≡ Содержание (в виде ссылок):
• О хадисе: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя его молитве магъриб»
• Имена имамов, хафизов, учёных, подтверждавших достоверность обсуждаемого хадиса:
• После осознания факта достоверности обсуждаемого хадиса встаёт вопрос о его правильном понимании
• Учёные разошлись, как лучше совершать уитр в три рак’ата:
• Итог:
С именем Аллаха Милостивого Милосердного
О хадисе: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя его молитве магъриб»
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя его вечерней (магъриб) молитве. Однако совершайте его в пять, в семь, в девять или в одиннадцать рак’атов!»
Этот хадис через Абу Хурайру от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся двумя разными путями.
Первый путь хадиса передают такие имамы, как: ат-Тахауи в “Шарх Ма’ани аль-асар” 1/292, Ибн Хиббан 2429, ад-Даракъутни в “ас-Сунан” 1650, аль-Хаким 1138, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 4593, и др.
Второй путь этого хадиса приводят такие имамы, как: Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 2642, Ибн Наср аль-Маруази в “аль-Уитр” 54, аль-Хаким 1137, аль-Байхакъи в “ас-Сунан аль-кубра” 4816, и др.
Что первый, что второй путь этого хадиса являются достоверными, не имеющими какого-либо изъяна и недостатка. Все передатчики этого хадиса являются надёжными – передатчиками сборников «ас-Сахих».
Все имамы, которые приводили и упоминали этот хадис, лишь подтверждали его достоверность, и даже большинство ханафитов не отрицали его достоверность, однако истолковывали его иначе.
Что же касается хафиза Ибн Раджаба, то именно он высказался о слабости этого хадиса. Нет никаких сомнений в том, что хафиз Ибн Раджаб – это признанный имам в науке хадисоведения и в фикъхе. Однако исследователи не последовали за ним в таком решении, и неизвестно, чтобы кто-либо ещё из имамов ослаблял этот хадис помимо него. Разве что два поздних ханафита – мулла ‘Али аль-Къари и Абу-ль-Хасанат аль-Люкнауи высказали сомнение на счёт этого хадиса, однако, не обосновав своего сомнения абсолютно никак. См. “Миркъат аль-мафатих” 3/904, “Шарх аль-Мууатта” 1/508.
Ибн Раджаб сказал: “Передаётся от ‘Ирака, передавшего от Абу Хурайры, который сказал: «Не совершайте уитр в три рак’ата, уподобляя его магърибу. Однако делайте уитр в пять рак’атов, в семь, в девять, в одиннадцать и большее число». Также от него передаётся этот хадис в форме марфу’ (от Пророка), что привёл аль-Хаким и назвал достоверным. Однако в возведении этого хадиса к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) есть ошибка”. См. “Фатхуль-Бари” 6/205.
Как мы видим, причина, из-за которой Ибн Раджаб посчитал этот хадис слабым, кроется в том, что этот хадис передаются как от Абу Хурайры в форме маукъуф, так и от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в форме марфу’.
Но следует отметить, что множество других имамов, которые не уступали в науке хадисоведения Ибн Раджабу, не делали наличие у этого хадиса передачи в форме маукъуф (т.е. от сподвижника) причиной его ослабления в версии в форме марфу’ (т.е. от Пророка).
Как говорил имам Ибн ас-Саллях, что если бы каждый раз, как один и тот же хадис передавался бы в форме марфу’ и маукъуф, это было бы поводом для ослабления хадиса марфу’, то пришлось бы отбросить множество пророческих хадисов.
Бывало так, что один раз сподвижник передавал хадис от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а другой раз произносил тот же хадис от себя, не возводя его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И, к примеру, известный пророческий хадис: «Поистине, деяния оцениваются по намерениям», который так же передаётся от одного из передатчиков этого хадиса в форме макъту’, как его личные слова. Но разве это делает хадис в форме марфу’ автоматически слабым?! Конечно же нет!
Нет сомнения, что если передавшие хадис в форме маукъуф надёжнее и больше количеством, чем передавшие его в форме марфу’, то отдаётся предпочтение им. Однако не всегда передатчики версии марфу’ слабее, чем передавшие её в версии маукъуф.
Что касается обсуждаемого хадиса, то, во-первых, хафиз Ибн Раджаб высказался только об одной версии, которая передаётся именно от ‘Ирака ибн Малика, передававшего этот хадис через Абу Хурайру как от него самого, так и от Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Передал этот хадис Мухаммад ибн Наср через путь ‘Ирака ибн Малика от Абу Хурайры в форме марфу’ и маукъуф”. См. “Фатхуль-Бари” 3/325.
Однако ‘Ирак является надёжным передатчиком, и хадису не вредит то, что он передавал его как в форме маукъуф, так и в форме марфу’, учитывая так же тот факт, что у этого хадиса и есть другая версия, через путь не ‘Ирака, а Ибн Уахба, переданная именно в форме марфу’. Поэтому хафиз Ибн Хаджар касательно этого хадиса сказал: “Все его передатчики надёжные, и не повредят этому хадису то, что кто-то передал его в форме маукъуф (т.е. от Абу Хурайры)”. См. “ат-Тальхыс” 2/14.
По этой причине данный хадис считали достоверным имамы, которые жили до Ибн Раджаба, в его время и после него!
Имена имамов, хафизов, учёных, подтверждавших достоверность обсуждаемого хадиса:
– ад-Даракъутни – имам науки хадисоведения, который привёл этот хадис в своём сборнике «ас-Сунан», в котором он собирал хадисы, относительно достоверности которых были споры, который после того, как привёл этот хадис, сказал: “Все передатчики этого хадиса надёжные”. См. “ас-Сунан” 2/26.
– Ибн Хузайма, от которого передавали, что он считал этот хадис достоверным, так как привёл его в своём сборнике «ас-Сахих», хоть эта глава была и утеряна и не дошла до наших дней.
– Ибн Хиббан указал на достоверность этого хадиса, приведя его в своём сборнике «ас-Сахих». См. “Сахих Ибн Хиббан” 2429.
– ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, который об этом хадисе сказал: “Пути этого хадиса достоверные и все его передатчики надёжные”. См. “аль-Ахкам аль-кубра” 2/357.
– Ахмад ибн Фарах аль-Ляхми, которого аз-Захаби называл шейхом мухаддисов, сказал: “Все передатчики этого хадиса являются надёжными, и у него также есть другая версия с достоверным иснадом”. См. “Мухтасар хиляфият аль-Байхакъи” 2/275.
– ан-Науауи, который привёл его в главе достоверных хадисов о молитве уитр. См. “аль-Хуляса” 1878.
– аз-Захаби, который сказал: “Иснад этого хадиса сильный”. См. “аль-Мухаззаб” 2/963.
– Ибн аль-Къайим, назвавший этот хадис достоверным. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/269.
– Ибн аль-Муляккъин, который назвал хадис достоверным. См. “Бадр аль-мунир” 4/302.
– аль-‘Иракъи, назвавший этот хадис достоверным. См. “Нейль аль-аутар” 3/42.
– Мадждуддин Файруз-Абади – языковед, факъих и мухаддис, назвавший иснад хадиса достоверным. См. “Сифр ас-са’ада” 75.
– Ибн Хаджар аль-‘Аскъаляни, который в двух своих трудах об этом хадисе сказал: “Иснад его достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима”. См. “Фатхуль-Бари” 3/325, “ад-Дирая” 1/190.
– Бадруддин аль-‘Айни, который сказал: “Все передатчики этого хадиса являются передатчиками «ас-Сахих»”. См. “Нухаб аль-афкар” 5/100.
– Ибн Хаджар аль-Хайтами, сказавший, что этот хадис достоверный. См. “аль-Фатауа аль-фикъхия аль-кубра” 2/255.
– аз-Зуркъани, сказавший: “Иснад хадиса соответствует условиям аль-Бухари и Муслима”. См. “Шарх аль-Мууатта” 1/362.
– аль-Хусайн аль-Магъриби, сказавший: “Иснад хадиса соответствует условиям аль-Бухари и Муслима”. См. “Бадр ат-тамам” 2/162.
– Шамсуль-Хакк ‘Азым Абади, сказавший: “Иснад этого хадиса достоверный в соответствии с условиями аль-Бухари и Муслима”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» 4/176.
– аль-Альбани, подтвердивший достоверность этого хадиса. См. “Саля ат-тарауих” 84.
– Шу’айб аль-Арнаут, сказавший: “Этот хадис достоверный в соответствии с условиями Муслима”. См. “Тахридж Ибн Хиббан” 2429.
– ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, признавший достоверность этого хадиса вместе с Шу’айбом аль-Арнаутом. См. “Задуль-ма’ад” 1/330.
– Ибн ‘Усаймин, назвавший хадис достоверным. См. «Шарх аль-мумти’» 4/79.
– Машхур ибн Хасан Али Сальман, сказавший: “Хадис достоверный в соответствии с условием Муслима”. См. “Тахкыкъ аль-И’лям” 4/221.
– Мухаммад Базмуль, сказавший: “Этот хадис является достоверный”. См. «Бугъя аль-мутатаууи’ фи саля ат-татауу’» 56.
– Мухаммад Дыяу-р-Рахман аль-А’зами. См. “аль-Минна аль-кубра шарх уа тахридж ас-Сунан ас-сугъра” 2/374.
Также, упомянув имена имамов, считавших этот хадис достоверным, с ними в этом согласились:
– ад-Дыя аль-Макъдиси. См. “ас-Сунан уаль-ахкам” 2/270.
– Ибн аль-Джаузи. См. “ат-Тахкыкъ фи масаиль аль-хиляф” 3/175.
– аз-Зайля’и. См. “ан-Насб ар-рая” 2/116.
– Ибн ‘Абдуль-Хади. См. “Танкых ат-тахкыкъ” 2/420.
– аль-Къасталяни. См. “Иршад ас-сарий” 2/228.
– ас-Сан’ани. См. “Субулю-с-Салям” 3/18.
– Мухаммад ибн ‘Абдуль-Уаххаб. См. “Мухтасар Зад аль-ма’ад” 38.
– аш-Шаукани. См. “Тухфату-ззакирин” 195.
– Мухаммад аль-Мубаракфури. См. “Тухфатуль-ахуази” 2/454.
– ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури. См. “Мир’ат аль-мафатих” 4/274.
– Учёные Постоянного комитета в лице Ибн База, ‘Абду-р-Раззакъа аль-‘Афифи и ‘Абдуллаха ибн Гъудаяна. См. “Фатауа аль-Ляджна” 7/170.
Также достоверность этого хадиса подтверждали десятки исследователей в тахкыках на труды, в которых упоминался этот хадис, среди этих исследователей:
Исследователи сборника «Сунан ад-Даракъутни» (2/344).
Исследователь Мухаммад Субхи Халлякъ в «Нейль аль-аутар» (5/120).
Исследователь книги Ибн аль-Мунзира «аль-Аусат» (5/181).
Исследователь книги «Ма’рифа ас-Сунан уаль-асар» (4/72).
Исследователь книги «аль-Хуляса» (1/554), и мн. др.
Итак, исходя из упомянутого можно сделать следующие выводы:
– Более сорока обладателей знания считали обсуждаемый хадис достоверным. И это только те, которых удалось найти мне, тогда как их может быть куда больше.
– Одиннадцать из упомянутых имамов жили до Ибн Раджаба и не уступали ему в познании науки хадисоведения, особенно следующие: ад-Даракъутни, Ибн Хузайма, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, ан-Науауи, аз-Захаби, Ибн аль-Къайим, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи. Включая и таких мухаддисов, как Ибн Хаджар и аль-Альбани.
– Причина хафиза Ибн Раджаба для ослабления этого хадиса не является веской.
– Не является мудрым для искателя знания цепляться за мнение хафиза Ибн Раджаба в ослаблении этого хадиса без явного аргумента на это, и закрывать при этом глаза на тот факт, что десятки признанных имамов считали этот хадис однозначно достоверным, при чём обосновывая это.
После осознания факта достоверности обсуждаемого хадиса встаёт вопрос о его правильном понимании
На дозволенность совершения витра с двумя ташаххудами приводят асар от ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, говоря, что он достоверный и что никто из сахабов не возразил ему, намекая на иджма’.
Да, этот асар от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) достоверный, и звучит он вот так:
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Ночной уитр (в три рак’ата) подобен дневному уитру – вечерней молитве магъриб”. ‘Абду-р-Раззакъ 4635, аль-Байхакъи 3/30.
Этот асар привёл аль-Байхакъи в своём сборнике и назвал его достоверным.
Также и шейх Закария аль-Бакистани назвал его достоверным. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба филь-фикъх” 1/405.
Однако тут есть два примечания:
Во-первых, пророческий хадис превыше слов любого сподвижника, даже если это кто-то из четырёх праведных халифов! Поэтому имам Ибн аль-Къайим, перечисляя отличия между ночным уитром и дневным уитром (магъриб намазом), сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал уподоблять ночной уитр дневному, как это уже приводилось”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 2/270.
Поэтому хафиз Ибн Хаджар касательно тех из сподвижников и саляфов, которые совершали молитву уитр в три рак’ата с двумя ташаххудами подобно молитве магъриб, находя им оправдание, сказал: “Вероятно, до них не дошёл упомянутый в хадисе запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 3/326.
И в этом нет ничего удивительного, ведь бывало так, что тот или иной сподвижник, и даже такие великие из них, как Абу Бакр и ‘Умар (да будет доволен ими Аллах), которые всё время сопровождали Пророка (мир ему и благословение Аллаха), не редко упускали некоторые его слова и веления.
И даже тот же Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) не знал о некоторых положениях, связанных с молитвой. Так, достоверно передаётся, что Ибн Мас’уд во время поясного поклона в молитве клал руки не на колени, а соединив пальцы помещал руки между коленями, что именовалось, как «ат-татбикъ»:
Сообщается от аль-Асуада и ‘Алькъамы, что когда они были у Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), он сказал: “Становитесь и совершите молитву”, но не велел возглашать ни азан, ни икъама. После этого мы подошли, чтобы встать позади него, он же взял нас за руки и поставил одного справа от себя, а другого – слева. Когда Ибн Мас’уд склонился в поясном поклоне, мы положили руки на колени, но он ударил нас по рукам, соединил свои ладони и поместил их меж бёдер”. В одной из версий говорится, что Ибн Мас’уд сказал: “Я словно сейчас вижу, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сплёл пальцы во время поясного поклона”. Муслим 534 (26-27).
Итак, что мы видим? Видим, как Ибн Мас’уд порицает класть руки на колени двум своим ближайшим ученикам, и велит им соединять пальцы и помещать руки между колен, ссылаясь при этом на поступок Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Теперь смотрим, что говорят другие сподвижники:
Мус’аб – сын Са’да ибн Аби Уаккъаса (да будет доволен ими Аллах) сказал: “Однажды я молился рядом со своим отцом (Са’дом) и при совершении поясного поклона я соединил кисти рук, поместив их между колен. Мой отец запретил мне делать это и сказал: “Мы делали то же самое, но нам было запрещено это, и было нам велено класть руки на колени”. аль-Бухари 790, Муслим 535.
Также со слов ‘Алькъамы сообщается, что Ибн Мас’уд говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обучил нас молитве, он произносил такбир, поднимал руки, а когда склонялся в поясном поклоне, то складывал руки между колен”. Когда же эти слова дошли до Са’да ибн Аби Уаккъаса, он сказал: “Правду сказал мой брат (Ибн Мас’уд), мы раньше делали так, но затем нам было велено поступать иначе, т.е. класть руки на колени”. Абу Дауд 747. Имамы Ибн Хузайма, ад-Даракъутни и аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Более того, от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он сказал: “Воистину, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил этот ат-татбикъ всего лишь один раз”. Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” 1391. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад сильным. См. “Фатхуль-Бари” 2/274.
Имам ат-Тирмизи сказал: “ат-Татбикъ является отменённым деянием для обладателей знания. Не было среди них разногласия по этому поводу, кроме того, что передавалось от Ибн Мас’уда и некоторых его сторонников”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/44.
И точно так же, как Ибн Мас’уд не знал об отмене ат-татбикъа, так же он мог не знать и о хадисе про запрещение совершать уитр подобно молитве магъриб.
Во-вторых, что касается слов брата, что неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников возражал Ибн Мас’уду, то это не совсем так.
Дело в том, что из числа сподвижников были такие, кто порицал не просто совершение трёх рак’атов уитра с двумя ташаххудами подобно молитве магъриб, но и кто вообще порицал совершение трёх рак’атов уитра. По этому имам Ибн Наср аль-Маруази опровергал заявление ханафитов, говоривших, что все учёные единогласны в правомочности совершения уитра в три рак’ата, сказав: “На слова ан-Ну’мана (Абу Ханифы), что уитр нельзя совершать меньше, чем в три рак’ата и больше, чем в три рак’ата, некоторые сторонники мнений (ханафиты) в качестве аргумента его мнению сказали: «Учёные единогласны в том, что уитр в три рак’ата дозволен и прекрасен, но они разошлись в уитре меньше, чем три рак’ата и больше, чем три рак’ата. И мы берём то, в чём они единогласны и оставляем то, в чём они разногласили». Причина такой аргументации в малом познании касательно сообщений (хадисов и асаров) и касательно разногласий учёных. Воистину, касательно порицания уитра в три рак’ата передаются сообщения, некоторые из которых от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а некоторые от сподвижников и таби’инов”. См. “Кыям аль-лейль” 298.
Вот некоторые асары на эту тему, которые упоминал Ибн Наср:
Сообщается, что аль-Микъсам сказал: “Уитр совершается в семь рак’атов, и нет уитра меньше, чем в пять рак’атов”. Когда же его спросили, на что он ссылается? Он ответил: “Сообщил мне надёжный, который передал это от ‘Аиши и Маймуны (да будет доволен ими Аллах)”. ан-Насаи 1716. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, мне не нравится, чтобы уитр был в три неполноценных рак’ата. Однако в семь или в пять рак’атов”. Ибн Аби Шейба 6997, Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 300. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность. См. “Нейль аль-аутар” 5/123.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Уитр совершается в семь или в пять рак’атов. И поистине, мне не нравится, чтобы уитр был в три неполноценных рак’ата”. Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 301. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность. См. “Нейль аль-аутар” 5/123.
Также сообщается, что когда Сулеймана ибн Ясара спросили про уитр в три рак’ата, то он выразил порицания этому и сказал: “Не уподобляйте добровольную молитву обязательной. Однако совершайте уитр в один рак’ат, или в пять или в семь”. Ибн Наср в “Кыям аль-лейль” 301. Хафиз аль-‘Иракъи подтвердил достоверность. См. “Нейль аль-аутар” 5/124.
Следует отметить, что касательно уитра в три рак’ата были разногласия ещё со времён саляфов.
Кто-то считал, что уитр в три рак’ата лучше не делать вообще, ибо он не полноценный и тем самым уподобляется вечерней молитве магъриб, а обсуждаемый хадис это запрещает.
Кто-то считал, что нет никаких проблем в том, чтобы совершать уитр в три рак’ата, так как его совершение в три рак’ата установлено и словами и поступками самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, со слов Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Уитр является установленной молитвой, а поэтому, кто пожелает, пусть совершает его в пять рак’атов; кто пожелает, пусть совершает его в три рак’ата; а кто пожелает, пусть совершает в один рак’ат». Абу Дауд 1422, ан-Насаи 1710-1713, Ибн Маджах 1190. Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хиббан, Ибн аль-Къаттан, Ибн аль-Муляккъин, Бадруддин аль-‘Айни, Ибн аль-‘Иракъи, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Уахм уаль-ихам” 5/350, “аль-Бадр аль-мунир” 3/117, “Нухаб аль-фикр” 5/95, “Тарх ат-тасриб” 3/75, “Тахридж Ибн Хиббан” 2411, “Саля ат-тарауих” 97.
Учёные разошлись, как лучше совершать уитр в три рак’ата:
Группа учёных считала, что следует совершать эти три рак’ата с двумя ташаххудами и одним таслимом в конце, подобно молитве магъриб, и это мнение ханафитов и Суфьяна ас-Саури.
Абу-ль-‘Алия говорил: “Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) обучили нас тому, что уитр подобен молитве магъриб, только в отличие от молитвы магъриб мы читаем дополнительную суру и после третьего рак’ата. И это является уитром ночи, а магъриб – уитром дня”. ат-Тахауи в “Шарх аль-ма’ани аль-асар” 1743.
В известной энциклопедии по фикъху говорится: “Третий вариант совершения уитра: Три рак’ата с двумя ташаххудами и одним саламом в самом конце, подобно молитве магъриб, но с тем отличием, что в уитре и в третьем рак’ате читается сура после «аль-Фатиха» в отличие от молитвы магъриб. Этот вариант является обязательным у ханафитов, и в качестве аргумента они опирались на слова Абу-ль-‘Алии, сказавшего: «Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) обучили нас тому, что уитр подобен молитве магъриб, только в отличие от молитвы магъриб мы читаем дополнительную суру и после третьего рак’ата. И это является уитром ночи, а магъриб – уитром дня».
Шафииты же сказали, что такой вид уитра является дозволенным, но при этом нежелательным, поскольку уподобление уитра молитве магъриб нежелательно.
Ханбалиты сказали, что в таком совершении уитра нет порицания, но Къады Абу Я’ля запрещал такое совершение уитра”. См. “аль-Маусу’а аль-фикъхия” 28/303.
Другая группа считала, что уитр в три рак’ата следует совершать с одним ташаххудом в самом конце и одним таслимом.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр в три рак’ата и не разделял их саламом после двух рак’атов, а так же не усаживался для ташаххуда, кроме как в последнем рак’ате”. аль-Хаким 1141, аль-Байхакъи 3/28. Хафиз ан-Науауи и шейх аль-Мубаракфури подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» 4/7, «Мир’ат аль-мафатих» 4/275.
Третья группа считала, что лучше совершать три рак’ата разделяя их таслимом после двух рак’атов, после чего совершить ещё один рак’ат отдельно.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр по два рака’ата, разделяя его таслимом, после чего совершал один нечетный рака’ат”. аль-Бухари 991.
Нет сомнения в том, что совершение уитра в три рак’ата является узаконенным деянием, так как есть множество достоверных хадисов о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам совершал уитр в три рак’ата и побуждал к этому других.
Но весь вопрос в том, как правильнее их совершать, и как это совместить с обсуждаемым хадисом?
Например, имам ат-Тахауи считал, что смысл обсуждаемого хадиса в том, чтобы не совершать уитр только в три рак’ата, без совершения добровольной чётной молитвы до него, чтобы тем самым было отличие между уитром и молитвой магъриб. См. “Шарх Ма’ани аль-асар” 1/292.
И в таком понимании за ним последовали многие ханафиты.
Однако другие учёные не были согласны с таким толкованием. Так, шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури сказал: “Некоторые ханафиты касательно хадиса: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя его молитве магъриб» сказали, что смысл этого хадиса в том, чтобы не оставлять совершение добровольной молитвы прежде, чем совершить три рак’ата уитра, чтобы тем самым было отличие между уитром и молитвой магъриб. И они порицали совершение отдельно уитра, без совершения чётных рак’атов молитвы. Суть запрета для них в том, чтобы делать уитр в три рак’ата, не совершив перед ним ничего. Но если совершить какую-либо молитву перед тремя рак’атами уитра, тогда нет никакого порицания, поскольку в таком случае уже нет сходства с молитвой магъриб, так как перед молитвой магъриб не является желательным совершать какую-либо молитву.
Это толкование является весьма порочным, более того, оно является ложным! Ведь такое толкование подразумевает то, что необходимо совершить добровольную молитву прежде, чем сделать уитр в три рак’ата, и в обязательном порядке сделать чётные рак’аты молитвы перед ней (дабы избежать запрета на уподобление молитве магъриб). Следовательно, данный вывод и то, что из него вытекает, являются ложными.
К тому же добровольная молитва до обязательной молитвы магъриб является установленной Сунной, к которой побуждал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) словами, делами и одобрением, как мы уже это подробно разбирали. А в таком случае, исходя из этого толкования ханафитов, всё равно не будет отличия между тремя рак’атами уитра и молитвой магъриб. Поразмышляй над этим”. См. “Мир’ат аль-мафатих” 4/275.
Т.е. даже если, как говорят ханафиты, совершить два отдельных рак’ата до трёх рак’атов уитра, поскольку, по их мнению, у магъриба нет установленной Сунны до него, то всё равно не будет требуемого отличия от молитвы магъриб по двум причинам:
Во-первых, выходит, что для того, кто желает совершить молитву уитр в три рак’ата, ему обязательно следует совершить перед ней ещё и два рак’ата, чтобы избежать уподобления с магърибом. А это уже установление того, что не установил и не повелел Шариат.
Во-вторых, у молитвы магъриб как раз-таки есть установленная Сунна в два рак’ата перед ней, о чём, кстати, в наше время многие мусульмане не ведают. И хадисы о правомочности и желательности двух рак’атов до молитвы магриб приводят аль-Бухари (503, 1183, 1184) и Муслим (836, 837), несмотря на то, что ханафиты не считают их правомочными, а маликиты вообще считают их порицаемыми. Но это уже, ин ша-Аллах, можно затронуть в другой теме.
И в итоге выходит, что если человек совершит молитву магъриб и два рак’ата Сунны до него, то при совершении им уитра в три рак’ата с предварительными чётными двумя рак’атами, требуемого отличия всё равно не произойдёт.
Что же касается другой группы учёных, то они считали, что смысл запрета в обсуждаемом хадисе не в количестве трёх рак’атов, а именно в уподоблении уитра молитве магъриб при его совершении. И если совершить уитр в три рак’ата подряд лишь с одним ташаххудом и одним саламом в конце, то нет никаких проблем, как и никакого запрета, ибо никакого уподобления магърибу не произошло. И в качестве аргумента на своё понимание они опирались на то, что именно так поступал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), когда совершал уитр в три рак’ата, как это передаётся от ‘Аишы (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр в три рак’ата и не разделял их саламом после двух рак’атов, а так же не усаживался для ташаххуда, кроме как в последнем рак’ате”. аль-Хаким 1141, аль-Байхакъи 3/28. Хафиз ан-Науауи и шейх аль-Мубаракфури подтвердили достоверность хадиса. См. «аль-Маджму’» 4/7, «Мир’ат аль-мафатих» 4/275.
Приведя этот хадис, имам аль-Хаким сказал: “Таковым был уитр и амира-правоверных – ‘Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, и от него это переняли жители Медины”. См. “аль-Мустадрак” 1/438.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Объединить между текстами следует так, чтобы отнести запрет уитра в три рак’ата к такому случаю, когда он будет совершаться с двумя ташаххудами.
Саляфы поступали так, т.е. они совершали уитр в три рак’ата с одним ташаххудом.
Мухаммад ибн Наср передал от аль-Хасана, что ‘Умар вставал на третий рак’ат уитра с такбиром (не усаживаясь для ташаххуда во втором рак’ате). А через аль-Мисуара ибн Махрамы передаётся, что ‘Умар делал уитр в три рак’ата и отдавал салам только в конце.
Также передаётся от Ибн Тауса, что его отец делал уитр в три рак’ата и не усаживался для ташаххуда во втором рак’ате.
Также он передал через путь Къайса ибн Са’да то же самое от ‘Ата, Хаммада ибн Зейда и Айюба.
И Мухаммад ибн Наср передал от Ибн Мас’уда, Анаса и Абу-ль-‘Алию, что они совершали уитр в три рак’ата подобно молитве магъриб. Но вероятно до них не дошёл упомянутый в хадисе запрет”. См. “Фатхуль-Бари” 3/326.
Следует отметить, что поздний ханафит – ‘Али ан-Наймауи, процитировав слова Ибн Хаджара о совмещении хадисов данной главы, сказал: “Это объединение является весьма порочным и далёким от истины, к которому не склонится разум разумного, более того, это явная ошибка!” После чего он сказал, что правильное толкование – это то, которое упоминалось раннее, передаваемое от ат-Тахауи. См. “Асар ас-Сунан” 235.
А шейх Мухаммад аль-Мубаракфури процитировал это высказывание ан-Наймауи и сказал: “Эти слова автора книги «Асар ас-Сунан» основаны на чрезмерном фанатизме (к ханафитскому мазхабу). Воистину, прекрасность упомянутого совмещения не сокрыта от обладателей знания и справедливости!” См. “Тухфатуль-ахуази” 2/454.
Упомянув хадисы о том, что запрещено делать молитву уитр в три рак’ата, уподобляя её магърибу, а также хадисы, в которых говорится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал делать уитр в три рак’ата и делал их сам, имам ас-Сан’ани сказал: “Между этими двумя положениями объединялось тем, что запрет касательно трёх рак’атов связан с тем, когда человек усаживается во втором ташаххуде, поскольку, таким образом, молитва уитр уподобляется магърибу. А если не усаживаться для ташаххуда во втором рак’ате, читая ташаххуд только в последнем рак’ате, то нет уподобления молитве магъриб. И это прекрасное объединение текстов”. См. “Субулю-с-Салям” 3/18.
Шафиит аль-Къасталяни сказал: “Совершить уитр в три рак’ата подряд с одним ташаххудом лучше, чем с двумя ташаххудами, чтобы не уподоблять уитр молитве магъриб”. См. “Иршад ас-сарий” 2/228.
Сулейман аль-Джамаль – из числа шафиитов, сказал: “Было запрещено уподоблять уитр молитве магъриб, и это уподобление произойдёт в том случае, если совершить уитр в три рак’ата с двумя ташаххудами”. См. “Хашия аль-Джамаль” 1/483.
Некоторые ханбалиты считали, что совершение уитра в три рак’ата с двумя ташаххудами подобно молитве магъриб, вообще делает уитр недействительным. Так, Къады Абу Я’ля аль-Ханбали сказал: “Если человек совершит уитр в три рак’ата с одним саламом, не усаживаясь во втором рак’ате (для ташаххуда), то это дозволено. А если он сядет (для ташаххуда во втором рак’ате), то касательно этого есть два мнения, правильное из которых состоит в том, что это не будет уитром”. См. «аль-Мукъни’» 4/120, «аль-Мубди’» 2/6.
Поясняя слова: «Можно совершить уитр в три рак’ата с одним саламом», Мансур аль-Бухути аль-Ханбали сказал: “Т.е. без сидения после второго рак’ата, чтобы отличаться от молитвы магъриб. В книге «аль-Мустау’иб» говорится о том, что следует совершить её как молитву магъриб. Но, исходя из первого, если совершить уитр с двумя ташаххудами, то касательно недействительности такого уитра есть два мнения: Къады (Абу Я’ля) в «Шарх ас-сагъир» посчитал правильным мнением о том, что такой уитр будет недействительным. А в книге «аль-Икъна’» однозначно утверждается о том, что такой уитр действительный”. См. “Шарх Мунтаха аль-ирадат” 1/490.
Махмуд Хаттаб ас-Субки – из числа маликитов, сказал: “Слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «А кто пожелает, то пусть совершает уитр в три рак’ата» означают: Уитр в три рак’ата с одним ташаххудом и одним саламом. И это подкрепляет то, что передал аль-Хаким от ‘Аиши, сказавшей: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал уитр в три рак’ата и не усаживался для ташаххуда, кроме как в последнем рак’ате». И это уитр амира-правоверных – ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и от него это переняли жители Медины. И это не противоречит тому, что приводят ад-Даракъутни и аль-Хаким от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата. Однако совершайте его в пять или в семь рак’атов. И не уподобляя его вечерней (магъриб) молитве». Запрет этот касается уитра, совершаемого в три рак’ата с двумя ташаххудами и одним саламом, что является мнением Абу Ханифы и его сторонников, а также ас-Саури. Касательно хадиса: «Не совершайте уитр в три рак’ата» они говорили, что запрет в нём не категоричный, и что это следует относить к ограничению уитром только в три рак’ата, что подразумевает оставление ночного выстаивания. Однако такое понимание противоречит внешнему смыслу этого хадиса, а поэтому правильнее отнести его к первому пониманию (что запрет уитра в три рак’ата касается его совершения с двумя ташаххудами и одним саламом, подобно молитве магъриб), объединяя тем самым хадисы этой главы”. См. “аль-Манхаль аль-‘азб” 8/49.
Шейх Ибн Баз сказал: “Что касается того, чтобы совершать молитву уитр подобно молитве магъриб (с двумя ташаххудами и одним таслимом), то это является порицаемым, ибо является уподоблением молитве магъриб, а в некоторых хадисах пришёл запрет на это”. См. “Фатауа Ибн Баз” 10/137.
Шейх аль-Альбани сказал: “Касательно совершения уитра в три рак’ата с двумя ташаххудами подобно молитве магъриб, не передаётся достоверного и ясного пророческого хадиса. Напротив, такое совершение уитра не лишено порицания. Поэтому мы выбираем мнение, что не следует усаживаться во втором рак’ате для ташаххуда, а если он сел для совершения ташаххуда во втором рак’ате, тогда следует произнести салам. И это лучше, исходя из того, что было упомянуто”. См. “Саля ат-тарауих” 98.
Шейх Мухаммад Базмуль, упомянув мнение аш-Шаукани, который считал, что лучше подстраховаться и вообще оставить совершение уитра в три рак’ата, сказал: “Я считаю, что в этой подстраховке нет надобности, раз достоверно установлено, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники совершали уитр в три рак’ата с одним ташаххудом в конце. И дело для меня обстоит так, как говорил по этому вопросу шейх аль-Альбани”. См. «Бугъя аль-мутатаууи’ фи саля ат-татауу’» 57.
– Хадис: «Не совершайте молитву уитр в три рак’ата, уподобляя его молитве магъриб», является достоверным без каких-либо сомнений.
– При этом факт дозволенности совершения молитвы уитр в три рак’ата установлен как словами, так и поступком самого Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
– Учёные с ранних пор разногласили касательно того, как объединить обсуждаемый хадис с теми, в которых говорится о правомочности совершения молитвы уитр в три рак’ата.
– Выше были приведены все существующие мнения учёных относительно совершения молитвы уитр в три рак’ата и их аргументы.
– Что касается совершения уитра подобно молитве магъриб – с двумя ташаххудами и одним саламом, то такое совершения уитра не передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако это передаётся от некоторых сподвижников.
– От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передаётся только два варианта совершения уитра в три рак’ата:
1. Сначала сделать два рак’ата, после чего завершить их саламом, а затем сделать отдельно ещё один рак’ата.
2. Совершить все три рак’ата разом, но с одним ташаххудом в самом конце и одним саламом.
– Касательно правомочности совершения уитра в три рак’ата подобно молитве магъриб есть большое разногласие среди учёных, кто-то из них считал это порицаемым, кто-то считал это запретным, а кто-то даже говорил о том, что такое совершение уитра делает его недействительным.
– Нет сомнения в том, что лучше не совершать уитр подобно молитве магъриб, чтобы не сомневаться в его нежелательности и тем более запретности. И лучше совершать уитр в три рак’ата именно так, как это достоверно передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха)!
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “У совершения молитвы уитр в три рак’ата есть два узаконенных варианта:
Первый вариант: Совершить все три рак’ата с одним ташаххудом в конце.
Второй вариант: Сделать два рак’ата, произнести салам, а потом сделать уитр в один рак’ат.
Каждый из этих вариантов упоминается в Сунне. И если иногда делать так, а иногда так, то это прекрасно.
Молитву уитр дозволено совершать разом с одним саламом в конце, однако совершать при этом один ташаххуд, а не два. Ведь если сделать трёхрак’атный уитр с двумя ташаххудами, то он уподобится молитве магъриб, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещал уподоблять уитр молитве магъриб”. См. «Шарх аль-мумти’» 4/14-16.
– Если человек считает, что совершение уитра в три рак’ата подобно молитве магъриб с двумя ташаххудами порицается или является запретным, то нет никаких проблем в том, чтобы он совершал молитву уитр позади имама, который делает уитр подобно молитве магъриб!
Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Учёные разногласили касательно случая, когда имам оставляет во время проведения молитвы то, что совершающий позади него считает обязательным. Как, например:
имам оставляет чтение «басмаля», несмотря на то, что стоящий позади убеждён, что её чтение является обязательным;
или когда имам не считает обязательным совершать омовение после прикосновения к половому органу, тогда как стоящий позади него убеждён в обязательности этого;
или он проводит молитву в дублёной шкуре мёртвого животного, а стоящий позади убеждён, что дубление не делает её чистой;
или же он делает кровопускание и не совершает омовение после этого.
Однозначное и правильное мнение касательно этого является то, что молитва стоящего позади, является действительной за таким имамом, даже если этот имам ошибается в каком-то вопросе. Ведь в достоверном хадисе передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Имамы молятся вместе с вами, и если они совершат всё правильно, то награда полагается и вам и им. А если они ошибутся, то вам всё равно полагается награда, и их ошибка будет против них»”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/476.
– Следует понимать, что в подобных вопросах разногласия являются приемлемыми, и они относятся к понятию «Разногласия в понимании одних и тех же текстов», а, следовательно, нельзя порицать какую-либо из сторон, кто в этом или ином вопросе последовал за теми или иными учёными. В лучшем случае следует вступить в братский и мягкий диалог и обмен мнениями.
А Аллаху обо всём ведомо лучше!
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20984