Содержание (в виде ссылок):
Вступление
Важность правильного преподнесения Ислама неверным
Ошибка буквального понимания хадиса
Разбор всех версий данного хадиса
Правильный перевод слова «забх» с учётом контекста хадиса
Ошибка применения конкретизирующих текстов в общем смысле
Джихад в исламе — это не безразборное сражение, однако имеет множество запретов и условий
Запрет убийства стариков, женщин, детей, монахов и крестьян на полях
Сражение — это вынужденная мера
Разъяснение слов Всевышнего: «И пусть ненависть к людям не подтолкнёт вас к несправедливости»
Заключение

بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم

Вступление

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

К великому сожалению, очень часто некоторые мусульмане по причине своего невежества и заблуждения искажают нашу славную религию Ислам, с которой в качестве милости для миров Всевышний Аллах направил ко всем людям и джинам Своего последнего пророка и посланника – Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

Нет сомнений в том, что Исламу чужды такие заповеди, как: «Если тебя ударят по одной щеке, то подставь и другую», которой никогда не следовали даже те, кто говорил о ней. Но, это не означает, что следует преподносить нашу славную и лёгкую религию единобожия, как нечто жаждущее террора, устрашения и т.п., используя для этой цели некоторые пророческие хадисы, которые были истолкованы ошибочно.

Для того, чтобы оправдать поступки заблудших хариджитов наших дней и их безразборные и запретные с точки зрения Шариата убийства, их сторонники сами того не осознавая оказали помощь врагам Ислама из числа неверных и безбожников, которые и без этого обвиняли мусульман в терроризме, жажде крови и несправедливости.

Из числа аргументов в поддержку своей идеологии, которые используют заблудшие хариджиты на своих сайтах – это следующий хадис:

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды, когда главы язычников из числа курайшитов трижды оскорбили Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он обратился к ним со словами: «Слышите, о курашйиты? Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, воистину, я пришёл к вам с резнёй!» Ахмад (2/218), Ибн Хиббан (2/184), аль-Баззар (6/407). Шейхи Ахмад Шакир, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сахих ас-Сира ан-набауийя” (148), “Тахридж аль-Муснад” (7036).

Данный хадис требует пояснения и правильного понимания, и поступают весьма ошибочно те, кто в угоду своих страстей и позиций апеллирует этим хадисом, отвращая тем самым неверных и несведущих людей от Ислама. И при этом, использующие данный хадис оставляют его без каких-либо пояснений:

  • о каких именно неверных в нём идёт речь?
  • как совместить буквальное понимание этого хадиса с другими текстами, в которых говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан как милость для миров?
  • что он имел в виду под этими словами? — и т.п.

Важность правильного преподнесения Ислама неверным

 Во-первых, весьма важно то, как мусульмане будут преподносить религию Ислам неверным. И именно из-за важности этого наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заботился о том, чтобы неверные не думали ничего плохого об Исламе и мусульманах. Вот наглядный пример этому:

Со слов Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что когда глава лицемеров – ‘Абдуллах ибн Убай ибн Салюль сказал: “Когда мы вернёмся в Медину, то величественные из нас выгонят униженных”, имея в виду мусульман. На это ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: “О Посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому скверному лицемеру!” На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Оставь его, ибо люди будут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников». аль-Бухари (3518, 3907), Муслим (2584).

Этот хадис ясно указывает на то, что Пророка (мир ему и благословение Аллаха) заботило то, что люди будут думать об Исламе, и, несмотря на сильный вред, который лицемеры приносили Исламу и мусульманам, прикрываясь религией, он запрещал их убивать, чтобы не отвращать неверных от Ислама. Ведь для неверных эти лицемеры внешне были из числа мусульман.

Имам Абу-ль-‘Аббас аль-Къуртуби сказал: “В этом хадисе содержится доказательство на то, что лицемеры, о чьём лицемерии было известно во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), заслуживали смертной казни. Однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воздерживался от этого, чтобы их казнь не послужила для других причиной отвращения от принятия Ислама”. См. “аль-Муфхим” (6/562).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил мимо ‘Абдуллаха ибн Убайя ибн Салюля (главы лицемеров), который находился в тени своей чащи и говорил: “Очернил нас Ибн Аби Кабша”, имея ввиду Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Тогда сын его – ‘Абдуллах сказал: “Клянусь Тем, Кто почтил тебя и ниспослал тебе Писание, если ты пожелаешь, то я принесу тебе его голову!” На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Напротив, проявляй благочестие к своему отцу и наилучшие качества во взаимоотношениях с ним!» Ибн Хиббан (2029), аль-Баззар (3/260). Хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Мубаракфури и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Фатхуль-Бари” (10/190), “Тухфатуль-ахуази” (8/396), “ас-Сильсиля ас-сахиха” (3223).

Если бы Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на самом деле был послан к неверным с резнёй, то главы лицемеров сильнее всех заслуживали бы применения к ним этой резни! Тем более в то время в Медине у мусульман уже была власть и сила.

Хафиз Ибн Раджаб упоминал, что некоторые праведники делали следующее напутствие тому, кто призывал к одобряемому: “Проявляй усердие в том, чтобы скрывать грехи ослушников, ведь раскрытие их грехов оставляет плохой след на мусульманах!” См. “Джами’ аль-‘улюми уаль-хикам” (2/292).

И если совершение тех или иных грехов мусульманами слабыми верой оставляло плохой след на всех мусульманах в общем, то что говорить о совершении некоторыми мусульманами наших дней таких великих грехов, как убийства, подрывы, вероломство, и т.п., что оставляет след на нашей великой религии?!

Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Те, кто совершает взрывы среди рядов людей, утверждая, что это – джихад на пути Аллаха, в действительности приносят больше вреда Исламу и мусульманам, чем пользы. Какие у них результаты? – вопрос к вам, стали ли неверные ближе к Исламу? Или же они ещё больше отдалились от него?! Разве это из Ислама, когда человек чуть ли не прикрывает своё лицо, чтобы его не отнесли к этой сеющей панику и ужасающей группе?! Ислам далёк от всего этого, Ислам далёк от всего этого!” Сл. “Шарх Усуль ат-тафсир” (№ 1).

Упомянутое – это лишь малая часть того, что указывает на важность сохранности репутации нашей пречистой и великой религии! 

Ошибка буквального понимания хадиса

 Во-вторых, понимать буквально хадис: «Я пришёл к вам с резней» является ошибкой по многим причинам, среди которых следующие факты:

  • Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был послан с целью убийства и резни ни к курайшитам, ни к неверным в общем, а был послан с целью вывести их из мрака многобожия к свету единобожия.
  • Его жизненный путь и пример не содержит в себе того, что подтверждало бы такое понимание его слов, ибо он сам никого не убивал и не резал неверных, ни из числа курайшитов, ни других.
  • Также буквальное понимание данного хадиса будет противоречить тому, о чём сообщил Аллах в Коране: «Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам» (21: 107).

Следует отметить, что имам толкователей Корана – Ибн Джарир ат-Табари сказал, что учёные разошлись на два мнения в отношении этого аята, одни из которых сказали, что этот аят обобщённый и включает в себя как верующих, так и неверных, а другие сказали, что он касается именно верующих. При этом следует отметить, что среди посчитавших этот аят общим – сподвижник Ибн ‘Аббас! И после того, как имам ат-Табари упомянул оба мнения, он заключил: “И правильным из двух мнений является то, которое передаётся от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах), что Аллах послал Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) милостью ко всем мирам, будь это верующие или неверные. Что касается верующих, то Аллах посредством Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) вывел их на прямой путь, даровал им веру и ввёл в Рай посредством следования за его делами, с которыми он пришёл от Аллаха. А что касается неверных, то Аллах посредством Своего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) избавил их от скорого наказания (в мире этом), которое постигало предыдущие общины, считавшие ложью своих посланников, посланных до него”. См. “Тафсир ат-Табари” (16/441).

Также и имам Ибн аль-Къайим сказал: “Правильное мнение из двух в отношении этого аята состоит в том, что он является обобщенным”. См. “Джаля аль-афхам” (стр. 115-116).

А вот как сам Всевышний Аллаха описал Своего Посланника, сказав: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя» (3: 159).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда Пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали его сподвижники: “О Посланник Аллаха, призови проклятие на многобожников!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поистине, я не был послан проклинающим, но я был послан как милость!» Муслим (2599).

Неужели тот, кто отказывался проклинать многобожников, был послан с тем, чтобы их убивать?!

Однажды ‘Амр ибн Хубайб сказал Са’иду ибн Халиду ибн ‘Усману (да будет доволен ими Аллах): “Разве ты не знаешь, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Потерпел убыток тот раб, в чьём сердце Всевышний Аллах не сделал милосердия к людям!» ад-Дуляби в “аль-Куна” (1/173), Ибн ‘Асакир в “Тарих ад-Димашкъ” (7/113). Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (456).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я послан с лёгкой религией единобожия!» Ахмад (6/116). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. “Та’ликъ аль-гъариб” (2/43).

И таких ясных шариатских текстов в Исламе множество.

И если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был послан к курайшитом именно с резней, тогда зачем бы он, имея выбор на их уничтожение, обращался бы к Аллаху с мольбой за них о прямом пути?! Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Был ли какой-нибудь день для тебя более тяжким, чем день битвы при Ухуде?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Мне приходилось претерпеть от твоих соплеменников (курайшитов) многое, но самым тяжким из всех был день Акабы, когда я предложил Ибн ‘Абд Яляйлю ибн ‘Абд Кулялю (вождю племени Сакъиф) последовать за мной, но он не дал мне того ответа, которого я от него ожидал. И тогда я удалился, испытывая огорчение, что было заметно по моему лицу, придя в себя только после того, как я добрался до горы Къарн ас-Са’алиб. Я поднял голову и заметил, что стою в тени облака, взглянув на которое я увидел ангелы Джибрила, мир ему, который обратился ко мне и сказал: “Поистине, Аллах Всевышний слышал, что сказали тебе твои соплеменники и какой ответ они тебе дали, и Он направил к тебе ангела гор, чтобы ты приказал ему сделать с ними, что пожелаешь”. А потом ко мне обратился ангел гор, который приветствовал меня и сказал: “О Мухаммад, поистине, Аллах слышал, что сказали тебе твои соплеменники, а я – ангел гор, и Господь мой направил меня к тебе, чтобы ты приказывал мне. Так чего же ты хочешь? Если пожелаешь, я обрушу на них две большие горы!” Я сказал: «Нет, я прошу лишь о том, чтобы Аллах произвел от них тех, кто станет поклоняться Одному лишь Аллаху и ничему более наряду с Ним!» аль-Бухари (3231), Муслим (1795). 

Разбор всех версий данного хадиса

В-третьих, после этого небольшого с дозволения Аллаха хотелось бы перейти к подробному рассмотрению обсуждаемого хадиса и всех его версий.

Вот полный текст данного хадиса:

Сообщается, что ‘Уруа ибн аз-Зубайр спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Ас (да будет доволен ими Аллах): “Какое проявление вражды со стороны курайшитов в отношении Посланника (мир ему и благословение Аллаха) было наихудшим из того, что ты видел?” ‘Абдуллах сказал: “Однажды я находился среди собравшихся в аль-Хиджре (курайшитов), которые говорили о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) следующее: “Мы не видели примеров тому, что нам пришлось претерпеть от этого человека! Он считает наши идеалы глупыми и ругает религию наших отцов! Поистине, нам пришлось вынести нечто великое от него!” И в это самое время появился сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который подошёл к углу Каабы и коснулся его. После чего он прошёл мимо них, совершая обход, а они стали подмигивать ему и говорить какие-то неприятные слова, что было заметно по выражению лица Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Когда он прошёл мимо во второй раз, они снова стали делать то же самое, и это снова отразилось на его лице, а когда же это повторилось и в третий раз, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остановился и сказал им: «Слышите, о курашйиты? Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, воистину, я пришёл к вам с резнёй!» И эти его слова так сильно подействовали на людей, что они застыли, будто на головах их сидели птицы, и даже тот из них, кто был наиболее суров с ним, стал обращаться к нему с самыми хорошими словами, говоря: “Уходи, о Абу-ль-Касим, уходи с миром. Клянусь Аллахом, ты не был невеждой!” На следующий день они опять собрались и стали говорить о нём, а когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) неожиданно появился перед ними, они все как один бросились к нему и окружили его, говоря: “Ты тот, кто ругает наши божества и нашу религию?!” На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да, я тот, кто говорит это». И я видел, как один из них схватил его за накидку, а Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) встал перед ним, плача и говоря (аятов Корана): «Неужели вы убьёте человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”» (40: 28)?! После этого они отошли от него. И это было самым плохим из того, что я видел со стороны курайшитов в отношении Пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. Ахмад (2/218), Ибн Хиббан (2/184), аль-Баззар (6/407). Шейхи Ахмад Шакир, аль-Альбани и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сахих ас-Сира ан-набауийя” (148), “Тахридж аль-Муснад” (7036).

Основа этого хадиса приводится у аль-Бухари в его сборнике «ас-Сахих», и он привёл часть его через другой иснад в следующем виде:

Сообщается, что ‘Уруа ибн аз-Зубайр сказал: “Однажды я попросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса: “Расскажи мне о худшем из того, что сделали многобожники с Пророком (мир ему и благословение Аллаха)”. Он сказал: “Как-то раз, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился в Хиджре Каабы, ‘Укъба ибн Аби Му’айт подошёл к нему, накинул ему на шею свою одежду и сильно сдавил. Увидев это, к нему бросился Абу Бакр, который схватил его за плечи, отбросил от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и воскликнул: «Неужели вы убьёте человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”» (40: 28)?!” аль-Бухари (3856).

Также этот хадис через другой иснад передается от Асмы бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), однако в нём нет упоминания про «резню»:

Сообщается, что когда Асму бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах) спросили: “Что было худшим из того, что тебе приходилось видеть от многобожников в отношении Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Она ответила: “Многобожники часто сидели в мечети (Мекки), обсуждая то, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил про их божества. И как-то, когда они пребывали в таком положении, неожиданно появился Посланник (мир ему и благословение Аллаха), и они все набросились на него. Кто-то сообщил об этом Абу Бакру, сказав: “Схватили твоего товарища!”, – и Абу Бакр выбежал от нас, крича: «Неужели вы убьете человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”? Ведь он явился к вам с ясными знамениями от вашего Господа» (40: 28)! Тогда они оставили Посланника (мир ему и благословение Аллаха) и бросились на Абу Бакра. А когда Абу Бакр вернулся к нам, то стоило нам дотронуться до его волос, как они начинали выпадать (из-за побоев), а он повторял: «Благословенен Ты, о Аллах – Обладатель Величия и Почёта!». Абу Я’ля (1/52), аль-Хумайди (324). Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. “Фатхуль-Бари” (8/575).

Эти события передаются от многих сподвижников, которые были свидетелями тому, как главы курайшитов издевались над Пророком (мир ему и благословение Аллаха), причиняя ему большой вред. Подобные хадисы также передается от ‘Али, ‘Амра ибн аль-‘Аса, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Ибн Мас’уда, Анаса, Асмы и др., часть которых хафиз Ибн Хаджар коротко упоминает в свой книге «Фатхуль-Бари» (8/573-576).

Итак, полный текст этого хадиса и другие его версии прекрасным образом поясняют смысл этих слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и причину, по которой он так сказал курайшитам. 

Правильный перевод слова «забх» с учётом контекста хадиса

В-четвёртых, в обсуждаемом хадисе про «резню» употребляется слово: الذبح (аз-забх), что помимо закалывания животных перерезанием горла, также означает и погибель. В качестве примера можно привести известный хадис:

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кого назначили судьей, того зарезали (ذُبِح) без ножа». Абу Дауд (3571), ат-Тирмизи (1325), Ибн Маджах (2308). Достоверность хадиса подтвердили Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-‘Иракъи, аль-Альбани. См. «Булюгъ аль-марам» (1384), «Файд аль-Къадир» (9087), «Сахих аль-Джами’» (6594).

Хафиз Ибн аль-Асир сказал: “В данном случае слово «забх» в хадисе упоминается образно, означая: «гибель»”. См. “ан-Нихая” (2/153).

Кстати, именно поэтому Владимир ‘Абдуллах Нирша перевёл этот хадис в книге «Жизнеописание Пророка (мир ему и благословение Аллаха)» следующим образом: «Послушайте, о курайшиты! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я принёс вам гибель!»

А из сиры известно, что никто из этих курейшитов, которым было это сказано не был зарезан, однако все они были убиты в бою разным способом. Более того, даже при казни Шариат запрещает перерезание горла подобно тому, как это делается с жертвенными животными, однако голова сносится одним ударом со стороны затылка. 

Ошибка применения конкретизирующих текстов в общем смысле

 В-пятых, подобные тексты в Шариате являются конкретными, связанными с определённой ситуацией, а не обобщёнными, ведь в нём речь идёт именно о курайшитах, издевавшихся над Посланником (мир ему и благословение Аллаха), а не обо всех без исключения неверных. Более того, речь идёт не обо всём роде курайшитов, о конкретных курайшитах, которые причиняли страдания Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и были лидерами неверия!

Данный хадис разъясняет сообщение от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: “Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву у Каабы, Абу Джахль со своими товарищами сидели рядом, и один из них сказал другим: “Кто из вас принесёт внутренности верблюда, которого принесли в жертву люди из такого-то племени, и положит их на спину Мухаммада, когда он склонится в земном поклоне?” И самый злосчастный из них пошёл и принес эти внутренности, а потом дождался того момента, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) склонился в земном поклоне, и положил их ему на спину между лопаток. Я же смотрел на это, не имея возможности сделать хоть что-нибудь, так как некому было поддержать меня. О, если бы были со мной те, кто мог бы помешать этому! После этого они стали смеяться, валясь друг на друга (от смеха). Что же касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то он не разгибался и не поднимал головы, пока к нему не подошла его дочь Фатима, которая сбросила (эти внутренности) с его спины. И тогда он поднял голову и трижды воскликнул: «О Аллах, покарай курайшитов!» Это произвело на них тяжелое впечатление, так как они верили в то, что в этом городе (Мекке) проклятия и мольбы исполняются. Что же касается Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то он перечислил их всех поименно, говоря: «О Аллах, покарай Абу Джахля, и покарай ‘Утбу ибн Раби’а, и Шейбу ибн Раби’а, и аль-Уалида ибн ‘Утбу, и Умайю ибн Халяфа, и ‘Укъбу ибн Аби Му’айта!» И Ибн Мас‘уд сказал: “И клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я видел всех тех, кого перечислил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) бездыханными в одном из заброшенных колодцев Бадра!” аль-Бухари (240).

Эта версия хадиса также проливает ясный свет на обсуждаемый хадис. В нём говорится о конкретных главах курайшитов, которые издевались над Пророком (мир ему и благословение Аллаха). И его проклятие этих людей напугало их так же, как и его слова про резню. Более того, слова, обращённые к ним о резне, были пророчеством, ведь никто из них не уверовал, и они действительны все были в итоге убиты в сражении.

Что же касается жирной точки в понимании этого хадиса, то её ставит следующая его версия:

‘Амр ибн аль-‘Асс (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я не видел, чтобы курайшиты пытались убить Пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме как в один из дней, когда они сидели в Тени Каабы, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву у места стояния пророка Ибрахима (мир ему). В это время встал и подошёл к нему ‘Укъба ибн Аби Му’айт, обхватил его шею своей накидкой и стал тащить его, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже упал на колени. Тогда люди стали кричать, полагая, что он убил его. В это время Абу Бакр подбежал к нему и взял Пророка (мир ему и благословение Аллаха) за руки, говоря громко: «Неужели вы убьете человека лишь за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”» (40: 28)?! Тогда они оставили Пророка (мир ему и благословение Аллаха). После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поднялся на ноги, совершил молитву, а потом прошёл мимо них, когда они сидели в тени Каабы, и обратился к ним: «О курайшиты! Клянусь Тем, в чьих руках душа Мухаммада, я послан к вам с резней!», – после чего он провел рукой по горлу. Тогда Абу Джахль сказал: «О Мухаммад, ты не был невеждой!» На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты будешь из их числа (убитых)». Абу Я’ля (13/324), Ибн Хиббан (6569), Абу Ну’айм в “Даляиль ан-нубууа” (153). Хафиз аль-Хайсами сказал: “В иснаде хадиса Мухаммад ибн ‘Алькъама, а его хадис хороший. Остальные же передатчики у ат-Табарани, являются передатчиками ас-Сахих”. А исследователь Хусайн Салим Асад назвал иснад этого хадиса хорошим. См. “Маджма’у-ззауаид” (6/16). “Тахридж Муснад Аби Я’ля” (13/324)

Имам Абу Ну’айм назвал главу, в которой привёл этот хадис следующим образом: «Мольба Пророка (мир ему и благословение Аллаха) против глав курайшитов».

Как мы видим, эта версия хадиса прекрасно всё разъясняет!

В ней ясно сказано, что данные слова Пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал им именно после того, как они издевались над ним и даже пытались его убить. А что ещё надо было сказать таким людям, поблагодарить их?!

И эти слова – не основа, с которой был послан Пророк (мир ему и благословение Аллаха) к людям, а исключение. А более того, его слова были обращены именно к этим людям, и в итоге их действительно постигла эта самая «резня». 

Джихад в исламе — это не безразборное сражение, однако имеет множество запретов и условий

 В-шестых, нравится кому-то это или нет, в Исламе есть джихад, и он узаконен до Судного дня. И шариатских текстов Корана и Сунны, указывающих на сражение с неверными, великое множество.

Так, Всевышний Аллах сказал: «Сражайтесь с ними (многобожниками), пока не исчезнет смута (многобожие) и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым» (2: 193).

Всевышний также сказал: «Вы сразитесь с ними (неверными), или они примут Ислам» (48: 16).

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не скажут: “Ля иляха илля-Ллах”, а кто произнесёт эти слова, тем самым защитит от меня своё имущество и свою жизнь, если только (не совершит ничего такого, за что его можно будет лишить имущества или жизни) по праву, а отвечать он будет перед Аллахом!» аль-Бухари (1399, 7284), Муслим (2/427).

Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я был послан с мечом перед Судным днём, что бы все поклонялись Одному Аллаху. И сделано было моё пропитание под сенью копья. И сделал Аллах позор и унижение для того, кто ослушался моего веления. А тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них!» Ахмад (5114), ат-Тахауи (231), аль-Хатыб (2/73). Достоверность хадиса подтвердили шейхуль-Ислям Ибн Таймия, имам аз-Захаби, хафиз аль-‘Иракъи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.

Несомненно, меч – это необходимая часть Ислама, и без меча нет должной защиты Ислама и мусульман, а также распространения религии, однако меч – это не цель, а лишь средство. Но сколько есть мусульман в наше время, которые используют лишь одни тексты Шариата, делая из джихада величайшую цель Ислама и основой основ, забывая о том, что он именно средство, несмотря на его великое положение и достоинства!

Имам Ибн Дакыкъ аль-‘Ид сказал: “Из шариатской аналогии следует, что джихад должен быть лучшим из деяний, которые являются средствами. Ведь джихад – средство для возвышения религии, её распространения, опровержения неверия и его подавления. И поэтому его достоинство соответствует достоинству его цели”. См. “Фатхуль-Бари” (6/77).

Хафиз ад-Думьяты сказал: “Джихад – это средство, а не цель. И целью сражения является – наставление на истинный путь и достижение степени шахида. А что касается убийства неверных, то это не является целью как таковой. И поэтому, если есть возможность наставить на истинный путь с помощью доказательства, без джихада, то это правильнее и предпочтительнее, чем джихад!” См. “И’ана ат-талибин” (4/181).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал: “Джихад ведётся не для того, чтобы проливать кровь неверных или присваивать их имущество. Джихад ведётся для того, чтобы религия Аллаха восторжествовала над остальными религиями, и чтобы на земле исчезло язычество и всё, что несовместимо с истинной верой. Именно это и есть фитна (смута), и если эта смута прекратит своё существование, то мусульмане обязаны прекратить кровопролитие и джихад”. См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” (стр. 78).

А что касается упомянутого хадиса: «Я был послан с мечом перед Судным днём, чтобы все поклонялись Одному Аллаху», то хафиз Ибн Раджаб сказал: “Всевышний Аллах послал Пророка (мир ему и благословение Аллаха), призывающим к таухиду (единобожию) с помощью меча, после призыва с помощью довода. И тот, кто не отвечал на призыв единобожия с помощью Корана и ясного довода, был призван с помощью меча”. См. “аль-Хикам аль-джадира” (стр. 5).

Учёные Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) говорили относительно этого хадиса: “Ислам был распространён с помощью довода и разъяснения в отношении тех, кто слушал и отвечал на призыв. И был распространён с помощью силы и меча в отношении тех, кто возгордился и проявил высокомерие”. См. “Фатауа аль-Ляджна” (12/14).

Кстати, как много тех, кто всё время цитирует последний хадис, но сам идёт ему в противоречие. Ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в нём же говорит: «И сделал Аллах позор и унижение для того, кто ослушался моего веления».

Ведь это относится к каждому человеку, и даже к тем, кто сам с мечом в руках выполняет одно веление, как джихад, но с другой стороны ослушается Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в других его велениях, как запретные убийства невинных, вероломство, грабёж, нарушение договоров и т.д.! Хафиз Ибн Раджаб относительно слов: «И сделал Аллах позор и унижение для того, кто ослушался моего веления», сказал: “Тот, кто убеждён в необходимости повиновения Пророку (мир ему и благословение Аллаха), но затем ослушался его веления с помощью грехов, даже если он и убеждён, что совершаемое является грехом, он имеет какое-то отношение к позору и унижению”. После чего Ибн Раджаб сказал: “Категория таких людей ослушается Пророка (мир ему и благословение Аллаха) по причине своих страстей”. См. “аль-Хикам аль-джадира” (стр. 29).

Итак, меч Ислама направлен на защиту Ислама и мусульман; направлен на многобожников, чтобы они вернулись к единобожию или же стали выплачивать джизью; направлен на вероотступников; направлен к бунтовщикам и хариджитам.

Однако у джихада есть свои условия, как и любого иного поклонения. И из числа важных его условий – наличие силы, а также необходимость учитывать пользу и вред при наличии силы.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда мы были в Мекке, к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф и его сторонники, и сказали: «О Посланник Аллаха! Когда мы были многобожниками, то были возвеличены, а когда мы уверовали, то стали унижены (гоняемы)». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было велено прощать, поэтому не сражайтесь!» Когда же мы переселились в Медину, Аллах повелел нам сражение, но люди воздержались, и тогда Аллах ниспослал следующий аят: «Разве ты не видел тех, кому было сказано: “Уберите руки (не сражайтесь), совершайте молитву и выплачивайте закят”. Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них стали бояться людей так, как боятся Аллаха, или даже ещё сильнее. Они сказали: “Господь наш! Зачем Ты предписал нам сражаться? Вот если бы Ты предоставил отсрочку на небольшой срок!” Скажи: “Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен. Вы же не будете обижены даже на величину нити на финиковой косточке”» (4: 77). ан-Насаи (3086), аль-Хаким (2/76), аль-Байхакъи (911). Достоверность этого хадиса подтвердили хафиз Дыя аль-Макъдиси, имам аз-Захаби, шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль ибн Хади. См. “аль-Мухтара” (12/184), “ат-Тальхыс” (2377), “Сахих Сунан ан-Насаи” (3086), “ас-Сахих аль-Муснад” (633).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Пророку (мир ему и благословение Аллаха) первое время было велено сражаться с неверными с помощью языка, но не руки, и ему было велено не сражаться из-за того, что он был слаб и мусульмане были слабы”. См. “Джауаб ас-сахих” (1/237).

Хафиз Ибн Касир сказал: “В начале, когда верующие были в Мекке, им было велено совершать намаз и выплачивать закят (садакъа), хоть они ещё не были полноценно узаконены. И им было велено проявлять мягкость, прощать неверных и проявлять терпение до определенного времени, хоть они и желали воевать, что бы успокоиться победой. Но положение для этого не было подходящим по многим причинам, среди которых была их малочисленность по отношению к многочисленности врагов, а также то, что они были на земле неверных, и эта была в то время Мекка, самая лучшая земля. И им не был вменён в обязанность джихад, кроме как в Медине, когда у них появилось своё государство и помощь ансаров”. См. “Тафсир Ибн Касир” (1/512).

А шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Запрещают спорить тому, кто является слабым в знании и доводах, так как есть опасение, что его введут в заблуждение, подобно тому, как запрещается слабому сражаться с сильным неверным”. См. “Даръ ат-та’аруд” (7/173).

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах оберегает тех, кто уверовал. Воистину, Аллах не любит всяких неблагодарных изменников» (22: 38).

Имамы Ибн ‘Атыйя, аль-Къуртуби и Абу Хайян в отношении этого аята говорили: “Передаётся, что этот аят был ниспослан по причине верующих. Когда их количество увеличилось в Мекке и неверные стали причинять им зло, некоторые верующие совершили хиджру в Эфиопию, а часть из оставшихся в Мекке верующих, вздумала убивать тех из неверных, которых они смогут убить, совершая тайные убийства (игътияль) и вероломство. Тогда и был ниспослан этот аят. В этом аяте Аллах, заверил верующих защитой и самым ясным образом запретил измену и предательство”. См. “аль-Мухаррар аль-уаджиз” (4/124), “Тафсир аль-Къуртуби” (12/67), “аль-Бахр аль-мухит” (6/346).

Всевышний Аллах о Худайбийском перемирии сказал: «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48: 1).

Имам аз-Зухри, говоря о величии Худайбийского перемирия, сказал: “Не было более великого открытия в Исламе до этого! Поистине, было лишь сражение между людьми, когда они сталкивались друг с другом. Когда же был заключен договор, а война сложила свою ношу и люди были в безопасности друг от друга, они стали выслушивать и спорить друг с другом. И каждый, кому говорили об Исламе, кто хоть что-то соображал, обязательно принимал Ислам. И поистине, вошли в Ислам за эти два года (во время перемирия) столько же, сколько вошло в Ислам людей до этого перемирия (за 18 лет) или даже больше!” Ибн Хишам в “ас-Сира” (2/322), Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” (6/221).

Также, несмотря на обобщённые тексты Корана и Сунны, указывающие на сражение с неверными, в этих велениях есть исключения, связанные с пользой и вредом! Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Оставьте эфиопов, пока они оставляют вас, и не трогайте турков, пока они не трогают вас». Абу Дауд (4302), ан-Насаи (3176). Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» (3384), «Тахридж аль-Муснад» (23203).

Имам аль-Хаттаби сказал: “Совместить между словами Аллаха: «Сражайтесь со всеми многобожниками» (9: 36) и этим хадисом можно так: данный аят является обобщённым, а этот хадис конкретизирующим”. См. «‘Аун аль-Ма’буд» (11/410).

Хафиз аль-Мунауи сказал в комментарии к этому хадису: “Оставьте их, и не трогайте их, если только они сами не пойдут на вас. Суть этого в том, что в военном походе на их города есть сильное затруднение по причине силы их воинов, а также холода в их землях и их отдалённости”. См. “Файдуль-Къадир” (3/285).

Имам ас-Синди сказал в комментарии к этому хадису: “Оставьте эфиопов и турков, пока они вас не трогают, поскольку между мусульманами и их городами пустыни, степи и моря, и мусульмане не смогут войти в их города, кроме как при сильной трудности. Что же касается турков, то их сила сильна, и города их холодные, а что касается мусульман, то это арабы, чьи города жаркие, и они не смогут войти на их земли. Если же они войдут в наши земли, да упасёт от этого Аллах, то нельзя оставлять сражение с ними, как на это указывают слова: «пока они оставляют вас». См. “Хашия ‘аля ан-Насаи” (3/350-351). 

Запрет убийства стариков, женщин, детей, монахов и крестьян на полях

 В-седьмых, необходимо знать, что даже во время узаконенного военного похода и джихада Ислам строго-настрого запрещает убивать тех, кто не сражается с мусульманами и не препятствует им, как старики, женщины, дети, работники и даже монахи.

Всевышний Аллах сказал: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступающих» (2: 190).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) поясняя эти слова Всевышнего, сказал: “Не убивайте женщин, детей, стариков и тех, кто обратился к вам с миром и не сражается с вами. А если вы совершите это, то вы преступившие границы”. См. “Тафсир ат-Табари” (2546).

Хафиз Ибн Касир сказал: “Сражайтесь на пути Аллаха, но не преступайте в этом границы. Сюда относится совершения запретного, как сказал аль-Хасан аль-Басри, в виде изуродования тел, кражи из трофеев, убийства женщин, детей и стариков, которые не помогают в сражении; а также убийства монахов и находящихся в кельях; сжигания деревьев и убийство животных без пользы. Об этом говорили Ибн ‘Аббас, ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, Мукъатиль ибн Хаян, и другие”. См. “Тафсир Ибн Касир” (1/313).

Имам Ибн аль-Къайим говорил: “Убийство (неверных) дозволяется по причине их сражения, а не по причине их неверия (куфр). И именно по этой причине было запрещено убивать их женщин, детей, находящихся в договоре, и монахов, которые не принимают участия в сражении. Более того, мы воюем именно с теми, кто воюет с нами”. См. “Ахкаму ахли-зимма” (1/27).

Но где же в отношении воплощения этих постановлении Шариата и слов признанных имамов хариджиты в лице игиловцев, аль-каидовцев и прочих, которые апеллируют хадисом о резне?!

Имам Ибн ас-Салях сказал: “Основа состоит в том, что наличие на земле неверных позволяется, поскольку Всевышний Аллах не желает уничтожение творений и не создал их для того, чтобы их убивали! Поистине, Аллах дозволил убивать только по причине вреда, который может исходить от них, а не потому, что это (убийство неверных) является воздаянием за их неверие (куфр)! Ведь мир этот не является обителью воздания, ибо воздаяние за деяния будет в Судный день. И если неверные входят во власть мусульман и соблюдают наши установления, то мы получаем пользу от них в обустраивании быта. И у нас не остается причин для того, чтобы их убивать, а их воздаяние у Аллаха. Ведь когда неверные пребывают в стране мусульман, может быть так, что они увидят то, что Аллах создал в их естестве (фитра). И если дело обстоит таким образом, то нельзя говорить: «Основа состоит в том, что нужно убивать неверных»!” См. “Фатауа Ибн ас-Салях” (стр. 224).

Таким образом, необходимо понимать эти вопросы и знать, что неверные не все одинаковы по положению (ахкам). Всевышний Аллах сказал: «Не запрещает вам Аллах оказывать благодеяния и быть справедливыми к тем, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших домов, ведь Аллах любит справедливых!» (60: 8).

Хафиз аль-Къуртуби, приведя мнение имамов, считавших, что данный аят отменён велением сражаться с многобожниками, сказал: “Большинство же толкователей считает, что этот аят не отменён!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” (12/321).

Имам толкователей Корана – Ибн Джарир ат-Табари сказал, что правильным является мнение тех, кто считает этот аят обобщённым и не отмененным, ибо этот аят сделал недвусмысленное исключение для тех: «кто не сражался с вами из-за вашей религии и не изгонял вас из ваших жилищ». Поэтому к каждому неверному, кто попадает под категорию тех, кто не сражается с мусульманами из-за религии, можно проявлять благо. См. “Тафсир ат-Табари” (10/261).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: “Многобожники по отношению к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и верующим делились на две категории: те, с которыми они сражались и которые сражались с ними (ахлюль-харб), и те, с которыми они не сражались и которые не сражались с ними (ахлюль-‘ахд)”. аль-Бухари (5286).

А со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто убьёт неверного, находящегося в договоре с мусульманами, тот не ощутит благоухания Рая, хотя аромат его будет ощущаться на расстоянии сорока лет». аль-Бухари (3166).

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, я буду непричастен к тому, кто даст человеку гарантию безопасности, а затем убьёт его, даже если убитый будет неверным!» Ахмад (5/223), Ибн Маджах (2/896). Достоверность хадиса подтвердили хафиз аль-Бусыри и шейх аль-Альбани.

Шейх-мухаддис Мухаммад аль-Итьюби сказал: “Ислам соблюдает права всех людей, даже если они не мусульмане, если у них есть договор с мусульманами. Ислам считает покушение на таких людей великим преступлением, поскольку мусульманин, совершивший это преступление, лишается Рая, который был ему уготован за его Ислам. Однако после того, как такой человек (убивший не по праву) преступил установленные границы самого Ислама и не почитал их, Аллах наказал его и запретил ему Рай”. См. “Шарх Сунан ан-Насаи” (36/48). 

Сражение — это вынужденная мера

 В-восьмых, также следует отметить, что, несмотря на то что кровь и имущество неверных, не находящихся в договоре с мусульманами не запрещена в основе, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не убивали и не грабили любых неверных! Ведь красивые поступки мусульман могут зачастую дать лучший результат, чем сражение. Вспомнить хотя бы исторический факт, как самая многонаселенная исламская страна – Индонезия в своё время приняла Ислам именно по причине их взаимоотношений с мусульманами в торговых делах, которых поразила честность и правдивость мусульман. См. “Атляс тарих аль-Ислям” (стр. 380), “ат-Тарих аль-ислями” (20/368).

 

Всевышний Аллах сказал о пророке Мусе (мир ему): «Войдя в город, когда его жители были невнимательны, он встретил двух мужчин, которые дрались друг с другом. Один был из числа его сторонников, а другой был из числа его врагов. Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов. Муса ударил его кулаком и прикончил. Он сказал: “Это – одно из деяний шайтана. Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение”. Он сказал: “Господь мой! Я поступил несправедливо по отношению к себе. Прости же меня!” Он простил его, ибо Он – Прощающий, Милосердный. Он сказал: “Господь мой, за то, что Ты оказал мне милость, я никогда не буду пособничать грешникам”. Утром он отправился в город, оглядываясь со страхом, и вдруг тот, кто попросил его о помощи накануне, вновь позвал его на помощь. Муса сказал ему: “Ты являешься явным заблудшим”. Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: “О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей”» (28: 15-19).

Салим ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар однажды сказал: “О жители Ирака, что заставляет вас спрашивать о малом (грехе), и совершать большой?! Я слышал, как мой отец ‘Абдуллах ибн ‘Умар говорил: “Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Поистине, смута придёт оттуда», и он указал рукою на восток, откуда появляются оба рога шайтана. Вы рубите головы друг другу, тогда так Муса, мир ему, убил (человека) из семьи Фараона по ошибке, и Аллах, Всемогущ Он и Велик, сказал ему: «Ты убил человека, и Мы спасли тебя от скорби и подвергли тебя тяжелому испытанию» (20: 40). Муслим (2905).

‘Абдуллах ибн Муслим рассказывал: “Однажды я сидел возле Салима ибн ‘Абдуллаха вместе с группой людей из Медины, и один человек сказал: «Вчера амир бил одного человека кнутом, после чего тот скончался». Тогда Салим сказал: «Аллах порицал пророка Мусу, мир ему, за душу неверного, которого он убил!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” (5347).

Сообщается, что аль-Хасан аль-Басри относительно неумышленного убийства пророком Мусой того египтянина сказал: “В то время убийство неверного не было дозволенным, поскольку это было время удерживания от сражения”. См. “Тафсир аль-Куртуби” (13/173).

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди сказал об этих аятах: “Сюда относится то, что недозволенно убийство неверного, с которым имеется договор либо по соглашению, либо по обычаю, ибо Муса, мир ему, счёл убийство неверного египтянина грехом и попросил у Аллаха прощения за это. Сюда относится также то, что убивающий живые души без права считается тираном, который распространяет нечестие на земле. К этому относится также то, что убивающий живых душ не по праву и считающий, что он желает устанавливать порядок на земле и устрашать грешников, является лжецом в этом. И он является распространяющим нечестие на земле, как рассказал об этом Аллах со слов того египтянина, подтверждая сказанное им, а не отрицая: «Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто устанавливает порядок». См. “Тайсир аль-Карим ар-Рахман” (стр. 726).

А вот слова самого пророка Мусы (мир ему), который в Судный день скажет, когда люди придут к нему, чтобы он заступился за них перед Аллахом: «Поистине, мой Господь разгневался на меня так, как не гневался прежде, и не будет гневаться после, ибо я убил душу, которую мне не было велено убивать!» аль-Бухари (3340, 4712).

Также следует отметить, что шейхуль-Ислям Ибн Таймия говорил, что убийство любого неверного должно быть только по праву Шариата, ибо Аллах в основе запретил убивать сына Адама, кроме как по праву.

Всевышний Аллах сказал: «По этой причине Мы предписали сынам Израиля: Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (5: 32).

Также Всевышний Аллах поведал о Своём пророке Мусе (мир ему), который сказал Хыдру, когда тот убил мальчика: «Неужели ты убил невинного человека, который никого не убивал? Ты совершил скверный поступок!» (18: 74).

Также Всевышний Аллах сказал: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву» (6: 151).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Поистине, мусульманам было запрещено до переселения и в начале переселения начинать сражение. И в то время убийство неверных было запретным и имело отношение к убийству души не по праву”. См. “ас-Сарим аль-маслюль” (1/108).

Также шейхуль-Ислям сказал: “Поистине, основа заключается в том, что кровь сына Адама является запретной и не дозволено его убивать, кроме как по праву. И убийство только по причине неверия не является делом, в котором сошлись все небесные Шариаты, или один Шариат во все периоды, в отличие от убийства по причине воздаяния, в чём не разногласили все Шариаты и разум. И кровь неверных в начале Ислама была запретной, как оно и есть в своей основе, и по причине запрета Аллахом верующим на сражения, ибо кровь неверных вначале была подобна крови того египтянина, которого убил Муса (мир ему), как и кровь неверных, до которых не дошёл призыв в наши дни. И посчитал Муса это убийство грехом в мире этом и в мире ином, несмотря на то, что он убил этого человека отчасти неумышленно!” См. “ас-Сарим аль-маслюль” (2/210).

По этой причине мы не встречаем ни в жизнеописании Пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни в жизнеописании его славных сподвижников, чтобы они убивали и грабили безразборно любых неверных, даже с которыми не было у них договора. Напротив, мы встречаем противоположное этому. И в качестве примера можно привести одну прекрасную и поучительную историю из Сунны:

‘Имран ибн Хусайн (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я отправился в поход вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). В одну из ночей мы шли так долго, что незадолго до рассвета сделали привал и заснули. Для путешественника нет ничего слаще подобного привала. Мы спали так крепко, что разбудил нас только солнечный жар. Первым проснулся такой-то, потом такой-то, потом такой-то, а потом проснулся ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах). Он оказался четвертым. Что же касается Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то когда он спал, его не будили, пока он сам не просыпался, ибо мы не знали, что с ним происходит во сне. ‘Умар был строгим человеком. Проснувшись, он увидел, что произошло, и громко закричал: “Аллах акбар!” Он продолжал громко выкрикивать эти слова до тех пор, пока от его крика не проснулся Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Когда люди стали жаловаться ему на то, что случилось, он сказал: «Не беда! Отправляйтесь в путь». Люди тронулись с места, но через некоторое время он спешился и велел принести ему воды для омовения. Он завершил омовение, а затем прозвучал призыв на молитву (азан), после чего он помолился вместе с людьми. После молитвы выяснилось, что один человек оставался в стороне и не молился вместе с остальными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: «Что помешало тебе совершить молитву вместе с остальными?» Мужчина ответил: “Я осквернился, а воды нет”. Он сказал: «В таком случае ты должен очищаться песком, который заменит тебе воду!» После этого он тронулся в путь, но вскоре люди стали жаловаться ему на то, что их мучает жажда. Тогда он спешился, подозвал к себе одного человека, а также ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), и сказал: «Отправляйтесь на поиски воды!» Они тронулись в путь и через некоторое время встретили какую-то женщину с двумя бурдюками воды, навьюченными на верблюда. Они спросили: “Откуда эта вода?” Женщина ответила: “Я была у воды вчера в это же время, а наши люди идут следом”. Они сказали: “Тогда пошли с нами”. Она спросила: “Куда?” Они ответили: “К Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Она спросила: “Это – тот, кого называют отступником от веры отцов?” Они сказали: “Да, это – тот, кого ты имеешь в виду. Пойдём же”. Так они привели женщину к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказали ему о случившемся. Затем женщину попросили сойти с верблюда, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел принести ему какой-нибудь сосуд. Он наполнил его водой из бурдюков женщины, а затем закрыл их верхние отверстия и открыл нижние, сказав людям: «Поите животных и берите воду для себя». Одни напоили животных, а другие набрали воды для себя, и когда все напились, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал осквернившемуся сосуд с водой и сказал: «Ступай и облейся этой водой». Все это время женщина стояла рядом и смотрела на то, что происходит с её водой. Клянусь Аллахом, когда мы перестали брать у неё воду и заглянули в бурдюки, нам показалось, что воды в них стало ещё больше, чем прежде. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: «Соберите для неё что-нибудь!» Люди собрали для неё фиников, муки, сауика и сложили всё это в тюк, сделанный из одежды. Затем они усадили женщину на её верблюда и положили этот тюк перед ней, после чего Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знай, что мы не тронули твою воду, ибо сам Аллах напоил нас!» Вернувшись к родственникам, женщина заперлась у себя в комнате. Они стали спрашивать: “Почему ты уединяешься?” Она ответила: “Я поражена случившимся. В пути меня мне встретились двое мужчин, которые отвели меня к тому, кого называют вероотступником, и он совершил то-то и то-то. Клянусь Аллахом, либо он является величайшим из колдунов, которые живут между этим и тем, либо он действительно является посланником Аллаха”. При этом она подняла средний и указательный пальцы вверх, имея в виду небеса и землю. После этих событий мусульмане стали совершать набеги на многобожников, живущих поблизости от поселения этой женщины, но обходили стороной её поселение, а через некоторое время эта женщина сказала своим соплеменникам: “Я вижу, что эти люди не трогают нас неслучайно. Так быть может, у вас появится желание принять Ислам?” Они послушались её и приняли Ислам”. аль-Бухари (344, 3571), Муслим (682).

Это женщина была многобожницей, и была из тех, с кем не было договора. И сподвижники вполне могли силой забрать у неё воду, а более того, даже не давать ей за её услугу какого-либо вознаграждения, и т.п.

Имам Ибн Батталь сказал: “В этом хадисе содержится указание на соблюдение добросовестности в отношении неверных, как поступил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) с этой женщиной, сохранив её, её народ и селение. Он оказал ей уважение перед её народом (за её поступок), хоть она и не была самой влиятельной в своём народе. А оставление её селения во время набегов послужило причиной принятия ею и её народом Ислама и достижения блага”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” (1/487).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил отряд из десяти человек в качестве разведчиков, назначив амиром над ними ‘Асыма ибн Сабита аль-Ансари. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата – места, находящегося между ‘Усфаном и Меккой, про них узнали люди племени Хузайль, которых называли Бану Ляхьян. Они выдвинулись за ними в составе двухсот лучников. Они нашли следы их привала и остатки еды, среди которых были финики, и сказали: “Это финики из Ясриба (Медина)”, и последовали за ними дальше. Когда ‘Асым и его спутники заметили их, они укрылись на возвышенности, а эти люди окружили их и сказали: “Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а мы обещаем вам, что никого из вас не убьём!” На это ‘Асым ибн Сабит – амир отряда, сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, я сегодня не буду под покровительством неверных! О Аллах, сообщи о нас Твоему Пророку!” Тогда они начали стрелять в них из луков и убили семерых из них, включая и ‘Асыма, а трое из них: Хубайб аль-Ансари, Зайд ибн Дасина и ещё один, спустились вниз, поверив их обещанию. Когда они оказались в их власти, те отвязали тетивы своих луков и связали их, тогда третий человек сказал: “Это – первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти убитые являются для меня хорошим примером!” Тогда неверные потащили его силой и хотели заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его.

Что же касается Хубайба и Зайда ибн Дасины, то их отвели в Мекку и продали там в рабство, что было после события битвы при Бадре. Хубайба купили сыновья аль-Хариса ибн ‘Амира ибн Науфаля ибн Манафа, которого Хубайб у бил в битве при Бадре, и он оставался у них в качестве пленника некоторое время, пока они не решили убить его. Узнав об этом, Хубайб одолжил у одной из дочерей аль-Хариса бритву (чтобы побрить волосы на теле), и она дала ему эту бритву. После этого маленький сын этой женщины из-за её невнимательности подошёл к Хубайбу. Она увидела, как Хубайб, в руках у которого была бритва, посадил мальчика к себе на колени, и испугалась так, что Хубайб заметил это по её лицу и сказал: “Ты боишься, что я убью его? Я ни за что этого не сделаю!” Тогда она воскликнула: “Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И клянусь Аллахом, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа гроздь винограда в руке, ел его, тогда как в то время винограда в Мекке ещё ни у кого не было!” И она говорила: “Поистине, это – удел, который Аллах даровал Хубайбу!” А когда они вывели его за пределы харама (заповедного места), чтобы убить там, где это можно было сделать, Хубайб сказал им: “Дайте мне совершить молитву в два рак’ата”. Они позволили ему сделать это, и он совершил молитву в два рак’ата, а потом сказал: “Если бы не посчитали вы, что я затягиваю молитву из-за страха, то обязательно бы ее удлинил! О Аллах, сочти число их, и уничтожь их одного за другим, и не оставляй из них никого!” И он произнес (стихи):

“Если я буду убит, оставаясь мусульманином,

мне все равно, как я умру ради Аллаха!

Это – ради сущности Бога, и если Он пожелает,

то благословит суставы растерзанных частей тела!”

После этого Ибн аль-Харис (по имени Абу Сируа’а) убил его. И Хубайб был первым, кто положил начало для каждого мусульманина совершение двух рак’атов перед казнью!

А Аллах ответил на мольбу ‘Асыма ибн Сабита, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поведал своим сподвижникам о том, что с ними случилось в тот день.

Что же касается некоторых неверных курайшитов, то когда им рассказали, что ‘Асым ибн Сабит был убит, они направили к нему людей, чтобы они принесли какую-нибудь часть его тела, по которой его можно было бы опознать, поскольку в свое время ‘Асым убил одного из знатных курайшитов в битве при Бадре. Однако Аллах направил к телу ‘Асыма нечто вроде облака из пчел, что защитило его от их гонцов, которые не смогли ничего отрезать от его тела”. аль-Бухари (3045, 4086).

Как велик этот хадис, и сколько мудрых и поучительных польз содержится в нём! Какими же великими людьми были сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и как гордо и мудро они вели себя в любых ситуациях, и даже в самых неожиданных и сложных!

Перечисляя пользы, извлекаемые из данного хадиса, хафиз Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Из числа этого также то, что доверенное (амана) необходимо возвращать даже многобожникам и иным людям. Также в нём указание на то, что следует воздержаться от убийства детей многобожников, надеясь на то, что они станут мусульманами”. См. «‘Умдатуль-къари» (14/407).

Свят Аллах! Есть ли в наше время такие люди, кто смог бы поступить так же, как и Хубайб, попади ему в руки ребёнок его врага, который желает его казнить?

Также Шариат сделал дозволенным для неверных даже добровольную милостыню. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) запрещал давать садакъа кому-либо, кроме мусульман, пока не был ниспослал аят: «Вести их прямым путем – не твоя обязанность, ибо Аллах ведёт прямым путем, кого пожелает. Все, что вы расходуете, идет на пользу вам самим. Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы ни израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо» (2: 272). После этого он велел давать садакъа любому, кто просил, из какой бы религии он ни был”. Ибн Аби Хатим в “ат-Тафсир” (1/211). Шейх аль-Альбани назвал иснад хорошим.

И если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был бы действительно послан к неверным с резнёй, тогда для чего дозволять им делать садакъа, если их следовало бы убивать?!

Также Всевышний Аллах узаконил для неверных и выделения части закята с целью склонить их сердца к Исламу. Всевышний Аллах сказал: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных; для тех, кто занимается сбором и распределением закята; и для тех, чьи сердца хотят склонить (к Исламу); для выкупа рабов; для должников; для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (9: 60).

Имам аль-Багъауи сказал: “Что касается неверных, то речь идёт о тех, от кого опасаются зла или же о тех, от кого есть надежда принятия Ислама. И поэтому правитель мусульман может дать закят тем из них, от кого опасается зла, или другим, чтобы склонить их к Исламу”. См. “Тафсир аль-Багъауи” (4/63-64).

Более того, даже за ошибочное убийство неверного, у которого с мусульманами был договор, Шариат обязал совершившего это выплатой (дия) и искуплением (каффара). Всевышний Аллах сказал: «Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (4: 92).

Пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Выкуп (дия) за убийство неверного приравнивается половине выкупа за убийство мусульманина». Ахмад (2/92), ат-Тирмизи (1413), ан-Насаи (8/4). Достоверность хадиса подтвердили Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, Ибн аль-Къайим, Ахмад Шакир, аль-Альбани.

А ведь за случайное убийство мусульманина выкуп приравнивается сотне верблюдов!

Что же касается выкупа за умышленное убийство неверного, находящегося в договоре с мусульманами, то оно такое же, как и за убийство мусульманина.

Ибн ‘Умар (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: “Однажды один мусульманин убил неверного, находящегося в договоре, и когда это дошло до ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, он не убил того мусульманина за это. Однако он поступил с ним сурово и взял с него искупление (дия), равное искуплению убийства мусульманина”. ад-Даракъутни (349), аль-Байхакъи (8/33). Имам Ибн Хазм и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. 

Разъяснение слов Всевышнего: «И пусть ненависть к людям не подтолкнёт вас к несправедливости»

 В-девятых, всё упомянутое очередной раз подтверждает тот факт, что религия Ислам – это абсолютная справедливость, даже в отношении неверных!

Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть к людям не подтолкнёт вас к несправедливости» (5: 8).

Хафиз аль-Къуртуби сказал: “Этот аят указывает на то, что неверие неверного не препятствует к проявлению справедливости по отношению к нему”. См. “Тафсир аль-Къуртуби” (5/85).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Этот аят был ниспослан по причине ненависти к неверным, а ведь ненависть к ним является обязательной. И если ненависть, которая велена Аллахом стала запрещенной по причине проявления несправедливости к тому, кого следует ненавидеть, то что можно сказать про ненависть к мусульманину на основании ошибочного понимания, неясности или страсти?! Поистине, мусульманин более заслуживает того, чтобы к нему не проявлять несправедливость!” См. “Минхадж ас-Сунна” (5/126).

Хафиз Ибн Касир об этом аяте сказал: “Пусть ненависть к людям не побуждает вас к оставлению справедливости в отношении них, напротив, справедливость следует проявлять к каждому, другом он является или же врагом”. См. “Тафсир Ибн Касир” (2/215).

И этому учил всегда наш Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказавший: «И не поступай вероломно по отношению к тому, кто поступил вероломно по отношению к тебе». ат-Тирмизи (1264), Абу Дауд (3534). Достоверность хадиса подтвердили имамы ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн ас-Сакан и аль-Альбани. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (423).

Шейх ‘Абдур-Рахман аль-Баррак сказал: “Преступления, которые совершают по отношению к неверным некоторые невежественные мусульмане, проживающие в их странах, такие как воровство, попирание их прав, избиение и ругань без права, являются запретными в исламском шариате! То, что совершают эти люди, не имеет никакого отношения к Исламу! А что ещё хуже, так это теракты, совершаемые некоторыми заблудшими, которые взрывают различные учреждения. Поистине, это не имеет никакого отношения к джихаду, который Всевышний Аллах узаконил среди Своих рабов для распространения справедливости и возвеличивания Его Слова на земле! Более того, это является нечестием, которое запрещено!” См. “И’тида ‘аля гъайр аль-муслимин” (стр. 3).

Джабир ибн ‘Абдуллах рассказывал, что когда ‘Абдуллах ибн Рауаха (да будет доволен ими Аллах) пришёл к иудеям Хайбара, он сказал им следующее: “О иудеи! Поистине, вы – самые ненавистные для меня из творений, вы убивали пророков Всевышнего Аллаха и возводили ложь на Аллаха, однако моя ненависть к вам не побудит меня проявить в отношении вас несправедливость!” Ахмад (3/367), ад-Даракъутни (2/133), аль-Байхакъи (4/123). Достоверность подтвердили шейх аль-Альбани и шейх Шу’айб аль-Арнаут. См. “Гаятуль-марам” (459), “Тахридж аль-Муснад” (14953).

Муджахид рассказывал, что когда ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) зарезал овцу, он спросил (членов своей семьи) несколько раз: “Вы подарили что-либо из этого мяса нашему соседу-иудею? Ведь, поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Ангел Джибриль так часто делал мне наставление по поводу прав соседа, что я стал полагать, что он включит его в число наследников». Абу Дауд (5152), ат-Тирмизи (1943). Шейхи аль-Альбани, Мукъбиль ибн Хади, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Сахих ат-Таргъиб” (2574), “аль-Джами’ ас-сахих” (480), “Тахридж Джами’ аль-усуль” (4915), “Тахридж Аби Дауд” (7/462).

Сказал Ибн Раслян: “В этом хадисе содержится довод на то, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, понимали пророческие тексты обобщённо”. См. “Шарх Сунан Аби Дауд” (19/438).

Сыля ибн Зуфар рассказывал: “Как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) проходил мимо жилищ людей из числа неверных, выплачивавших джизью и услышал, как один человек попрошайничал, говоря: «Я – старый, слепой человек».

Тогда ‘Умар постучал ему сзади по плечу и спросил: «Из числа каких людей Писания ты?»

Тот ответил: «Из числа иудеев».

‘Умар спросил: «А что побудило тебя к тому, что я вижу?»

Тот ответил: «Джизья, нужда и возраст».

Тогда ‘Умар взял его за руку, привёл к себе домой и дал ему кое-что из своего дома, а затем послал гонца к управляющему мусульманской казной и сказал: «Обращайте внимание на таких людей! Клянусь Аллахом, мы не будем справедливыми, если будем пользоваться молодостью такого человека, а на старости оставим его без помощи!»

После чего ‘Умар повелел не брать с него и подобных ему джизью”. Абу Юсуф в “аль-Харадж” (126), Ибн Занджауейх в “аль-Амуаль” (1/162). Сообщение достоверное. См. “Джами’ аль-асар ас-сахиха ли-амир аль-муъминин ‘Умар” (728).

Ученик сподвижников и известный имам таби’инов – Маймун ибн Михран говорил:

“В трёх вещах мусульманин и неверный равнозначны:

  1. Если ты заключил с кем-либо договор, то выполняй свой договор, независимо от того, мусульманин это или неверный, поскольку договор соблюдается ради Аллаха.
  2. Кто является твоим родственником, то поддерживай с ним родственную связь, независимо от того, мусульманин это или неверный.
  3. Если тебе доверил кто-либо вещь, то верни её хозяину, независимо от того, мусульманин это или неверный”. Ибн аль-Мубарак в “аль-Бирр уа-ссыля” (137).

Заключение

 В-десятых, в заключение хочется отметить, что всё упомянутое было приведено не ради защиты неверных, а ради защиты неприкосновенности и чистоты Ислама и для разъяснения положения тех или иных вещей в нашем небесном Шариате, на справедливости которого держатся небеса и земля. И это всё установил не кто-то из смертных, а сам Всевышний Аллах выше семи небес и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха)!

Исходя из того, что было упомянуто, нам становится ясно, что шариатские тексты необходимо понимать правильно и возвращать их к основам Шариата, совмещая с другими текстами и возвращаться за разъяснением к пониманию признанных имамов, а не вырывать что-то, что соответствует какой-то позиции и отбрасывать и скрывать то, что противоречит ей!

Уаки’ ибн аль-Джаррах говорил: “Кто ищет хадис, чтобы подтвердить им свое мнение – тот приверженец нововведения”. См. ”Замм аль-калям” (337).

Ибн Хазм сказал: “Нет слабее религии, чем религия человека, который усиливает достоверность сообщения, если оно соответствует его страсти, и считает его слабым, если оно противоречит ей. И никто не совершает подобного, кроме играющего со своей религией”. См. “аль-Мухалля” (4/180).

Хадис о резне, который разбирался в этой статье и подобные ему необходимо понимать правильно, а не толковать их, как вздумается, мол, в них идёт призыв к безразборному убийству неверных, а также несогласных с чьей-то позицией, и т.п. что будет наталкивать врагов на такие заявления, как: «Ислам распространялся мечом».

И пусть каждый мусульманин знает, что необоснованное кровопролитие является причиной множества бед, включая и впадение в заблуждение, да упасёт нас от этого Аллах!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Верующий не перестанет ощущать простор в своей религии до тех пор, пока не прольёт запретной крови». аль-Бухари (6862).

А Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: “Поистине, если человек впал в губительную ситуацию, из которой он не может найти выхода, то значит, он пролил запретную кровь!” аль-Бухари (6863).

И ведь даже за неправомерное убийство животного человек будет спрошен, не говоря уже о человеке!

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-либо из людей убьёт не по праву даже воробья или кого-либо выше этого, то он непременно будет спрошен за это Аллахом в Судный День!» Его спросили: “О Посланник Аллаха, а что является правом на это?” Он ответил: «Зарезать его и съесть, а не оторвать ему голову и выбросить». Ахмад (2/166), ад-Дарими (2021), ан-Насаи (4349, 4445). Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн аль-Мунзир, ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, аз-Захаби, Ибн Касир, аль-Мунауи, Ахмад Шакир, аль-Альбани. См. “аль-Ишраф” (3/428), “аль-Ахкам ас-сугъра” (2/774), “аль-Мухаззаб” (14123), “Иршад аль-факъих” (1/368), “ат-Тайсир” (2/434), “Тахридж аль-Муснад” (6551), “Сахих ат-Таргъиб” (1092).

Къады Абу Бакр ибн аль-‘Араби сказал: “Достоверно установлен запрет на убийство животного не по праву, и есть угрозы относительно этого. А что же тогда сказать об убийстве сына Адама (человека), или мусульманина, или же богобоязненного и праведного мусульманина?!” См. “Фатхуль-Бари” (12/189).

Кстати, о великом достоинстве того, кто умер, не пролив запретной крови, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто встретит Аллаха, не приобщая Ему в сотоварищи никого и не пролив запретной крови – войдёт в Рай!» Ахмад (4/152), Ибн Маджах (2618). Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” (2923).

Мутарриф ибн ‘Абдуллах сказал: “Для меня любимей, чтобы Аллах (в Судный День) спросил меня: «Почему ты не убил такого-то?», чем Он спросит меня: «Зачем ты убил такого-то?!»” Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (2/204).

Мухаммад ибн Сирин сказал: “Они (саляфы во главе со сподвижниками) говорили: «Сражение на пути Аллаха лучше, чем отсиживаться, однако лучше отсиживаться, чем сражаться в заблуждении! А тот, у кого что-то вызывает сомнение, пусть заменит это тем, что сомнения у него не вызывает»”. Ибн Аби Шейба (11/110).

Что же касается причин слабости мусульман и их униженного положения, и победы неверных над ними во всех уголках земли в наше время, а также что следует делать, чтобы одержать верх и вернуть былое величие, то шейхуль-Ислям Ибн Таймия об этом сказал: “Поистине, превосходство неверных стало лишь следствием грехов мусульман, что стало причиной уменьшения их веры. Но если верующие раскаются вместе с доведением своей веры до совершенства, то Всевышний Аллах дарует им победу, как Он сказал: «Не слабейте и не печальтесь, в то время как вы будете на высоте, если вы действительно являетесь верующими» (3: 139). Он также сказал: «Когда несчастье постигло вас после того, как вы причинили им вдвое большее несчастье, вы сказали: “Откуда все это?” Скажи: “От вас самих”» (3: 165). См. “аль-Джауаб ас-сахих” (6/450).

Также имам Ибн Таймия говорил: “Если в мусульманах есть слабость, а их враги взяли над ними верх, то причина этого в их грехах и ослушании Аллаха”. См. “Маджму’уль-фатауа” (11/645).

Сообщается, что халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз в своём наставлении и послании к наместникам, сказал: “Не говорите: «Наши враги хуже нас, и им не одолеть нас, даже если мы будем грешить». Сколько же было народов, над которыми взяли верх по причине грехов те, кто был хуже них! Просите же у Аллаха помощи против ваших душ точно так же, как вы просите Его о помощи против ваших врагов”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” (5/303).

 Просим Всевышнего Аллаха вернуть мусульман к истокам их чистой религии, объединить их на истине и даровать победу над их общими врагами, вернув им их былое величие и славу, чтобы Его творения поклонялись лишь Одному Ему!

 

И в заключение, хвала Аллаху – Господу миров!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=4579


Поделиться: