С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Воистину, спешка/торопливость, является порицаемым качеством, а в основе это качество исходит от шайтана. Ведь в спешке человек совершает множество необдуманных, неправильных, порицаемых и даже запрещённых дел. Поэтому некоторые учёные включали спешку в число грехов, к тому же тяжких. См. “аз-Зауаджир” 1/215.

Всевышний Аллах в качестве порицания сказал: «Воистину, человек тороплив» (17: 11).

Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Спокойствие от Аллаха, а спешка от шайтана». Абу Я’ля 3/1054, аль-Байхакъи 10/104. Хадис достоверный. См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 2/120, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1795.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, спешка от шайтана по той причине, что она является легкомыслием, безрассудством и вспыльчивостью в человеке, которая мешает ему проявлять осмотрительность и мягкость, а также удостоверяться. Она становится причиной того, что вещи не ставятся на свои места, следствием чего является многочисленные виды зла и препятствие многочисленным видам блага. Спешка – это спутник сожаления, поскольку мало было случаев, когда спешка не оборачивалась сожалением”. См. “ар-Рух” 1/258.

Со слов Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неторопливость следует проявлять во всех делах, кроме деяний, связанных с миром вечным». Абу Дауд 4810, аль-Хаким 1/62. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 3009.

И об этом Слова Всевышнего Аллаха: «Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных» (3: 133).

Всевышний Аллах также сказал: «Состязайтесь же в добрых делах» (5: 48).

Исходя из сказанного становится ясно, что в основе своей спешка является порицаемой, кроме вещей, связанных с благом. Более того, в некоторых случаях спешка является похвальной. Так, некоторые саляфы, в числе которых Хатим аль-Асам, говорили:

“Спешка от шайтана, кроме пяти случаев, в которых спешка является Сунной:

– в угощении гостя;

– в приготовлении покойного к погребению;

– в выдаче замуж девственницы, если она достигла брачного возраста;

– в возвращении долга, чей срок уплаты подошёл.

– и в покаянии за совершённый грех”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 7/8, Ибн аль-Джаузи в “Ахкам ан-ниса” 304.

 

 
Изображение

 

Сообщается, что Абу Сируа’а Укба ибн аль-Харис сказал: “(Однажды) в Медине я совершил послеполуденную молитву позади Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который после произнесения слов таслима быстро поднялся и прошёл через ряды людей, (направляясь) к одной из комнат своих жён. Люди были испуганы подобной поспешностью, (а спустя некоторое время) он вышел к ним, увидел, что они удивлены тем, что он так спешил, и сказал: “Я вспомнил о том, что у нас есть золото, и приказал раздать его, не желая, чтобы оно (и дальше) отвлекало меня“. аль-Бухари, 851.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я оставил у себя дома золото, являющееся частью закята, и не хотел оставлять у себя и дальше“.

В этом хадисе указание на необходимость поспешного устремления к совершению благих деяний, ибо человек не знает, когда его настигнет смерть. Человек должен быть благоразумным, должен готовиться к смерти, не пренебрегая этим. Обычно, если человек может получить выгоду в мирских делах, он очень спешит их совершить. В вопросах религии нужно вести себя также, более того нужно спешить еще больше.

В этом хадисе также указание на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) больше всех остальных людей спешил к совершению благих поступков. Он так же нуждался в благих деяниях, как нуждаются в них другие люди. Шарх “Рияд ас-салихин” шейха Ибн ‘Усаймина, №88. Подробнее..

 

Спешка для совершения полуденного намаза

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если бы люди знали о (награде, которая ждёт тех, кто произносит слова) азана и (находится в) первом ряду (во время общей молитвы,) и не нашли иного пути (для того, чтобы решить, кто станет произносить слова азана и кто займёт места в первом ряду), кроме жребия по стрелам, то обязательно прибегали бы к этому! Если бы знали они о той (награде, которая ждёт) начинающего совершать полуденную молитву сразу же (после наступления установленного для неё времени), то спешили бы к ней наперегонки! И если бы знали они о той (награде, которая ожидает принимающих участие в общих) вечерних и утренних молитвах, то обязательно являлись бы на (эти молитвы в мечеть), даже если бы им приходилось добираться (туда) ползком!“. Муслим, 981.

 

Спешка для совершения молитвы Жертвоприношения

Большинство ученых считало, что молитву Разговения следует немного оттянуть, а молитву Жертвоприношения начать пораньше. См. “Нихая аль-мухтадж”, 2/396; “Хашия Ибн ‘Абидин”, 2/171.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Мудрость оттягивания молитвы Разговения в том, чтобы мусульмане спокойно успели выплатить беднякам закят аль-Фитр. А смысл спешки в совершении молитвы Жертвоприношения в том, чтобы люди приступили пораньше к закалыванию животных и могли поскорее поесть со своего жертвоприношения“. См. “Фатхуль-Бари”, 8/461. Подробнее..

 

Спешка при несении умершего к месту захоронения

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Несите покойного побыстрее, ибо если он был праведным, то вы приближаете его к благу, а если он не был таковым, то вы побыстрее уберёте зло со своих шей“. аль-Бухари, 1315; Муслим, 944.

Ибн Къудама сказал: “Нет разногласий среди имамов, да смилуется над ними Аллах, в желательности спешить с носилками покойного“. См. “аль-Мугъни”, 2/174. Подробнее..

 

Воздержание от спешки по поводу принятия мольбы

Раб не должен делать поспешных выводов по поводу принятия мольбы, и не должен роптать, если ответ на мольбу задерживается. Ведь поистине поспешность лишает мольбу результата.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!”“. аль-Бухари, 6340; Муслим, 2735.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что (однажды) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности“. (Люди) спросили (его): “О Посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?“. (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу, (чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, – (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого)“.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “То есть, после чего обращения с мольбами становятся человеку в тягость, и он отказывается от этого. В этом хадисе приводится манера мольбы. Человеку следует просить у Аллаха постоянно и не отчаиваться в принятии мольбы, ведь в этом присутствует упование, и признание своего бессилия“. См. “Фатхуль-Бари”, 11/141.

Ибн аль-Къаййим сказал: “Одной из распространенных бед, которая лишает мольбу воздействия – это спешка раба и нетерпение с принятием мольбы. Ему всё это становится в тягость, и он перестаёт взывать с мольбой. На самом деле мольбу можно сравнить с посевом зёрнышка или семечки, за котором потом нужно ухаживать и поливать. Если проявить нетерпение к времени созревания зёрнышка то, скорее всего это дело придётся забросить полностью“. См. “аль-Джауаб аль-Кафи”, стр. 10.

 

Воздержание от спешки во время смуты

Рассмотрение последствий дел, отсутствие поспешности и проявление терпения – это самый эффективный фактор недопущения смуты. И это подтверждается словами славного сподвижника – ‘Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Поистине, появятся сомнительные, неясные дела, и тогда вам следует проявлять выдержку и рассудительность. И поистине, быть последователем в благом лучше, чем быть предводителем в плохом!“. Ибн Абу Шейба “аль-Мусаннаф”, 38343; аль-Байхакъи “аш-Шу’аб”, 9886.

Он заповедовал выдержку, а это – терпение и отсутствие спешки.

Имам аль-Бухари передал слова ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Не будьте спешащими! Не будьте разглашающими о смуте, и сеющими ее! Поистине, вас ждет тяжелое испытание, заставляющее увядать, и тягостные дела, которые продлятся долгое время“. См. “аль-Адаб аль-муфрад”, 327.

Он запретил поспешность. Человек должен быть терпеливым, поступать осмотрительно, и прежде чем приступить к делу, он должен обдумать его и рассмотреть его последствия. Подробнее..

 

Воздержание от спешки при совершении военных походов

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) нападал на врагов, когда занималась заря. Перед этим он прислушивался, желая выяснить, провозглашается ли в этом племени призыв к намазу (азан) или нет, и если слышал его, то не трогал это племя, а если нет – то нападал на него. Услышав однажды, как муаззин произносит слова “Превелик Аллах! Превелик Аллах! (“Аллаху акбар! Аллаху акбар!“)”, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Это селение – на Исламе!“, а когда муаззин провозгласил: “Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! (“Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах, Ашхаду ан ля иляха илля-Ллах“)”, он сказал: “Ты вышел из Огня!“. Муслим, (1/288 – №382).

Также сообщаются такие слова Анаса (да будет им доволен Аллах): “Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлялся с нами в военный поход против людей из какого-нибудь племени, он не нападал на них до утра, а ждал и, если слышал азан, не трогал этих людей, а если не слышал его, то атаковал их». “аль-Бухари ма’а аль-фатх”, (2/89 – №610).

Эти хадисы свидетельствуют о терпеливости, степенности и осмотрительности Пророка (мир ему и благословение Аллаха) о том, что он избегал торопливости и поспешности. От Абдулаха ибн Сирджиса аль-Музани сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Благообразие, спокойствие и умеренность – одна из двадцати четырех частей пророчества“. ат-Тирмизи, (4/366 – №2010). См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи”, (2/195).

Отсюда становится понятным, что степенность похвальна во всяком деле. Спешить нужно лишь в совершении деяний для вечной жизни, однако и здесь необходимым условием является соблюдение тех рамок, которые установил Всевышний, чтобы эта поспешность была той, которая Ему угодна. “Шарх ас-Сунна”, (13/177); “Тухфа аль-ахуази”, (6/153).

 

Изображение

 

Имам ас-Сан’ани говорил: “Спешка порицаема в вещах, где требуется осмотрительность, и является похвальной там, где требуется торопливость в совершении благого“. См. “Субулю-Ссалям”, 7/201.

 

 

© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=24&t=21757


Поделиться: