Изображение
С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение лучшему из людей пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам!

А зетем:

В связи с тем, что мусульмане которые только начали интересоваться религиозными знаниями, могут запутаться в именах ученых, мне показалось полезным перевести статью под названием «Ученые с одинаковыми именами» с одного блога на русский язык, для того чтобы каждый, читая статьи где приводятся слова ученых или их биографии мог знать, о каком именно имаме или шейхе идет речь, и не запутался в их именах.

 

 

1. Абу Бакр ас-Сыддик (у. 13, см. «ат-Тазкира», 1/2)

Его полное имя: Абдуллах бин Усман бин Амир бин Ка’аб. Известный сподвижник пророка, мир ему и благословение, второй человек в Исламе после Мухаммада. Первый праведный халиф. Абу Бакр был первым, кто призвал к Исламу, и посредством его стали мусульманами такие великие сподвижники, как Усман бин Аффан, Тальха, Зубайр, Абдуррахман бин Ауф и Абу Убайда, да будет Аллах доволен всеми ими.

 

2. Абу Бакра ас-Сакъафи (у. 51, см. «ас-Сияр», 3/5)

Его полное имя: Нафи’ Абу Бакра ибн аль-Харис ас-Сакъафи

 

 

1. Ма’руф аль-Кархи (у. 200, см. «ас-Сияр» ,9/339)

Его полное имя: Ма’руф Абу Махфуз аль-Багдади аль-Кархи.

Великий багдадский аскет, любимец Аллаха, которого хвалили такие ученые как Ахмад бин Ханбал и Суфьян ибн Уейна.

Подробнее о нем, читайте в «Хилья аль-Аулия», 8/360.

 

2. Абу аль-Хасан аль-Кархи (у. 340, см. «ас-Сияр», 15/426)

Его полное имя: Убейдуллах Абу аль-Хасан ибн аль-Хусайн бин Далал аль-Кархи.

Родился в 260 году по хиджре.

Муфтий Ирака, Имам ханафитов, аскет. Было сказано, что он был на акыде му’тазилитов, об этом говорят многие ученые, среди которых, Ибн аль-Фурат, аль-Хатыб и др.

Имам аз-Захаби также пишет что он была на акыде му’тазилитов. Его имя также можно встретить, в «Табакате» му’тазилитских ученых. Уа Ллаху А’лям!

Подробно о нем, читайте в «Лисан аль-Мизан», 4/98, и «Тарих Багдад», 10/353.

 

 

1. Мукатиль ибн Сулейман (у. 150, см. «ас-Сияр», 7/201)

Его полное имя: Абу аль-Хасан Мукатиль ибн Сулейман аль-Балхи.

Хорошо известный толкователь Корана. Был обвинен в антропоморфизме. Он передавал (хадисы), от таких великих табиинов как, Ибн Сирин, Даххак, Муджахид, ‘Ата и др. Многие отмечали, что он был слабым передатчиком.

 

2. Мукатиль ибн Хайян (у. 150, см. «Тахзиб аль-Камал», 28/430)

Его полное имя: Абу Бистам Мукатиль бин Хайян бин Даууал ан-Набти.

Имам, Ученый, Мухаддис, Заслуживающий доверия, см. «ас-Сияр», 6/340.

 

 

1. Абу Иса ат-Тирмизи (у. 279, см. «ас-Сияр», 13/270)

Полное имя: Абу ‘Иса, Мухаммад ибн ‘Иса ибн Сура ат-Тирмизи.

Один из выдающихся знатоков хадисов. Родился ат-Тирмизи в 209 году по мусульманскому в городе Тирмиз, расположенном на правом берегу реки Амударья недалеко от северной границы Афганистана. Город Тирмиз, из которого был родом Абу ‘Иса Мухаммад, располагался в Трансоксании, именно по этому городу его и стали называть ат-Тирмизи.

Обучался известный хадисовед у аль-Бухари и составил сборник хадисов «аль-Джами‘», который позднее получил название «Сунан ат-Тирмизи» и в котором собрано 4000 хадисов. О своем сборнике хадисов он сказал: «Дом, в котором находится эта книга, подобен дому, в котором живет говорящий Пророк». Его труд по хадисам является одним из шести самых авторитетных в этой области наряду с сборниками хадисов имамов аль-Бухари и Муслима. Стремление установить степень доверия к тем людям, которые передавали хадисы, позволило ат-Тирмизи зафиксировать имена, фамилии и титулы этих людей. Он включил некоторые комментарии аятов Корана и одна из его книг посвящена Пророку, его семье и его сподвижникам. Он много путешествовал в поисках хадисов, встречался с авторитетными современниками, такими, как Ахмад ибн Ханбал и Абу Дауд. Он посетил Хорасан, Ирак, Хиджаз.

Ат-Тирмизи отличался глубокими знаниями, превосходной памятью и редкой набожностью. При упоминании Аллаха он часто плакал, в результате чего в последние годы своей жизни ослеп. Тем не менее, ат-Тирмизи не прекратил свои поездки в поисках хадисов, и закончил «Сунан» будучи незрячим. Умер он 13 числа месяца раджаб 279 году по мусульманскому летоисчислению в возрасте 70 лет.

См. его биографию в «аль-Мизан», 3/678, и «аль-Бидая», 11/77.

 

2. Абу Абдуллах аль-Хаким ат-Тирмизи

Его полное имя: Мухаммад бин Али бин аль-Хасан ибн Бишр, Абу Абдулах аль-Хаким ат-Тирмизи.

Мухаддис, Аскет, Суфий, автор книги «Науадир аль-Усуль».

Имам ас-Сулями пишет, что ат-Тирмизи был изгнан из Тирмиза, из-за его книг «Хатм аль-Уилая» и «Иляль аш-Шари’а», которые содержат множество ошибок, как отмечали Имам аз-Захаби и Ибн Теймия. Абу Абдуллах впал в крайность в вопросах, связанных с Аулия, даже говорили, что он был убежден в том, что Аулия имеют такие же полномочия как и Пророк, мир ему и благословение. А Аллаху ведомо об этом лучше.

Его биографию см. в «Тазкира аль-Хуффаз», 2/645, «ас-Сияр», 13/439.

Также его упоминал Шейхуль-Ислам Ибн Теймия в книге «Маджму’а аль-Фатауа», 2/222 и 13/267-268.

 

 

1. Ибн Джарир ат-Табари (у. 310, см. «ас-Сияр», 14/267)

Полное имя: Мухаммад ибн Джарир ат-Табари ибн Язид ибн Касир, Абу Джа’фар ат-Табари.

Имам, Муджтахид, Муфассир, Мухаддис, автор многих великолепных работ, которые не имеют себе равных. Автор известной книги «ат-Тафсир» – толкования священного Корана, которая состояла из 30000 листов, но позже её объем был сокращен до 3000 листов. Также, перу Имама ат-Табари принадлежит книга «Тарих ар-Русуль уа-ль-мулюк» («Истории пророков и царей») – полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий об них, и того, что случилось во время каждого из них». Это всеобщая история от сотворения мира до 7 века (по григорианскому календарю), крупнейшее произведение по истории. Полный текст не сохранился, до нас дошло авторское сокращение: по свидетельству Хаджи-Хальфы, первоначально «История» состояла из 30000 листов, но впоследствии автор сократил текст, чтобы сделать более доступным.

Однажды, ат-Табари спросил своих учеников: «Сможете ли вы осилить тафсир Корана?». Они спросили: «Каков его объем?». Ат-Табари ответил: «Тридцать тысяч листов». На что они воскликнули: «Жизнь прервется прежде, чем это осилишь!». Тогда он сократил его до трех тысяч листов.

Затем он спросил: «Сможете ли вы осилить историю мира со времени Адама до наших дней?». Они сказали:«Каков ее объем?». И он назвал такое же количество листов, как и в тафсире, на что ему ответили так же, как и в первый раз. Он воскликнул: «О Аллах! Утерян пыл!».

По причине невежества, ат-Табари был обвинен в шиизме (рафидизме), от которого он был полностью чист. Его многочисленные книги свидетельствуют что он был Суннитом.

См. его биографию в «аль-Мизан», 5/100.

 

2. Мухибб ат-Табари (у. 694, см. «Тарих аль-Ислам», 52/210)

Его полное имя: Ахмад ибн Абдуллах ибн Мухаммад, Мухибб ад-дин Абу аль-Аббас ат-Табри аль-Макки аш-Шафи’и.

Родился в 615 году по хиджре.

Имам, Мухаддис, Муфтий, Шейх аль-Харам, автор таких известных книг как, «ар-Рияд ан-Назира» – книга о достоинствах 10 сподвижников, обрадованных Раем; «аль-Ахкам аль-Кубра» – 6 томов; «ас-Самт аз- Замин» – книга о достоинствах жен Пророка, мир ему и благословение; и др.

См. его биографию в «Тазкира аль-Хуффаз», 4/1474.

 

 

1. Усман ибн Саид ад-Дарими (у. 280, см. «ас-Сияр», 13/319)

Его имя: аль-Хафиз Абу Саид Усман ибн Саид ад-Дарими ас-Сиджистани.

Родился в 200 году по хиджре.

Имам, Большой ученых, Хафиз, критик.

Он жил в Хирате и путешествовал по многим странам. В поисках знаний, ад-Дарими посетил Хиджаз, Ирак, Шам, Египет и др. В 273 г. он остановился в Джурджане (север Ирана, восточное часть Каспийского моря), см. «Тарих Джурджан», 1/298. Во время путешествий, он встретил выдающихся имамов и мухаддисов, от которых он получил знания.

Получал знания у слудеющих ученых: Абдуль-Гаффар ибн Дауд, Нуайм бин Хаммад, Сулейман бин Харб, Ахмад ибн Юнус и др.

Обучался науки «Иляль аль-Хадис» у следующих имамов: Ахмад бин Ханбал, Исхак ибн Рахауейх, Али ибн аль-Мадини, Яхъя ибн Ма’ин.

Его ученики: Му’аммаль бин аль-Хасан бин ‘Иса, Абу ль-Аббас Ахмад бин аль-Азхар, Хамид ар-Рафа’, Мухаммад ибн Усман (его сын) и др. (См. «ас-Сикат», Ибн Хиббан, 8/445, «ас-Сияр», 13/320)

Автор таких известных книг, как «Муснад», «Накъд» и «ар-Родд ‘аля аль-Джахмия».

Ибн Хиббан упоминая ад-Дарими в своей книге «ас-Сикат» (Заслуживающие доверия), сказал о нем: «Один из имамов мира, он передавал от Абу аль-Уалида и от жителей Ирака». (8/445)

Имам аз-Захаби говорит: «Имам, большой ученый, хафиз, критик…». Имам аз-Захаби продолжает: «В глазах Ахлю-ль-Бид’а Усман ад-Дарими был бревном! И было было сказано, что он был одним из тех, кто поднялся против Мухаммада ибн Каррама, основателя секты Каррамия, и изгнал его из Хирата». (См. «ас-Сияр», 13/320) Тажу ад-дин ас-Субки сказал: «Один из заслуживающих доверия ученых».

 

Захид аль-Каусари обвинил его в антропоморфизме, и назвал его муджассимом. Однако, многочисленная похвала ученых в его адрес, и цитаты из книг ад-Дарими, доказывают что он был чист, от уподобления Аллаха творениям. В книге «Накд», ад-Дарими пишет: «Нет ничего подобного Ему, нет слуха которая подобна Его Слуху, и нет зрения которая подобна Его зрению. И не проводится аналогия между Его Слухом и Зрением, и творением, и нет у творений этому примера, или нечто похожего». («Накд», 1/308)

Имам ад-Дарими, да помилует его Аллах, покинул этот мир в месяце Зуль-Хиджа, в 280 году.

См. его биографию в «ат-Тазкира», 2/621.

 

2. Абу Мухаммад ад-Дарими (у. 255, см. «ат-Тазкира», 2/534)

Полное имя: Абдуллах ибн Абдуррахман ибн Ахрам, Абу Мухаммад ад-Дарими.

Родился в 181 году по хиджре.

Великий ученых, Хафиз, Имам, Шейхуль-Ислам.

Автор известной книги «Сунан ад-Дарими».

См. его биографию в «ас-Сияр», 12/224.

 

 

1. Абу Мухаммад аль-Джувайни (у. 438, см. «ас-Сияр», 17/618)

Полное имя: Абдуллах бин Юсуф бин Абдуллах, Абу Мухаммад аль-Джувайни.

Муфассир, Факих, Имам, Шайх шафиитов, отец Имама аль-Харамайна. Напиал множество книг, среди которых «ат-Табсира», «ат-Тазкира», «аль-Мухтасар» и др. У него также есть книга на тему «аль-Истиуа», с тахкыком Ахмада аль-Хакки, которую опубликует «Муджму’ ар-Раса’ил» в Каире. Эта книга служит доказательством его отречение от калямических убеждений в конце жизни, принятия им мазхаба Саляфов в вопросе Имен и Атрибутов Аллаха.

См. его биографию в «аль-Бидая», 12/157.

 

2. Имам аль-Харамайн Абу аль-Ма’али аль-Джувайни (у. 478, см. «ас-Сияр», 18/468)

Имя: Абдуль-Малик бин Абу Мухаммад Абдуллах бин Юсуф, Абу аль-Ма’али аль-Джувайни аш-Шафи’и. (сын первого аль-Джувайни)

Родился в 419 году по хиджре.

Имам, Факих, Шейх, написал множество книг о шафиитском фикхе.

Его труды: «аш-Шама’иль фи усуль ад-дин», «аль-Бурхан фи усуль аль-Фикх», «аль-Иршад», «аль-Акъида ан-Низамия», и многие другие труды, среди которых «Мугъис аль-Хальк фи Ихтияр аль-Ахакк», которая была написана им с целью доказать превосходство шафиитского мазхаба над остальными тремя мазхабами, в особенности над ханафитском.

 

 

1. Абу аль-Фарадж Ибн аль-Джаузи (у. 597, см. «ас-Сияр», 21/365)

Полное имя: Абдур-Рахман бин Али Бин Мухаммад, Джамалу-дин Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи аль-Ханбали.

Родился в 509 году по хиджре.

Шейхуль-Ислам, Алим, великий Имам, «гордость Ирака». Родословная Ибн аль-Джаузи восходит к первому праведному халифу Абу Бакру из курайшитского племени Бану Тейм.

Перу этого ученого принадлежат 700 книг, более 2000 томов, которые к большому сожалению не сохранились до наших дней. Ибн аль-Джаузи был человек, который посвятил всю свою жизнь изучению Шариата.

Говорит Ибн аль-Джаузи описывая свою любовь к знаниям: «Я не могу насытиться чтением книг. Если я обнаруживаю книгу, которую не видел прежде, то я как будто наткнулся на клад… И если я скажу, что прочитал 20.000 книг, то это не все».

Некоторые его книги: «Тальбис Иблис», «Дурра аль-Аклиль», «аль-Фара’ид», «Тахрим ад-Дубур», «Тайсир фи ат-Тафсир», «Тахрим аль-Мут’а», «аль-Мауду’ат аль-Кубра» и др.

 

Имам Ибн аль-Джаузи был аш’аритом в акыде, и очень часто выступал против Ханбалитов которые были на мазхабе Саляфов. Это объясняется тем, что на него сильно повлиял Ибн Акъиль аль-Ханбали. Несмотря на это, в книгах Ибн аль-Джаузи часто можно встретить высказывания, которые содержат множества упреков в адрес аш’аритов.

Говорит Ибн аль-Джаузи об Абу аль-Хасане аль-Аш’ари: «С тех пор как он (аль-Аш’ари) провозгласил свои убеждения, он жил в страхе за свою жизнь из-за противоречия ортодоксальной общине (Ахлю ас-Сунна уаль-Джама’а) до того, как он нашел убежище в доме Абуль-Хасана ат-Тамими, боясь убийства». (См. «аль-Мунтазам», 8/219)

См. его биографию в «ат-Тазкира», 4/1342.

 

2. Сибт ибн аль-Джаузи (у. 597, см. «ас-Сияр», 21/365)

Имя: Юсуф ибн Кузгили, Абу аль-Музафаар Сибт ибн аль-Джаузи аль-Ханафи.

Внук первого Ибн аль-Джаузи. Родился в 581 году по хиджре.

Имам, Историк. Прославился благодоря своему красноречия и умению красиво говорить.

Вначале жизни, он был Ханбалитом, однако вскоре он стал Ханафитом.

Его книги: «Мира’ату з-заман», тафсир «Ма’адин аль-Ибриз» (29 томов), а также «Тазкира аль-Хаууас», которая служит ясным доказательством, что он имел шиитские убеждение во многих вопросах, как об этом упоминает Имам аз-Захаби. Также Имам Захаби в «Тарих аль-Ислам» и «Сияр» отмечает, что его книга по истории имеет множества несоответствий и заблуждений.

См. его биографию в «Мизан аль-И’тидаль», 4/471.

 

3. Ибн аль-Кайим аль-Джузия (у. 751)

Его полное имя: Шамсуддин Абу Абдулла Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Айюб ибн Са’д ибн Хариз ибн Макки Зайнуддин.

Родился в 691 году по хиджре. Ученик Шейхуль-Ислама Ибн Теймии.

Великий ученый, Имам, Шейх, Муфассир. Передается, что он также учился медицине у выдающихся врачей Египта.

Его знания: Знания хадисов он брал у Шихаба Набиласи, судьи Такия-дина ибн Сулеймана, Абу Бакра ибн Абдураима, Исы Мат’ама, Исмаила ибн Мактума, Фатимы бинт Джаухар, и других.

Знание Усуль (основ) и Фикх он получал у таких шейхов, как София-дин аль-Хинди и Шейхуль-Ислам Ибн Теймия, а также у шейха Исмаила ибн Мухаммада аль-Харони, под руководством которых изучал книги «ар-Рауда», «аль-Ахкам» и многие другие.

Его книги: «Извещение подписавшимся от Господа миров», «Помощь опечаленному от западней шайтана», «К сведению женщин», «Разъяснения к клятвам Корана», «Дух» и др.

С Шейхуль-Исламом Ибн Теймия он не разлучался с начала проповеднической деятельности последнего в Мисре в 712 году хиджры. Ибн аль-Кайим подвергся притеснениям, и был заключен в тюрьму вместе со своим шейхом. Он был отпущен только после смерти своего шейха, в период своего заключения Ибн аль-Кайим занимался чтением Корана, размышляя над ним и вдумываясь над его смыслами. И здесь ему было открыто от Аллаха много сокровищ знания, он вкусил сладости Корана и правильно его стал истолковывать. Он очень много раз совершал паломничество к дому Аллаха, жил по соседству с Меккой, и жители Мекки помнили его стойкое поклонение, частые обходы вокруг Дома Аллаха (Кааба). Ибн аль-Кайим неотступно следовал за Ибн Таймия до самой его смерти, который умер в 728 году по хиджре. По милости Аллаха, Ибн аль-Кайим был одним из тех, кто пил из глубочайшего и обильного источника знаний, каким являлся знаменитый Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах. Он прислушивался к словам и мнениям шейха Ислама и искренне полюбил его. В дальнейшем в большинстве своих книг Ибн аль-Кайим брал за основу труды своего Учителя, улучшал их и углублял обоснования их правильности. Именно Ибн аль-Кайим развивал книги ибн Таймии, углублял и разъяснял их смысл и впоследствии широко распространил его знания.

 

Ибн Касир говорил о нем: «Он был всегда занят познанием, был искусным во многих знаниях, особенно в знаниях тафсира (толкования Корана) и хадиса». Он собрал много книг за всю свою жизнь, что после смерти его дети долгое время продавали эти труды, отобрав для самих себя некоторые из них».

 

 

1. Муваффаку-дин Ибн Кудама (у. 620, см. «ас-Сияр», 22/165)

Полное имя: ‘Абдуллах ибн Ахмад ибн Мухаммад, Муваффаку-дин Ибн аль-Кудама аль-Макдиси ас-Салихи аль-Ханбали.

Родился в 541 году по хиджре.

Имам, Ученый, Шейхуль-Ислам, Муджтахид. Автор многих полезных трудов, среди которых, «аль-Кафи», Умда аль-Фикх», «Зам ат-Та’уиль» и др.

Также его перу принадлежит книга «аль-Мугъни», про которую ‘Изз ибн ‘Абду-Салям сказал: «Я не видел книг по Исламу, которые бы сравнились по знанию с «аль-Мухалля» Ибн Хазма и «аль-Мугъни» Ибн Кудамы». (См. «ас-Сияр», 18/198)

Абу Амр ибн ас-Салях сказал: «Я не видел никого подобного Шейху Муваффаку (Ибн Кудаме)».

Хафиз Ибн Касир сказал: «Шейхуль-Ислам, Имам, Ученый».

Имам аль-Мунзири сказал: «Он был Факихом, Имамом, он рассказывал хадисы в Дамаске, он давал фетвы, проводил уроки, он написал книги по Фикху и другим предметам…».

Имам аз-Захаби сказал: «Он был одним из знаменитых имамов и автором многих книг».

См. его биографию в «ас-Сияр», 22/160.

 

2. Шамсу-дин Ибн Кудама (у. 682, см. «Тарих аль-Ислам», 51/106)

Полное имя: ‘Абдур-Рахман ибн Мухаммад ибн Ахмад, Шамсу-дин Ибн Кудама.

Родился в 597 году по хиджре.

Племянник первого Ибн Кудамы. Имам, Факих, Шейхуль-Ислам. Его сверстниками были такие ученые, как ан-Науауи, Ибн Теймия, аль-Миззи и др.

Его перу принадлежит книга «аш-Шафи’», известная как «аш-Шарх аль-Кабир», которая является шархом на «аль-Мугъни»,Имама Муваффаку-дина.

Высказались хвалебными высказываниями в его адрес многие известные ученые, такие как, Имам аз-Захаби и Хафиз аль-Миззи. Последний назвал его «Шейхуль-Исламом».

Имам аз-Захаби сказал о нем: «Языки сошлись на его достоинстве».

См. его биографию в «Тарих аль-Ислам», 51/106.

 

 

1. Муджду-дин Ибн Теймия (у. 653, см. «ас-Сияр», 26/291)

Имя: ‘Абду-Салям ибн ‘Абдуллах ибн Хадир, Абу аль-Баракат Ибн Теймия аль-Харрани аль-Ханбали.

Родился в 590 году по хиджре.

Имам, Факих своего времени, Шейх ханбалитов. Считается авторитетным ученым среди Ханбалитов. Дедушка Шейхуль-Ислама Ибн Теймии. Муджду-дин является автором многих книг, среди них «аль-Ахкам аль-Кубра», «аль-Мунтака», «аль-Мухаррар филь-Фикх» и др.

См. его биографию в «ас-Сияр», 26/291.

 

2. Такию-дин Ибн Теймия (у. 728, см. «Тазкира аль-Хуффаз», 4/1497)

Его имя: Такию-дин Ахмад ибн ‘Абдуль-Халим ибн ‘Абду-Салям аль-Харрани аль-Ханбали.

Родился в 661 году по хиджре.

Великий ученый, Имам, Факих, Муджтахид, Мухаддис, Муассир, Шейхуль-Ислам и чудо своего времени.

Шейхуль-Ислама Ибн Теймия является автором огромного количества книг. Общее их количество составляет тысячу. Полный список его трудов составил его ученик Ибн аль-Кайим, да смилуется над ним Аллах. Он привел этот список в книге «Названия трудов Ибн Теймии», достоверность данных которой подтвердил шейх Салаху-дин аль-Мунджид. Среди его книг: «аль-Истикама», «аль-Иман», «Баян Тальбис аль-Джахмия», «Минхадж ас-Сунна», «аль-Уасытия», «ас-Сарим аль-Маслюм» и др.

Ибн Теймия отличался превосходным даром изложения, поразительной способностью к упорядочению, классифицированию, разъяснению, о чем свидетельствовал его оппонент Ибн аз-Замалкани. Шейхуль-Ислам мог говорить на еврейском и латинском языках.

Ибн Дакик аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) сказал о нем, следующее: «Когда я встречался с Ибн Теймией, я видел перед собой человека, имеющего перед своими очами все науки, и он брал из них, что хотел, и оставлял, что хотел».

Имам аз-Захаби сказал: «Ибн Теймия – Шейх, Имам, Величайший Учёный, Хафиз, Критик, Факих, Муджтахид, Искуснейший Муфассир (толкователь Корана), Шейх уль-Ислам, апологет аскетизма, редчайший в своё время… один из величайший Храбрецов, щедрый, отзывались с похвалой о нём согласные с ним и противоречащие ему… я не видел таких как он».

Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани сказал о нем: «Известность (принадлежности) титула Имама, для Шейха Такия–дина (Ибн Теймии) известнее, чем солнце, и титулование его как Шейх аль-Ислам в его время, остается и по сегодняшний день на чистых языках, и продолжится завтра, как и было вчера. Никто не отвергнет этого, кроме того, кто не знает его достоинств, и отклонившегося от справедливого подхода». (См. «Рад аль-Вафир», стр. 236-238)

Подобных слов очень много хафиз, Мухаммад ибн Абу Бакр Ибн Насыр ад-дин ад-Дамашки аш-Шафи’и написал книгу «Рад аль-вафир». В ней он привел слова около сотни известнейших Ученых современников Ибн Теймийи, говоривших о нем с похвалой, восxищавщихся его знанием и признававших его главенство в науках над ними, а так же титуловавших его как Шейх аль-Ислам.

 

Подробнее его биографию читайте по ссылке: http://www.tawhid.ru/category/ulama/ibn-tejmijya

 

 

1. Абу Бакр ибн аль-‘Араби (у. 543, см. «Тазкира аль-Хуффаз», 4/1294)

Его полное имя: Мухаммад ибн ‘Абдуллах ибн Мухаммад, Абу Бакр ибн аль-‘Араби аль-Малики аль-Ишбили аль-Му’арифи.

Родился в 468 году по хиджре.

Изветный историк, Имам, ‘Алим, Маликитский факих достигший степени Муджтахида.

Написал множество полезных трудов, среди которых «аль-Ауасим мин аль-Къауасим» – известное опровержение шиитов, «’Ариза аль-Ахуази» – комментарий к хадисам Имама ат-Тирмизи, «Ануар аль-Фаджр» – толкование свещенного Корана, которую он написал в 20 лет, «Ахкам аль-Кур’ан» и др. книги.

См. его биографию в «Тазкира аль-Хуффаз», 4/1294.

 

2. Мухйи-дин ибн ‘Араби

Его имя: Мухаммад ибн ‘Али ибн Мухаммад, Абу Бакр Мухйи-дин ибн ‘Араби аль-Хатими ад-Димашки.

Крайний суфист, чьи работы перепонены куфром. Он был Захиритом в Фикхе, и Имамом науки «Уахдатуль-Вуджуд» (Единство бытия).

Многие ученые обвинили его в неверии назвали заблудшим нововведенцем. Среди них были – Ибн Теймия, Ибн Хаджар аль-Аскалани, Имам аз-Захаби, Кади Бдру-дин ибн Джама’а, Хафиз аль-‘Ираки, Ибн Хальдун, Кади Абу аль-Хасан ас-Субки, Имам аль-Фа’аси, Нуру-дин аль-Бакри, Шейх аль-Балкини, Ибн аль-Хайят, Кади Шихабу-дин ан-Нашири, и др.

 

Имам Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) также сказал: «Спросил я нашего шейха Сиражуддина Булькини, о ибн Араби, и он прервал меня своим ответом: «Он неверующий», затем я спросил его по поводу ибн аль-Фарида? Он сказал: «Я не люблю о нём говорить», я продолжил: «А какая разница между ними, одно и тоже?», и я начал читать ему строчки из его поэмы «ат-Та’ийа», Шейх оборвал меня после нескольких строчек, сказав: Это неверие, это неверие». (См. «Лисан аль-Мизан», 6/125)

См. его биографию в «ас-Сияр», 23/48.

 

 

1. Такию-дин ас-Субки (у. 756, см. «Фахрис аль-Фахарис», 2/1033)

Его имя: ‘Али ибн ‘Абдуль-Кафи, Абу аль-Хасан ас-Субки аль-Ансари аш-Шафи’и аль-Мисри ад-Димашки.

Хафиз, ‘Алим, Факих, Муджтахид, Главный судья (кади) Дамаска. Имел заблеждения в некоторых вопросах, по причине которых он сильно разногласил с Ибн Теймией. Известно, что ас-Субки написал книгу «аш-Шифа ас-Сикам», с целью разоблачить Ибн Теймию в вопросе посещения могилы Пророка, мир ему и благословение.

Автор книг «ат-Тахкик фи мас’аля ат-Та’лик», «ас-Саиф аль-Маслюль», «аль-Абхадж фи шарх аль-Минхадж».

 

2. Таджу-дин ас-Субки (у. 771, см. «Фахрис аль-Фахарис», 2/1037)

Его имя: ‘Абдуль-Уаххаб ибн ‘Али ибн ‘Абдуль-Кафи, Кади Абу Наср ибн Кади Абуль-Хасан ас-Субки.

Родился в 728 году.

Хафиз, Факих, Ученый, ‘Алим.

Был очень грубым и суровым в своих проповедях и книгах, из-за чего был раскритикован учеными, и даже дошло до того, что некоторые из них обвинили его в неверии и дозволении вина.

Автор известной книги «Табакат аш-Шафи’ия аль-Кубра». Помимо этого, перу этого ученого принадлежат «Шарх Мухтасар ибн аль-Хаджиб», «Джама’ аль-Джауами», «Шарх аль-Минхадж аль-Байдауи» и др.

См. его биографию в «аль-А’лям», 4/184

 

3. Мухмуд Хаттаб ас-Субки (у. 1352)

Родился в 1274 году.

Его имя: Махмуд ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Хаттаб, Абу Мухаммад аль-Малики.

Шейх, Маликитский ученый аль-Азхара.

Автор книг «ад-Дин аль-Халис», «Иршад аль-Хальк», «Шарх Сунан Аби Дауд» и др.

 

 

1. Ибн ‘Абдуль-Хади аль-Макдиси (у. 744, см. «аль-А’лям», 5/326)

Его имя: Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Абдуль-Хади ибн ‘Абдуль-Хамид ибн ‘Абдуль-Хади, Шамсу-дин Абу ‘Абдуллах аль-Макдиси аль-Ханбали.

Родился в 704 году по хиджре.

‘Алим, Мухаддис, Хафиз, Фиких, Муфассир, Знаток арабского языка.

Этот ‘Алим прожил всего сорок лет, но за такой короткий промежуток времени, он сумел собрать большое количество полезных трудов. Его перу принадлежит более 70 работ. Учился у таких выдающихся ученых, как Ибн Теймия, Хафиз аль-Миззи, Имам аз-Захаби и др. В его адрес было сказано очень много похвалы со стороны больших ученых. Имам аз-Захаби упомянул его имя в числе своих учеников, в книге «Тазкира аль-Хуффаз».

Автор книг «аль-Ахкам аль-Кубра» – 7 томов (не завершено), «Сарим аль-Мунки» – опровержение на ас-Субки (не завершено), «аль-Мухаррар филь-Фикх», «аль-‘Укуд ад-Дурия», «Танких ат-Тахкик» и др.

См. его биографию в «Тазкира аль-Хуффаз», 4/1508.

 

2. Юсуф ибн ‘Абдуль-Хади (у. 909, см. «Фахрис аль-Фахарис», 2/1141)

Его имя: Юсуф ибн Хасан ибн Ахмад ибн Хасан ибн Ахмад ибн ‘Абудль-Хади ибн ‘Абдуль-Хамид ибн ‘Абдуль-Хади, Джамалу-дин Абу аль-Махасин ад-Димашки ас-Салихи аль-Ханбали.

Родился в 840 году.

Имам, ‘Алим, Мухаддис, Историк, Ханбалитский факих.

Его ученик Ибн Тулун собрал его биографию в книгу, под названием «аль-Хади иля тарджама Ибн ‘Абудль-Хади».

Автор книг «Табакат аль-Мухаддисин» – 7 томов, «Мугъни зауиль Афхам», «Альфия аль-Мунира» – 2 тома, «Джама’ аль-‘Абад», «ас-Сарим аль-Мугъни» и др.

См. его биографию в «ас-Сухб Уабилях», 3/1165.

 

 

1. Нуру-дин аль-Хайсами (у. 807, см. «аль-А’лям», 4/266)

Его имя: ‘Али ибн Абу Бакр ибн Сулейман, Нуру-дин Абу аль-Хасан аль-Хайсами аль-Мисри аш-Шафи’и.

Родился в 735 году.

Хафиз, Автор известных книг по Хадису. Ему принадлежит книга «Муджму’ аз-Зауаид».

См. его биографию в в «аль-А’лям», 4/266.

 

2. Ибн Хаджар аль-Хайтами (у. 917)

Его имя: Ахмад ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Хаджар, Шихабу-дин Абу аль-Аббас аль-Ансари.

Родился в 909 году.

Имам, Шафиитский факих, Ученый Египта.

Автор многих полезных книг, срди которых «ас-Сауа’ик аль-Мухаррика» – опровержение на шиитов, «Тухфат аль-Мухтадж» – шафиитский фикх, «Тазир Джинан уаль-Лисан» – книга защищающая сподвижника Му’авию (да будет доволен им Аллах), «Шарх аль-Арба’ин ан-Науауия», «аз-Зауаджир» и др.

Этот ‘Алим имел множетсво заблуждений в вопросах ‘акыды и резко негативно относился к Шейху Ибн Теймии и его книгам.

 

 

Данная нисба «аль-Къуртуби» происходит от города Кордова («Къуртуба»), находящейся в южной части Испании, которая принадлежала мусульманам в течении 5 веков.

 

1. Абу ‘Абдуллах аль-Къуртуби (ум. 671 г.)

Его имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх аль-Къуртуби аль-Андалуси аль-Ансари аль-Хазраджи.

Известный ученый аль-Андалуса, толкователь Корана (Муфассир), Имам, Факъих маликитского мазхаба.

Родился в обычной семье кордовских крестьян в 600 году, с ранних лет он проявлял интерес к науке, стремился к требованию знаний и арабскому языку, много времени посвятил изучению Корана.

Из его книг: «аль-Джами’ ли Ахкам аль-Къуран» (большая и полезная книга по толкованию священного Корана, больше известная как «Тафсир аль-Къуртуби». Ссылка на книгу: http://goo.gl/WClMt2), «ат-Тазкира фи ахуаль аль-Маута уа умур аль-Ахира» (о Судном дне и Ахирате), «аль-Асна фи шарх Асмаи-Лляхи аль-Хусна» и др.

Имам аз-Захаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Имам, великий ученый Абу ‘Абдуллах аль-Ансари аль-Хазраджи аль-Къуртуби – специалист, океан в знаниях. Автор полезных сочинений, указывающих на большое знание и обильность достоинств. Он стал известен своим тафсиром, и был превосходен в понимании толкования Корана». (См. «Тарих аль-Ислам», 50/75)

 

2. Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби (ум. 656 г.)

Его имя: Ахмад ибн ‘Умар ибн Ибрахим ибн ‘Умар аль-Ансари аль-Къуртуби аль-Андалуси аль-Малики.

Родился в 578 г. в Кордове, затем переехал в Египет (г. Александрия) где и прожил до самой смерти.

Выдающийся ученый, Имам, Мухаддис, Факъих.

Автор известного шарха на «Сахих» Имама Муслим, под названием «аль-Муфхим». Являлся учителем Абу ‘Абдуллаха аль-Къуртуби (о котором шла речь выше).

 

(!) Для того, чтобы различить между двумя этими Имамами, ученые при упоминании первого из них пишут просто «аль-Къуртуби», тогда как при упоминании второго говорят «Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби», чтобы люди не путали их.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=7746


Поделиться: