Содержание (в виде ссылок):
• Ответ на сомнение вокруг сообщения Ибн ‘Умара
• О молитве в два рака’ата между двумя азанами в пятницу
• Каков истинный азан ‘Усмана в пятницу?
• Заключение

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Очень часто мусульмане задаются вопросом: «Является ли узаконенным азан в пятничный день, установленный сподвижником ‘Усманом ибн ‘Аффаном или же это не Сунна, а ошибочный иджтихад этого сподвижника? И следует ли это продолжать делать и в наше время?»

С дозволения Всевышнего Аллаха в этой статье будет коротко освещен данный вопрос.

 

Ас-Саиб ибн Язид (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также при Абу Бакре и ‘Умаре, да будет доволен ими Аллах, азан произносился тогда, когда имам усаживался на минбаре. Когда же халифом стал ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и количество людей увеличилось, он добавил третий призыв, который произносили в аз-Заура (рядом с рынком в Медине)”. аль-Бухари 912.

Также ас-Саиб ибн Язид сказал: “И дело установилось на этом”. аль-Бухари 916.

В упомянутом сообщении под «тремя азанами» речь идет о двух азанах и одном икъамате, поскольку в хадисах иногда под словом «азан» подразумевается и «икъама», как например, в хадисе: «Между каждыми двумя азанами молитва». аль-Бухари 627, Муслим 838.

Т.е. между азаном и икъама следует совершать молитву в два рака’ата тому, кто пожелает.

Имам Закария аль-Ансари о словах ас-Саиба: «‘Усман добавил третий призыв», сказал: “Т.е. в момент наступления времени молитвы. Ибн Хузайма назвал этот азан первым, и нет в этом противоречия, потому что это первый азан по очередности и третий, как добавка. А что касается третьего азана, то это то, что именуется как «икъама»”. См. “Минхатуль-Бари” 2/621.

 

Итак, этот третий азан был установлен славным сподвижником – ‘Усманом ибн ‘Аффаном, который был одним из четырех праведных халифов. А в хадисе со слов аль-‘Ирбада ибн Сарии (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я завещаю вам бояться Всемогущего и Великого Аллаха, слушайте и повинуйтесь, даже если повелевать вами будет раб. Поистине, тот из вас, кто проживет долго, увидит множество разногласий, и поэтому вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем. Держитесь за это “коренными зубами” и избегайте новшеств, ибо каждое нововведение есть заблуждение!» Абу Дауд 4607, ат-Тирмизи 2676, Ибн Маджах 42. Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, аль-Баззар, Абу Ну’айм, аль-Хаким, аль-Харауи, аль-Мунзири, аль-Багъауи, Ибн ‘Абдуль-Барр, ад-Дыя аль-Макъдиси, ан-Науауи, Ибн Таймия, Ибн Касир, Ибн Хаджар, Ибн Раджаб, Ибн аль-Къайим, аз-Заркаши, аль-Альбани, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и др. См. “аль-Муснад аль-мустахрадж” 1/36, “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/223, “Шарху-Ссунна” 1/181, “Маджму’уль-фатауа” 11/622, “Джами’уль-‘улюми уаль-хикам” 497, “Ируа аль-гъалиль” 2455.

Абу Дауд рассказывал: “Я слышал, как Ахмада не раз спрашивали: “Поступки Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана и ‘Али являются сунной?” Он отвечал: “Да, на основании хадиса: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». См. “аль-Масаиль” 369.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал сунну праведных халифов со своей Сунной и повелел следовать этому, и велел настолько строго следовать этому, что сказал даже вцепиться в это зубами. К этому имеет отношение то, относительно чего они давали фатуа, что установили для общины, даже если от пророка (мир ему и благословение Аллаха) не было по этому поводу ничего, потому что это будет и его Сунной. Это включает в себя то, относительно чего дали фатуа все они, или большинство из них, или некоторое из них. Ведь в хадисе сказано о сунне праведных халифов, а известно, что они ничего не могли установить и быть праведными халифами сразу все вместе в одно время. Поэтому стало известно, что установленное каждым из них в его правление – является сунной праведных халифов”. См. “И’лям аль-мууаккъи’ин” 4/140.

Имам аш-Шаукани говорил: “Что касается установленных праведными халифами вещей после пророка (мир ему и благословение Аллаха), то это следует принимать исходя из веления пророка (мир ему и благословение Аллаха). Ведь следовать сунне праведных халифов и их велениям повелел нам сам пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “аль-Къауль аль-муфид фи адилля аль-иджтихад уа-ттакълид” 25.

Таким образом, азан ‘Усмана – это Сунна праведного халифа, которой повелел нам следовать сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). И в этом ‘Усмана поддержали остальные сподвижники, ибо никто из них не возразил ему, что стало единогласным мнением. Ведь ас-Саиб ибн Язид, который был из числа молодых сподвижников, рассказывая о третьем азане ‘Усмана, сказал: “И дело установилось на этом”. аль-Бухари 916. А в версии у ат-Табарани в «аль-Аусат» сказано: “И дело установилось на этом, и никто из людей не порицал его за это”.

Эти слова ясно указывают на то, что в этом поступке ‘Усмана было единогласное мнение в виде молчаливого одобрения от остальных сподвижников, что именуется как «иджма’ сукути».

Хафиз Ибн Раджаб об этих словах ас-Саиба сказал: “Эти слова указывают на то, что все осталось на том, как установил ‘Усман, и это дело не было оставлено после него. И в этом указание на то, что ‘Али согласился с ним, не убрав этот азан. Таким образом, на этом сошлись двое из числа праведных халифов”. См. “Фатхуль-Бари” 5/462.

А вот слова одного из самых знающих людей из числа таби’инов своего времени – Са’ида ибн аль-Мусайиба, который говорил: “Повелел ‘Усман третий азан в пятничный день, и Cунна утвердилась на этом. И не совершался третий азан, кроме как в пятницу, с тех пор как установил это ‘Усман”. Ибн Шабба в “Тарих аль-Мадина” 1/15.

А вот и слова признанных имамов после сподвижников и таби’инов, указывающих на единогласное мнение относительно законности азана ‘Усмана в пятницу:

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Повелел ‘Усман ибн ‘Аффан третий азан, когда число людей увеличилось. И он был первым, кто установил это среди мухаджиров и ансаров во время, когда солнце поднималось к зениту. И мы не знаем, чтобы кто-либо из сподвижников ему выразил за это порицание. После этого вся община была на этом до наших дней”. См. “аль-Аусат” 4/63.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Можно сказать, что после того, как ‘Усман установил этот азан, мусульмане сошлись на том, что он стал шариатским азаном”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/193.

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: «‘Усман имел право на узаконивание на основании иджтихада, и все остальные сподвижники были согласны с ним в этом своим молчанием и не выражали ему порицание. И это стало молчаливым единогласным мнением». См. «‘Аун аль-Бари» 3/168.

Ответ на сомнение вокруг сообщения Ибн ‘Умара

Что касается некоторых ученых, то на нежелательность первого азана в пятницу они приводили сообщения от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), который сказал: “Первый азан в пятничный день – это нововведение”. Ибн Аби Шейба 2/48, ат-Табарани 1532. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.

Однако другие имамы отвечали на это тем, что под «нововведением» речь шла о нововведении в языковом значении, т.е. как нечто новое, а не как порицаемое нововведение в религии. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “То, что установили праведные халифы, не является нововведением в шариате, которое запрещено, даже если именуется в языковом значении нововведением, как слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах) про тарауих: «Это хорошее нововведение»”. См. “Маджму’уль-фатауа” 21/319.

Также и имам Исхакъ ибн Рахауайх, который хоть и назвал первый азан ‘Усмана новоявленной вещью, сказал: “И это стало сунной”. См. “Фатхуль-Бари” 5/453.

Шейх Абу Бутайн говорил: “То, что именуется нововведением из поступков сподвижников или имамов из числа таби’инов, это является нововведением в языковом значении, как слова ‘Умара: «Хорошее нововведение» в отношении совместной молитвы тарауих. Или как установление ‘Усманом и другими сподвижниками первого азана в пятницу. У этого есть основа в шариате, и это из числа сунны праведных халифов, которой необходимо следовать, как это сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». См. “ад-Дурар ас-сания” 8/103.

Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Также и первый азан в пятницу, который установил ‘Усман для нужды людей. Это подтвердил ‘Али, и сошлись мусульмане на этом деле. Передается от Ибн ‘Умара, что он назвал это нововведением, но вероятно он имел ввиду то же, что сказал его отец (‘Умар) относительно молитвы тарауих за одним имамом (что это нововведение в языковом значении)”. См. “Тухфатуль-ахуази” 7/440.

А что касается версии обсуждаемого сообщения от Ибн ‘Умара, в которой сказано: “Предварительный азан в пятницу – новшество, а каждое новшество – это заблуждение, даже если люди считают его благом”, то внешний смысл этих слов указывает на нововведение в шариатском его смысле, а не языковом. Однако проблема в том, что в таком виде этого сообщения нет в известных и дошедших до нас сборниках. Именно в таком виде это сообщение приводил Ибн Раджаб у себя в «Фатх аль-Бари» 8/219, сказав: “Передал Уаки’ в своей книге от Хишама ибн аль-Газа, который сказал: «Я спросил Нафи’а про азан в пятничный день, и он сказал: «Ибн ‘Умар сказал: «Это нововведение, а всякое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим»”.

Но дело в том, что имам Ибн Аби Шейба приводит этот же асар через этот же иснад у себя в «аль-Мусаннаф» 2/140 со слов Уаки’а предавшего от Хишама ибн аль-Гъазза, и в нем нет этой добавки, а лишь слова Ибн ‘Умара: “Это нововведение”.

Также и через другой иснад от того же Хишама ибн аль-Газза этот асар ограничивается словами: “Нововведение”. Ибн Аби Шейба 4579.

А что касается слов Ибн ‘Умара: “Любое нововведение – это заблуждение, даже если люди считают его хорошим!”, то это сообщения приводят Ибн Наср в «ас-Сунна» 90, Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/112, аль-Лялькаи в «Шарх усуль аль-и’тикъад» 1/21 и др., и шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. Однако в этом сообщении вообще нет слова про азан в пятницу.

По этой причине становится очевидным, что эти два разных асара смешали по ошибки более поздние имамы, а именно Ибн Раджаб и аль-Джассас. Если же кто-то говорит обратное, то пусть предоставит этот асар с достоверным иснадом и источником, в котором он приводится.

И даже если Ибн ‘Умар высказывал порицание какому-то азану в пятницу, то в этих сообщениях не идет речь об азане ‘Усмана, а сказано в общем: «Первый азан». Ведь в те времена помимо узаконенного азана ‘Усмана были другие азаны, которые внесли некоторые правители, как Хишам ибн ‘Абдуль-Малик, аль-Хаджадж и Зияд. А имам Ибн ‘Абидин в «Радд аль-мухтар» 1/420 передал, что ас-Суюты сказал: “Поистине, первыми, кто внес два азана подряд – это правители бану Умайя”. Поэтому вполне может быть, что Ибн ‘Умар порицал какой-то нововведенческий азан, однако явно это был не азан ‘Усмана, поскольку сподвижники единогласно одобрили азан ‘Усмана, как передал это ас-Саиб, и Ибн ‘Умар не является исключением из их числа. Ведь сам Ибн ‘Умар, когда до него дошло одно из мнений ‘Усмана, которое противоречило его мнению, принял его безоговорочно. Сообщается, что Ибн ‘Умар давал фатуа о том, что женщина во время развода с выкупом должна выжидать три цикла (‘идда), а когда ему сказали: “Поистине, ‘Усман давал фатуа о том, что цикл один”. Ибн ‘Умар отказался от своего мнения и сказал: «‘Усман – лучший из нас, и знающей нас». Ибн Аби Шейба 4/85. Иснад этого асара достоверный.

Ведь Ибн ‘Умару предоставили не хадис пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный от ‘Усмана, а мнение и понимание самого ‘Усмана, в котором он не ссылался на пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но тем не менее Ибн ‘Умар оставил свое мнение и взял мнение ‘Усмана. Вряд ли он мог называть азан ‘Усмана нововведением в шариатском его значении.

 

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “То, что совершил ‘Усман из числа первого азана, в отношении этого люди были единогласны после него. Все имамы четырех мазхабов и другие сошлись на этом, как они сошлись и на сунне ‘Умара в совершении молитвы тарауих за одним имамом в месяц Рамадан”. См. “Минхаджу-ссунна” 6/292.

Также шейхуль-Ислам сказал: “Из числа удивления то, что шииты-рафидиты порицают пятничный азан, который установил ‘Усман в присутствии мухаджиров и ансаров, и никто из них не высказал ему порицание за это, и последовали все мусульмане за ним в этом азане”. См. “Минхаджу-ссунна” 6/293.

Спросили шейха Ибн База: «У нас есть разногласие относительно первого азана в пятницу. Кто-то говорит, что это не Сунна и что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) такое не передается, а поэтому обязательным является это оставить. А есть те, кто все время произносит этот первый азан. Что же является Сунной в этом, о уважаемый шейх?»

Ибн Баз ответил: “Первый азан – Сунна, поскольку это установил ‘Усман, да будет доволен им Аллах, и это приняли ‘Али и другие сподвижники. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». А ‘Усман из числа праведных халифов, также и ‘Али. Этот азан установил ‘Усман, и согласился с этим ‘Али и другие сподвижники. В этом есть польза и уведомление людей о том, что это пятничный день, чтобы они пораньше приготовились к молитве. Нет в этом азане проблем, и не является он нововведением! Напротив, это Сунна, потому что это из числа сунн праведных халифов, а следовать им завешал пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 13/207.

Шейх Ибн ‘Усаймин очень часто порицал слова тех, кто именовал поступок ‘Усмана нововведением в шариатском значении и весьма строго высказывался об этом. Так, он говорил: “Разве говорится, что заставшие время ‘Усмана из числа сподвижников были согласны с нововведением и одобряли его?! Так кто же ты такой, о ребенок, о обольстившийся! Знай же себе место, чтобы ты узнал положение людей”. См. «Шарх аль-мумти’» 8/203.

Он также говорил: “И мы узнаем о глупости тех людей, которые заявляют о том, что они следуют сунне, тогда как они отрицают ее! Они говорят, что первый азан в пятничный день – это нововведение!” См. “Шарх аль-арба’ина ан-Науауия” 28.

Шейх также говорил: “Заявляет молодежь, что первый азан – это нововведение! Бестолковые в умах! Они говорят, что это нововведение, потому что такого не было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Свят Аллах! Да, посланник (мир ему и благословение Аллаха) этого не сделал, но это все равно сунна, ведь сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». А ‘Усман, да будет доволен им Аллах, по единогласному мнению из праведных халифов, и в этом случае следование за ‘Усманом будет повиновением пророку (мир ему и благословение Аллаха)!” Сл. “аль-Ликъа аш-шахри”.

Он также сказал: “Некоторые выдающие себя за знатоков, которые заявляют, что они саляфиты-сунниты говорят, что первый азан в пятницу – это нововведение, что они не примут его, ибо этого не было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Эти их слова являются упреком самого пророка (мир ему и благословение Аллаха) и упреком в адрес праведных халифов, а также остальных сподвижников, да будет доволен ими всеми Аллах! Эти бедолаги дошли до такого, сами не осознавая этого… Неужели эти выдающие себя за знатоков полагают, что знают шариат лучше, чем сподвижники?!… Первый азан в пятницу – это шариатский азан по указанию пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сунне халифа ‘Усмана, а также по единогласному мнению сподвижников. И нет оправдания ни у кого, кто противоречит этому! И да лишит Аллах языка тех, кто выступает против праведных халифов этой общины и сподвижников!” См. “Шарх Рияд ас-салихин” 3/463.

Спросили шейха Салиха аль-Фаузана: «В нашем городе есть один призывающий, который говорит, что первый азан в пятницу – это нововведение, которое нельзя совершать».

Шейх ответил: “Нововведение – это то, что у него, потому что он не знает, что такое нововведение! Первый азан – это сунна, потому что это из дел праведного халифа ‘Усмана, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вам следует придерживаться моей Сунны и сунны праведных халифов, ведомых прямым путем». Этот азан повелел праведный халиф ‘Усман ибн ‘Аффан, да будет доволен им Аллах, в присутствии прочих сподвижников из числа мухаджиров и ансаров. А этот невежда не может отличить Сунну от нововведения. У Аллаха просим благополучия! Люди говорят без знания, и все что им неизвестно они называют нововведением”. Сл. “Ахсар аль-мухтасарат”.

О молитве в два рака’ата между двумя азанами в пятницу

Часто мусульмане задают вопрос: «Можно ли совершать молитву в два рака’ата между двумя азанами в пятничный день исходя из Сунны?»

Речь идет о хадисе, рассказанном со слов ‘Абдуллаха ибн Мугъаффаля (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Между каждыми двумя азанами молитва. Между каждыми двумя азанами молитва», добавив на третий раз: «Для того, кто пожелает». аль-Бухари 627, Муслим 838.

Ученые разошлись в правомочности этого поступка. Одни говорили, что в хадисе речь идет о пятикратных молитвах помимо пятничной, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не имел ввиду его, ибо этого азана не было при нем. Шейх Ибн Баз сказал: “То, что мене видится правильным – это то, что пятничный азан не входит в это. Под двумя азанами пророк (мир ему и благословение Аллаха) подразумевал азан и икъама, которые есть в иных молитвах, помимо пятничной. А что касается пятницы, то узаконено после азана приготовиться слушать проповедь”. См. “Фатауа Ибн Баз” 12/392.

Другие же ученые считали, что нет в двух рака’атах между двумя пятничными азанами проблем, поскольку азан ‘Усмана был шариатским и узаконенным. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “После того, как ‘Усман установил этот азан, мусульмане сошлись на том, что он стал шариатским азаном, а значит молитва между этим азаном и вторым дозволена и это хорошо. Это конечно не установленная Сунна (ратиба), как скажем молитва перед магърибом. Поэтому тот, кто совершит эти два рака’ата не заслуживает порицания, как и тот, кто оставит это не заслуживает порицания. Это самое справедливое из мнений, и слова имама Ахмада указывают на это. Но может быть так, что оставление этой молитвы будет лучше, если несведущие люди посчитают это установленной Сунной или что эта молитва обязательна. В таком случае ее следует оставить, чтобы люди знали, что это не Сунна, связанная с пятничной молитвой и не обязательно ее совершать”. См. “Маджму’уль-фатауа” 24/194.

Каков истинный азан ‘Усмана в пятницу?

Необходимо отметить, что первый азан в пятницу установил ‘Усман не от нечего делать, а для пользы и нужды, как сообщается об этом от ас-Саиба, чтобы известить людей, живших далеко от мечети о том, что время пятничной молитвы наступило, чтобы люди могли приготовиться к ней пораньше. И азан, который повелел произносить ‘Усман в пятницу, произносился не внутри мечети подряд со вторым азаном в промежуток пять минут, а заблаговременно. Ведь суть этого азана была в том, чтобы напомнить людям, занятым своими мирскими делами о пятничной молитве! Таким образом, если не делать азан заранее, как это было во время ‘Усмана, а в мечети за пять минут до пятничной проповеди, то тогда напрашивается вопрос: “Для чего вообще нужен дополнительный азан и в соответствии с чьей сунной он совершается?” А также необходимо учитывать ту причину, из-за которой ‘Усман внес этот азан. И если этой причины не будет, то нет нужды это делать, тем более делать это в искаженной форме, как это делается в наше время в большинство мечетей.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Это (первый азан) возвращается на усмотрение правителя. И если есть нужда в этом азане по причине многочисленности людей, то его произносят. А если нет, то нет в нем нужды”. См. “Фатхуль-Бари” 8/221.

Шейх Ахмад Шакир сказал: “Они прилагают все силы, чтобы оставить азан, который совершается до выхода имама (для хутбы), тогда как причина этого азана уже исчезла. Ведь в Медине тогда не было, кроме одной соборной мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). И все люди совершали пятничную молитву в ней. А когда людей стало много, и они могли не услышать азан, который произносился возле мечети, ‘Усман добавил первый азан, чтобы известить о молитве тех, кто был на рынке и рядом с ними. Что же касается нашего времени, то мечетей стало много, на них построены минареты, и люди узнают о времени молитвы по азану с минаретов. И поэтому мы считаем, что этого азана достаточно, и чтобы он был именно при выходе имама, следуя в этом Сунне”. См. “Таликъ ‘аля ат-Тирмизи” 2/393.

Шейх аль-Альбани сказал: “Когда будет узаконенным азан ‘Усмана и следованием ему в действительности? Это будет тогда, когда будет та причина, по которой ‘Усман установил первый азан, а это многочисленность людей и отдаленность их домов от мечети…

Но эта причина не существует практически в наше время, кроме как в редких случаях. Например, в большом городе, переполненном людьми, как это было в Медине, в которой была одна мечеть, и люди собирались в ней. Дома их были далеки и голос муаззина, произносившего азан возле двери мечети не доходил до них. А что касается городов, в которых много мечетей, как например, в городе Дамаске, то человек не пройдет и несколько шагов, как услышит пятничный азан с минаретов. А на некоторых из них или даже большинства установлены микрофоны. И по этой причины воплотилось то, по причине чего ‘Усман добавил азан, а это – известить людей о том, что пятничная молитва началась”.

Шейх аль-Альбани также сказал: “Мы не считаем, что следует однозначно следовать за поступком ‘Усмана без условий. Мы упоминали, что Усман добавил этот азан по логической причине, а это многочисленность людей и отдаленность их домов от мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха). И тот, кто отведет свои глаза от этой причины и вцепится за азан ‘Усмана в любом случае, тот не будет тем, кто следует за ним, да будет доволен им Аллах! Напротив, он будет тем, кто противоречит ‘Усману и добавляет к Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сунне праведных халифов после него! Поэтому, истинное следование за ‘Усманом будет тогда, когда будет причина, по которой ‘Усман добавил этот азан”. См. “аль-Аджуиба ан-нафи’а” 20.

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Время, которое разделяет первый и второй азан в пятницу – это время, достаточное для людей, чтобы приготовиться к пятничной молитве и отправиться на нее. Так повелел ‘Усман, да будет доволен им Аллах, во время своего правления, когда число людей в Медине увеличилось. Тогда стали произносить азан в месте, называемом аз-Заура, чтобы уведомить людей, чтобы они оставили торговлю, мирские дела и приготовились к пятничной молитве. А второй азан произносится для уведомления о начале пятничной молитвы, а это при выходе имама и когда он сядет на минбар, как это было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). Итак, мы узнали о цели двух азанов. Первый азан для уведомления людей и напоминания, что совершается в раннее время, чтобы люди могли успеть отправиться на молитву пораньше. А второй азан уведомляет о начале пятничной молитвы, когда хатыб пришел и сел на минбар, как было во время пророка (мир ему и благословение Аллаха). И необходимо, чтобы между двумя азанами было время, чтобы от первого азана была польза. А что касается произнесения двух азанов подряд, когда между ними нет времени, кроме нескольких минут, как это делается в некоторых городах, то это стирает пользу первого азана! И не это имел в виду ‘Усман, да будет доволен им Аллах, когда повелел это сделать. От такого азана нет пользы!” См. “Фатауа аль-Фаузан” 2/101.

Шейх ‘Абдуллах ибн Муни’ сказал: “Необходимо знать, что все законоположения шариата построены на причинах, мудрости и целях. Если сейчас мы посмотрим на азан, который есть в Мекке в мечети Харама и в мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха), то увидим, что между двумя пятничными азанами нет временного промежутка, кроме считанных минут, может быт пять минут. Это означает то, что у первого азана нет никакой мудрости и цели! Ведь истинная цель первого азана была в том, чтобы до наступления времени известить людей, чтобы услышавший этот азан пошел домой, приготовился к молитве, совершил полное омовение, надел лучшую из своих одежд и отправился на молитву. А что касается того, что делают сейчас, то от первого азана нет никакой пользы, мудрости и цели. И на основании этого мы говорим, что главы министерства по делам двух Святынь обязаны установить временное разделение между двумя азанами, которое не будет меньше четверти часа, чтобы от первого азана была польза. Это необходимо сделать!” См. “Сахифа аль-‘Указ” 1430 г.х.

Заключение

– На основании изложенного следует, что азан ‘Усмана – это шариатский азан из числа сунны праведного халифа, а не религиозное нововведение. С этим согласились все сподвижники и имамы после них, а порицали это в основном шииты. А что касается некоторых поздних ученых, которые назвали это нововведением, то они ошиблись, да помилует их Аллах. Что же касается тех, кто упорно именует азан ‘Усмана ересью и нововведением, заявляя при этом еще то, что в отношении этого якобы есть единогласное мнение ученых, то они обязаны открыто покаяться за это и исправить свою ошибку! Ведь эти люди не задумываются, что обвиняют в совершении нововведения не просто сподвижника, а человека из числа праведных халифов! А более того и всех остальных сподвижников, которые видели это так называемое нововведение и не возразили ему. Да упасет нас Аллах от подобных заявлений!

– Азан ‘Усмана имел причину, а это известить людей, живших далеко от мечети и не слышавших азан о том, что скоро пятничная молитва, чтобы они могли оставить свои дела и устремиться к молитве.

– Есть ли польза от того, чтобы произносить первый азан в наше время, когда есть часы, мечети, микрофоны и т.п.? Ученые разошлись в этом вопросе. Одни считали, что нет нужды, ибо суть того, что желал ‘Усман выполнена. Другие же считали, что в первом азане есть польза и по сей день, потому что даже при наличии часов и множества мечетей, услышав азан утром в пятницу, человек вспомнит о том, что в этот день есть пятничная молитва, оставит свои дела и станет готовиться к ней. А услышав лишь второй азан, даже если он и забылся в суете мирской, он не успеет толком на пятничную молитву. Шейх Ибн Баз считал, что в первом азане есть польза и в наше время. См. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” 13/207.

– Произношение двух азанов подряд с разницей в несколько минут, не имеет никакого отношения к азану ‘Усмана! Все ученые порицали это и говорили, что в таком случае первый азан не имеет никакой пользы, и нет в нем тогда никакой нужды.

 

И в заключении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=20545


Поделиться: