Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали, повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (Коран, 4:59).
Таким образом, Аллах обязал подчинением Ему Самому и подчинением Его Посланнику ﷺ, а этот аят начал с обращения к верующим именем веры, из чего следует, что требуемое от них является следствием качества, посредством которого идёт обращение к ним. Это подобно обращению словами: «О тот, кого Аллах наделил благами и обогатил из Своей Милости, прояви же щедрость, подобно тому, как Аллах проявил щедрость тебе!» Или подобно словам: «О обладатель знания, научи людей тому, что принесёт им пользу!», или словам: «О судья, суди по справедливости!» и другим подобным примерам.
Говоря о законоположениях Шариата, Аллах часто обращается в Коране словами: «О те, которые уверовали», как например:
— «О те, которые уверовали, вам предписан пост» (Коран, 2:183).
— «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю» (Коран, 62:9).
— «О те, которые уверовали, выполняйте обязательства по договорам» (Коран, 5:1).
Во всём этом содержится указание на то, что если вы верующие, то ваша вера требует от вас того-то и того-то, так как это является следствием веры и её полноты.
После чего Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику», разделив между подчинением Себе и подчинением Своему Посланнику ﷺ повторением повелительного глагола.
Затем Он продолжил и сказал: «…и обладателям власти среди вас», объединив между повиновением Посланнику ﷺ и повиновением обладателям власти, без повторения веления.
Возможно, кому-то могло прийти в голову, что можно было бы сказать иначе, так как тот, кто подчинился Посланнику Аллаха ﷺ, тем самым подчинился и Аллаху. Однако сказанное в аяте является самым правильным, и под этим скрываются дополнительные смыслы, а именно то, что повиновение Посланнику ﷺ в том, что он приказал, является обязательным, даже если веление подобного характера не пришло в Коране. И поэтому подчинение Посланнику ﷺ является обязательным, как совместно с подчинением Аллаху, так и самостоятельно. И пусть не думает никто, что подчинение Посланнику ﷺ обязательно лишь в том случае, если основа того, что он приказал, присутствует в Коране, а иначе нет обязанности подчинения ему. Такое понимания опроверг сам Посланник ﷺ, который сказал: «Боюсь, настанет такое время, когда одно из моих велений дойдёт до сытого, развалившегося на диване человека, который станет говорить: «Между нами и вами Книга Аллаха, и мы следуем лишь за тем, что найдём в ней». Нет же! Поистине, мне был дарован Коран и ещё нечто подобное ему вместе с ним». (Абу Дауд 4604, ат-Тирмизи 2664. Достоверность подтвердил аль-Альбани в «Аль-мишкат» 163).
А что касается обладателей власти, то нет отдельного подчинения им, и подчинение никому из них не является обязательным, кроме как в рамках подчинения Посланнику Аллаха ﷺ.
Это подтверждается достоверным хадисом от самого Посланника Аллаха ﷺ, который сказал: «Человек обязан послушанием и подчинением и в том, что ему нравится и в том, что не нравится до тех пор, пока ему не будет приказано ослушание Аллаха. И если ему прикажут ослушаться Аллаха, то нет ни послушания, ни подчинения». (аль-Бухари 7144, Муслим 1839).
Теперь задумайся над тем, как этот смысл повторяется в следующих за ними словах Аллаха: «…то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику», и не сказал «и к Посланнику», так как обращение к Корану — это обращение к Аллаху и Посланнику ﷺ, также как и обращение к Сунне — это обращение к Аллаху и Посланнику ﷺ. Решение Аллаха является и решением Его Посланника ﷺ, а решение Посланника ﷺ является решением Аллаха.
И если со спорным вопросом обратились к Аллаху, то есть к Его Книге, то получается, что обратились к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. Если же с этим обратились к Его Посланнику ﷺ, то так же получается, что обратились к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. И это также относится к тонким смыслам, содержащимся в Коране.
Относительно того, кто подразумевается под обладателями власти в аяте, от имама Ахмада передаются две передачи: первая — что это учёные, а вторая — что это правители. И оба этих мнения достоверно передаются от сподвижников в разъяснении этого аята. Правильным же является то, что аят включает в себя обе эти категории вместе, так как учёные и правители властны над этим делом, с которым Аллах послал Своего Посланника ﷺ.
Учёные — властны со стороны сохранения, донесения, разъяснения, защиты и опровержения отрицающих или искажающих. Аллах сказал об этом:
«И даже если они не уверуют в это, Мы уже вверили это другим людям, которые не станут неверующими» (Коран, 6:89).
И какое же это прекрасное вверение, которое обязало других подчиняться им и принимать их решения, а всех остальных людей сделало их последователями!
Правители же — властны над претворением и воплощением его жизнь, обереганием, джихадом и принуждением людей следованию ему и препятствованием выходу за его границы.
Эти две категории и являются теми самыми людьми, а все остальные лишь следуют за ними и находятся в их подчинении.
Затем Всевышний сказал:
«Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день»
В этих словах содержится прямой довод на то, что является обязательным в любых спорных вопросах, в которых разногласят люди относительно религии обращаться с этим к Аллаху и Его Посланнику ﷺ и ни к кому другому. А кто обратился за разрешением спора к кому-либо иному помимо Аллаха и Его Посланника ﷺ, тот поступил вопреки приказу Аллаха. Тот, кто во время разногласий призывает обращаться к суду не Аллаха и Его Посланника ﷺ — тот призывает к доисламской джахилии.
Раб Аллах не войдёт в Иман до тех пор, пока не будет обращаться с любым спорным вопросом, относительно которого препираются люди, к Аллаху и Его Посланнику ﷺ. И именно поэтому Всевышний Аллах далее говорит: «…если вы веруете в Аллаха и Последний день».
И это тоже относится к тому, о чём мы говорили ранее, что это является условием, отсутствие которого свидетельствует об отсутствии обуславливаемого. Исходя из этого, получается, что тот, кто в спорных вопросах обратился за судом не к Аллаху и Его Посланнику ﷺ, вышел за пределы веры в Аллаха и в Судный день. И одного этого аята достаточно в качестве сокрушения, защиты, разъяснения и исцеления. Ведь он крушит хребты тех, кто противоречит ему, и защищает ухватившихся за него и соблюдающих данное веление, как об этом сказал Всевышний Аллах:
«… дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий» (Коран, 8:42).
Как праведные предшественники, так и их последователи единогласно заявили о том, что обращение к Аллаху — это обращение к Его Книге, а обращение к Его Посланнику — это обращение к нему самому, когда он был жив, и обращение к его Сунне после его смерти ﷺ. (См. «Тафсир ат-Табари» 5/95, «Джами‘ баян аль-‘ильм» 1/765, 2/910, «Аль-факъих уаль-мутафаккъих» 1/144).
После этого Всевышний Аллах сказал:
«Так будет лучше и прекраснее по исходу!»
То есть выполнение того, что приказал Аллах из подчинения Ему, подчинения Его Посланнику ﷺ и обладателям власти, а также обращение с любыми спорными вопросами к Аллаху и Его Посланнику ﷺ — всё это лучше для вас в вашей мирской жизни и в жизни будущей. В этом заключается ваше счастье в обоих мирах и это лучше для вас и прекраснее по исходу.
Это указывает на то, что подчинение Аллаху и Его Посланнику ﷺ и обращение к их суду является причиной счастья в этом мире и мире Вечном.
Кто проанализирует существующее зло во всём мире, тот поймёт, что любое зло в мире происходит по причине противоречия Посланнику ﷺ и выхода из его подчинения, так же как и причиной любого блага в этом мире является подчинение Посланнику ﷺ.
То же самое относится и к злу мира Вечного его страданиям и мучениям, ибо, поистине, всё это является следствием ослушания Посланника ﷺ.
Таким образом, всё зло этого мира и мира Вечного заключено в ослушании Посланника ﷺ и последствиях этого ослушания. И если бы люди подчинились Посланнику ﷺ истинным подчинением, то на земле вообще не было бы никакого зла.
И это одинаково справедливо как в отношении всеобщего зла, бед и происшествий, происходящих на Земле, так и в отношении того, что постигает человека из боли и печали в его душе. Поистине, всё это — по причине ослушания Посланника ﷺ, а иначе, находясь в подчинении ему, человек пребывал бы в крепости, войдя в которую, он был бы в безопасности. Ведь это — та пещера, ища убежища в которой, человек оказывается среди спасшихся.
Отсюда понимается, что всё зло мира этого и мира Вечного — это неведение относительно того, с чем пришёл Посланник ﷺ и его ослушание. И в этом ясное доказательство того, что нет спасения для раба Аллаха и нет для него счастья, кроме как в усердном познании того, с чем пришёл Посланник ﷺ и воплощении этого знания в жизнь.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=23145