С именем Аллаха Милостивого Милосердного
О многочисленных выдуманных и слабых хадисах относительно достоинств различных сур
Среди хадисов о достоинствах определенных сур и аятов есть также множество недостоверных. Среди людей были такие, кто, будучи ведомым благими намерениями выдумывал хадисы о достоинствах Корана и определенных сур, чтобы побудить людей к чтению Корана. Из таких людей человек по имени Нух аль-Джами’, про которого имамы говорили, что он собрал все, кроме истины. Хусайн аль-Маруази рассказывал: “Когда Абу ‘Исму (Нуха) спросили: «Откуда ты взял хадис от ‘Икримы со слов Ибн ‘Аббаса про достоинство каждой суры Корана?! Ведь сторонники ‘Икримы не говорили такого!» На что он ответил: «Я увидел, что люди оставили чтение Корана и увлеклись изучением фикъха Абу Ханифы и трудов о военных походах Ибн Исхакъа, поэтому я выдумал этот хадис»”. Ибн аль-Джаузи в “аль-Мауду’ат” 16.
Также из числа таких людей был аль-Майсара аль-Фариси. ‘Абдур-Рахман ибн Махди рассказывал: “Я спросил аль-Майсару: «Где ты взял эти хадисы, что прочитавшему такую-то суру будет то-то, а такую суру будет то?» На что он ответил: «Я выдумал их, чтобы побудить людей к чтению Корана»”. См. “Лисан аль-мизан” 7/198.
Несмотря на то, что этими людьми двигало благое намерение, шайтан ввел их в заблуждение, ибо подобные люди не осознали, что ложь на посланника Аллаха является величайшим из грехов, и нет разницы, по какой причине человек возвел на него ложь и выдумал хадис! Ведь пророк (мир ему и благословение и Аллаха) ясно и однозначно сказал: «Пусть тот, кто сказал от моего имени то, чего я не говорил, приготовиться занять свое место в Огне!» аль-Бухари 109.
Каждый мусульманин должен уяснить, что хорошее намерение не делает благим порочное деяние.
А более того, наша религия не нуждается в том, чтобы ее дополнять или выдумывать какие-либо хадисы, чтобы побудить людей к благим делам, среди которых и чтение Корана, ибо достоверных хадисов об этом великое множество, чему читатель сам стал свидетелем.
Также следует отметить, что нет ни одного достоверного хадиса, который содержал бы в себе достоинство всех сур Корана, начиная с первой и до последней. Имам Ибн аль-Мубарак о хадисе: «Прочитавшему такую-то суру будет то-то, а такую суру будет то, начиная с первой суры до последней», сказал: “Я считаю, что еретики выдумали эти хадисы”. См. “аль-Мугъни ‘ан аль-хифз уаль-китаб” 1/121.
Хадисы о том, кого не исцелил Коран
Со слов Раджа’ аль-Гъанауи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кого не исцелил Коран, того не исцелит Аллах».
Этот хадис приводят аль-Халляль в «Фадаиль къуль хууа-Ллаху Ахад» 2/198, аль-Уахиди в тафсире 2/185.
Данный хадис является слабым по причине Раджа’ аль-Гъанауи, о котором неизвестно, чтобы он был сподвижником, а также передатчике по имени Ахмад ибн аль-Харис, которого назвали слабым имамы Абу Хатим, ан-Насаи и др.
Поэтому шейх аль-Альбани назвал этот хадис слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 152.
Также и другой хадис: «Кто лечился чем-либо, помимо Корана, того Аллах не исцелит».
Этот хадис включили в число ложных – имамы ас-Сагъани, аль-‘Аджлюни и др. См. “аль-Ахадис аль-мауду’а” 12, “Кашф аль-хафа” 2/332, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 153.
Более того, эти хадисы недостоверны и со стороны их смысла, ибо исходя из них, следует, что нельзя использовать лекарства и прочие виды лечения, а это противоречит множеству достоверных хадисов. Например, хадис: Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил человека, у которого была рана, и сказал: «Позовите для него врача из такого-то племени». Когда его позвали, он пришел и сказал: “О посланник Аллаха, лекарства что-либо решают?!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Свят Аллах! Разве Аллах ниспослал какую-либо болезнь на землю, не сделав для нее исцеления?!» Ахмад 5/371. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 517.
Хадис: «Сура «аль-Фатиха» является исцелением от отравления ядом»
Со слов Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура «аль-Фатиха» является исцелением от отравления ядом».
Этот хадис приводит Ибн Наср ад-Димашкы в «аль-Фауаид» 2/226.
Данный хадис является выдуманным, и в его иснаде серьезная проблема, а это передатчик по имени Салям ат-Тауиль, которого обвиняли в выдумывании хадисов, а также Зайд аль-Хиуари, являвшийся слабым рассказчиком. По этой причине шейх аль-Альбани назвал данный хадис ложным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3997.
Однако то, что сура «аль-Фатиха» является исцелением и заклинанием упоминается в других достоверных хадисах, которые упоминались ранее.
Хадис: «Кто читал суру «аль-Бакъара», на того в Раю наденут корону»
Со слов ас-Сальсаля сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто читал суру «аль-Бакъара», на того в Раю наденут корону».
Этот хадис приводит аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман”.
Он является выдуманным. В его иснаде передатчик по имени Ибн Дау, о котором имам аль-Хатыб аль-Багъдади сказал: “У Мухаммада ибн Дауа нельзя брать знание, ибо он был лжецом!”
Также и имам аль-Джаузакъани назвал его в “аль-Мауду’ат” лжецом.
Еще один передатчик этого хадиса – Абу ‘Амара, которого имам ад-Даракъутни назвал очень слабым.
Поэтому шейх аль-Альбани назвал данный хадис ложным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 4633.
Однако с хорошим иснадом такие же слова относительно суры «аль-Бакъара» передаются непосредственно от ‘Абдур-Рахмана ибн аль-Асуада. См. “Сунан ад-Дарими” 3421.
Хадисы о достоинствах суры «Йя син»
Со слов Ма’къаля ибн Ясара сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Читайте вашим умершим суру “Йя син”».
Этот весьма распространенный и известный хадис приводят Ахмад 5/26, Абу Дауд 3121, Ибн Маджах 1448 и др.
Для начала следует отметить, что многие имамы, среди которых и шейхуль-Ислам Ибн Таймия, говорили, что правильно понимать следует этот хадис так: «Читайте вашим умирающим суру “Йя син”».
Т.е. не «умершим», а «умирающим». И такое понимание подтверждается следующим достоверным хадисом: «Внушайте вашим умирающим, чтобы они говорили: “Ля иляха илля-Ллах”». Муслим 2/321.
В этом хадисе, как и в рассматриваемом, упоминается слово «маутакум» (вашим умершим), однако речь идет об умирающих, ведь внушать произнести «ля иляха илля-Ллах» следует тому, кто еще жив, а не тому, кто уже умер. А иначе как они могут стать последними словами умирающего, если внушать их уже умершим?
Во-вторых, данный хадис, несмотря на свою распространенность, является слабым.
Имам ад-Даракъутни говорил: “У этого хадиса слабый иснад и неизвестный смысл! Нет относительно этой темы достоверного хадиса”. См. “ат-Тальхис” 153.
Т.е. нет относительно чтения Корана умирающим или умершим достоверного хадиса.
Также этот хадис назвали слабым Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби, хафиз Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и др. См. «‘Аридатуль-ахуази» 6/34, «аль-Уахм уаль-ихам» 5/49, «Ируа аль-гъалиль» 688.
Причин слабости этого хадиса три: Неизвестность передатчика Абу ‘Усмана, неизвестность также его отца, от которого он передает хадис, и путаница в иснаде. См. “Ируа аль-гъалиль” 688.
В другом хадисе со слов Абу ад-Дарды сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если возле какого-либо умершего прочитают суру «Йя син», то это обязательно станет облегчением для умершего».
Этот хадис приводит Абу Ну’айм в “Тарих аль-Асбахан” 1/188, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4/17.
Данный хадис недостоверный по причине передатчика по имени Маруан ибн Салим. Имам ад-Даракъутни сказал, что он отвергаемый передатчик, а Абу ‘Аруба и аль-Харрани сказали, что он выдумывал хадисы. См. “Мизан аль-и’тидаль” 4/90.
Также передатчик этого хадиса Шурайх не слышал хадисов от Абу ад-Дарды, ибо не застал его. См. “Тахзиб аль-камаль” 12/447.
Данный хадис назвал слабым хафиз аль-Бусайри, а шейх аль-Альбани назвал его выдуманным. См. “Итхаф аль-хира” 2/431, “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5219.
Со слов Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то зайдет на кладбище и прочитает суру Ясин, то Аллах облегчит в этот день их мучения, а ему (прочитавшему) достанется столько добрых дел, сколько человек там (похоронено)».
Этот хадис приводит ас-Са’ляби в своем «Тафсире» 3/161/2.
В иснаде этого хадиса целых три проблемы:
1. Передатчик Абу ‘Убайда, о котором имам Ибн Ма’ин сказал: “Неизвестен”.
2. Передатчик Ахмад ар-Рияхи, о котором имам аль-Байхакъи сказал: “Неизвестен”.
3. Передатчик Аюб ибн Мудрик относительно которого мухаддисы единогласны, что он неприемлемый. Более того Ибн Ма’ин сказал: “Он лжец!” А Ибн Хиббан сказал: “Он передавал от Макхуля выдуманные рукописи, хотя не видел его”.
Поэтому шейх аль-Альбани назвал данный хадис выдуманным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 3/397.
Есть и другой хадис о достоинстве этой суры, который передается со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У каждой вещи есть сердце, и сердцем Корана является сура «Йя син». И тот, кто прочитал ее один раз, словно прочитал весь Коран десять раз».
Этот хадис приводят ат-Тирмизи 2887, ад-Дарими 2/456, аль-Баззар 2304 и др.
Данный хадис недостоверный по причине передатчика по имени Харун Абу Мухаммад, которого одни имамы считали неизвестным, а другие обвиняли во лжи, а также передатчика Мукъатиля, который был лжецом. Поэтому про этот хадис имам науки хадисоведения – Абу Хатим сказал: “Это ложный хадис, у которого нет основы!” См. “аль-‘Иляль” 2/55.
Также и шейх аль-Альбани назвал этот хадис выдуманным. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 169.
Также относительно достоинства суры «Йя син» передаётся сообщение от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Тому, кто прочитал суру «Йя син» утром, будет даровано облегчение этого дня до самого вечера. А тому, кто прочитает её ночью, будет даровано облегчение до самого утра”. ад-Дарими 3462.
Этот асар очень редкий, и несмотря на то, что исследователь «аль-Муснада ад-Дарими» – Хусайн Салим Асад назвал иснад его хорошим, он всё же является слабым, поскольку в его иснаде передатчик по имени Шарх ибн Хаушаб, который обладал плохой памятью и часто ошибался. Поэтому автор книги «Хадис: “Къальбу-ль-Къуран Йа син” филь-мизан» (стр. 37) назвал его слабым.
Хадисы о достоинствах суры «аль-Хашр» (Собрание)
Со слов Анаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал совет одному человеку, чтобы, когда он лег спать, читал суру «аль-Хашр». В другой версии сказано про последние три аята этой суры. После чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если ты после этого умрешь, то умрешь шахидом». А в другой версии сказано: «Если ты умрешь, то будешь в числе обитателей Рая».
Этот хадис приводят Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» 720, а также Ибн Мардауайх. См. “ад-Дурруль-мансур” 14/398.
Данный хадис является слабым. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис редкий, а иснад его слабый по причине передатчика по имени Язида ибн Абана”. См. “Натаидж аль-афкар” 200.
А имам Закария аль-Ансари назвал его ложным. См. “Та’ликъ ‘аля аль-Байдауи” 1/141.
Есть и другой хадис со слов Макъаля ибн Ясара, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сказал утром трижды: «Прибегаю за защитой к Слышащему и Знающему от проклятого шайтана», а потом прочитал три последних аята суры «аль-Хашр», для того Аллах назначит семьдесят тысяч ангелов, которые будут призывать на него благословения до самого вечера. А если он умрет в этот день, то умрет шахидом. И то же самое будет для того, кто скажет это вечером».
Этот хадис приводят Ахмад 20306, ат-Тирмизи 2922, ад-Дарими 2/458 и др.
Но он также является слабым. См. “Да’иф Сунан ат-Тирмизи” 560 и “ат-Та’ликъ ар-рагъиб” 2/225.
Хадис: «Чтение суры “аль-Уакъи’а” защищает от бедности»
От Ибн Мас’уда сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто каждую ночь читал суру “аль-Уакъи’а”, не постигнет бедность».
Этот хадис приводят аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 2/491, Ибн ас-Сунни в «‘Амалюль-яуми уа-ллейля» № 680, Ибн Бушран в «аль-Амали» 1/38, и др.
Этот хадис очень слабый по многим причинам, о которых упомянул хафиз аз-Зайля’и:
“Во-первых, прерванный иснад, о чем говорили имам ад-Даракъутни и Абу Хатим.
Во-вторых, странный смысл, о чем говорил имам Ахмад.
В-третьих, слабость самого хадиса, что разъяснял Ибн аль-Джаузи.
В-четвертых, путаница в самом иснаде.
О том, что этот хадис слабый говорили имам Ахмад, Абу Хатим и его сын, а также ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и Ибн аль-Джаузи”. См. “Тахридж аль-ахадис уаль-асар” 3/411.
Также о слабости этого хадиса говорил и шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 289.
Хадисы о достоинствах суры «ад-Духан» (Дым)
Со слов Убай ибн Ка’ба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто прочитал суру «ад-Духан» в ночь на пятницу будут прощены его грехи».
Этот хадис приводят ат-Тирмизи 2889, аль-Уахиди 4/46 и др.
Данный хадис очень слабый по причине передатчиков: Саллямы ибн Сулейма, которого обвинял имам аль-Хаким в выдумывании хадисов, а также Харуна ибн Касира, который является неизвестным, как сказал имам аз-Захаби. По этой причине шейх аль-Альбани назвал его очень слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 4632.
Также передают со слов Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прочитал ночью суру «ад-Духан», застанет утро, и семьдесят тысяч ангелов будут испрашивать для него прощения».
Этот хадис приводят ат-Тирмизи 2888, Ибн ‘Ади 5/65 и др.
Данный хадис является ложным по причине передатчика по имени Ибн Аби Хас’ам. Имам Ибн Хиббан сказал о нем в “ад-Ду’афа”: “Он был из числа тех, кто приписывал надежным передатчикам ложные хадисы. Не дозволено опираться на его хадисы в книгах, кроме как порицая и ругая его!”
По этой причине данный хадис назвал ложным шейх аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 14/518.
Хадис: «Прочитавший суру «аль-Ихляс» трижды, подобен прочитавшему весь Коран»
Со слов Раджа’ аль-Гъанауи сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прочитал суру «аль-Ихляс» трижды, подобен прочитавшему весь Коран».
Этот хадис приводит аль-‘Укъайли в “ад-Ду’афа” 46.
Что касается Раджа аль-Гъанауи, то как уже было упомянуто ранее, недостоверно то, что он был сподвижником. А передатчик по имени Ахмад ибн аль-Харис является слабым, как уже было упомянуто ранее.
Поэтому шейх аль-Альбани назвал данный хадис очень слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 4634.
Хадис: «Прочитавшему десять раз суру «аль-Ихляс» будет построен дворец в Раю»
Со слов Му’аза аль-Джухани сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах построит дворец в Раю для того, кто десять раз до конца прочтет «Скажи: “Он – Аллах, Один…”» Услышав это ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: “Тогда мы будем стараться читать эту суру чаще, о посланник Аллаха!” На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «А Аллах дарует вам нечто большее и лучшее».
Этот хадис приводят Ахмад 3/437, Ибн ас-Сунни 687 и др.
Данный хадис является слабым по причине двух ненадежных передатчиков: Рушдина ибн Са’да и Забана ибн Фаида. Имам аль-Хайсами сказал: “Этот хадис приводят Ахмад и ат-Табарани. В их иснадах: Рушдин ибн Са’д и Забан, которые являются слабыми”. См. “Маджма’у-ззауаид” 7/145.
Шейх аль-Альбани посчитал в «ас-Сильсиля ас-сахиха» (589) этот хадис хорошим в силу существования других версий и путей, усиливавших его. Однако впоследствии он назвал этот хадис слабым и поместил его в «Да’иф аль-джами’» 893.
Дело в том, что новое издание второго тома «ас-Сахиха» было выпущено в 1415 году по хиджре, в котором предисловие шейх аль-Альбани написал в 1412г.х. Тогда как предисловие к последнему изданию «Да’иф ат-таргъиб» шейх написал в 1418, спустя 6 лет, а издана была она в 2000 году.
И этот хадис очень слабым назвал шейх Ибн Баз. См. «Маджму’у фатауа уа макъалят» 26/281.
Также и Шу’айб аль-Арнаут назвал его слабым. См. «Тахкыкъ аль-Муснад» 15648.
А Аллаху обо всем ведомо лучше!
Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=86&t=15020