С именем Аллаха Милостивого Милосердного

Во-первых, следует знать, что молитва джуму’а не является обязательной для путника, в чем нет никаких разногласий среди учёных!

На эту тему передаётся пять хадисов от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), однако все они слабые, хоть некоторые учёные и усиливали их в совокупности. Как, например, хадис от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет на путнике обязанности совершения пятничной молитвы». ат-Табарани в “аль-Аусат” (818). Шейх аль-Альбани усилил данный хадис в силу существования других. См. «Ируа аль-гъалиль» (3/61), «Сахих аль-Джами’» (5405).

И достоверно об этом передается от многих сподвижников, среди которых ‘Али ибн Аби Талиб, Ибн ‘Умар и Анас (да будет доволен ими Аллах).

Более того, нет разногласий среди имамов в этом вопросе!

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается его (Малика) слов, что с путника спадает обязанность совершения пятиной молитвы, то в этом вопросе есть единогласное мнение (аль-иджма’) и нет никаких разногласий”. См. “аль-Истизкар” (2/36).

Хафиз Ибн Хубайра сказал: “Учёные единогласны в том, что пятничная молитва не является обязательной для ребёнка, раба, путника и женщины”. См. “Ихтиляфу аль-аимма аль-‘уляма” (1/152).

 

Во-вторых, если путник остановился в месте, где слышит призыв на пятничную молитву, становится ли она для него обязательной?

Этот вопрос является спорным среди обладателей знания.

Большинство учёных из числа представителей четырёх мазхабов считали, что пятничная молитва не становится обязательной для путника, даже если он слышит азан на неё. Более того, некоторые из них передавали даже единогласное мнение на этот счёт. См. “аль-Бахр ар-раикъ” (2/152), “аш-Шарх ас-сагъир” (1/494), “Маталиб ули-ннуха” (1/758).

В качестве аргумента они опирались на то, что к путникам изначально не относится обязательность совершения пятничной молитвы, и в этом положении они подобны детям и женщинам, для которых совершение пятничной молитвы не является обязательным, даже если они слышат азан.

Однако некоторые учёные всё же считали обязательным для путника совершение пятничной молитвы, если он остановился в месте, где слышит азан. И этого мнения были такие саляфы, как аз-Зухри, Ибрахим ан-Наха’и, аль-Ауза’и, аль-Бухари, и его выбрал Ибн Хазм. См. “аль-Баян” (2/543), “аль-Мухалля” (3/252).

Кстати, из числа современников это мнение также выбрали шейхи Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.

Их доводом являлись общие тексты Корана и Сунны, обязывающие откликнуться тех, кто слышит призыв на пятничную молитву.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, то поспешите к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62: 9).

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)». Абу Дауд (1056), аль-Байхакъи (3/173). Шейх аль-Альбани усиливал достоверность этого хадиса. См. “Ируа аль-гъалиль” (593).

В любом случае, этот вопрос спорный и у каждой из сторон есть свои аргументы, по этой причине если путник в состоянии совершить пятничную молитву, так как слышит призыв и находится рядом с мечетью, то лучше совершить её, выходя тем самым из разногласий.

 

В-третьих, могут ли путники сами совершить пятничную молитву, если они не делают её с местными жителями?

Если путники присоединились к людям той или иной местности, которые совершают пятничную молитву, то нет сомнения в том, что их молитва является правомочной, и они будут вознаграждены.

Однако, если они, будучи путниками сами решат совершить пятничную молитву, то правомочность этой молитвы является спорной среди учёных. Большинство факъихов считали, что пятничная молитва, совершаемая путниками, не является действительной. См. “Кифая ат-талиб” (1/329), “Нихая аль-мухтадж” (2/306), “аль-Маусу’ат-уль-фикъхийя” (25/37).

И даже если принять мнение ханафитов о том, что пятничная молитва, проводимая лишь путниками всё же действительна, это не соответствует пророческой Сунне!

Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто бывал в пути во время пятницы, но до нас не дошло, чтобы он совершал пятничную молитву, будучи путником. Более того, достоверно установлено, что он совершил в пятницу во время Хаджа в день ‘Арафа полуденную молитву (вместо пятничной)”. См. “аль-Аусат” (4/20).

 

В-четвёртых, дозволяется ли человеку отправляться в путь в пятничный день?

До наступления времени пятничной молитвы нет проблем в том, чтобы человек выходил в путь в пятничный день. И это мнение большинства учёных. См. “аль-Биная” (3/38), “аш-Шарх аль-кабир” (1/397), “Шарх аль-Мухаззаб” (4/498), “аль-Мугъни” (2/269).

В качестве аргумента они опирались на слова праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба:

Передал аль-Асуад ибн Къайс со слов своего отца: “Как-то ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел человека, желающего отправиться в путь, который говорил: “Если бы не пятничный день, то я вышел бы в путь”. На это ‘Умар ему сказал: «Так выходи в путь. Поистине, пятничная молитва не препятствует выходу в путь»”. ‘Абдур-Раззакъ (5537), аш-Шафи’и в “аль-Умм” (2/376), Ибн Аби Шейба (2/105), Ибн аль-Мунзир в “аль-Аусат” (4/21), аль-Байхакъи (3/178). Шейх аль-Альбани назвал иснад этого сообщения достоверным, а шейхи ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали всех его передатчиков надёжными. См. “аль-Аджуиба ан-нафи’а” (стр. 65), “Тахкыкъ Задиль-ма’ад” (1/384).

А что касается хадисов, в которых говорится о запретности отправляться в путь в пятницу, которые приводили Ибн аль-Къайим и ас-Суюты, то они не являются достоверными, как сказал шейх аль-Альбани: “Нет достоверного запрета на выход в путь в пятницу”. См. “Та’ликъ ‘аля ат-Танкиль” (стр. 229).

Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Я не знаю достоверного хадиса, который запрещал бы выход в путь в начале дня в пятницу до наступления полудня и призыва к молитве. Однако если призовут к пятничной молитве, то становится обязательным устремиться к ней каждому, кто слышит азан”. См. “аль-Аусат” (4/23).

Если же человек собирается выйти в путь в пятницу после наступления полудня, и в частности призыва на пятничную молитву, то большинство учёных это запрещали, более того, Ибн Хазм передал единогласное мнение на запрет этого, сказав: “Единодушны учёные в том, что путь становится запретным для того, кому совершение пятничной молитвы является обязательным, если к ней уже произнесли призыв”. См. «Маратиб аль-иджма’» (стр. 151).

Тем более в одной из версий от ‘Умара ибн аль-Хаттаба говорится: “Поистине, пятничная молитва не препятствует выходу в путь, если не наступило её время”. ‘Абдур-Раззакъ (5536). Шейхи ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут назвали всех передатчиков надёжными. См. “Тахкыкъ Задиль-ма’ад” (1/384).

А Аллаху ведомо обо всём лучше!


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=1177


Поделиться: