بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Со слов Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной!» аль-Бухари 3673, Муслим 3/221.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На том, кто ругает моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» аль-Халляль 3/515, аль-Хатыб 14/241. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 446.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не ругайте никого из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Поистине, пребывание часа кого-либо из них с пророком (мир ему и благословение Аллаха) лучше, чем деяния, совершенные на протяжении всей вашей жизни!” аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 2054. Иснад достоверный.
Имам Ибн Шахин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Лучшие люди после посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, мир им всем. И поистине, все сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являются праведными и наилучшими. И я поклоняюсь Аллаху тем, что люблю их всех и отдаляюсь от каждого, кто ругает их, проклинает их, считает их заблудшими и предателями, или же обвиняет их в неверии!” См. “аль-Китаб аль-лятыф” 251.
Имам Абу Зур’а (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Если ты увидишь человека, который будет принижать значимость кого-либо из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то знай, что он еретик! И это потому, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас – истина, и Коран – истина, а донесли до нас этот Коран и Сунну сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, предостерегая от сподвижников, эти люди желают тем самым опровергнуть Коран и Сунну, а на самом деле это от них следует предостерегать, ибо они – еретики!” См. “аль-Кифая” 49.
От Ибн Мас’уда, Ибн Умара и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если упомянут о моих сподвижниках, то молчите!» ат-Табарани 10448. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» № 545.
Это строгое указание пророка (мир ему и благословение Аллаха) не обсуждать смуту, которая была между его сподвижниками. В комментарии к этому хадису имам аль-Мунауи говорил, что в нем речь идет о том, что произошло между сподвижниками, и что хадис указывает на запрет обсуждение этого и порочение кого-либо из участвовавших в этом. См. “Файдуль-Къадир” 1/432.
А то, что произошло между ‘Али и Му’ауией было предсказано пророком (мир ему и благословение Аллаха), и таково было установление Всевышнего. Обе эти группы следовали истине, но все же, как говорили ученые ахлю-Сунна, ‘Али и его сторонники были ближе к истине, чем Му’ауия и его сторонники, ибо на это есть множество указаний от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), как например хадис: «Появятся в моей умме две группы, которые будут сражаться между собой. И появится между ними вышедшие (хариджиты), с которыми будет воевать та группа, которая будет ближе к истине!» Муслим 1065.
И именно Али (да будет доволен им Аллах) воевал с хариджитами и уничтожил их!
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Эти версии хадисов указывают на то, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, был на истине, и он был правым, а Му’ауия и его сторонники были притеснителями, опиравшимися на ошибочное мнение”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/168.
То же самое говорили имам Ибн аль-‘Араби, шейхуль-Ислама Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир и др. См. “аль-‘Ауасым” 307, “Маджму’уль-фатауа” 4/467, “аль-Бидая уа-ннихая” 10/563.
Что же касается «верблюжьей битвы», в которой приняли участие некоторые сподвижники, то причиной ее стали хариджиты и смутьяны, среди которых был иудей ‘Абдуллах ибн Саба, а также Салим ибн Са’ляба, Шурейх ибн ‘Ауф и др. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Мусульмане не собирались вступать в сражение. Верблюжья битва началась вопреки их воле. ‘Али, Тальха и аз-Зубайр договорились решить проблему мирным путем и по мере возможности отомстить всем, кто принимал участие в убийстве ‘Усмана. Безусловно, ‘Али не был рад гибели ‘Усмана и не принимал в этом никакого участия. Он даже сказал: “Клянусь Аллахом, я не убивал ‘Усмана и не помогал его убийцам!” Вне всякого сомнения, он был правдив, когда говорил эти слова. Убийцы ‘Усмана были обеспокоены тем, что ‘Али договорился с Тальхой и аз-Зубайром о наказании всех, кто был причастен к убийству. Они напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра, и их сторонники решили, что войска ‘Али вероломно напали на них. Они начали защищаться и напали на лагерь ‘Али. Битва завязалась вопреки воле праведных сподвижников. А что касается ‘Аиши, то она не принимала участия в сражении и не отдавала приказа вступать в бой”. См. “Минхаджу-Ссунна” 2/185.
Также Ибн Таймия писал: “Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни ‘Али, ни Му’ауии, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его”. См. “Минхаджу-Ссунна” 2/224.
Здесь необходимо отметить, что многие мусульмане ошибочно полагают, что в той смуте и сражении, произошедшей между сподвижниками, принимали участие многие из них. На самом же деле в этой смуте и сражении участвовали лишь некоторые сподвижники, тогда как большинство из них не поддержали ни одну из сторон, среди которых Ибн Умар, Абу Хурайра, Усама ибн Зайд, Саляма ибн Акуа’, Ирман ибн Хусайн, Абу Муса и многие др. (да будет доволен ими Аллах). Айюб ас-Сахтияни рассказывал, что Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал: “Когда началась фитна, сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было десять тысяч. И не участвовало в ней из них сотня, и даже тридцать человек!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/66. Иснад достоверный.
И аш-Ша’би (да будет доволен им Аллах) говорил: “Никто не принимал участие из сподвижников в верблюжей битве, кроме Али, Аммара, Тальхи и аз-Зубайира. И если мне назовут имя пятого сподвижника, то я – лжец!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 2/66. Иснад достоверный.
Как бы то ни было, те события не уменьшают значимость и величие сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Имам Ахмад говорил: “И самый низкий по степени из сподвижников лучше, чем поколение, которое не видело посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), даже если они встретят Аллаха со всеми своими благими делами!” См. «Усуль ас-Сунна» 32.
Со слов Уасиля ибн Аскъа’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел меня и сопровождал меня. И клянусь Аллахом, вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел тех, кто видел меня, и сопровождал тех, кто сопровождал меня». Ибн Абу Шайба 12/178, Ибн Абу ‘Асым 1522, ат-Табарани 22/85. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, Всевышний Аллах посмотрел на сердца рабов, и нашел сердце Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наилучшим из сердец, после чего избрал его для Себя и послал со Своим посланием! Затем Аллах посмотрел на сердца рабов, после сердца Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и нашел сердца его сподвижников наилучшими сердцами из сердец Его рабов, и сделал их помощниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/379, аль-Аджурри 1204. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахуаи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
аль-Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) говорил: “Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) имели самые благочестивые сердца в этой общине. Это люди, которых Аллах сделал сподвижниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сделал теми, кто утверждал Его религию. Подражайте их нравам и следуйте по их пути, ибо, клянусь Господом Каабы, они были на прямом пути!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1807. Иснад достоверный.
А Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и братьев наших, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный!”» (аль-Хашар 59: 10).
Ибн ‘Аббас говорил: “Не ругай никого из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ибо поистине, Всевышний Аллах повелел испрашивать для них прощение, зная о том, что между ними произойдет сражение!” аль-Лялякаи в “Шарх усули и’тикъад ахлю-Сунна уаль-джама’а” 7/124.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3447