О заразе (уаба), спускающейся раз в году и проникающей в открытую на ночь посуду с едой и питьём
بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Джабир ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
غَطُّوا الْإِنَاءَ، وَأَوْكُوا السِّقَاءَ، فَإِنَّ فِي السَّنَةِ لَيْلَةً يَنْزِلُ فِيهَا وَبَاءٌ، لَا يَمُرُّ بِإِنَاءٍ لَيْسَ عَلَيْهِ غِطَاءٌ، أَوْ سِقَاءٍ لَيْسَ عَلَيْهِ وِكَاءٌ، إِلَّا نَزَلَ فِيهِ مِنْ ذَلِكَ الْوَبَاءِ
«Закрывайте сосуд и завязывайте бурдюк, ибо, поистине, в году есть такая ночь, когда на землю нисходит зараза, которая непременно проникает в любой открытый сосуд и любой не завязанный бурдюк»”. Муслим (2014).
Передатчик этого хадиса – аль-Лейс ибн Са’д, сказал: “Иноземцы, которые проживали среди нас, опасались этого дня, считая, что это происходит в декабре”. Муслим (2014 /2/).
Шейх Сафийюр-Рахман аль-Мубаракфури сказал: “То, что эта зараза нисходит именно в декабре, не является установленным на основании знания. Это было всего лишь предположением из числа различных предположений, распространённых среди иностранцев, не опирающихся на знание. Достоверно же установлено в хадисе то, что эта зараза спускается в какую-то ночь из ночей года, без конкретизации”. См. “Минатуль-Мун’им” (3/355).
С упомянутым хадисом связано несколько положений:
Во-первых, является ли веление в этом хадисе закрывать на ночь посуду желательным или обязательным?
Учёные отнесли веление в этом хадисе к желательным велениям, связанным с мирским благополучием людей, а не обязательным, как на это указывали хафизы аль-Къуртуби и ан-Науауи, а также шейхи ‘Абдуль-Мухсин аль-‘Аббад, Мухаммад аль-Итьюби, и др.
Во-вторых, учёные разошлись относительно посуды и сосудов, касается ли этот хадис только посуд именно с едой и питьём или же это касается и пустых то же. См. “Шарх аль-Ильмам” (2/581).
Следует отметить, что в некоторых хадисах, в которых также содержится веление закрывать посуду и сосуды на ночь с именем Аллаха, чтобы шайтан их не смог открыть, конкретизируется именно посуда с едой. аль-Бухари (5624).
В-третьих, если посуду с едой или питьём нечем накрыть, то достаточно положить на неё что-то поперёк с именем Аллаха, и этого будет достаточно.
Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «С наступлением темноты удержите ваших детей (в домах), ибо, поистине, в этот период шайтаны расходятся по земле, а по прошествии некоторого времени можете отпускать детей. И закрывайте двери дома (на ночь), поминая имя Аллаха, ибо шайтан не сможет открыть закрытую дверь. И гасите свои светильники, поминая имя Аллаха, и завязывайте свои меха, поминая имя Аллаха, и прикрывайте свои сосуды, поминая имя Аллаха. А если вам нечем его прикрыть, то положите что-нибудь поперёк него». аль-Бухари (3280), Муслим (2012).
Кстати, смысл запрета выпускать детей с закатом солнца заключается в том, что в этот период шайтаны расходятся по земле и начинают свою активность ещё сильнее. И чтобы они никак не навредили детям, не напугали их, и т.п., Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел удерживать их в этот период при себе. См. “аль-Икмаль” (6/482), “Кашф аль-мушкиль” (3/18).
В-четвёртых, если человек забыл закрыть посуду с едой и питьём, то можно ли кушать эту еду, пить из неё и использовать эту воду?
Нет на это никакого запрета, поскольку у человека нет уверенности в том, что именно в данную ночь снизошла эта зараза, а на основании сомнения не подобает выбрасывать еду и выливать питьё!
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то мы были с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он попросил дать ему попить. Тогда один человек спросил: «О Посланник Аллаха, не дать ли нам тебе попить свежий набиз?» На что он ответил: «Конечно». Тот человек вышел и принёс стакан с набизом. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему бы вам не закрывать его (сосуд с содержимым) хотя бы при помощи ветки», после чего он выпил это”. Муслим (2011).
Хафиз Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “То, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил из непокрытого сосуда, указывает на то, что посуда или бурдюк, который не был закрыт и не был завязан на ночь, не запрещается и не порицается пить из него”. См. “аль-Муфхим” (5/284).
Абу Дауд рассказывал: “Я спросил Ахмада: «Можно ли брать омовение водой из посуды, оставшейся открытой?» Он ответил: «Поистине, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел закрывать посуду, но он не говорил, чтобы потом (если она осталась открытой) из неё не брали омовения»”. См. “Масаиль Аби Дауд” (9).
Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Понимается ли из этого хадиса, если человек по забывчивости или по халатности оставил не накрытой посуду с едой или питьём и т.п., если он из предосторожности оставит это, то будет ли подобное считаться расточительством?»
Ибн ‘Усаймин ответил: “Ему не следует оставлять еду, проявляя осторожность, поскольку осторожность следует проявлять в предотвращении, а не избавлении. И в данный момент ты не знаешь точно, что зараза спустилась в эту посуду. Не следует оставлять это (еду и питьё) по причине оплошности”. Сл. “Шарх Сахих Муслим” /Китаб аль-ат’има/ (№ 6).
Кстати, касательно набиза, который пил Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Набиз – это питьё из финиковой настойки, которое может быть как дозволенным сладким напитком в виде сока, так и стать запретным одурманивающим вином после брожения.
Хафиз ан-Науауи сказал: “В этих хадисах содержится доказательство на то, что дозволено делать набиз и пить его, пока он является сладким напитком, не изменившимся и не забродившим. И на это указывает единогласное мнение всей общины”. См. “Шарх Сахих Муслим” (13/173).
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=12658