С именем Аллаха Милостивого Милосердного
Сообщается, что признанный и великий имам из числа таби’инов, родившийся во время правления ‘Умара ибн аль-Хаттаба, и ученик многих великих сподвижников – ‘Амир ибн Шарахиль аш-Ша’би (да будет доволен ими всеми Аллах), говорил:
“Если я буду прав в девяноста девяти случаях, но ошибусь всего один раз, то люди ухватятся за одну эту ошибку и оставят девяносто девять случаев правоты”.
▪ Абу Ну’айм в “Хилья аль-аулия” 4/320.
К великому сожалению, именно таково положение большинства простолюдинов в отношении обладателей знания, как и положение приверженцев своих страстей в отношении своих оппонентов. Поэтому шейхуль-Ислам Ибн Таймия сравнивал с мухами людей, цепляющихся за ошибки и не замечающих благое, и говорил:
“Поистине, невежда по положению подобен мухе, он не садится, кроме как на рану”.
▪ См. “Минхадж ас-Сунна” 6/150.
Сообщается, что имам всех таби’инов и самый знающий факъих Медины, являвшийся зятем Абу Хурайры и учеником многих великих сподвижников, а это – Са’ид ибн аль-Мусайиб (да будет доволен ими всеми Аллах), говорил:
“Нет никого из числа почётных людей или учёных или обладателей достоинств, чтобы у них не было недостатков. Однако среди людей есть такие, чьи недостатки непозволительно упоминать! Тот, в ком больше достоинств, нежели недостатков, то его недостатки удаляются достоинствами”.
▪ аль-Хатыб в “аль-Кифая” 79, Ибн Касир в “аль-Бидая уа-ннихая” 9/106.
Имам Абу Муса аль-Мадини – ученик хафиза Ибн Мандах, сказал:
“Мало имамов, у которых не было бы ошибок, и если оставлять каждого из них за оплошность, тогда пришлось бы оставить многих имамов, а подобное недопустимо!”
▪ аз-Захаби в “ас-Сияр” 20/88.
Имам Ибн аль-Къайим сказал:
“Если каждого, кто допустил ошибку или оплошность следовало бы оставлять полностью и разрушать его благодеяния, то пришли бы в негодность знания, науки и постановления, и испортились бы их путеводители”.
▪ См. “Мадаридж ас-саликин” 2/39.
Имам аз-Захаби говорил:
“Если бы каждый раз, как кто-либо из имамов допускал ошибку в своём самостоятельном суждении (иджтихад) в каких-то отдельных вопросах, ошибку, которая будет ему прощена (за иджтихад), мы восставали бы против него, обвиняли бы его в нововведении и бойкотировали его, то не спаслись бы в таком случае ни Ибн Наср, ни Ибн Мандах, ни те, кто был выше них!”
▪ См. “ас-Сияр” 14/39.
Сообщается, что известный имам из числа таби’инов и ученик Анаса – Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен ими всеми Аллах), говорил:
“Из числа несправедливого притеснения твоего брата-мусульманина то, что ты говоришь о нём самое худшее из того, что тебе про него известно, умалчивая при этом его благодеяния”.
▪ аль-Хатыб в “аль-Джами’ ли-ахлякъ ар-рауи” 2/202.
Также Мухаммад ибн Сирин говорил:
“Мы говорили, что больше всех из людей допускает ошибки тот, кто сам занимается подсчётами ошибок людей”.
▪ Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” 136.
Ахмад ибн аль-Хасан ибн Харун сказал:
“Я застал людей, у которых не было недостатков, однако они начали говорить о недостатках других людей, после чего и люди стали говорить об их недостатках. И я застал таких людей, у которых были недостатки, но они не говорили о недостатках других людей, и люди забыли об их недостатках”.
▪ аль-Джурджани в “ат-Тарих” 1/251, ад-Дайлями в “аль-Фирдаус” 4830.
Шейх Мукъбиль ибн Хади говорил:
“Если ошибку допустил суннит, то необходимо закрывать глаза на это. А что касается того, чтобы он вернулся к истине, то это из благородства”.
▪ См. “Къам’ аль-му’анид” 475.
Шейх Раби’ ибн Хади аль-Мадхали говорил:
“Кто из вас является несущим знамя Сунны, а мы его свергнем за его ошибку, то это является методом хариджитов!”
▪ Сл. «Джаляса ма’а фадыляту-шшейх Раби’» сторона «В».
1. Важное примечание:
Опровержение и разъяснение ошибки, допущенной в религии кем-либо из обладателей знания, не имеет отношение к запретному выискиванию ошибок, поскольку указание на это является правом Всевышнего Аллаха, чтобы люди не последовали за человеком в его ошибке, даже если он самый знающий и праведный из людей. Поэтому ошибка учёного входит в число вещей, которые могут привести к искажению религии!
Зияд ибн Худайр рассказывал: “Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) спросил меня: “Знаешь ли ты, что разрушает Ислам?”
Я ответил: “Нет”.
Он сказал: “Его разрушает ошибка учёного, споры лицемера о Книге Аллаха и постановления вводящих в заблуждение имамов”.
▪ ад-Дарими 220, аль-Фирьяби в “Сыфату-ннифакъ” 71.
▪ Шейхуль-Ислам Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир, шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность. См. “Тальбис аль-джахмия” 4/191, “Муснад аль-Фарукъ” 2/536, “Тахридж аль-Мишкат” 269, “Тахридж Фатх аль-Маджид” 305.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил:
“Многие муджтахиды из числа саляфов и последующих поколений говорили или делали то, что являлось нововведением. Они так поступали либо по причине слабых хадисов, которые они считали достоверными, либо по причине толкования аята не в соответствии с его смыслом, либо по причине какого-либо своего мнения, в отношении которого до них не дошёл текст Корана и Сунны”.
См. “Ма’аридж аль-усуль” 43.
Также Ибн Таймия сказал:
“Пророки, мир им, были защищены от допущения серьёзных ошибок в отличие от учёных и правителей, поистине, они не защищены от этого. И поэтому дозволяется, более того является обязательным разъяснять истину, которой надлежит следовать, если даже в этом разъяснении придется указывать на ошибки учёных и правителей”.
▪ См. “Маджму’уль-фатауа” 19/123.
Также Ибн Таймия сказал:
“Поистине, великий человек в знании и религии может проявить иджтихад, основанный на предположении или же на скрытой страсти, следствием чего может стать то, чему нельзя следовать, даже если этот человек из числа богобоязненных и приближенных рабов Аллаха! Если происходит подобное, то оно становится смутой для двух категорий людей. Для группы, которая возвеличивает такого человека, а поэтому пытается сделать это ошибочное мнение правильным и следовать за ним в этом. И для группы, которая порицает этого человека и делает подобную оплошность причиной для упрека его праведности и богобоязненности, и даже его благочестия и возможности быть среди обитателей Рая, выводя его из веры. Обе эти группы порочные! А что касается тех, кто проложил путь справедливости, то они возвеличивают того, кто заслуживает этого, любят его, и отдают должное каждому. Они возвеличивают истину и проявляют милосердие к творению. Они понимают, что один человек может нести в себе как благодеяния, так и грехи, может быть похваленным и порицаемым, может быть вознагражден и наказан, может быть любим с одной стороны и ненавистен с другой”.
▪ См. “Минхадж ас-Сунна” 4/43.
2. Важное примечание:
Необходимо знать, что если в человеке больше нечестия, чем благого, как тот, в котором нововведений больше, чем Сунны; кто больше ошибается, нежели бывает правым; или кто погряз в совершении нечестия и грехов, то благодеяния таких людей нет нужды упоминать.
Имам саляфов своего времени – Ибн аль-Мубарак говорил:
“Если благодеяния человека перевесили его плохие дела, то плохие его дела не упоминаются. Также, если плохие дела человека перевесили его благие, то благие его дела не упоминаются!”
▪ аз-Захаби в “ас-Сияр” 8/352.
Рафи’ ибн Ашрас сказал:
“Раньше говорили: «Из числа наказания лжеца то, что перестают принимать от него правду».
А я скажу: «Из числа наказания нечестивца приверженца нововведений то, что не упоминаются его благодеяния!»”
▪ Ибн Аби ад-Дунья в “ас-Самт” 549.
П.С.
Хотелось бы завершить все приведённое прекрасными словами великого факъиха нашего времени – шейха Ибн ‘Усаймина, который сказал:
“Кто бы ни выискивал ошибки и ни закрывал глаза на благие дела, тот обязательно уподобляется тем самым женщинам! Поистине, если ты будешь относиться к женщине хорошо на протяжении всей жизни, а затем она увидит от тебя одну ошибку, то скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего!» И никто из мужчин не любит того, чтобы быть подобным этому качеству – качеству женщин, цепляясь за одну ошибку, будучи слепым в отношении большого числа благодеяний”.
▪ Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 67.
Ссылка на форум