С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Некоторые пользы, извлекаемые из истории испытания пророка Айюба (мир ему) и проявленного им терпения
Всевышний Аллах сказал: «Вспомни также Айюба, который воззвал к своему Господу: “Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных”. Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» (аль-Анбия 21: 83-84).
Всевышний Аллах также сказал: «Вспомни Нашего раба Айюба. Вот он воззвал к своему Господу: “Шайтан причинил мне вред и мучения!” Ему было сказано: “Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье”. Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. Возьми в руку пучок и ударь им жену, и не нарушай клятвы. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (Сад 38: 41-44).
Со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Поистине, болезнь пророка Аллаха Айюба (мир ему) продолжалась восемнадцать лет, и отказались от него близкие и далекие, за исключением двоих братьев, которые навещали его по утрам и вечерам.
В один из дней один из них сказал другому: “Знаешь ли ты, что Айюб, клянусь Аллахом, совершил такой грех, какого не совершал никто из обитателей миров?”
Тот спросил: “Какой же?”
Он сказал: “Вот уже восемнадцать лет не прощает его Аллах, чтобы он исцелился от своей болезни”.
Когда же они пришли к Айюбу, этот человек не удержался и повторил сказанное ему самому. На что Айюб сказал: «Я не знаю, о чем вы говорите, однако Всевышнему Аллаху известно, что, когда мне приходилось проходить мимо двоих, которые спорили друг с другом, поминая при этом Аллаха, по возвращении домой я совершал за них искупительные действия, поскольку не желал, чтобы Аллаха поминали не во время истины».
Когда Айюб выходил из дома удовлетворить нужду, его жена брала его за руку и поддерживала его, пока он не возвращался. Когда же она в один из дней задержалась, Аллах ниспослал ему откровение: «Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье» (Сад 38: 42).
Когда же его жена подошла к нему, оказалось, что Аллах избавил Айюба от болезни, и он стал прекраснее, чем был до своей болезни. Увидев его, она сказала: “Да благословит тебя Аллах! Не видел ли ты пророка Аллаха, того, который поражен болезнью? Клянусь Аллахом, не приходилось мне видеть человека, более похожего на него, когда он был здоров, чем ты!”
Айюб сказал: «Поистине, это я и есть!»
У Айюба было два тока (сарая), один из которых предназначался для пшеницы, а другой — для ячменя. Аллах послал два облака, и когда одно из них оказалось над сараем для пшеницы, из него посыпалось столько золота, что оно заполнило его. А с другого же облака на сарай для ячменя высыпалось столько серебра, что оно заполнило и его». Абу Я‘ля 6/3317, Ибн Хиббан 2898, аль-Баззар 1849. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 17.
Достоверность данного хадиса и ошибочность тех, кто посчитал его слабым или из числа преданий людей Писания
Относительно истории пророка Айюба (по библейский Иов) есть длинные сообщение от некоторых саляфов, которые они передавали от людей Писания. Некоторые из этих рассказов приводили имам ат-Табари и др. Однако, является ошибочным, опираясь на это заявлять, что все хадисы о пророке Айюбе (мир ему) переняты от людей Писания. Во-первых, в рассказах людей Писания нет никаких указаний на то, что пророк Айюб был подвергнут своей болезни в течение восемнадцати лет. Как нет у них и упоминаний о том, как в один из дней его жена задержалась и искала его, как и не упоминается в них ничего про сарай, облако с золотом и серебром.
Во-вторых, наличие каких-либо сообщений от людей Писания о том или ином пророке не могут служить причиной для того, чтобы отвергать хадисы с рассказами о пророках, когда у хадиса есть достоверный иснад. В противном случае все хадисы о предыдущих пророках можно поставить под сомнение.
Что же касается наличия у данного хадиса подобной версии в форме мурсаль (с прерванным иснадом), который приводит Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 2/48, то это также не ослабляет достоверность упомянутого хадиса, поскольку передатчик версии хадиса от Анаса – Нафи’ ибн Язид надежнее, чем передатчик версии в форме мурсаль – Юнус ибн Язид. См. “Тахридж Маталиб аль-‘алия” 14/244.
И важно знать, как говорил хафиз аль-Байхакъи: “Передача (хадиса) надежными людьми не ослабляется наличием (хадиса), передаваемого ненадежными!” См. “ас-Сунан аль-кубра” 10/283.
По этой причине многие имамы не принимали необоснованной критики в адрес упомянутого хадиса и относили его к числу достоверных, среди которых Ибн Хиббан, Дыя аль-Макъдиси, аль-Хайсами, Ибн Хаджар, аль-Бусыри, аз-Захаби, аль-Альбани, Мукъбиль и Шу’айб аль-Арнаут. См. “аль-Мухтара” 2/220, “Маджма’у-ззауаид” 8/208, “Зауаид аль-Баззар” 2/270, “Фатхуль-Бари” 6/485, “ат-Тальхыс” 2/635, “аль-Итхаф” 9/189, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 17, “Сахих даляиль ан-нубууа” 424, “Тахридж Сахих Ибн Хиббан” 2898.
Лишь к Аллаху следует взывать и обращаться за помощью при любой трудности
Всевышний Аллах сказал: «Вспомни также Айуба, который воззвал к своему Господу: “Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных”. Мы ответили на его мольбу и устранили постигшее его зло» (аль-Анбия 21: 83-84).
Всевышний Аллах также сказал: «Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!» (ан-Намль 62: 27).
Всевышний Аллах также сказал: «К Нему обращен истинный зов. А те, которых они призывают вместо Него, ничем не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести ее ко рту, но не может этого сделать. Воистину, мольба неверующих, является всего лишь заблуждением» (ар-Ра’д 13: 14).
Всевышний Аллах также сказал: «О люди! Приводится притча, прислушайтесь же к ней! Воистину, те, к кому вы взываете помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберет у них что-нибудь, они не смогут отобрать у нее это. Слаб тот, кто добивается, и тот, от кого он добивается!» (аль-Хадж 22: 73).
Всевышний Аллах также сказал: «Таков Аллах, ваш Господь. Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют даже плевой на финиковой косточке. Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам» (Фатыр 35: 13-14).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В день Воскрешения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, мне велено предать мучению троих: каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, всякого тирана, и создающих изображения”». ат-Тирмизи 2/95, Ахмад 2/336, аль-Байхакъи 6317. Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, хафиз аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса.
Важность проявления терпения при болезнях и испытаниях, какими бы тяжелыми они ни были
Среди исламских ученых пророк Айюб (мир ему) всегда приводится как пример наивысшей степени проявления терпения. Всевышний Аллах сказал: «Вспомни Нашего раба Айюба. Вот он воззвал к своему Господу: “Шайтан причинил мне вред и мучения!” Ему было сказано: “Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье”. Мы даровали ему его семью и еще столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом. Возьми в руку пучок и ударь им жену, и не нарушай клятвы. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху» (Сад 38: 41-44).
Хафиз Ибн ‘Асакир сказал: “Пророк Айюб был обладателем большого имущества, у него было много детей и родственников. Но он был лишен всего этого, и поразили его тело различные виды болезней, так что здоровыми у него остались лишь сердце и язык, которыми он поминал Всевышнего Аллаха. Но, несмотря на все это, он проявлял терпение и надеялся на награду Аллаха, поминая Его днем и ночью”. См. “Тариху Димашкъ” 10/58.
Шейх Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Пророка Айюба (мир ему) постигли великие испытания в его здоровье, имуществе и семье. Но он проявлял терпение в отношении всего этого, что его стали приводить в качестве примера по причине его стойкости, широте души и смелости”. См. “Махасин ат-тауиль” 14/5107.
Что касается аята: «Вот он воззвал к своему Господу: “Шайтан причинил мне вред и мучения!”», то хафиз Ибн аль-Джаузи сказал: “Если кто-то скажет: «А где тут проявление терпения, если эти слова указывают на жалобу?», то ответ этому является то, что жалоба к Аллаху не противоречит проявлению терпения! Однако порицается жаловаться творениям. Разве ты не слышал слов пророка Якъуба: «Мои жалобы и печаль обращены только к Аллаху» (Юсуф 12: 86)? Суфьян ибн ‘Уяйна сказал: «Так же и тот, кто жалуется людям, однако при этом доволен предопределенным ему Аллахом, не будет из тех, кто нетерпелив. Разве ты не слышал слов посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказанные ангелу Джибрилю во время его болезни: «Я опечален», «Я огорчен»?” См. “Задуль-масир” 5/378.
Всевышний Аллах сказал о пророке Айюбе: «Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» (аль-Анбия 21: 83-84).
В отношении слов: «в назидание тем, кто поклоняется» Мухаммад ибн Ка’б сказал: “Пусть тот, кого постигла болезнь, вспомнит то, что постигло пророка Айюба и скажет: «Поистине, постигало большее того, кто был лучше меня – пророка из числа пророков Аллаха!»” См. “Тафсир ат-Табари” 16/368, “ад-Дурр аль-мансур” 10/341.
Что касается того, кто проявлял терпение во время болезни, то ему уготована великая награда. Абу Аш’ас ас-Сан’ани рассказывал, что когда он оправился в мечеть в Дамаске, он встретил Шаддада ибн Ауса и ас-Санабихи, и спросил их: “Куда вы идете? Да окажет вам Аллах Свою милость”. Они ответили: “Желаем проведать тут нашего больного брата-мусульманина”. Он отправился с ними, а когда они вошли к больному, то спросили его: “Как ты застал утро?” Он ответил: “Застал в благоденствии”. Тогда Шаддад ему сказал: “Так возрадуйся же искуплению грехов! Поистине, я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Если Я пошлю кому-либо из Моих правоверных рабов испытание (в виде болезни), после чего он воздаст Мне хвалу за ниспосланное испытание, то он встанет со своего ложа безгрешным, как в тот день, когда родила его мать”. И Всевышний говорит (ангелам): “Я ограничиваю возможности Своего раба и испытываю его. Посему записывайте ему вознаграждение, которое вы записывали ему, когда он был здоров”». Ахмад 4/123, ат-Табарани в “аль-Кабир” 7136. Хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим. См. “Джами’ аль-масанид уа-ссунан” 5138, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2009.
Проявивший терпение рано или поздно будет избавлен от постигшего его испытания
Имам Ибн Хиббан назвал главу, в которой привел данный хадис о пророке Айюбе, следующим образом: “Упоминание сообщения, указывающего на то, что если человека постигло испытание в мире этом, которое он встретил с терпением и благодарностью, то для него есть надежда, что это испытание пройдет еще в мире этом, при том, что его награда будет припасена ему на мир иной”. См. “Сахих Ибн Хиббан” 7/157.
После трудностей приходит облегчение
Всевышний Аллах сказал: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение» (аш-Шарх 94: 5).
В обсуждаемом хадисе также содержится указание на то, что после трудностей приходит облегчение, ведь пророк Айюб (мир ему), который вначале обладал всем, а после болезни отвернулись от него все, впоследствии Аллах исцелил его и сделал еще лучше, чем он был до болезни. А ведь болезнь настолько изменила его, что его жена не смогла его узнать после исцеления. Более того, Всевышний Аллах после исцеления обогатил его. Ведь Всевышний Аллах сказал: «Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок еще столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» (аль-Анбия 21: 83-84).
Постигшее испытание не всегда является следствием совершения какого-либо греха или наказания от Аллаха
В этом хадисе содержится указание на то, что постигшее испытание не всегда является следствием совершения какого-либо греха или наказания от Аллаха, ведь в обсуждаемом хадисе сказано, что такое испытание постигло пророка Аллаха, а пророки – самые праведные из творений Аллаха и защищены от грехов! Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе содержится указание на ложность другого хадиса, который приводится в «аль-Джами’ ас-сагъир», и в котором говорится: «Аллах отказался от того, чтобы испытания и болезни взяли верх над Его правоверным рабом»”. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 1/55.
Со слов Са’да (да будет доволен им Аллах) сообщается, что он спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто из людей больше всех подвергался испытаниям?» На что он ответил: «Пророки, затем те, кто был ближе к ним (своей верой), затем те, кто был ближе к этим. И человек испытывается в соответствии со степенью своей религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же в его религии была слабость, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока не оставят они его шагать по земле свободным от грехов». ат-Тирмизи 2/64, Ибн Маджах 4023, Ибн Хиббан 2901. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 143.
Польза лечения холодной водой
Всевышний Аллах сказал: «Вспомни Нашего раба Айюба. Вот он воззвал к своему Господу: “Шайтан причинил мне вред и мучения!” Ему было сказано: “Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питье”» (Сад 38: 41-43).
Хафиз аль-Къуртуби сказал: “Когда он топнул ногой, забил источник, в котором он искупался, после чего прошла внешняя болезнь тела. Затем он выпил этой воды, и прошла болезнь внутри его организма”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 18/216.
Нет никакого сомнения в том, что исцеление пророка Айюба было решением и мудростью Всевышнего Аллаха, который в состоянии лечить и без лекарств и прочих установленных причин. Однако в случае с пророком Айюбом Аллах сделал причиной его исцеления именно воду, и в частности холодную.
Указание на лечение холодной водой приходит так же и в Сунне. Так, со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Горячка начинается от жара огненной геенны, охлаждайте же ее водой». аль-Бухари 3263.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас заболеет лихорадкой, пусть брызгает на себя холодную воду в течение трех дней перед рассветом». ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 7612, Абу Я’ля 3794, аль-Хаким 4/200. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 497.
Однако необходимо знать, что холодная вода является исцелением не во всех случаях и не от всех болезней, как говорили мусульманские ученые и врачи. Есть болезни, когда следует просто побрызгать холодной водой на определенные участки тела, а не окунаться полностью в холодную воду. Есть случаи, когда в полном погружении в холодную воду или обливании ею польза больше. Есть случаи, когда холодную воду полезно пить, а есть случаи, когда делать это противопоказанно. Также следует учитывать время года, жаркая страна или холодная, возраст больного и т.п. См. “Тухфатуль-ахуази” 6/201-204, “Файдуль-Къадир” 1/332.
Кстати, современная медицина также подтверждает факт многочисленных польз от принятия душа холодной водой, среди которых: укрепление клеток организма, иммунной системы, сжигание жиров, циркуляция крови, улучшение кожи, увеличение уровня тестостерона, и т.д.
Достоинство праведной и покорной жены
В этом хадисе также содержится указание на то, какой праведной и покорной была жена Айюба (мир ему), которая помогала и прислуживала ему, не смотря на то, что все его родные оставили его.
Но почему пророк Айюб (мир ему) дал клятву наказать свою жену сотней ударов? Всевышний Аллах сказал: «Возьми в руку пучок и ударь им жену, и не нарушай клятвы» (Сад 38: 41-43).
Хафиз Ибн Касир сказал: “В этом аяте сообщается, что Всевышний Аллах разрешил поступить так Своему рабу и посланнику Айюбу (мир ему), который поклялся, что непременно нанесет своей жене сто ударов. Было сказано, он поклялся наказать ее за то, что она продала свои косы. Говорят также, что он поклялся наказать ее за то, что к ней явился шайтан в образе врача и назначил лекарство для Айюба. После этого она пришла к Айюбу и обо всем рассказала ему, и тогда он поклялся нанести ей сто ударов плетью. Исцелив Айюба, Всемогущий и Великий Аллах посоветовал ему набрать прутьев, связать их и нанести ими один удар жене, что послужило бы заменой сотне ударов плетью, благодаря чему Айюб не стал бы нарушившим клятву. Такой выход был указан тому, кто боялся Аллаха и повиновался Ему. Кроме того, здесь следует учитывать, что дело касалось терпеливой, надеявшейся на награду Аллаха, правдивой и праведной женщины, да будет доволен ею Аллах”. См. “Къысас аль-анбия” 344.
Шейх Джамалюддин аль-Къасими сказал: “Жена Айюба допустила эту оплошность в отношении лекарства взятого у шайтана, показавшегося ей врачом по той причине, что очень сильно желала его исцеления. Когда же она рассказала об этом Айюбу, он сообщил ей, что это был шайтан, а затем поклялся, что когда Аллах исцелит его, то нанесет ей сотню ударов. Однако она заслуживала оправдания, и была искренней с ним. И в их шариате не было установлено искупления за клятву, а иначе он искупил бы ее и не прибегал бы к битью. Поэтому и было ему облегчено это дело”. См. “Махасин ат-тауиль” 14/5109.
Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Многие толкователи Корана говорили, что во время болезни пророк Айюб разгневался на свою жену и поклялся после выздоровления наказать ее ста ударами прутом или лозой. Жена Айюба была праведной женщиной и в самые трудные минуты не бросала своего мужа. Поэтому, когда он оправился от болезни, Всевышний Аллах смилостивился над ней и велел своему пророку взять пучок из ста прутьев и несильно ударить им жену. Тем самым пророк Айюб не нарушил данную им клятву”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 384.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Упомянул ат-Табари, что жену Айюба звали Лия, дочь Я’къуба. Также было сказано, что ее звали Рахма, дочь Юсуфа ибн Я’къуба”. См. “Фатхуль-Бари” 7/695.
О достоинстве покорной жены сообщается в удивительном хадисе, переданном со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды мы сидели с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и к нему пришла женщина, которая сказала: “Мир тебе, о посланник Аллаха. Я послана к тебе женщинами. Аллах является Господом мужчин и Господом женщин, Адам является отцом мужчин и отцом женщин, и тебя Аллах послал как к мужчинам, так и к женщинам. Так вот, когда мужчины выходят на пути Аллаха для сражения и умирают, то «они живы и получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости» (Али ‘Имран 3: 169-170). И поэтому, когда они выходят в поход, знают о награде, которая им уготована. Что касается нас – женщин, то мы служим мужьям и сидим дома, так какова же наша награда?” На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ей сказал: «Передай женщинам от меня приветствие и скажи им, что их повиновение мужьям приравнивается к этому, но мало кто из вас это делает!»” Ибн Аби ад-Дунья в “Китаб аль-‘ияль” 528. Исследователь этой книги доктор Наджм Халяф и шейх Махир аль-Къахтани назвали иснад этого хадиса хорошим.
Достоинство дозволенного богатства для благодарного раба Аллаха
В этом хадисе сказано, что после исцеления пророка Айюба, Аллах послал ему облако, которое наполнило два его тока золотом и серебром. Также в хадисе со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Однажды, когда пророк Айюб купался обнаженным, на него посыпалась золотая саранча, и Айюб принялся собирать ее в свою одежду. Тогда его Господь обратился к нему: “О Айюб, разве Я не избавил тебя от необходимости в том, что ты видишь?!” На что Айюб сказал: “Да, клянусь Твоим величием! Однако я не избавлен от Твоей благодати!”» аль-Бухари 279, 3391.
В другой версии хадиса сказано, что золотая саранча посыпалась на него после того, как Аллах исцелил его. аль-Хаким 2/582.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Из числа польз данного хадиса: Первое, дозволенность купаться обнаженным. Второе, стремление к дозволенному имуществу и достоинство богатства, поскольку оно названо благодатью (барака). Третье, дозволенность клятвы качеством из числа качеств Аллаха”. См. “ат-Таудых” 4/635.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В этом хадисе указание на дозволенность стремления увеличить дозволенное имущество тем, кто уверен в себе, что он будет благодарным (Аллаху). Также в этом хадисе указание на то, что дозволенное имущество именуется «барака». Также в этом хадисе указание на достоинство благодарного богача”. См. “Фатхуль-Бари” 6/485.