Слова праведного халифа ‘Умара о том, что не следует торопиться хвалить человека, с которым ты не был в пути, не жил по соседству и не имел торгово-финансовых дел

С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Хараша ибн аль-Хурр рассказывал: “Однажды один человек предстал в качестве свидетеля перед ‘Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и ‘Умар сказал ему: “Я не знаю тебя, но тебе не навредит то, что я тебя не знаю, однако приведи того, кто засвидетельствует за тебя”.

Тогда один из присутствовавших людей сказал: “Я знаю его!”

‘Умар спросил: “Чем он известен тебе?”

Тот ответил: “Справедливостью и достоинством”.

‘Умар спросил: “Он сосед, проживающий рядом с тобой, которого ты видишь и ночью, и днём, когда он приходит и когда уходит?”

Тот ответил: “Нет”.

‘Умар спросил: “Ты ведёшь с ним торгово-финансовые отношения, в которых узнается набожность человека?”

Он сказал: “Нет”.

‘Умар вновь спросил: “Он твой спутник в пути, в котором познается благой нрав?”

Тот снова ответил: “Нет”.

Тогда ‘Умар сказал ему: “Ты не знаешь его!”, – а затем сказал тому свидетелю: “Приходи с тем, кто знает тебя”.

• аль-Байхакъи в “аль-Кубра” (10/125), аль-Хатыб в “аль-Кифая” (110).

• Имам Ибн ас-Сакан, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого сообщения. См. “Иршад аль-факъих” (2/403), “Тальхыс аль-хабир” (4/474), “Ируа аль-гъалиль” (2637).

 

Также со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амира сообщается, что когда один человек похвалил другого в присутствии ‘Умара (да будет доволен им Аллах), ‘Умар стал задавать ему подобные вопросы, а когда тот отвечал на них отрицательно, ‘Умар сказал ему: “Горе тебе! Вероятно, ты лишь видел этого человека совершающим молитву в мечети?” аль-Хаким ат-Тирмизи а “Адаб ан-нафс” (стр. 79).

 

Пользы, извлекаемые из слов ‘Умара:

– Недостаточно одного лишь исповедания Ислама и совершение молитвы, чтобы доверять человеку и принимать его слова и свидетельства.

– Не следует торопиться и хвалить человека, если ты не был с ним в пути, не жил с ним по соседству и не имел с ним торгово-финансовых дел.

– Указание на важность таких положений в Исламе, как соседство, торговые дела и пребывание в пути.

– Соседство, торговые дела и пребывание в пути выявляют истинное положение человека, его нрав и богобоязненность.

– Важность благого взаимоотношения с людьми в бытовых делах.

– Необходимо, чтобы внутренняя достойность человека и внешняя соответствовали друг другу.

– Кто выполнял должным образом то, что повелел Аллах в отношении соблюдения прав людей, связанных с соседством, имуществом и путём, тот является почитаемым среди людей, а его слова и свидетельства принимаются.

– Основа в людях, включая и мусульман – это неизвестность, а не надёжность. Однако неизвестность человека не даёт права плохо думать о нём, ибо неизвестность человека не указывает на то, что он в основе плохой.

Прочитать для пользы:

Основа в мусульманах – неизвестность или надёжность и справедливость?

_______

 

Также ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пусть не обольстит тебя ни молитва человека, ни его пост, ведь тот, кто пожелает, может помолиться, и кто пожелает, может поститься. Однако нет религии у того, кто не обладает надёжностью!”

• аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/553), аль-Хараиты в “Макарим аль-ахлякъ” (1/169). Сообщение хорошее. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” (11/625), “Тахридж Шу’аб аль-иман” (7/217).

 

Также ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не обольщайтесь ни молитвой, ни постом человека, однако смотрите на того, кто говорит правду; кто проявляет надёжность, когда ему доверяют; и кто, возжелав греховное, проявляет набожность!”

• аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” (6/288). Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность. См. “аль-Маталиб аль-‘алия” (2631).


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=22947


Поделиться: