аль-Гъиба — ведение разговоров за спиной человека

Содержание (в виде ссылок):

Введение

Определение слова “аль-Гъиба”

Положение “аль-гъиба” в Шариате

О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе

Гъиба – это поедание мяса людей

Гъиба – это зловонье

Гъиба способна осквернить целое море

Гъиба – это признак лицемерия

Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого её делают

Категории людей, за которых гъиба запрещена в ещё более строгой мере

Гъиба за учёных и правителей мусульман

Гъиба за умершего мусульманина

О том, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех

Что следует сделать тому, кто слышит гъиба

Примеры пресечения гъиба Пророком ﷺ и праведными саляфами нашей общины

Причины, побуждающие человека к совершению гъиба

Как покаяться за гъиба?

В каких случаях дозволена гъиба

1) Жалоба со стороны обиженного и притесненного

2) Обращение с просьбой о вынесении фатуа

3) Просьба о помощи с целью устранения порицаемого

4) Для предостережения мусульман

5) Когда кто-либо открыто совершает грехи или придерживается нововведений

6) Если человек известен под каким-нибудь прозвищем или кличкой

Будут ли гъибой слова о человеке, если не упоминать его имени?

Можно ли делать гъиба за неверных?

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Введение

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Нет сомнения в том, что Всевышний Аллах одарил человека разнообразными способностями, в том числе и великим даром речи, инструментом которой является язык. Всевышний Аллах сказал: «Разве Мы не наделили его (человека) двумя глазами, языком и устами?» (90: 8-9).

Поистине, язык – это повелитель тела, от которого зависят все остальные части тела. Именно поэтому Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ибо мы зависим от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы”». ат-Тирмизи 2407. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Язык – это оружие, которое может быть использовано по-разному. Если человек использует свой язык в подчинении Аллаху, как поминание Аллаха, чтение Корана, произнесение благих слов, призыв к одобряемому и запрет порицаемого, и тому подобном, то это является проявлением благодарности Аллаху, за оказанную милость. Если же человек использует язык в подчинении шайтану, раскалывая общину мусульман, сплетничая, лжесвидетельствуя, сквернословя, пороча мусульман, и совершает остальное из того, что запретил Аллах, то это – проявление неблагодарности Аллаху, за оказанную милость.

Воистину, пороки языка – это самые серьёзные пороки человека, ибо человеку намного легче воздержаться от совершения иного рода запретных поступков, например, от несправедливого отношения к людям, прелюбодеяния, кражи, употребления одурманивающего, и т.п., чем контролировать свой язык, поэтому Пророк Аллаха ﷺ сказал: «Язык, является причиной большинства грехов сынов Адама». ат-Табарани, аль-Байхакъи, Абу аш-Шейх. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 534 и «Сахих аль-джами’» 1201.

Может быть так, что человек, с виду религиозный и праведный, много поклоняющийся Аллаху, но когда он разговаривает, вызывает гнев своего Господа, сам того не осознавая. Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Часто можно встретить человека, который выстаивает ночные молитвы, поститься днём и остерегается даже незначительных вещей. Однако он ведет разговоры за спинами людей, сплетничает и попирает честь творений Аллаха!” См. «‘Уддату-ссабирин» 56.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) говорил: “Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, человек может произнести такие слова, которые погубят его мирскую жизнь и жизнь будущую”. Ахмад 2/328, аль-Багъауи 14/385. Имам Ибн Аби-ль-‘Изз назвал сообщение хорошим.

Пороков языка очень много, однако, в этом небольшом труде хотелось бы поделиться с мусульманами разбором одного из самых великих и распространённых пороков языка, а это – гъиба (ведение разговоров за спиной человека).

 

Определение слова “аль-Гъиба”

От Муталиба ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Гъиба – это то, что сказано о человеке за его спиной из того, что в нём есть». аль-Хараиты в «аль-Ахлякъ» 1/142. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1992.

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Известно ли вам, что такое гъиба?» Люди сказали: “Аллах и Посланник Его знают об этом лучше”. Пророк ﷺ сказал: «Это упоминание о твоем брате-мусульманине тем, что не понравилось бы ему». Кто-то спросил: “А если присуще брату моему то, о чем я говорю?” Он ответил: «Если ему присуще то, о чем ты скажешь, значит, ты совершишь гъиба, а если этого в нем нет, то ты возведешь на него клевету!» Муслим 2589.

Передают, что однажды при Пророке ﷺ упомянули одного человека, сказав: Поистине, он не ест, пока его не покормят, и не садится верхом, пока его не посадят! И Пророк ﷺ сказал им: «Вы совершили гъиба за него». Они сказали: “О Посланник Аллаха! Мы ведь сказали только то, что ему присуще!” На это он ответил: «Достаточно вам упомянуть о том, что действительно есть в вашем брате!» аль-Асбахани. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 3/128.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды она упомянула об одной женщине, сказав: “Она мала ростом”, на что Пророк ﷺ сказал: «Ты совершила гъиба на нее!» Ахмад 6/136, Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 207. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность хадиса.

Также ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я стала изображать перед Пророком одного человека, и он сказал: «Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если дадут мне за это то-то и то-то!» Абу Дауд, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 5140.

Однажды Мухаммад ибн Сирин упомянув о ком-то, сказал: “Это тот чернокожий мужчина”, – затем он сказал: “Да простит меня Аллаха, я считаю, что совершил гъиба”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 1/196.

Хафиз ан-Науауи, разъясняя значение гъиба и его виды, сказал: “Гъиба это упоминание о человеке тем, что не понравилось бы ему. Будь то физический недостаток, изъяны в религии или в его жизненных делах, или в его поведении, или в его детях, либо в том, что касается его жены, его слуг, даже его одежды, его походки или его радостного настроения, или его хмурого вида и тому подобного, что имеет к этому отношение. И все равно, было ли об этих недостатках упомянуто словом, жестом, или мимикой”. См. “аль-Азкар” 288.

Также учёные отнесли к гъиба слова тех, кто при упоминании какого-либо мусульманина говорит: “Да простит нас Аллах”, или: “Да смилостивится над ним Аллах”, намекая при этом на того, кого упомянули, и говоря это с издевкой, делая так, что о том, кого упомянули, начинают думать плохо. См. “Фатх аль-Бари” 10/469, “аль-Азкар” 290.

 

Положение “аль-гъиба” в Шариате

Нет никаких сомнений в том, что гъиба запрещено (харам), и на это указывают Коран, Сунна и единогласное мнение ученых (аль-иджма’). Имам аль-Къуртуби говорил: “По единогласному мнению (иджма), гъиба является большим грехом, за которое необходимо каяться перед Всевышним Аллахом”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 4/354.

Также о единогласном мнении, что гъиба является большим грехом, передали имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и имам Ибн Муфлих. См. “аль-Азкар” 289, “Тафсир Ибн Касир” 3/567, “аль-Адаб аш-шар’ия” 1/31.

 

О строгом запрещении “аль-Гъиба” в Исламе

 

Гъиба – это поедание мяса людей

Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не шпионьте друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, ведь вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (аль-Худжурат 49: 12).

В толковании этого аята Къатада сказал: “Так же как верующий обязан сторониться употребления мертвечины, так же он должен сторониться и гъиба”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 16/335.

Сообщается, что имам Суфьян ас-Саури называл людей, делающих гъиба мясоедами (ляхмийун). Однажды его спросили: “Это что, те, кто ест много мяса?” Он ответил: “Нет. Это те, которые делают гъиба!” аль-Къушайри в “ар-Рисаля” 1/74.

Передается от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Пророк ﷺ сказал: «Когда меня вознесли на небо, я прошел рядом с людьми, у которых были ногти из меди, и они царапали ими свои лица и груди. Я спросил: “Кто это, о Джибриль!” Он сказал: “Это – поедающие мясо людей и бесчестящие их”». Ахмад 3/224, Абу Дауд 4878. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды Пророк ﷺ сказал одному человеку: «Ты избавился от кусочков мяса, застрявших в зубах?» Тот ответил: “От чего мне избавляться, если я не ел мяса?!” На это Пророк ﷺ сказал: «Поистине, ты ел мясо своего брата!» ат-Табарани. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 2837.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У арабов было принято брать с собой слуг в путешествие, и также поступили Абу Бакр с ‘Умаром (да будет доволен ими обоими Аллах), взявшие с собой в путь слугу. Однажды они легли спать, а когда проснулись, обнаружили, что слуга тоже спит, не приготовив им еды. И один из них сказал другому: “Этот человек спит так, словно находится у себя дома!” Они разбудили его и сказали ему: “Пойди к Посланнику Аллаха и скажи ему: “Абу Бакр и ‘Умар передают тебе салам, и просят у тебя чего-нибудь из еды!” Пророк сказал слуге: «Передай им салам и сообщи им, что они уже поели!» Они были потрясены этим и пришли к Пророку и сказали: “О Посланник Аллаха! Мы послали к тебе попросить еды, а ты сказал: «Они уже поели!», – чем же мы позавтракали?!” Пророк сказал: «Мясом вашего брата. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!» Абу Бакр с ‘Умаром сказали Пророку : “Попроси для нас прощения у Аллаха!” На что он ответил: «Пусть он (слуга) просит для вас прощения!»” аль-Хараиты 186, ад-Дыя аль-Макъдиси 2/33. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2608.

А ведь в наши дни мусульмане говорят за спинами друг друга вещи на много страшней, чем то, что Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах) сказали за своего слугу!

Однажды ‘Амр ибн аль-‘Асс, проходя с людьми мимо дохлого мула, сказал: “Если человек будет есть это до тех пор, пока не наполнит свой живот, то это будет лучше для него, чем он поест мясо мусульманина!” Абу аш-Шейх, Ибн Хиббан. См. “Сахих ат-таргъиб” № 2838.

 

Гъиба – это зловонье

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы находились с Посланником Аллаха , мы почувствовали ужасный, отвратительный запах, и Пророк спросил: «Знаете ли вы, что это такое? Это запах, который исходит от тех, кто делает гъиба за спинами верующих»”. аль-Бухари в “аль-Адабуль-Муфрад” 324. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани зазвали хадис хорошим.

Сказал ас-Самаркъанди: “Некоторые могут спросить: «Почему гъиба во времена Пророка имела скверный запах, а в наши дни мы его не чувствуем?» Ответом им служит то, что гъиба в наше время увеличилась и носы, переполнившись ею, перестали чувствовать ее скверный запах. В пример этому можно привести человека, который зайдет в то место, где совершают дубление шкур животных, он не сможет из-за сильного зловонья долго там находиться. Однако те, кто работает в этих местах кушают и пьют там, не чувствуя этого зловонья, поскольку они уже привыкли к этому запаху. То же самое обстоит и с гъиба в наше время!” См. “Танбих аль-гъафилин” 1/175.

Свят Аллах, а ведь это было сказано более, чем тысячу лет назад! Трудно себе представить насколько увеличилось гъиба за эти тысячу лет!

 

Гъиба способна осквернить целое море

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды я сказала Пророку : “Достаточно тебе и того, что Сафийя (жена его) такая-то и такая-то (мала ростом)!” Услышав это, Пророк ﷺ воскликнул: «Поистине, ты сказала такое, что осквернило бы собой целое море, если бы смешалось с ним!»” Абу Дауд 4875, ат-Тирмизи 2502. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным.

Имам ан-Науауи сказал: “Этот хадис является одним из величайших доказательств запретности гъиба, если не самым великим. И я не знаю ни одного другого хадиса, который бы достигал подобного уровня в запрещении гъиба”. См. “аль-Азкар” 404.

 

Гъиба – это признак лицемерия

Сообщается от Абу Барзы аль-Аслями (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: «О те, которые уверовали только на словах, но не уверовали в сердцах! Не говорите за спинами мусульман и не выслеживайте их недостатки, ибо поистине, Аллах будет неотступно следить за недостатками того, кто будет следить за недостатками своего брата (мусульманина), и покроет его позором в его собственном доме!» Абу Дауд 4880, Ахмад 4/420. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-‘Иракъи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

Шейх Шамсуль-Хаккъ ‘Азым Абади сказал: Этот хадис указывает на то, что гъиба – это качество лицемеров, а не правоверных, потому что лицемеры веруют на своих языках, но нет веры в их сердцах”. См. «Аунуль-Ма’буд» 13/224.

 

Гъиба запрещена даже тогда, когда это разрешает тот, за кого её делают

Среди некоторых мусульман бытует мнение, что если человеку безразлично то, что говорят о нем его друзья, и он это им позволяет, то в подобном случае это уже не гъиба. На самом же деле все обстоит иначе. Гъиба является запретной в своей основе, и никто не может сделать ее дозволенной! Имам ан-Науауи писал: “Мухаммад ибн Сирин говорил: «Поистине, я не позволю делать гъиба за меня никому!», – и это правильно. Если, например человек скажет: «Я сделал дозволенной свою честь для тех, кто совершает за меня гъиба», то от этого гъиба дозволенной не становится. Наоборот, гъиба является запретной для каждого! А что касается хадиса: «Разве кто-либо из вас сможет сделать так, как Абу Дамдам, который выходя из своего дома, говорил: “Поистине, я пожертвовал свою честь людям!”» Абу Дауд 4886. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса. Смысл его слов таков: «Я не буду требовать с того, кто причинил мне зло, ни в мире этом, ни в мире ином!»” См. “аль-Азкар” 298.

То есть, Абу Дамдам не дозволял свою честь для других, однако он прощал тех, кто на нее покусился.

Суфьян ас-Саури говорил: “Чем меньше людей ты будешь знать, тем меньше ты будешь делать гъиба!” Ибн Абу ад-Дунья в “аль-‘Узля уаль-инфирад” 41.

 

Категории людей, за которых гъиба запрещена в ещё более строгой мере

 

Гъиба за учёных и правителей мусульман

Гъиба в адрес ученых намного отвратительнее и серьезнее, чем гъиба на обычного человека. Имам Ахмад говорил: “Поистине, плоть ученых отравлена! Тот, кто ощутит его запах – заболеет, а кто отведает – умрет!См. “аль-Ма‘ид фи адаб аль-муфид” 71.

Имам Ибн ‘Асакир сказал: “Поистине, плоть ученых отравлена, и то, что случится с тем, кто их порицает, известно! Аллах умертвит сердце того, кто отзывается плохо об ученых, прежде чем он умрет сам”. См. “Табайин кизб аль-муфтара” 27.

Если человек, делающий гъиба на мусульманина, подобен тому, кто ест мясо умершего брата, то тот, кто делает гъиба на ученых, ест не простое мясо, а отравленное!

Имам ас-Саффарини сказал: “Поистине, заслуги ученых известны и их достоинства велики, и кто умоляет их достоинства, тот самый низкий и подлый из людей, а кто ненавидит их, тот из партии Иблиса”. См. “Ляухуль-ануар” 2/355.

Поистине, порочение и злословие в отношении ученых всегда было и есть признаком приверженцев нововведений и врагов Ислама!

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Гъиба запрещена и является одним из величайших грехов, и особенно она становится хуже, когда речь идет о правителях мусульман и ученых. Поистине, гъиба по отношению к правителям и ученым серьезней, чем по отношению к простым людям. Причина этого состоит в том, что гъиба на ученых умаляет достоинство знания, которое они хранят в себе и которому обучают людей. После этого люди начинают отвергать те знания, которыми они обладают и это наносит вред религии! А что касается гъиба по отношению к правителям мусульман, то оно ослабляет их влияние и люди начинают восставать против них. А если люди восстают против правителей мусульман, то распространяется анархия”. См. “Шарх рияд ас-салихин” 1/340.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди говорил: “Люди обязаны удерживаться от обсуждения недостатков правителей мусульман, и не заниматься их порочением. Наоборот, они должны просить Аллаха укрепить правителя на истине. Поистине, в ругани правителей мусульман великое зло и вред, как для общества, так и для отдельных людей. Можно встретить такого, кто ругает правителей, но который даже не желает сделать им наставление, а это является предательством по отношению к ним!” См. “Нур аль-басаир уаль-альбаб” 66.

Что же касается обсуждения, порочения и ругани правителей мусульман, то это является отличительной чертой хариджитов! ‘Укба ибн Уасадж рассказывал: “Мне рассказывали о хариджитах и о том, как они порочат правителей. И однажды, когда я встретил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, я сказал ему: «Ты из числа оставшихся сподвижников Посланника Аллаха , и Аллах даровал тебе знание. Тут люди в Ираке порочат своих правителей и заявляют во всеуслышание об их заблуждениях, что ты скажешь об этом?» Он ответил: «Это те, на которых проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!»” Ибн Абу ‘Асым в ас-Сунна 933. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Сахль ибн ‘Абдуллах ат-Тустури говорил: “Люди не перестанут находиться в благополучии, пока будут возвышать правителей мусульман и ученых, и если они будут их чтить, то Аллах приведет в порядок их мирскую жизнь и жизнь будущую, а если они пренебрегут ими, то они погубят свою мирскую жизнь и жизнь будущую”. См. “Тафсируль-кубра” 5/260.

 

Гъиба за умершего мусульманина

Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если у вас умирает человек (мусульманин), то обращайтесь за него с мольбой, и не порочьте его». Абу Дауд 4899, ат-Тирмизи 3895, ад-Дарими 2260. Хадис достоверный.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Ма’из ибн Малик (да будет доволен им Аллах) пришел к Пророку ﷺ и попросил очистить его от греха прелюбодеяния подвергнув его наказанию. Но Пророк ﷺ отсылал его до тех пор, пока он не вернулся с этой же просьбой в пятый раз. Пророк ﷺ спросил у него: «Ты совершил прелюбодеяние?» Он сказал: “Да”, и он повелел закидать его камнями. После того, как это сделали, Пророк ﷺ услышал, как один человек говорит другому: “Видишь этого, которому Аллах скрыл его грех, но он не успокоился, пока его не закидали, как закидывают камнями собак!” После этого Пророк ﷺ подошел к дохлому ослу и сказал: «Где такой-то и такой-то? Подойдите сюда и съешьте эту мертвечину». Они сказали: “Да простит тебя Аллах, о Посланник Аллаха! Разве это едят?!” Посланник Аллаха ﷺ сказал: «То, что вы сейчас приобрели от разговоров о вашем брате хуже, чем поедание этого!» аль-Байхакъи 8/227. Хафиз Ибн Касир назвал иснад хадиса достоверным.

Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади говорил: Что же касается гъиба в отношении умершего, то нет сомнения в том, что это более непристойно и порицаемо, нежели в отношении живого, потому что у живого можно попросить прощения, чего не скажешь о мертвом”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 13/242.

 

О том, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех

 

Указанием на то, что говорящий и слушающий гъиба совершают одинаковый грех, является вышеприведенный хадис, в котором говорилось о двух людях, обсуждавших Ма‘иза. В этом хадисе сказано, что совершал гъиба один, а другой просто слушал, но, тем не менее, Посланник Аллаха ﷺ позвал их обоих, сказав: «Где такой-то и такой-то! Идите сюда и съешьте эту мертвечину».

Также на то, что и говорящий и слушающий гъиба равнозначны в грехе, указывает и хадис от Анаса, в котором сказано, что Абу Бакр с ‘Умаром говорили о слуге. В хадисе сказано, что говорил один из них, но, несмотря на это Пророк ﷺ сказал им обоим: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, поистине, я вижу кусочки его плоти между ваших зубов!»

Имам ан-Науауи сказал: “Гъиба запрещена и для говорящего и для слушающего”. См. “аль-Азкар” 362.

Имам Ибн аль-Джаузи писал: “Как же много таких людей, перед которыми совершается гъиба за мусульман, а они испытывают радость! Такие люди являются грешниками по трем причинам: за радость по причине совершения греха; за радость при порочении мусульман; и за отказ от порицания этого греха!” См. “Тальбису Иблис” 128.

 

Что следует сделать тому, кто слышит гъиба

 

Всевышний Аллах сказал: «Услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд”» (аль-Къасас 28: 55).

Передают со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Пусть никто из моих сподвижников ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Абу Дауд 4860, ат-Тирмизи 3896. Шейх Ахмад Шакир назвал иснад хадиса хорошим.

Ибн Умми ‘Абд (Ибн Мас‘уд) говорил: “Если при ком-либо стали делать гъиба за верующего, а он защитил его, тому Аллах воздаст за это благом в мире этом и в мире ином. А если при ком-либо стали делать гъиба за верующего, а он не защитил его, тому Аллах воздаст злом в мире этом и в мире ином. И никто не проглатывал более худшего куска, чем гъиба за верующего! Если он сказал про него то, что знает, то совершил гъиба, а если сказал про него то, чего не знает, то он оклеветал его”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 734. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Слышащему гъиба, следует остановить того, кто это говорит, ибо так поступали Пророк ﷺ, его сподвижники и их праведные последователи (таби‘ун).

Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что тому, кто услышал гъиба в адрес мусульманина, следует остановить говорящего и возразить ему, и если тот не прекратит, то остановить его следует руками, ну а если он не может этого сделать ни языком, ни руками, то он должен покинуть это место. Если же он слышал гъиба в адрес ученого или другого достойного мусульманина, то реакция на это должна быть еще серьезней”. См. “аль-Азкар” 294.

 

Примеры пресечения гъиба Пророком ﷺ и праведными саляфами нашей общины

Сообщается от ‘Итбана ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды, встав на молитву, Пророк ﷺ спросил: «А где же Малик ибн ад-Духшум?» Один человек сказал: “Это – лицемер, который не любит ни Аллаха, ни Посланника Его”. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха? А ведь Аллах сделал запретным для Огня того, кто скажет: “Нет божества, кроме Аллаха”, – стремясь к лику Аллаха!» аль-Бухари 425, Муслим 33.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “В словах Пророка : «Не говори так!» содержится запрет на обвинение в лицемерии по причине поступка, который стал известен. Ведь Пророк применял внешнее положения Ислама по отношению к лицемерам, несмотря на то, что знал о лицемерии некоторых из них. А что тогда сказать об обвинении настоящего мусульманина, по причине какой-то предпосылке?! Также в этом хадисе указание на то, что если кого-то обвинят в лицемерии на основании какого-то совершенного плохого деяния, то необходимо опровергнуть его гъиба, упомянув благое дело того, кого обвинили”. См. “Фатх аль-Бари” 3/188.

От Ка‘ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда Пророк ﷺ, находившийся в окружении людей во время похода на Табук, спросил: «А что делает Ка‘б бин Малик?», один человек из племени “Бану салима” сказал: “О Посланник Аллаха, задержали его две его дорогие одежды и его высокомерие”. Тогда Му‘аз бин Джабаль (да будет доволен им Аллах) воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха, нам известно о нем только хорошее”. аль-Бухари 2757, Муслим 2769.

Сообщается, что как-то раз, один человек в разговоре с ‘Умаром ибн Абдуль-Азизом (да будет доволен им Аллах), который в это время был халифом, упомянул плохо о каком-то человеке, и ‘Умар сказал: “Если хочешь, мы рассмотрим твое дело, и если ты лжешь, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «Если нечестивец принесет вам весть, то выясните (правду ли он говорит)…» (аль-Худжурат 49: 6), а если ты сказал правду, то ты из числа тех, о ком говорится в этом аяте: «И не повинуйся всякому клянущемуся часто, презренному, злословящему и разносящему сплетни…» (аль-Къалям 68: 10-11), а если пожелаешь, мы простим тебе это”. И тот сказал: “Я прошу о прощении, о повелитель правоверных! Я никогда больше этого не повторю”. См. “аль-Азкар” 423.

Суфьян ибн Хусайн рассказывал: “Однажды я упомянул плохо об одном человеке перед Ийясом ибн Му’ауией, тогда он посмотрел мне в лицо и спросил: «Ты совершал военный поход на римлян?» Я сказал: “Нет”. Он спросил: «А на синдхов, индусов или турков?!» Я ответил: “Нет”. Тогда он сказал: «Спаслись от тебя римляне, синдхи, индусы и турки, а твой брат-мусульманин от тебя не спасся?!»” И Суфьян сказал: “После этого я так больше не поступал”. Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 13/121.

Сообщается, что Маймун ибн Сиях никогда не делал гъиба, и не оставлял без порицания того, кто при нем совершал гъиба, а если тот не прекращал, то он уходил сам. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/107.

Таковы примеры пресечения гъиба Пророком ﷺ, его сподвижниками и их праведными последователями. Да сделает нас Аллах подобными им!

 

Причины, побуждающие человека к совершению гъиба

 

Изучив данный вопрос, ученые указали на причины, побуждающие человека совершать гъиба. Вот основные из них:

  1. Желание свести счеты, если у одного человека есть основания сердиться на другого. В подобных случаях он радуется, когда упоминает о недостатках другого, а его язык в силу своей природы спешит делать это, если только богобоязненность не удерживает его от подобного. Таким образом, ненависть и гнев относятся к числу главных факторов, побуждающих человека к гъиба.
  2. Желание возвыситься в глазах людей над определенным человеком, говоря: “Такой-то ничего не знает!”, тем самым, намекая на то, что к нему самому это не относится. И мы прибегаем к защите Аллаха от этого порока, ведь поистине, это одно из тех качеств, которые могут погубить человека, если он от них не очистится. К таким методам прибегают чрезмерно самолюбивые люди.
  3. Причиной может стать также и одобрение действий друзей или оказание им поддержки в том, что они говорят. Имеются в виду такие случаи, когда своими шутками они задевают честь других людей, а человек считает, что, если он выскажет своим друзьям порицание или несогласие, это покажется им неприятным и они от него отвернутся. В результате этого он начинает поддерживать их, полагая, что в этом и заключается настоящая дружба. Бывает и так, что их охватывает гнев, и человек оказывается вынужденным проявлять гнев вместе с ними, чтобы показать, что он поддерживает друзей и в горе и в радости, в результате чего он вместе с ними начинает упоминать о недостатках и пороках других. Случается, что когда кто-либо из знакомых начинает порочить кого-то за спиной, свидетелю этого становится неловко остановить собеседника, думая, что это его обидит. Эта причина, побуждающая к гъиба, является весьма распространенной и свидетельствует о неполноценности веры (имана) человека, стесняющегося высказать порицание совершающим грех друзьям или сторонникам.
  4. Также бывает, что кто-то искренне удивляясь поступку какого-то человека, удивленно говорит: “Как сильно такой-то ошибается, хотя он вроде бы и хороший человек”. И когда он говорит об этом, то совершает гъиба, сам об этом не подозревая.
  5. Человек гневается из-за совершения кем-либо чего-нибудь непристойного, о чем ему стало известно, и говорит: “Да такой-то вообще не боится Аллаха, и совершает то-то и то-то!”, и этим самым он совершает гъиба.
  6. Человек может совершать гъиба вследствие зависти, испытывая это чувство по отношению к тому, о ком люди отзываются с похвалой, любовью и уважением. Это одна из наиболее основных причин гъиба. Завистник желает, чтобы другой человек лишился подобной милости и не находит ничего лучшего, кроме как порочить его при всяком удобном случае, имея желание унизить его в глазах людей. Поистине, это – наихудший из людей. От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что как-то у Пророка ﷺ спросили: “Какие люди являются наилучшими?” Он ответил: «Те, у кого горячее сердце и правдивый язык». Они сказали: “Мы знаем, что такое правдивый язык, но что значит горячее сердце?” Пророк ﷺ сказал: «Это – богобоязненное, чистое сердце, в котором нет ни греха, ни распутства, ни злобы, ни зависти». Ибн Маджах 4216. Ибн Асакир 18/29. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
  7. Существуют и неясные случаи, когда дело не обходится без козней шайтана. Так, человек может удивляться, проявлять жалость или гнев ради Аллаха Всевышнего, говоря, например, такие слова: “Я удивляюсь, как может такой-то учиться у такого-то, ведь он – человек невежественный!” Человек может недоумевать, что кто-то не верит в его правдивость, и искренне говорить: “Несчастный! Меня огорчает его положение и то, что его постигло!” И еще у кого-либо может вызывать гнев то порицаемое, которое совершает другой человек, в связи с чем, он проявляет свое раздражение, упоминая имя этого другого, тогда как в подобном случае имя следует скрывать, ограничившись упоминанием самого проступка.
  8. Причиной также может быть и желание поиграть, пошутить и весело провести время, рассказывая о недостатках другого и передразнивая его для того, чтобы насмешить людей. От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Может быть так, что человек произнесет слово для того, чтобы насмешить своих друзей и за это слово Аллах разгневается на него и не будет доволен им, до тех пор, пока не введет его в Огонь». Абу аш-Шейх. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 4163.
  9. Когда человека обличили в мерзком поступке, а он, пытаясь отвести это от себя, говорит: “Так делает и такой-то”, – чтобы упрек от него перешел к другому.
  10. Когда человек предполагает, что кто-то хочет пожаловаться на него кому-либо из важных людей, или даже просто его другу, то он опережает своего соперника и сам совершает на него гъиба, чтобы унизить его достоинство в их глазах. См. “Татхируль-‘иба мин данасиль-гъиба” 54, “Фатауа Ибн Таймия” 28/336-338.

 

Как покаяться за гъиба?

 

Человек, совершивший гъиба должен принести искреннее покаяние (ат-тауба) за этот большой грех, выполнив все его условия. Условий покаяния три:

  1. Прекращение совершения греха;
  2. Раскаяние в совершенном;
  3. Решимость никогда не совершать подобное.

В отношении необходимости этих трех условий, для того, чтобы покаяние было действительным, среди ученых нет разногласий. И если одно из вышеупомянутых условий не будет выполнено, то покаяние не будет действительным. См. “Сыфату тауба” 9.

Однако у искреннего покаяния есть и четвертое условие. В том случае, когда совершенный грех, так или иначе затрагивает права другого человека, то необходимо загладить свою вину перед тем, кто пострадал от него, попросив у него прощения или же вернув пострадавшему незаконно присвоенное, если дело касается незаконного присвоения материальных ценностей и т.п.

Что же касается покаяния за гъиба, является ли необходимым условием для покаяния за него сообщение тому, за чьей спиной оно совершалось или нет, ученые разошлись. Группа учёных считала необходимым попросить прощение у того, за кого совершалось гъиба, поскольку этот грех не только между рабом и Аллахом, но также коснулся и прав другого человека. В доказательство на это они опирались на хадис Посланника Аллаха ﷺ, который однажды спросил людей: «Знаете ли вы, кто такой неимущий?» Они ответили: “Неимущим среди нас называют того, у кого нет ни денег, ни имущества”. Тогда Пророк ﷺ сказал: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесет с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придется ему отдать из своих благих дел одному потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581.

Таким образом, эти учёные считали, что необходимо загладить свою вину перед человеком, за которого было совершено гъиба, чтобы это грех был искуплен, и чтобы он не был спрошен за него обиженным в Судный день. При извещении человека, за которого было совершено гъиба не обязательно раскрывать все подробности своего греха. Следует просто сказать, что ты был несправедлив к нему в своих речах, но теперь покаялся перед Аллахом и просишь прощения у него самого. См. “Гъазауль-альбаб” 1/93, “Мадариджу-ссаликин” 1/290-291.

Что же касается того, у кого просит прощение раскаявшийся, то он должен простит его и не таить злобу. Ведь Пророк ﷺ говорил: «Я клянусь вам Аллахом о трех вещах: что имущество никогда не уменьшится по причине милостыни; что человека, который простит тому, кто поступил по отношению к нему несправедливо, Аллах Всемогущий обязательно возвеличит за это; и что если человек откроет врата для просьб у людей, то Аллах откроет для него врата нищеты!» Ибн Абу ад-Дунья. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3025.

Разве не желает мусульманин того, чтобы Аллах его возвеличил?!

Второе же мнение состоит в том, что необязательно извещать человека о том, что ты совершил гъиба за него и просить у него прощения. Хафиз Ибн Касир говорил: “Некоторые ученые говорили: «Не является условием покаяния за гъиба извещение обидчика, ибо может быть так, что это принесет еще больше вреда»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/129.

И это является наилучшим мнением, что в случае, если при сообщении о том, в чем именно заключалась гъиба, сплетня или клевета обиженный разгневается (как правило, так и происходит) и это усилит его ненависть, то не следует говорить ему об этом, потому что шариат не одобряет увеличения вреда. Одной из целей шариата является сплочение сердец и укрепление братских чувств между мусульманами. Возможно, что это приведет к вражде, после которой сердце мусульманина никогда не очистится в отношении сплетника. В таких ситуациях для покаяния достаточно:

– Раскаяться и молить Аллаха о прощении, осознав мерзость содеянного.

– Молить Аллаха о прощении за того, о ком было сделано гъиба. Имам Ибн аль-Мубарак говорил: “Если человек совершил гъиба за другого человека, то пусть не сообщает ему об этом, а просит прощения для него!” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/317.

– Признать свою вину перед теми, кто слышал от тебя гъиба или клевету на мусульманина, оправдав его перед ними.

– Защищать честь того, о ком ты делал гъиба и возражать, если кто-либо захочет сделать гъиба за него. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/291 и “аль-Мугъни” 12/78.

О мусульмане! Обратите внимание на разницу между имущественными и телесными преступлениями с одной стороны и между гъиба – с другой. Материальный ущерб отличается тем, что потерпевшие с удовольствием прощают ворам и грабителям при возмещении им ущерба, а человек, которому нанесли моральный урон, как правило, скуп на прощение и сохраняет обиду в своем сердце надолго или же навсегда.

Имам саляфов – Суфьян ибн ‘Уяйна говорил: “Гъиба куда опаснее долга! Ведь долг можно возместить, тогда как гъиба возместить нельзя”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/281.

 

В каких случаях дозволена гъиба

 

Данная глава является весьма важной, ибо в отношении этого вопроса многие впали в две крайности. Одни, не изучив данную тему до конца, считают гъиба запрещенным тогда, когда она дозволена или даже обязательна. Другие же впав в противоположную крайность, порочат множество мусульман, оправдываясь тем, что это наставление и предостережение (джарх уа-тта‘диль), тогда как это неуместно и неправомерно.

Как уже было отмечено выше, гъиба в своей основе является большим грехом, за совершение чего в хадисах пришли страшные угрозы, и за что следует принести искреннее покаяние. Однако шариат Всевышнего Аллаха сделал исключение, дозволив гъиба в шести случаях. Имам ан-Науауи сказал: “Знай, что гъиба дозволяется только ради достижения правильной и не противоречащей шариату цели в том случае, когда иным путем ее достичь невозможно”. См. “Шарху сахихи Муслим” 16/140.

 

1) Жалоба со стороны обиженного и притесненного

Притесняемому разрешается подавать жалобу правителю, судье и другим из числа тех, кто обладает властью или может по справедливости рассудить между ним и его обидчиком, и при этом притесняемый может сказать: “Такой-то обидел меня в том-то”. Доказательств на это множество, как в Коране, так и в Сунне. Так, например, Всевышний Аллах говорит: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (ан-Ниса 4: 148).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек пришел к Пророку и сказал: “Поистине, у меня есть сосед, который причиняет мне вред!” Пророк сказал ему: «Возвращайся, собери свои вещи и выйди на улицу». Когда он вернулся и сделал все так, вокруг него стали собираться люди и спрашивать: “Что с тобой произошло?” Он сказал: “Мой сосед причиняет мне зло, а когда я пожаловался на него Пророку , он сказал мне: «собери свои вещи и выйди на улицу». Тогда эти люди стали говорить: “О Аллах, прокляни его, о Аллах, накажи его!” Когда же это дошло до соседа, он пришел к нему и сказал: “Вернись в свой дом, клянусь Аллахом я больше не причиню тебе вреда”. аль-Бухари в “аль-Адаб аль-муфрад” 124. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

 

2) Обращение с просьбой о вынесении фатуа

Человек может сказать муфтию или обладающему знанием, что его отец, брат или муж поступил несправедливо, имеет ли он право на такое? Подобное разрешается в силу необходимости, однако лучше будет спросить неопределенно: “Что вы скажете о человеке, который поступает так-то и так-то?” Благодаря этому можно добиться своей цели, никого не называя по имени. Однако в подобной ситуации нет проблем, чтобы назвать и имя обидчика.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды Хинд, жена Абу Суфьяна, сказала Пророку : “Поистине, Абу Суфьян – человек скупой, и он не дает мне того, чего хватило бы мне и моему ребенку, если я сама не беру у него без его ведома”, – на что он сказал: «Бери то, что будет достаточно для тебя и твоего ребенка». аль-Бухари 5364, Муслим 1714.

 

3) Просьба о помощи с целью устранения порицаемого

В этом случае человек может говорить тому, кто обладает властью и силой, следующее: “Такой-то поступает так-то, удержи его от этого”, – или нечто подобное с целью устранения порицаемого. Доказательством этому служит вышеприведенный хадис про жену Абу Суфьяна.

 

4) Для предостережения мусульман

Зайд ибн Аркъам (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В свое время мы вместе с Посланником Аллаха выступили в поход, в котором людям пришлось испытать немало тягот, и я услышал, как ‘Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль сказал: “Ничего не расходуйте на тех, кто находится вместе с Посланником Аллаха, пока они не разбегутся от него!” И еще он сказал: Поистине, если мы вернемся в Медину, влиятельные обязательно выгонят из нее презренных!” После этого я пришел к Посланнику Аллаха и рассказал ему об этом”. аль-Бухари 4903, Муслим 2772.

Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Честь богатого должника, не отдающего долг, становится дозволенной». Абу Дауд, Ибн Маджах. Хадис хороший. См. “Ируауль-гъалиль” 1434.

Однако это не означает, что разрешается его порочить и на него клеветать, нет. Речь идет о том, что на такого человека можно жаловаться и предостерегать от него людей.

Предостережение допускается в целом ряде случаев. Например, когда нужно предостеречь от тех, кто может причинить вред мусульманам, будь-то в мирских или религиозных делах. Также немаловажным является предостережение мусульман от приверженцев нововведений и это по единодушному мнению всех ученых (иджма’), является не только дозволенным, но и обязательным в случае необходимости.

Многие мусульмане возмущаются, когда кто-либо из обладающих знанием опровергает или же предостерегает от того, кто искажает религию. Они называют это гъиба, тогда как сами лишь на основании своих страстей и безосновательно порочат мусульман за их спинами, совершая не только гъиба, но и клевету (бухтан). Однако как только речь заходит о заблуждениях их идеологов или сторонников, они сразу же вспоминают о таком понятии, как гъиба. Это является невежеством и отсутствием знания о запретном и дозволенном видах гъиба. Религия Ислам величественней чем честь человека, который ее искажает, будь то осознано, или же искренне заблуждаясь. Насколько бы ценным не была честь мусульманина, религия любимей, чем кто-либо из людей, не говоря уже о том, кто ее искажает. Имам аш-Шафи’и говорил: “Ученые делали исключением из запретного вида злословия (гъиба), некоторые дозволенные виды гъиба, из числа которых есть даже обязательные. К этому относится разъяснение ошибки ошибающегося в вопросах Шариата, поскольку неприкосновенность религии важнее, чем неприкосновенность отдельного человека”. См. “аль-Умм” 7/90.

Доказательств этому великое множество. Так, например, сообщается, что когда Зу Хууайсара, предок всех хариджитов, будучи недовольным разделом трофеев, сказал Пророку ﷺ: “О Мухаммад! Побойся Аллаха, будь справедлив!”, в другой версии сказано, что он сказал: “Это было сделано неискренне!” После того, как он ушел, Посланник Аллаха ﷺ сказал своим сподвижникам за его спиной: «Поистине, ваши молитвы по сравнению с их молитвами и ваши посты по сравнению с их постами будут казаться вам ничтожными. Среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет, и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишениаль-Бухари 4351, Муслим 1064.

Кто же посмеет обвинить Посланника Аллаха ﷺ в том, что он совершал запретное гъиба?!

Сообщается, что когда некий суфий сказал имаму Ибн аль-Мубараку: “Ты делаешь гъиба!” Он ответил: Замолчи! Если мы не будем разъяснять, то откуда знать, где истина, а где ложь?!” См. аль-Кифая” 1/45.

‘Абдуллах, сын имама Ахмада рассказывал: “Однажды пришел Абу Тураб к моему отцу, и мой отец стал говорить: “Такой-то передатчик ненадежный, а такой-то надежный”. Абу Тураб сказал: “О шейх, не делай гъиба на ученых!” Тогда мой отец сказал ему: ”Горе тебе! Это не гъиба, а наставление!” См. ”Тарихуль-Багъдад” 12/316.

Разве кто-то может обвинить этих великих имамов в том, что они совершали запретное гъиба?! Поистине, этого не сможет сделать никто, кроме невежественного человека, неосведомленного о положениях религии!

Имам Ибн Абу Заманин говорил: “Приверженцы Сунны не переставали порицать заблудших приверженцев страстей, и они запрещали находиться с ними, предостерегали от их искушений, разъясняли их положение и не относили это ни к гъиба, ни к злословию”. См. “Усулю-Ссунна” 293.

Имам ан-Науауи сказал: “Если кто-либо увидит, что приобретающий религиозные знания (фикъх) посещает приверженца нововведений или нечестивца, воспринимая от него знания, и побоится, что это повредит изучающему фикъх. В подобном случае он должен дать ему добрый совет, объяснив этому человеку положение того, к кому он ходит, при условии, что он действительно стремится дать добрый совет, так как в подобных обстоятельствах легко допустить ошибку, ибо возможно, что говорящего об этом побуждает зависть и обманывает шайтан, внушающий ему, что его совет является благом”. См. “аль-Азкар” 292.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия упомянув слова Хасана аль-Басри: “Разве вы не желаете упоминать о нечестивом человеке? Говорите о его ошибках, чтобы люди остерегались его!”, сказал: “Выявление и сообщение о нововведении и распутстве кого-либо не относится к гъиба, как это сообщил Хасан аль-Басри и другие имамы, если человек совершает эти грехи открыто и явно. Такой человек заслуживает наказания мусульман, и самое меньшее, что ему полагается – это порицание, чтобы люди удерживались и отстранялись от него. И если не порицать и не упоминать то, что присуще ему из распутства, грехов или же нововведений, то люди могут, обольстившись последовать за ним в этом”. См. “Маджму’уль-фатауа” 15/268.

К данной главе также относится и необходимость спросить совета относительно того, стоит ли вступать с кем-либо в родственные отношения путем заключения брака, или работать с ним, или доверять ему что-либо на хранение, или вести с ним какие-нибудь другие дела или жить с ним по соседству и т.д. Тот, к кому обращаются за советом, не должен ничего утаивать о том, про кого его спрашивают, и обязан говорить только то, что ему известно точно, оставив догадки и предположения. Доказательством этому является хадис Фатимы бинт Къайс (да будет доволен ею Аллах), сказавшей: “В своё время я пришла к Пророку и сказала: “Ко мне посватались Абу-ль-Джахм и Му‘ауийя”, – на что Посланник Аллаха сказал: «Что касается Му‘ауийи, то он – бедняк, у которого нет никакого имущества, что же касается Абу-ль-Джахма, то он не убирает палку со своего плеча»”. Муслим 1480.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «…что же касается Абуль-Джахма, то он бьет женщин», – и это является объяснением слов Пророка ﷺ «он не убирает палку со своего плеча».

 

5) Когда кто-либо открыто совершает грехи или придерживается нововведений

Если какой-либо мусульманин известен своими грехами, которые он совершает открыто, как употребление спиртного, приверженность к нововведению, притеснение людей, ложь и т.п., то в таких случаях разрешается говорить о нем из того, что совершается им открыто. Однако запрещается упоминать о прочих его недостатках, замеченных за ним.

Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), что как-то раз один человек попросил у Пророка ﷺ разрешения войти, и он сказал: «Впустите его, но сколь плох он как соплеменник!» аль-Бухари 6054, Муслим 2591.

Имам аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе указание на то, что дозволено делать гъиба за человека, который известен своими открытыми грехами, нечестием или призывом к нововведениям”. См. “Фатухль-Бари” 10/452.

Также от Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что однажды Посланник Аллаха ﷺ упомянув по именам двух людей, сказал: «Я не думаю, что такой-то и такой-то хоть что-нибудь знают о нашей религии». аль-Бухари 6068.

Имам аль-Лейс ибн Са‘д, являющийся одним из передатчиков этого хадиса, сказал: Эти двое были из числа лицемеров”.

‘Абдуллах ибн ‘Амр рассказывал: “Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха , и он сказал: «Сейчас к вам зайдет проклятый человек!» А до этого ‘Амр ибн аль-‘Ас (его отец) остался, чтобы надеть свою одежду и примкнуть к нам. И я не переставал смотреть, кто войдет и бояться, пока не вошел аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас”. Ахмад 3/163, аль-Баззар 2/247. Достоверность хадиса подтвердили шейх Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут.

Аль-Хакам ибн Абу аль-‘Ас – отец Омеййадского халифа Маруана ибн аль-Хакама. Он причинял страдания Пророку ﷺ в начале его призыва, а также входил в число одиннадцати знатных курайшитов, замысливших убить Посланника Аллаха ﷺ до его переселения.

Зайд ибн Аслям говорил: “Гъиба запрещена только в отношении того, за кем не известно открытого совершения грехов”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 222.

Хасана аль-Басри говорил: “Если в человеке явно проявится нечестие, то упоминание этого не будет относиться к гъиба, как например упоминание женоподобного мужчины или хариджита”. Ибн Абу ад-Дунья в “ас-Самт” 237.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Тот, кто известен своими грехами и совершает их открыто, является нечестивцем, и на него гъиба дозволена”. См. Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 447.

Также сказанное относится к тому, кто сам рассказал о своих грехах. От Хасана аль-Басри сообщается, что если человек сам рассказывает о своих грехах, то упоминание этого уже не будет относится к гъиба. См. “Файдуль-Къадир” 3/323.

Также говорил и имам ан-Науауи, что если человек открыто совершает грехи или же сам рассказывает о своих грехах, не скрывая их, то говорить о нем за его спиной об этих грехах уже не запрещено. См. “Фатхуль-Бари” 10/586.

Имам Ахмад сказал: “На приверженца нововведений нет гъиба!” См. “Табакъатуль-ханабиля” 2/274.

Хафиз Абу Бакр аль-Исма’или сказал: “Имамы-мухаддисы считали обязательным отстранение от нововведения и считали обязательным оставление гъиба, кроме как за человека, чье нововведение было явным, и кто призывал к нему. Слова, сказанные о таком человеке, не являются гъиба”. См. “И’тикъаду аимамиль-хадис” 46.

Однако сказанное относится к настоящим приверженцам нововведений, а не тому, кто совершил какое-то обрядовое нововведение, поскольку как гласит важное правило: «Не каждый, кто совершил нововведение, стал приверженцем нововведений!»

Тут необходимо также упомянуть о большом нечестии, распространившемся в наши дни, относительно обвинения в нововведении (табди’) приверженцев Сунны, а более того, обвинение в нововведении ученых из числа приверженцев Сунны. Это стало болезнью в наше время. Многие молодые мусульмане, услышав слова одного шейха о другом, сразу же начинают обвинять второго в нововведении, предостерегая от него. Однако необходимо отметить, что предостережение и даже обвинение в нововведении одного ученого или нескольких ученых, не обязывает всех мусульман безукоризненно следовать этому. Более того, если человек, от которого предостерегают и называют приверженцем нововведений, является из ахлю-Сунна, то критика в его адрес принимается только лишь в случаи указания причины его заблуждения. Имам Ахмад, имам науки аль-джарх уа-та‘диль говорил: “В отношении каждого, кто известен своим благочестием, не принимается предостережение и критика, кроме как с указанием причины этого, и относительно такого дела, в котором не может быть неясности!” См. “Тахзиб ат-тахзиб” 7/273.

Спросили шейха ‘Абдуллаха аль-‘Убайляна: «Каково ваше мнение относительно проведения экзамена среди людей и обязывания требующих знание следовать словам ученых в джархе конкретного лица или в иных спорных вопросах среди ахлю-Сунна?»

Шейх ответил: “Этот вопрос нуждается в разъяснении. Если тот, о ком говорят ученые из числа приверженцев нововведений, относительно которого нет разногласий среди ахлю-Сунна, то мусульманин обязан считать так, как считает ахлю-Сунна, а иначе он отойдет от их пути, если у него есть знание! Однако если тот, о ком говорят – сам из ахлю-Сунна, но впал в ошибку, по причине чего некоторые сторонники ахлю-Сунна считают, что подобное выводит из ахлю-Сунна, то в таком случае мусульманин не обязан это принимать, если для него не стал ясным этот вопрос, или же если он считает иначе и следует в отношении этого человека словам других (ученых). А тот, кто убежден, что подобное (обязывание словами определенных ученых) является обязательным для каждого мусульманина, тот противоречит Аллаху и Его Посланнику , ибо полная истина и полное покровительство не может быть ни к кому, кроме Посланника Аллаха ! Когда Ибн ‘Аббаса спросили: «Ты на пути ‘Али или ‘Усмана?» Он ответил: «Нет, я на пути Посланника Аллаха !» И подобное является путем, ведущим к тому, во что впали иудеи и христиане, о которых сообщил Всевышний Аллах: «Иудеи сказали: “Христиане не следуют прямым путем”, а христиане сказали: “Иудеи не следуют прямым путем”» (аль-Бакъара 2: 113).

 

6) Если человек известен под каким-нибудь прозвищем или кличкой

Например, хромой, глухой, слепой, косой и т.п., то разрешается называть его так.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: «Приедет к вам с Йемена человек, которого зовут Уяйс ибн ‘Амир, переболевший проказой, но полностью излечившийся от нее, если не считать одного места величиной с дирхам». Муслим 2542.

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды Посланник Аллаха ﷺ назвал человека с длинными руками известного по прозвищу «Двурукий» по его прозвищу. аль-Бухари 482.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что при жизни Пророка ﷺ был один человек, которого звали ‘Абдуллах, по прозвищу осел, который смешил Посланника Аллаха ﷺ. аль-Бухари 6780.

Однако запрещается называть человека по кличке, если это ему не нравится или в том случае, когда целью обращения по прозвищу является только оскорбление и унижение достоинства человека.

 

Перечислив вышеуказанные шесть причин, когда дозволено совершать гъиба, имам ан-Науауи сказал: “Эти шесть причин упоминались учеными, и относительно большинства этих причин их мнение было единогласным”. См. “Шарх Сахих Муслим” 16/142.

 

Будут ли гъибой слова о человеке, если не упоминать его имени?

 

Если есть нужда в качестве назидания и примера упомянуть о неправильном поступке или характере какого-то человека, то нет никаких проблем в том, чтобы сказать об этом, если не упоминать его по имени. Но при условии, чтобы тот, кому говорят про него, не понимал и не смог понять, о ком идёт речь.

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда некоторые сподвижники сказали: “Я не буду заключать брак с женщинами”. А некоторые сказали: “Я не буду кушать мясо”. А некоторые сказали: “Я не буду спать на кровати”, Пророк ﷺ вышел к людям, восхвалил Аллаха, воздал Ему хвалу и сказал: «Что происходит с людьми, которые говорят то-то и то?! Поистине, я выстаиваю в молитвах часть ночи и сплю в другую часть; иногда пощусь, а иногда не делаю этого; и заключаю браки с женщинами. Тот же, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» Муслим 1401.

Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ высказал прилюдно порицание сподвижникам, произносившим эти слова, но при этом не назвал их по имени.

В хадисе от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, как одиннадцать женщин собрались и стали обсуждать своих мужей. аль-Бухари 5189, Муслим 2448.

Имам аль-Хаттаби в отношении этого хадиса сказал: “В этом хадисе сказано, что некоторые женщины стали обсуждать недостатки своих мужей, но это не являлось гъиба, так как не было известно о ком конкретно идёт речь и неизвестны их имена. Поистине, гъиба – это когда речь идёт о конкретных людях, упоминая то, что им не понравилось бы”. См. “А’лям аль-хадис” 3/2000.

Поэтому, когда шейха Ибн ‘Усаймина спросили: «Насколько правильны слова: “Нет гъиба за неизвестного человека”?» Он ответил: “Это не хадис, но смысл этих слов правильный. Но при условии, чтобы это не повлекло того, что станут разузнавать обсуждаемого, и чтобы не было возможности узнать о нём”. См. “Самарат ат-тадуин мин масаиль Ибн ‘Усаймин” 551.

 

Можно ли делать гъиба за неверных?

 

Среди ученых есть разногласие на этот счет. Одни ученые говорили, что гъиба запрещена в отношении любого человека, так как это тяжкий грех сам по себе и неважно в отношении кого он совершается, будь это мусульманин или же неверный. Т.е. как прелюбодеяние, которое запрещено в основе, и неважно с кем его совершать, с мусульманами или с неверными.

Другие ученые не согласились с этим мнением и сказали, что честь, жизнь и имущество неверных в основе не запретно, кроме как договором, или принятием ими Ислама. И поэтому они запрещали делать гъиба только в отношении тех неверных, с которыми у мусульман был договор, будь это договор о перемирии, договор с гарантией безопасности или же выплатой джизии. См. “Асна аль-маталиб” 3/116.

А третьи сказали, что гъиба запрещена только в отношении мусульман, так как именно это определение сделано самим Посланником Аллаха ﷺ, который в отношении гъиба сказал: «Это упоминание о твоем брате тем, что не понравилось бы ему». Муслим 2589.

Имам Ибн аль-Мунзир относительно этого хадиса сказал: “В нем довод на то, что тот, кто не является тебе братом в религии из числа иудеев, христиан и прочих неверных, или кого его нововведение перевело в иную религию, то гъиба за него не запрещено!” См. “аз-Зауаджир” 2/561, “Рух аль-ма’ани” 26/161.

Однако нет сомнения в том, что гъиба следует избегать как таковой, в чей бы адрес это не было, так как человек привыкает к гъиба и переходит с неверных и нечестивцев на праведных мусульман, сам этого не замечая.

Если же человек делает гъиба в отношении неверных для пользы, например, чтобы предостеречь, или приводит пример связанный с его участью для урока остальным и т.п., то в этом случае в гъиба нет проблем и порицания.

А Аллаху обо всем ведомо лучше!

 

Это то, что по милости Всевышнего Аллаха мне удалось собрать по теме гъиба, которая является весьма важной. И я прошу Аллаха сделать этот труд полезным для меня и всех мусульман!

 

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!


© Ссылка на форум:

Поделиться: