С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Абу Хурейра и Абу Са’ид аль-Худри рассказывали, что Посланник Аллаха сказал: “Внушайте умирающим из вас произнести слова “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”“. Муслим (2/631).

Хузейфа рассказывал, что как-то он прижался грудью к Посланнику Аллаха , и тот сказал: “Тот, чьими последними словами были слова “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, которые он произнес в надежде увидеть лик Аллаха, войдет в Рай“. Ахмад (5/391) с хорошим иснадом. Шейх аль-Альбани перечислил восемнадцать признаков благого конца. “Ахкам аль-Джанаиз” (стр.34-43).

Слова Пророка Внушайте умирающим из вас …” означают, что внушать произнести свидетельство единобожия следует мусульманам. Что же касается неверных, то им надо предлагать принять ислам.

Внушать произнести свидетельство единобожия надо тогда, когда сам человек не произносит его. Если же он сам поступает так, то нет необходимости напоминать ему об этом еще раз.

Кроме того, делать это надо, когда умирающий находится в сознании. Если же он лежит без сознания, то в этом нет смысла. А если он не в силах произнести эти слова вслух, то может повторять их про себя.

Ученые советовали не требовать от умирающего произнести слова “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха” настойчиво, дабы не вызвать у него раздражения и не вынудить его произнести нечто неподобающее. Делать это надо тактично, чтобы он вник в их смысл и произнес их.

Если он произнес их, то не следует требовать от него повторить их до тех пор, пока он снова не заговорит о чем-то другом. А если он заговорит о другом, то надо вновь предложить ему произнести слова свидетельсва, чтобы они были последним, что он изрек в этом мире. См. “Фикх ас-Сунна” (1/501). ИСТОЧНИК

Мухаммад ибн Муслим ибн Уара рассказывал: “Я был вместе с Абу Хатимом ар-Рази у Абу Зур’и ар-Рази, когда Абу Зур’а был уже при смерти. Я сказал Абу Хатиму: «Давай станем напоминать и внушать ему произнесение шахады».

Абу Хатим ответил: «Поистине, я стесняюсь Абу Зур’у в том, что делать ему такое напоминание. Но давай затронем этот хадис, быть может, когда он услышит его, то сам станет произносить шахаду».

Тогда я стал говорить: «Рассказал нам Абу ‘Асым ан-Набиль, который сказал: «Рассказал нам ‘Абдуль-Хамид ибн Джа’фар», после чего от волнения я забыл иснад хадиса так, словно не слышал его раньше и не читал».

Тогда начал Абу Хатим: «Рассказал нам Мухаммад ибн Башшар, сказавший: «Рассказал нам Абу ‘Асым ан-Набиль, передавший от ‘Абдуль-Хамида ибн Джа’фара», после чего и он от волнения забыл иснад этого хадиса так, словно не читал его раньше и не слышал».

Тогда начал сам Абу Зур’а: «Рассказал нам Мухаммад ибн Башшар, сказавший: «Рассказал нам Абу ‘Асым ан-Набиль, сказавший: «Рассказал нам ‘Абдуль-Хамид ибн Джа’фар, передавший со слов Салиха ибн Аби ‘Арибы, передавшего от Касира ибн Мурры, передавшего со слов Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), сказавшего: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, чьи последние слова в мире этом были “Ля иляха илля-Ллах”…», после чего душа Абу Зур’и покинула его с произношением буквы «х» в свидетельстве “Ля иляха илля-Ллах”, прежде, чем он произнёс слова: «тот войдёт в Рай»”.

Эту достоверную историю передают Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’диль” (1/345), аль-Хаким в “Ма’рифа ‘улюм аль-хадис” (стр. 76), аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” (10/335).

И этой историей завершил свою книжку, посвящённую достоинствам шахады «ля иляха илля-Ллах» имам Ибн Бина аль-Ханбали.

Да простит Аллах наших великих имамов и обрадует их райскими Садами!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=22996


Поделиться: