بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Некоторые люди часто вопрошают: «Если причина различных катаклизмов, как землетрясения и наводнения, или войн и эпидемий в наказании за неверие и грехи одних и в назидании для других, то почему при этом страдают и гибнут те, кто не имеет никакого отношения к неверным и нечестивцам, особенно дети?»

К сожалению, у многих мусульман возникают такие вопросы по причине их незнания Корана и Сунны, в которых содержатся ответы на любые вопросы. А чтение Книги Аллаха и размышление над ней дарует человеку ответы на все вопросы и избавляет его от любых сомнений. Как говорил славный сподвижник и великий знаток Корана – ‘Абдуллах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах): “Кто желает истинного знания, пусть побеспокоит Коран, ибо поистине, в нём содержится знание первых и последних!” Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” (814), Ибн Аби Шейба (32013), ат-Табарани в “аль-Кабир” (8666). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (16/418).

 

Во-первых, каждый мусульманин обязан знать и быть убеждённым в том, что все глобальные и малейшие события, происходящие в мире этом, происходят не сами по себе или случайно, а только лишь с ведома Всевышнего Аллаха и только по Его воле.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (6: 59).

Также Всевышний Аллах сказал: «Он управляет делами с неба до земли, а затем они опять восходят к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете» (32: 5).

 

Во-вторых, каждый мусульманин обязан знать, что Всевышний Аллах – Мудрый, и что Он всё время занят делами Своих творений, и что Он не делает что-либо просто так, ради забавы, без наличия в этом некой совершенной мудрости.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Каждый день Он занят делом» (55: 29).

Также Всевышний Аллах сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы?» (23: 115).

Также Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «До них уже дошли известия, которые удерживали от неверия. Это является совершенной мудростью, но неверные не получили пользу от предостережения» (54: 4-5).

Следовательно, всё, что происходит в мире этом, происходит с позволения Аллаха, и происходит не ради забавы, а по Его великой мудрости.

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Относительно всего, что совершает Аллах, мы точно знаем, что в этом есть мудрость. И достаточно нам того, что мы знаем об этом в общем смысле, даже если мы не ведаем о различных тонкостях Его поступков”. См. “Маджму’уль-фатауа” (6/128).

 

В-третьих, каждый мусульманин обязан знать, что Всевышний Аллах – Справедливый, и Он не наказывает кого-то просто так, как и не любит наказывать Свои творения, в отличии от заявлений некоторых неверных и невежд, вопрошающих: «Почему Господь любит наказывать и мучать людей?»

Да упасёт Аллах от таких слов!

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если вы будете благодарны и уверуете?» (4: 147).

Также Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Этим (наказанием) Мы воздали им (сабейцам) за то, что они проявили неверие. Но разве Мы воздаем кому-нибудь (наказанием), кроме неблагодарных?» (34: 17).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы не были несправедливы к ним, однако они сами поступали несправедливо по отношению к себе» (16: 118).

Со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел среди пленниц женщину, кормившую детей грудью, он спросил: «Как вы думаете, способна ли она бросить в огонь своего ребёнка?» Сподвижники ответили: “Клянёмся Аллахом, нет!” Тогда он сказал: «А Аллах проявляет жалость к Своим рабам ещё больше, чем эта женщина жалеет своего ребёнка!» аль-Бухари (5999), Муслим (2754).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Аллах создал всё сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на Троне, предписав Себе: «Поистине, милосердие Моё опережает Мой гнев». аль-Бухари (7404, 7554), Муслим (2751).

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания, и даже дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу. Что же касается других девяносто девяти частей милосердия, то проявление их по отношению к Своим рабам Всевышний Аллах отложил до наступления Дня воскрешения». аль-Бухари (6000), Муслим (2752).

Со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы Всевышний Аллах наказал всех обитателей небес и земли, то Он наказал бы их по заслугам, не проявив несправедливости, а если бы Он помиловал их, то Его милость превысила бы их дела. И если бы у тебя было золото величиной с гору Ухуд, и ты потратил бы его на пути Аллаха, то Великий Аллах не принял бы это до тех пор, пока ты не уверуешь в Предопределение с его добром и злом. Пока ты не уверуешь в то, что постигшее тебя не могло обойти тебя стороной, а обошедшее стороной не могло постичь тебя. И если ты умрёшь без наличия этих убеждений, то попадёшь в Огонь». Ахмад (5/185), Ибн Аби ‘Асым в “ас-Сунна” (245). Шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса. См. “Зыляль аль-Джанна” (1/109), “Тахридж аль-Муснад” (21611).

Одним словом, даже если бы Всевышний Аллах наказал всех обитателей небес и земли, никто из них не посчитал бы, что с ним обошлись несправедливо, и каждый знал бы за что и почему он был наказан!

И если бы Всевышний Аллах любил наказывать и мучать Своих рабов, то в первую очередь наказал бы суровым наказанием уже в этом мире неверных, приобщающих к Нему сотоварищей, совершающих тем самым величайший из грехов, вызывающих Его гнев! Но со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Никто не проявляет наибольшего терпения, слыша обидные слова, чем Аллах. Люди приписывают Ему сына, а Он тем не менее дарует им здоровье и средства к существованию». аль-Бухари (6099, 7378).

Всевышний Аллах сказал: «Сообщи Моим рабам, что Я – Прощающий, Милосердный, но наказание Моё – наказание мучительное!» (15: 49-50).

Таким образом, милость Всевышнего Аллаха безгранична и она охватывает всех и вся, как и берёт верх над гневом Его, а Его наказание – это не что иное, как осуществление Его справедливости!

 

В-четвёртых, также следует знать, что мир этот не является местом воздаяния, несмотря на то, что даже в этом мире Всевышний Аллах может насылать различные бедствия и наказывать неверных и грешников. Более того, может быть и так, что в мире этом Аллах накажет определённых грешников из числа мусульман, но при этом, дарует различным сообществам неверных, которые без сомнения хуже мусульман, безопасность и земные блага, дабы обольстить их и подвергнуть ещё более суровому наказанию в День Суда!

Всевышний Аллах сказал: «Пусть неверующие не думают, что предоставленная Нами отсрочка является благом для них. Мы предоставляем им отсрочку для того, чтобы они приумножили свои грехи. Им уготованы унизительные мучения» (3: 178).

Также Всевышний Аллах сказал: «Твой Господь – Прощающий, Обладатель милосердия. Если бы Он стал наказывать их за то, что они приобрели, то ускорил бы их мучения, но для них назначен срок, и они не найдут от него спасения» (18: 58).

Также Всевышний Аллах сказал: «Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!» (3: 196-197).

Также Всевышний Аллах сказал: «Когда они позабыли о том, что им напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи. Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние!» (6: 44).

Также Всевышний Аллах сказал: «Оставь же их в их невежестве до определённого времени. Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями, потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!» (23: 54-56).

Также Всевышний Аллах сказал: «Не думай, что Аллах не ведает о том, что творят беззаконники. Он лишь дает им отсрочку до того дня, когда закатятся взоры» (14: 42).

Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах даёт отсрочку несправедливому, но, когда Он схватит его, то уже не отпустит». После чего он прочитал следующий аят: «Такой была Хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, жители которых были несправедливы. Воистину, Хватка Его мучительна, сурова» (11: 102). аль-Бухари (4686), Муслим (2583).

Со слов ‘Укъбы ибн ‘Амира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах одарил раба тем, чего он возжелал в мирской жизни, несмотря на его грехи, то поистине, это является для него ловушкой (обольщением)!», – после чего он прочитал следующий аят: «А когда они забыли о том, что им напоминали, Мы открыли перед ними врата всех соблазнов. Когда же они радовались тому, что им было даровано, Мы схватили их внезапно, и они пришли в отчаяние» (6: 44). Ахмад (4/145), ат-Табарани в “аль-Аусат” (9426). Достоверность хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, ас-Суюты, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут. См. “Тахридж аль-Ихья” (4/132), “Файдуль-Къадир” (629), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (414).

 

В-пятых, также мусульмане должны всегда помнить о том, что мир этот не является нашей постоянной обителью, напротив, он является временным пристанищем и местом испытания, который тем или иным способом должны будут покинуть все без исключения.

Всевышний Аллах сказал: «Мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, а Последняя обитель – это настоящая жизнь. Если бы они только знали это!» (29: 64).

Также Всевышний Аллах сказал: «Всё, что вам даровано, является всего лишь преходящим благом мирской жизни и её украшением, а то, что у Аллаха — лучше и долговечней. Неужели вы не разумеете?» (28: 60).

Также Всевышний Аллах сказал: «Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие былинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (18: 45-46).

Также Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что мирская жизнь – всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь – всего лишь предмет обольщения» (57: 20).

Со слов Сахля ибн Са’да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, то Он не дал бы неверному выпить и глотка воды». ат-Тирмизи (2320), аль-Баззар (8176). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5292).

Со слов Даххака ибн Суфьяна (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нему: «О Даххак, что ты употребляешь в пищу?» Он ответил: “О Посланник Аллаха, мясо и молоко”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «А во что потом всё это превращается?» Даххак ответил: “В то, о чём тебе известно”. Тогда Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах сравнил этот свет с тем, что выходит из сына Адама». Ахмад (3/452), ат-Табарани в “аль-Кабир (8138), аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (5653). Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Джами’ аль-масанид” (5393), “Сахих ат-Таргъиб” (2151).

Хафиз аль-Мунауи сказал: “Говорит аз-Замахшари: “Смысл этого хадиса в том, что несмотря на то, что человек проявляет изящность и усердие в хорошем приготовлении еды и её улучшении, она всё равно превратится в итоге в то, от чего испытывают отвращение. Также и мир этот, в обустраивании которого люди прилагают большое усердие, упорядочивая это, завершит своё существование крахом”. Сказал ад-Дайлями: “Это является сравнением мирского с мочой и калом. Ведь еда, что выходит из человека, до этого имела цвет, приятный вкус, также и сладкий напиток, однако всё это превратилось в то, о чём вам известно. Также и мир этот, он является зелёным и сладким, к которому склоняются души. А несведущий об исходе мира этого склоняется к его красотам, полагая, что мир этот вечный, или же полагая, что сам он будет жить вечно”. См. “Файд аль-Къадир” (2/278).

Таким образом, мир этот является испытанием, временным и презренным пристанищем, который в любом случае так или иначе, должны будут покинуть тем или иным способом все без исключения. Однако при этом Всевышний Аллах дал людям выбор: уверовать и совершать благое, дабы в итоге заслужить Рай, или же проявить неверие и совершать грехи, дабы в итоге заслужить Ад.

 

В-шестых, каждый мусульманин обязан знать, что различные постигшие бедствия могут быть по причине испытания и проверки стойкости веры, или же по причине искупления грехов и возвышения степени положения верующих.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Мы чередуем дни (счастье и несчастье) для людей, чтобы Аллах узнал уверовавших и избрал среди вас павших мучеников, ведь Аллах не любит несправедливых, и чтобы Аллах очистил уверовавших и уничтожил неверующих» (3: 140-141).

Также Всевышний Аллах сказал: «Неужели люди полагают, что их оставят, и что они не будут испытаны только за то, что они скажут: “Мы уверовали”? Мы уже подвергли испытанию тех, кто был до них. И Аллах непременно узнает тех, кто был правдив, и непременно узнает лжецов» (29: 2-3).

Также Всевышний Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает бедствие, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернёмся”» (2: 155-156).

Со слов Му’ауии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не осталось от мира этого ничего, кроме испытания и смуты. Так готовьтесь же к испытанию с помощью терпения!» Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” (3). Хафиз аль-Бусыри и имам аз-Захаби подтвердили достоверность хадиса. См. “Мисбах аз-зуджаджа” (2/305), “Мизан аль-и’тидаль” (4/443).

Со слов Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Это моя община – община помилованная. Нет у неё наказания в жизни будущей. Наказание её в мире этом в виде смут, землетрясений и убийств». Ахмад (4/410), Абу Дауд (4278). Имам Ибн Муфлих, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани подтвердили достоверность этого хадиса. См. “аль-Адаб аш-шар’ийя” (1/69), “Базль аль-ма’ун” (2/54), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (959).

Учёные говорили, что смысл этого хадиса в том, что под «общиной» речь идёт либо о сподвижниках, либо о праведниках из числа мусульман, подражавших и следовавших за Пророком (мир ему и благословение Аллаха), поскольку общеизвестно, что мусульмане, совершавшие грехи, в частности тяжкие, попадут на какое-то время в Ад. См. “Шарх аль-Мишкат” (11/3399), “Миркъат аль-мафатих” (8/3372).

Или же смысл этого хадиса в том, что в Судный день грешных мусульман не постигнет такое же суровое наказание, как неверных, так как их основное наказание будет в мире этом в виде различных бедствий и испытаний. См. “Миркъат аль-мафатих” (8/3372).

Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди в комментарии к этому хадису сказал: “Касательно этого хадиса было сказано, что он указывает на избранность общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и её превосходство над предыдущими общинами. И из числа этих превосходств то, что она выделена милостью Аллаха и спасением от наказания в мире вечном, а также тем, что постигающие её бедствия и испытания в мире этом являются причиной искупления их грехов”. См. “Фатх аль-Уадуд” (4/222).

Со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Чума является наказанием, которое Всевышний Аллах насылает на кого пожелает, но для верующих Аллах сделал её милостью. И любой раб Аллаха, который останется в своём городе, где разразится чума, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, зная, что не постигнет его ничто, кроме предопределённого ему Аллахом, получит такую же награду, как и павший за веру (шахид)». аль-Бухари (3474, 5734).

Обратите внимание на то, что, несмотря на такую страшную и смертельную болезнь, как чума, Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) назвал её милостью для верующих.

Со слов Сухайба ибн Синана (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Как удивительно положение верующего! Поистине, все в положении его является для него благом, и никому не дано этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит Аллаха, и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом». Муслим (2999).

Со слов Абу Са’ида и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Что бы ни постигло мусульманина, будь то утомление, долгая болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов». аль-Бухари (5641, 5642), Муслим (2573).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил: “Бедствие (постигшее тебя), по причине которого ты обратился к Аллаху лучше, чем милость (оказанная тебе), по причине которой ты забыл о поминании Аллаха”. См. “Джами’ ар-расаиль” (9/387).

Если бы не было войн, болезней, смерти, нищеты, уродства, то люди перестали бы ценить и благодарить Аллаха за такие блага, как безопасность, здоровье, достаток, красоту.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Если бы Всевышний Аллах не лечил Своих рабов лекарством в виде испытаний и бедствий, то они стали бы тиранами, притеснителями и высокомерными”. См. “Задуль-ма’ад” (4/195).

Также Ибн аль-Къайим сказал: “Истинная суть испытаний не в том, чтобы мы были наказаны, а в том, чтобы мы исправились”. См. “аль-Мудхиш” (стр. 86).

 

В-седьмых, различные бедствия на небе, на суше и на воде могут быть именно по причине грехов, и это самая основная их причина.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Если бы Аллах стал наказывать людей за то, что они приобрели, то Он не оставил бы на поверхности земли ни одного живого существа. Но Он предоставляет им отсрочку до определённого срока» (35: 45).

Также Всевышний Аллах сказал: «Но помимо величайших мучений (в Аду) Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения (в мире этом), чтобы они могли вернуться на прямой путь» (32: 21).

Также Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30: 41).

Также Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (42: 30).

Со слов аль-Бары ибн ‘Азиба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не происходит даже сужения вен и подёргивание глаз, кроме как по причине греха. Однако Аллах отводит от него (совершающего грех раба) куда больше». ат-Табарани в “ас-Сагъир” (1053), Абу Ну’айм в “Ахбару Асбахан” (2/247). Достоверность хадиса подтвердили ад-Дыя аль-Макъдиси, аль-Мунауи, аль-Альбани. См. “ат-Тайсир” (3/296), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2215).

Сафийя бинт Аби ‘Убайд рассказывала: “Как-то во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) в Медине произошло землетрясение. Тогда ‘Умар поднялся на минбар и сказал: «О люди! Как же быстро вы устремились (к грехам)! Поистине, если землетрясение повторится ещё раз, я не буду жить среди вас»”. Ибн Аби ад-Дунья в “аль-‘Укъубат” (20), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (5/315), Ну’айм ибн Хамад в “аль-Фитан” (2/620). Сообщение достоверное. См. “Ма сахха мин асар ас-сахаба” (1/517).

 

В-восьмых, различные массовые бедствия также являются признаком приближения Судного Часа. И чем больше будет различных катаклизмов в виде землетрясений и провалов земли, тем ближе мы приближаемся к Судному Часу.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не наступит Час Судный до тех пор, пока не исчезнет знание, участятся землетрясения, ускорится время, появятся бедствия, увеличатся убийства, и пока у вас не увеличится имущество и оно будет в избытке». аль-Бухари (1036), Муслим (2058).

‘Абдур-Рахман ибн Саххар передал со слов своего отца, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока целые племена не будут проваливаться под землю. А люди будут спрашивать: “Кто остался жив из такого-то рода?”» Ахмад (3/483), аль-Баззар (3403), Абу Я’ля (6834). Хафиз Ибн Касир и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность хадиса. См. “Джами’ аль-масанид” (4/266), “Фатхуль-Бари” (8/292).

И нет никаких сомнений в том, что, когда наступят такие события и участятся различные природные стихии, которые были предопределены, они будут охватывать как неверных и грешников, так и праведных и невинных людей.

Однако следует отметить, что Аллах обещал не насылать на всю общину Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) массовые бедствия, даже если они и будут постигать её в отдельных частях и уголках, а также не давать власти над ней внешним врагам. Но это произойдёт при условии – чтобы мусульмане не воевали между собой и не пленили друг друга!

Сообщается со слов Саубана (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах расстелил предо мною землю, и я увидел её от востока до запада. И поистине, моя община получит власть над территорией, которая была мне показана. И было вручено мне две сокровищницы: красная и белая (персов и византийцев). И я попросил у своего Господа, чтобы Он не погубил мою общину, посылая на неё массовые бедствия, и не насылал на неё никакого внешнего врага, кроме того, который находится в её собственных рядах, и защитил её целостность. И Господь мой ответил: “О Мухаммад! Воистину, если Я решил что-нибудь, то это неотвратимо. Воистину, Я даровал твоей общине то, что Я не погублю её, посылая на неё массовые бедствия. И Я не дам власть над ней врагу, кроме того, который находится в её собственных рядах, даже если все города выступят против неё, до тех пор, пока они не начнут губить и пленить друг друга!”» Муслим (2889).

Но, к сожалению, мусульмане в наше время не выполняют этих условий.

 

В-девятых, многочисленное и открытое совершение грехов в обществе без покаяния за них настолько опасны, что это может стать причиной всеобщего наказания уже в мире этом, если никто из обладателей власти этого общества не станет их удерживать, а народ не будет этого порицать. В таких случаях наказание может охватить всех, как неверных, так и грешников, а более того, даже праведников, детей и животных!

И об этом Всевышний Аллах в Коране говорит: «Бойтесь бедствия, которое поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (8: 25).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) в толковании этого аята сказал: “Аллах повелел верующим, чтобы они не относились одобрительно к грехам, совершаемым среди них, а иначе Он подвергнет наказанию их всех”. ат-Табари в “ат-Тафсир” (13/474).

И смысл этого аята подтверждается многочисленными пророческими хадисами:

Мать правоверных Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что однажды к ней зашёл охваченный страхом Пророк (мир ему и благословение Аллаха), который воскликнул: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха! Горе арабам от зла, которое уже близко! Сегодня в стене народов йаджудж и маджудж было проделано вот такое отверстие!», − и он соединил большой и указательный пальцы в виде круга.

Зайнаб спросила: “О Посланник Аллаха, так неужели погибнем и мы, несмотря на то что среди нас будут праведники?!”

Он ответил: «Да, если увеличатся пороки». аль-Бухари (3346), Муслим (2880).

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах пожелает подвергнуть наказанию какой-то народ, то это наказание может постичь всех, однако каждый из них будет воскрешён согласно своим деяниям». Муслим (2879).

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Как-то мы упомянули о провале в земле, который произошёл на Востоке, и люди спросили: “О Посланник Аллаха, может ли быть провал в земле, если на ней проживают мусульмане?” Он ответил: «Да, если населяющие это место будут часто совершать пороки!» ат-Табарани в “аль-Аусат” (2/234), Абу ‘Амр ад-Дани в “аль-Фитан” (342). Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и хафиз ад-Дыя аль-Макъдиси подтвердили достоверность этого хадиса. См. “ат-Тамхид” (16/246), “аль-Мухтара” (7/276).

Со слов Умм Салямы и ‘Аиши (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если грехи увеличатся среди членов моей общины, то Всевышний Аллах нашлёт наказание на них всех».

Его спросили: “О Посланник Аллаха, а разве среди них не будет праведных людей?!”

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Конечно».

Его вновь спросили: “И как тогда Аллах поступит с ними?”

Он ответил: «Их постигнет то же, что и всех людей, однако потом праведники будут возвращены к прощению Аллаха и Его милости». Ахмад (6/294, 6/304, 6/418), Ибн Аби Шейба (15/42). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (1372, 3156).

Со слов Джарира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всякий народ, в котором будут совершаться грехи, в то время как они сильнее и многочисленнее, чем совершающие грехи, но при этом они не станут их удерживать, Аллах подвергнет наказанию их всех». Ахмад (4/364), Ибн Маджах (4009), Ибн Хиббан (300). Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» (5749).

Именно по этой причине нельзя пребывать среди неверных и грешников, особенно в момент совершения ими греха, поскольку если Аллах пожелает их наказать, то под это наказание попадут и находящиеся с ними. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не входите к многобожникам в места их поклонения в дни их праздников, ибо гнев нисходит на них”. ‘Абдур-Раззакъ (1/411), аль-Байхакъи (19/166). Имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим, Ибн Касир подтвердили достоверность этого асара. См. “аль-Фатауа аль-кубра” (2/485), “Ахкаму ахли-ззимма” (1/724), “Муснад аль-Фарукъ” (2/344).

И по причине упомянутых текстов Шариата сподвижники и саляфы после них часто говорили о том, насколько опасным является открытое совершение грехов среди народа и отсутствие порицания этого хотя бы в душе, если нет возможности порицать это словами и руками.

‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: “Первым, что вы утратите из джихада – это джихад посредством ваших рук, затем джихад посредством ваших языков, а затем и джихад посредством ваших сердец. Однако любое сердце, которое не знает одобряемого и не порицает порицаемого, является опрокинутым”. Ибн Аби Шейба (40367), аль-Байхакъи (10/155). Сообщение достоверное. См. “Тахридж аль-Мусаннаф” (21/371).

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, наступят тяжёлые времена, и человеку, увидевшему порицаемое, который не в состоянии его изменить, будет достаточно того, что Аллах знает о том, что в сердце своём он порицает это”. Ибн Аби Шейба (40371), аль-Байхакъи (10/155). Сообщение достоверное. См. “Тахридж Сунан Са’ид ибн Мансур” (2181, 3442), “Тахридж аль-Мусаннаф” (21/373).

Как-то ‘Итрис ибн ‘Уркъуб спросил Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах): «Погиб тот, кто не призывает к одобряемому и не порицает порицаемое?», – на что Ибн Мас’уд ответил: “Напротив, погиб именно тот, чьё сердце не знает одобряемого и не порицает порицаемого!” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (1/135), ат-Табарани в “аль-Кабир” (8564). Сообщение достоверное. См. “Сильсиля аль-асар ас-сахиха” (550).

Халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз часто говорил: “Поистине, Всевышний и Всемогущий Аллах не наказывает всех за грехи некоторых. Однако, если порицаемые деяния будут совершаться среди них открыто, тогда наказанию могут подвергнуться они все”. Малик в “аль-Мууатта” (2/591).

Биляль ибн Са’д сказал: “Если грех совершается скрытно, то он не вредит никому, кроме совершающего этот грех. Но если грех будет совершаться открыто, и при этом не будет порицаться, тогда это навредит всем”. См. “Табакъат аль-ханабиля” (1/374).

Къады Ибн аль-‘Араби сказал: “Поистине, если люди начнут открыто совершать порочное, то обязанностью каждого, кто увидел это, является исправить порицаемое. Если же они промолчат, то все станут грешниками, первые – по причине совершаемого (греха), а вторые – по причине довольства (этим ослушанием). Воистину, Аллах по Своему установлению и мудрости сделал одинаковым положение совершающего грехи и проявляющего довольство этим, и по этой причине все они попадают под наказание”. См. “Ахкам аль-Къуран” (2/391).

 

В-десятых, бедствия, постигающие детей, будь то болезни или гибель, могут быть испытанием для их родителей, а могут быть и милостью для самих детей. Ведь если у неверных умирает несовершеннолетний ребёнок, то для родителей это горе и беда, тогда как для этого ребёнка в этом великое благо. Так как если бы он вырос в неверной среде, то вероятность того, что он умер бы неверным, весьма велика. А в том, что он умер несовершеннолетним великое благо, поскольку он будет обитателем Рая, ибо в пророческих хадисах сказано, что все дети будут в Раю.

И точно так же, может быть так, что ребёнок мусульман, став взрослым, причинял бы трудности и бедствия своим родителям-мусульманам. Достаточно в качестве примера вспомнить историю пророков Хыдра и Мусы (мир им), когда Хыдр убил ребёнка, о чём Всевышний Аллах поведал в Коране: «Они (Хыдр и Муса) продолжили путь, пока не встретили мальчика, и он (Хыдр) убил его. Муса сказал: “Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал?! Ты совершил предосудительный поступок!”» (18: 74).

Затем, в конце их путешествия, объясняя причину своих поступков, Хыдр сказал: «Что касается мальчика, то его родители являются верующими, и мы опасались, что он будет притеснять их по причине своего беззакония и неверия» (18: 80).

Обратите внимание на тот факт, что вера в Предопределение зла, не содержит в себе лишь абсолютное зло. Напротив, зло всегда сопровождается благом, о котором творения Аллаха попросту могу не знать. И в убийстве мальчика пророком Хыдром содержится ясное указание на это, поскольку с одной стороны смерть этого мальчика для его родителей была злом, однако с другой стороны в этом для них было благо, учитывая то, что он стал бы неверным и причинял бы им страдания на старости лет.

Упомянутое указывает на тот факт, что даже испытания и бедствия, выпадающие в мире этом на долю детей, содержат в себе мудрость, о которой в полной мере ведомо лишь Всевышнему Аллаху.

К тому же следует знать, что ребёнок является одним из самых сильных испытаний и искушений для родителя.

Со слов аль-Асуада ибн Халяфа и Хаули ибн Хакима (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, ребёнок является причиной жадности, трусости, невежества и грусти». аль-Хаким (3/296), ат-Табарани в “аль-Кабир” (24/241). Достоверность хадиса подтвердили аль-‘Иракъи, аль-Бусыри, аз-Захаби, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут. См. «Мисбах аз-зуджаджа» (1/246), «Файд аль-Къадир» (2151), «Сахих аль-Джами’» (1990).

Данный хадис не является предостережением от того, чтобы заводить детей. Напротив, Ислам побуждает к увеличению потомства. Однако суть этого хадиса – предостережение мусульман от того, чтобы увлечение детьми стало причиной, влекущей ослушание Аллаха!

Разъясняя данный хадис, учёные говорили, что ребёнок становится причиной жадности по той причине, что отец начинает откладывать деньги и перестаёт расходовать их на пути Аллаха, уклоняясь даже от обязательного закята, желая припасти всё для своих детей.

Что касается трусости, то зачастую человек, у которого родился ребёнок, начинает бояться того, что в случае его смерти его ребёнок останется сиротой, и что никто не сможет позаботиться о нём как он, по причине чего он начинает оставлять обязательные виды сражения, защиту мусульманских земель, переселение (хиджра) и прочие свои обязанности.

Что касается невежества, то суть этого в том, что дети отвлекают человека от приобретения необходимых для религии знаний, по причине чего человек остаётся в невежестве.

А что касается грусти, то любой ребёнок причина того, что его родитель проявляет печаль из-за вещей, которые постигают его дитя, будь то боль, болезнь и т.п., и когда он просит что-либо у отца, тот не в силах ему отказать. См. “аль-Фаикъ” (185), “Шарх ас-Сунна” (13/36), “Файд аль-Къадир” (2151).

И если бы дети не умирали и не покидали этот мир, если бы невозможно было причинить вред ребёнку, то это стало бы очевидным доказательством на то, что миром этим управляет Создатель, а, следовательно, это было бы явным доказательством на существование Аллаха. И в таком случае лишилось бы мудрости испытание в виде веры в сокровенное. Это было бы сравнимо с тем, что люди воочию узрели Рай и Ад, ангелов и джинов, и мудрость испытания потеряла бы ценность. А ведь Всевышний Аллах сказал: «Это Писание (Коран), в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают молитву и расходуют из того, чем Мы их наделили. Которые веруют в ниспосланное тебе и ниспосланное до тебя и убеждены в Последней жизни. Они следуют верному руководству от их Господа, и они являются преуспевшими» (2: 2-5).

Когда шейха Ибн База спросили о мудрости испытания детей в мире этом, он ответил: “Поистине, Всевышний Аллах сообщил о Себе, что Он является Мудрым и Знающим, и что Он испытывает Своих рабов благополучием и трудностями, благом и бедами, чтобы испытать их на терпение, испытать их на благодарность. Несмотря на то, что у детей нет грехов, Аллах может подвергать их испытаниям по Своей великой мудрости, из числа чего – испытание отцов, матерей и родных на терпение. Аллах поступает согласно Своей мудрости со Своими творениями как пожелает. Никто не в состоянии удержать вмешательство Аллаха в положение творений, будь это малый или большой, животные или люди. Когда Аллах подвергает Своих рабов трудностям и болезням, это сопровождается великой мудростью, среди которой то, что люди понимают о величии Аллаха и Его власти над всем. И Он испытывает благами и трудностями, чтобы люди, которым он даровал здоровых детей, помнили о великой милости, оказанной им; и чтобы те, чьих детей Он подверг болезням, проявляли терпение, чтобы они надеялись на великую награду за терпение, за надежду на награду, за веру в Предопределение и Его мудрость”. См. “Фатауа Нурун ‘аля дарб” (1/358).

Шейх Мукъбиль ибн Хади написал небольшое послание, посвящённое причинам землетрясений и опровержению слов некоторых людей, заявлявших, что землетрясения не что иное, как природное явление. И в этом послании шейх Мукъбиль сказал: “Некоторые отклонившиеся могут сказать: «В чём же вина детей?»

На это мы скажем: «Они пострадали по причине грехов, которые совершали их отцы и родные».

В достоверном хадисе со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Некое войско двинется на Ка’бу, чтобы напасть на неё, но когда они достигнут пустыни, земля провалится и будут они поглощены все, от первого до последнего».

‘Аиша спросила: “О Посланник Аллаха, как же земля поглотит их от первого до последнего, ведь среди них могут быть и простые люди, и те, кто к ним не имеет отношения?”

На что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, среди них будут вышедшие сознательно, принуждённые и просто путники, но, тем не менее, они будут поглощены от первого до последнего и погибнут, однако Аллах воскресит их в Судный день и каждому воздастся согласно их намерениям». аль-Бухари (2118), Муслим (2884). См. “Идах аль-макъаль фи асбаб аз-залязиль” (стр. 141).

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «Мы знаем о мудрости бедствий, которые постигают мусульманина, что это может быть как испытанием, так и наказанием за грехи. Но тут возникает вопрос: «Какова мудрость в испытании неверных (которые так и так будут в Аду)? И какова мудрость в испытании бедствиями и голодом некоторых маленьких детей, а также и некоторых животных?»

Шейх аль-Фаузан ответил: “Мудрость Всевышнего Аллаха относительно Его творений невозможно охватить, и из числа этой мудрости есть то, о чём мы не можем знать. Однако мы однозначно верим в то, что Всевышний Аллах не делает ничего, кроме как по великой мудрости, ибо Он избавлен от занятия бессмысленными вещами.

Что касается постижения бедствий неверных, то поистине, это служит им наказанием уже в мире этом за их неверие и ослушание, как сказал Аллах: «Но помимо величайших мучений (в Аду) Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения (в мире этом), чтобы они могли вернуться на прямой путь» (32: 21).

Что касается испытания, которые постигают детей, то это может быть испытанием для их родителей, чтобы они проявили терпение, надеялись на награду, и т.п.

Что касается бедствий, постигаемых животных, то это наказание для её владельца или также испытание для них. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Мы непременно испытаем вас кое-чем из страха, голода, потери имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает бедствие, говорят: “Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему вернемся”» (2: 155-156)”. См. “Фатауа аль-Фаузан” (7307).

 

Прошу Всевышнего Аллаха сделать нас стойкими на Его пути, даровать крепкую убеждённость, избавить от любых сомнений, и не насылать на нас такого испытания, которое мы не выдержим!

 

 

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!

Мир и благословение Аллаха Пророку Мухаммаду,

его сподвижникам, членам его семьи и всем,

кто искренне последовал по их пути!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23870


Поделиться: