Краткая, но поучительная проповедь славного сподвижника – ‘Утбы ибн Гъазуана, который был в числе сподвижников, совершивших первое переселение в Эфиопию, участником сражения при Бадре, покорителем Басры и её наместником да будет доволен им Аллах
Халид ибн ‘Умар аль-‘Адауи рассказывал:
“Однажды ‘Утба ибн Гъазуан (да будет доволен им Аллах) обратился к нам с проповедью. Он воздал хвалу Аллаху, восхвалил Его, и сказал:
“А затем:
Воистину, миру этому было возвещено о его конце. И останется от него лишь подобие того, что остаётся на дне сосуда, испитого человеком.
Воистину, перейдёте вы из мира этого в такую обитель, которая не исчезнет никогда, так переходите же туда с наилучшими из ваших дел!
Воистину, нам было сказано, что камень, брошенный с края Ада, будет падать в нём семьдесят лет, и всё равно не достигнет дна, но клянусь Аллахом, он обязательно будет заполнен. Так неужели вы не удивляетесь этому?!
Воистину, нам было сказано, что расстояние между створками врат Рая таково, что преодолеть его можно за сорок лет пути, но обязательно настанет такой день, когда всё это пространство будет переполнено.
И я видел нас, когда было нас семеро вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) включая меня, как нам было нечего есть, кроме древесных листьев, от которых углы наших ртов покрывались язвами. А однажды мне достался плащ, который я разорвал на две части и разделил между собой и Са’дом ибн Маликом, после чего одну половину его в качестве прикрытия нижней части тела использовал я, а другую Са’д. Сейчас же каждый из нас стал управляющим наместником целого города.
Но поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом!
И воистину, каждое прежнее пророчество изменялось, пока в конечном итоге не заменялось властью. Вы же увидите и познаете на собственном опыте, какими будут правители после нас”. Муслим 2967.
Говорит Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби, поясняя эти слова ‘Утбы: “Смысл в том, что во время пророчества люди поступали согласно Шариату, отстаивали истину, были аскетами, стремились к миру вечному. Но затем, после того, как прошло время пророков, а также праведных халифов, положение изменилось и стало полной противоположностью.
Правители отойдут от пути пророков и халифов, устремившись к миру этому и следованию страстям. И таково положение большинства правителей.
Что же касается тех из них, кто последует пути справедливости первых поколений, каковым было пророческое время и время халифов, и будут следовать истине, отстраняясь от мирских соблазнов, тот из числа пророческих халифов, даже если между ним и ими пройдёт длительное время”. См. “аль-Муфхим” 7/125-126.
Да и вообще, суть слов ‘Утбы ибн Гъазуана (да будет доволен им Аллах): “И воистину, каждое прежнее пророчество изменялось, пока в конечном итоге не заменялось властью. Вы же увидите и познаете на собственном опыте, какими будут правители после нас”. Муслим 2967.
Она выражается во многих хадисах самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха):
Со слов Хузайфы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будет среди вас пророчество, которое будет продолжаться столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет несправедливое правление столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. Затем будет правление тиранов столько, сколько пожелает Аллах, а затем Аллах завершит его тогда, когда пожелает завершить. А затем вновь будет правление халифата в соответствии с манхаджем пророческого пути». Ахмад 4/273, аль-Баззар 3/531. Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани. См. “аль-Махадджа” 2/17, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 5.
Со слов Сафины Абу ‘Абду-р-Рахмана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пророческий халифат просуществует в моей общине тридцать лет, после чего наступит царствование». Ахмад 5/220, Абу Дауд 4646, 4647, ат-Тирмизи 2226, аль-Байхакъи в “аль-Мадхаль” 1/57. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Аби ‘Асым, Ибн Хиббан, Ибн Таймия, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Мукъбиль ибн Хади. См. “Фатхуль-Бари” 12/346, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 459, “ас-Сахих аль-Муснад” 1/223.
Со слов Абу ‘Убайда ибн аль-Джарраха, Му’аза ибн Джабаля и Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Всевышний и Всемогущий Аллах сделал началом этой религии пророчество и милость. Затем будет халифат и милость. [Затем будет царствование и милость, а после этого люди устремятся к власти подобно ослам]. И настанет бессмысленное царствование, а затем тираническое правление и насилие. И распространится нечестие в общине, и станут дозволяться одурманивающее и половые органы, и ради этого они будут оказывать друг другу помощь и посредством этого добывать удел. И так будет продолжаться, пока они не встретятся с Аллахом». ат-Таялиси 1/184, Абу Я’ля 2/178, ад-Дарими 2147, аль-Баззар 1589, ат-Табарани в “аль-Кабир” 11/88. Достоверность хадиса подтвердили аль-Хайсами, аль-Бусыри, Ибн Хаджар, Мухаммад аль-Мунауи, аль-Альбани. См. “Кашф аль-астар” 2/223, “аль-Итхаф” 4/32, “аль-Маталиб аль-‘алия” 9/574, “Тахридж ахадис аль-масабих” 4/443, “Зыляль аль-джанна” 1130, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3270.
Со слов Абу Умамы аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Основы Ислама будут разрушены одна за одной, и каждый раз, как разрушится одна из основ, люди возьмутся за следующую. И первой из них разрушится правление, а последней молитва». Ахмад 5/251, Ибн Хиббан 6715, аль-Хаким 7022. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, аль-Бусыри, аль-Альбани, Ибн Баз и Мукъбиль ибн Хади. См. “аль-Итхаф” 8/35, “Сахих ат-таргъиб” 572, “Хашия Булюгъ аль-марам” 147, “ас-Сахих аль-муснад” 490.
В этой проповеди содержится множество великих польз и вещей, каждой из которых можно было бы уделить отдельные темы.
Однако хотелось бы сделать акцент на мольбу, с которой к Аллаху обратился ‘Утба во время своей проповеди: «Поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом!»
/Инни а’узуби-Лляхи ан акуна фи нафси ‘азыман уа ‘инда-Ллахи сагъиран/.
Как же часто люди полагают, что являются великими, значимыми, важными в глазах общества и людей, тогда как перед Аллахом они ничтожны.
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, в День воскрешения приведут важного, толстого человека, который пред Аллахом окажется легче комариного крыла». После чего он сказал: «Читайте аят: «В День воскрешения Мы не определим для них никакого веса» (18: 105). аль-Бухари 4729, Муслим 2785.
Воистину, велик в действительности только тот, кто велик для Аллаха! А того, кто велик для Аллаха, Он делает великим в истинном смысле этого слова и для обитателей небес и земли.
А что касается богатства, власти, влияния, родословной, и т.п. и т.д., то этими вещами человеку не стать великим перед Аллахом, даже если он сам будет считать себя таковым, и будут считать его таковым его окружение.
Пример того, кто на самом деле является великим перед Аллахом
Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды при Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) упомянули о двух людях, один из которых был поклоняющимся, а другой учёным. И Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство учёного над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым нижайшим из вас». После чего он добавил: «Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земли, и даже муравей в муравейнике и киты в море призывают благословения на обучающего людей благому»”. ат-Тирмизи 2685, аль-Баззар 133. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 4213.
Приведя этот хадис, имам ат-Тирмизи передал, что аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Учёный, поступающий согласно своему знанию и обучающий людей именуется на небесах великим!” ат-Тирмизи 2685.
Шейх аль-Мубаракфури в комментарии к этому хадису и словам аль-Фудайля сказал: “Причина того, что обитатели небес называют такого человека великим в его великом положении, так как он соединил в себе знание, деяния в соответствии с этими знаниями и обучение людей знанию”. См. “Тухфатуль-ахуази” 7/380.
Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он избавил нас от высокомерия и гордыни и сделал нас великими перед Собой, а не ничтожными!
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=21027