С именем Аллаха Милостивого Милосердного

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

Воистину, общеизвестно для всех мусульман, что пятница является избранным и величайшим днём для Всевышнего Аллаха, Который избрал этот день для общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) днём сбора (аль-‘Ид). Пятница – это наилучший из дней, в которые когда-либо восходило солнце, и именно в этот день был сотворён пророк Адам (мир ему), в этот день он был низведён из Рая, в этот день было принято его покаяние, в этот день он умер, и Судный Час наступит именно в пятницу. И у пятницы есть множество великих достоинств и преимуществ, как в мире этом, так и в мире ином, упомянутых в пророческих хадисах. Среди них то, что в этот день есть такой период времени, в который мольба не остаётся без ответа, а также и то, что умерший в пятницу будет избавлен от искушения в могиле.

Однако в последнее время всё чаще стал подниматься вопрос о том, что именно хадисы о достоинстве мусульманина, скончавшегося в пятницу, который по этой причине будет защищён от искушения могилы, не являются достоверными, и никак не могут усиливать друг друга. И что якобы помимо шейха аль-Альбани вообще никто не усиливал данный хадис, в чём якобы он допустил явную ошибку.

В связи с этими утверждениями, а также и иных польз для мусульман, хотелось бы вкратце, но более широко ознакомить читателя со словами знатоков хадисоведения по данной теме, с их доводами, а также всеми путями этого хадиса. Ведь ознакомившись более подробно со словами учёных и их аргументами по данному вопросу, можно будет убедиться в том, что не всё так однозначно относительно хадисов данной главы, как и убедиться в том, что не только шейх аль-Альбани усиливал достоверность обсуждаемого хадиса.

Все версии хадисов о достоинстве того, кто скончался в пятницу

– Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от смуты в могиле». Ахмад 2/220, ат-Тирмизи 1074.

Это – самая известная и распространённая версия хадиса.

– Также со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умер в пятницу, будет защищён от мучения могилы». Абу Я’ля в “аль-Муснад” 4113.

– Со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, будет защищён от мучения могилы, а в Судный день явится с печатью шахидов». Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 3/155.

И с точно таким же смыслом этот хадис передаётся также со слов:

– ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что приводит аш-Ширази в «аль-Алькъаб», как об этом упоминается в «аль-Итхаф» (3/217).

– ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах), что приводит ад-Дайлями в «аль-Фирдаус», как об этом упоминается в «аль-Макъасыд аль-хасана» (1186).

Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что приводит Абу Мухаммад аль-Хариси в «Муснад Аби Ханифа» (129).

Ийяса ибн Букайра (да будет доволен им Аллах), что приводит Хумайд ибн Занджауейх в «ат-Таргъиб», как об этом упоминается в «Тухфатуль-ахуази» (4/178).

– ‘Имрана ибн Хусайна (да будет доволен им Аллах), что приводит Абу Шуджа’ ад-Дайлями в «аль-Фирдаус» (1/414).

– ‘Исы ибн Мусы, передавшего этот хадис со слов сподвижников из числа соседей Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что приводит аль-Къасим ибн ‘Али в «Та’зия аль-муслим» (111).

Также этот хадис передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в форме мурсаль со слов:

– Ибн Шихаба аз-Зухри, что приводит ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (5595).

– ‘Абдуллаха ибн Хантаба, что приводит ‘Абду-р-Раззакъ в «аль-Мусаннаф» (5597).

Также этот хадис передаётся в форме маукъуф со слов самого сподвижника – ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что он говорил: “Кто умер днём в пятницу или в ночь на пятницу, тот будет защищён от испытания (могилы)”. аль-Байхакъи в “Исбат ‘азаб аль-къабр” 157.

Также подобные слова передаются и от некоторых саляфов из числа таби’инов:

– Абу ‘Убайда ибн ‘Укъба говорил: “Кто умер в пятницу, будет защищён от мучения могилы”. После этого передатчик Абу ‘Усман сказал: “Когда я передал его слова аль-Къасиму ибн Мухаммаду, он сказал: «Абу ‘Убайда говорит правду»”.

Этот асар передал Ибн Уахб через свой иснад, что приводит Ибн Батталь в «Шарх Сахих аль-Бухари» (3/376).

– ‘Икрима аль-Махзуми сказал: “Кто умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, будет защищён от мучения могилы”. аль-Байхакъи в “Исбат ‘азаб аль-къабр” 158.

Это и есть всё основное, что передаётся по данной теме в виде хадисов и асаров в форме марфу’ (от Пророка), маукъуф (от сподвижников) и макъту’ (от таби’инов).

Слова учёных, посчитавших эти хадисы слабыми

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от смуты в могиле». Ахмад 2/220, ат-Тирмизи 1074.

Упомянув этот хадис, имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: “Этот хадис редкий. Иснад этого хадиса не является непрерывным. Мы не знаем, чтобы передатчик Раби’а ибн Сайф слышал от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/215.

Помимо того, что иснад в этом хадисе является прерванным, также было разногласие по поводу самого передатчика Раби’и ибн Сайфа, которого называли слабым.

На слабость этого хадиса также указывал и имам аз-Захаби. См. “ас-Сияр” 12/584.

Упомянув версию хадиса ат-Тирмизи, а затем и другой путь этого же хадиса, имам ат-Тахауи сказал: “Мы стали свидетелями тому, что иснад этого хадиса является испорченным”. См. “Шарх Мушкиль аль-асар” 1/250.

Что же касается версии хадиса от Анаса (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто умер в пятницу, будет защищён от мучения могилы». Абу Я’ля в “аль-Муснад” 4113.

Относительно этой версии хадиса хафиз аль-Хайсами сказал: “Этот хадис привёл Абу Я’ля и в его иснаде передатчик по имени Язид ар-Ракъаши, в отношении которого есть проблемы”. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/319.

Также и хафиз Ибн Хаджар указав на то, что в предыдущем хадисе ат-Тирмизи есть слабость, он сказал: “Но Абу Я’ля передал подобный хадис также от Анаса, однако его иснад ещё слабее”. См. “Фатхуль-Бари” 3/253.

Однако в своей книге «аль-Кафи аш-шаф» Ибн Хаджар указал на то, что у данного хадиса есть различные свидетельства. См. “аль-Кафи аш-шаф фи тахридж ахадис аль-Кашшаф” 152.

Что касается версии хадиса, передаваемой аль-Къасимом ибн ‘Али в «Та’зия аль-муслим» (111) со слов сподвижников из числа соседей Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то в иснаде его Ибн Ляхи’а, относительно которого были известные разногласия, а также ‘Иса ибн Муса, которого имам Абу Хатим назвал слабым. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 1582.

Что касается версий в форме «мурсаль», то в их иснадах отсутствуют некоторые передатчики.

Что касается версии хадиса Джабира, которую приводит Абу Ну’айм в «аль-Хилья» (3/155), то в иснаде этой версии передатчик по имени ‘Умар ибн Муса ибн Уаджих, который выдумывал хадисы. См. “Лисан аль-мизан” 332-333.

Что же касается других версий этого хадиса, то они ещё хуже по степени, чем упомянутые.

И среди учёных, кто высказался обобщённо о слабости хадисов данной главы – это хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади, который включил этот хадис в свою небольшую работу «Рисаля аль-лятыфа», посвящённую недостоверным и слабым хадисам. См. “Рисаля лятыфа фи ахадис да’ифа” 40.

Также и шейх Ибн Баз, сказавший: “Все хадисы о достоинствах умерших в пятницу, являются слабыми”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 367.

Что же касается шейха Шу’айба аль-Арнаута, то упомянув различные версии этого хадиса, он сказал: “Эти пути не пригодны для того, чтобы усилить данный хадис. И ошибся аль-Альбани в своей книге «аль-Джанаиз», назвав этот хадис хорошим или достоверным, последовав в этом за аль-Мубаракфури, (усилившим его) в «Тухфатуль-ахуази»”. См. “Тахридж аль-Муснад” 11/150.

Однако следует отметить, что Шу’айб аль-Арнаут сам не редко подтверждал в своих исследованиях достоверность хадиса о смерти в пятницу. Так, например, упомянув слова ат-Тахауи, назвавшего данный хадис слабым, Шу’айб аль-Арнаут сказал: “Иснад его (в версии Ахмада) является хорошим. Также у этого хадиса есть свидетельство в хадисе от Анаса, что приводит Абу Я’ля, но в его иснаде передатчик по имени Язид ар-Ракъаши, который является слабым. Также это передаётся от Джабира, что приводит Абу Ну’айм в «аль-Хилья». Данный хадис усиливается его путями и свидетельствами”. См. “Тахридж Мушкиль аль-асар” 1/250-251.

Также в исследовании на книгу «аль-‘Ауасым» Ибн аль-Уазира, упомянув различные версии этого хадиса, Шу’айб аль-Арнаут сказал: “Данный хадис усиливается этими свидетельствами”. См. “Тахкыкъ аль-‘Ауасым миналь-къауасым” 4/256.

Следовательно, либо Шу’айб аль-Арнаут ошибся и сам, усилив обсуждаемый хадис; либо он так и не определился, усиливается ли всё-таки этот хадис различными его путями или нет? Ведь он так и не сказал о том, что отказывается от своих слов по поводу усиления достоверности этого хадиса.

Слова учёных, усиливших степень достоверности этих хадисов

Нет сомнений в том, что слабые хадисы могут усиливать друг друга, в частности, если причина слабости хадисов была в плохой памяти передатчика, допущении им ошибок, прерванного иснада, и т.п., если сам хадис имеет несколько путей, передающихся через различные иснады. И таковым был мазхаб многих ранних имамов-хадисоведов и основателей этой науки, которые усиливали слабые хадисы, передающиеся различными путями, если в их иснадах не было лжецов, отвергаемых передатчиков, приверженцев нововведений, передающих то, что усиливает их мнение и т.п.

Имам Ахмад говорил: “Хадис: «Нарушили свой пост делающий кровопускание и тот, кому его делают», а также хадис: «Нет никаха, кроме как при согласии опекуна», являются хадисами, которые усиливают друг друга, и поэтому я склоняюсь к ним”. См. “аль-Камиль” 1/266.

Хафиз Ибн ас-Салях сказал: “Не каждый слабый хадис перестаёт быть слабым из-за наличия у него других путей. Напротив, это положение различается, ибо из числа этих хадисов есть такие, слабость которых устраняется, если причина этой слабости была в плохой памяти передатчика, но который сам является правдивым и религиозным. Или если причина слабости хадиса в прерванном иснаде, то слабость также устраняется подобным, как когда хадис-мурсаль передаёт имам-хафиз. Если в хадисе есть незначительная слабость, то она устраняется по причине иной передачи через другой путь. Но есть такие слабые хадисы, слабость которых не устраняется подобными вещами из-за серьёзной слабости, как слабость хадиса по причине передатчика, обвинённого во лжи, или по причине того, что хадис является отклонённым (шазз). См. “Мукъаддима ‘улюм аль-хадис” 36-37.

Хафиз аз-Зайля’и говорил: “Может быть так, что множество путей хадиса не прибавляют ему ничего, кроме слабости”. См. “Насб ар-рая” 1/359.

Что же касается хадиса обсуждаемой главы, то обладатели знания разошлись в вопросе: «Могут ли его пути усиливать этот хадис или же нет?»

Что касается учёных, усиливавших хадисы данной главы, то в основном все они также признавали слабость этих хадисов по отдельности, однако они сказали, что у этого хадиса имеется множество версий от различных передатчиков, которые придают уверенность в том, что они не могли сговориться и допустить ошибку на наличие такого хадиса.

Среди сторонников этого мнения были такие, кто говорил, что в некоторых рукописях сборника «Сунан ат-Тирмизи» передаётся, что про хадис данной главы имам ат-Тирмизи сказал не просто «Редкий» (гъариб), а сказал: «Хороший-редкий» (хасан-гъариб). Ведь среди учёных общеизвестно, что если имам ат-Тирмизи сказал на хадис просто «гъариб» (редкий), то он имеет в виду его слабость. Но если он говорит про хадис: «Хасан-гъариб», то учёные разошлись, что он имел в виду под такой оценкой. Например, шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Если ат-Тирмизи сказал о хадисе: «Хасан-гъариб», то он имеет в виду, что именно этот путь хадиса является редким, а что касается его смысла, то, в общем, у этого хадиса имеется подкрепляющее свидетельство, по причине которого он стал хорошим (хасан)”. См. “Маджму’уль-фатауа” 18/24.

Хафиз аль-‘Иракъи, упомянув слова ат-Тирмизи о том, что иснад его версии хадиса является прерванным, сказал: “Но с непрерывным иснадом его передал аль-Хаки́м ат-Тирмизи в книге «ан-Науадир»”. См. “Тахридж аль-Ихья” 512.

И хафиз ас-Сахауи, упомянув слова ат-Тирмизи, что иснад хадиса является прерванным, сказал: “Но этот хадис в непрерывной форме привели ат-Табарани и Абу Я’ля через путь Раби’а от ‘Ийяда ибн ‘Укъбы аль-Фихри. Также у него есть и другой путь, который приводят Ахмад, Исхакъ, ат-Табарани через Бакыйю от Абу Къубайля. Также такой хадис передал Абу Ну’айм от Джабира. И в этой главе ещё есть хадис от ‘Али, который привёл ад-Дайлями в своём сборнике «аль-Муснад»”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 492.

То же самое говорил и хафиз аль-Мунауи. См. “Файд аль-Къадир” 5/499.

Хафиз ас-Суюты о хадисах данной главы сказал: “Этот хадис привели Ахмад, ат-Тирмизи, назвавший его хорошим, Ибн Аби ад-Дунья, аль-Байхакъи со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра. Также его привёл Ибн Уахб в «аль-Джами’» и аль-Байхакъи через другой путь. И аль-Байхакъи также передаёт его через третий путь в форме маукъуф со слов самого ‘Абдуллаха ибн ‘Амра”. См. “Шарх ас-судур би-шарх халь аль-маута уаль-къубур” 160.

Также шейх Мухаммад Хаят ас-Синди, упомянув версию этого хадиса от Абу Хурайры, сказал, что она прерванная, так как передающий этот хадис от него аль-Хасан аль-Басри не слышал его хадисов. Однако затем он стал цитировать некоторые упомянутые слова хафизов, усиливавших данный хадис. См. “Шарх Муснад Аби Ханифа” 3/73-74.

Также хафиз аз-Зуркъани признал наличие у этого хадиса основы. См. “Мухтасар аль-Макъасыд” 1085.

Также и шейх Мухаммад аль-Мубаракфури, упомянув в отношении версии ат-Тирмизи, что хадис является слабым по причине прерванного иснада, добавил: “Однако у этого хадиса есть различные свидетельства”. См. “Тухфатуль-ахуази” 4/178.

Нет сомнения в том, что самая наилучшая версия из хадисов данной главы – это версия ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от смуты в могиле». Ахмад 2/220, ат-Тирмизи 1074.

И если бы у данного хадиса в качестве подтверждающегося свидетельства были лишь версии от Анаса и Джабира, то тогда действительно истина была бы с теми исследователями, которые посчитали, что этот хадис не может усиливаться ими. Ведь как было упомянуто, в версии хадиса Анаса присутствует очень слабый и отвергаемый передатчик по имени Язид ар-Ракъаши, а в версии Джабира передатчик по имени ‘Умар ибн Муса, который вообще выдумывал хадисы.

Но следует отметить, что именно одна из трёх путей этого хадиса, передаваемая именно от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, является самой достоверной, которую приводили имамы Ахмад (2/220), ‘Абд ибн Хумайд (323) и другие, передаваемая со слов Бакъии ибн аль-Уалида:

Сказал Бакъия ибн аль-Уалид: “Рассказал мне Му’ауия ибн Са’ид ат-Туджиби, сказавший: “Я слышал, как Абу Къубайль аль-Мисри говорил: “Я слышал, как ‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) говорил: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от смуты в могиле».

Иснад и передача этой версии – это другой иснад, нежели путь имама ат-Тирмизи.

Итак, передатчики, к которым возвращается данная версия:

– Бакъия ибн аль-Уалид:

Что касается этого передатчика, то касательно него были большие споры среди имамов во все времена. И нет сомнения в том, что он был мудаллисом, даже если принять во внимание то, что некоторые имамы называли его надёжным. Он занимался тадлисом от слабых и неизвестных передатчиков. Но, тем не менее, имам ан-Насаи сказал о нём: “Если Бакъия говорит: «Рассказал нам», или: «Сообщил нам», тогда он является надёжным”. См. “Хуляса Тахзиб аль-камаль” 54.

– Му’ауия ибн Са’ид ат-Туджиби:

По поводу этого передатчика так же были разногласия, так как сообщается, что Абу Мухаммад аль-Фариси назвал его неизвестным (маджхуль), а от ад-Даракъутни Абу Мухаммад аль-Гъассани передал, что он сказал о нём: «Слабый». Хотя в самой книге ад-Даракъутни «ас-Сунан» нет таких слов. Но этого передатчика защищал Ибн ат-Туркумани в «аль-Джаухар ан-накъий» (3/178). Ибн Хиббан включил его в число надёжных передатчиков, аз-Захаби сказал о нём: “Его считали надёжным”, а Ибн Хаджар про него заключил: “Было сказано, что он правдивый”, т.е. его хадисы следует принимать во внимание. См. “аль-Кашиф” 5521, “ат-Такъриб” 6757.

– Абу Къубайль Хай ибн Хани аль-Мисри:

Что касается этого передатчика, то современники из числа называющих хадис данной главы слабым, опираются в основном на слова Ибн Хиббана, который сказал про Абу Къубайля, что он допускал ошибки. При этом они зачастую игнорируют тот факт, что большинство ранних и признанных имамов хадисоведения, включая Ахмада, Ибн Ма’ина, Абу Зур’у, аль-Фасауи, аль-‘Иджли, считали его надёжным в абсолютной форме. См. “Ма’рифа ас-сикъат” 1/329, “Такъриб ат-тахзиб” 1/209, “Машахир ‘уляма аль-амсар” 194.

Как нам стало ясно, каких-то существенных проблем в иснаде данной версии нет, и поэтому саму эту версию некоторые учёные считали достоверной даже без всяких усиливающих свидетельств. Так, например, шейх Ахмад Шакир в исследовании сборника «Муснад Ахмад» вначале назвал данный хадис слабым, который шёл под номером (6646), поскольку в той версии передатчик Бакъия не заявил, что он слышал непосредственно данный хадис от Му’ауии ибн Са’ида. Однако, затем Ахмад Шакир назвал этот же хадис под номером (7050) достоверным, увидев версию, в которой Бакъия заявил о том, что слышал этот хадис сам. Шейх Ахмад Шакир сказал: “Этот хадис уже упоминался под номером (6646), но там мы назвали его слабым, так как Бакъия – мудаллис, а он не заявил о том, что слышал этот хадис. Однако исходя из этого иснада становится ясно, что он слышал этот хадис от Му’ауии ибн Са’ида, сказав в утвердительной форме: «Рассказал мне». По этой причине неясность в плане тадлиса была решена, и иснад этого хадиса является достоверным. И хвала Аллаху”. См. “Тахридж аль-Муснад” 6/473.

Также этот хадис назвал хорошим и хафиз ас-Суюты. См. “ад-Дин аль-халис” 4/123.

Также назвал достоверной именно эту версию Ахмада и шейх ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури. См. “Мир’атуль-мафатих” 4/441.

Следует отметить, что даже если принять во внимание то, что и эта версия хадиса всё же является слабой, то нет ничего странного в том, чтобы усилить её другими подобными хадисами, часть которых уже упоминалась, в иснадах которых нет ни лжецов, ни отвергаемых передатчиков. Например, прерванной версией ат-Тирмизи, в которой передатчик Раби’а ибн Сайф. Несмотря на то, что многие имамы называли его слабым и допускавшим ошибки, ан-Насаи говорил в одной из версий о нём: “Нет в нём проблем”. Что касается ад-Даракъутни, то он сказал про него: “Праведный”. А аль-‘Иджли назвал его надёжным. См. “Тарих ас-сикъат” 463, “Суалят аль-Буркъани” 153, “ат-Тахзиб” 3/221.

Как и не является чем-то порицаемым усилить хадис данной главы версией, передаваемой от ‘Исы ибн Мусы, сообщившего этот хадис со слов сподвижников из числа соседей Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которую приводит аль-Къасим ибн ‘Али в «Та’зия аль-муслим» (111).

Или версией от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), которую приводит Абу Мухаммад аль-Хариси в «Муснад Аби Ханифа» (129) через аль-Хасана аль-Басри.

Или асаром, который приводит Ибн Уахб со слов Абу ‘Убайда ибн ‘Укъбы: “Кто умер в пятницу, будет защищён от мучения могилы”. После этого передатчик Абу ‘Усман сказал: “Когда я передал его слова аль-Къасиму ибн Мухаммаду, он сказал: «Абу ‘Убайда говорит правду»”.

Ведь такие сообщения именуются «мурсаль-макъту’», поскольку человек из числа таби’инов говорит о сокровенных вещах и при этом не ссылается ни на сподвижника, ни на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), следовательно, это положение было известно среди таби’инов. Тем более и другой великий имам, как аль-Къасим ибн Мухаммад подтвердил правильность слов Абу ‘Убайды ибн ‘Укъбы.

Более того, хадис этой главы усиливается и третьей передачей в форме маукъуф со слов самого ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), который говорил: “Кто умер днём в пятницу или в ночь на пятницу, тот будет защищён от испытания (могилы)”. аль-Байхакъи в “Исбат ‘азаб аль-къабр” 157.

Удивительно, как некоторые современные исследователи, ослабившие хадисы данной главы, упоминали этот асар лишь вскользь, не делая на нём акцента, или же вообще о нём не упоминали. А ведь этот асар передаётся через совершенно иной иснад, а, следовательно, никак нельзя сказать, что один и тот же передатчик просто ошибся, один раз возведя этот же хадис к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а другой раз к сподвижнику. И в этом асаре нет никаких существенных проблем за исключением известного передатчика по имени Ибн Ляхи’а, касательно которого были большие разногласия во все времена. Кто-то из мухаддисов считал его надёжным в абсолютном смысле; кто-то наоборот – абсолютно слабым; а кто-то делал разграничения, подходя к каждой его передаче по-разному в зависимости от того, кто именно передавал от него самого хадис. Дело в том, что многие исследователи считали, что Ибн Ляхи’а стал ошибаться именно после того, как сгорели его книги, а он стал рассказывать по памяти, путаясь и ошибаясь. Так, например, имам ад-Даракъутни говорил: “Следует брать в расчёт именно ту передачу, которую от него передают ‘Абдуллахи: Ибн аль-Мубарак, аль-Мукъри и Ибн Уахб”. См. “ад-Ду’афа” 322.

Имам Абу Зур’а сказал: “Нет разницы между теми, кто слышал хадисы от Ибн Ляхи’а как раньше, так и позже, кроме Ибн аль-Мубарака и Ибн Уахба, так как они исследовали основы его передач”. См. “аль-Мизан” 4/173.

Хафиз ‘Абдуль-Гъанни аль-Азди сказал: “Если хадис от Ибн Ляхи’а передают ‘Абдуллахи, как Ибн аль-Мубарак, Ибн Уахб и аль-Мукъри, то он достоверный”. См. “ат-Тахзиб” 5/377.

Имам Ибн Хиббан сказал: “Наши сторонники (мухаддисы) говорили, что передача тех, кто слышал от него хадисы до того, как сгорели его книги, является достоверной, как передачи ‘Абдуллаха ибн Уахба, ‘Абдуллаха ибн аль-Мубарака, ‘Абдуллаха ибн Язида аль-Мукъри и ‘Абдуллаха ибн Маслямы аль-Къа’наби. А что касается передачи тех, кто слышал от него после того, как его книги сгорели, то они ничего не стоят”. См. “аль-Маджрухин” 2/18, “аль-Мизан” 4/173.

Слова этих имамов указали на одну важную тонкость, а это то, что если хадис передаёт от Ибн Ляхи’и один из четырёх имамов ‘Абдуллахов, то он как минимум берётся в расчёт. Что же касается обсуждаемого асара в форме маукъуф, то как раз от Ибн Ляхи’а его передал Ибн Уахб!

Имам Ахмад рассказывал, что ученик Ибн Уахба – Халид ибн Хадаш сказал: “Как-то Ибн Уахб обратил внимание на то, что я не записываю хадисы Ибн Ляхи’а и сказал мне: «Воистину, моя передача от Ибн Ляхи’а не подобна передаче других, так записывай же её»”. См. “аль-‘Иляль” 1784, 5190, “ад-Дуа’фа” 2/295.

А что касается передатчика Ибн ‘Абду-р-Рахмана ас-Садафи, с чьих слов передал этот асар Ибн Ляхи’а, то это – Сайяр ибн ‘Абду-р-Рахман ас-Садафи, который в книге «‘Азаб аль-къабр» ошибочно был упомянут, как Синан, а не Сайяр, тогда как в действительности это Сайяр.

Несмотря на то, что от него передаётся мало хадисов и мало что известно, имам Абу Зур’а сказал про него: “Нет в нём проблем”. См. “аль-Джарх уа-тта’диль” 4/238.

Всё упомянутое поясняет нам, почему шейх аль-Альбани, как и некоторые признанные мухаддисы до него, усиливали достоверность хадиса данной главы.

В исследовании на сборник «Мишкат аль-масабих», в отношении хадиса версии имама ат-Тирмизи шейх аль-Альбани сказал: “Все передатчики этого хадиса являются надёжными, однако хадис является прерванным, как на это указал ат-Тирмизи. Однако ат-Табарани привёл его с непрерывным иснадом, как об этом говорится в «аль-Файд». Также у этого хадиса есть другой путь в «аль-Муснад», и иснад его хороший или же достоверный по причиной упомянутой версии”. См. “Тахридж аль-Мишкат” 1367.

Также шейх аль-Альбани сказал: “Ахмад и аль-Фасауи в «аль-Ма’рифа» привели этот хадис через два пути со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, а ат-Тирмизи привёл его через один путь. Также у этого хадиса есть свидетельства в виде передачи от Анаса, Джабира и других. В совокупности всех путей данный хадис является хорошим или же достоверным”. См. “Ахкам аль-джанаиз” 49-50.

Также шейх аль-Альбани сказал: “У этого хадиса есть другие передачи и пути, которые приводят Ахмад и другие, о чём я упоминал в «аль-Мишкат» и «Ахкам аль-джанаиз». Также его привёл ад-Дыя в «аль-Мухтара»”. См. “Сахих ат-Таргъиб” 3562.

Также и другой известный мухадис – шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, перечислив различные пути этого хадиса, заключил: “В совокупности всех путей данного хадиса его степень не опускается ниже уровня хорошего (хасан)”. См. “Тахридж Джами’ аль-усуль” 9/272.

Также и исследователь – шейх Хусайн Салим Асад, упомянув слабую версию этого хадиса, которую приводит Абу Я’ля, сказал: “Но в пользу этого хадиса свидетельствует версия ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, передаваемая Ахмадом (2/176) и (2/200) через версию Бакъии ибн аль-Уалида. И иснад его является сильным, так как Бакъия заявил прямо о том, что он слышал этот хадис непосредственно во второй версии у Ахмада”. См. “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 6/258.

Также автор книги «Хадисы, которые привёл в своём сборнике «аль-Мусаннаф» ‘Абду-р-Раззакъ в форме марфу’, которые не приводили авторы шести сборников», в примечании к версии данного хадиса, которая передаётся в форме мурсаль от Ибн Шихаба, заключил: “Версия этого хадиса, которую привёл автор (‘Абду-р-Раззакъ) является слабой, так как она мурсаль (прерванная), а также потому что в ней неизвестный передатчик, от которого передаёт Ибн Джурайдж. Однако другие версии хадиса данной главы свидетельствуют в пользу этого хадиса, не считая добавки, в которой говорится: «Умерший в пятницу будет записан шахидом»”. См. “Зауаид Мусаннаф аль-имам ‘Абд ар-Раззакъ ‘аля кутуб ас-ситта” 1/454-455 (437).

Также исследователь – шейх Самир аз-Зухейри в отношении хадиса данной главы сказал: “Этот хадис усиливается и достигает степени достоверного по причине его различных путей и версий”. См. “Тахкыкъ Китаб аль-Джуму’а” 40.

Также и исследователи книги «аль-Маталиб аль-‘алия» под руководством шейха Са’да аш-Шасри, после упоминания многочисленных версий данного хадиса, заключили: “В общем, все пути этого хадиса и его версии не лишены недостатков. Однако в совокупности данный хадис является хорошим (хасан) сам по себе, или же достоверным (сахих) в силу усиливающих его свидетельств. По этой причине ас-Суюты назвал его хорошим в «аль-Джами’ ас-сагъир», как это сказано в «Файд аль-Къадир» (5/499). И за ним последовал так же в этом аль-Альбани в «Сахих аль-Джами’» (5773) и «Ахкам аль-джанаиз» (50)”. См. “Тахридж аль-Маталиб аль-‘алия” 5/245-248.

О понимании хадиса данной главы и претензии к его смыслу

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от искушения в могиле». Ахмад 2/220, ат-Тирмизи 1074.

Учёные по-разному высказывались относительно понимания слов «искушения могилы». Кто-то из них считал, что речь идёт о том, что ангелы не будут допрашивать умершего в пятницу; кто-то считал, что ему будет облегчено наказание могилы; кто-то считал, что такой человек будет избавлен именно от наказания могилы; а кто-то посчитал, что он будет избавлен как от наказания могилы, так и допросов.

Имам Абу-ль-Хасан ас-Синди в комментариях к хадису данной главы в отношении слов: «Аллах защитит его от смуты в могиле», сказал: “Т.е. он будет защищён от допроса ангелами в могиле, а Аллаху Всевышнему известно это лучше”. См. “Хашия ‘аля Муснад аль-имам Ахмад” 4/351.

То же самое сказал и хафиз аль-Мунауи.

Однако шейх Ахмад ас-Са’ати, процитировав подобные слова аль-Мунауи, сказал: “Эти слова противоречат очевидному смыслу хадиса, так как установленным является для обладающих знанием то, что вопросы в могиле будут обращены к каждому умственно полноценному человеку, кроме шахида, павшего на поле боя. А что касается того, что сказано в отношении группы людей, которые не будут спрошены в могиле, то это следует отнести к тому, что они не будут подвержены испытанию в могиле. Т.е. они будут спрошены, однако не будут испытаны”. См. “аль-Фатх ар-Раббани” 1/854.

А шейх Мухаммад аль-Мубаракфури в отношении слов «смуты в могиле», сказал: “Т.е. будет защищён от мучения в могиле и допросов”. См. “Тухфатуль-ахуази” 4/178.

И именно так называли главу, в которой приводили данный хадис большинство имамов, указывая на то, что смерть в пятницу является причиной избавления от наказания в могиле.

В своей известной книге «ат-Тазкира», посвящённой событиям, описанным в шариатских текстах о могилах, барзахе и Судном дне, имам аль-Къуртуби привёл раздел, посвящённый ужасам и мучениям в могиле, допросам ангелов и т.п. После этого он стал перечислять причины, которые Коран и Сунны сделали исключением для избавления от мучений и допросов в могиле, упомянув среди этих причин также и смерть в пятницу, после чего сказал: “Знай, да помилует тебя Аллах, что эта глава не противоречит той главе, что приводилась ранее. Напротив, эта глава конкретизирует и разъясняет положение тех, кто не будет допрошен в могиле и наказан в ней. И во всём этом нет места для аналогий, как и нет в этом места для личных суждений. Воистину, в этом есть только необходимость покориться словам правдивого Посланника, направленного к рабам Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “ат-Тазкира” 114.

Но кто-то может спросить: «Какая связь между наказанием грешника из числа мусульман в могиле и тем, что ему просто повезло умереть в этот день? Ведь смерть человека в тот или иной день или в том или ином месте происходит не по его выбору. И если смерть в пятницу имеет такое великое достоинство, то почему нет указаний на то, что посланники, пророки, праведники и великие сподвижники умирали именно в пятницу?»

В связи с этим хотелось бы также упомянуть и о некоторых словах шейха Ибн ‘Усаймина, который считал, что в данной главе нет достоверного хадиса:

Спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Является ли смерть в пятницу из числа признаков благого конца?»

Шейх ответил: “Нет. Смерть в любой день является равнозначной. И если бы у того или иного дня было преимущество в этом, то понедельник был бы лучше, так как именно в этот день скончался Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Однако я не знаю, чтобы у какого-то дня было преимущество в этом вопросе”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 374.

Также спросили шейха Ибн ‘Усаймина: «Насколько является достоверным сказанное, что умерший в месяц Рамадан или в пятницу не будет наказан в могиле?»

Шейх ответил: “Мучение могилы коснётся каждого, кто его заслужил, независимо от того, умер ли он в пятницу, в Рамадан или иное время. По этой причине мусульмане в конце своей каждой молитвы во время ташаххуда прибегают к Аллаху за защитой от мучения Ада, мучений могилы, искушениями мира этого и мира иного, а также от искушения Дадджаля. Однако тот, кто умрёт муджахидом на пути Аллаха, то к нему не явятся два ангела, которые допрашивают в могиле о религии человека, о его Господе и пророке. Ведь свет его меча, который был занесён над его головой, является величайшим испытанием для него и главным аргументом в пользу того, что он был правоверным, а иначе он не подставил бы свою шею врагам Аллаха”. Сл. “Фатауа Нуран ‘аля ад-дарб” № 207.

Нет сомнений в том, что слова шейха Ибн ‘Усаймина являются истиной, ибо лучшее, на что может рассчитывать раб Аллаха после своей смерти – это его собственные благодеяния. А если сам человек был нечестивцем или заблудшим, то лишь смерть в какой-то определённый день или в каком-то конкретном месте не принесут ему пользы.

Но вместе с этим следует отметить, что подобное можно сказать о каждом из признаков благого конца, упомянутого в Сунне и в достоверности которого не было разногласий подобно тому, что было из разногласий учёных относительно хадисов данной главы.

Например, шейх Ибн ‘Усаймин привёл в качестве примера того, кто был убит на поле боя, сделав его сражение и самопожертвование очевидным аргументом в пользе свидетельства его веры. И действительно в пророческих хадисах упоминается великое достоинство тех, кто пал на пути Аллаха и стал шахидом, и в числе этих достоинств также защита от мучений могилы. Со слов аль-Микъдама ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах даровал шахиду (восемь вещей): ему прощаются грехи с первой каплей крови; ему покажут его место в Раю; он нарядится в украшения веры; его женят на семидесяти двух Райских гуриях; он будет защищен от наказания могилы; будет избавлен от великого страха Дня воскрешения; на его голову наденут корону почета, один драгоценный камень которой, лучше, чем весь этот мир и все, что в нем есть; и ему будет дано права заступничества за семьдесят людей из числа его родственников». Ахмад 4/131, Са’ид ибн Мансур 2562. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3213.

Но вместе с тем из множества других хадисов мы также знаем, что человек во время джихада может иметь различные неприемлемые намерения, в случае которых он не станет ни шахидом, как и не будет защищён от наказания. И среди этого показуха, сражение ради славы, лишь ради трофеев и т.п. И именно поэтому в хадисах указывается, что в Судный день, павший на пути Аллаха, будет в числе тех, кто первым войдёт в Ад, если он воевал ради славы и показухи.

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В день битвы при Хайбаре к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришли несколько его сподвижников и сказали: “Такой-то стал шахидом и такой-то стал шахидом”, – когда же они дошли до одного человека и сказали: “Такой-то стал шахидом”, – Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возразил: «Вовсе нет! Поистине, я видел его в Огне одетым в тот плащ, который он украл из трофеев!» Муслим 114.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Остерегайтесь слов: «Такой-то умер шахидом» или: «Такой-то был убит и стал шахидом»! Ведь поистине, человек может сражаться ради трофеев, славы или показухи!” Ибн Аби ‘Асым в “аль-Джихад” 2/494, Абу Я’ля в “аль-Муснад” 9/255. Хафиз аз-Захаби назвал иснад достоверным, а шейх Ахмад ас-Са’ати назвал иснад хорошим. См. “аль-Фатх ар-раббани” 14/34.

Следовательно, всё сказанное шейхом Ибн ‘Усаймином можно отнести и к другим признакам благого конца, как и к тому, кто умер от болезней живота:

Со слов ‘Абдуллаха ибн Ясира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, у кого причиной смерти стала болезнь живота, не будет подвергаться мучению могилы». ат-Тирмизи 1076, ан-Насаи 2052. Имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

То же самое можно сказать о том, кто читал суру «аль-Мульк» (Власть), несмотря на то, что со слов Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сура “аль-Мульк” является защитой от мучения могилы». Абу аш-Шейх в “Табакъат аль-асбаханийин” 264. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. «ар-Рух» 93, «Сахих аль-Джами’» 3643.

И сам Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Кто читал суру «аль-Мульк» каждую ночь, того Аллах посредством этого защитит от мучений могилы. И мы во время Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) называли эту суру «защищающей» (аль-мани’а)”. ан-Насаи в “ас-Сунан аль-кубра” 6/179. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Как можно сказать то же самое и о том, кто скончался в Медине. Со слов Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто сможет умереть в Медине, пусть умрёт в ней, ибо, поистине, я буду заступаться (в Судный день) за того, кто умрёт в ней». Ахмад 2/104, ат-Тирмизи 3917, Ибн Маджах 3112. Имам ат-Тирмизи, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили, хафиз Ибн ‘Абдуль-Хади, шейх аль-Альбани, шейх Мукъбиль подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Ахкам ас-сугъра” 468, “ас-Сарим аль-мунки” 96, “Сахих ат-Таргъиб” 1193, “ас-Сахих аль-муснад” 743.

Хафиз Шарафуддин ат-Тыби сказал: “Веление умереть в Медине неподвластно человеку, напротив, это то, что возвращается ко Всевышнему Аллаху. Однако тем самым Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел находиться в Медине, не покидая её, чтобы подобное стало причиной его смерти именно в ней”. См. “аль-Кашиф ‘ан хакаикъ ас-Сунан” 6/2064.

И точно так же, как нам известно, что все посланники, праведники и сподвижники не умирали именно от болезней живота и не умирали именно в Медине, это не аннулирует того факта, что подобные причины смерти из числа признаков благого конца. И раз это так, то таким же образом ничто не мешает принять тот факт, что и смерть в пятницу из числа признаков благого конца, даже если нам неизвестно чтобы кто-то из посланников, праведников или великих сподвижников умирал в этот день.

Следует подчеркнуть тот факт, что хадис о достоинстве смерти в пятницу приводили многие имамы в своих сборниках по хадисам, и на него опирались признанные имамы ахлю-Сунна, как из числа саляфов, так и тех, кто был после них, приводя этот хадис в различных своих трудах. Например, на этот хадис опирались и приводили его:

– имам Абу Бакр Ахмад аль-Маруази (202-292 г.х.), приводивший этот хадис в своей книге «Китаб аль-Джуму’а» (11-12), посвящённой пятнице;

– имам ‘Абдуллах ибн Ахмад (213-290 г.х.), приводивший его в своей книге «ас-Сунна» (1470), посвящённой вероубеждениям приверженцев Сунны;

– хафиз аль-Байхакъи (384-458 г.х.), приводивший его в своей книге «Исбат ‘азаб аль-къабр» (156-158), посвящённой мучениям могилы;

– имам Ибн Батталь (ум. 449 г.х.), приводивший его в своей книге «Шарх Сахих аль-Бухари», сказав: “Передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоинство в отношении того, кто скончался в пятницу”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 3/376.

– имам Абу-ль-Къасим аль-Асбахани (457-535 г.х.), приводивший его в своей книге «ат-Таргъиб уа-ттархиб» (909), посвящённой достоинствам и устрашениям;

– хафиз аль-Къасим ибн ‘Али Ибн ‘Асакир (527-600 г.х.), приводивший его в своей книге «Та’зия аль-муслим» (106-112), посвящённой вопросам соболезнования и смерти;

– хафиз-муфассир Абу ‘Абдуллах Шамсуддин аль-Къуртуби (ум. 671 г.х.), приводивший его в своей книге «ат-Тазкира фи ахуаль аль-маута уа умур аль-ахыра» (113), посвящённой событиям, которые будут происходить после смерти в могиле и в Судный день.

Все они и многие другие имамы упоминали хадисы данной главы, не делая к ним никаких примечаний ни по поводу их слабости, ни по поводу их странного смысла, и т.п.

Когда хафиза Абу Насра Ахмада ибн Мансура спросили о том, кто умер в пятницу или в Мекке: «Есть ли надежда на получение блага для него?», он ответил: “Да, поскольку у некоторых мест и времён есть преимущество и достоинство. И нельзя отрицать то, что раз Аллах отдал предпочтение каким-то дням перед другими, или каким-то местам перед другими, что Он не одарит Своей милостью и прощением того, кто скончался в определённое время или в определённом месте”. См. “Фатауа филь-ахкам аш-шар’ийя” 1/63, “Гъамз ‘аюн аль-басаир” 4/73.

Также и шейх Мухаммад аль-Мубаракфури, комментируя хадис о смерти в пятницу, сказал: “Этот хадис указывает на то, что почётное время оказывает великое влияние подобно тому, как и почётное место имеет большое влияние”. См. “Тухфатуль-ахуази” 4/178.

Заключение

Исходя из всего, что было упомянуто, нам стало ясным, что обладатели знания разногласили в отношении достоверности хадисов данной главы. Среди них были такие, кто считали именно конкретные версии хадисов этой главы слабыми, как, например, ат-Тахауи, аз-Захаби, аль-Хайсами, Ибн Хаджар. См. “Шарх Мушкиль аль-асар” 1/250, “ас-Сияр” 12/584, “Маджма’у-ззауаид” 2/319, “Фатхуль-Бари” 3/253.

Были такие, кто считал все хадисы данной главы слабыми, как Ибн ‘Абдуль-Хади, Ибн Баз, Ибн ‘Усаймин. См. “Рисаля лятыфа фи ахадис да’ифа” 40, “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 367.

Были такие, чьё мнение не было однозначным относительно этого хадиса, как ат-Тирмизи, Ибн Хаджар, Шу’айб аль-Арнаут. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/215, “аль-Кафи аш-шаф” 152, “Тахридж аль-Муснад” 11/150, “Тахридж Мушкиль аль-асар” 1/250-251.

Были такие, кто высказывался о том, что данный хадис имеет основу, множество путей и версий, и что он усиливается, как аль-‘Иракъи, ас-Сахауи, ас-Суюты, аль-Мунауи, Мухаммад Хаят ас-Синди, аз-Зуркъани, Мухаммад аль-Мубаракфури. См. “Тахридж аль-Ихья” 512, “Шарх ас-судур би-шарх халь аль-маута уаль-къубур” 160, “Файд аль-Къадир” 5/499, “Шарх Муснад Аби Ханифа” 3/73-74, “аль-Макъасыд аль-хасана” 492, “Тухфатуль-ахуази” 4/178.

И были такие, кто ясно и однозначно высказался о достоверности хадисов данной главы, как Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Хусайн Салим Асад и др., посчитав достоверным следующую версию хадиса:

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от наказания в могиле». Ахмад 2/220, ат-Тирмизи 1074. Шейхи Ахмад Шакир, аль-Альбани, ‘Убайдуллах аль-Мубаракфури, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут, Хусайн Салим Асад подтвердили достоверность этого хадиса. См. “Тахридж аль-Муснад” 6/473, “Мир’атуль-мафатих” 4/441, “Сахих ат-Таргъиб” 3562, “Тахридж Джами’ аль-усуль” 9/272, “Тахридж Маджма’ аз-зауаид” 6/258.

И если человек следует мнению учёных, посчитавших хадисы данной главы слабыми, то он не заслуживает никакого упрёка, как и не заслуживает никакого упрёка тот, кто последовал за учёными, усиливавшими этот хадис и посчитавшими его достоверным. К тому же этот хадис не из числа тех, что содержит в себе какое-то спорное обрядовое законоположение или противоречие устоявшемуся убеждению в среде ахлю-Сунна. Этот хадис, как и другие хадисы из главы «Признаки благого конца» даёт надежду на то, что умерший в пятницу заслужил благо. Конечно же, без утверждения того, что каждый мусульманин, умерший в пятницу в обязательном порядке будет защищён от мучения могилы. Подобное нельзя утверждать ни в отношении умерших от болезней живота, ни в отношении читавших суру «аль-Мульк», ни в отношении даже павших на поле боя.

Однако нет никаких проблем ожидать блага для того, кто скончался в пятницу, тем более величие этого дня и его ценность в религии установлены многочисленными пророческими хадисами!

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший день, в который восходит солнце, это пятница! В этот день был сотворён Адам, в этот день он был низведён из Рая, в этот день было принято его покаяние, в этот день он умер, и Судный Час наступит в пятницу. Нет творения Аллаха, которое со страхом не ожидало бы наступления Часа в пятницу с восхода солнца, пока оно не взойдёт, кроме джиннов и людей. И в пятницу есть час, в который, если совпадёт мольба раба Аллаха, обращающегося к Аллаху во время молитвы со своей нуждой, Аллах обязательно дарует ему это». Малик 1/133, Ахмад 2/486, Абу Дауд 1046, ат-Тирмизи 491. Хадис достоверный. См. “Сахих Сунан Аби Дауд” 961.

Со слов Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах в День воскрешения соберет дни, придав им образ. И Он явит пятничный день ярким и светящимся для тех, кто был его приверженцем (соблюдавшим установления пятничного дня). Люди соберутся вокруг него, подобно тому, как собираются вокруг невесты, которую ведут к её возлюбленному. Он будет освещать их, а они будут передвигаться, находясь в его свете. Цвет их будет подобен белому снегу, от них будет исходить приятный запах, словно мускус, и они будут переходить горы из камфора, а на них будут взирать люди и джинны, не моргая глазами от удивления, пока те не войдут в Рай. И не присоединится к ним никто, кроме муаззинов, которые (произносили азан), надеясь на награду (от Аллаха)». Ибн Хузайма 1635, аль-Хаким 1/277, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 3041. Имам аль-Къуртуби, хафиз аль-Мунзири, хафиз ад-Думьяты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “ат-Тазкира” 1/500, “Матджару-ррабих” 418, “Сахих ат-Таргъиб” 698.

И поэтому некоторые великие имамы из числа саляфов желали смерти именно в пятницу. Так, например, имам таби’инов – Са’ид ибн аль-Мусайиб говорил: “Самый любимый для меня день, в который я пожелал бы умереть – это дневное время в пятницу!” аш-Шафи’и в “аль-Умм” 8/441.

Ибн аль-Асир сказал, комментируя эти слова Ибн аль-Мусайиба: “Он выбрал смерть в пятницу по причине достоинства этого дня и его превосходства над прочими днями. И он выбрал утреннее время из-за того, что на пятничную молитву собираются множество людей, которые совершили бы над ним молитву-джаназа”. См. “аш-Шафи фи шарх Муснад аш-Шафи’и” 2/153.

Абу-ль-Къасим ар-Рафи’и в отношении этого асара сказал: “Что касается асара Ибн аль-Мусайиба, то от саляфов передаётся, что они желали умереть днём в пятницу или в ночь на пятницу по причине хадиса, который передаётся со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того мусульманина, который умрёт в день пятницы или в ночь на пятницу, Аллах защитит от наказания в могиле». См. “Шарх Муснад аш-Шафи’и” 2/11.

Однако каждый мусульман не должен забывать, что наилучшая и однозначная причина после веры в Аллаха, которая защитит его как от мучения могилы, так и мучения Ада – это соблюдение столпов Ислама и его собственные благодеяния!

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, когда умершего положат в могилу, он услышит звук сандалий уходящих людей. И если он был правоверным, то молитва его будет находиться у его головы, пост его будет справа от него, закят будет слева, а его благие деяния, вроде милостыни, дополнительных молитв, добрых поступков, и хорошего отношения к людям, будут находиться у его ног. И когда со стороны головы этого человека подойдут (ангелы), молитва скажет: “С моей стороны прохода нет”. Потом они подойдут справа, и пост скажет: “С моей стороны прохода нет”. Потом они подойдут слева, и закят скажет: “С моей стороны прохода нет”. Затем они подойдут со стороны ног, и благие деяния скажут: “С моей стороны прохода нет”». Ибн Аби Шейба 3/383, ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 728, Ибн Хиббан 3113, аль-Хаким 1/379. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Джарир ат-Табари, аз-Захаби, аль-Хайсами, аль-Альбани. См. “Тахзиб аль-асар” 2/506, “Маджма’у-ззауаид” 3/53, “Сахих ат-Таргъиб” 3561.

Также со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда к человеку в могиле пожелают подойти (ангелы) со стороны его головы, Коран, который он читал (в мирской жизни) будет защищать его. Когда к нему захотят подойти со стороны его рук, милостыня станет защищать его. А когда к нему захотят подойти со стороны ног, то его защитит то, что он отправлялся в мечеть пешком». ат-Табарани в “аль-Аусат” 9/166. Хадис хороший. См. “Сахих ат-Таргъиб” 3561.

И в заключение, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров!
Мир благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду и членам его семьи,
А также его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!


Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?f=88&t=22018


Поделиться: