С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Пусть одни из вас не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не каются, те несправедливые» (аль-Худжурат 49: 11).
Воистину, Шариат Всевышнего Аллаха строго запрещает проявлять злорадства, издевательства и насмешки над мусульманами, а также упрекать их прошлыми грехами, за которые они покаялись и оставили. И поступающие таким образом пребывают в опасном положении, ибо сами могут оказаться в том, чем они упрекают и по причине чего злорадствуют.
Со слов Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто упрекнул своего брата (по вере) грехом, не умрёт, пока сам его не совершит!» ат-Тирмизи 2505.
Имам ат-Тирмизи сказал: “Этот хадис является хорошим (хасан), но редким, и иснад его не является полноценным, так как передавший его Халид ибн Ма’дан не застал Му’аза ибн Джабаля”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/327.
Сказал ас-Сан’ани: “Скорее всего, ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим в силу усиливающих его свидетельств, следовательно, разрыв иснада не вредит”. См. “Субулю-с-Салям” 7/204.
Также и ас-Суюты назвал хадис хорошим, последовав в этом за ат-Тирмизи.
Но проблема этого хадиса не только в прерванном иснаде, но и в передатчике по имени Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Забаля, которого обвиняли во лжи Ибн Ма’ин и Абу Дауд. Следовательно, данный хадис никак не может быть достоверным. См. “ас-Сильсиля ад-дафи’а” 178.
Однако смысл его верный, ибо подобное подтверждается и в других хадисах и словах саляфов.
Приведя упомянутый выше хадис, имам ат-Тирмизи сказал: “Сказал Ахмад: «Говорилось, что речь идёт об упрёке грехом, за который человек уже покаялся»”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 3/327.
Имам ас-Сан’ани о нём сказал: “Это в том случае, когда упрёк грехом сопровождается восхищением самим собой и непричастностью к тому греху, которым он упрекает своего брата. В этом хадисе указание на то, что упоминание греха только лишь с целью упрёка, является скверным поступком, влекущим наказание”. См. “Субулю-с-Салям” 7/204.
Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Речь идёт про упрёк грехом, за который человек покаялся. Аль-Фудайль (ибн ‘Ийяд) говорил: «Правоверный покрывает и увещевает, а нечестивец позорит и упрекает». То, что упомянул аль-Фудайль из числа примеров искреннему наставлению и упрёку, ведь наставление сопровождается покрытием, а упрёк выявлением. Поэтому говорилось: «Кто стал повелевать (одобряемое) своему брату перед людьми, тот его позорит». Поэтому саляфы не любили призывать к благому и запрещать запретное подобным образом. Но любили, чтобы это происходило тайно, между наставляющим и наставляемым”. См. “аль-Фаркъ байна ан-насыха уа-тта’йир” 28.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Кто насмехается над людьми, то и над ним посмеются, а кто злорадствует над своим братом, тот обязательно сам будет подвергнут этому”. См. “аль-Фурусия” 446.
Со слов Джабира ибн Сулейма (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в своих наставлениях ему, сказал: «Если какой-нибудь человек станет бранить и упрекать тебя тем (грехом), что он знает о тебе, то ты не упрекай его тем, что тебе известно о нём, и тогда ответственность понесёт только он». Абу Дауд 4084. Имам ат-Тирмизи, хафиз ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Рияд ас-салихин” 796, “Сахих ат-Таргъиб” 2782.
Аль-Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) сказал: “Они (сподвижники) говорили: «Кто обвинит своего брата по вере в грехе, за который он покаялся перед Аллахом, тот не умрёт, пока Аллах не испытает его этим же грехом»”. Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” 291.
Шейхуль-Ислам ибн Таймия говорил: “Приближённый к Аллаху может быть из числа тех, кто принял Ислам после неверия, кто уверовал после лицемерия, и кто стал повиноваться Аллаху после ослушания, каковыми были наилучшие из числа приближённых к Аллаху этой общины первого поколения. Человеку свойственно переходить от недостатков к совершенству, а, следовательно, не следует смотреть на начальные недостатки, но следует смотреть на полноценность в конце. Человека не упрекают тем, что когда-то он был семенем, затем сгустком, а затем плотью, ведь Аллах после этого создал его в наилучшем облике. Кто смотрит на то, что уже было, тот подобен иблису, который сказал: «Я лучше него (Адама), ведь Ты создал меня из огня, а его из глины» (Сад, 76)”. См. “Минхадж ас-Сунна” 2/430.
Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Поистине, упрёк своего брата (по вере) его грехом хуже, чем совершённый им грех и хуже, чем его ослушание, поскольку это является выставлением своей покорности Аллаху, восхвалением своей души и заявлением о том, что его душа не причастна к греху, тогда как его брат погряз в этом. Но быть может, осознание совершённого греха и чувство униженности, покорности и презрение своей души освободит его от болезни высокомерия и самовосхваления. А его стояние перед Аллахом с опущенной головой, поникшими очами и опечаленным сердцем будет для него лучше, чем твоё многочисленное благодеяние, которым ты обольстился, полагая, что этим самым ты сделал одолжение Аллаху и Его творениям. В таком положении совершивший грех ближе к милости Аллаха, тогда как попрекающий грехом ближе к гневу Аллаха. Грех, который приводит совершившего его к униженности (перед Аллахом) любимей для Аллаха, чем покорность, приводящая к обольщению. И поистине, для тебя лучше проспать всю ночь и проснуться сожалеющим, чем провести ночь в молитвах и проснуться обольстившимся. Ведь деяния обольщённого не принимаются. И поистине, для тебя лучше смеяться, признавая (свои грехи), чем плакать, считая себя возвышенным. Ведь сожаление кающихся любимей для Аллаха, чем восхваление Аллаха обольстившимися. Может быть так, что Аллах посредством совершённого им греха, извлёк для него лекарства от «смертельной» болезни, тогда как в тебе это есть, но ты этого не ощущаешь. В отношении тех, кто повинуется Аллаху и ослушается Его, у Него есть множество тайн, которые знает только Он, и о которых ведают обладатели знания, познавшие человеческую сущность. А есть и такие тайны, о которых не ведают даже ангелы, записывающие деяния”. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/177.
Со слов Уасиля ибн Аскъа’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не проявляй злорадства в отношении своего брата (по вере), ведь Аллах может помиловать его и подвергнуть испытанию тебя». ат-Тирмизи 2506, ат-Табарани в “аль-Кабир” 15/431, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 2/310.
Касательно этого хадиса имамы разногласили по причине двух вещей:
– Передатчика – аль-Къасима ибн Умайя аль-Хаза, которого считали слабым.
– Разрыва иснада между Макхулем и Уасиля.
Что касается шейха аль-Альбани, то он отверг ослабление этого хадиса передатчиком аль-Къасимом ибн Умайей, однако посчитал хадис слабым из-за разрыва иснада между Макхулем и Уасиля, так как сомневался, слышал ли он от него или нет. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5426.
Однако среди ранних имамов, которые утверждали, что Макхуль слышал от Уасиля, были Ибн Ма’ин, аль-Бухари и ат-Тирмизи. См. “Тарих Ибн Ма’ин” 1/347, “ат-Тарих аль-кабир” 8/21, “Икмаль ат-тахзиб” 11/351.
И этот хадис назвал хорошим аз-Зуркъани. См. “Мухтасар аль-Макъасыд” 1184.
А шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут назвал его хорошим в силу усиливающих его свидетельств. См. “Тахридж Джами’ аль-усуль” 11/726.
Комментируя этот хадис, шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Если человек упрекает чем-либо своего брата, то может быть так, что упрекаемого Аллах избавит от постигшего его, а затем подвергнет этому того, кто упрекает. И такое часто случалось. По этой причине в другом хадисе, в достоверности которого есть сомнение, однако, смысл которого соответствует этому хадису, говорится: «Тот, кто упрекнул своего брата (по вере) грехом, не умрёт, пока сам его не совершит!» Так остерегайся же упрекать мусульман и злорадствовать над ними, ведь может быть, они будут избавлены от того, над чем ты злорадствовал, но впадёшь в это сам”. См. “Шарх Рияд ас-салихин” 6/263.
Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сказал: “Если я увижу на своём пути мужчину, который доит овцу и поиздеваюсь над ним, то боюсь, что я не умру, пока сам не сделаю то же самое”. Ибн Аби Шейба 27197. Иснад хороший. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” 14/196.
Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину обращаться к Аллаху с мольбой за защитой от злорадства врагов:
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обращайтесь к Аллаху за защитой от трудностей испытания, от бедствия, от дурного предустановления и от злорадства врагов». аль-Бухари 6616, Муслим 2707.
/Аллахумма инни а’узубика мин джахдиль-баля, уа дараки-шшакъа, уа сууъиль-къада, уа шамататиль-а’да/.
Поразительное назидание:
Сообщается, что великий имам таби’инов – Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) в своё время был очень богатым, однако впоследствии был обременён большими долгами, за что даже был заключён в темницу. Хишам рассказывал: “Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) завещал, чтобы после его смерти его омыл Мухаммад ибн Сирин. Когда же это произошло и Ибн Сирину сообщили об этом, он сказал: «Я заточён». Ему сказали: «Но амир разрешил тебе выйти для этого». На что он ответил: «Поистине, меня заточил не амир, а хозяин имущества». Тогда хозяин имущества разрешил ему, и он вышел и обмыл Анаса”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 2/267.
Более того, эта его обременённость долгами стала поводом тому, что люди стали злословить о нём. Сабит аль-Бунани рассказывал: “Как-то Мухаммад ибн Сирин сказал мне: «О Абу Мухаммад, ничто не мешало мне посещать ваше собрание, кроме опасения славы и известности. И не переставало испытание одолевать меня, пока не схватило меня за бороду». Люди говорили: «Это – Мухаммад ибн Сирин, который съел имущество людей!», ибо на нём был большой долг”. Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 7/199, аль-Фасауи в “аль-Ма’рифа уа-ттарих” 2/61.
Что касается причины его долга, то Абу-ль-Хасан аль-Мадаини в биографии Ибн Сирина сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.
Вероятно Ибн Сирин опирался в своём поступке на хадис, который с различных путей передаётся со слов Маймуны и Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о мышке, которая упала в жир, он ответил: «Если жир твёрдый, то срежьте то, что было вокруг мыши. А если жир был жидким, то не приближайтесь к нему». ан-Насаи 4260, Ибн Хиббан 1390.
Имамы разногласили касательно достоверности этого хадиса. Так, аль-Бухари, Ибн Хазм, Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, аль-Альбани и др. считали этот хадис отклонённым (шазз), который противоречит достоверному хадису с таким же смыслом, в котором нет добавки про жидкий жир.
Тогда как ат-Тахауи, Ибн Хиббан, Ибн Къудама, ан-Науауи, Ибн аль-Муляккъин, Ахмад Шакир и др. считали этот хадис достоверным, который не противоречит, а дополняет ту версию.
В любом случае, имам Ибн Сирин проявил в этом вопросе великую осторожность и не стал торговать таким маслом, а вылил его, несмотря на то, что на сегодняшний день эта сумма оценивалась бы в миллионы.
Так вот, далее, самое поразительное в этой истории:
Абу-ль-Хасан аль-Мадаини сказал: “Причиной заточения Ибн Сирина был долг. Он взял масло на сорок тысяч дирхам, но когда мёртвая мышь оказалась в бурдюке, он вылил всё это масло. И он говорил: «Тридцать лет назад я упрекнул человека кое-чем, и полагаю, что этим самым был наказан сейчас сам». Было сказано, что он упрекнул некого человека нищетой и сам был испытан этим”. аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 5/335, Ибн ‘Асакир в “Тарих Димашкъ” 53/226.
А хафиз Ибн Раджаб передал: “Когда Ибн Сирин был заточён по причине долга, он сказал: «Поистине, я знаю тот грех, который стал причиной этого положения. Я упрекнул человека около сорока лет назад, сказав ему: «О банкрот»”. См. “Маджму’ ар-расаиль” 2/413.
Свят Аллах, а ведь насколько хуже произносят вещи в наше время мусульмане, чем эти слова Ибн Сирина, да помилует его Аллах, после чего пожинают последствия своих упрёков и злорадств, не понимая о причине постигших их трудностей и бед.
Прошу Всевышнего Аллаха уберечь нас от зла наших языков и сердец!
Ссылка на форум