С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Всевышний Аллах сказал: “Они подобны дьяволу, который говорит человеку: «Не веруй!» Когда же тот становится неверующим, он говорит: «Я непричастен к тебе! Я боюсь Аллаhа, Господа миров». (аль-Хашр 59:16)

Толкование Абдуррахмана Ас-Саади: “Что же касается лицемеров, то они подобны сатане, который говорит человеку: «Не веруй!» Тем самым сатана приукрашивает в глазах человека неверие, а когда тот поддается соблазну и встает на путь неверия и вечного несчастья, то сатана, некогда призывавший его к этому, ничем не помогает ему и отрекается от него. Он признается, что не способен избавить человека от мук и страданий и принести ему пользу даже размером с одну крупинку.”

 

Как правильно понимать слова Я боюсь Аллаhа, Господа миров?

Проклятый иблис не один раз произносил слова: «Я боюсь Аллаха».

В суре «Собрание» сказано:

«Они (лицемеры) подобны шайтану, который говорит человеку: “Не веруй!” Когда же тот становится неверующим, он говорит: “Я не причастен к тебе! Я боюсь Аллаха – Господа миров”» (59: 16).

 

А в суре «Трофеи» сказано:

«Вот шайтан приукрасил для них (многобожников) их деяния и сказал: “Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству”. Но когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: “Я не причастен к вам. Поистине, я вижу то, чего вы не видите (ангелов). Поистине, я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании”» (8: 48).

 

В обоих аятах использовано слово «хауф» (خوف), что означает «страх», и этот страх, конечно же, не относится к богобоязненности!

И кстати аят из суры «Трофеи» разъясняет, чего именно боялся иблис: «Поистине, я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании», т.е. наказания Аллаха.

 

Для пользы хотелось бы процитировать слова имама Ибн аль-Къайима, сказавшего в толковании этого аята и страха, о котором заявлял иблис:

“Учёные по-разному высказывались о словах врага Аллаха: «Поистине, я боюсь Аллаха» (8: 48).

Сказал Къатада и Ибн Исхакъ: «Враг Аллаха сказал истину: «Я вижу то, чего вы не видите», однако солгал в своих словах: «Поистине, я боюсь Аллаха». Клянусь Аллахом, нет у него страха пред Аллахом, однако он знал, что нет у него силы и защиты, но он покорил многобожников и вывел их (на сражение с мусульманами). Таковым является путь врага Аллаха в отношении тех, кто покорился ему (он оставляет их без поддержки)».

Другая группа сказала: «Поистине, он испугался наказания Всевышнего Аллаха в мире этом, как страшится неверный и нечестивец того, что их убьют или схватят за их преступления. Однако он не страшился за свою участь в мире ином».

И это мнение более правильное, так как этот его страх не подразумевает ни веру, ни спасение.

Сказал аль-Кальби: «Он испугался того, что Джибриль схватит его и покажет его сущность неверным, и они больше не будут повиноваться ему».

Но это толкование явно ошибочное. Ведь он сказал эти слова им после того, как стал убегать и отступать. А если он имеет в виду, что если многобожники узнали бы о том, что их вывел иблис, то не стали бы ему повиноваться в будущем, то это также далеко от истины и неестественность в толковании.

Сказал ‘Ата: «Т.е. я боюсь Аллаха, что Он погубит меня в числе тех, кого погубил».

Это страх перед гибелью в мире этом, который не принесет ему пользы.

Сказал аз-Зуджадж и Ибн аль-Анбари: «Он посчитал, что отсрочка, которая была ему дана (в мире этом) уже подошла к концу». А Ибн аль-Анбари добавил: «Он испугался, что время отсрочки истекло, и наказание уже явилось. Когда он увидел ангелов, то испугался, что время подошло, и сказал то, что сказал, сожалея о своей участи»”. См. “Игъасату-лляхфан фи масаид аш-шайтан” 209-210, “Бадаи’ ат-тафсир” 2/339-340.

 

В любом случае, важно то, о чём сказал Ибн аль-Къайим: «Его страх не подразумевает ни веру, ни спасение».

Аллаху а’лям.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=16138


Поделиться: