ОБЯЗАННОСТЬ МОЛОДЁЖИ
‘Абдуль-‘Азиз бин ‘АбдуЛлах бин Бааз
عبد العزبز بن عبدالله بن باز
Перевела: ваша сестра в Исламе خسوف.
Проверил: Динар Аптекашев
Слава Аллаху, благословение и мир Посланнику Аллаха, членам его семьи, его сподвижникам и всем, кто ступил на его путь и держался его – до Судного Дня.
Далее:
Воистину, я благодарю Аллаха عز وجل за то, ради чего вы пришли на эту встречу с вашими братьями по вере, вашими детьми и дорогими вам людьми.
Я прошу Аллаха сделать эту встречу благословенной, полезной для нас всех, и прошу Его улучшить наши сердца и наши дела. Воистину, Он – جل وعلا جواد كريم .
Затем я благодарю руководство этого центра за то, что они пригласили меня на эту встречу и прошу Аллаха سبحانه умножить их награду и сделать нас, вас и их из тех, кто помогает встать на правильный путь тем, кто его ищет. Воистину, Он лучший из тех, к кому обращаются с просьбами.
Я хотел бы, чтобы моя речь была ограничена темой: обязанность молодёжи.
Известно, что Аллах عز وجل создал джиннов и людей, чтобы они поклонялись Ему Одному, у Которого нет соучастника. Он послал посланников – мир им и благословение – для того, чтобы призывать людей к этой обязанности, объяснять им этот великий приказ, просвещать их в этом, обращать их к добру и предостерегать от всего, что за гранью этого.
Аллах Всевышний сказал:
Я не сотворил джиннов и людей кроме как для того, чтобы они поклонялись Мне.
Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня.
Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким
(Сура Аз-заарийят, айя 56-58)
Аллах سبحانه وتعالى ясно сказал, что Он создал джиннов и людей, чтобы они поклонялись Ему Одному, у Которого нет соучастника, что от Него سبحانه зависит удел каждого. Он не нуждается ни в одном из своих творений, напротив, Он سبحانه وتعالى – Тот, Который обеспечивает. Воистину, они созданы для того, чтобы поклоняться Своему Господу.
И поклонение Ему – это возвеличивание Его, подчинение Ему سبحانه وتعالى и покорность Ему в выполнении всего, что Он приказал и оставлении всего, что запретил – с особой любовью, честностью и искренностью, с желанием и страхом. Вот таким является это поклонение, которое есть послушание Господу عز وجل и послушание Посланнику, мир ему и благословение Аллаха. Оно заключается в выполнении того, что приказано и оставлении того, что запрещено со всей покорностью, смирением и любовью к Аллаху عز وجل и его Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, желая награды у Аллаха и боясь наказания Его جل وعلا.
И это поклонение известно тебе детально через Пророков, мир им и благословение. Именно они были теми, кто объяснил его людям. Они разъяснили его так, как оно было ниспослано им Аллахом в Книге и как оно было ниспущено им через откровение в различных его видах, в котором сообщалось о том, что им приказано и что им запрещено Аллахом سبحانه وتعالى .
Вот как говорит об этом Аллах عز وجل :
(Сура Аль-хадид, айя 25)
Аллах Всевышний сказал:
(Сура Ан-нахль, айя 89)
Аллах سبحانه сказал:
(Сура Ан-нахль, айя 36)
Сказал Всевышний:
(Сура Аль-анбийя’, айя 25)
Таким образом, является обязанностью для джиннов и людей, будь то мужчина или женщина, пожилой человек или молодой, поклоняться Ему Одному. Поклоняться в послушании Ему ستحانه в том, что Он приказал и оставлении того, что Он запретил в соответствии с тем, что пришло к нам от Пророков, мир им и благословение. Известно, что доля этой уммы из Пророков – является Мухаммад, мир ему и благословение. Воистину, Аллах послал его ко всей этой умме и сделал его заключающим череду Пророков. До него было много Пророков и каждый из них был послан специально к своей умме. Что же касается нашего Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, то он был послан ко всем людям, как сказал Аллах Всевышний:
(Сура Саба’, айя 28)
Сказал Всевышний سبحانه :
(Сура А’рааф, айя 158)
Сказал Всевышний:
(Сура Аль-ахзаб, айя 40)
И также передаётся от Пророка, мир ему и благословение, в хадисах мутаватира*, где он говорит:
«Я – завершающий череду Пророков, нет Пророка после меня».
И весь мир согласился с тем, что он – завершающий цепь Пророков и Посланников и что после него нет ни Пророка, ни Посланника. По этой причине Аллах сделал Своё Послание универсальным для всей уммы – для каждого араба и не араба, для для каждого джинна и человека, для каждого мужчины и женщины, для чёрного и белого – нет никакой разницы в этом, как уже было сказано Им عز وجل :
(Сура А’рааф, айя 158)
И в Его تعالى словах:
(Сура Саба’, айя 28)
Примечание:
*мутаватир
Хадисы мутаватир – это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации.
Условие хадиса мутаватир
1 — Минимальное количество передатчиков должно быть не менее десяти, но в то же время они должны относится к разным национальностям, мазхабам и т. д.
2 — Не должно вызывать сомнений, что они не могли сговориться между собой с целью фальсификации.
Существуют и другие условия, которым должен удовлетворять хадис мутаватир.
Также в двух сахихах с его слов, мир ему и благословение, сообщается, как он сказал:
До меня пророк посылался только к своему народу (умме), а я же был послан ко всем людям
Сказал Аллах Всевышний:
(Сура Аль-анбийя’, айя 107)
Сказал ستحانه :
(Сура Аль-фуркаан, айя 1)
Увещеватель для всего мира. Поэтому все джинны и люди должны проявлять послушание этому Посланнику, мир ему, идти его путём, быть прямыми на этом пути в своих словах, своих делах, в убеждении и любить его особой искренней любовью, которая выше любви к себе самому, к своей семье и детям, выше, чем любовь ко всем людям. И таким образом этот раб сможет достигнуть высокой степени преуспевания и будет спасён в этой и следующей жизни. У него будет счастье и похвальный вечный исход) как сказал Всевышний:
(Сура А’рааф, айя 157)
И кто поверил в него, последовал его путём и повиновался его законам, тот преуспел и счастлив в этой и следующей жизни, тот действительно честен в своей любви к Аллху عز وجل и его Посланнику, мир ему и благословение, как сказал Аллах عز وجل :
(Сура Аль-‘Имран, айя 31)
Сказал Всевышний:
Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Он пребудет там вечно. Это и есть великое преуспеяние.
А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения.
(Сура Ан-ниса’, айят 13-14)
Посланник Аллаха, мир ему, сказал:
Вся моя умма войдёт в Рай, кроме тех, кто отказался. Спросили: О, Посланник Аллаха, кто же откажется? Он сказал: Кто проявил послушание мне – вошёл в Рай, кто ослушался меня – тот отказался.
(Привел имам Аль-Бухари в его «Сахих»)
Поэтому каждый взрослый мужчина и женщина, все – мужского и женского рода, каждый молодой человек или пожилой, джинн или человек, араб и не араб должны поклоняться Аллаху Одному и все виды поклонения должны быть предназначены только Ему, проявлять послушание Ему سبحانه وتعالى , следовать Его законам. И это – со всей искренностью поклонения Ему Одному и следованию Его Посланнику (мир и благословение ему) в этом. На это поклонение имеет право только Аллах Один, никто не может быть Ему в этом соучастником, как сказал Всевышний:
(Сура Аль-фатиха, айя 5)
Аллах, سبحانه , сказал:
(Сура Аль-исра’, айя 23)
Сказал Аллах, عز وجل :
(Сура Аль-байина, айя 5)
Это поклонение – есть послушание Ему, следование Его законам, придавание огромного значения Его приказу и Его запрету, оставление того, что Он запретил с покорностью и подчинением, с любовью, честно, с желанием и страхом.
А кто поклоняется кому-либо другому наряду с Ним, то тот приписал Ему, سبحانه , соучастников: как, например, поклоняются солнцу, или луне, или звёздам, или идолам, или джиннам, или Посланникам, или Пророкам, или праведникам, или ещё кому-то из созданий Аллаха. Они обращаются к ним с мольбами, просят их о помощи или о поддержке с их стороны, или закалывают жертву для них, или убеждены, что они распоряжаются в жизни творений Аллаха, принося им пользу или вред, здоровье или болезнь, обеспечивают их уделом или приносят победу над врагом, и тому подобное. Или что они – соучастники Аллаха в этом. Всё это относится к большому ширку и явному безверию, который портит дела и проваливает их, становится причиной попадания его в Ад и запретом для него Рая и прощения Аллаха.
Как сказал Аллах Всевышний:
(Сура Аль-ма’ида, айя 72)
Сказал Аллах Всевышний:
(Сура Аль-ан’ам, айя 88)
Сказал Аллах Всевышний:
(Сура Аз-зумар, айя 65)
Сказал Аллах Всевышний:
(Сура Ан-ниса’, айя 48)
Щирк – это выделение части поклонения кому-либо или чему-либо, кроме Аллаха عز وجل .
Часть его делает для Аллаха, а часть для кого-то или чего-то, кроме Него, سبحانه وتعالى, – из джиннов, или людей, или ангелов, или скульптур, или деревьев, или планет, или камней, или чему-то другому из творений Аллаха. Просит их о помощи или даёт им обет, или закалывает для них жертву, или просит у них поддержки, и в этом роде.
Кто сделал это, то уже стал язычником, приписывая Аллаху соучастников – поклоняясь Аллаху, поклоняется ещё кому-то, наряду с Ним.
И по этой причине становится недействительной его щахаада (свидетельство) о том, что
لا اله إلا الله وان محمد رسول الله – Нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха.
Потому что لا اله الا الله – это слова единобожия и это – основа Религии.
Сказал Всевышний:
(Сура Аль-бакара, айя 163)
Сказал Всевышний:
(Сура Мухаммад, айя 19)
И кто приписал Аллаху соучастника, тот аннулировал эти слова, потому что их смысл: нет ничего, имеющего право на поклонение, кроме Аллаха.
Как сказал Аллах Всевышний в суре Аль-хаддж:
(Сура Аль-Хаддж, айя 62)
И тот, кто утверждает, что разрешено обращаться с просьбами к кому-либо или чему-либо наряду с Аллахом и поклоняться наряду с Аллахом кому-либо или чему-либо – идолу, или дереву, или камню, или какому-либо Пророку, или какому-либо властителю, или джинну, или кому-либо другому – тот стал мущриком (приписывающим Аллаху соучастников), неверующим и возвёл на Аллаха великую ложь. Даже если он ещё ничего не сделал, а только уверен в дозволенности этого и что в этом нет ничего такого, то уже только по этой причине он стал мущриком и каафиром. Даже, если ничего не сделал. А как же, если сделает?
И то же самое в отношении тех, кто отрицает то, что вменено ему в обязанность Аллахом из того, что известно в Религии, то он обязательно будет являться каафиром, мущриком.
Как, например, те, кто отрицает обязательность молитвы, или закят (الزكاة ), или отрицает необходимость поста в месяце Рамадан, или отрицает необходимость совершения хаджа при возможности его совершить, или отрицает запрет на прелюбодеяние, или говорит: «Вино не запрещено», или считает дозволенной педерастию, или ростовщичество, или небрежное обращение с родителями или тому подобное из того, что известно в Религии обязательностью исполнения или запретом.
Воистину, по этим причинам он становится мущриком, каафиром, делающим недействительными свои слова
لا اله الا الله – нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха.
Потому что Религия Аллаха включает в себя искренность поклонения Аллаху Одному и веру в то, что узаконил для нас Аллах из обязанностей и запретов.
И, таким образом, обязан мусульманин повиноваться этому, верить в это и прямо держаться на этом.
Что касается молодёжи, то у них своя, особая роль. Потому что они – опора уммы и её сила после Аллаха. Им – пожелания великого добра, помощи в Религии Аллаха в грядущих временах, если они встанут твёрдо на правильный путь и будут развиваться, приобретая религиозные знания.
Так же как пожелание им – быть полезными умме, поднимать её значение, возвышать Религию Аллаха и бороться с Его врагами. На молодёжи лежит большая обязанность в победе Истины и тех, кто стоит за неё, борьбе с ложным и призыве к ней.
Таким образом, каждый взрослый молодой человек должен позаботиться о своей Религии, проявить к ней особое внимание и соответствовать в ней тому, что содержится в Книге и Сунне, прибегая к помощи учёных, известных своими знаниями и заслуживших в этом уважение, известных правильным убеждением – до тех пор, пока он не будет держаться в ней твёрдо и прямо, сознавая, что делает, пока не станет призывать к ней сознавая, что делает и до тех пор, пока не оставит то, что запретил Аллах, сознавая это.
Путь к этому – особое внимание к Корану, заучивая его, размышляя над ним, понимая его и много читая его. Потому что он – правильный путь Аллаха и Его крепчайшая верфь, Его Мудрое поминание, и потому что он – ведущий ко всему доброму, как сказал سبحانه :
(Сура Аль-исра’, айя 9)
Сказал Всевышний:
(Сура Фуссылят, айя 44)
Сказал جل وعلا :
(Сура Сад, айя 29)
Также молодёжь и другие мусульмане должны внимательно относиться к Сунне Посланника Аллаха, мир ему, – это его высказывания и его биография – изучать те законы, которые в ней содержатся, запоминать из неё то, что нетрудно и призывать людей к этому.
Потому что она – второе откровение и вторая из основ мусульманского законодательства по единодушному мнению учёных, как сказал Всевышний:
Клянусь звездой, когда она падает!
Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути.
Он не говорит по прихоти.
Это — всего лишь откровение, которое внушается.
(Сура Ан-наджм, айя 1-4)
Сказал سبحانه :
(Сура Ан-нур, айя 54)
И сказал عز وجل , возвеличивая значение Книги и Сунны, в конце суры Ащ-щура:
Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь —
путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела
(Сура Ащ-щура, айя 52-53)
Таким образом, сообщает سبحانه в этой благородной айя, что Коран и Сунна – дух, с помощью которых осуществляется жизнь рабов Аллаха, и свет, с помощью которого осуществляется движение по правильному пути для того, кому Аллах этого хочет.
И надлежит тем из молодёжи, кто связал себя со знанием в Религии – и другим – держаться зубами за Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, изучать те законы, которые в ней содержатся и руководствоваться ими на прямом пути Аллаха, приводящем к Нему, в дом Его щедрости, в Его Рай, и держаться этого, находясь в школах, университетах, в научных кружках и других собраниях, посвящённых знаниям, задавая вопросы учёным, держащимся истины, о том, что доставляет им трудность в понимании, как сказал Всевышний:
(Сура Ан-нахль, айя 43)
Молодёжь должна с вниманием относиться к книгам, которые доверены им для хранения и изучения, сопоставляя их содержание с Книгой Аллаха и Сунной, пока им не станет всё ясно и пока не осознают сердцем всё, на что указывают Книга их Господа عز وجل и Сунна их Пророка, мир ему и благословение, и то, что разъясняют им учёные в школе, или университете, или в кружках, посвящённых знаниям. И состояться это может только с помощью Аллаха سبحانه وتعالى , просьбой Его о помощи, обращением к Нему, просьбой у Него содействия и правильного пути, а потом экономией своего времени и бережным отношением к нему, чтобы расходовать его только на то, что приносит пользу и приступать к обучению, заботясь о соблюдении всего этого, приниматься за уроки со всей решимостью, спрашивать преподавателя о том, что вызывает затруднения, повторять это с сокурсниками, чтобы студент уже хранил своё время и был готов к тому, что будет говорить преподаватель и что он ему будет объяснять. И ему нельзя считать себя выше того, чтобы повторить материал со своим сокурсником или спросить своего преподавателя, также как и не следует стесняться в требовании знаний и в вопросах о том, что не понятно. Сказал Аллах Всевышний в суре Аль-ахзаб:
(Сура Аль-ахзаб, айя 53)
Умм Сулейм Аль-ансаарийя, да будет доволен ей Аллах, сказала:
О, Посланник Аллаха, воистину, Аллах не стесняется истины. Должна ли женщина совершить полное омовение, если у неё была поллюция? Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: да, если она увидела воду.
«Вода» здесь означает выделения.
Сказал Мухаммад бин Джабер, великий последователь:
Не обучится знаниям ни стесняющийся, ни возгордившийся
(Привёл Аль-Бухари в своём «Сахих», прокомментировав его и подтвердив его достоверность)
Поэтому молодые люди – и другие – должны делать всё на основании знаний, а именно – выполнять свои обязанности и быть осторожными с тем, что запрещено. Потому что это – и есть цель знания и это является одной из причин закрепления его и его упрочения в сердцах, а также одной из причин довольства Аллаха Своим рабом и содействия ему в успехе.
Одним из великих испытаний для некоторых людей является то, что они обучаются, но не делают.
Нет сомнений, что это большое испытание. И оно уподобляется испытанию врагов Аллаха – иудеев и подобных им лжеучёных, на которых гнев Аллаха по причине того, что они не делали в соответствии с тем, что знали.
Некоторые из первых мусульман, да будет доволен ими Аллах, говорили:
Кто будет делать в соответствии с тем, что знает, того одарит Аллах знаниями, которых он не знал.
И на это указывают Его слова, سبحانه :
(Сура Мухаммад, айя 17)
И Его слова, عز وجل :
(Сура Марьям, айя 76)
Кто старается следовать прямым путём, тому Аллах прибавляет правильного пути, прибавляет ему знаний и успеха.
Сказал Аллах Всевышний в великой суре – суре Аль-фатиха:
Веди нас прямым путем,
путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.
(Сура Аль-фатиха, айя 6-7)
и это – Посланники, люди знания и дела, и те, кто следовал им наилучшим образом.
Таким образом, те, кто облагодетельствован, это те, кто узнали Аллаха, и совершали дела подчинившись Ему и Его закону, изучали Его Религию и стояли на ней, как сказал جل وعلا :
(Сура Ан-ниса’, айя 69)
Вот это те, которые облагодетельствованы. И это они – люди правильного пути, и это они – люди знания и дела, и это – люди, понимающие сердцем. Потом Он سبحانه предупреждает нас о тех, на ком Его гнев и о заблудших.
Сказал Аллах, سبحانه :
Те, на кого пал гнев – это те, которые знали и не делали, такие как иудеи и подобные им.
Заблудшие – это христиане и подобные им из невежд, которые поклоняются в своём невежестве.
И верующий просит своего Господа направить его на путь облагодетельствованных из людей знания и дела и чтобы остался в стороне от него путь тех, на ком гнев Аллаха и путь заблудших.
Поэтому, обязанность молодёжи особенно, а также всех мусульман в общем – со всем вниманием относиться к этому, дорожить знаниями, которые они получают во время обучения, знанием правовых норм Религии и делать в соответствии с этим. Беречь своё время, занимаясь повторением, учёбой и обращением с вопросами в том, что он не понимает, будучи искренним по отношению к Аллаху и Его рабам.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Для кого Аллах хочет добра, даст ему понимание Религии
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Кто встал на путь поиска знаний, тому облегчит Аллах дорогу в Рай
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Семеро, которых осенит Аллах Своей тенью в тот день, когда не будет никакой другой тени, кроме Его тени: справедливого руководителя, юношу, выросшего в поклонении Аллаху, человека, сердце которого привязано к мечетям, двух людей, возлюбивших друг друга ради Аллаха – встречающихся ради этого и расстающихся ради этого, человека, которого позвала знатная и красивая женщина, а он сказал: “Я боюсь Аллаха”, человека, давшего милостыню в тайне так, что левая рука не знала, что дала правая, и человека, у которого текут слезы при поминании Аллаха в одиночестве
(аль-Бухари и Муслим единодушны в его достоверности)
Юноше, выросшему в поклонении Аллаху, отводится большая роль с точки зрения его понимания Религии, его знаний и его наставлений, так как он воспитывался в атмосфере знаний, достоинства, дел, поклонения и добра. И тем самым он, принося пользу самому себе, приносит её и другим рабам Аллаха с ранней молодости и до тех пор, пока не встретит Господа своего.
Важнейшим делом, важнейшим после двух свидетельств, являются 5 молитв и соблюдение их. Это – столп Религии.
Кто сохранил её – тот сохранил свою Религию, а кто потерял её, тот тем более потеряет и всё, что кроме неё.
И моё завещание вам, о, братья мусульмане, и себе самому, и всей молодёжи, и каждому мусульманину – богобоязненность в каждом деле и особое внимание к молитве, соблюдение её в своё время вместе с собранием мусульман в мечети. Это – наиболее важная обязанность молодёжи и обязанность каждого мусульманина и мусульманки. Молитва – это столп Ислама
Кто сохранил её – тот сохранил свою Религию, а кто потерял её, тот тем более потеряет и всё, что кроме неё.
как уже было сказано.
И это – первая вещь, о которой будет спрошен раб в День Суда, и если она была исполнена правильно, то он преуспел и спасён, а если была сделана плохо, то потерпел неудачу и погиб.
Говорит Пророк, мир ему и благословение Аллаха:
Голова всего (имеется в виду: голова религия – это Ислам, то есть свидетельство, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Прим. перев.) – это Ислам. Опора его – это молитва, а вершина его – Джихад на пути Аллаха
Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельؤтве о том, что нет ничего достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, соблюдении поста в Рамадане совершении хадджа
Молитва – второй столп из столпов Ислама.
И также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Договор между нами и ими – молитва. И кто оставил её – стал неверующим
И также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорит:
Между человеком и между неверием и щирком – оставление молитвы
Также необходимо уделять большое внимание исполнению выплаты закята тем, состояние кого достигло определённой величины. И также необходимо с вниманием относиться к посту в Рамадане в его время и соблюдению его. Также необходимо совершить хаддж в священный дом Аллаха – при возможности – раз в жизни.
И из великих обязанностей – почитание родителей и доброе отношение к ним, поддерживание родственных связей, заботливое отношение к гостю, правдивость в разговоре, наставление на хорошее и запрещение плохого, хранение того, что доверено. И
наставление каждому мусульманину с предостережением от всего, что запретил Аллах, как то: прелюбодеяние, воровство, распивание алкоголя, использование ростовщичества и другое из того, что запретил Аллах, как клевета и ложное свидетельство, ложь и другое, из того, что запретил Аллах.
Обязанность каждого мусульманина и мусульманки остерегаться этого.
Особенная обязанность молодёжи – расти на этом, приучать себя к добру и бороться с собой в этом, чтобы исполнять всё, что возложено на них Аллахом и чтобы отстраняться от всего, что Он им запретил. И поэтому нужно остерегаться наркотиков и других опьяняющих средств, так как, воистину, велико их зло и порочность, и поэтому необходимо быть от них подальше и остерегаться таких компаний. Пребывание в такой компании приведёт к тому, что обретёшь мораль своего товарища.
Необходимо находить дружбу с хорошими людьми и беречь себя от плохих компаний.
И также проявлять заботу к родителям и делать добро для них, исключая небрежное отношение к ним, потому что, воистину, право их велико.
Проявлением высокой морали является также внимание к своему коллеге и братьям по вере без какого-либо возвышения над ними, внимание к своему соседу и доброе отношение к нему, потому что Аллах سبحانه وتعالى завещал это и также Посланник Аллаха, мир ему и благословение.
Сказал Аллах, عز وجل :
(Сура Ан-ниса’, айя 36)
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Джибриил не переставал наставлять меня в отношении соседа, что я уже подумал, что он включит его и в число наследников
и всё остальное, что имеет отношение к высокой морали верующего.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Воистину, я был послан для того, чтобы довести до совершенства нравственность
И к высокой морали принадлежит внимательное отношение к послушанию Аллаху и Его посланнику в любое время и соблюдение этого. Бережно относиться ко времени, наставлять к послушанию Аллаха и оставлению того, что Он запретил, заботиться о высокой морали в добром отношении к родителям, поддерживать родственные связи, наставлять на хорошее и запрещать порицаемое, призывать к добру и предупреждать от зла.
Так дóлжно для верующего и так дóлжно для молодого человека, получающего образование. Необходимо вернуть себя к высокой морали и необходимо привыкнуть держаться подальше от того, что запретил Аллах и быть осторожным ко всему, что запретил Аллах. Потому что, воистину, раб, когда он уже получил какое-либо воспитание, то, скорее всего, он на этом и состарится, и на этом умрёт. Обычно Аллах سبحانه , если уже помог своему рабу в его юности придти к добру и встать на правильный путь, то, воистину, Аллах уже поможет ему упрочиться на нём и на нём умереть.
Поэтому пусть верующий и добропорядочный молодой человек хранит свою твёрдость на истине, идёт по этому пути, общается с хорошими людьми, которые помогают ему в добре и будет осторожен в отношении плохих компаний или коллег, которые помогают ему в плохом.
Я прошу Аллаха Его Прекрасными Именами и Его Высокими Атрибутами содействовать нам и вам в получении полезных знаний и в хороших делах, вести нас всех Его Прямым Путём, сохранить нас и вас и всех остальных мусульман от зла наших душ и зла наших дел. Прошу одарить нас всех пониманием Его Религии и твёрдостью на ней с сознательным призывом к ней. Воистину, Он – جل وعلا جواد كريم . Также прошу Его سبحانه содействовать всем правителям мусульман и помогать им в исполнении истины и принимать решения в соответствии с ней, беречься то того, что противоречит ей. Пусть улучшит Аллах их окружение и содействует им в принятии решений в соответствии с Законом Аллаха в отношении Его рабов, пусть улучшит положение мусульман, где бы они ни находились. Пусть сделает правителями над ними лучших из них и даст им Понимание Религии. Пусть увеличит между ними призыв к правильному пути.
Воистину, Он – покровитель этого и Он это может.
Благословение Аллаха и мир Его рабу и Его Посланнику, нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи, его сподвижникам, и всем, кто следует ему наилучшим образом.