был. Тут он бьёт его ещё раз, и он издает вопль, который слышат все твари, кроме людей и джиннов. Затем для него открываются врата в Ад, для него расстилают огненные ложа, а он восклицает: “Господь мой, не позволяй Часу настать!”» Ахмад (4/284), Абу Дауд (4753, 4754), ан-Насаи (2001), Ибн Маджах (1549), аль-Хаким (1/37), ат-Таялиси (753). Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу Ну’айм, аль-Байхакъи, аль-Къуртуби, аль-Мунзири, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани. См. “ат-Тазкира” (стр. 119), “ат-Таргъиб” (4/280), “Маджму’уль-фатауа” (4/290), “Тахзиб ас-Сунан” (4/337), “Сахих Сунан Аби Дауд” (4753).
Этот человек восклицает: «Господь мой, не позволяй Часу настать!», поскольку осознает, что в Судный день его ожидает более суровое наказание в виде адского Огня.
Да упасёт нас Аллах от мучений в могиле и наказания в Аду!
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Что касается хадисов касательно мучения могилы, а также относительно ангелов Мункара и Накира, то они передаются множественными путями от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (4/285).
Имам Ибн Аби-ль-‘Изз сказал: “И сообщения от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) об истинности мучения и блаженства могилы передаются множественными путями (мутауатир)”. См. “Шарх аль-‘Акъида ат-Тахауийя” (стр. 399).
Шейх Хафиз аль-Хаками сказал: “Вопросы ангелов в могиле, а также искушение и мучение в могиле является установленным. И на эту тему передаются многочисленные тексты Корана и Сунны, и в этом единогласны все имамы Сунны, начиная от сподвижников и таби’инов и заканчивая теми, кто был после них из числа приверженцев ахлю-Ссунна уаль-джама’а”. См. “Ма’аридж аль-къабуль” (2/713).
О том, что двух ангелов, допрашивающих в могиле, зовут Мункар и Накир
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда человека уложат в могилу, к нему явятся два синеглазых ангела чёрного цвета, которых зовут Мункар и Накир». ат-Тирмизи (1071), аль-Баззар (8462), Ибн Хиббан (3117). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1391).
В этом хадисе содержится опровержение некоторым современникам, которые утверждают, что неизвестны имена ангелов, которые будут допрашивать человека в могиле, и что все хадисы о Мункаре и Накире являются слабыми.
И о том, что этих ангелов зовут Мункар и Накир упоминали саляфы в своих трудах, посвящённых вероубеждению ахлю-Ссунна уаль-джама’а.
Имам аш-Шафи’и сказал: “Вера в Мункара и Накира, является истиной”. См. “И’тикъад аш-Шафи’и” (стр. 18).
Имам Ахмад сказал: “И вера в мучения могилы, и в то, что члены этой общины будут испытаны в могилах и спрошены об Имане и Исламе, и о том, кто их Господь, и кто их Пророк (мир ему и благословение Аллаха), является обязательной. И придут к нему (умершему) Мункар и Накир, таким образом, как этого пожелает Аллах”. См. “Усуль ас-Сунна” (стр. 26).
Имам Харб аль-Кирмани сказал: “Мункар и Накир – истина, и они являются испытанием в могиле. Просим Аллаха о стойкости”. См. “аль-Масаиль” (3/971).
Имам Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Знайте, да помилует Аллах нас и вас, что мазхаб приверженцев хадиса и Сунны заключается в том, чтобы верить… в Мункара и Накира, исходя из достоверных пророческих сообщений”. См. “И’тикъат аимма аль-хадис” (стр. 70).
И как уже было упомянуто, имам Ибн Таймия сказал: “Что касается хадисов касательно мучения могилы, а также относительно ангелов Мункара и Накира, то они передаются множественными путями от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Маджму’уль-фатауа” (4/285).
– Полноценное соблюдение столпов Ислама и благие дела
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда умершего положат в могилу, он услышит звук сандалий уходящих людей. И если он был правоверным, то молитва его будет находиться у его головы, пост его будет справа от него, закят будет слева, а его благие деяния, вроде милостыни, дополнительных молитв, добрых поступков, и хорошего отношения к людям, будут находиться у его ног. И когда со стороны головы этого человека подойдут (ангелы), молитва скажет: “С моей стороны прохода нет”. Потом они подойдут справа, и пост скажет: “С моей стороны прохода нет”. Потом они подойдут слева, и закят скажет: “С моей стороны прохода нет”. Затем они подойдут со стороны ног, и благие деяния скажут: “С моей стороны прохода нет”». Ибн Аби Шейба (3/383), ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” (728), Ибн Хиббан (3113), аль-Хаким (1/379). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Джарир ат-Табари, аз-Захаби, аль-Хайсами, аль-Альбани. См. “Тахзиб аль-асар” (2/506), “Маджма’у-ззауаид” (3/53), “Сахих ат-Таргъиб” (3561).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) также сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда к человеку в могиле пожелают подойти (ангелы) со стороны его головы, Коран, который он читал (в мирской жизни) будет защищать его. Когда к нему захотят подойти со стороны его рук, милостыня станет защищать его. А когда к нему захотят подойти со стороны ног, то его защитит то, что он отправлялся в мечеть пешком». ат-Табарани в “аль-Аусат” (9/166). Хадис хороший. См. “Сахих ат-Таргъиб” (3561).
– Смерть на поле боя и степень мученика (шахид)
Со слов аль-Микъдама ибн аль-Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах даровал шахиду (восемь вещей): ему прощаются грехи с первой каплей крови; ему покажут его место в Раю; он нарядится в украшения веры; его женят на семидесяти двух Райских гуриях; он будет защищен от наказания могилы; будет избавлен от великого страха Дня воскрешения; на его голову наденут корону почета, один драгоценный камень которой, лучше, чем весь этот мир и все, что в нем есть; и ему будет дано право на заступничество за семьдесят людей из числа его родственников». Ахмад (4/131), Са’ид ибн Мансур (2562). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3213).
Рашид ибн Са’д передал от человека из числа сподвижников, что однажды один человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О Посланник Аллаха, почему все верующие подвергаются испытаниям в могиле, кроме шахида?” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Достаточно для него испытания в виде блеска меча, занесённого над его головой». ан-Насаи (2053). Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан ан-Насаи” (1940).
– Пребывание на страже (ар-рибат) на пути Аллаха
Со слов Фадали ибн ‘Убайда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прекращаются дела каждого умершего, кроме пребывавшего на страже на пути Аллаха, ибо, поистине, для него дела его будут расти до самого Дня воскрешения, а сам он избавится от искушения могилы». Ахмад (6/20), Абу Дауд (2500), ат-Тирмизи (1621). Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
– Милостыня (садакъа)
Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, милостыня гасит жар могилы того, кто её давал, и поистине, верующий в Судный день будет находиться в тени своей милостыни». ат-Табарани в “аль-Кабир” (17/286), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (3347). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3484).
– Чтение суры «аль-Мульк»
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура “аль-Мульк” является защитой от мучения могилы». Абу аш-Шейх в “Табакъат аль-мухаддисин” (4/10), аш-Шаджари в “Тартиб аль-амали” (569). Ибн аль-Къайим, Ибн Хаджар, аль-Мунауи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. «аль-Манар аль-муниф» (стр. 91), «Файд аль-Къадир» (4/115), «ат-Тайсир» (2/62), «Сахих аль-Джами’» (3643), «Тахридж Сахих Ибн Хиббан» (3/68).
Шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури сказал: “Смысл данного хадиса в том, что чтение этой суры в мире этом станет причиной спасения от мучения могилы”. См. “Ми’ратуль-мафатих” (7/231).
А сам Ибн Мас’уд говорил: “Когда умер один человек, к нему пришли ангелы наказания, которые сели у его головы. Им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он читал суру “аль-Мульк”». Когда они подошли со стороны ног, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он выстаивал ночные молитвы, читая суру “аль-Мульк”». Когда же они подошли со стороны живота, им было сказано: «Нет у вас пути к нему, ибо он содержит в себе (выучил) суру “аль-Мульк”». И эта сура названа «защищающей», защищающей от мучений могилы! И она в Торе сура «аль-Мульк», и кто прочитает её ночью, тот поистине, заслужит множество благ”. Ибн ад-Дурис в “Фадаиль аль-Къуран” (232), ат-Табарани в “аль-Кабир” (8650), аль-Хаким (3/217). Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность. См. “Сахих ат-Таргъиб” (1475).
В другой версии сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: “Кто читал суру «аль-Мульк» каждую ночь, того Аллах посредством этого защитит от мучений могилы. И мы во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называли эту суру «защищающей» (аль-мани’а)”. ан-Насаи в “аль-Кубра” (10479). Сообщение хорошее. См. “Сахих ат-Таргъиб” (1589).
Относительно слов: «И она в Торе сура “аль-Мульк”», Ибн ‘Арафа аль-Малики сказал: “Смысл этого в том, что в Торе упоминалось о суре «аль-Мульк», а не то чтобы эта сура полностью содержалась в Торе. Это подобно тому, что в Торе упоминалось также о нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир Ибн ‘Арафа” (4/256).
Учёные Постоянного комитета говорили, что это достоинство касается того, кто уверовал в эту суру; постоянно читал её, стремясь к Лику Аллаха; принимал увещевания и наставления, упомянутые в ней; и жил в соответствии с ней. См. “Фатауа аль-Ляджна” (4/334).
– Смерть от болезней живота
Со слов ‘Абдуллаха ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, чьей причиной смерти стала болезнь живота, не будет подвергаться мучению могилы». Ахмад (4/262), ат-Тирмизи (1064), ан-Насаи (2052). Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, Ибн Хаджар, аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади подтвердили достоверность хадиса. См. “Асъиля уа аджуиба” (30), “Сахих Сунан ан-Насаи” (2052), “ас-Сахих аль-муснад” (454).
Сказал аль-Музхири: “Кто умер по причине болезней живота, не будет подвергаться мучениям в могиле, и вероятно причина этого в том, что сильные боли в животе станут причиной искупления его грехов, по причине чего он будет избавлен от наказания в могиле”. См. “аль-Мафатих” (2/412).
– Смерть в пятницу
Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от наказания в могиле». Ахмад (2/220), ат-Тирмизи (1074). Шейхи Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Хусайн Салим Асад подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” (6/473), “Мир’атуль-мафатих” (4/441), “Сахих ат-Таргъиб” (3562), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (9/272), “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” (6/258).
‘Икрима аль-Махзуми сказал: “Кто умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, будет защищён от мучения могилы”. аль-Байхакъи в “Исбат ‘азаб аль-къабр” (158).
Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди в комментариях к хадису: «Аллах защитит его от смуты в могиле», сказал: “Т.е. он будет защищён от допроса ангелами в могиле, а Аллаху Всевышнему известно это лучше”. См. “Хашия ‘аля Муснад аль-имам Ахмад” (4/351).
То же самое сказал и хафиз аль-Мунауи.
Однако шейх Ахмад ас-Са’ати, процитировав подобные слова аль-Мунауи, сказал: “Эти слова противоречат очевидному смыслу хадиса, так как установленным является для обладающих знанием то, что вопросы в могиле будут обращены к каждому умственно полноценному человеку, кроме шахида, павшего на поле боя. А что касается того, что сказано в отношении группы людей, которые не будут спрошены в могиле, то это следует отнести к тому, что они не будут подвержены испытанию в могиле. Т.е. они будут спрошены, однако не будут испытаны”. См. “аль-Фатх ар-Раббани” (1/854).
А шейх аль-Мубаракфури в отношении слов «смуты в могиле», сказал: “Т.е. будет защищён от мучения в могиле и допросов”. См. “Тухфатуль-ахуази” (4/178).
Несмотря на то, что причиной мучения в могиле являются грехи и ослушания Аллаха в общем смысле, тем не менее, Сунна конкретизировала некоторые из грехов, которые станут причиной наказания в могиле.
– Совершение молитвы без омовения
– Неоказание помощи притесняемому, имея на это возможность
Со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Было ниспослано повеление в отношении одного из рабов Аллаха, подвергнуть его наказанию в могиле, дав ему сотню ударов. Однако он не переставал умолять и просить пока, все удары не были заменены одним. И ударили его один раз, после чего его могила заполнилась огнем. Когда же он пришел в себя и поднялся, он спросил: “За что меня ударили?” Ему ответили: “Ты совершил одну молитву без омовения, и прошёл мимо притесняемого, не оказав ему помощи!”» ат-Тахауи в “Шарх мушкиль аль-асар” (3/231). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут назвали иснад хадиса хорошим. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2774), “Тахридж Мушкиль аль-асар” (8/212).
Хафиз аль-Къасталяни упомянув этот хадис, сказал: “Если таково положение того, кто не оказал помощь притеснённому, то что сказать о самом притеснителе?!” См. “Иршад ас-сарий” (4/256).
Также трудно представить наказание того, кто вообще не совершает молитву, если даже наказание совершившего одну молитву без омовения было таким суровым!
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Мусульман, совершающий молитву не по направлению к Каабе, или без малого омовения, или без поясного или земного поклона, поступающий таким образом, заслуживает порицания и наказания”. См. “Минхадж ас-Сунна” (5/204).
– Не очищение от мочи
– Сплетни (ан-намима)
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проходивший мимо двух могил, сказал: «Поистине, их подвергают мучениям и мучают их не за большой грех, но все же грех каждого является тяжким: что касается одного из них, то он распространял сплетни, что же касается другого, то он не прикрывался от собственной мочи»”. аль-Бухари (1378), Муслим (292).
Учёные говорили, что слова: «и мучают их не за большой грех» означают, что этот грех не казался большим в глазах этих людей.
А смысл слов: «не прикрывался от собственной мочи» означают, как сказано в «ан-Нихая», что он не очищался от мочи, попадавшей на тело и одежду.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Большинство людей подвергаются наказанию в могиле из-за мочи». Ахмад (2/389), Ибн Маджах (348), ад-Даракъутни (1/128). Достоверность хадиса подтвердили имамы аль-Бухари, ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, аз-Захаби, аль-Асбахани, Ибн аль-Муляккъин, аль-Бусыри, аль-Альбани.
Со слов Умм Мубашшир и Умм Халид бинт Халид (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прибегайте к Аллаху за защитой от мучений в могиле! Поистине, мучения в могиле – истина!» Ахмад (6/362), Ибн Хиббан (787). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1444).
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Я не видела, чтобы во время молитвы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не прибегал к защите Аллаха от мучений могилы”. аль-Бухари (6366), Муслим (586).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда кто-нибудь из вас завершит последний ташаххуд, пусть прибегает к защите Аллаха от четырёх вещей и скажет: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений Ада, и от мучений могилы, и от испытаний жизни и смерти и от зла искушения Дадджаля (Антихриста)!”» аль-Бухари (1377), Муслим (588).
/Аллахумма инни ‘аузубика мин ‘азаби джаханнам, уа мин ‘азабиль-къабр, уа мин фитнатиль-махъя уаль-мамат, уа мин шарри фитнатиль-масихи-ддадджаль/.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) об этой мольбе сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучал этой мольбе своих сподвижников так же, как обучал их суре из Корана”. Муслим (590).
Это указывает на особое положение и важность данной мольбы.
Кстати, лишь этот хадис с мольбой о защите от четырёх упомянутых вещей, среди которых и мучение могилы, служит опровержением тем, кто отрицает мучение в могиле! Ведь этот хадис с данной мольбой из категории мутауатир – передающихся многочисленными путями. И данный хадис является достоверным, как солнце, многие версии которого приводят аль-Бухари и Муслим в своих самых достоверных сборниках «ас-Сахих». И только глупец может предположить, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал членов своей общины и прибегал сам к Аллаху за защитой от того, что не существует!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?p=105124#p105124