С именем Аллаха Милостивого Милосердного

ДОСТОИНСТВА САЛЯМА, ЕГО ОБРАЗ И НОРМЫ

 Из цикла лекций: “КЛЮЧ СЧАСТЬЯ”
Автор: Абу Яхья Крымский

Многоуважаемые зрители, дорогие гости нашей программы – на прошлой встрече мы упомянули с вами о том, что ключом к счастью является слово Всевышнего Аллаха – Коран и путь Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которого Он отправил к нам в качестве милости для всех нас.

Путь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) называется Сунной. Тот, кто держится за заветы Корана и Сунны и исполняет их, тот держит в своих руках ключ от двери истинного счастья.

У каждого ключа есть зубчики и у ключа счастья также есть зубчики – это заветы Всевышнего. Один из таких заветов является темой нашей сегодняшней передачи. Речь пойдет о приветствии.

 

Почему мы решили начать именно с этого?

Потому что, когда наш любимый Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершил переселение (хиджру) в Медину – одним из первых заветов, который он дал ее жителям был завет о распространении между ними приветствия друг друга миром (салямом).

Мекканские язычники доставили много страданий Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и тем людям, которые уверовали вместе с ним в Единого Бога. Эти многобожники не пожелали войти в религию Всевышнего Создателя – Ислям: «Мы хотим исповедовать религию наших отцов» – заявили они – «Ты, о Мухаммад, призываешь нас поклоняться Одному лишь Аллаху – Создателю небес и земли. Ты говоришь, что нужно молиться только Ему и не придавать Ему ничего в сотоварищи. Ты утверждаешь, что нельзя молиться и поклоняться наряду с Создателем ни камням, ни деревьям, ни солнцу, ни луне, ни ангелам, ни джиннам, ни людям. Да, Аллах – наш Создатель! Но нас не устраивает такая религия. Мы хотим оставаться в вере наших предков».

И многобожники вынудили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) оставить свою родину – досточтимую Мекку. И он по приказу Всевышнего Аллаха отправился в город Медину.

Многие жители Медины на ту пору уже приняли Ислям. И они пригласили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников приехать в их город и поселиться в нем.

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, верующие жители этого города встретили его с огромной радостью.

 

В ту пору в Медине проживало много иудеев – потомков Исраиля.

Потомки Исраиля (иудеи) – они знали из имеющихся у них книг, что в этом городе – в городе, который был известен своими финиковыми пальмами – в скором времени появится последний из посланников Господа.

И поэтому, часть иудейских племен перебралась в Медину и поселилась в ней и в окрестностях Медины. Среди этих потомков Исраиля был некий человек, которого звали Абдуллах ибн Салям. Он обладал большими религиозными знаниями, пользовался уважением у мединских иудеев, отличался религиозностью и праведностью.

Как только Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, Абдуллах ибн Салям, как и многие другие люди, поспешил пойти к нему, чтобы увидеть его, услышать его слова.

Давайте послушаем рассказ самого Абдуллаха ибн Саляма, да будет им доволен Аллах.

Он говорит: «Когда Посланник Аллаха прибыл в Медину, все люди устремились к нему и в городе, то и дело, слышались возгласы «Прибыл Посланник Аллаха! Прибыл Посланник Аллаха! Прибыл Посланник Аллаха!». Я также отправился посмотреть на Пророка. Когда я всмотрелся в его лицо, я понял, что это не лицо лжеца».

То есть, Абдуллах ибн Салям сразу же понял, что Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – есть истинный Пророк и Посланник Аллаха. А затем, поговорив с ним и задав ему ряд вопросов, он окончательно убедился в этом. Он принял Ислям и стал призывать к этой религии других иудеев. Как бы то ни было, давайте послушаем продолжение рассказанной им истории.

Итак, он сказал: «Когда я всмотрелся в лицо этого человека, я понял, что это не лицо лжеца. И первыми словами, которые он произнес, были слова «О люди! Распространяйте среди вас салям [то есть, приветствие миром] и кормите едой нуждающихся, и молитесь в то время, когда люди спят – и тогда войдете вы в Рай с миром»». Ахмад, 5/451; ат-Тирмизи, №485. Имам Альбани оценил хадис как достоверный. См. «Сахих ат-Тирмизи», №2019; «Сахих аль Джами’», №7865; «ас-Сильсиля ас-Сахиха», № 569.

 

То есть, посмотрите – когда наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину и все люди с нетерпением ожидали, что он скажет, какими будут первые его слова.

Каким оказался его завет?

Его первый завет – первое, что он сказал, были слова: «О люди! Распространяйте между вами приветствие миром [салям]».

Отсюда мы делаем вывод, что приветствие мусульманами друг друга, распространение среди них обычая говорить друг другу «саляму ‘алейкум» – является очень важным, значительным вопросом.

Первым заветом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) произнесенным в Медине было повеление распространять повсюду приветствие (салям).

Поэтому и мы посчитали уместным сделать первой темой нашей программы вопрос о приветствии.

 

Мусульмане, приветствуя друг друга, говорят «ас-Саляму ‘алейкум». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал своей общине приветствовать друг друга именно этими словами.

Что означают эти слова?

Благодарение Всевышнему, с самых ранних детских пор мы знаем эти слова и произносим их при встрече друг с другом. Но многие из нас не знают их смысл. Поистине, их смысл очень велик.

Слова «ас-Саляму ‘алейкум» на самом деле являются молитвой, мольбой. Говоря другому мусульманину «ас-Саляму ‘алейкум», ты желаешь ему салям.

Что такое салям?

Салям – это значит избавление от всякого зла. Когда ты говоришь человеку «саляму ‘алейкум» – ты говоришь ему: «Пусть Аллах защитит тебя и спасет тебя от всякого зла. Пусть Аллах избавит тебя от болезней, сумасшествия, людских козней, грехов, искривления сердца, неверия, злодеяний сатаны, Адского огня и всего-всего плохого».

Вот такую молитву ты произносишь за своего брата-мусульманина.

 

Совершая намаз, мы произносим молитву, которая называется «ат-тахият». Одним из предложений этой молитвы являются слова «ас-Саляму ‘алейна уа ‘аля ‘ибади-Лляхи ссалихин». Они означают: «Пусть будет салям нам и всем праведным рабам Аллаха [то есть, «пусть Аллах избавит нас и всех верующих от любого зла»]».

 

Приветствие миром распространено среди людей с самых древних времен. Оно существует со времен нашего праотца Адама (мир ему). И оно останется приветствием верующих до самого Судного дня. И в Раю верующих так же будут приветствовать словами «саляму ‘алейкум».

Это приветствие – обычай всех пророков.

Это неотъемлемая черта всех чистых и праведных людей.

 

К сожалению, сегодня некоторые мусульмане отказались от этого прекрасного поклонения и отдалились от него. Оставление саляма стало одной из причин исчезновения единства среди верующих, появления между мусульманами раздоров, разногласий, раскола, отдаления друг от друга их сердец. Все это противоречит повелению Всевышнего Аллаха.

Наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы не войдете в Рай покуда не уверуете. И не уверуете покуда не возлюбите друг друга. Указать ли мне вам на такое деяние, совершая которое вы полюбите друг друга? Распространяйте между вами приветствие миром [то есть, салям]». Муслим, (1/74-№54); аль-Бухари в “Адабуль-муфрад”, 980. Хадис достоверный. См. “Ируа аль-гъалиль”.

Как часто приходится видеть, что мусульманин проходит мимо другого мусульманина и не приветствует его приветствием, которое повелел Всевышний Аллах.

Некоторые, хоть и используют это приветствие, однако приветствуют только своих знакомых. Незнакомых же мусульман приветствовать не считают нужным.

А если кто-то из незнакомых людей поздоровается с ними и скажет им «салям ‘алейкум», они крайне удивляются и говорят: «Почему он сказал мне «салям ‘алейкум»? Откуда он меня знает?».

 

Однако посмотрите, что говорит Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Как-то раз к нему пришел один человек и сказал: «Что меня делать, чтобы стать лучшим мусульманином? Какое исповедание Ислама является наилучшим?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Ты должен кормить едой нуждающихся и приветствовать миром тех, кого знаешь, и тех, кого не знаешь». “Сахих Муслим”. Мухтасар, 64 – Глава №41; аль-Бухари в “Адабуль-муфрад”1050. Хадис достоверный.

Эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) являются приказом, являются повелением делать приветствия (салям) явными, многочисленными, распространяющимися повсюду.

Необходимо приветствовать не только знакомых, но и незнакомых братьев по вере.

Поприветствовать единоверца значит помолиться за него, а получить от него ответ «уа’алейкумус-Салям» – значит, получить молитву за себя.

Сказать верующему «саляму ‘алейкум» – значит, удостоиться от Аллаха большой награды.

 

У нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) был сподвижник, которого звали Абдуллах ибн ‘Умар (да будет им доволен Аллах). Этот человек обладал, поистине, великими знаниями, полученными им от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он обладал великой верой и праведностью.

Сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) засвидетельствовал об этом и сказал: «Абдуллах [то есть, Абдуллах ибн ‘Умар] – праведный человек». аль-Бухари, 7030.

Так вот, Абдуллах ибн ‘Умар очень часто шел на рынок и приветствовал находящихся там людей. Он шел по рынку – приветствовал всех встречающихся ему: продавцов, покупателей, бедняков.

Однажды, когда Ибн ‘Умар в очередной раз решил отправиться на рынок, один из его знакомых сказал ему: «Зачем ты идешь на базар? Ведь ты все равно ничего не покупаешь, не смотришь на товар, не спрашиваешь о его цене, не торгуешься, не садишься, чтобы побеседовать с людьми». Ибн ‘Умар ответил: «Я иду на рынок ради саляма, чтобы поприветствовать встречающихся мне людей». Этот хадис с достоверным иснадом приводит Малик в «Аль-Мууатта».

Именно так поступал этот праведный человек, да будет доволен им Аллах.

Зачем он делал это?

Затем, что распространять салям и часто приветствовать людей миром является, как было упомянуто в хадисе, одной из причин для вхождения в Рай. А также является возможностью заработать у Аллаха великое вознаграждение.

Если человек скажет своему брату-мусульманину «саляму ’алейкум», то ему записывается за это десять наград. А если он поприветствует десять человек, то получит сто наград.

Оказывается, вот почему Абдуллах ибн ‘Умар ходил на рынок!

Он шел туда, чтобы получить вознаграждение, а это гораздо лучше и выгоднее торговли. Где еще найдешь столько людей, чтобы поприветствовать их, как не на рынке.

 

Все это указывает нам на то, что нельзя уставать от саляма. Распространение этого благословенного приветствия не должно надоедать нам, дорогие друзья.

Взаимные приветствия – распространение саляма – заставляет людей любить друг друга, укрепляет в их сердцах такие чувства, как взаимное уважение, приводит к сплоченности и миру.

Посудите сами, если кто-то пройдет мимо вас – не поприветствует вас – в вашем сердце возникает холодок и нелюбовь к этому человеку.

И наоборот, если кто-то, пусть даже незнакомый тебе человек, обратится к тебе с приветствием, в твоей душе возникают теплые чувства и любовь по отношению к этому человеку.

Если кто-то любит приветствовать окружающих и говорить им «саляму ‘алейкум», то это указывает на его скромность, это подчеркивает его уважение к другим, указывает на отсутствие в его сердце злобы, высокомерия, зависти.

Воистину, салям сближает мусульман, салям знакомит их друг с другом, салям сеет среди людей любовь и согласие.

Так, давайте же, мои любимые братья и сестра, выполнять этот великий вид поклонения Всевышнему – этот великий вид служения, позволяющий получить Его награду, являющийся причиной для вхождения в Рай, являющийся прекрасной Сунной нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

ОБРАЗ И НОРМЫ БЛАГОПРИСТОЙНОСТИ САЛЯМА

Прежде всего, поговорим о том, что следует говорить тому, кто первым приветствует другого. Ответ на этот вопрос кроется в следующей истории.

 

Однажды, когда наш любимый Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находился в мечети вместе со своими сподвижниками, к нему пришел некий человек и сказал: «ас-Саляму ‘алейкум». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на приветствие этого человека, после чего этот человек сел, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Десять».

Потом пришел другой человек и обратился к присутствовавшим со словами: «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил на его приветствие. Он также сел. А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Двадцать».

Вслед за этим пришел третий человек и поприветствовал Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и присутствующих, но уже словами: «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил и на его приветствие. А когда, тот также сел, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тридцать». Аль-Бухари в “Адабуль-муфрад”, 986. Хадис достоверный. См. “Сахиха”, 183.

 

Что означали эти слова – десять, двадцать, тридцать?

 

Они означали число вознаграждений от Аллаха. Первый человек, который сказал: «ас-Саляму ‘алейкум» получил от Аллаха десять наград.

Второй человек, сказавший «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах» удостоился двадцати наград.

Третий человек, сказавший: «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух» был почтен сразу тридцатью наградами.

 

Эта история учит нас тому, что самой лучшей и самой высшей формой приветствия являются слова «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух». За этими словами, чуть ниже их по достоинству, слова «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах». И, наконец, самое минимальное, чем может ограничиться мусульманин, но это тоже достойные слова, приветствуя другого – это слова «ас-Саляму ‘алейкум».

Ты можешь заработать у Аллаха максимальное вознаграждение, можешь получить меньше этого.

 

«ас-Саляму ‘алейкум» – это пожелание другому мира (саляма), то есть защищенности, сохранности, избавленности от всякого зла.

В словах «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах» к предыдущему пожеланию мира добавляется пожелание обрести «рахмату-Ллах», то есть милость Всевышнего. «Рахма» – это милость, помилование.

В словах «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух» добавляется третье пожелание – пожелание получить от Аллаха баракат. То есть, много благодати. «Барака» – это благодать. То есть, постоянное и все время возрастающее добро, благо.

 

Посмотри, какую прекрасную молитву ты произносишь за людей, когда говоришь им «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух».

Она состоит из трех благопожеланий, каждое из которых является добрым делом. А за каждое доброе дело, как известно, Всевышний Аллах пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Малик, ан-Насаи, 4998; аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман», 24 со слов Абу Са’ида аль-Худри. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир», 336.

 

Итак, мы поговорили с вами о том, что должен говорить тот, кто первым обращается с приветствием к другим. Давайте обсудим, как нужно отвечать на приветствие.

 

Ну, во-первых, надлежит знать о том, что отвечать на приветствие (салям) является обязательным религиозным предписанием. Если человек не ответит поприветствовавшему его, он, тем самым, совершает грех перед Всевышним.

 

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин имеет пять обязанностей по отношению к своему брату по вере: он обязан отвечать на приветствие (салям); говорить чихнувшему «Да помилует тебя Аллах»; отвечать на приглашения; посещать больного; и провожать умершего». Аль-Бухари, 1240; Муслим, 2162.

 

Таким образом, если вас поприветствовали салямом, вам непременно надлежит ответить на приветствие, подчинившись тем самым приказу Всевышнего Аллаха – подчинившись велению Всевышнего, которое передано нам через Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал людям: «Ни в коем случае не следует вам сидеть на дорогах [То есть, на дорогах, где ходят люди]». Когда он сказал это, услышавшие это люди, сказали ему: «Но нам это очень нужно. Ведь там мы собираемся, беседуем друг с другом». Тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться там, то, по крайней мере, воздавайте дороге должное». Люди спросили: «А что значит «воздавать должное дороге?»». Он ответил: «Это значит: нужно опускать взоры [То есть, когда проходят люди не нужно смотреть на них]; второе – никому не причинять вреда; третье – отвечать на приветствие; четвертое – побуждать людей к одобряемым поступкам, и, наоборот, удерживать их от порицаемых деяний». «Сахих» Аль-Бухари, Мухтасар – 1070 (2465).

Обратите внимание! Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорит в этом хадисе о необходимости отвечать на полученное приветствие.

 

Обратиться к верующему с приветствием первым – это, как уже было сказано, замечательное богоугодное деяние, весьма и весьма желательное. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, самыми близкими людьми к Аллаху являются те, кто приветствует других первыми». Этот хадис с хорошим иснадом приводит Абу Дауд.

Что же касается ответа на приветствие, то, как было сказано, оно обязательно!

Если же тех, кого приветствуют несколько человек, то хотя бы один из них обязан ответить на приветствие.

Еще лучше, если ответ дадут все.

 

Так как же отвечать на приветствие (салям)?

 

Самый лучший ответ – слова «уа’алейкумус-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух» или «алейкумус-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух».

Если же человек ограничиться в своем ответе словами «уа’алейкумус-Салям» или словами «алейкумус-Салям уа рахмату-Ллах» – это также приемлемо.

 

Всевышний Аллах сказал, обратившись к верующим в Коране:

«Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает каждую вещь»

Сура 4 “ан-Ниса”, аят 86

В этих словах Создатель приказывает нам отвечать на приветствие еще лучшим приветствием или, по меньшей мере, тем же самым.

Например, если человек скажет тебе «ас-Саляму ‘алейкум», то ответь ему, по крайней мере, словами «алейкумус-Салям». Твой ответ никак не должен быть меньше этого!

Если же тебя поприветствуют словами «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах», то ты обязан ответить «алейкумус-Салям уа рахмату-Ллах» и никак не меньше этого.

В случае же, когда тебя поприветствуют словами «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллахи уа баракатух», твоей обязанностью является дать ответ «алейкумус-Салям уа рахмату-Ллах уа баракатух». Почему?

Потому что Всевышний говорит в вышеприведенном аяте «…или тем же самым», то есть, по меньшей мере, надлежит вернуть человеку то, что он сказал – вернуть человеку точно такое же приветствие. Но еще лучше, если ты ответишь на приветствие более высоким приветствием. Этому побуждает Всевышний Аллах.

Если тебе скажут «ас-Саляму ‘алейкум», то будет лучше и достойнее сказать в ответ «уа’алейкуму-с-Салям уа рахмату-Ллах». Это не обязательно, но желательно.

 

Приказ Аллаха «…отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым» – он касается и вида приветствия, и количества содержащихся в нем слов, и его интонации.

 

Что это значит?

 

Ну, во-первых, ответ не должен быть хуже приветствия по своему виду. Если человек сказал тебе «саляму ‘алейкум», то нельзя говорить ему в ответ «добро пожаловать», или «рады приветствовать вас», или «добрый день» и т.д.

Если ты произнесешь подобного рода ответ даже тысячу раз, ты не выполнишь свою обязанность. И ты совершишь грех, потому что ты ослушиваешься повеления Аллаха «…отвечать на приветствие тем же или лучше».

Ведь этот человек поприветствовал тебя салямом, а это не просто приветствие. Это мольба за тебя! И если ты вместо ответа «алейкумус-Салям» скажешь «добро пожаловать» или «добрый вечер», то твое приветствие, в отличие от его приветствия, не будет содержать мольбы.

 

То же самое касается количества слов, содержащихся в приветствии. Если человек скажет тебе «ас-Саляму ‘алейкум уа рахмату-Ллах», а ты, отвечая ему, ограничишься словами «алейкумус-Салям», то ты совершишь грех и ослушаешься Аллаха, потому что Он приказал тебе отвечать «…тем же самым или лучше».

 

Что касается интонации твоего ответа, то она также не должна быть хуже интонации обращенного к тебе приветствия. Если человек приветствует тебя ясным, громким голосом, то не отвечай ему сквозь зубы, еле ворочая язык. Если он поприветствовал тебя, обратившись к тебе лицом и с улыбкой на устах, а ты, произнося ответ, отвернулся в сторону и скривил щеку, то это также нарушение повеления Аллаха, который повелел тебе «…отвечать лучшим или…», по крайней мере, «…тем же самым».

 

И закончим нашу сегодняшнюю беседу замечательным хадисом, переданным от нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «Поистине Салям – одно из имен Аллаха, установленное Им на земле, так распространяйте же салям меж вами. И, поистине, если человек поприветствует людей, и они ответят ему, то он превзойдет их [Все равно превзойдет их в степени, потому что именно он напомнил им о саляме]. А если они не ответят ему, то ответит ему тот, кто лучше и достойнее, чем они». ат-Табарани, 10391; аль-Баззар, 1999. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

В этом хадисе сказано о том, что Салям – одно из имен Всевышнего Аллаха, установленное Им на земле. Посему надлежит распространять салям среди людей, множить его, делать это приветствие частым, многочисленным.

Имя Аллаха – «ас-Салям», значит «Пречистый, свободный от всех пороков, недостатков и от всего плохого».

В этом хадисе также сказано о том, что человек, который поприветствовал салямом других, становится на ступень выше тех, кого он поприветствовал. Почему? Потому что он произнес салям первым и стал причиной поминания этого имени Аллаха другими.

И в этом хадисе содержится утешение. Утешение тем людям, которые не получают ответ на свои приветствия. Их должно утешить и успокоить то обстоятельство, что им отвечают те, кто лучше и достойнее, чем те, кого они поприветствовали [кто не ответил им], то есть ангелы Всевышнего Аллаха.

 

И я прошу Всевышнего Творца, чтобы Он был доволен всеми вами, и сделал вас из тех, кто часто поминает Его имя.

Я прошу Его возвысить вас и поднять на высокие ступени праведности.

Пусть Аллах хранит вас.


© Ссылка на форум:

https://asar-forum.com/viewtopic.php?t=15114


Поделиться: