С именем Аллаха Милостивого Милосердного

 

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословения пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Сомнения относительности существования Аллаха или относительно истинности религии в общем является неверием. Ислам человека не будет действительным, если у него сомнение в истинности или в чем-либо из столпов Ислама. И отсутствие сомнения, является одним из условий действительности свидетельства “ля иляха илля-Ллах”. Всевышний Аллах сказал: «Верующими являются только те, которые уверовали в Аллаха и Его посланника, а потом не испытывали сомнений» (аль-Худжурат 49: 15).

А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Какой бы раб Аллаха не встретил Аллаха с этими двумя свидетельствами, не сомневаясь в их истинности, он обязательно войдёт в Рай!» Муслим 27.

Однако надо знать разницу между постоянным и укоренившимся сомнением и наущениями шайтана, когда человеку в голову без его желания лезут плохие мысли о религии или Аллахе.

Что касается того, какие виды сомнения являются большим неверием, то в качестве примера можно привести слова шейха Аба Бутайна, сказавшего: “Коран указывает на то, что сомнение в основах религии является неверием. Сомнение (шакк) – это колебаться между двумя вещами, как тот, кто не утверждает правдивость Посланника (мир ему и благословение Аллаха), но и не обвиняет его во лжи. Или же не утверждает о Судном дне, как и не отрицает его, и тому подобное. Так же например как тот, кто не считает молитву обязательной, но и не отрицает её обязанность, или не считает прелюбодеяние запрещённым, но в тот же момент и не говорит о его дозволенности. Все это является неверием по единогласному мнению!” См. “Хукму такфир аль-му’айан” 17.

А что касается наущений, которые подкидывает верующим шайтан, и которые мусульманин сразу же пытается отбросить, борется с ними и просит у Аллаха защиты и прощения, то это не является неверием, и подобное бывало даже у сподвижников и саляфов после них.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что однажды некоторые из числа сподвижников пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросили:
— Как нам быть с тем, что порой нас посещают настолько скверные мысли, что мы не можем даже рассказать о них?
— И вы действительно обнаруживаете в себе это? — спросил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
— Да, — ответили они, а Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
— Это и есть истинная вера.

(См. Муслим 132, Ахмад 9694, Абу Дауд 5111, Ибн Хиббан 148).

Т.е. то, что для сподвижников даже произнесение вслух этих наущений являлось таким тяжёлым поступком, является истинным иманом, поскольку тот, кто даже боится произнести такое, тем более не является убеждённым в этом!

Абу Сулейман Хамд аль-Хаттаби сказал: «Смысл слов “Это и есть истинный иман!”, — в том, что искренность веры проявляется в сопротивлении и препятствии принятия забрасываемых шайтаном в ваши души мыслей, которым не осталось ничего другого, как трансформироваться в обычные наущения, и которые не могут укрепиться в ваших сердцах, не приемлющих подобное и питающих к ним отвращение.

И эти слова не указывают на то, что наущения сами по себе являются истинной верой, и это потому, что они являются следствием действия шайтана и его внушения, что никак не может быть истинной верой.

Также это подтверждается другим хадисом, в котором сподвижники пожаловались на наличие этих мыслей, а Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который не оставил из козней шайтана ничего (на что он был бы способен), кроме наущения». Абу Дауд 5112, Ахмад 2097. (См. «Ма‘алим ас-сунан» 4/147).

Хафиз ан-Науауи в пояснениях к этому хадису говорит: «Смысл слов Пророка (мир ему и благословения Аллаха): “Это и есть истинный иман и чистый иман!”, — касается того, что они считали ужасным и неприемлемым даже произнести то, что посещало их сердца, и именно это является истинной верой. И поистине подобное восприятие этих мыслей, и страх их произнесения, не говоря уже о том, чтобы брать это себе в убеждения, то это и указывает на полноту имана и отсутствие колебаний и сомнений». (См. «Шарх Муслим» 2/154).

Шейхуль-Ислям Ибн Таймия сказал: “Наущение (уас-уас) – это то, что проникает в сердце без желания человека. И если раб Аллаха испытывает ненависть к этим наущениям и отвергает их, то его ненависть к ним является истинным проявлением веры!” См. “ад-Дыя аш-шарикъ” 374.

Также в этом хадисе указание на то, что не следует рассказывать или вообще говорить о наущениях вслух, если только человек не спрашивает у знающих для того, чтобы избавится от сомнений в том или ином вопросе, получив знание, и закрыв тем самым для шайтана проход через эту дверь.

 

Что же касается защиты от сомнений и наущений, то от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Кого постигнут наущения, пусть скажет: “Уверовал я в Аллаха и посланника Его”, — и поистине, это избавит его от них». Ахмад 26203. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 116.

آمَنْتُ بِاللهِ وَرَسُولِهِ

/Аманту би-Лляхи уа расулихи/.

В хадисе, приводимом у аль-Бухари (3276), говорится: “Пусть прибегает к Аллаху за защитой и прекратит (прервёт эти размышления)”

Прошу Всевышнего Аллаха избавить нас от наущений и сомнений и даровать истинную убеждённость!

Поэтому, если же человека посещают сомнения в вопросах вероубеждения, то распознать наущения это или нет, поможет то — ненавистны эти мысли ему или нет. И если он раскрыл свою грудь для них, и они спокойно входят в его сердце и спокойно там пребывают долгое время, не встречая сопротивления, вражды, неприязни и страха за них, тогда он раскрыл свою грудь для неверия и удовлетворился им. Если же ему ненавистно, противно от этого, он боится этих мыслей, боится наказания и старается избавиться от них, значит это наущения  и идёт борьба, его внутренний джихад против наущений шайтана.

Таким образом, необходимо отличать наущения от сомнений, потому как большинство из тех, кто считает, что он сомневается, на самом деле просто подверглись наущениям шайтана.

И разница между сомнениями и наущениями в вопросах убеждений в том, что сомнения присутствуют в человеке без сопротивления и неприязни, без страха за эти мысли, без ужаса от их посещения, то есть легко и свободно без переживаний и угрызений совести. А вот наущения лезут, вызывая страх и ненависть, ужас и отвращение.

Наущения бывают как в убеждениях, так и в обрядах поклонения, или во взаимоотношениях, как то в действительности никаха или развода, или в дозволенности зарезанного животного и так далее… Кого-то шайтан наущает в отношении омовения, что где-то не домыл; других в намазе, что что-то не так прочёл или оставил столп из столпов намаза; кого-то наущает в вопросах нечистот, и им всё вокруг кажется в наджасе; кого-то наущает относительности действительности его брака и тому подобном, вплоть до наущений о существовании Аллаха.

Все это — болезнь и человеку, страдающему этим нельзя, опираясь на наущения что-то переделывать в обрядах поколения, что-то прерывать и вообще что-либо делать, идя на поводу у шайтана. Ведь такой человек болен, а у больных свои особые положения, отличающиеся от положений здоровых людей.

А чего добивается шайтан от всех, кому он наущает? Он хочет довести мусульманина до отчаяния, чтобы у него опустились руки, и он сдался, прекратил борьбу и подчинился ему полностью. Хочет, чтобы, желая избавиться от сомнений, человек на самом деле совершал то, в чём он сомневается, как например, чтобы сомневающийся в наличие омовения, нарушил омовение; чтобы сомневающийся в намазе прервал намаз и начал его заново; чтобы сомневающийся в разводе, дал развод; а сомневающийся в вере, произнёс слова неверия и вышел из религии, чтобы заново войти в неё. И да убережёт нас всех Аллах от подобных наущений и их влияния, и да излечит тех, кто поддался им! А всё знание принадлежит одному лишь Всевышнему Аллаху.


© Ссылка на форум:
https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=3858


Поделиться: