بســـــــــم الله الرحمن الرحيـــــــــم
Обязанность мужа перед жёнами, в случае если у него их несколько, состоит:
1. В справедливости в проведении времени с ними;
2. В предоставлении им жилья;
3. В расходовании на них, одевании и кормлении их.
И все!
О делении дней и ночей между женами.
Имам аш-Шафи’и говорил: “Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и все ученые говорят о том, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. И он должен быть справедливым в этом. И он не имеет права ущемлять их в этом!” См. “аль-Умм” 5/110.
О предоставлении им жилья
Муж обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье, если только они сами не согласны жить в одном доме, но в разных комнатах. И он не имеет права предоставлять им разное жилье, т.е. у одной хорошая скажем квартира, а у другой простой сарай, опять-таки кроме как с согласия жены. Имам Ибн Къудама сказал: “Человек не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их соизволения. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку в этом может быть для них вред который станет причиной ревности и вражды. Нахождение жен в одном доме может привести к спорам и дракам, если каждая из них будет слышать стоны другой, когда муж уединяется с одной, или же будет видеть это! Однако если они будут довольны тем, чтобы жить в одном доме, то это дозволено”. См. “аль-Мугъни” 7/229.
А имам аль-Касани сказал: “Если муж желает, чтобы его жена жила вместе с ним с его семьей, как его мать, дочь или еще кто, а жена против, то он должен предоставить ей отдельное жилье!” См. «Бадаи’у-ссанаи’» 4/32.
О расходах на жен
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается справедливости в расходовании и одевании, то это является Сунной и следованием пророку (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, он был справедлив между женами в расходовании и делении ночей между ними!” См. “Маджму’уль-фатауа” 32/269.
Это и есть обязанности мужа перед женами и если он выполнил эти свои обязанности перед женами, то он выполнил свой фард. А что касается свыше этого, то он имеет права не быть одинаковым во всем с женами. Как например делать кому-либо из них подарок, или больше любить одну из них, или покупать одеяние свыше обязательного, или иметь половую близость более одного раза и т.д. НО все это должно быть без желания причинить вред другим женам!
Имам Ибн Къудама сказал: «Муж не обязан соблюдать равенство в расходовании и одеяниях между женами, если выполнил свой уаджиб в этом отношении! Имам Ахмад говорил о человеке, у которого две жены: “Он может предпочитать одну из них в расходовании или интимных отношениях, если другая находится в достатке. И может покупать одежду для одной, сверх необходимого, если другая в достатке. Это по той причине, что если бы проявления равенства было бы обязательным во всех отношениях, то это было бы невозможно выполнить!”» См. “аль-Мугъни” 7/232.
Также говорил и хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 9/391.
Нет также никаких проблем, чтобы муж выходил по делам во время времени одной из жен, если только он не желает тем самым причинить ей обиду.
Кстати некоторые ученые относились к проведению одинакового времени у жен очень строго и говорили, что если он приходит к одной скажем после магъриба, а к другой до, то он уже из числа несправедливых, если только у него не было на это веской причины. См. “Та’адуд зауджат” 61.
Положение жребия между жёнами в сопровождении мужа в поездке
‘Аиша рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собирался в поездку, он бросал жребий между своими женами и брал с собой ту, на которую выпадал жребий”. аль-Бухари 5211, Муслим 3/218.
Однако само действие как жребий между женами для поездки не является обязательным. Упомянутый выше хадис не содержит в себе веления на обязательность такого поступка. Этот поступок пророка (мир ему и благословение Аллаха) указывает лишь на желательность этого, а не обязательность как говорил имам ас-Сан’ани. См. “Субулю-Ссалям” 3/222.
Более того, среди ученых были те, кто считал что бросания жребия в ситуации, когда среди жен есть такие, кто не ведет себя должным образом в пути, не дозволено. Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Некоторые маликиты говорили, что среди женщин есть такие, которые могут быть в поездке полезнее чем другие, и если в таком случае бросать жребий, то он может выпасть на ту, в ком нет пользы в дороге, что причинит вред мужчине. И также обратное, некоторые жены могут быть полезнее в доме, чем другие”. См. “Фатхуль-Бари” 9/221.
Таким образом, следует проявлять мудрость и смотреть на пользу и вред.
Напоминание для мужей, имеющих несколько жен
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела!» Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам”. ат-Тирмизи. Хадис достоверный. “Сахих аль-джами’” 1232.
Был спрошен шейх Салих аль-Фаузан: «Мужчина женат на двух женщинах, однако он не проявляет справедливости между ними. Более того, оставляет первую жену и не проводит ночь в её доме, говоря, что ей за 50 лет. Что вы думаете об этом?».
Ответ: «Не дозволено это. Обязательным является проявлять справедливость между жёнами. Справедливость между жёнами в плане проведения ночи, расходов, одежды и жилища. Необходимо проявлять справедливость между ними. “…Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы…” (4:3). Сообщается в достоверном хадисе: “У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишённый части своего тела!” Ахмад 2/295, Абу Дауд 2133, ан-Насаи 5/63. Хафиз Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса”. См. “Шарху-Ссунна” 9/150».
Наставление женщинам, чьи мужья имеют несколько жен
Избегать скандалов и проявлять терпение, ведь терпеливые получат великую награду. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, терпеливые получат свою награду без счета!» (аз-Зумар 39: 10).
Однажды одна женщина пришла к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по какой-то нужде. Он спросил ее: “Кто это? У тебя есть муж?” Она ответила: “Да”. Он вновь спросил: “Как у тебя с ним?” Она ответила: “Делаю для него все, что в моих силах”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал на это: “Смотри, куда тебе до него! Воистину, он для тебя Рай и Ад!” Ахмад 4/341, ат-Табарани в “аль-Аусат” 1/170, аль-Байхакъи 7/291. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, хафиз аль-Мунзири, имам аз-Захаби и шейх аль-Альбани.
© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=190